Главная / Директору-завучу / Предметная интеграция как возможность реализации развивающего потенциала образовательных стандартов

Предметная интеграция как возможность реализации развивающего потенциала образовательных стандартов

Предметная интеграция как возможность реализации

развивающего потенциала образовательных стандартов


Современное состояние общества, научно – технический прогресс требуют личность, умеющую ориентироваться в огромном потоке информации, владеть навыками самообразования, исследовательской деятельности. Это предполагает построение новой системы образования, которая возможна через введение в образовательный процесс инноваций.

Требования новых Федеральных государственных образовательных стандартов поставили педагогов перед необходимостью поиска технологий обучения, которые не только обеспечили бы освоение учащимися предметных знаний, но и позволили формировать эти «универсальные учебные действия». Изменения в работе педагогов начальных классов повлекли за собой изменения в деятельности всех учителей школы  [1].

Такие образовательные технологии известны. Современный, грамотный учитель без труда назовет технологию критического мышления, технологию проектов, и, конечно же, технологию интегрированных уроков. Основой этих технологий является деятельностный подход, реализация которого и обуславливает формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться. При этом УУД формируются в результате взаимодействия всех учебных предметов, в каждом из которых преобладают определенные виды деятельности и соответственно определенные учебные действия.

Интегрированный урок – это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы. Он позволяет добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса [2].

Необходимость связи между учебными предметами диктуется связью обучения с жизнью, подготовкой учащихся к практической деятельности [3].

Суть инновационного подхода состоит в применении систематической межпредметной интеграции как средства реализации деятельностного подхода в образовании.

Новизна педагогического опыта заключается в расстановке акцентов при организации учебной деятельности на уровне универсальных учебных действий, в активном использовании инновационных педагогических форм (дискуссия, групповое взаимодействие, проблемная ситуация, учебное исследование, составление мини-презентации и т.д.), целеполагание отличается гармоничным распределением ценностно-значимых для личности ориентиров, в формировании знаний (предметного компонента) и метапредметных умений.

Положительные моменты интегрированного подхода в формировании УУД: интеграция дает возможность показать учащимся «мир в целом», преодолев разобщенность научных знаний по дисциплинам; планировать предметные цели и результаты обучения на уровне учебных действий, которыми овладевают обучаемые в процессе освоения содержания по данной теме; создавать благоприятные условия в формировании универсальных учебных действий; использовать высвобождаемое за этот счет учебное время для полноценного осуществления профильной дифференциации в обучении.

Наравне с положительными моментами от использования интегрированного подхода есть и определенные трудности [4]: не все темы можно интегрировать по данным предметам в рамках одного урока, чаще это могут быть лишь элементы на определенных этапах; необходимо уделять достаточно много времени для формирования и развития предметных учебных действий; обучающиеся должны иметь навыки самостоятельной работы; большая подготовительная работа педагогов.

Нам бы хотелось представить некоторые моменты из опыта своей работы по применению интеграции в учебном процессе.

На интегрированных уроках математики и информатики ученики решают стандартные математические задачи нестандартным способом — применяя современные компьютерные технологии. Этим достигается мотивационная цель — побуждение интереса к изучению предмета и показывается его нужность в реальной жизни. На интегрированных уроках в 5-6 классах учащиеся учатся при помощи компьютера решать логические задачи, развивают память, внимание, применяют тесты, строят отрезки, прямые, проводят необходимые вычисления. Также при помощи компьютера учащиеся решают задачи по теории вероятности из курса математики в 5-7 классах. В 7-11 классах — школьники при помощи компьютера в координатной плоскости  отмечают точки с заданными координатами, строят треугольники, проводят необходимые вычисления, строят графики функций и т.д. В 8-м классе при проведении интегрированного урока геометрии - информатики реализуются другие цели. Здесь проверяются теоретические знания учащихся по теме «Четырехугольники» и умения применять их на практике. Выполнение теста на компьютере позволяет учащимся сразу же диагностировать, а также корректировать свои знания по теме, применить полученные на уроках геометрии знания по теме «Четырехугольники» при выполнении задании по информатике.

Одной из главных задач образования является подготовка ребёнка к современной жизни. И подготовка эта происходит через формирование у него необходимых компетенций. Одним из способов их формирования является интеграция учебных дисциплин естественно-научного цикла.

Проблеме интеграции, то есть объединению знаний разных предметов, в настоящее время уделяется большое внимание. Это вызвано необходимостью дать представление о природе, как о едином целом, характеризующемся общими процессами и управляемом общими законами. Интеграция оживляет образовательный процесс, экономит учебное время, избавляет от утомляемости, ориентирует мышление на будущее.

В результате полученных знаний на уроках биологии учащийся должен получить целостную картину мира, единое представление о природе. Как раз такие возможности дает использование интегрированных уроков. На таких занятиях есть возможность синтезировать знания, полученные на разных предметах, дают возможность осмысливать новые явления и полученные раннее знания по-новому, что ведет к развитию аналитической деятельности учащихся.

На интегрированных уроках происходит формирование целостной, самостоятельной, ответственной и творческой личности.

