ХИМИЯ
7
класс
Предмет
химии. Методы изучения естествознания.
Цель урока:
-
сформировать представление о предмете химии;
-
дать первоначальные понятия о веществе, химическом элементе, о простых и
сложных веществах, о трех формах существования химического элемента;
- показать
роль химии в жизни человека.
Оборудование:
- образцы химических веществ (оксидов, кислот, оснований, солей, индикаторов),
периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, таблицы, коллекция
изделий из стекла.
Ход урока:
I. Орг. момент
II. Изучение
нового материала
Беседа.
1. Химия – наука, которая изучает:
1.
Вещества.
2.
Свойства веществ.
3.
Превращения веществ.
Актуализация знаний учащихся о веществе, полученных из курса
естествознания.
2. Вещество – это то, из чего состоят окружающие
нас физические тела.
(Демонстрация изделий из стекла).
- Что общего у всех этих предметов?
- А почему нельзя изготавливать эти предметы из алюминия?
- Чем отличаются эти два вещества – стекло и алюминий (свойствами)
Основной характеристикой вещества являются его свойства.
СОСТАВ----------СВОЙСТВА----------ПРИМЕНЕНИЕ
3. Свойствами
вещества называют признаки, по которым вещества
отличаются друг от друга или сходны между собой. На основании наблюдений
и измерений мы получаем представления о свойствах веществ.
Свойства
Физические Химические
1.
Физические свойства (вещества отличаются друг от
друга по внешним признакам)
- агрегатное
состояние
- цвет
- плотность
- теплопроводность
- пластичность
- электрическая
проводимость
- температура
плавления и кипения
2.
Химические свойства – образование новых веществ
ПРИЗНАКИ:
- выделение теплоты
- изменение окраски
- появление запаха
- образование
осадка
- выделение газа
Задание. Из
предложенных в скобках слов выберите одно, правильно характеризующее свойство
данного вещества. Назовите свойство, которое вы характеризовали.
Сахар (сладкий,
горький, солёный) - вкус.
Песок (чёрный,
жёлтый, зелёный) - цвет.
Духи пахнут
(фруктами, цветами, морем) - запах.
Лёд (горячий,
тёплый, холодный) – температура
Cтекло (прозрачное,
непрозрачное0 – прозрачность.
Алмаз (твёрдый,
хрупкий, мягкий) - твердость
4. Состав
вещества
Вещества состоят из
молекул, молекулы - из атомов. В настоящее время различают 115 видов атомов.
Определенный вид атомов называют химическим элементом (115 химических
элементов).
Знак О – название кислород – произношение о - порядковый
номер - 8, относительная атомная масса - 16
Н – водород – аш -
1 - 1
N – азот- эн - 7 - 14
S – сера – эс
– 16 - 32
Р – фосфор – пэ -
15 - 31 и т. д.
5. Значение
химии. Достижения химии и их правильное использование.
В XVIII веке великий русский ученый
М. В. Ломоносов писал: «Широко распростирает химия руки свои в дела
человеческие…»
С давних времён для письма
использовали карандаши. Из кусочков мягкого минерала графита изготавливали
палочки. Их обёртывали в различный материал, чтобы не пачкать руки. Подпишите
названия веществ, из которых изготовлен карандаш.
Учитель: Для
чего необходимо знание свойств веществ?
Ученик: Для их
практического применения.
III. Закрепление
Задание 1. Выпишите названия тел (1 вариант) и веществ (2
вариант)
Свеча, парафин,
алюминий, кастрюля, пробирка, снежинка, железо, вода, крахмал, золото, лампа,
спирт.
Задание 2. Укажите лишнее слово в каждой группе.
А) проволока, ложка,
алюминий, фольга.
Б) железо,
серебро, золото, кольцо.
В) пылинки,
кислород, азот, углекислый газ.
IV. Домашнее
задание
Заполните
таблицу «Свойства вещества»
Свойства
вещества
|
Вода
|
Углекислый
газ
|
Алюминий
|
Агрегатное
состояние
|
|
|
|
Цвет
|
|
|
|
Блеск
|
|
|
|
Запах
|
|
|
|
Растворимость в воде
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.