Праздник «Прощание с Азбукой»
У: Мы сегодня
очень рады
Всех
приветствовать гостей.
Всех знакомых,
незнакомых,
И серьёзных, и весёлых.
Первый класс,
первый класс
Пригласил на
праздник вас.
У: Знают взрослые
и дети
И шахтёр и
водолаз,
Что трудней всего
на свете
Самый первый
школьный класс.
Дети поют песню
про школу. «Маленькая страна» слайд №1
Есть за лесами, за полями
Маленькая страна…
Славится добрыми делами,
Тайн и чудес полна.
Там все сбываются надежды.
Знанья дает урок,
Там каждый день тепло и нежно
В сказку зовет звонок!
Припев:
Маленькая страна,
Маленькая страна!
Там, где учителя и дети -
Вместе одна семья
Если случится вдруг ненастье,
В школу беги скорей.
Там будешь ты согрет и счастлив
В тесном кругу друзей.
В этой стране тебе помогут,
Руку в беде дадут,
Здесь в жизнь откроется дорога,
Грусть и печаль уйдут.
Припев:
Маленькая страна,
Маленькая страна!
Там, где учителя и дети -
Вместе одна семья
Потрудились мы
немало, слайд№2
Ведь, по правде
говоря,
Русской грамоте
начало
На страницах
букваря.
Есть, друзья, у
букваря
Очень верная
сестра.
Ты назвать её
сумей-ка.
Это… (вместе)
АБВГДейка.
До свиданья, до
свиданья,
Книга первая моя.
Приходи к нам на
прощанье,
Ждут тебя твои
друзья.
Входит Азбука,
обращается ко всем присутствующим.
А: Здравствуйте,
мамы, здравствуйте, папы! Здравствуйте, мальчики и девочки! Как я рада снова
встретиться с вами.
Только в школу вы
пришли –
Встретилась я с
вами.
Дни учёбы потекли,
Стали мы друзьями.
Я учила буквам
вас,
И письму, и чтению,
Дружбе крепкой и
труду,
А ещё терпению.
Стали бойко вы
читать,
Очень грамотными
стали,
Поумнели, возмужали,
И хочу сказать
сейчас:
Рада я друзья за
вас!
(Обращается к
учителю.)
- А где же мои помощники-буквы?
У: Не волнуйся,
дорогая Азбука. Ты ведь знаешь, что учителя тоже немного волшебники. Сейчас
скажу заветные слова – и весь алфавит появится перед тобой
Шарма, фарма, туквы, муквы,
Дети, превращайтесь в буквы.
Дети надевают на
головы шапочки с изображением букв Алфавита.
У: Уважаемая
Азбука! Принимай парад букв!
Пока строятся
включить музыку.
А: Есть принимать
парад! Команда славная моя, стройся в ряд от А до Я. Алфавит, равняйся, смирно!
Доложить о готовности к параду:
Дети декламируют
стихотворение.
АБВГДЕЖ –
прикатили на еже, слайд№3
ЗИКЛМНО – дружно
вылезли в окно.
ПРСТУФХ – оседлали
петуха.
ЦЧШЩЭЮЯ – вот и
все мы здесь, друзья!
Дети читают по
цепочке стихи о своих буквах. (Или включить песню «Алфавит»
А – в Африке лечит
зверей,
Б – к папе Карло
спешит скорей,
В – зайца гонит до
дверей.
Г – с Белоснежкой
дружит,
Д – на листе
зелёном по водоёму кружит,
Е – на печке сидит
не тужит.
Ё – в клубочке
колючки прячет,
Ж – по болоту
скачет,
З – туфлю
потеряла, плачет.
И – серого волка
за собой ведёт,
К – круглый, песню
о себе поёт,
Л – рыжим хвостиком
метёт.
М – умываться всем
велит,
Н – «незнаньем»
нас смешит,
О – по небесам
скользит.
П – на спице над
городом вьётся.
Р – золотая к старику
в сеть попадётся,
С - весной водой
разольётся.
Т – дом для
маленьких зверей,
У – «Серая шейка»
лисы посмелей,
Ф – за посудой
помчалась скорей.
Х – из кувшина
появится вдруг,
Ц – смеяться не
умеет, а только плачет вслух.
Ч – друг
Гены-крокодила,
Ш – старуха с
крысой всем вредила,
Щ – король,
мышиный заводила.
Э – создания
милейшие, живущие в цветах,
Ю – чудо, снующее
в морях,
Я – плод, что
Жар-птица уносит в когтях.
Я (выходит
вперёд, начинает хвастаться)
Посмотрите на
меня,
Разве я не хороша?
Не худющая, как А,
И не толстая, как
Ш!
