Инфоурок ИЗО, МХК КонспектыПредмет "История стилей в искусстве и костюме" презентация "Готический стиль"

Предмет "История стилей в искусстве и костюме"

Скачать материал

Пән/предмет: «Өнердегі және костюмдегі стильдердің тарихы»/ «История стилей в искусстве и костюме»

        

 

 

Сабақ жоспары / план урока   9

 

Топ/ группаМК-31

Күні/дата: 16. 10.09

               

Тақырыбы/Тема:  Искусство и костюм XIII-XIV в.в «Готический стиль»

 

Сабақтың мақсаты/ цели урока:

а) Білімділік /учебная:

Ø Диагностика уровня усвоения предыдущих тем и корректировка его

Ø Диагностика сформированности практических навыков: сравнение, выявление специальных черт объекта; установление причинно – следственных связей.

Ø Изучить костюм, обувь, головные уборы, причёски, украшения и различные дополнения к одежде данного периода.

б)Тәрбиелік/воспитательная:

Ø воспитание внимательности, способности к творческому мышлению

Ø Способствовать формированию и развитию эстетических качеств личности.

Ø Способствовать формированию информационной культуры.

в)Дамытушылық/развивающая:

Ø Развивать представление о безграничности сферы художественного общения и развития.

Ø Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, сравнивать, выделять главное,  обобщать)

Ø Формирование умения учащихся самостоятельно применять знания на различных по форме этапах урока

Сабақтың түрі/ тип урока:  комбинированный

Оқытуды жүргізу тәсілі/методы проведения обучения: Лебіз/словестный (сұхбат/беседа), көрнекі/наглядный

Сабақта  қызметті ұйымдастыру түрлері/формы организации деятельности на уроке: жалпы/фронтальная.

Дидактикалық материал/дидактический материал: презентация PowerPoint «Искусство и костюм готического стиля», листы для блиц опроса.

Пәндер арасындағы байланыс/меж предметные связи: киімді құрастыру/конструирование одежды, киімді дайындау технологиясы/технология изготовления одежды, материалтану/материаловедение, киімді сәндеу/моделирование одежды,  мәдениеттану/культорология.

Әдебиет/литература:

1. Мерцалова М.Н.  ''История костюма''   1972 г. Москва.

2. Вольфганг Брун  Макс Тильке  ''История костюма от древности до нового времени''. Москва 1999 г.

3. Каменская Н.М. ''История костюма''  Москва 1977 г.

4. Под редакцией  М.В. Доброклонского  А.П. Чубовой   ''История искусства Зарубежных стран ''(Первобытное общество, Древний Восток, Античность)

Москва ''Изобразительное искусство''  1981 г.

 

Сабақтың жүрісі/ход урока:

 

1.     Ұйымдастыру сәті/организационный момент:

Ø жұмыс орнын ұйымдастыру/организация рабочего места,

Ø сабаққа кемегендерді айқындау/выявление отсутствующих.

2.     Сабақтың міндеті мен  мақсаты хабарлау/сообщение целей и задач урока.

 

3.     Актуализация знаний учащихся

Ø Фронтальный опрос учащихся использованием компьютерной презентации, иллюстративный блиц опрос (по предложенным иллюстрациям определить эпоху, стиль, название памятников архитектуры, элементов одежды) 2 варианта (слайды 2-21)

Ø Самопроверка и самооценка учащихся при помощи компьютерной презентации (слайды 22-43)

 

4.     Жаңа материалды мазмұндау/изложение нового материала

 

Изложение нового материала с использованием компьютерной презентации и опорой на знания учащихся

*    Сравнение изображения двух храмов – романского стиля и готического (слайд     ) Что изменилось? Что появилось нового? (слайд 44)

 

Прекрасен храм, купающийся в мире,
И сорок окон – света торжество;
На парусах, под куполом, четыре
Архангела прекраснее всего.

