«Пре – или при- ?»

Конспект урока по русскому языку в 6 классе

Тема: «Пре – или при- ?»

Цели урока:

Обучающая:

. Уметь применять правила написания приставок пре- и при-;

. Дать сведения о приставках с неясным значением;

. Уметь пользоваться словарями и различными приемами запоминания таких слов.

Развивающая:

. Обогащать словарный запас и грамматический строй речи..

Воспитательная:

. Прививать любовь к русскому языку.

Тип урока: проблемно-поисковый

Оборудование: «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, «Школьный этимологический словарь русского языка» Н.М. Шанский, интерактивная доска.

Ход урока.



  1. Организационный момент.

- Ребята, приставку какой группы мы с вами изучаем? (Мы изучаем приставку 3 группы.)

- Какие приставки входят в эту группу? (В 3 группу входят приставки пре- и при-.)

- Эта группа приставок очень сложная! Ребята, отчего зависит правописание гласных в этих приставках? ( Правописание гласных зависит от того смысла, значения, которые несут эти приставки в данном слове.)

- Сейчас посмотрим, как вы усвоили это правило.

- Ребята, сегодня на уроке вы будете получать фишки: за полные ответы вы сможете получить фишку красного цвета, ну а если ответ неточный, вы получите фишку зеленого цвета.

2. «Слуховой диктант». (Учитель называет слова, если слово начинается с приставки пре-, дети поднимают карточку с буквой Е, если слово начинается с приставки при-, дети поднимают карточку с буквой И. Задача детей объяснить правописание гласной в приставке).

Приехать, престранный, прервать, пристроить, причудливый, преинтересный, пребогатый, приоткрыть, приклеить, пришкольный, привинтить.

- Молодцы! Вы хорошо поработали.

3. - Но всегда ли так легко удается справиться с этой приставкой?

А если я вам предложу во внимание такое слово прекословить. Сможете ли вы объяснить правописание гласной в этом слове? (Нет) В чем трудность? (Непонятен смысл)

Давайте обратимся к «Этимологическому словарю». (Заимствовано из старославянского языка – «против говорить», т. е. «наперекор», значит, пишем приставку пре-)

Сейчас мы проведем исследовательскую работу по написанию приставок пре- и при- в трудных случаях.

Кто нам поможет в этом случае? Да, наши друзья – словари. Какие словари вы знаете?

(Работа с 1 и 2 слайдом. Дети с помощью словарей пытаются объяснить правописание гласной в приставке; в каждом слове выделяется корень, потому что именно в нем заключается лексическое значение слова. Например: преследовать - корень след, значение слова – переследить, идти на шаг впереди; преодолеть – корень дол – доля, значение слова – переодолеть и т.д. Затем со словами составляются словосочетания)

-Ребята, какой вывод можно сделать из проделанной работы? ( Знаем лексическое значение слова, приставка становится яснее. В случае затруднения, будем обращаться к словарям.)

4. – У нас в русском языке, ребята, есть дифференцированное написание: произносятся слова одинаково, а пишутся по-разному. Значит разное значение.

Следующее задание мы проведем в форме игры. (Класс делится на группы, каждой группе дается слайд: 1 группе - 3 слайд, 2 группе – 4 слайд, 3 группе – 5 слайд, 4 группе – 6 слайд, 5 группе – 7 слайд, на просмотр слайда выделяется 0,5 минут, картинки могут помочь в составлении словосочетаний или предложений. Но за словосочетание группа получает фишку зеленого цвета, а за предложение - красного цвета. Дети также пользуются словарями.)

- Ребята, какой вывод можно сделать по поводу выбора приставки в этих словах? (В зависимости от значения приставка будет разной: эти слова хотя и звучат одинаково, но приставка дифференцирует их значение.)

5. Работа с текстом.

- Ребята, из текста пропали слова, нужно срочно их вернуть. Попробуйте понять, какие слова исчезли. (Работа с 8 слайдом)

Торжественность была во всем. Присутствовал … компании. В зале звучала … Баха. Наконец, заседание началось. … к документу была принята всеми единогласно.

(Если дети сразу не отгадывают слова, дается возможность определить по лексическому значению.

