Главная / Технология / Предмет технология, раздел экономика: "Экономика и финансовая грамотность."

Предмет технология, раздел экономика: "Экономика и финансовая грамотность."

Министерство образования и науки республики Казахстан

ФАО НЦПК «ӨРЛЕУ»

ИПК г.АЛМАТЫ













Тема проекта: Экономика и финансовая грамотность.











Проверил: ст. преподаватель Мусина С.С.





Выполнил: Барвенко С.Н. учитель технологии КГУ «ОШ №42»









Алматы, 2014г.

Оглавление:



Введение,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,



Основная часть,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,



Заключение,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,



Приложение,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,



Список используемых источников,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,































Цель: Раскрыть содержание курса «Экономика и финансовая грамотность».



Задачи:

1.Обосновать необходимость изучения предмета «Экономика и финансовая грамотность» в средней школе.

2.Дать понятие об «Экономике».

3. Дать общую характеристику содержания и структуры предмета «Экономика и финансовая грамотность» на каждой ступени.

4. Рассмотреть цели обучения, воспитания, развития и задачи обучения.

5. Сообщить об учебно-методических материалах и технических средствах, используемых на уроках экономики.

































Введение.

До 1991 года в Казахстане, как и во всех республиках Советского Союза и странах Восточной Европы, существовала административно-командная экономика. Вся земля и средства производства (заводы, фабрики, дороги, поезда, автобусы, самолеты, аэропорты и почти все остальное) принадлежали государству. Партия и правительство разрабатывали единый план развития народного хозяйства. Госплан рассчитывал необходимые объемы производства различных товаров. Существовали множества министерств, каждое из которых проводило часть этого плана в жизнь. Всем этим аппаратом руководил центральный комитет Коммунистической партии. Всем предприятиям давалось задание: кто, что и сколько должен произвести. Часто случалось, так, что производственная продукция не находила спроса. Но несмотря на это завод продолжал выпускать данную продукцию. Люди были не заинтересованы работать хорошо, так как за хорошую и за плохую работу платили почти одинаково. В государстве часто не хватало товаров. То, сколько может каждый купить, тоже определяло государство, так как именно оно устанавливало размер зарплаты. Как бы люди ни старались, больше запланированной зарплаты они получить не могли. В стране постоянно возникал дефицит или избыток разного рода товаров, благосостояние людей росло очень медленно.

16 декабря 1991года была провозглашена государственная независимость Республики Казахстан. С этого периода Казахстан начал самостоятельно разрабатывать и реализовывать социально-экономическую политику, осуществлять переход от административно-командной системы к рыночной экономике.

В странах с рыночной экономикой земля, средства производства принадлежат частным лицам. Рыночная экономика основана на принципах свободного предпринимательства. Вмешательство государства в хозяйственную деятельность ограничено. У всех граждан Республики Казахстан имеются равные права заниматься предпринимательством. Любой человек, который имеет деньги, может стать хозяином любого производства (завода, строительной фирмы, сельскохозяйственной фермы и так далее).

Предприниматели производят продукцию для продажи. Покупатели сами выбирают лучший и более дешевый товар. Между продавцами существует конкуренция, которая заставляет производить товары лучшего качества, используя передовые технологии. Рынок решает все экономические вопросы: что, и в каком объеме производить? Государство не вмешивается в экономику. Хозяин любого производства заинтересован выпускать продукцию, которая пользуется большим спросом у покупателя, чтобы получать прибыль.

Независимый Казахстан делает уверенные шаги в развитии цивилизованного бизнеса и граждане нашей страны, особенно это касается подрастающего поколения, должен хорошо разбираться в рыночной экономике.

В послании народу Глава государства Н.А.Назарбаев выделил следующее:

« Создание конкурентоспособной нации невозможно без повышения финансовой грамотности граждан страны».

Обучение предмету «Экономика и финансовая грамотность» в школе является актуальным, так как создает условия для развития личности подростка, мотивации к обучению, для формирования социального и профессионального самоопределения, а также является профилактикой асоциального поведения. Овладение основами экономики и финансовой грамотности поможет учащимся применять полученные знания в жизни и успешно социализироваться в обществе. Данный курс способствует самоопределению личности, что повышает ее социальную и личностную значимость и актуально для повышения квалификации, и для личностного развития ученика. Старшеклассники расширяют и дополняют свои знания об управлении семейным бюджетом и личными финансами, функционировании фондового рынка и банковской системы. При выполнении творческих работ, практических заданий и итогового проекта по технологии позволит подросткам приобрести опыт принятия экономических решений в области управления личными финансами, применять полученные знания в реальной жизни.

















Основная часть.

Программа «Основы экономики и финансовой грамотности» ориентированно на изучение казахстанскими школьниками базовых экономических понятий и законов.

Такая ориентация программы соответствует концепции современной школы, целям и задачам финансового и экономического образования, способствует обеспечению совместимости данного образования школьников с теми знаниями по экономической и финансовой грамотности, которые необходимы в данный момент, позволяет сформировать у школьников общие и достаточно цельные представления о процессах, связанных с бизнесом и предпринимательской деятельностью. Более серьезное изучение прикладных экономических дисциплин: банковское дело, маркетинг, менеджмент, операции с ценными бумагами и т.п.

При преподавании данного предметы используются современные учебно-методические материалы, созданные как в Казахстане, так и за рубежом, современные статистические данные и экономические показатели, анализ текущих финансовых событий и ситуаций, применяются современные технические средства: компьютеры, видеотехника, сеть интернет, мультимедийные программы и специальное программное обеспечение, широко применяется современные методики обучения (ролевые игры, работа в малых группах, компьютерное моделирование и др). Используются современные методы мониторинга знаний (включая тестовые контрольные задания с автоматизированной обработкой результатов, решение экономических задач, экономические диктанты, рефераты, эссе, оценку управленческих решений, самостоятельно принятых в ходе деловых игр и др).