И мудрое сферическое зданье
Народы и века переживает,
И серафимов гулкое рыданье
Не покоробит темных позолот.

О. Мандельштам

 

*    Сообщение темы урока (слайд 45)

 

Готическое искусство, сменившее романское, оставалось культовым по назначению и религиозным по характеру (слайд 46)

Готический стиль (готика)(от итал. gotico, буквально – готский, т.е.,

 относящийся к германскому племени готов), художественный стиль,

 ставший заключительным этапом в развитии европейского средневекового искусства и существовавший между серединой XII и XV–XVI вв.

Наиболее подходящие название –  «стрельчатый стиль»

 

*    Основные черты:

Ø устремлённость ввысь, лёгкость конструкций,

Ø каркасная система и ребристый свод,

Ø ажурный декор,

Ø живопись светом, витражи

 

·        Появление в XIII веке новой конструкции собора:

Ø  стрельчатые своды, позволяющие уменьшить распор;

Ø  система нервюр — жестких ребер свода, выполнявшихся из особо прочного камня, и позволявших всю нагрузку свода на стены свести к нескольким опорам;

Ø  отказ от массивной стены — основы романской конструкции;

Ø  система контрфорсов и аркбутанов для поддержания нервюрных опор;

Ø  замена стен между опорами красочными мозаичными окнами — витражами.

Просмотр слайдов с изображением наиболее известных готических соборов.

·         Каноническая композиция западного фасада готического храма, впервые воплотившаяся в церкви Сен-Дени близ Парижа: две башни, три портала и три горизонтальных декоративных пояса. (слайд 47)

·         Конструкция готического собора (слайды 48,49)

·         Собор Нотр-Дам на острове Сите в Париже как эталон для готических мастеров. Его стройность и пропорциональность. ( слайд 50)

 

Где римский судия судил чужой народ –
Стоит базилика, – и радостный, и первый,
Как некогда Адам, распластывая нервы,
Играет мышцами крестовый легкий свод.
Но выдает себя снаружи тайный план!
Здесь позаботилась подпружных арок сила,
Чтоб масса грузная стены не сокрушила,
И свода дерзкого бездействует таран...

Символика готического собора:

Ø  нарочито языческое оформление внешнего вида здания по контрасту с божественным интерьером, химеры;

Ø  огромное центральное круглое окно (роза) как модуль всей архитектурной композиции и как символ Небесного града Иерусалима, разное впечатление от розы снаружи и изнутри храма;

Ø  символическое изменение света, окрашивающегося в различные цвета, во время прохождение сквозь витражи собора;

Ø  богатые красно-синие гобелены в интерьере собора;

Ø  черно-белый лабиринт (символ запутанного жизненного пути человека), выложенный из мрамора на полу собора.

*        Вырождение готики в XV веке. Сильное облегчение конструкции и усиление декоративного начала. Пламенеющая готика. Кельнский собор.  Просмотр слайдов. (слайд 55)

Я ненавижу свет
Однообразных звезд.
Здравствуй мой давний бред, –
Башни стрельчатой рост!
Кружевом камень будь,
И паутиной стань:
Неба пустую грудь
Тонкой иглою рань...
О. Мандельштам (1912)

*      Готическая скульптура. Просмотр слайдов, анализ, сравнение с романской скульптурой (слайды 56-57)

Ø В готической скульптуре статичность и замкнутость романских статуй сменились «подвижностью фигур», особой пластикой, в которой органически переплелись возвышенная духовность и острые жизненные наблюдения, фантастический гротеск (слайд 58)

Ø В скульптуре готики приходит новое понимание образов Христа и Богоматери — на первый план выдвинулась тема мученичества: готические художники изображали Бога скорбящего и страдающего, принявшего муки на кресте за грехи человечества. Христос из грозного судьи превращается в мудрого проповедника (слайд59)