В странах с республиканской формой правления: глава государства - … (президент)

Вступительная часть музыкального произведения - … (прелюдия)

Вводная, разъясняющая часть международного договора, закона или иного правового акта - … (преамбула))

- В этих заимствованных словах приставка срослась с корнем. Но все же давайте попробуем определить правописание ПРЕ-. Заглянем в словарь. (Президент – заимствовано в 19 веке из фран. яз. – «сидеть впереди»; прелюдия – вступительная часть (впереди) музыкального произведения; преамбула – вводная часть, стоящая впереди договора, закона)

6. Выборочный диктант.

- Сейчас я хочу проверить, как вы усвоили материал. Ваша задача выписать слова с приставками пре- и при-.

(Преодолевая препятствия, туристы продолжили путь. До привала было далеко. Приключение было не из приятных. Природа преподнесла неожиданный сюрприз. Внезапно сверкнула молния. Все вокруг преобразилось и полил дождь.)

- Сейчас свою работу вы проверите сами и сами себя оцените. (открывается ширма, и дети сверяют свои слова с текстом)

- Кто написал без единой ошибки? Кто допустил 1 или 2 ошибки?

- Назовите слова, с которыми мы сегодня не встречались и объясните правописание приставок.

7. Итог урока.

- Чему мы учились на уроке? (Пользоваться словарями; определять лексическое значение слов; в разных случаях выбирать приставку пре- и при-; учились проверять себя)

- Поднимите фишки. Молодцы, ребята. За хорошую работу вы получаете «5».

- А что вы мне поставили бы за работу?

- Спасибо за урок.

8. Домашнее задание.

- Попробуйте объяснить правописание пре- и при- в словах:

Природа, привет, приятный, причина, прекратить.

Составьте с данными словами небольшой текст.





Описание проекта



  1. Название конкурса «Второй открытый профессиональный конкурс педагогов «Мультимедиа урок в современной школе».

  2. Тип урока: проблемно-поисковый

  3. Цели урока:

Обучающая:

- Уметь применять правила написания приставок пре- и при-;

- Дать сведения о приставках с неясным значением;

- Уметь пользоваться словарями и различными приемами запоминания таких слов.

Развивающая:

-Обогащать словарный запас и грамматический строй речи.

Воспитательная:

- Прививать любовь к русскому языку.


  1. Задачи урока:

-Мотивировать выбор варианта правописания, исходя из толкования значения приставки, этимологии слова, его семантики;

-Формировать регулятивные, интеллектуальные общеучебные умения.

-Развивать различные виды памяти (слуховой, зрительный, моторной), внимание.

  1. Краткое описание хода урока: Тема урока сформирована как проблема: «Пре- или при-?» Такая формулировка нацеливает детей на поисковую деятельность. Структура урока построена по принципу нарастающей трудности.

На первом этапе урока в качестве мотивирующего момента проводится слуховой диктант с использованием сигнальных карточек. Последующие этапы урока - проблемные ситуации, где основными методами являются наблюдения, лингвистический эксперимент (поисковая деятельность), проблемно-поисковый диалог (гипотеза, рассуждение, обобщение), работа в группах со словарями, самостоятельное использование трудных для написания слов в собственной речи, самопроверка.

Заключительная, контрольно-обобщающая часть урока - достаточно сложный вид самостоятельной деятельности учащихся по применению различных способов выбора приставок.

  1. Знать: правило написания гласных в приставках слов с трудным объяснением слов; уметь: владеть способами выбора варианта написания приставок в трудных случаях; навыки и качества: определять лексическое значение трудных слов, пользоваться словарями, использовать данные слова в своей речи, работать коллективно, проводить самоанализ своей работы.
















Подробный конспект урока.

Организационная информация

Тема урока


«Пре- или при- ?»

Предмет

Русский язык

Класс

6 класс

Автор урока (ФИО, должность)

Алякина Ирина Петровна, учитель русского языка и литературы

Образовательное учреждение

Муниципальное общеобразовательное учреждение Клявлинская средняя общеобразовательная школа №2 им. В. Маскина.


Республика/край, город/поселение

Российская Федерация, Самарская область, Клявлинский район, ст. Клявлино.


Методическая информация

Тип урока


Проблемно-поисковый

Цели урока


Обучающая:

- Уметь применять правила написания приставок пре- и при-;

- Дать сведения о приставках с неясным значением;

- Уметь пользоваться словарями и различными приемами запоминания таких слов.

