Формирование
экспериментальных умений учащихся на уроках физики
(Из
опыта работы в 7 классе в 2014-2015 учебном году в соответствии с ФГОС)
Коленская
З. С. , учитель физики МКОУ Кыштовской СОШ №2
Основные
элементы, включаемые в понятие «экспериментальные умения» учащихся:
1)
Знание необходимого теоретического
материала и умение применять его к решению нестандартных экспериментальных
задач по данной теме.
2)
Наличие экспериментальных умений входящих
в состав данного экспериментального умения как его «база».
3)
Умение анализировать возможные варианты
экспериментального решения задачи и выбирать оптимальный вариант.
4)
Умение планировать эксперимент.
5)
Умение осуществлять рациональный отбор
приборов и материалов.
6)
Умение оценивать погрешности результата эксперимента.
7)
Умение делать выводы.
Решая
любую экспериментальную задачу или выполняя экспериментальное задание учащимся
необходимо придерживаться следующих правил:
1.
Хорошо уяснить задачу и подумать над тем,
какие возможны пути – общие идеи её решения и выбрать лучший.
2.
Составить план выполнения работы и, если
нужно, сделать рисунок установки.
3.
Подумать, какие обстоятельства могут
повлиять на точность результатов эксперимента и постараться устранить их или
хотя бы уменьшить их влияние.
4.
Определить необходимые для работы приборы
и материалы.
5.
Собрать установку, провести эксперимент.
6.
Оценить полученные результаты.
7. Сделать
вывод.
Требования к частным
предметным результатам изучения курса физики в
7 классе:
1) понимание и способность объяснять
такие физические явления, как свободное падение тел, атмосферное давление,
плавание тел, диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей
и твердых тел;
2) умение измерять расстояние,
промежуток времени, скорость, массу, силу, работу силы, мощность, кинетическую
энергию, потенциальную энергию; до уровня навыков в
процессе фронтального эксперимента при объяснении нового материала (учитель
показывает образец выполнения эксперимента), привлечение учащихся к подготовке
демонстрационных опытов, при повторении темы, при решении физических задач,
домашних практических заданий
3) овладение экспериментальными
методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости
пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести
от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы
нормального давления, силы Архимеда от объема вытесненной воды; на
лабораторных работах
4) понимание смысла основных
физических законов и умение применять их на практике (закон всемирного
тяготения, законы Паскаля и Архимеда, закон сохранения энергии);
5) понимание принципов действия
машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно
встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их
использовании;
6) овладение разнообразными способами
выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с
условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;
7) способность
использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт,
экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.)
Предложение:
Включить в список лабораторных работ по физике в 7 классе:
Номер
работы
|
Тема
|
1.
|
Определение
цены деления измерительного прибора
|
2.
|
Измерение
размеров малых тел
|
3.
|
Измерение
объема тела
|
4.
|
Измерение
массы на рычажных весах
|
5.
|
Определение
плотности твердого тела
|
6.
|
Добавить:
Выяснение
зависимости пройденного пути от времени (нет ни в
предлагаемом планировании, ни в учебнике)
|
7.
|
Добавить:
Выяснение
зависимости силы тяжести от массы (нет ни в
предлагаемом планировании, ни в учебнике)
|
8.
|
Изменить: Выяснение
зависимости удлинения пружины от приложенной силы (в планировании и учебнике:
Градуирование пружины и измерение сил динамометром)
|
9.
|
Изменить:Выяснение
зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и
прижимающей силы (в планировании: Измерение силы трения с помощью
динамометра)
|
10.
|
Изменить:Выяснение
зависимости силы Архимеда от объема вытесненной воды ( в планировании и
учебнике: Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в
жидкость тело)
|
11.
|
Выяснение
условий плавания тела в жидкости
|
12.
|
Выяснение
условия равновесия рычага
|
13.
|
Определение
КПД при подъеме тела по наклонной плоскости
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.