Ø Готическое искусство постоянно обращалось к образу Богоматери — заступницы и просительницы за людей перед Богом. Культ Богоматери сложился практически одновременно с поклонением прекрасной даме, характерным для Средневековья. Нередко оба культа переплетались, и Богоматерь представала в облике прекрасной женщины (слайд 60)

Ø В то же время сохранялась вера в чудеса, фантастических животных, сказочных чудовищ. Их изображения встречаются в готическом искусстве также часто, как и в романском: например, в виде скульптур — химер или скульптур-водостоков — горгулей (слайды 61-62)

*    Витраж

Ø В готическом соборе исчезла ровная поверхность стены, поэтому стенная роспись уступила место витражу —  живописному изображению из скреплённых между собой цветных стёкол, помещённому в проём окна  (слайды 64-66)

Ø Окно «роза» (слайд 67)

 

*   Книжная миниатюра (слайд 68)

*    Костюм позднего средневековья

Какие из костюмов относятся к романскому стилю? Что изменилось в одежде? (слайд 69)

В XIII веке издаются первые законы против роскоши, ограничивающие пышность одежд вассалов в сравнении с сюзеренами. Появляются законы о рангах в одежде, предписывающие строгие ограничения в выборе тканей и формы костюма для различных классов общества. Например, бюргеры, в отличие от дворян, не имели нрава носить шелковые одежды, длинные шлейфы и т.д.

Именно в XIII веке были заложены основы кроя, особенно повлиявшие на изменение форм женского костюма. Умение кроить ткани устранило зависимость фасона одежды от ширины ткацкого станка.

Крой, требовавший определенных профессиональных навыков, повлек за собой дальнейшее развитие портновского искусства. Портные объединяются в профессиональные цехи, которые изготовляют одежду в основном по заказам знати.

В этот период усовершенствуется сама техника шитья. Так, в костюмах XIII века впервые появляются вшивные рукава. Первоначально рукава пришивали временно, на день, а вечером отпарывали, так как одежда была очень узкой и снять ее иначе было невозможно.

Иногда рукава привязывали шнурками. Только позже, когда изобрели застежку, рукава стали вшивать для постоянной носки.

*    Мужской костюм

Нижней мужской одеждой всех классов общества по-прежнему была камиза. Cвеpx нее надевали котту, доходившую теперь до середины икры или до щиколотки. Котта имела декоративный пояс и обычно длинные рукава. Однако к середине XIV века она вышла из моды.

Ø Модной одеждой стал считаться пурпуан— короткая куртка с узкими рукавами, к которой крепились штаны-чулки. В народном костюме пурпуан служил верхней одеждой. Щеголи носили пурпуан с длинными, свисающими до пола декоративными рукавами. (Слайд 70)

 

Ø Входят в моду два верхних кафтана — котарди и блио, являвшиеся одеждой знати. Котарди — узкая одежда, доходившая до середины бедер; рукава могли быть различной формы— и узкие, и широкие, в виде крыльев. Котарди имел декоративный пояс, застегивавшийся вокруг бедер. Блио— отрезной в талии кафтан с узким лифом и пышными полами — так называемой «юбочкой», не сшитой на боках. Блио обычно шнуровали сзади (слайд 71)

 

Ø Таперт  туго стягивался на талии и имел складчатую или присборенную нижнюю часть. Длинной до колен, богато украшался по всем краям зубцами, фестонами. Разрез для головы мог быть как спереди, так и сзади.

В конце периода в костюме такого типа использовались ватные прокладки в области груди и валки на плечах — для хорошей посадки и подчеркивания мужественности облика (слайд 72)

 

Ø В конце XIV — начале XV в. сюрко вытесняется упеляндом.

Упелянд — верхняя накладная и распашная одеждой разной длины, которую носили с поясом и без него (слайд 73)

Ø Верхние одежды стали тоже более разнообразными. В этот период характерной одеждой всех классов был нарамник – тип плаща, состоящего из куска ткани, согнутого пополам (слайд 74). Сшитый в боках длинный нарамник превратился в одежду, называемую сюрко. Сюрко иногда имело ложные рукава либо просто проймы. Такое сюрко с капюшоном носили монахи.

