Главная / Русский язык и литература / Предметная неделя «Наш дар бессмертный – речь!»

Предметная неделя «Наш дар бессмертный – речь!»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ № 6»

_________________________________________________________________________________________________________________________________












Методическая разработка

Предметная неделя













Преподаватель

Сергеева Инна Витальевна











Предметная неделя


«Наш дар бессмертный – речь!»




Язык есть исповедь народа,

В нем слышится его природа,

Его душа и быт родной…

П. Вяземский







Содержание


Предисловие ………………………………………………………… 4

Тематическая линейка ……………………………………………… 5

Игра – путешествие «В мире слов» ………………………………. 7

Встреча с русским романсом ……………………………………… 16

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» (Фразеология)….... 21

Устный журнал «Русский язык – нам есть чем гордиться!»…… 26

Военная тема в творчестве поэтов – бардов …………………….. 36

Олимпиада ………………………………………………………….. 44

Викторина …………………………………………………………… 54

Литература…………………………………………………………... 63











Предисловие


Внеклассная работа по русскому языку и литературе, культуре речи является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы и подчинена общим целям образования и воспитания обучающихся. Связано это с необходимостью укрепления роли русского языка в усвоении обучающимися всех знаний в целом, упрочения его фундаментального значения для общего образования и развития. В то же время, и со стороны самих подростков растет живой интерес к слову. Стремление правильно и выразительно строить свою речь.

Внеклассная работа имеет свое собственное содержание, свою специфику в организации и проведении, свои формы и методы. Цели и задачи внеклассных занятий существенно отличаются от целей и задач уроков:

  • привить любовь к русскому языку и литературе;

  • пробудить интерес к русскому языку и литературе как учебному предмету;

  • повысить общую языковую культуру;

  • углубить и расширить знания, получаемые на уроках;

  • расширить кругозор обучающихся.

Содержание Предметной недели весьма разнообразно. В ее рамках можно проводить викторины, устные журналы, олимпиады, интеллектуальные игры, встречи с творчеством поэтов и писателей…

Обучающиеся стремятся к профессионально­му самоутверждению. Учебная деятельность становится сред­ством реализации жизненных планов будущего, а основным внутренним мотивом для большинства из них является ориентация на результат. Для подростков ха­рактерным является заметное повышение интереса к уче­нию, т. к. учение приобретает для них непосредственно жиз­ненный смысл в связи с осознанием знаний и умений как необходимого условия достойного участия в будущей жиз­ни.

Важный вопрос, решение которого требует творчес­кого подхода со стороны преподавателя, — реклама Предметной недели, создание необходимой мотивации. Гово­ря современным языком, грамотный ПИАР способен при­влечь гораздо большее количество участников, нежели мотивация по принципу «кнута». Кроме того, если под­ведение итогов проводить на общем собрании или линейке — мероп­риятии, где обычно присутствует большинство обучающихся, разместить красочно оформленные результаты на доске объявлений, то интерес широких слоев «лицейского населения» к данному виду учебной деятельности значительно возрастет.




«В мире слов»

(Игра - путешествие)


Умен ты или глуп,

Велик ты или мал,

Не знаем мы, пока

Ты слово не сказал!

Саади




Цели.

  • Формировать умение выполнения основных мыслительных операций (классификация, анализ и синтез).

  • Развивать теоретическое мышление, умение действовать самостоятельно.

  • Воспитывать интерес к русскому языку как предмету изучения.




Оборудование.

  • Карточки – задания, карта «мира слов», маршрутные листы, аудиозаписи.


Этапы маршрута:

  • Река Вопросов

  • Долина Слов

  • Болото Ошибок

  • Пик Остроумия

  • Роща Загадок

  • Пустыня Мираж

  • Озеро Шутка




Преподаватель. Сегодня вы отправитесь в путешествие по миру Слов. В пути вам встретятся препятствия (река Вопросов, долина Слов, болото Ошибок, роща Загадок, пустыня Мираж, озеро Шутка). К этому путешествию вы готовились весь учебный год – повторяли правила написания разных частей речи, учились находить в тексте синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, выразительные средства речи, изучали произведения русских поэтов и писателей XIX века. Все эти знания пригодятся в пути к пику Остроумия. В дорогу отправятся две команды – Грамотеи и Книгочеи. Ту из них, что первой покорит пик Остроумия, ждет награда – звание «Знатоки русского языка». Каждая команда пойдет своим маршрутом (капитаны получают маршрутные листы). Итак, в путь!



Река Вопросов


Вопросы.


  1. Стихотворение И. С. Тургенева в прозе о языке. («Русский язык»)

  2. Фамилия известного автора-составителя словаря. (Даль В. И.)

  3. Раздел науки о языке, изучающий части речи. (Морфология)

  4. Вид работы по русскому языку, в котором учащий­ся имеет возможность изложить свое мнение? (Со­чинение)

  5. Как называются слова, пришедшие в русский язык из других языков? (Заимствованные)

  6. Как называется разговор двух или более лиц? (Диалог)

  7. Какой тип речи очень напоминает геометрическую теорему? (Рассуждение)

  8. Как звали братьев-монахов, которые в IX веке со­здали славянский алфавит? (Кирилл и Мефодий)

  9. Что такое русский язык? (Наука)

  10. Как в современном языке звучит древнерусское слово «град»? (Город)

  11. Что означает фразеологизм «дамоклов меч»? (Угроза)

  12. Какое местоимение нужно прибавить к другому, чтобы получились овощи? (ТЫ к ВЫ)

  13. Сколько «а» в слове сорока? (Сорок «а»)

  14. Какая приставка в слове «прекрасный»? (пре-)

  15. Какой раздел науки о языке изучает звуки? (Фоне­тика)


Долина Слов


Командам раздаются листы с заданиями.


1. Клетка

Заполнить пустые клетки буквами, чтобы в каждом ряду можно было прочитать слово, начинающееся и за­канчивающееся буквой К.


К




К

К




К

К




К

К




К

К




К

К




К

К




К

К




К


2. Кто больше?

hello_html_m3783e450.jpg



Какие слова, состоящие из трех букв, вы можете вспомнить?


3. Ступеньки

Вписать в кружки слова, начинающиеся с буквы С (варианты К, П, Т и т. д.)


hello_html_m6e0b9a54.jpg

Болото Ошибок


Задание: Исправьте «сочинизмы» и «изложизмы» школьников.


  • Онегину нравился Байрон, поэтому он и повесил его над кроватью.

  • С Михаилом Юрьевичем Лермонтовым я познако­милась в детском саду.

  • Язык у Базарова был тупой, а потом заострился в спорах.