Для детей младшего школьного возраста игровой аспект знакомства с миром является преобладающим – используется метод ролевых игр.

Слово экономика происходит от двух греческих слов «эйкос» - дом, хозяйство и «номос» - закон и в дословном переводе означает «законы ведения домашнего хозяйства». Во все времена человечество ищет пути – как лучше обеспечить себя всем необходимым. Человеку необходимы: жилье, пища, одежда, обувь, отдых, безопасность, медицинское обслуживание, образование, транспорт и другие блага. Все, в чем нуждается человек нельзя получить от природы в готовом виде, и поэтому большую часть необходимых благ нужно производить самому. Поэтому в каждом государстве благодаря труду человека, работают: заводы, фабрики, магазины, больницы, школы, театры, стадионы, содержатся армия и полиция. Вопросами материального обеспечения жизни человека занимается экономика. В настоящее время значение слова «экономика» значительно расширилось. Теперь экономикой называют не только домашнее хозяйство и способы его ведения, но и хозяйство предприятия, и хозяйство какой либо страны, и хозяйство всего мира, а также правила их ведения. Именно в этом смысле применяются понятия «экономика предприятия», «экономика страны», «мировая экономика».

Если понимать «экономику» как правила ведения «хозяйства», то к домашнему хозяйству относятся: дом, огород, сад, мебель, посуда, домашняя утварь. К хозяйству предприятий относятся: здания, оборудование, машины, станки и т.д. Хозяйство страны это все то что есть в недрах земли, в морях, что растет на полях, также все что создано руками человека: села, города, заводы, шахты, разнообразные машины. Все эти виды хозяйств используются людьми для создания и улучшения условий жизни. Люди пользуются природными благами: солнечный свет, тепло, вода, воздух, ягоды и грибы в лесу и т.д., которые не надо производить – они бесплатные , даровые. Материальные блага: продукты питания, одежда, обувь, мебель, машины, жилища и многое другое. Не материальные блага: обучение, лечение, развлечения. Люди работая на заводах, фабриках, мастерских, в сельском хозяйстве, создают материальные блага. Например: вспахивают землю, сеют и выращивают пшеницу, из которой получают муку и пекут хлеб в пекарни. В этом процессе связанны воедино работа разных специалистов, используются различные материалы, затрачен труд и усилия многих людей. Затем хлеб в магазине в виде товара. Люди покупают хлеб, потому что он им необходим. Совокупность всех этих видов деятельности людей (производства, продажи, покупки, потребления) называется хозяйственной деятельностью. Экономика включает в себя хозяйственную деятельность человека, связанную с преобразованием, производством и обменом продуктов труда. Отношения, которые складываются между людьми в производстве, обмене и потреблении благ. Наука «экономика» изучает хозяйство, хозяйственную деятельность и отношения которые складываются между людьми в процессе этой деятельности. В своей хозяйственной деятельности люди сталкиваются с ограниченностью ресурсов – это нехватка денежных средств, рабочих рук, специалистов, сырья, энергии в масштабах деятельности одного человека, предприятия, страны в целом.

Ограниченность ресурсов возникает так же из-за непрестанно возникающих потребностей людей во все новых и новых видах благ и услуг. Обычно ресурсов меньше чем это необходимо для производства всего количества и разнообразия благ и услуг, требующихся людям. Экономика ищет решения, как лучше использовать имеющиеся ресурсы, чтобы удовлетворить как можно большее число потребителей.

Экономика – это наука, которая изучает как люди распределяют свои ограниченные ресурсы для удовлетворения своих неограниченных потребностей.

Самое главное в процессе обучения школьников основам экономики и финансовой грамотности – познакомить учащихся с экономической и финансовой культурой и экономическими законами, помочь им стать гражданами, которые создают своим трудом духовные и материальные ценности в обществе.

Цели обучения экономике: получить представление о месте, которое занимает отдельная личность в процессе развития общества, и определить связь с получением образования. Дать знания по экономике, опираясь на систему всех наук, которые составляют теорию, дать практические навыки при использовании полученных знаний.

Вспомогательная цель: привить учащимся умение, пользуясь экономическими знаниями и практическими навыками ориентироваться в жизни.

Цель преследующая развитие личности: развитие умственных способностей отдельной личности, воспитание в ней гуманности, создание для этого необходимых условий. В процессе обучения экономике важно привить учащимся навыки ориентации, конкретного сознания, умение найти общий язык с окружающей средой и создать для этого возможности.

Задачи обучения экономике: продолжать накапливать знания, посредством параллельного изучения других дисциплин; овладевать необходимыми в повседневной жизни экономическими знаниями, чтобы применять их в изучении остальных предметов.

-подготовить специалиста, который мог бы работать в новом обществе при новой экономике и выполнять полностью необходимую работу;

-дать учащимся знания об экономических отношениях;

-научить применять экономические связи и принимать экономические решения;

-рассматривать экономические вопросы;

-делать наблюдения над отдельными экономическими явлениями, контролировать их и объяснять современные экономические воззрения;

-активно влиять на экономические процессы и отношения.

Поскольку экономическое сознание и экономическое направление формируется в школьном возрасте, то необходимо стремиться к гармонизации производственных, рыночно-хозяйственных законов и творческих способностей отдельной личности и развивать сообразно требованиям меняющегося мира ответственности, дисциплинированности, предприимчивости и другие полезные качества.

