Инфоурок Математика Другие методич. материалыПредмет: алгебра 8 класс Тема урока: « Определение квадратных уравнений. Неполные квадратные уравнения.»

Предмет: алгебра 8 класс Тема урока: « Определение квадратных уравнений. Неполные квадратные уравнения.»

Скачать материал

КОНСПЕКТ УРОКА

Предмет: алгебра                     8 класс         Тема урока: « Определение квадратных уравнений. Неполные  квадратные уравнения.»

Цели урока:

- актуализировать изученные виды уравнений, тренировать вычислительные навыки;

 -  дать определение квадратного уравнения и показать его общий вид: ах2 + bx + с = 0, (а ≠ 0).

 - рассмотреть методы решения неполных квадратных уравнений.

- совершенствовать вычислительные навыки;

- развивать познавательный интерес, логическое мышление, внимание, навыки самоконтроля;

- воспитывать трудолюбие.

Задачи урока:

-научить решать неполные квадратные уравнения,
-развивать навыки нахождения коэффициентов квадратных уравнений, умение самостоятельно приобретать новые знания,

-развитие способностей к оценочным действиям.

Оборудование:  Учебник Макарычев “Алгебра 8”, мультимедийный проектор,  компьютер, презентация, доска, стикер, оценочный лист.

Предполагаемый результат:

-  знание методов решения неполных квадратных уравнений;

- анализ, систематизация пройденного материала;

- применение полученных знаний;

-формирование интереса к теме и предмету.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы работы

Содержание этапа

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организационный момент.

Цель этапа:  создать условия для осознанного вхождения  учащихся в пространство образовательной деятельности

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке, к активной мыслительной деятельности и осознанным действиям.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: создание условий для продуктивной работы, мотивации к предстоящей деятельности, психологическая подготовка учащихся  к общению.

Задачи:

- создать положительный эмоциональный настрой;

- помочь принять правильную рабочую позу;

- напомнить о важности аккуратной работы, сосредоточенности и внимании.

Метод: Словесный

 

Устная работа

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

- повторить методы решения  уравнений,

- показать уровень усвоения  изученного материала,

- выявить причины появления обнаруженных недостатков в знаниях и умениях.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

- побудить обучающихся к активности  ;

-  выявление пробелов и их коррекция;

- выяснить степень усвоения ранее изученного материала;

- организовать самоконтроль и взаимоконтроль.

 

Методы:  фронтальная беседа, наглядно-иллюстративный

Методы стимулирования: похвала, отметка.

 

 

 

 

Объяснение нового материала   

Цель этапа: развитие внимания и логического мышления учащихся. Развитие умений анализировать и классифицировать по общему виду.  Развитие коммуникативной деятельности учащихся за счёт вовлечения их в групповую деятельность. - Развитие грамотной математической речи учащихся. Формирование умений решать неполные квадратные уравнения.  Развитие чувства ответственности перед товарищами.

Цели /учитель/: Научить отличать квадратные уравнения от других. Сформировать понятий «полное и неполное квадратное уравнение»; научить находить коэффициенты квадратного уравнения; создание ситуаций успеха; создание на уроке ситуаций востребованности функций личности учащихся; помощь учащимся в овладении соответствующим материалом урока, приемами познавательной деятельности; раскрытие внутренней логики темы, определение с учащимися места, которое занимает материал урока в ней. Помощь учащимся в выявлении и раскрытии противоречий в изучаемом материале. Развитие мышления: учить (это умение мыслить) анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии. Пробуждение и развитие познавательных интересов учащихся. Воспитание уверенности в своих силах и возможностях, в способности преодолевать возникающие трудности.

Цель /учащиеся/: научиться определять  квадратные уравнения от других; «полное и неполное квадратное уравнение»; находить коэффициенты квадратного уравнения. Развитие мышления: учить (это умение мыслить) анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы. Развитие коммуникативных способностей учащихся в совместной деятельности: умение вести диалог, выслушивать оппонента, аргументировано обосновывать свою точку зрения. Воспитание целеустремленности в познавательной деятельности; формирование умения и привычки работать в коллективе, культуры отношений в процессе учебного труда.

Методы: фронтальная беседа; работа с учебником; работа в группе, индивидуальная работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закрепление учебного материала.

Цель этапа: отработка навыка решения неполных квадратных уравнений.