  • Старый князь Болконский не хотел свадьбы сына с Наташей Ростовой и дал ему год условно.

  • Андрей Болконский считал, что добьется славы, сидя не в кабинете, а на месте сражения.

  • Иван Денисович видится нам всего один день.

  • Писатель в своих произведениях показывает нам простой язык.

  • Пушкин пришел ко мне с колыбелью.

  • В библиотеке стояли столы и ребята, заваленные книгами.

  • Муму прижалась к стенке, когда подошла барыня и оскалила зубы.

  • Белозубый Витя и его светлые глаза смотрят вдаль.

  • Бойцы жалели голодных детей и давали им кон­сервные банки.

  • В заповеднике живут звери, которые давно вы­мерли.

  • В музее природы есть рысь, бобер, олень и дру­гие товарищи.

  • В лесу было тихо, но за углом выли волки.

  • Халат Обломова весь запотел, встрепался и обле­жался до нитки.

Пик Остроумия


Для того, чтобы получить звание «Знатоки русского языка» необходимо ответить на вопросы теста.


I. Найдите «четвертое лишнее» в группе слов:

  1. слон

  2. слоненок

  3. слоны

  4. слонов

Ответ: 2.

II. Каким способом образовано слово захолустный ?

  1. приставочным

  2. суффиксальным

  3. нулевой суффиксацией

  4. приставочно-суффиксальным

Ответ: 4.

III. Алфавит, которым мы пользуемся, называется:

  1. глаголица

  2. кириллица

  3. крапивница

  4. латиница

Ответ: 2.

IV. Какое значение обычно имеют служебные части речи?

  1. лексическое

  2. грамматическое

  3. графологическое

  4. лексико-грамматическое

Ответ: 2.

V. Слова, вышедшие из употребления в связи с исчез­новением тех реалий действительности, которые они обозначали, называют:

  1. историзмы

  2. архаизмы

  3. диалектизмы

  4. устаризмы

Ответ: 1.

VI. В каком случае в корне пишется буква и:

  1. соч...тать полезное с приятным

  2. пот...рать руки

  3. заб...лить стенку

  4. расст...лить карту

Ответ: 2.





VII. Где пишутся две буквы с?

  1. ра...читать

  2. ра...чет

  3. ро...черк

  4. ра...чистили

Ответ: 1.

VIII. Раньше знаки препинания носили другие назва­ния. Например, восклицательный знак— «удивный»; точка с запятой — «полуточие» (т. е. ослабленная точ­ка); тире— «молчанка, пресекательный знак». Как называлась запятая?

  1. вдохновение

  2. отдохновение

  3. затемнение

  4. преступление

Ответ: 2.

IX. Какое из данных словосочетаний не является фразеоло­гическим:

  1. берет деньги

  2. страх берет

  3. берет на поруки

  4. берет на прицел

Ответ: 1.

X. Какое слово не является однокоренным с другими словами:

  1. основа

  2. основательный

  3. сон

  4. снует

Ответ: 2.

XI. Какое слово отличается от других по числу:

  1. брюки

  2. щипцы

  3. чернила

  4. листва

Ответ: 4. (листва — единственного числа).

XII. Найдите неправильную форму родительного па­дежа множественного числа:

  1. чулок

  2. носок

  3. ботинок

  4. помидоров

Ответ: 2.

XIII. Что вы делаете, когда доедете на автобусе до нужной остановки?

  1. сходите

  2. выходите

  3. переходите

  4. встаете

Ответ: 2.


XIV. Как называются в языке слова – близнецы, одинаковые по форме, но не имеющие ничего общего по смыслу?

  1. синонимы

  2. омонимы

  3. антонимы

  4. паронимы

Ответ: 3.

XV. Как называются слова, которые совсем недавно появились в нашей речи?

  1. неологизмы

  2. неандертальцы

  3. ниагарцы

  4. нео

Ответ: 1.





Роща Загадок

Нужно расшифровать слова так, чтобы каждый символ основы являлся первой буквой поясняющего слова. Кроме этого, нужно, чтобы получилось имеющее смысл предложение, состав­ленное по принципу телеграммы.

Например, основа: ВНУЧКА

Расшифровка: Выезжаю Новгород Утренним Чайник Купила Аня.

Слова для расшифровки: ОСЛИК, ТУРНИР. Второй команде: МАШИНА, КИПАРИС. Третьей команде: СТУДЕНТ, ВЕСНА.






Пустыня Мираж

В течение пяти минут нужно написать рассказ, в котором все слова будут начинаться на одну букву. Например, П: «Павел Петрович привез папе потрясающего попугая Петьку. Петька пожелал по­лакомиться пломбиром папы. Папа присел, погладил Петьку, посмеялся. Покуривая, Павел Петрович поглажи­вал попугая: «Прощай, Петька!» Или М: «Машина мчалась мимо метро. Мама медлила. Малолетний Миша мимохо­дом мял мамино манто. Милиционер махал маме».

Побеждает та команда, в рассказе которой слов больше.








Озеро Шутка

1. Угадайте слово по шутливой характеристике.


1) Не цветы, а вянут; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. Это... (Уши)

2) Ее толкут, носят решетом, в нее прячут концы не­честные люди. Что это? (Вода)

3) Он в голове у несерьезного человека, его совету­ют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают деньги и слова. Это... (Ветер)

4) Его вешают, приходя в уныние; всюду суют, вме­шиваясь не в свое дело; им клюют; его задирают; на нем ставят зарубки; его натягивают, стремясь кого-то одура­чить. Что это? (Нос)

5) Его проглатывают, за него тянут или дергают, настойчиво заставляя высказываться. Что это? (Язык)

6) Его иногда приходится держать, не занимая при этом руки; ним можно лезть в карман. Что это? (Слово)


2. Попробуйте дать шуточные толкования следующим словам:

Первой команде: астрология, ба­ранка, весельчак, головотяп, джинсы, дурман, жатва, заморыш, курятник, отрасль.


Второй команде: жаргон, заголовок, изверг, проигрыватель, простынь, саженец, соска, стриж, тысячелистник, хлопоты.


Третьей команде: пломбир, противень, сте­нография, четвертовать, этажерка, бездарь, волнушка, грабли, графин, драп.