Для того, чтобы сформировать у учеников экономические знания, следует опираться на их индивидуально-личностные качества, руководить действием этих знаний, оказывать влияние на их внимание и заинтересованность в получении таких знаний. Усвоение экономических знаний у учеников в повседневной жизни влияет на общие интеллектуальные, творческие, логические и специальные (экономические, политехнические, профессиональные) способности.

Основные цели обучения учеников основам экономических знаний:

-вооружить учеников экономическими знаниями, сведениями, информацией;

-укреплять бережное уважительное отношением продуктам труда, материальному и природному богатству;

-формировать умения измерять потребности экономическими возможностями, умение удовлетворяться разумной мерой;

-учить экономическому расчету, воспитывать культуру умственного и физического труда.

Основные задачи обучения экономическим знаниям и воспитания:

-ознакомить учеников с законами развития экономики в обществе и с экономической политикой нашей страны;

-объяснить обще потребительскую терминологию и ее смысл : рынок, приватизация, деньги и т.п.;

-дать общее представление об основных категориях стоимости, производства, бережливости, самоокупаемости и т .п.;

-воспитывать у учеников взгляд на общественные проблемы как на свои собственные, не ограничиваться имеющимися трудовыми навыками, а вести поиск, воспитывать работников нового типа;

-учить вести учет и распределение, учить навыкам связывать трудовую деятельность с научными достижениями.

Общая характеристика содержания и структуры курса «Экономика и финансовая грамотность» цели и задачи на каждой ступени.

5 класс

  1. Экономика

  2. Потребности и ограниченность

  3. Производство и труд

  4. Обмен

  5. Потребность

  6. Защита прав потребителя.

Цель: значение экономики. Дать общее понятие о роли человека в экономике, о его потребностях и значении труда; определить и сформулировать основные сведения, раскрыть пользу, которую приносит человеку решение основных экономических вопросов.

Задачи:

-познакомить с понятием «экономика»;

-дать представление о человеческих потребностях как об основной причине появления и развития экономики;

-Знакомство с категориями «выбор» и «ограничение» в экономике;

-объяснение понятия «альтернативная стоимость» и его значения при выборе оптимального экономического решения;

-основные законы экономической жизни потребителя;

-дать объяснения ограничения и его условий;

-обучение составлению личного и семейного бюджета;

-ознакомление с правами потребителя и защитой этих прав;

-познакомить с производством товаров и факторами производства;

-раскрыть роль и значение экономики труда;

-познакомить с разными формами трудовой деятельности; Дать объяснение понятию «разделение труда»;

-разъяснить сущность обмена.

6 класс.

  1. Факторы производства

  2. Природные ресурсы

  3. Трудовые ресурсы

  4. Ресурсы капитала

  5. Предпринимательство

  6. Деловая этика

  7. Собственность

Цель: рассказать о товаре и труде; раскрыть роль фондов в производстве; формировать бережное отношение к фондам; объяснить единство и целостность человека и его среды. Раскрыть сущность профессионализма в настоящее время. Раскрыть особенности экономических систем и научить распознавать их сущность.

Задачи:

-раскрыть роль природы в экономике;

-раскрыть сущность фондов в экономике;

-дать объяснение капиталистическим фондам;

-дать объяснение понятию собственности и ее формам, видам собственности;

-объяснить понятие «экономическая система»;

-дать понятие о профессиях и познакомить с путями выбора профессии.

7 класс:

  1. Экономическая система

  2. Рыночная экономика и ее структура

  3. Спрос и предложение

Цель: Познакомить с понятием «экономические системы», с составными частями экономических систем, научить распознавать структуру рынка.

Задачи:

-научить определять сущность основных вопросов экономики;

-дать характеристику рыночной экономики;

-научить распознавать и разграничивать понятия: конкуренция, спрос, предложение.

8 класс:

  1. Деньги

  2. Банковская система

  3. Кредитная система

  4. Финансовая система

  5. Роль государства в экономике.

Цель: Познакомить с экономическими системами в условиях рынка, дать сведения о взаимосвязи этих систем, научить пользоваться ими при анализе существующих систем; познакомить с финансовой банковской системой; научить разбираться в вопросах кредитной и налоговой системы.



Задачи: - познакомить с ролью государства в экономике;

-знакомство с системой финансового бюджета и его ролью;

-дать сведения об истории возникновения денег;

-познакомить с видами банков и ценных бумаг.

9 класс:

  1. Валовый национальный доход общества

  2. Экономический рост – обобщающий результат национальной экономики

  3. Международные экономические отношения

  4. Международные валютно-финансовые отношения

  5. Мировые глобальные проблемы

Цель: усвоение учащимися понятий простой и национальный доходы общества, их виды; научить определять источники дохода; разъяснить, что рост экономики есть результат развития национальной экономики; научить разбираться в сущности международных экономических отношений в современном мире; научить давать оценку современным экономическим проблемам, показать пути решения этих проблем.

Задачи: -познакомить с простым и национальным доходами;

-научить пониманию сущности и путей экономического роста;

-познакомить с видами международных экономических отношений; научить приводить примеры;

-познакомить с международной финансовой системой и ее элементами;

-познакомить с экономическими проблемами и их видами; научить учеников решать эти проблемы.

10-11 классы:

  1. Экономическая система в условиях рынка

  2. Предпринимательство и бизнес

  3. Предприятия малого и среднего бизнеса

  4. Планирование бизнеса

  5. Предпринимательская культура

Цель: Ознакомить учащихся с новыми видами экономической деятельности в условиях реформирования экономики, такими, как предпринимательство, показать пути адаптации в современных экономических условиях. Изучить понятия «менеджмент» и «маркетинг», и их сущность.