 

Ø Обувью служили полусапоги и туфли из кожи или бархата, без каблуков. Первоначально носки были слегка заостренными, а с середины XIV века обувь феодалов, так называемые пулены приобрели настолько удлиненные носки, что иногда они достигали 50 см (слайд 75)

 

Ø Прическа средневековых мужчин была различной. Феодалы, особенно молодые, носили: локоны, спадавшие на щеки и даже на плечи. Головные уборы были многообразны. Типичный головной убор средневековья — капюшон, обычно пришитый к плащу или куртке. С XIV века носят шаперон,— головной убор, состоящий из одного или двух длинных кусков ткани, уложенных вокруг головы в виде тюрбана. Конец или концы шаперона — консты, украшенные зубцами, спускались на плечи. Кроме мягкого шаперона, в моде были также фетровые шляпы разных фасонов — и конические, и с расширенной тульей, и с полями (слайд76)

*    Женский костюм (слайд 77)

Женский костюм состоял из котты и камизы.

Ø Котта этого времени имела узкий верх, шнурованный сбоку или сзади, и широкую, за счет вшитых боковых клиньев, юбку. Рукава котты были узкими и длинными, часто заканчивались манжетом в виде раструба.С XIII века талия платья стала удлиненной, а юбка приобрела шлейф.

 К XIV веку в моду входит безрукавное сюрко, обшитое по вырезу и по огромным проймам мехом. Это платье было принадлежностью знати. В XIV веке сюрко укоротилось до бедер и превратилось в одежду типа душегреи (слайд 78)

 

Ø В юбку иногда вшивали спереди кусок собранной в сборку ткани, так как считалось модным драпировать ткань юбки на животе. Отсюда и постановка женской фигуры со слегка откинутой назад спиной, и жест рук, сложенных перед животом.

Ø В XIII и XIV веках в женских платьях увеличивается декольте; оно теперь расширилось к плечам. Верхнее платье женщин — роба — напоминало мужской упленд. Роба имела узкий рукав с воронкообразным манжетом, шлейф; лиф ее был укорочен, так что пояс находился почти под грудью. Неширокая юбка спереди была несколько укорочена, а сзади имела шлейф, который ввела в моду знаменитая красавица Агнесса Сорель. Длина шлейфа была строго регламентирована и зависела от положения женщины в обществе. Так, королева имела право носить шлейф в 11 локтей, герцогини, принцессы — в 8 локтей и т.д.

Характерной формой декольте был треугольник. Часто платье имело треугольный вырез до пояса и спереди и сзади; спереди вырез прикрывали вставкой из другой ткани. Часто вырез платья обрамляли мехом, а иногда вдоль выреза пришивали воротник. Появление декольте в одежде было связано с протестом против учения церкви о греховности тела (слайд 79)

 

Ø Верхнее платье имело различные рукава. Они могли быть длинными и узкими, завязанными снизу узлом, чтобы не волочить их по земле. Могли быть широкими,  колоколо образными, или короткими, с пришитой до локтя длинной декоративной полосой ткани, свисающей к полу (слайд80)

 

Ø Упелянд косого кроя носили чаще с поясом, который подчеркивал высокую линию талии. Складки закладывали лучеобразно от центра талии переда (слайд 81)

 

Ø Во всех слоях населения женщины носили накладные нарамники, иногда длинные, иногда укороченные до середины икр. Нарамники иногда опоясывались. Верхней одеждой был плащ, полукруглый и круглый, с передним разрезом, на груди застегивавшийся пряжкой (слайд 82)

 

 

Ø Женская обувь была сходна с мужской: имела заостренные носки и изготовлялась из цветной мягкой кожи или дорогих плотных тканей.