Варианты ответов:

Астрология — раздел ботаники, разведение астр

Баранка — овца

Бездарь — тот, кому ничего не подарили

Весельчак — гребец

Волнушка — мелодрама

Головотяп — палач

Грабли — воровской инструмент

Графин — муж графини

Джинсы — чета джиннов

Драп — бегство

Дурман — глупый человек

Жаргон — аспирин

Жатва — обмен рукопожатиями

Заголовок — затылок

Заморыш — человек, вернувшийся из кругосветного путешествия

Изверг — действующий вулкан

Курятник — комната для курения

Отрасль — борода

Пломбир — стоматолог

Проигрыватель — игрок-неудачник

Простынь — насморк

Противень — мерзавец, гадкий тип

Саженец — рецидивист

Соска — радиограмма о помощи

Стенография — надписи на стенах

Стриж — парикмахер

Тысячелистник — толстый роман

Тычинка — указательный палец

Хлопоты — аплодисменты

Четвертовать — выставить оценки за четверть

Этажерка — соседка по этажу


Подведение итогов, награждение команды – победителя.



































Встреча с русским романсом


Когда строку диктует чувство,

Оно на сцену шлет раба,

И тут кончается искусство,

И дышат почва и судьба.

Б. Пастернак







Цели.

  • Помочь учащимся более глубоко понять русскую культуру посредством романсов.

  • Воспитывать уважительное отношение к культуре своего народа.

  • Формировать умения вдумчивого анализа прослушанного, тренировать память, развивать творческие способности.






Оборудование.

  • Аудиозаписи романсов, созданных русскими поэтами и композиторами, слайды.







Звучит «Романс о романсе».

Ведущий. Русский романс... Любимый и забытый, популярный, томительный, рвущий душу, грустный и даже жестокий, волнующий, удивительный.

Романс никого не оставит равнодушным, он входит без стука к нам в душу, тревожит сердце.

Звучит романс «Свеча горела» (стихи Б. Пастернака).

Ведущий. Чей рот ехидная гримаса

Терзает, бог его простит.

Сословье русского романса

Опять и в силе, и в чести.

Певицы шарф летит, как лебедь,

Чтоб в нас проник до самых жил

Тот детский лепет, детский лепет,

Который Кукольник сложил.

Словарь, беспомощный и страстный,

Кричит, как грешники в аду,

И с той безвкусицей прекрасной

Душа - смешно сказать - в ладу.

И правда, что нам в нем, - в романсе!

Но он - знакомой силы знак.

Что в нас-то, если взять нас в массе,

Ослабла ревность? Как не так!

А посмотреть с другого боку,

Кто и зачахнет - не беда:

Проявим дружбу - слава богу,

Цветы в продаже есть всегда...

Но в зале - светопреставленье!

И только в том его исток,

Что здесь любовь (не проявленье!)

Вопит, забыв про стиль и слог.

И молвить слово и молчать я

Страшусь в пути на Разгуляй.

Не проявляй ко мне участья,

Не проявляй, не проявляй.

(Ю. Ряшенцев.)

Звучит романс «Не уходи, побудь со мною».

Ведущий. Судьба романса полна превратностей. На заре сво­ей в Испании он терпел гонения: народность, простонародность - как противовес официальному пению. Времена менялись, менялся романс. То поднимался до вершин классики, то опускался до самопародии. А люди пели. И поют. Из поколения в поколение.

Звучит романс «Белой акации».


Ведущий. Слова благодарности создателям русских романсов мы адресуем как поэтам, так и композиторам, как именитым, так и не очень. Сами авторы, порой, не прочили им такой судьбы. Имена многих забыты, но они заслуживают нашей безграничной благодарности.hello_html_27e075c2.gifhello_html_55f5a8ea.gifhello_html_m7db1cad5.gifhello_html_m67aee5be.gifhello_html_62719af.gif Русский романс в главной своей части - это вели­кая поэзия. И Пушкин, и Лермонтов, и весь поющийся Фет, и даже ушедший в философскую думу Тютчев... А Денис Давыдов, Бара­тынский, А. К. Толстой...

В пушкинские времена романс определяли как песню, лирическое стихотворение для пения с музыкой. Слава бо­гу, первоклассных лирических стихов русской поэзии не занимать! Они сами просились на музыку. И часто получали ее из лучших рук.

Сначала в жанре романса в России работали известнейшие композиторы Глинка, Доргомыжский, позднее Бородин, Мусоргский, Чайковский, Римский-Корсаков. Известные поэты, такие как Пушкин, Лермонтов, Некрасов, также сыграли огромную роль в становлении русского романса.

Звучит романс «Я вас любил».

Ведущий. Судьбы великих поэтов и композиторов нашли свое продолжение в романсах. Средь шумного бала случайно встретились... Она — Софья Андреевна Миллер, которая была уже замужем. И он Алексей Константинович Толстой. Вот некоторые строки из его писем к ней: «Думая о тебе, я в твоем образе не вижу ни одной тени, ни одной. Все вокруг свет и счастье». «Посылаю тебе свою душу — да будет она всегда с тобой».

Чайковский, не менее трепетная натура, написал музыку к этой трогательной любви.

Звучит романс «Средь шумного бала».

Ведущий. Интересна история создания романса «Я встретил вас» на волнующие слова Тютчева Ф. И.

Еще в 19-летнем возрасте Федор Тютчев встретил Амалию Леркенфельд. Но так случилось, что их счастливые отношения длились недолго. Замуж выходит Амалия, женится и Тютчев. У каждого по-своему сложилась жизнь. Но, будучи в 67-летнем возрасте, Тютчев встречает Амалию. Именно в это время он пишет идущие от сердца слова проникновенного романса.


Звучит романс «Я встретил вас».


Ведущий (продолжает). И последний раз они встретились уже перед самой смертью Тютчева. Амалия навещала больного Тютчева.

Часто в дороге человек вспоминал, сам не желая этого, далекие дни счастья, милые дорогие сердцу образы; да всего и не упомнишь, что проходит перед внутрен­ним взором человека за долгие часы, а порой и дни, дороги...


Звучит романс «Утро туманное, утро седое...» на стихи И. Тургенева «В дороге».





Ведущий. Воспоминания... Они живут в нашей душе, сладо­стно волнуя:

«... обильные страстные речи, взгляды, так жадно, так робко ловимые, первые встречи, последние встречи, тихого голоса звуки любимые». И вот, словно вторя им, неизвестный автор умо­ляет: «Побудь со мной! Не уходи!»

Не уходи, останься, подожди,

Слезливый месяц с прошлою водою.

Побудь еще мгновение со мною,

Пусть ветви голы и секут дожди.

Пусть эхом непогоды городской

На мутном небе вспыхивают зори,

Пусть чьи-то губы шепчут чьи-то зовы,

Но ты не уходи, замри, постой...

Не уходи, останься, не спеши...

Мне без тебя бывает очень горько,

И осени прозрачная настойка

Не наполняет пустоту души.

Не надо зла! Долой немой испуг!

Долой морозный выверченный посвист:

Все зимы - после; снеги, вьюги - после!