Развивающая:

-Обогащать словарный запас и грамматический строй речи.

Воспитательная:

- Прививать любовь к русскому языку.

Задачи урока


-Мотивировать выбор варианта правописания, исходя из толкования значения приставки, этимологии слова, его семантики;

-Формировать регулятивные, интеллектуальные общеучебные умения.

-Развивать различные виды памяти (слуховой, зрительный, моторной), внимание

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

Знать: правило написания гласных в приставках слов с трудным объяснением слов;

уметь: владеть способами выбора варианта написания приставок в трудных случаях;

навыки и качества: определять лексическое значение трудных слов, пользоваться словарями, использовать данные слова в своей речи, работать коллективно, проводить самоанализ своей работы.


Необходимое оборудование и материалы

«Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, «Школьный этимологический словарь русского языка» Н.М. Шанский, интерактивная доска, компьютер, проектор.


Подробный конспект урока

Мотивация учащихся


Структура урока построена по принципу нарастающей трудности: от проблемной ситуации к другой, что обеспечивает высокий уровень мотивации и активности учащихся на протяжении всего урока.

Ход и содержание урока


  1. Организационный момент.

(открыт 1 слайд)

- Ребята, приставку какой группы мы с вами изучаем? (Мы изучаем приставку 3 группы.)

- Какие приставки входят в эту группу? (В 3 группу входят приставки пре- и при-.)

- Эта группа приставок очень сложная! Ребята, отчего зависит правописание гласных в этих приставках? ( Правописание гласных зависит от того смысла, значения, которые несут эти приставки в данном слове.)

- Сейчас посмотрим, как вы усвоили это правило.

- Ребята, сегодня на уроке вы будете получать фишки: за полные ответы вы сможете получить фишку красного цвета, ну а если ответ неточный, вы получите фишку зеленого цвета.

2. «Слуховой диктант».

(Учитель называет слова, если слово начинается с приставки пре-, дети поднимают карточку с буквой Е, если слово начинается с приставки при-, дети поднимают карточку с буквой И. Задача детей объяснить правописание гласной в приставке).

Приехать, престранный, прервать, пристроить, причудливый, преинтересный, пребогатый, приоткрыть, приклеить, пришкольный, привинтить.

- Молодцы! Вы хорошо поработали.

3. Мотивация.

1.- Но всегда ли так легко удается справиться с этой приставкой?

А если я вам предложу во внимание такое слово прекословить. Сможете ли вы объяснить правописание гласной в этом слове? (Нет)

В чем трудность? (Непонятен смысл)

Давайте обратимся к «Этимологическому словарю». (Заимствовано из старославянского языка – «против говорить», т. е. «наперекор», значит, пишем приставку пре-)

Сейчас мы проведем исследовательскую работу по написанию приставок пре- и при- в трудных случаях.

Кто нам поможет в этом случае?

Да, наши друзья – словари. Какие словари вы знаете?

(Работа с 2 и 3 слайдом. Дети с помощью словарей пытаются объяснить правописание гласной в приставке; в каждом слове выделяется корень, потому что именно в нем заключается лексическое значение слова. Например:

преследовать - корень след, значение слова – переследить, идти на шаг впереди;

преодолеть – корень дол – доля, значение слова – переодолеть и т.д. Затем со словами составляются словосочетания)

-Ребята, какой вывод можно сделать из проделанной работы? ( Знаем лексическое значение слова, приставка становится яснее. В случае затруднения, будем обращаться к словарям.)

2. – У нас в русском языке, ребята, есть дифференцированное написание: произносятся слова одинаково, а пишутся по-разному. Значит разное значение.

Следующее задание мы проведем в форме игры. ( Класс делится на группы, каждой группе дается слайд: 1 группе - 4 слайд, 2 группе – 5 слайд, 3 группе – 6 слайд, 4 группе – 7 слайд, 5 группе – 8 слайд, на просмотр слайда выделяется 0,5 минут, картинки могут помочь в составлении словосочетаний или предложений. Но за словосочетание группа получает фишку зеленого цвета, а за предложение - красного цвета. Дети также пользуются словарями.