Цель /учитель/: Организация работы учащихся по выбору на закрепление способов решения неполных квадратных уравнений (при необходимости помощь учителя); помощь учащимся в освоении приемов проверки правильности выполненной работы и оценки выполненного, в исправлении допущенных ошибок. Развитие логического мышления учащихся. Активизировать познавательную деятельность, стремление к самостоятельности в решении познавательных задач. Воспитание привычки к различным формам познавательной деятельности, способности продуктивно работать в условиях индивидуальной, групповой и коллективной работы

Цель /учащиеся/: обеспечение органической связи содержания изучаемого материала с формами познавательной деятельности. Развитие умения и навыков решения уравнений. Воспитание целеустремленности в познавательной деятельности

Методы работы: работа в группе, самостоятельная работа.

Задание на дом.

Цель этапа: На основе выявленных результатов дать домашнее задание, которое развивало бы и закрепляло знания и умения учащихся.  Анализ успешности овладения знаниями и умениями и способами деятельности.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

- закрепить знания и умения, полученные на уроке, применять их на практике;

- направить деятельность учащихся на обобщение и систематизацию полученных на уроке знаний,

- использовать полученные знания в практической деятельности и повседневной жизни.

- обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания;

- проверить соответствующие записи

- предложить дифференцированное домашнее задание

 

Рефлексия.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

- установить соответствие между поставленными задачами урока и его результатами;

- содействовать осознанию обучающимися результатов индивидуальной деятельности

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

- осознание учащимися своей учебной деятельности;

- самооценка результатов своей деятельности.

Методы: самооценка, коррекция деятельности

                                                               

1.    Организационный момент

Учитель: Начинается урок математики. Проверьте готовность к уроку. Пожелайте друг другу успеха. Ребята, я желаю, чтобы ваша работа была успешной. Сегодня на уроке мы продолжим работать с понятием уравнение. Что нам следует сделать на уроке, чтобы узнать новое? Прочитайте пословицу: «Новое умение везде найдет применение».

 Как вы понимаете эти слова?

С чего мы начинаем каждый урок? (С повторения)

На парте у каждого лежат карточки самооценки в течении урока вы должны их заполнять (приложение №2)

ИТОГ: Учащиеся мотивированы на учебную деятельность.

 

 

 

 

Устно:                                                              Что называется уравнением?

  Вычислите:  (запись на доске)                     Что из записанного на доске является уравнением?

    ,   ,    .                        х² + 2х + 1 = 0;

     Разложите на множители:                          2· 12 + 3·10 = 54;

      х² – 3х;                                                           х + 3 =10;

      х² + 25х;                                                          х² – 3х;

        4х² + 8х;                                                           

Что называется корнем уравнения?

Что значит «решить уравнение»?

Решить последние два уравнения. (Как находили корни в последних двух уравнениях? – перенос слагаемых из одной части уравнения в другую с противоположным знаком; умножение (деление) обеих частей уравнения на число, не равное нулю).

Решить уравнение:                                                                                                

-- Какие уравнения не смогли решить?

ИТОГ: Обучающиеся вспомнили и повторили имеющиеся знания, способствующие совершенствованию навыков по данной теме.

 

-  Сегодня вы убедитесь, что эти четыре уравнения- это также уравнения одного и того же вида. Приглядитесь к ним повнимательнее и попробуйте дать им имя. (Квадратные уравнения).

Верно. Запишите в тетрадях тему сегодняшнего урока:"Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения."                                                                             

А как вы думаете, когда появились квадратные уравнения?

(сообщение трех учеников приложение №1 )

Зная тему урока, давайте попробуем определить цели урока. Раз в теме написано "определение квадратного уравнения", значит в первую очередь, что вам предстоит сделать? (Выучить определение).Если написано "неполные квадратные уравнения", значит… (Есть и полные).А раз есть те и другие, то чему вы должны научиться? (Отличать их друг от друга). Итак, перед вами сегодня на уроке стоят следующие цели: 1) выучить определение квадратного уравнения, 2) научиться определять по виду уравнения является ли оно квадратным или нет, 3) научиться определять вид квадратного уравнения - полное оно или неполное, 4) научиться выбирать нужный алгоритм решения неполного квадратного уравнения.

- Значение квадратного уравнения в науке трудно переоценить. Умение решать его не раз выручит вас не только на алгебре или геометрии, но и на уроках физики, химии и даже информатики.

- Но вернёмся к уравнениям, которые вы не смогли решить .- Что в них можно выделить общего? - А чем отличаются данные уравнения? (Числовыми коэффициентами при х и числом).