Сейчас одно: смешенье губ и рук.

Люби меня и смехом, и слезой,

И жаворонка трелью невесомой,

И голубой, торжественной звездой

Над крышей нам назначенного дома.

Не уходи, останься, подожди...

(«Романс» А. Богословский)


Ведущий. История любви русского путешественника Рязанова и дочери губернатора Сан-Франциско Кончиты не оставила равнодушными композитора Рыбникова и поэта Вознесенского.

Звучит романс «Ты меня на рассвете разбудишь».

Ведущий (продолжает). Кончите — 16 лет. Для об­ручения влюбленных необходимо было разрешение Папы Римского и царя Александра I. Не получив его, они обручились тайно. Рязанов уезжает в путешествие в Сибирь. Там он проваливается под лед, заболевает и умирает. А Кончита ждет, она в неведении. Только спустя 36 долгих и томительных лет она узнает о смерти Рязанова. Горе ее велико: в своем городе Сан-Франциско она стала первой монахиней. Трепетные звуки романса затрагивают самые глубокие струнки души.

Звучит романс «А напоследок я скажу».





Ведущий. Вы узнали этот прекрасный романс из фильма Э. Рязанова «Жестокий романс».

Романс — истинное украшение многих фильмов, пьес. Фильм прошел, а романс живет.

К сожалению, равнодушие стало нормой нашей жизни, мы перестали радоваться и удивляться прекрасному.

Может, такие встречи, как сегодня, сделают нас более человечными, более чуткими к окружающим, добрыми, наконец. К словам «красота спасет мир» хочется добавить... и доброта! Будьте добрыми... Пусть звуки русского романса живут с вами всегда!


Звучит песня «Как упоительны в России вечера».

























































«Что? Где? Когда?»

(интеллектуальная игра)





Тема.

  • Фразеология.




Цели.

  • Систематизировать знания учащихся по теме «Лексика и фразеология».

  • Продолжить работу над формированием выразительности речи, умением владеть словом.

  • Воспитывать любовь к родному слову.





Оборудование.

  • Слайды, демонстрационный и раздаточный дидактический материал, аудиозаписи.





План.

  1. Вступительная часть.

  2. Интеллектуальная игра.

  3. Домашнее задание.




«Неспроста и не с пуста

слово молвится»



В середине XX века ученые – лингвисты заметили, что кроме огромного количества слов, составляющих язык, есть еще особый пласт – несколько десятков тысяч устойчивых сочетаний, которые, как и слова, помогают нам строить речь. Причем речь образную, особенно емкую. Так родился новый раздел науки о языке – фразеология. Фразеология еще очень молода, и хотя, за прошедшие годы сделано немало, далеко не все тайны открыты. И мы с вами попытаемся проникнуть в некоторые из них. Помогут нам участники интеллектуальной игры под названием «Что? Где? Когда?» Поприветствуем их команду!

Звучит музыка. Команда знатоков рассаживается на своих местах.


Давайте вспомним, что такое фразеологизмы. (Фразеологизмы – несвободные целостные единицы, которые не создаются в процессе общения, а воспроизводятся в готовом виде.)

На какие группы делятся фразеологизмы по происхождению? (Исконно русские и заимствованные.)

Назовите особенности фразеологизмов. (Не создаются говорящими, а воспроизводятся в готовом виде; слова во фразеологизме теряют свою смысловую самостоятельность; во фразеологизме нельзя заменять слова по своему желанию.)

Как вы думаете, для чего нужны фразеологизмы в речи? (Фразеологизмы обладают большими стилистическими возможностями, делают речь красочной, образной.)

В каких стилях речи чаще всего используются фразеологизмы? (В разговорном стиле, публицистическом, в художественной литературе.)

А теперь напоминаю правила викторины: игра идет до 6 очков. Номер вопроса будет определять волчок. На обдумывание каждого вопроса дается не более 2 минут. За правильный ответ – одно очко. Внимательно слушайте вопрос. Не суетитесь! Итак, начинаем!


Звучит музыка.

Что наша жизнь? Игра!

Добро и зло – одни мечты!

Кто прав, кто счастлив?

Сегодня ты, а завтра я!

Так бросьте же борьбу,

Ловите миг удачи!

Пусть неудачник плачет! –

Кляня свою судьбу!





Вопросы викторины.


Слайд 2.

1. У древних славян существовал обычай «перемывать косточки».

Вопрос: что значит этот фразеологизм и что это за обычай?

(Фразеологический оборот перемывать косточки является синонимом глаголов сплетничать, злословить, судачить о ком-либо. Этот оборот связан с существовавшим в древности у славян обрядом так называемого вторичного захоронения. Спустя несколько лет после похорон умершего для очищения его от грехов и снятия заклятия его останки (то есть кости) выкапывались и перемывались. Этот обряд сопровождался воспоминаниями о покойном, оценками его характера, поступков, дел, мыслей и т.п. Таким образом, выражение перемывать кости первоначально имело самый прямой смысл и только со временем было образно переосмыслено.)


2. А теперь – черный ящик. Если вы правильно объясните смысл и происхождение фразеологизма, то ответите на вопрос, что находится в черном ящике.

(Тянуть канитель. В старину медные, золотые и серебряные нити для церковных риз, офицерских эполет и для вышивки по бархату изготовляли вручную, кустарным способом: раскаляли металл и осторожно вытягивали клещами тонкую проволоку, которая называлась канитель. Делалось это очень долго, поэтому стали говорить канитель тянуть, то есть медлить, мешкать. Отсюда и слово проволочка – одного корня с проволокой, которую приходится очень долго волочить, тянуть.)


Слайд 3.

3. Этот вопрос пришел из глубины веков. «В академии наук заседает князь Дундук».

Вопрос: что обозначает это выражение?

(Так отреагировал А.С. Пушкин на назначение М.А. Дондукова-Корсакова вице-президентом Академии наук. Дундуком в те времена называли неповоротливого, бестолкового человека. После эпиграммы этим прозвищем стали именовать и высокопоставленных невежд.)


Слайд 4.

4. Издавна живут в нашем языке выражения, порожденные греческой мифологией: ящик Пандоры, прокрустово ложе, нить Ариадны. За каждым из них стоит общественный миф.

Вопрос: расскажите о происхождении фразеологизма «нить Ариадны» и объясните смысл этого выражения, употребляемого в настоящее время.

(Выражение связано с мифом о Тесее, афинском герое, который убил чудовище – Минотавра, полубыка–получеловека. Обреченный на съедение Минотавру, обитавшему в лабиринте, Тесей воспользовался нитью, которую дала ему Ариадна, полюбившая героя. Эту нить Тесей прикрепил у входа в лабиринт и во время пути разматывал ее, что и помогло ему найти выход. В настоящее время это выражение обозначает способ выйти из затруднительного положения.)



