Главная / Русский язык и литература / Предлог как часть речи. 7 класс.

Предлог как часть речи. 7 класс.



Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №20»












Конспект открытого урока русского языка

в 7 «А» классе

Тема: «Предлог как часть речи»



















Учитель: Гуреева Ж.А.







Щёкино

Конспект открытого урока

русского языка

в 7 «А» классе школы №20

г. Щёкино.

Учитель: Гуреева Жанна Александровна

Тема: «Предлог как часть речи»

Цели: а) познакомить ребят с предлогом как частью речи; повторить правописание окончаний существительных; продолжить работу по формированию орфографических умений и навыков; формировать умение правильно употреблять предлоги.

б) развивать орфографическую зоркость, фонематический слух, мышление, память, речь, внимательность;

в) воспитывать аккуратность, дисциплинированность, любовь к русскому языку.

Тип урока: урок овладения новыми знаниями.

Оборудование: учебник М.Т. Баранова «Русский язык: 7 класс» (М.: Просвещение, 2002), методическое пособие Н.Г. Горашова «Поурочное планирование по русскому языку: 7 класс» (М.: Экзамен, 2007), доска, мел, тетради, таблица.

Знать: определение и назначение предлогов.

Уметь: подбирать существительные к заданным предлогам; уметь отличать предлоги друг от друга по значению; уметь составлять словосочетания с предлогами.

































Ход урока



Комментарии

  1. Орг. момент.

  • Здравствуйте, ребята! Проверьте, всё ли у вас готово к уроку. Садитесь.

  1. Орфографическая диктант.

  • Откройте тетради, запишите число, классная работа. Начнём с орфографического диктанта. Есть желающие пойти к доске? Я диктую словосочетания, а вы записываете их через точку с запятой, графически выделяя орфограммы.

Сидеть на стуле; нарядиться к празднику; приближённый к императору; примириться с врагами; в нашем крае; согласиться с доводами; получить приданое; расти на яблоне; обратиться по своему делу; тревожиться за коллегу; заблестеть на солнце; на третьем этаже; жить бок о бок, сделать точь-в-точь; распущенные по плечам волосы; расставшись с другом.

  • Найдите слова с непроизносимой согласной в корне. празднику, солнце)

  • Найдите слово с чередованием гласных в корне. (Заблестеть)

3. Вопросы к классу.

  • Какие самостоятельные части речи нам встретились? (Глаголы, существительные, прилагательное, наречия, местоимения, причастие, деепричастие, числительное)

  • Есть ли в этом диктанте служебные части речи? (Предлоги)

  • Выделите предлоги, используемые в данном упражнении.

  • Что связывают предлоги, для чего используются?

  • Давайте повторим, на какие группы делятся части речи? (Служебные и самостоятельные)

  • В чём отличие служебных частей речи от самостоятельных? (Нет грамматических признаков; не являются членами предложения; к ним нельзя задать вопрос)

  • Какие служебные части речи вам известны? (Предлоги, союзы, частицы)

  • Какова их роль в предложении? (Выражают зависимость одних слов от других; служат для связи однородных членов, частей сложного предложения; вносят эмоциональные оттенки)

4.Новая тема.

  • Тема сегодняшнего нашего урока «Предлог как часть речи». Мы будем углублять знания о предлоге.

Знакомство с материалом учебника на стр. 132.

  • Откройте учебники на стр. 132. Прочитайте данный ряд слов. Из какого стихотворения А.С. Пушкина они взяты? («Зимнее утро»). С помощью каких слов можно восстановить четверостишие, выразить подчинённые отношения существительных к другим словам? (Предлогов).

  • Запишите в тетради данный отрывок из стихотворения А.С. Пушкина.

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

  • Посмотрим, что у вас получилось.

  • Объясните графически постановку знаков препинания.

  • Какие же слова нам помогли восстановить стихотворение? (Предлоги). Выделите предлоги.

  • Прочитаем определение предлога в учебниках.

Чтение правила.

  1. Предлог — это служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других слов в словосочетании и предложении.

  2. Предлоги бывают простые и составные, производные и непроизводные.



5. Закрепление темы.

Задание 1. Упр. 285

  • Выполним упр. 285.

Вспоминать о полёте,

говорить с ним,

наблюдаем за облаками,

смотрим в иллюминатор,

спуститься по трапу.

  • В каждом словосочетании выделите главное слово. С помощью чего выражается грамматическая связь в этих словосочетаниях? (Окончания и предлогов).

  • Определите падеж зависимых слов в словосочетаниях.

  • Прочитайте словосочетания, которые мы не выписали. Почему?







Задание 2. Работа с таблицей.

Предлоги выражают различные отношения, например: временные (приехать под вечер), причинные (не приехать из-за болезни), пространственные (приехать в город), целевые (приехать для переговоров) и др.

Основные смысловые отношения, выражаемые предлогами



Смысловые отношения

Предлоги

Примеры

Пространственные

к, в, у, за, под, из-за, из-под, до, мимо, вблизи, около и др.

жить в палатке, сидеть около озера, выглянуть из-за тучи, дойти до поворота

Временные

через, до, в течение, в продолжение, после и др.

приехать через день, быть до вечера, бежать в течение часа

Причинные

из-за, по, от, вследствие, благодаря и др.