 

Ø Прическа в это время несколько изменилась. Хотя девушки по-прежнему носили распущенные волосы, но длинные косы вышли из моды. Косы теперь не спускали на плечи, а укладывали над ушами в так называемый «бараний рог». При этой прическе уши закрывались, а шея была открыта.

 

Ø В XIIIXIV веках носили также омюзголовной убор, похожий на разрезанный спереди капюшон, с концами, завязанными вокруг шеи. Носили его чаще всего горожанки. Еще одним головным убором этого типа был горж, характерный не только для XIII и XIV веков, но и для XV пока. Он напоминал сшитую из ткани трубу, расширенную по краям, с разрезом сзади. (слайд 83)

Ø Модным считалось открывать лоб и виски, а также затылок, чтобы показать красоту длинной шеи. Для этого волосы над лбом и затылком иногда подбривали, а брови выщипывали, Любимый головной убор знати — эннен. Высота его зависела от степени знатности. В таком головном уборе женщина при входе в помещение приседала. Модным считался «рогатый» чепец, форму которого создавала прическа с боковыми валиками, чепец в виде «двойной сахарной головы» или в виде «паруса» (слайд 84)

 

*    Средневековье и современность (слайд 85)

 

Ø Средневековый костюм и кино (слайд 86)

Ø Ролевые игры (слайд 87)

Ø Мододежная субкультура – готы (слайды 88-93)

Ø  Готический стиль в современной моде (слайды94-101)

5.     Жаңа материалды түсінгенін тексеру/проверка понимания нового материала.(Жаңа материалды бекіту/закрепление нового материала)

Беседа учащихся по пройденному материалу с помощью компьютерной презентации (слайды 102-104)

 

Ответы учащихся на вопросы:

1) Какой элемент на фасадах готических соборах является общим для всех?

2) Родина возникновения Готики?

3) Чем украшались соборы?

4) В каких странах были построены соборы в готическом стиле?

5) Во времена поздней готики (XIV век) удлиненный силуэт фигуры подчеркивался особым головным убором, полюбившимся бургундским дамам. Эти головные уборы продержались в моде около 100 лет. Что это за головные уборы?

 

6.     Сабақты қорыптындылау/подведение итогов урока.

Ø сообщение о достижение целей урока;

Ø оценка результатов учащихся на уроке;

Ø выставление оценок в журнал

 

7.     Үй тапсырмасын хабарлау/сообщение домашнего задания.

Выполнить эскизы мужского и женского костюма этого периода в цвете (гуашь, акварель, тушь) формат А4

 

 Құрастырған  ұстаз/составил преподаватель Литвинова О.И.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Предмет "История стилей в искусстве и костюме" презентация "Готический стиль""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист в области обращения с отходами

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

План констпект урока по предмету "История стилей в искусстве и костюме по теме "Готический стиль".

Урок посвящен изучению особенностей готической архитектуры, скульптуры, декоративно-прикладного искусства и костюма.

Целью урока является:

Ø Диагностика сформированности практических навыков: сравнение, выявление специальных черт объекта; установление причинно – следственных связей. Дать представление об особенностях искусства и культуры готического стиля. Изучить костюм, обувь, головные уборы, причёски, украшения и различные дополнения к одежде данного периода.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 969 материалов в базе

Скачать материал

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 30.12.2014 433
    • DOCX 42.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Литвинова Ольга Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Литвинова Ольга Ивановна
    Литвинова Ольга Ивановна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 17765
    • Всего материалов: 12

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 120 человек из 43 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Искусство: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель искусства

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 21 человек

Курс повышения квалификации

Изобразительное искусство: анализ и интерпретация произведений

72 ч.

1750 руб. 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 44 человека

Курс повышения квалификации

Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках ИЗО и искусства

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 73 человека из 33 регионов
  • Этот курс уже прошли 545 человек

Мини-курс

Стратегии успешного B2C маркетинга: от MoSCoW до JTBD

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Инвестиционные проекты: оценка, эффективность и стратегии

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология сиблингов в семейной структуре

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 15 регионов