Главная / Русский язык и литература / Предложение с вводным словом. Урок открытия новых знаний в 5 классе

Предложение с вводным словом. Урок открытия новых знаний в 5 классе

Тема: Предложение с вводным словом.

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Класс: 5.

Цель: ознакомиться с понятием «вводные слова».

Цели как деятельность учеников.

М/п: использовать разные виды, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

ЛР: находить вводные слова в предложении, различать группы вводных слов по значению, графически обозначать вводные слова.

ЛР: употреблять вводные слова в речи в соответствии с ситуацией общения, наблюдать за использованием вводных слов в текстах.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учеников и их ответы

Приветствие детей.

Отклик учащихся на приветствие, готовность к уроку.

Откройте, пожалуйста, тетради и запишите информацию, которая есть на доске.

Работа в тетради: запись даты и классной работы.

Фаза «Вызов»

Что заметили на доске?

На доске дана запись: +++ [ ] с

Что обозначают данные обозначения?

Предполагаемый ответ: +++ - три плюсика

[ ] - предложение

С – предлог

Как можно расставить данные обозначения, чтоб получилось предложение?

Предполагаемый ответ: [ ] с +++

Кто прочитает полученное предложение?

Предполагаемый ответ:

Предложение с тремя плюсиками.

Чем, по вашему мнению, будет это предложение?

Предполагаемый ответ:

Оно будет темой, наверное, нашего урока.

Действительно, это предложение является темой нашего сегодняшнего урока.

А как лучше написать: все обозначения словами или плюсики обозначить графически?

Предполагаемый ответ:

Грамотно звучит: Предложение с +++.

Запишем тему урока:

Предложение с +++.

Работа в тетради:

запись темы урока.

Прием «Знаю – Хочу узнать – Узнал»

Глядя на этот приём, что должны сделать?

Предполагаемый ответ:

Разделить тетрадь на 3 колонки.

Разделите тетрадь на 3 колонки, подпишите их: Знаю – Хочу узнать – Узнал.

Работа в тетради: оформление таблицы, деление тетради на 3 колонки.

Глядя на тему урока, попытайтесь сформулировать то, что вы уже знаете. Заполните, пожалуйста, первую колонку таблицы.

Заполнение первой колонки:

Предполагаемый ответ: «Знаю»:

• Что такое предложение;

• Что плюсики живут в предложении;

• Что что-то в предложении будет обозначаться плюсиками


Предположите, что нужно узнать вам по данной теме и заполните вторую колонку таблицы.

Заполнение второй колонки:

Предполагаемый ответ: «Хочу узнать»:

• Что такое плюсики, как они будут называться?

• Что обозначают плюсики?

• Зачем они нужны?

• Где могут в предложении находиться?

• Являются ли они членами предложения?

Работу себе обозначили на урок, с чего начнем? С чем будем, по- вашему, работать?

Предполагаемый ответ:

Работать с текстами упражнений, частичным синтаксическим анализом предложений, чтением параграфа, теорией.

Фаза «Осмысление»

Что есть у вас на партах?

Конверты.

Откройте конверты. Что вы нашли?

(текст взят из учебника «Русский язык, 5 класс. Программа «Школа 2100», упражнение 269, страница 142).

Текст В.Ю. Драгунского «Белые амадины».

Что нужно сделать?

Дети читают задание к тексту и оглашают его:

Прочитай текст. Обрати внимание на выделенные слова. Какой дополнительный смысл они вносят в предложение? Проверь, являются ли они членами предложения. Как они выделяются в устной и письменной речи?

Работая с текстом, свои выводы записывайте в третью колонку таблицы.

Заполнение третьей колонки:

Предполагаемый ответ: «Узнал»:

  • Слово «конечно» (выделенное) выражает уверенность;

  • Слово «наверное» (выделенное) указывает на неуверенность;

  • В устной речи эти слова выделяются интонацией;

  • В письменной речи выделяются запятыми;

  • Стоят в начале и в середине предложения;

  • Членами предложения не являются.

Посмотрите снова на свою таблицу. На все ли вопросы, которые вы поставили в колонке «Хочу узнать» нашли ответы?

Предполагаемый ответ:

Нет, не на все (оглашают снова те вопросы, на которые не нашли еще ответа).

Каковы ваши действия, с чем еще необходимо поработать?

Предполагаемый ответ:

Нужно поработать еще с параграфом, может там еще есть информация, которая нам не хватает.

Прием «Инсерт»

Находим параграф 28, страница 143.

Во время чтения параграфа не забываем работать с условными обозначениями. Сегодня вам нужно поработать с двумя обозначениями: «уже знаю» и «новое».

Работа с текстом параграфа.

Оглашают пункт «Знаю»: уверенность, неуверенность, стоят в начале и середине предложения, выделяются интонацией в устной речи, а в письменной - знаками препинания, членами предложения не являются.

Оглашают пункт «Новое», это же зафиксировано в таблице, колонка «Узнал».

По ходу чтения не забудьте свои открытия внести в третью колонку таблицы «Узнал».