Предмет биологии относится к предметам естественно-научного цикла, в котором, имея опыт и профессионализм можно практически на каждом уроке использовать элементы интеграции даже одному учителю. Такое возможно, если есть опыт проведения интегрированных уроков и если учитель владеет несколькими предметами. Например, являясь учителем биологии и химии, можно самостоятельно проводить подобные занятия или использовать элементы интеграции практически на всех уроках биологии. Крупные интегрированные уроки необходимо проводить бинарные, используя опыт и возможности нескольких учителей.

Интеграция дисциплин естественнонаучного цикла способствует комплексному изучению и формированию у учащихся знаний об изучаемых биологических процессах, которые носят не только описательный характер, но часто и поисковый, что актуально для нашей действительности. В результате проведения интегрированных уроков происходит развитие умения обобщать, синтезировать знания из смежных учебных предметов, обеспечивается преемственность знаний, повышает самостоятельность и эрудицию учащихся, формирует целостное мировоззрение.

При проведении интегрированного урока биологии – алгебры в 9 классе по теме «Статистические закономерности модификационной изменчивости» ставились следующие цели: создание условий для обобщения и систематизации учебной информации через использование технологии исследовательской деятельности о модификационной изменчивости и статистической обработки информации и ее основных характеристиках. Планируемый результат: 1) осуществлять статистическую обработку информации (находить моду, среднее значение - алгебра; строить график вариационной кривой, составлять вариационный ряд изменчивости - биология); 2) устанавливать закономерности модификационной изменчивости; 3) обобщить знания о модификационной изменчивости.

На этом уроке обучающиеся, основываясь на ранее приобретенных знаниях по математике, занимаются практической деятельностью – выполняют лабораторную работу по биологии. При этом у обучающихся эффективно формируются практические и интеллектуальные умения, т.к. они в процессе работы проводят предметный анализ, синтез, делают обобщения, выводы.

В лабораторной работе рассматриваются проявления модификационной изменчивости у человека (на примере обучающихся класса). Лабораторная работа выполняется каждым обучающимся. Работа оценивается двумя оценками: по биологии и по алгебре.

Методы, разработанные математической статистикой, применяются в любой области человеческой деятельности, в том числе и в биологии. Данный урок позволяет на конкретных примерах рассмотреть, как математическая статистика помогает решать биологические задачи.

В 2012 – 2013 учебном году в МОУ «Веселолопанская СОШ» стал изучаться один из шести модулей учебного предмета Основы религиозных культур и светской этики – Основы мировых религиозных культур.

Учитывая уровень развития младших школьников, которым адресован курс, важно организовать обучение в доступной и интересной форме. Разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс, повысить мотивацию обучения помогает использование на уроках математических приемов и возможностей ИКТ.

Одна из особенностей данного курса — обязательное использование ИКТ на уроках и при подготовке обучающимися домашнего задания. Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся.

С помощью математических навыков учащимся предлагается найти ответы на вопросы, связанные с датой происхождения религий, численностью их последователей.

Уроки «ОРКСЭ» проходят в кабинете информатики, что позволяет каждому ребёнку на занятиях поработать с электронным учебником. По каждой теме есть теоретический материал, статьи из словарей, интерактивные модели, иллюстрации, тренировочные упражнения и контрольные тесты. Выполняя тренировочные и контрольные упражнения, обучающиеся видят свой результат.

Особенностью учебного процесса с применением математических навыков и информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.

Применение математических навыков и ИКТ на уроках ОРКСЭ формирует навык исследовательской деятельности, способствует повышению качества образования, развивает личностные, регулятивные, метапредметные УУД учащихся [5].

Таким образом, интегрированный подход представляется одним из перспективнейших инноваций, способных решить многие проблемы современного образования, потому что способствует более целенаправленному влиянию на развитие способностей учащихся. С практической точки зрения интеграция предполагает усиление метапредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой информации, подкрепление мотивации обучения.

Литература

1. Вахрушев А. А., Данилов Д. Д., Как готовить учителей к введению ФГОС  // Начальная школа. – 2011.– № 5. – С. 3–17.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: проект. – М.: Просвещение, 2008 – С. 216.

3. Пунский В. Формирование межпредметных учебно-познавательных умений // Народное образование. – 1983. - № 11. – С. 47-51.

4. Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. – М.: Просвещение, 1988. – 192 с.

5. Федорова З.В., Маслова С., Свеклина А.И. Интегрированные уроки // Математика в школе. – 2002. - № 7. – С. 49-54.

Предметная интеграция как возможность реализации развивающего потенциала образовательных стандартов
  • Директору-завучу
Описание:

Интегрированный урок – это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы. Он позволяет добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса. 

Необходимость связи между учебными предметами диктуется связью обучения с жизнью, подготовкой учащихся к практической деятельности.

Суть инновационного подхода состоит в применении систематической межпредметной интеграции как средства реализации деятельностного подхода в образовании.

 

 

Автор Скорозвон Наталья Алексеевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 899
Номер материала 32675
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