Задачи: -дать представление о структуре экономике;

-раскрыть смысл и сущность понятий «макроэкономика» и «микроэкономика»

-дать определение понятию «профессия»

-понятие «маркетинг» и «менеджмент», и их функции















































Заключение.

Курс «Экономика и финансовая грамотность» можно разделить на 3 этапа. Школьники 5-х и 6-х классов получают необходимые знания и понятия: что такое экономика, хозяйство, потребления, потребитель, потребительская корзина, прожиточный минимум, ограничение, выбор, альтернативная цена, долг, доход, расход, сохранность, накопления, бюджет, инфляция, право, производство, торговля, трудовые ресурсы, природное хозяйство, необходимость, факторы производства, ограничение ресурсов, товары и службы, экономическая рентабельность, производительность труда, доход, расходы, роль труда в экономике, переход к рыночной экономике, труд, земля, капитал, человек – часть природы, профессионализм, сумма расходов, бизнес, приватизация, прибыль, частная собственность, трудовые ресурсы, безработица, тип предпринимателя, компания, экономическая система, общество, оборот, амортизация. На этом этапе закладываются базовые знания и понятия.

Следующий этап - это этап развития. Учащиеся 7-х, 8-х, 9-х классов, опираясь на знания, полученные в 5-х, 6-х классах, развивают свои знания в области курса «Экономика и финансовая грамотность». Они изучают необходимые знания и понятия: основные вопросы экономики, рыночная экономика, собственность, виды собственности, роль частной собственности в формировании экономики, формирование рынка и его роль в регулировании экономических процессов, что такое устойчивость рынка, государство и его функции, простой и сложный проценты, показатели эффективности и их роль в экономическом выборе, денежный доход, функции денег, виды денег, оборот денег, понимание законов спроса и предложения, факторы, оказывающие влияние на спрос и предложение, основной курс государственной экономической службы; основная цель государства при вмешательстве в экономику; государственный бюджет; бюджетная система; убытки государственного бюджета и их покрытие; налоговая система; экономические цели, основные показатели макроэкономики, общий национальный доход, общий внутренний доход: сумма спроса и факторы его выполнения. Сумма спроса и предложения, их равновесие: экономический рост; экономическое течение; фискальная политика; средства фискальной политики; формы международных экономических отношений; торгово-платежные связи. Международное разделение и участие в нем Казахстана.

На третьем этапе – этапе окончательного формирования знаний по курсу «Экономика и финансовая грамотность» в средней школе молодые люди изучают следующие разделы: экономика как наука, макроэкономика, микроэкономика, роль профессионализма в экономике, признаки профессионализма, понятие об экономическом предприятии; менеджмент, основные службы управления, маркетинг, маркетинговые исследования.

После прохождения курса «Экономика и финансовая грамотность» выпускники средней школы смогут анализировать свои доходы и расходы, делать осознанный выбор, принимать обдуманные решения, зарабатывать, сохранять и приумножать свои средства, хорошо ориентироваться в окружающей жизни, избегать хитроумных ловушек.



































Список используемых источников:

  1. Послание Н.А Назарбаева народу РК.

  2. Программа «Основы экономики и финансовой грамотности» МО и Н РК от 18 августа 2009 года №184.

  3. Основы экономики и финансовой грамотности. Методические рекомендации для преподавателей 5 класс Алматы 2010год.

  4. Основы экономики и финансовой грамотности. Учебное пособие для учащихся 5 класса. Алматы 2010год.

  5. Основы экономики и финансовой грамотности. Методические рекомендации для преподавателей 6 класс Алматы 2010год.

  6. Основы экономики и финансовой грамотности. Учебное пособие для учащихся 6 класса. Алматы 2010год.

  7. Основы экономики: мировая экономика. Учебное пособие для учащихся 7 класса Алматы 2010 год.

  8. Основы экономики: бизнес-карьера. Учебное пособие для учащихся 8 класса Алматы 2010 год.

  9. Основы экономики: Казахстан в современном мире. Учебное пособие для учащихся 9-10 класса Алматы 2010 год.

  10. Основы экономики: Казахстан в современном мире. Методическое пособие Алматы 2005 год

































Приложение.

Разработка урока.

1. Тема урока: Введение в экономику. 5 класс.

2. Цель урока: Содержание предмета «экономика», ознакомление с историей возникновения. Экономика, домашнее хозяйство, хозяйство страны, хозяйство предприятия, производительность – знакомство с этими понятиями, их функциями, с применением их на практике. Привести примеры.

3. Наглядность урока: рисунки, книги, рабочая тетрадь (сельское хозяйство, домашнее хозяйство, завод, фабрики- рисунки).

4. Ход урока.

1. Организационный момент

2. Опрос домашнего задания.

3. Объяснение нового материала.

Урок проводиться в форме вопросов и ответов.

-Что в жизни нужно человеку?

-Что нужно вам самим?

Прежде всего человеку нужно жилище, пища, одежда, обувь. Вместе с тем человеку нужен отдых, медицинская помощь, транспорт и т.п. Человек, чтобы сделать жизнь обеспеченной, изыскивал разные способы и пути для удовлетворения своих потребностей. Люди не получают от природы всего , что им нужно для жизни, а поэтому необходимые вещи, нужные им предметы производят сами. Объяснив это ученикам, спрашиваем: «Есть ли предприятия, которые делают необходимые вещи?» и в этом направлении строится беседа с учениками. Вопросами материального обеспечения занимается экономика.