Слайд 5.

5. Всем нам знакомо выражение «шарашкина контора».

Вопрос: каков смысл этого выражения? Как оно появилось?

(Этот фразеологизм возник в живой разговорной речи и имеет негативный характер. Слово шарашкина связано этимологически со словом шарашь (шваль, голытьба, жулье). Если так, то шарашкина контора буквально означает: контора жуликов, обманщиков.)


Слайд 6.

6. Дом сгорел дотла.

Вопрос: что такое «тло»?

(«Тло» – это забытое ныне именование фундамента дома.)


Слайд 7.

7. К кому обращался за помощью наш предок в стародавние языческие времена, если считал, что на него ополчились злые духи? Конечно, к своему покровителю – пращуру!

Вопрос: теперь вспомните, какие слова он при этом произносил?

(«Чур, меня», то есть буквально: «Пращур, спаси меня!» Теперь христиане говорят: «Господи, спаси меня!»)


Слайд 8.

8. В Зимбабве говорят: «За один день слоновая туша не испортится».

Вопрос: найдите русский аналог этой поговорки.

(Работа не волк – в лес не убежит.)


Слайд 9.

9. Внимание на экран. Закончите фразу: «Барана бойся спереди, коня – сзади, а злого человека…»

(Со всех сторон.)


Слайд 10.

10. Французский полицейский де Сартин, занимаясь расследованием запутанных преступлений, нередко повторял себе под нос как заклинание одну и ту же фразу. Говорят, что благодаря этой особенности его за глаза называли женоненавистником.

Вопрос: как звучит эта фраза?

(«Шерше ля фам!» – ищите женщину.)


11. А теперь – черный ящик. Этот предмет был необходим для решения спорных вопросов.

Вопрос: что это за предмет?

(Помимо суда в прежние времена существовал иной способ решения спорных вопросов – жребий. В ход шли шляпа и мелкие предметы (монеты, пуговицы и т.д.). Прежде чем эти предметы попадали в шляпу, один из них надо было пометить. Кто-то тянул жребий – и все, проблема исчерпана.)


Слайд 12.

12. Использование фразеологизмов обогащает речь, а знание их происхождения открывает нам глаза на многие интересные факты из истории нашего народа.

Вопрос: что обозначает слово нос в выражении «зарубить на носу»?

(Зарубить на носу означает запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда. Многим представляется, что сказано это не без жестокости: не очень-то приятно, если тебе предлагают сделать зарубку на собственном лице. Напрасный страх. Слово нос тут вовсе не обозначает орган обоняния, а всего лишь памятную дощечку, бирку для надписей. В древности неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и на них зарубками делали всевозможные заметки. Эти бирочки и назывались носами.)


Игра с болельщиками.

1. Есть ли у земли лицо? (Стереть с лица земли.)

2. Может ли горе быть в жидком состоянии? (Хлебнуть горя, испить горя.)

3. Есть ли глаза у опасности, правды, смерти? (Смотреть в газа правде, опасности, смерти.)

4. Какое блюдо бывает в голове у некоторых людей? (Каша.)

5. Может ли вопрос заболеть? (Больной вопрос.)

6. Из какого фразеологизма инопланетяне могли бы заключить, что у человека не две ноги, а больше? (Бежать со всех ног.)


Звучит музыка.


Сегодня мы еще раз убедились в том, что фразеологизмы делают нашу речь более емкой, образной, выразительной. Закончить наш разговор о словах и выражениях мне хотелось бы стихотворением Вадима Шефнера, которое называется «Слово».

Много слов на земле. Есть дневные слова,–

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть слова – словно раны, слова – словно суд,–

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке у нас есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

Пусть разменной монетой не служат они,–

Золотым эталоном их в сердце храни!

И не делай их слугами в мелком быту –

Береги изначальную их чистоту…



Домашнее задание. Сочинение «Фразеологизмы в моей речи».



Русский язык – нам есть чем гордиться

(устный журнал)


Борьба за чистоту,

за смысловую точность,

за остроту языка

есть борьба за

орудие культуры.

Максим Горький


Язык не может быть плохим или хорошим...

Ведь язык - это только зеркало.

То самое зеркало, на которое глупо пенять.

С. Довлатов



Цели.

  • Расширить представления о русском языке и культуре речи.

  • Развивать чувство языкового вкуса.

  • Воспитывать уважение, любовь к родному языку.



Оборудование.

  • Отрывки из книги И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев», музыка из одноименного кинофильма, текст выступления адвоката Ф.Н. Плевако, стихотворение А. Кочеткова, музыка из кинофильма «Ирония судьбы».




Предварительная работа.

  • Сочинение «Русский язык в моей жизни».


1-й ведущий. Наша речь — самое уди­вительное и прекрасное из всего, создан­ного человеком.

2-й ведущий. Без нее невозможна пол­ноценная жизнь. Благодаря ее величеству речи получили развитие наука и техника, литература и искусство.

1-й ведущий. Значение языка нельзя переоценить, ведь именно слово помога­ет нам понять и полюбить друг друга!

2-й ведущий. Давно доказано, что рус­ский язык — один из богатейших языков мира.

1-й ведущий. Но именно поэтому овла­деть им непросто.

2-й ведущий. Ты так думаешь?

1-й ведущий. Для того чтобы наша речь стала правильной и красивой, чтобы она помогала поворачивать душу собеседни­ка к добру, нужно многое знать, понимать и чувствовать!

2-й ведущий. Ты прав. Но как разоб­раться во всем этом? Ведь мы, подростки, не любим «тормозов и правил»!

1-й ведущий. Но без тормозов и правил нельзя прожить на свете. Тому свидетель любой автомобилист, пилот, медик, юрист и строитель... Правила и закон — это то, что помогает построить мост и компью­тер, то, что правит миром! Как же обой­тись без правил?

2-й ведущий. Значил, сегодня мы собра­лись на наш устный журнал, чтобы поговорить о некоторых правилах нашей речи?

1-й ведущий. Именно! Итак, первая страница журнала — «Русский язык — один из богатейших языков мира».

Учащийся 1. То, что многие поэты и мыс­лители, ученые и художники отмечали яр­кость, богатство, выразительность и гиб­кость русского языка, ни для кого не сек­рет.


Учащиеся читают высказывания о русском языке.


Учащийся 2. Действительно, русский язык богат, и с этим не поспоришь. Ну, а если кто-то не умеет точно назвать тот или иной предмет, описать его признаки и показать свое отношение к нему, то это его личные проблемы?