- Т.к. эти числа разные, то математики договорились обозначать коэффициент при х2 через а, при х - через b, число - через с. Тогда оба уравнения можно будет представить в виде: ax2+bx+c=0.

Открыли учебники на стр.111 п.21( работа по учебнику).Разобрали определение квадратного уравнения.

Итак,. Это уравнение вида ………….. (слайд № )- Запишите определение квадратного уравнения в тетради.- Коэффициенты a, b и с носят специальные названия: а - первый коэффициент, b- второй коэффициент, с - свободный член.- А только ли икс мы можем обозначать переменную? (Нет).- Кто сможет записать на доске общий вид квадратного уравнения, где переменная будет обозначена другой буквой?- Какое выражение стоит в левой части уравнения? (Сумма).- Какое преобразование можно делать с суммой, и при этом не изменится её значение? (Переставлять местами слагаемые).- Кто тогда сможет написать на доске, как может выглядеть квадратное уравнение иначе? (с+ax2+bx=0)- Вы убедились, что квадратное уравнение можно записать по-разному, но в общем виде оно выглядит только так: ax2+bx+c=0 и никак иначе. Почему? Просто так удобнее - ведь в алфавите буквы располагаются a, b, c, d…

Теперь давайте запишем квадратные уравнения  и найдем у них коэффициенты a, b и с.

Устно выполнить № 512 с объяснениями учащихся, (определить, является ли уравнение квадратным?) Древнегреческий поэт Нивей утверждал, что «математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед». Поэтому будем сейчас работать самостоятельно.

Выполняем № 513 самостоятельно(двое учащихся выполняют у доски на разворотах) по мере выполнения – проверка в парах и на доске.

- А теперь придумайте и запишите каждый своё квадратное уравнение. Постарайтесь для коэффициентов использовать любые допустимые значения.- Проверьте друг у друга - а квадратные ли уравнения получились, если нет - исправьте ошибку. 2-3 учащихся записывают свое уравнение на доске.- Итак, коэффициенты b и c в отличии от а могут быть и нулями. Что произойдёт в этом случае с общим видом квадратного уравнения? (В этом случае в квадратном уравнении пропадает одно или несколько слагаемых).

- Тогда как можно назвать получающиеся уравнения? (Неполными). - Запишем в тетрадях: если в квадратном уравнении хотя бы один из коэффициентов b или  c равен нулю, то такое уравнение называется неполным квадратным уравнением.- Что значит "хотя бы один"? (Один или больше).- От чего же зависит вид неполного квадратного уравнения? (От того, какой коэффициент – b или с - равен нулю).

  

- Давайте рассмотрим все возможные варианты. Теперь давайте рассмотрим алгоритм решения неполных квадратных уравнений.- Значит, сколько может быть корней в неполном квадратном уравнении такого вида? (Два или вообще нет корней).

Итог: сформировано у учащихся понятия «полное и неполное квадратное уравнение», отличают квадратные уравнения от других, находят коэффициенты квадратного уравнения.

 

Учитель: Применим ваши знания на практике при решении неполных квадратных уравнений.

Учитель: Решить неполные квадратные уравнения по парам  и проверить:

                                                                                                                                                                         

        

 

 

 

  1. Самостоятельная работа

Итог: учащиеся умеют самостоятельно осуществлять выбор способа решения уравнения и его использование.

 

 

 

Запись домашнего задания

Учитель записывает на доске задание: Обязательно № 515, 517 (а-г) По желанию № 531 , Дает комментарии по выполнению.

Сильным: является ли уравнение ах2 + 7х – 4 = 0 квадратным?

ИТОГ: Учащиеся мотивированы на выполнение домашнего задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составление «картины» деятельности на уроке:

- Дача самооценки «Я узнал…»«Я учился…, но еще не получилось»«Смогла, потому что…»

- Ребята оцените свою работу на уроке.

-Спасибо за урок!



Приложение 1

Сообщение первого ученика: «Квадратные уравнения в Индии»
Задачи на квадратные уравнения встречаются уже в астрономическом трактате «Ариабхаттиам», составленном в 499г индийским математиком и астрономом Ариабхаттой. Другой индийский учёный Брахмагупта ( VII в) изложил общее правило решения квадратных уравнений. Правило Брахмагупты по существу совпадает с нашим.