Слово «экономика» экономика происходит от двух греческих слов «эйкос» - дом, хозяйство и «номос» - закон и в дословном переводе означает «законы ведения домашнего хозяйства»

В настоящее время термин «экономика» означает, по мимо домашнего хозяйства, хозяйство предприятия, страны. Этим понятиям можно дать характеристику.

Домашнее хозяйство – это хозяйство отдельной семьи – дом, сад, огород, домашний скот, птица и т.п. А также предметы домашнего обихода, утварь и т.п.

Хозяйство предприятия- здания, орудия труда, транспорт и т.п.

Народное хозяйство- это вся земля, ее богатства на поверхности и в недрах: поля, леса, горы, реки, уголь, руда, золото и т.п. Кроме того, богатства, созданные руками многих поколений – аулы, города, рудники, шахты, пароходы, самолёты и т.п.

В заключении урока дается определение:

«Экономикой мы называем хозяйство отдельного человека, предприятия, все государственные хозяйства в совокупности». Это определение ученики записывают в контрольные тетради.

Ниже приводятся фонды, необходимые для создания материальных и духовных благ человека: природные ресурсы, труд, машины, орудия производства и т.п. Что еще относиться к фондам и ресурсам? На этот вопрос нужно в тетрадках дать письменный ответ.

5. Задание на дом. Написать в тетради все известные с начальных классов, экономические понятия.

6. Выставить оценки.

19


Предмет технология, раздел экономика: "Экономика и финансовая грамотность."
  • Технология
Описание:

Оглавление:

 

Введение,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

 

Основная часть,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

 

Заключение,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

 

Приложение,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

 

Список используемых источников,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель: Раскрыть содержание курса «Экономика и финансовая грамотность».

 

Задачи:

1.Обосновать необходимость изучения предмета «Экономика и финансовая грамотность» в средней школе.

2.Дать понятие об «Экономике».

3. Дать общую характеристику содержания и структуры предмета «Экономика и финансовая грамотность» на каждой ступени.

4. Рассмотреть цели обучения, воспитания, развития и задачи обучения.

5. Сообщить об учебно-методических материалах и технических средствах, используемых на уроках экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

До 1991 года в Казахстане, как и во всех республиках Советского Союза и странах Восточной Европы, существовала административно-командная экономика. Вся земля и средства производства (заводы, фабрики, дороги, поезда, автобусы, самолеты, аэропорты и почти все остальное) принадлежали государству. Партия и правительство разрабатывали единый план развития народного хозяйства. Госплан рассчитывал необходимые объемы производства различных товаров. Существовали множества министерств, каждое из которых проводило часть этого плана в жизнь. Всем этим аппаратом руководил центральный комитет Коммунистической партии. Всем предприятиям давалось задание: кто, что и сколько должен произвести. Часто случалось, так, что производственная продукция не находила спроса. Но несмотря на это завод продолжал выпускать данную продукцию. Люди были не заинтересованы работать хорошо, так как за хорошую и за плохую работу платили почти одинаково. В государстве часто не хватало товаров. То, сколько может каждый купить, тоже определяло государство, так как именно оно устанавливало размер зарплаты. Как бы люди ни старались, больше запланированной зарплаты они получить не могли. В стране постоянно возникал дефицит или избыток разного рода товаров, благосостояние людей росло очень медленно.

    16 декабря 1991года была провозглашена государственная независимость Республики Казахстан. С этого периода Казахстан начал самостоятельно разрабатывать и реализовывать социально-экономическую политику, осуществлять переход от административно-командной системы к рыночной экономике.

    В странах с рыночной экономикой земля, средства производства принадлежат частным лицам. Рыночная экономика основана на принципах свободного предпринимательства. Вмешательство государства в хозяйственную деятельность ограничено. У всех граждан Республики Казахстан имеются равные права заниматься предпринимательством.  Любой  человек, который имеет деньги, может стать хозяином любого производства (завода, строительной фирмы, сельскохозяйственной фермы и так далее).

    Предприниматели производят продукцию для продажи. Покупатели  сами выбирают лучший и более дешевый товар. Между продавцами существует конкуренция, которая заставляет производить товары лучшего качества, используя передовые технологии. Рынок решает все экономические вопросы: что, и в каком объеме производить? Государство не вмешивается в экономику. Хозяин любого производства заинтересован выпускать продукцию, которая пользуется большим спросом у покупателя, чтобы получать прибыль.

    Независимый Казахстан делает уверенные шаги в развитии цивилизованного бизнеса и граждане нашей страны, особенно это касается подрастающего поколения, должен хорошо разбираться в рыночной экономике.

    В послании народу Глава государства Н.А.Назарбаев выделил следующее:

« Создание конкурентоспособной нации невозможно без повышения финансовой грамотности граждан страны».

    Обучение предмету «Экономика и финансовая грамотность» в школе является актуальным, так как создает условия для развития личности подростка, мотивации к обучению, для формирования социального и профессионального самоопределения, а также является профилактикой асоциального поведения. Овладение основами экономики и финансовой грамотности  поможет учащимся применять полученные знания в жизни и успешно социализироваться в обществе. Данный курс способствует самоопределению личности, что повышает ее социальную и личностную значимость и актуально для повышения квалификации, и для личностного развития ученика. Старшеклассники расширяют и дополняют свои знания об управлении семейным бюджетом и личными финансами, функционировании фондового рынка и банковской системы. При выполнении творческих работ, практических заданий и итогового проекта по технологии позволит подросткам приобрести опыт принятия экономических решений в области управления личными финансами, применять полученные знания в реальной жизни.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть.