отсутствовать по болезни, не соглашаться из-за упрямства, отчислить вследствие неуспеваемости

Целевые

для, за, по, ради и др.

делать для удовольствия, работать ради будущего, пойти за покупкой

Объектные

о, об, про, насчет и др.

думать о сестре, забыть про сон, договориться насчет экскурсии

Уступительные

несмотря на, вопреки

пойти, несмотря на дождь; сделать вопреки совету

Сравнительные

вроде, наподобие, сидр.

дом наподобие башни, яблоко с кулак

Один и тот же предлог может участвовать в выражении различных смысловых отношений, например: идти до поворота (пространственные), расстаться до следующего года (временные), дотронуться до руки (объектные).

  • У каждого из вас на столах лежит таблица. Рассмотрим её.

  • Как называется таблица? Какие смысловые отношения могут выражать предлоги? Приведите примеры.

  • Посмотрите, предлоги могут участвовать в выражении одного значения или нескольких? Докажите. Как можно назвать такие предлоги? (Многозначные)

  • А теперь, пользуясь таблицей основных смысловых отношений, выражаемых предлогами, выполните самостоятельно упр. 287.

Задание 3. Упр. 287.

1.С временным значением: находится в двух часах лёту, объявить после старта, закончить перед отплытием.

2.С пространственным значением: доехать до границы, выбирались из трюма, остаться в каюте, скрывшись за поворотом, брызги из-под кормы, вымпел на мачте, возникла за кормой, выглянуть из-за туч, вынырнуть из-под скалы.

3.С причинным значением: остановиться из-за неисправности мотора, задержать из-за непогоды, оказаться вследствие нездоровья, выросли благодаря дождям.

  • Проверим, что у вас получилось.

  • Как вы понимаете слова вымпел и корма, встретившиеся вам в упр. 287.



6. Выводы по уроку.

  • Что называется предлогом?

  • Какие отношения выражают различные предлоги?

7. Домашнее задание. Выучить правило, упр. 288.

  • Посмотрите домашнее упр. Ваша задача сначала прочитать текст, определить его основную мысль, стиль
    текста; разделить текст на абзацы и составьте к нему (устно) вопросный
    план. Затем списать, расставляя пропущенные запятые. Предлоги со значением времени выделить (в этом вам поможет таблица). И дополнительное задание: назвать виды орфограмм, над которыми вы работали, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы?



Настрой учащихся на урок.











Один ученик у доски.















Учащиеся отвечают на вопросы учителя.







































































Учащиеся записывают отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро».













Один из учеников читает правильный вариант.

























Один ученик работает у доски.

Выборочное списывание.





















































































































































Вымпел - узкий длинный раздвоенный на конце флаг на мачте военного корабля.

Корма – задняя часть судна, лодки и некоторых других транспортных средств.





















Подведение итога урока.







Объяснение домашнего задания.





















Тетрадь ученика

Двенадцатое марта

Классная работа

Сидеть на стуле; нарядиться к празднику; приближённый к императору; примириться с врагами; в нашем крае; согласиться с доводами; получить приданое; расти на яблоне; обратиться по своему делу; тревожиться за коллегу; заблестеть на солнце; на третьем этаже; жить бок о бок, сделать точь-в-точь; распущенные по плечам волосы; расставшись с другом.

Предлог как часть речи

Зимнее утро

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Упр. 285

Вспоминать о полёте, говорить с ним, наблюдаем за облаками, смотрим в иллюминатор, спуститься по трапу.



Упр. 287.

1.С временным значением: находится в двух часах лёту, объявить после старта, закончить перед отплытием.

2.С пространственным значением: доехать до границы, выбирались из трюма, остаться в каюте, скрывшись за поворотом, брызги из-под кормы, вымпел на мачте, возникла за кормой, выглянуть из-за туч, вынырнуть из-под скалы.

3.С причинным значением: остановиться из-за неисправности мотора, задержать из-за непогоды, оказаться вследствие нездоровья, выросли благодаря дождям.







































Предлог как часть речи. 7 класс.
  • Русский язык и литература
Описание:

Конспект открытого урока

русского языка

в 7 «А» классе школы №20

г. Щёкино.

Учитель: Гуреева Жанна Александровна

Тема:  «Предлог как часть речи»

Цели:а) познакомить ребят с предлогом как частью речи;  повторить пра­вописание окончаний существительных;  про­должить работу по формированию орфографических умений и навы­ков; формировать умение правильно употреблять предлоги.

б) развивать орфографическую зоркость, фонематический слух, мышление, память, речь, внимательность;

в) воспитывать аккуратность, дисциплинированность, любовь к русскому языку.

    Тип урока:урок овладения новыми знаниями.

    Оборудование: учебник М.Т. Баранова «Русский язык: 7 класс» (М.: Просвещение, 2002), методическое пособие Н.Г. Горашова «Поурочное планирование по русскому языку: 7 класс» (М.: Экзамен, 2007), доска, мел, тетради, таблица.

   Знать: определение и назначение предлогов.

 

Уметь: подбирать существительные к заданным предлогам; уметь отличать пред­логи друг от друга по значению; уметь составлять словосочетания с предлогами.

Автор Гуреева Жанна Александровна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 3037
Номер материала 50420
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