Сообщение второго ученика: «Квадратные уравнения в древнем Вавилоне»
Необходимость решать квадратные уравнения ещё в древности была вызвана потребностью решать задачи, связанные с нахождением площадей земельных участков и с земляными работами военного характера, а также с развитием астрономии и самой математики. Квадратные уравнения вавилоняне умели решать ещё около 2000 лет до н. э. В их клинописных текстах встречаются не только неполные, но и полные квадратные уравнения. Правило решения этих уравнений, изложенное в Вавилонских текстах, совпадает по существу с современным, однако неизвестно, каким образом дошли вавилоняне до этого правила.


 Сообщение третьего ученика: «Квадратные уравнения в Европе».
Формулы решения квадратных уравнений в Европе были впервые изложены в «Книге абака», написанной в 1202г итальянским математиком Леонардо Фибеначчи. Его книга способствовала распространению алгебраических знаний не только в Италии, но и в Германии, Франции и других странах Европы. Многие задачи «Книги абака» переходили почти во все европейские учебники ХVI – XVII вв.
Но общее правило решения квадратных уравнений, при всевозможных комбинациях коэффициентов было сформулировано в Европе лишь в 1544г М. Штифелем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

 

Карточка самооценивания.

 

Ф. И. _______________________________________________

 

Система оценивания:

"+" - справился с задачей без затруднений, 5

"±" - справился с задачей, но возникали сложности, 4

"-" - не справился с задачей.

 

Задание

№ задания

Оценка

Устный счет

1

 

Практическая деятельность

1

 

2

 

3

 

Самостоятельная работа

 

 

Итого: ваша оценка за урок

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Предмет: алгебра 8 класс Тема урока: « Определение квадратных уравнений. Неполные квадратные уравнения.»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Системный аналитик

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цели урока:

- актуализировать изученные виды уравнений, тренировать вычислительные навыки;

 -  дать определение квадратного уравнения и показать его общий вид: ах2 + bx + с = 0, (а ≠ 0).

 - рассмотреть методы решения неполных квадратных уравнений.

- совершенствовать вычислительные навыки;

- развивать познавательный интерес, логическое мышление, внимание, навыки самоконтроля;

- воспитывать трудолюбие.

Задачи урока:

-научить решать неполные квадратные уравнения,
-развивать навыки нахождения коэффициентов квадратных уравнений, умение самостоятельно приобретать новые знания,

-развитие способностей к оценочным действиям.

Оборудование:  Учебник Макарычев “Алгебра 8”, мультимедийный проектор,  компьютер, презентация, доска, стикер, оценочный лист.

Предполагаемый результат:

-  знание методов решения неполных квадратных уравнений;

- анализ, систематизация пройденного материала;

- применение полученных знаний;

-формирование интереса к теме и предмету.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 617 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Урок математики в 4 классе "Умножение двузначных чисел на круглые десятки" Урок -исследование.
  • Учебник: «Математика (в 2 частях)», Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н., Бука Т.Б.
  • Тема: Умножение двузначного числа на круглые десятки
  • 30.09.2020
  • 1220
  • 19
«Математика (в 2 частях)», Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н., Бука Т.Б.
Контрольная работа № 2 по математике по теме "Умножение и деление на 2 и 3" 3 класс УМК "Школа России"
  • Учебник: «Математика (в 2 частях)», Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др.
  • Тема: Умножение и деление (продолжение)
Рейтинг: 1 из 5
  • 30.09.2020
  • 4655
  • 603
«Математика (в 2 частях)», Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 289
    • DOCX 2.3 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Дундукова Наталья Евгеньевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Дундукова Наталья Евгеньевна
    Дундукова Наталья Евгеньевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 829
    • Всего материалов: 2

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Ментальная арифметика: отрицательные числа, дроби, возведение в квадрат, извлечение квадратного корня

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 113 человек из 42 регионов
  • Этот курс уже прошли 121 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Математика")

Учитель математики

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 16 регионов
  • Этот курс уже прошли 31 человек

Курс повышения квалификации

Аспекты преподавания самостоятельного учебного курса «Вероятность и статистика» в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 279 человек из 65 регионов
  • Этот курс уже прошли 985 человек

Мини-курс

Стратегии клиентоориентированного бизнеса

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Брендинг и архитектура бренда: создание уникальности и цельности в маркетинге

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии и инструменты для эффективного привлечения и удержания клиентов

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
Сейчас в эфире

Информационная интоксикация: методы исцеления

Перейти к трансляции