Программа «Основы экономики и финансовой грамотности» ориентированно на изучение казахстанскими школьниками базовых экономических понятий и законов.

     Такая ориентация программы соответствует концепции современной школы, целям и задачам финансового и экономического образования, способствует обеспечению совместимости данного образования школьников с теми знаниями по экономической и финансовой грамотности, которые необходимы в данный момент, позволяет сформировать у школьников общие и достаточно цельные представления о процессах, связанных с бизнесом и предпринимательской деятельностью. Более серьезное изучение прикладных экономических дисциплин: банковское дело, маркетинг, менеджмент, операции с ценными бумагами и т.п.

    При преподавании данного предметы используются современные учебно-методические материалы, созданные как в Казахстане, так и за рубежом, современные статистические данные и экономические показатели, анализ текущих финансовых событий и ситуаций, применяются современные технические средства: компьютеры, видеотехника, сеть интернет, мультимедийные программы и  специальное программное обеспечение, широко применяется современные методики обучения (ролевые игры, работа в малых группах, компьютерное моделирование и др).  Используются современные методы мониторинга знаний (включая тестовые контрольные задания с автоматизированной обработкой результатов, решение экономических задач, экономические диктанты, рефераты, эссе, оценку управленческих решений, самостоятельно принятых в ходе деловых игр и др).

    Для детей младшего школьного возраста игровой аспект знакомства с миром является преобладающим – используется метод ролевых игр.

    Слово экономика происходит от двух греческих слов «эйкос» - дом, хозяйство и  «номос» - закон и в дословном переводе означает «законы ведения домашнего хозяйства». Во все времена человечество ищет пути – как лучше обеспечить себя всем необходимым. Человеку необходимы: жилье, пища, одежда, обувь, отдых, безопасность, медицинское обслуживание, образование, транспорт и другие блага. Все, в чем нуждается человек нельзя получить от природы в готовом виде, и поэтому большую часть необходимых благ нужно производить самому. Поэтому в каждом государстве благодаря труду человека, работают: заводы, фабрики, магазины, больницы, школы, театры, стадионы, содержатся армия и полиция. Вопросами материального обеспечения жизни человека занимается экономика. В настоящее время значение слова «экономика» значительно расширилось. Теперь экономикой называют не только домашнее хозяйство и способы его ведения, но и хозяйство предприятия, и хозяйство какой либо страны, и хозяйство всего мира, а также правила их ведения. Именно в этом смысле применяются понятия «экономика предприятия», «экономика страны», «мировая экономика».

    Если понимать «экономику» как правила ведения «хозяйства», то к домашнему хозяйству относятся:  дом, огород, сад, мебель, посуда, домашняя утварь. К хозяйству предприятий относятся: здания, оборудование, машины, станки и т.д. Хозяйство страны это все то что есть в недрах земли, в морях, что растет на полях, также все что создано руками человека: села, города, заводы, шахты, разнообразные машины. Все эти виды хозяйств используются людьми для создания и улучшения условий жизни. Люди пользуются природными благами: солнечный свет, тепло, вода, воздух, ягоды и грибы в лесу и т.д., которые не надо производить – они бесплатные , даровые. Материальные блага: продукты питания, одежда, обувь, мебель, машины, жилища и многое другое. Не материальные блага: обучение, лечение, развлечения. Люди работая на заводах, фабриках, мастерских, в сельском хозяйстве, создают материальные блага. Например: вспахивают землю, сеют и выращивают пшеницу, из которой получают муку и пекут хлеб в пекарни. В этом процессе связанны воедино работа разных специалистов, используются различные материалы, затрачен труд и усилия многих людей. Затем хлеб в магазине в виде товара. Люди покупают хлеб, потому что он им необходим. Совокупность всех этих видов деятельности людей (производства, продажи, покупки, потребления) называется хозяйственной деятельностью. Экономика включает в себя хозяйственную деятельность человека, связанную с преобразованием, производством и обменом продуктов труда. Отношения, которые складываются между людьми в производстве, обмене и  потреблении благ. Наука «экономика» изучает хозяйство, хозяйственную деятельность и отношения  которые складываются между людьми в процессе этой деятельности. В своей хозяйственной деятельности люди сталкиваются с ограниченностью ресурсов – это нехватка денежных средств, рабочих рук, специалистов, сырья, энергии в масштабах деятельности одного человека, предприятия, страны в целом.

    Ограниченность ресурсов возникает так же из-за непрестанно возникающих потребностей людей во все новых и новых видах благ и услуг. Обычно ресурсов меньше чем это необходимо для производства всего количества и разнообразия благ и услуг, требующихся людям. Экономика ищет решения, как лучше использовать имеющиеся ресурсы, чтобы удовлетворить как можно большее число потребителей.

    Экономика – это наука, которая изучает как люди распределяют свои ограниченные ресурсы для удовлетворения своих неограниченных потребностей.

    Самое главное в процессе обучения школьников основам экономики и финансовой грамотности – познакомить учащихся с экономической и финансовой культурой и экономическими законами, помочь им стать гражданами, которые создают своим трудом духовные и материальные ценности в обществе.

    Цели обучения экономике:  получить представление о месте, которое занимает отдельная личность в процессе развития общества, и определить связь с получением образования. Дать знания по экономике, опираясь на систему всех наук, которые составляют теорию, дать практические навыки при использовании полученных знаний.

    Вспомогательная цель:  привить учащимся умение, пользуясь экономическими знаниями и практическими навыками ориентироваться в жизни.