Учащийся 1. Да, но проблемы разрешимые. Просто надо чаще думать, наблюдать и «мотать на ус». Вспомним книгу Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев».


Ребята разыгрывают сценку из книги.


Автор. В день смерти своей тещи пред­водитель дворянства Ипполит Матвеевич Воробьянинов зашел в погребальную кон­тору «Безенчук и нимфы».

Воробьянинов. Умерла Клавдия Ива­новна.

Безенчук. Ну, Царствие небесное. Пре­ставилась, значит, старушка... Старушки, они всегда преставляются... Или Богу душу отдают, это смотря какая старушка. Ваша, например, маленькая и в теле — значит, преставилась. А, например, кото­рая покрупнее да похудее — та, считает­ся, Богу душу отдает...

Воробьянинов. То есть как это считает­ся? У кого это считается?

Безенчук. У нас и считается. У мастеров. Вот вы, например, мужчина видный, воз­вышенного роста, хотя и худой. Вы, счи­тается, ежели, не дай Бог, помрете, что в ящик сыграли. А который человек торго­вый, бывшей купеческой гильдии, тот, зна­чит, приказал долго жить. А если кто чи­ном поменьше, дворник, например, или кто из крестьян, про того говорят: переки­нулся или ноги протянул. Но самые могу­чие когда помирают, железнодорожные кондуктора или из начальства кто, то счи­тается, что дуба дают. Так про них и гово­рят: «А наш-то, слышали, дуба дал».

Автор. Потрясенный Ипполит Матвее­вич спросил:

Воробьянинов. Ну, а когда ты помрешь, как про тебя мастера скажут?

Безенчук. Я человек маленький. Ска­жут: гигнулся Безенчук. Мне дуба дать или сыграть в ящик — невозможно: у меня комплекция мелкая...


Учащийся 2. Ну, это обычные изыски са­тириков, их хлеб насущный: «гигнулся, перекинулся, ноги протянул»... За день­ги и не такие словечки можно придумать. А вот что, на мой взгляд, действительно помогает передать чувства и пережива­ния, так это искренность и умение владеть голосом...

1-й ведущий. Стоп! Стоп!

2-й ведущий. Как раз этому посвящена вторая страница устного журнала.

1-й ведущий. То, что о человеке многое можно узнать по его голосу, — новостью не назовешь.

2-й ведущий. Однажды к Сократупривели человека, о котором он должен был высказать свое мнение. Мудрец дол­го смотрел на него, а потом воскликнул: «Да заговори же ты, наконец, чтобы я мог тебя узнать!»

1-й ведущий. Можно привести много примеров отношения к слову у древних народов. Так, в древнеиндийском стихот­ворении читаем:

Черным - черна, однажды затесалась

Ворона между черными дроздами.

Ее никто не распознал бы в стае,

Сумей она попридержать язык!

1-й ведущий. Есть такое слово — инто­нация. О том, зачем она нужна в нашей речи, нам расскажет преподаватель.

Преподаватель Интонация — важнейшее средство выразительности речи. С помо­щью интонации мы можем не только вы­разить тончайшие оттенки мысли и чув­ства, но добиться того, чтобы сказанное слово приобрело смысл, прямо противопо­ложный своему прямому значению. На­пример, слово «хорошо» имеет значение одобрения, но в разных ситуациях, произнесенное с разной интонацией, может приобрести совершенно противополож­ное значение.

2-й ведущий. Владение голосом, между тем, еще и ценное профессиональное ка­чество, нужное представителям разных профессий: педагогам и артистам, дикто­рам и юристам...

1-й ведущий. Выдающийся адвокат Ф.Н.Плевако лучше многих понимал, насколько важны тон и музыка речи, по­тому он стал тем юристом, на опыте ко­торого учатся коллеги во всем мире.

2-й ведущий. Однажды Плевако высту­пал в защиту бедной старушки, укравшей чайник...

Преподаватель читает текст.


Преподаватель. Старушка украла чайник стоимостью около 50 копеек. Она подлежала суду присяжных. Прокурор решил заранее па­рализовать влияние защитительной речи Плевако и сам высказал все, что можно было сказать в защиту старушки: бедная старушка, горькая нужда, кража незначи­тельная, подсудимая вызывает не него­дование, а только жалость. Но собствен­ность священна, все наше гражданское благоустройство держится на собствен­ности. Если мы позволим потрясать ее, страна погибнет.

Поднялся Плевако:

Много бед, много испытаний при­шлось претерпеть России за ее больше чем тысячелетнее существование. Печенеги терзали ее, половцы, татары, поляки. Двунадесять языков обрушились на нее, взя­ли Москву. Все вытерпела, все преодолела Россия, только крепла и росла от ис­пытаний. Но теперь, теперь...

Старушка украла старый чайник це­ною в 30 копеек. Этого Россия уж, ко­нечно, не выдержит, от этого она погиб­нет безвозвратно.

Речь Плевако стала решающей для присяжных. Они оправдали старушку.

1-й ведущий. Владеть голосом — это лишь полдела. Без умения выразить свою мысль четко и образно ничего не добь­ешься. Этому тоже нужно учиться. Сей­час мы увидим результат такой кропотли­вой работы. Вот, кажется, обычное стихот­ворение, а по сути — маленькое чудо. Ведь в его строках поэт Александр Кочетков передал то, что передать невозможно. Перед нами оживает душа, скорбящая о потере любимого человека.


Юноша.

Как больно, милая, как странно,

Сроднясь в земле, сплетясь ветвями,

Как больно, милая, как странно

Раздваиваться под пилой.

Не зарастет на сердце рана.

Прольется светлыми слезами.

Не зарастет на сердце рана,

Прольется пламенной смолой.

Девушка.

Пока жива, с тобой я буду —

Любовь и смерть неразделимы;

Пока жива, с тобой я буду —

Любовь и смерть всегда вдвоем.

Ты понесешь с собой повсюду.

Ты понесешь с собой, любимый.

Ты понесешь с собой повсюду

Родную землю, отчий дом.





Юноша.

А если мне укрыться нечем

От жалости неисцелимой,

А если мне укрыться нечем

От холода и темноты?

Девушка.

За расставаньем будет встреча —

Не забывай меня, любимый!

За расставаньем будет встреча —

Вернемся оба, я и ты.

Юноша.

А если я безвестно кану,

Короткий луч пути земного?

А если я безвестно кану

За звездный пояс, млечный дым?

Девушка.

Я за тебя молиться стану,

Чтоб не забыл пути земного,

Я за тебя молиться стану.

Чтоб ты вернулся невредим!

Преподаватель.