Заполнение третьей колонки:

Предполагаемый ответ: «Узнал»:

• Это смысловые отрезки;

• Такие слова называются вводными;

• Выражают чувства;

• Могут стоять в конце предложения;

• Обозначаются буквой В.

На все вопросы ответили?



Предполагаемый ответ:

Нет, в параграфе написано, что вводные слова обозначаются буквой В, а у нас плюсиками. Почему так?

Посмотрите на схемы. Что вы можете сказать?

[+++, … ]

[…, +++, … ]

[…, +++ ]

[ В, … ]

[…, В, …]

[…, В]

Разные мнения ученых встречаются, поэтому теперь знайте, что вводные слова можно обозначать как буквой «В», так и «плюсиками», ошибки не будет.

Данные схемы показывают расстановку знаков препинания при вводном слове, т.е. можно вводные слова обозначать и буквой «В», и графически «плюсиками».


Не забудьте дописать новую информацию в третью колонку вашей таблицы.

Заполнение третьей колонки:

«Узнал»:

Можно обозначать вводные слова +++.

А теперь вернемся снова к теме нашего сегодняшнего урока и попытаемся уже прочитать и озвучить грамотно тему. У кого есть желание?

Предполагаемый ответ:

Предложение с вводным словом.

А у кого из вас есть желание попробовать составить схемы предложений с вводными словами?

Дети все хотят попрактиковаться в построении схем.

Давайте поработаем над графическим оформлением предложений, выполним упражнение 270 из вашего любимого учебника. Будьте внимательны, знаки препинания не расставлены.

У детей появляются такие схемы, где вводные слова могут быть обозначены или буквой «В», или «плюсиками», например:

  1. [+++, …].

  2. [+++, …].

  3. [+++, …].

  4. […, +++, …].

  5. [+++, …].

Схемы оглашаются.

Кому понравилась данная работа?

Предполагаемый ответ:

Всем понравилась, все справились.

У кого есть желание еще поработать с такими же схемами?

Предполагаемый ответ:

Всем.

Домашнее задание:

упр. 273, страница 144, параграф 28.

Заполнение дневника, знакомство с заданием по учебнику. Чтение задания: составь предложения по схемам.

А теперь давайте с помощью предложений с вводными словами покажем, что вы все справитесь с работой, которую будете выполнять дома.

Творческая работа: составление предложений с вводными словами.

Озвучивание предложений с вводными словами. Графическое обозначение вводных слов.

Фаза «Рефлексия»

Урок подходит к концу, кто из вас хочет оценить свою работу на сегодняшнем уроке?


Все высказываются о своей работе на уроке. Обычно всегда дети оценивают свою работу на оценки «5» и «4», говорят, что получилось, что нет.

А у кого из вас есть желание еще поработать и получить лучше оценку?

Все откликаются на данный вопрос, всем хочется лучшую оценку получить.

Прием «Синквейн»

Давайте поработаем ещё раз творчески. Попытайтесь создать синквейн по нашей теме?

Постарайтесь отразить все, что сегодня вы поняли по теме.

Возможные ответы детей.

Например:

Слова

Ввводные, смысловые, интересные,

Выражают, выделяются, имеют

Значение уверенности, неуверенности, чувства.

Отрезки.


Например:

Отрезки

Вводные, смысловые, важные,

Обозначаются, находятся, стоят

В начале, середине, конце предложения.

Плюсики.

И другие …

Молодцы, интересные ответы, постарались.

Кто из вас считает, что свою оценку за урок нужно поменять на более высокую? Оцените свою работу.

Идет оценка деятельности учащимися. Обмен мнениями.

А как вы думаете, по нашей теме всё ли мы с вами уже знаем?

Все отвечают, что всё уже знают.

Учитель раздает карточку с предложениями.

Знакомство с записью:

Во-первых, прочитай внимательно текст.

Во-вторых, выполни аккуратно все задания.

По-моему, я уже встречался где-то с этим человеком.

Что здесь дано? Дайте ответ.

Дети не могут ответить. Приходят к такому мнению, что не всё еще знают по теме, есть еще информация, с которой они будут знакомиться на следующем уроке.

Зафиксируйте свои выводы в третью колонку таблицы «Узнал».

Заполнение третьей колонки:

«Узнал»:

  • Что не все еще знают по теме.

Урок окончен, спасибо за работу.



Предложение с вводным словом. Урок открытия новых знаний в 5 классе
  • Русский язык и литература
Описание:

Представляю вашему вниманию урок русского языка в 5 классе по теме "Предложение с вводным словом".

При конструировании урока использовала приёмы РКМЧП: "знаю-хочу узнать-узнал"(на этапе "инвентаризации знаний), инсерт (на этапе осмысления) и синквейн (при подведении итога по уроку). Урок по технологии РКМЧП имеет три стадии ( фазы): вызов (фаза I), осмысление содержания (фаза II), рефлексия (фаза III). 

 

Современные технологии позволяют конструировать урок, определять оптимальную форму взаимодействия учитель-учащийся, учащийся- учащийся, успешно реализовывать поставленные образовательные цели.

 

 

Автор Щуклина Татьяна Платоновна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 686
Номер материала 46177
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