    Цель преследующая развитие личности: развитие умственных способностей отдельной личности, воспитание в ней гуманности, создание для этого необходимых условий. В процессе обучения экономике важно привить учащимся навыки ориентации, конкретного сознания, умение найти общий язык с окружающей средой и создать для этого возможности.

Задачи обучения экономике: продолжать накапливать знания, посредством параллельного изучения других дисциплин; овладевать необходимыми в повседневной жизни экономическими знаниями, чтобы применять их в изучении остальных предметов.

-подготовить специалиста, который мог бы работать в новом обществе при новой экономике и выполнять полностью необходимую работу;

-дать учащимся знания об экономических отношениях;

-научить применять экономические связи и принимать экономические решения;

-рассматривать экономические вопросы;

-делать наблюдения над отдельными экономическими явлениями, контролировать их и объяснять современные экономические воззрения;

-активно влиять на экономические процессы и отношения.

    Поскольку экономическое сознание и экономическое направление формируется в школьном возрасте, то необходимо стремиться к гармонизации производственных, рыночно-хозяйственных законов и творческих способностей отдельной личности и развивать сообразно требованиям меняющегося мира ответственности, дисциплинированности, предприимчивости и другие полезные качества.

    Для того, чтобы сформировать у учеников экономические знания, следует опираться на их индивидуально-личностные качества, руководить действием этих знаний, оказывать влияние на их внимание и заинтересованность в получении таких знаний. Усвоение экономических знаний у учеников в повседневной жизни влияет на общие интеллектуальные, творческие, логические и специальные (экономические, политехнические, профессиональные) способности.

    Основные цели обучения учеников основам экономических знаний:

-вооружить учеников экономическими знаниями, сведениями, информацией;

-укреплять бережное уважительное отношением продуктам труда, материальному и природному богатству;

-формировать умения измерять потребности экономическими возможностями, умение удовлетворяться разумной мерой;

-учить экономическому расчету, воспитывать культуру умственного и физического труда.

    Основные задачи обучения экономическим знаниям и воспитания:

-ознакомить учеников с законами развития экономики в обществе и с экономической политикой нашей страны;

-объяснить обще потребительскую терминологию и ее смысл : рынок, приватизация, деньги и т.п.;

-дать общее представление об основных категориях стоимости, производства, бережливости, самоокупаемости и т .п.;

-воспитывать у учеников взгляд на общественные проблемы как на свои собственные, не ограничиваться имеющимися трудовыми навыками, а вести поиск, воспитывать работников нового типа;

-учить вести учет и распределение, учить навыкам связывать трудовую деятельность с научными достижениями.

    Общая характеристика содержания и структуры курса «Экономика и финансовая грамотность» цели и задачи на каждой ступени.

5 класс

1.     Экономика

2.     Потребности и ограниченность

3.     Производство и труд

4.     Обмен

5.     Потребность

6.     Защита прав потребителя.

Цель: значение экономики. Дать общее понятие о роли человека в экономике, о его потребностях и значении труда; определить и сформулировать основные сведения, раскрыть пользу, которую приносит человеку решение основных экономических вопросов.

Задачи:

-познакомить с понятием «экономика»;

-дать представление о человеческих потребностях как об основной причине появления и развития экономики;

-Знакомство с категориями «выбор» и «ограничение» в экономике;

-объяснение понятия «альтернативная стоимость» и его значения при выборе оптимального экономического решения;

-основные законы экономической жизни потребителя;

-дать объяснения ограничения и его условий;

-обучение составлению личного и семейного бюджета;

-ознакомление с правами потребителя и защитой этих прав;

-познакомить с производством товаров и факторами производства;

-раскрыть роль и значение экономики труда;

-познакомить с разными формами трудовой деятельности; Дать объяснение понятию «разделение труда»;

-разъяснить сущность обмена.

6 класс.

1.     Факторы производства

2.     Природные ресурсы

3.     Трудовые ресурсы

4.     Ресурсы капитала

5.     Предпринимательство

6.     Деловая этика

7.     Собственность

Цель: рассказать о товаре и труде; раскрыть роль фондов в производстве; формировать бережное отношение к фондам; объяснить единство и целостность человека и его среды. Раскрыть сущность профессионализма в настоящее время. Раскрыть особенности экономических систем и  научить распознавать их сущность.

Задачи:

-раскрыть роль природы в экономике;

-раскрыть сущность фондов в экономике;

-дать объяснение капиталистическим фондам;

-дать объяснение понятию собственности и ее формам, видам собственности;

-объяснить понятие «экономическая система»;

-дать понятие о профессиях и познакомить с путями выбора профессии.

7 класс:

1.     Экономическая система

2.     Рыночная экономика и ее структура

3.     Спрос и предложение

Цель: Познакомить с понятием «экономические системы», с составными частями экономических систем, научить распознавать структуру рынка.

Задачи:

-научить  определять сущность основных вопросов экономики;

-дать характеристику рыночной экономики;

-научить распознавать и разграничивать понятия: конкуренция, спрос, предложение.

8 класс:

1.     Деньги

2.      Банковская система

3.     Кредитная система

4.     Финансовая система

5.     Роль государства в экономике.

Цель: Познакомить с экономическими системами в условиях рынка, дать сведения о взаимосвязи этих  систем, научить пользоваться ими при анализе существующих систем; познакомить с финансовой банковской системой; научить разбираться в вопросах кредитной и налоговой системы.

 

Задачи: - познакомить с ролью государства в экономике;

-знакомство с системой финансового бюджета и его ролью;

-дать сведения об истории возникновения денег;

-познакомить с видами банков и ценных бумаг.