Трясясь в прокуренном вагоне,

Он стал смиренным и бездомным.

Трясясь в прокуренном вагоне,

Он полуплакал, полуспал,

Когда состав на скользком склоне

Вдруг изогнулся страшным креном,

Когда состав на скользком склоне

От рельс колеса оторвал.

Нечеловеческая сила,

В одной давильне всех калеча,

Нечеловеческая сила

Земное сбросила с земли.

И никого не защитила

Вдали обещанная встреча,

И никого не защитила

Рука, зовущая вдали...

Преподаватель. С любимыми не расставайтесь.

Юноша. С любимыми не расставайтесь.

Девушка. С любимыми не расставайтесь.

Все. Всей кровью прорастайте в них!

Преподаватель. И каждый раз навек прощайтесь.

Юноша. И каждый раз навек прощайтесь.

Девушка. И каждый раз навек прощайтесь,

Все. Когда уходите на миг!


2-й ведущий. А.Н.Толстой однажды за­метил: обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: неточно, при­близительно, неверно.

1-й ведущий. Об этом мы поговорим на третьей странице нашего журнала.


Учащийся. Мы всегда должны по­мнить, что

речь человека — это его визит­ная карточка.

Учащийся 1. Люди, которые не знают лексических норм языка, встречаются не­редко. Про них даже стихи пишут, прав­да, только юмористические. За примера­ми далеко ходить не надо.

Учащийся 2.

Мой дядя выяснял лет сорок

И все же выяснить не мог,

Как говорить вернее: творог,

А может, правильней — творог?

И как-то он и молочной лавке

Его увидел на прилавке.

Лицо, как роза, расцвело!

Решил купить он полкило.

Но тотчас, на прилавок глядя,

Опять задумался мой дядя:

«Ведь, вероятно, он не дорог,

Пойдет в ватрушку и в пирог...

А как спросить: «Почем творог?

А может, правильнее — творог?»

Задачу эту смог решить

Мой дядя, лишь дойдя до кассы.

Сказав: «Прошу вас получить

За полкило творожной массы!»

Кассирша мало разбиралась

В местоименьях, в падеже

И так сказала: «Не осталось!

Она распродана уже!»


Учащийся 1. Да, над подобными ошиб­ками можно было бы и посмеяться.

Учащийся 2. Но только если их нет в твоей тетради. Вот представь себе: откры­вает Инна Витальевна твое со­чинение и читает:

Учащийся 1. «Маяковский высмеивал бюрократические извращения в органах власти».

Учащийся 2. «Из популярных произве­дений Некрасова крестьяне узнали, как им плохо живется».

Учащийся 1. «Надо воспринимать чело­века и цветущим, и вянущим».

Учащийся 2. «Старуха Изергиль была гордая и неприступная, как танкист».

Учащийся 1. «Старый князь Болконс­кий не хотел свадьбы сына с Наташей Ростовой и дал ему год условно».

Учащийся 2. Да, нужно всегда следить за своей речью, иначе мы будем лишь шутами, приближенными к ее величеству русской культуре и ничего серьезного в жизни не добьемся.

Учащийся 1. Ну, например, как извес­тный персонаж И.Ильфа и Е.Петрова Эллочка по прозвищу Людоедка.


Учени­ки читают отрывок из романа «Двенад­цать стульев».


Автор. Словарь Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет две­надцать тысяч слов. Словарь негра из лю­доедского племени «Мумбо-Юмбо» — всего триста. Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью.


Входит Эллочка.


Эллочка (прислушиваясь и поднимая гла­за). Мрачный муж пришел.

Щукин. Здравствуй, Еленочка, а это что такое? Откуда стулья?

Эллочка. Хо-хо!

Щукин. Нет, в самом деле?

Эллочка. Кр-расота!

Щукин. Да. Стулья хорошие.

Эллочка. Зна-ме-ни-ты-е!

Щукин. Подарил кто-нибудь?

Эллочка. Ого?

Щукин. Как?! Неужели ты купила? На какие же средства? Неужели на хозяйственные? Ведь я тебе тысячу раз говорил...

Эллочка. Эрнестуля! Хамишь!

Щукин. Ну, как же так можно делать! Ведь нам же есть нечего будет!

Эллочка. Подумаешь!

Щукин. Но ведь это возмутительно! Ты живешь не по средствам!

Эллочка. Не учите меня жить!

Щукин. Нет, давай поговорим серьез­но. Я получаю двести рублей...

Эллочка. Мрак!

Щукин. Взяток не беру, денег не краду и подделывать их не умею...

Эллочка. Жуть!

Щукин. Вот что. Так жить нельзя.

Эллочка. Хо-хо?

Щукин. Нам надо разойтись.

Эллочка. Подумаешь!

Щукин. И откуда у тебя этот идиотс­кий жаргон!

Эллочка. Не учите меня жить!

Щукин. О, черт!

Эллочка. Хамите, Эрнестуля!

Щукин. Давай разойдемся мирно.

Эллочка. Ого!

Щукин. Ты мне ничего не докажешь! Этот спор...

Эллочка. Я побью тебя, как ребенка.

Щукин. Я перееду к Ивану Алексеевичу.

Эллочка. Ого!

Щукин. Он уехал на дачу на все лето и оставил мне свою квартиру. Ключ у меня. Только мебели нет.

Эллочка. Кр-расота!

Щукин. До свидания, Елена!

Автор. Он ждал, что жена хоть в этом случае воздержится от обычных, металли­ческих словечек. Эллочка также почув­ствовала всю важность минуты. Она на­пряглась и стала искать подходящие для разлуки слова. Они быстро нашлись.

Эллочка. Поедешь в таксо? Кр-расота!

Автор. Инженер лавиной скатился по лестнице.

1-й ведущий. Да, стать «людоедом» се­годня не сложнее, чем раньше, — надо просто перестать работать над своей речью.

2-й ведущий. Но необходимо помнить еще и о том, что неточность речи — дру­гая ловушка для ленивого.

1-й ведущий. Точности нашей речи по­священа четвертая страница журнала.

2-й ведущий. Знаете, что такое слова-паразиты? Ничего вы не знаете! Ведь из-за этих самых слов может произойти бук­вально короткое замыкание! Не верите? А вот мы вам расскажем!

Учащийся 2.

Видит как-то гражданин,

Что сарай пылает.

Он звонит по «01»,

Срочно сообщает:

«Я не знаю, как начать...

Но, как говорится,

Я звоню вам, так сказать,

Чтобы поделиться...

В общем, значит, стало быть,

Тут такое дело...»

Можно трубку положить:

Все уже сгорело!

Учащийся 1.

Кот нахально влез на стол.

Тянется к котлете.