По истечению времени каждая группа дает полный ответ, т.е. доказывает правописание приставок пре- и при-.

Например:

- Колосья спелой ржи приклонились к земле. – Я преклоняю колено перед вашей отвагой.

-Его преемник начал с перестановки мебели в своем кабинете. – Все затаив дыхание слушали приемник.

-Он долго пребывал в Москве. – Поезд прибывал к станции. и т.д.)

- Ребята, какой вывод можно сделать по поводу выбора приставки в этих словах? (В зависимости от значения приставка будет разной: эти слова хотя и звучат одинаково, но приставка дифференцирует их значение.)

5. Работа с текстом.

- Ребята, из текста пропали слова, нужно срочно их вернуть. Попробуйте понять, какие слова исчезли. (Работа с 9 слайдом)

Торжественность была во всем. Присутствовал … компании. В зале звучала … Баха. Наконец, заседание началось. … к документу была принята всеми единогласно.

(Если дети сразу не отгадывают слова, дается возможность определить по лексическому значению.

В странах с республиканской формой правления: глава государства - … (президент)

Вступительная часть музыкального произведения - … (прелюдия)

Вводная, разъясняющая часть международного договора, закона или иного правового акта - … (преамбула))

- В этих заимствованных словах приставка срослась с корнем. Но все же давайте попробуем определить правописание ПРЕ-. Заглянем в словарь. (Президент – заимствовано в 19 веке из фран. яз. – «сидеть впереди»; прелюдия – вступительная часть (впереди) музыкального произведения; преамбула – вводная часть, стоящая впереди договора, закона)

6. Выборочный диктант.

- Сейчас я хочу проверить, как вы усвоили материал. Ваша задача выписать слова с приставками пре- и при-.

( Учитель читает текст, ученики выписывают слова с приставкой пре- и при- и распределяют их в два столбика.)

Преодолевая препятствия, туристы продолжили путь. До привала было далеко. Приключение было не из приятных. Природа преподнесла неожиданный сюрприз. Внезапно сверкнула молния. Все вокруг преобразилось и полил дождь.

- Сейчас свою работу вы проверите сами и сами себя оцените. (открывается 10 слайд, и дети сверяют свои слова с текстом)

- Кто написал без единой ошибки? Кто допустил 1 или 2 ошибки?

- Назовите слова, с которыми мы сегодня не встречались и объясните правописание приставок.

7. Итог урока.

- Чему мы учились на уроке? (Пользоваться словарями; определять лексическое значение слов; в разных случаях выбирать приставку пре- и при-; учились проверять себя)

- Поднимите фишки. Молодцы, ребята. За хорошую работу вы получаете «5».

- А что вы мне поставили бы за работу?

- Спасибо за урок.

8. Домашнее задание.

- Попробуйте объяснить правописание пре- и при- в словах:

Природа, привет, приятный, причина, прекратить.

Составьте с данными словами небольшой текст.






«Пре – или при- ?»
  • Русский язык и литература
Описание:
  1.    Правописание приставок пре- и при- - одна из трудных тем русской орфографии. Во-первых, их выбор зависит от их значения; во-вторых, в значительно большой группе слов значение приставки затемнено и требует обращения к этимологии слова; в-третьих, имеются дифференцирующие написания, при которых главную роль играет лексическое значение слова.1.      Тема урока сформирована как проблема: «Пре- или при-?» Такая формулировка нацеливает детей на поисковую деятельность. Структура урока построена по принципу нарастающей трудности. 

       На первом этапе урока в качестве мотивирующего момента проводится слуховой диктант с использованием сигнальных карточек. Последующие этапы урока - проблемные ситуации, где основными методами являются наблюдения, лингвистический эксперимент (поисковая деятельность), проблемно-поисковый диалог (гипотеза, рассуждение, обобщение), работа в группах со словарями, самостоятельное использование трудных для написания слов в собственной речи, самопроверка.

       Заключительная, контрольно-обобщающая часть урока - достаточно сложный вид самостоятельной деятельности учащихся по применению различных способов выбора приставок.

 

   Усвоение данной темы возможно лишь при активной интеллектуальной деятельности учащихся.

Автор Алякина Ирина Петровна
Дата добавления 13.03.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 725
Номер материала 57938
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