9 класс:

1.     Валовый национальный доход общества

2.     Экономический рост – обобщающий результат национальной экономики

3.     Международные экономические отношения

4.     Международные валютно-финансовые отношения

5.     Мировые глобальные проблемы

Цель: усвоение учащимися понятий простой и национальный доходы общества, их  виды; научить определять источники дохода; разъяснить, что рост экономики есть результат развития национальной экономики; научить разбираться в сущности международных экономических отношений в современном мире; научить давать оценку современным экономическим проблемам, показать пути решения этих проблем.

Задачи: -познакомить с простым и национальным доходами;

-научить пониманию сущности и путей экономического роста;

-познакомить с видами международных экономических отношений; научить приводить примеры;

-познакомить с международной финансовой системой и ее элементами;

-познакомить с экономическими проблемами и их видами; научить учеников решать эти проблемы.

10-11 классы:

1.     Экономическая система в условиях рынка

2.     Предпринимательство и бизнес

3.     Предприятия малого и среднего бизнеса

4.     Планирование бизнеса

5.     Предпринимательская культура

Цель:  Ознакомить учащихся с новыми видами экономической деятельности в условиях реформирования экономики, такими, как предпринимательство, показать пути адаптации в современных экономических условиях. Изучить понятия «менеджмент» и  «маркетинг», и их сущность.

 

Задачи: -дать представление о структуре экономике;

-раскрыть смысл и сущность понятий «макроэкономика» и «микроэкономика»

-дать определение понятию «профессия»

-понятие «маркетинг» и «менеджмент», и их функции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Курс «Экономика и финансовая грамотность» можно разделить на 3 этапа. Школьники  5-х и 6-х классов получают необходимые знания и понятия: что такое экономика, хозяйство, потребления, потребитель, потребительская корзина, прожиточный минимум, ограничение, выбор, альтернативная цена, долг, доход, расход, сохранность, накопления, бюджет, инфляция, право, производство, торговля, трудовые ресурсы, природное хозяйство, необходимость, факторы производства, ограничение ресурсов, товары и службы, экономическая рентабельность, производительность труда, доход, расходы, роль труда в экономике, переход к рыночной экономике, труд, земля, капитал, человек – часть природы, профессионализм, сумма расходов, бизнес, приватизация, прибыль, частная собственность, трудовые ресурсы, безработица, тип предпринимателя, компания, экономическая система, общество, оборот, амортизация. На этом этапе закладываются базовые знания и понятия.

     Следующий этап - это этап развития. Учащиеся 7-х, 8-х, 9-х классов, опираясь на знания, полученные в 5-х, 6-х классах, развивают свои знания в области курса «Экономика и финансовая грамотность». Они изучают необходимые знания и понятия: основные вопросы экономики, рыночная экономика, собственность, виды собственности, роль частной собственности в формировании экономики, формирование рынка и его роль в регулировании экономических процессов, что такое устойчивость рынка, государство и его функции, простой и сложный проценты, показатели эффективности и их роль в экономическом выборе, денежный доход, функции денег, виды денег, оборот денег, понимание законов спроса и предложения, факторы, оказывающие влияние на спрос и предложение, основной курс государственной экономической службы; основная цель государства при вмешательстве в экономику; государственный бюджет; бюджетная система; убытки государственного бюджета и их покрытие; налоговая система; экономические цели, основные показатели макроэкономики, общий национальный доход, общий внутренний доход: сумма спроса и факторы его выполнения. Сумма спроса и предложения, их равновесие: экономический рост; экономическое течение; фискальная политика; средства фискальной политики; формы международных экономических отношений; торгово-платежные связи. Международное разделение и участие в нем Казахстана.

     На третьем этапе – этапе окончательного формирования знаний по курсу «Экономика и финансовая грамотность» в средней школе молодые люди изучают следующие разделы: экономика как наука, макроэкономика, микроэкономика, роль профессионализма в экономике, признаки профессионализма, понятие об экономическом предприятии; менеджмент, основные службы управления, маркетинг, маркетинговые исследования.

     После прохождения курса «Экономика и финансовая грамотность» выпускники средней школы смогут анализировать свои доходы и расходы, делать осознанный выбор, принимать обдуманные решения, зарабатывать, сохранять и приумножать свои средства, хорошо ориентироваться в окружающей жизни, избегать хитроумных ловушек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников:

1.     Послание Н.А Назарбаева народу РК.

2.     Программа «Основы экономики и финансовой грамотности» МО и Н РК от 18 августа 2009 года №184.

3.     Основы экономики и финансовой грамотности. Методические рекомендации для преподавателей 5 класс Алматы 2010год.

4.     Основы экономики и финансовой грамотности. Учебное пособие для учащихся 5 класса. Алматы 2010год.

5.     Основы экономики и финансовой грамотности. Методические рекомендации для преподавателей 6 класс Алматы 2010год.

6.     Основы экономики и финансовой грамотности. Учебное пособие для учащихся 6 класса. Алматы 2010год.

7.     Основы экономики: мировая экономика. Учебное пособие для учащихся 7 класса Алматы 2010 год.

8.     Основы экономики: бизнес-карьера. Учебное пособие для учащихся 8 класса Алматы 2010 год.

9.     Основы экономики: Казахстан в современном мире. Учебное пособие для учащихся 9-10 класса Алматы 2010 год.

10.                     Основы экономики: Казахстан в современном мире. Методическое пособие Алматы 2005 год

 

 

 

 

 

Автор Барвенко Елена Викторовна
Дата добавления 11.01.2015
Раздел Технология
Подраздел Другое
Просмотров 3397
Номер материала 53764
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