Тут хозяин подошел

И коту заметил:

«Вы, Василий, не того.

Знаете ли, бросьте!

Не для вас для одного —

Будут, значит, гости.

В общем, я хотел сказать,

Что терпеть не стану!»

Кот давно котлету съел,

Взялся за сметану...


2-й ведущий. Да, слова-паразиты, сло­ва-пустышки — это проблема, за которой часто кроются наши нерешительность, неосмотрительность и даже глупость. Но бедой может обернуться и бездумное употребление иноязычных слов.

1-й ведущий. Ты прав. В любой газете мы можем прочитать: «в эксклюзивном интервью», «отсутствие альтернативы»...

2-й ведущий. Кстати, во Франции за применение в средствах массовой ин­формации иностранных слов, которым есть замена в родном языке, взимается штраф.

1-й ведущий. По-моему, мудрое реше­ние. А как еще сберечь то, что тебе доро­го в наш рыночный век? Кстати, об этом нужно задумываться даже и нам. Ведь от нас зависит то, какой речь станет завтра, останется ли она русской или превратится в сборную солянку, где вместо доброкачественных продуктов — несъедобные вещи!

2-й ведущий. Пришло время перевер­нуть последнюю, пятую страницу нашего журнала.

1-й ведущий. Попрошу наших коррес­пондентов подготовить материалы на тему «Русский язык в моей жизни». Пока они готовятся к выступлению, предлагаю провести небольшой опрос.


Ведущие обра­щаются к аудитории с вопросом: «Какой должна быть речь вашего друга?»


1-й ведущий. А теперь приглашаем кор­респондентов на сцену.


Ребята читают отрывки из сочинений о русском языке.


Учащийся 3. Я часто задумывался о том, почему у одного человека есть любовь к родному языку, а у другого нет. Как-то раз побывал на уроке в смежном классе, посвященном чистоте речи. Преподава­тель процитировал К.Паустовского: «Я подумал, до какого же холодного безраз­личия к своей стране, к своему народу, до какого невежества и наплевательско­го отношения к истории России, к ее настоящему и будущему нужно дойти, что­бы заменить живой и светлый русский язык речевым мусором!» Далее речь по­шла о том, что если поколение будет и дальше безжалостно затаптывать свою живую речь в грязь, то и само оно в гря­зи окажется. И напротив — забота о чис­тоте языка обязательно приведет нацию к процветанию, приумножит славу на­шей великой Родины! Нелюбовь и невнимательность к своему языку влекут за собой политическую и экономическую зависимость, наконец, то, что мы назы­ваем рабством.


Учащийся 4. К сожалению, в наше вре­мя, когда образование стало общедоступ­ным, процент людей, владеющих языком на хорошем уровне, совсем не высок. Люди имеют очень скромный словарный запас. Сейчас каждый второй мужчина и каждая пятая женщина не могут произне­сти фразы без грубого, нецензурного сло­ва, думая, что это украшает речь, делает ее более весомой.



Учащийся 5. В какой-то степени можно понять причины распространения сквер­нословия: у каждого много проблем, а о высоких материях думать некогда. И по­теряв стыд, молодой человек, не стесня­ясь ни женщин, ни детей, ни пожилых людей, начинает хамить. В общем, мно­гое тут от бескультурья. Значит, надо больше читать хороших книг. А они есть! На книгах ведь воспитал себя такой могучий талант, как М.Горький...


Учащийся 6. Я считаю, что взрослые люди обязаны учить своих детей, опира­ясь на правильную речь. Тот, кто упот­ребляет непристойные слова, не научит ребенка ничему путному. Главное — по­нять, что свой родной язык нужно лю­бить и уважать.


Учащийся 7. Для меня мысль о том, что русский язык — это язык зрелого, само­бытного народа, который прошел в своем развитии большой и многотрудный путь, стала настоящим открытием. Будем же беречь русский язык! И пусть народ, со­здавший его, достигнет тех духовных вы­сот, на которые зовет его родной язык!


1-й ведущий. Вот и перевернута после­дняя страница нашего устного журнала.








Приложение

Богатый, звучный, живой, отличаю­щийся гибкостью ударений и бесконечно
разнообразный в звукоподражаниях, спо­собный к передаче тончайших оттенков,
наделенный, подобно греческому, почти безграничной творческой мыслью, русский язык кажется созданным для поэзии.

Проспер Мериме

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный
русский язык.

Н. Бердяев

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык! Это клад, это достояние!
Обращайтесь бережно с этим могуще­ственным орудием: в руках умелых оно в
состоянии творить чудеса!

И. Тургенев







Литература



Л.Л. Бельская. Литературные викторины. М.: Просвещение, 2005.

С.В. Водолазьская. Предметная неделя русского языка в школе. Конкурсы, викторины, олимпиады. Ростов н / Д.: Феникс, 2006.

Е.Д. Волжина. Школьные олимпиады. Литература. 5 – 11 классы. М.: Айрис – пресс, 2007.

Н.Д. Ильина. Предметная наделя литературы в школе. Ростов н / Д.: Феникс, 2007.

М.Н. Кузнецова, В.Н. Орлова, Н.А. Пестрякова. Литературные вечера. 7 – 11 классы. М.: ВАКО, 2006.

Литературная гостиная. 9 – 11 классы: разработки внеклассных мероприятий для старшеклассников / авт. – сост. С.Б. Шадрина. Волгоград: Учитель, 2007.

Литература. 9 – 11 классы: викторины / авт. – сост. Н.Ф. Ромашина. Волгоград: Учитель, 2008.

Сценарии литературного клуба. 7 – 11 классы / авт. – сост. Е.Н. Петрова, М.И. Цуканова. М.: ВАКО, 2007.

Школьные олимпиады. Русский язык, литература, английский язык. 8 – 11 классы / авт. – сост. Н.В. Шахова, В.Г. Миронова. Ростов н / Д.: Феникс, 2004.


Предметная неделя «Наш дар бессмертный – речь!»
  • Русский язык и литература
Описание:

Внеклассная работа по русскому языку и литературе, культуре речи является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы и подчинена общим целям образования и воспитания обучающихся. Связано это с необходимостью укрепления роли русского языка в усвоении обучающимися всех знаний в целом, упрочения его фундаментального значения для общего образования и развития. В то же время, и со стороны самих подростков растет живой интерес к слову. Стремление правильно и выразительно строить свою речь.

Содержание Предметной недели весьма разнообразно. В ее рамках можно проводить викторины, устные журналы, олимпиады,  интеллектуальные игры, встречи с творчеством поэтов и писателей

Автор Cергеева Инна Витальевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 424
Номер материала 43001
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