Ножку вправо
отведу
К букве я
соседней,
Не хочу теперь в
ряду
Я стоять последней.
(Обращаясь к
Азбуке)
Книжка первая моя,
Пожалей ты букву
Я,
Разреши минут хоть
пять
Первой в Азбуке
стоять!
А: Ай-ай-ай, мне
очень стыдно
И за алфавит
обидно.
Как ты можешь,
буква Я,
Подводить сейчас
меня!
В алфавите всем
известно:
Хвастунишкам тут не
место!
Знают буквы все
отлично:
Якать просто неприлично.
Буквы людям все
нужны,
Этим буквы и
дружны.
Дело тут совсем не
в месте.
Все буквы. Дело
в том, что все мы вместе! Слайд№4
Буква Я становится
в строй.
А: Дорогие мои
помощники! Объявляю вам благодарность за хорошую службу, за то, что помогли
первоклассникам научиться читать.
Танец
БУКВАРЯ
Встаёт Незнайка,
оглядывается удивлённо.
Н: И что у вас
здесь происходит? Народу полным-полно, и Азбука здесь.
Здравствуйте вам! (Спрашивает
у Азбуки, показывает на буквы.) А это кто?
А: А это мои
помощники – буквы.
Н: зачем тебе так
много букв? И почему одни красные, а другие – синие?
А: Это буквы. Они
обозначают гласные и согласные звуки.
Н. Ну, их очень
много. Сколько их всего?
Дети: 33.
Н: Ого! Бедные детки!
Как можно все их выучить! 33 – это же больше, чем пальцев на руках. Нет, если
бы я работал Азбукой, я бы оставил букв поменьше, чтобы ребятам было полегче!
Например, одни гласные… или согласные.
У: Эх, Незнайка.
Нельзя говорить о том, чего не знаешь. Только один раз гласные и согласные
поссорились. А что из этого получилось? Посмотри.
Буквы становятся
на две стороны сцены.
Однажды не
поладили буквы – гласные и согласные – и разошлись в разные стороны.
Сбились согласные
в кучу, хотели поговорить – и никак! Кашлянули:
- Кх!
Чихнули::
- Пчх!
Зачем-то позвали
кошку:
- Кс, кс, кс!
И заскучали…
Вдруг:
- Тс-с!
Показалось им,
что-то где-то рыдает. Прислушались.
- А-а-а! О-о-о! –
кричали гласные. Они плакали, как маленькие дети:
- Уа! Уа!
Аукались
- Ау! Ау!
И
согласные крикнули им (вернее, хотели крикнуть, но у них получилось лишь
невнятное бормотание): слайд№5
- БДМ ВСГД ВМСТ!
И услышали
радостное (но тоже непонятное):
- У-Е Е-А Е-Е!
Заключили буквы
мир, снова стали рядом, внятно сказали: слайд№6
- БУДЕМ ВСЕГДА
ВМЕСТЕ! И с тех пор никогда больше не разлучались.
Незнайка после
инсценировки становится возле учителя.
Н.: Вот это да!
Никогда бы не подумал, что каждая буква так важна!
А.: Надо тебе,
Незнайка, серьезно заняться своим обучением.
Н.: Ну, допустим,
это лишнее. Я и без грамоты могу прекрасно стихи сочинять. Вот к празднику
приготовил свеженькие, еще никто их не слышал. Хотите, прочитаю?
Читает стихи. Дети
исправляют допущенные им ошибки.
Тает снег. Течет
ручей. слайд№7
На ветвях полно
врачей.
Синеет море перед
нами. слайд№8
Летают майки над
волнами.
Говорят, один рыбак
слайд№9
В речке выловил
башмак,
Но зато ему потом
На крючок попался
дом.
Врач напомнил дяде
Мите: слайд№11
— Не забудьте об
одном:
Обязательно
примите
Десять цапель
перед сном.
Учитель.
Видишь, Незнайка! Не зря говорят: «Мало уметь читать, надо уметь думать».
Садись и слушай внимательно: сейчас буквы будут загадывать загадки родителям, а мамы и папы
постараются отгадать. Ты, если будешь внимательным, тоже сможешь.
Буквы снова становятся в строй от А до Я, по цепочке рассказывают стихотворение-загадку — каждая о себе. Инсценирование стихотворения «Загадочные буквы».
А — лягушку проглотил (аист)
Л — тележку покатила (лошадь)
Д — откроем и войдем (дверь)
Ш — на елке мы найдем (шишка)
О — жужжит и больно жалит (оса)
П — в лесу деревья валит (пила)
В — чирикает на ветке (воробей)
Т — рычит на нас из клетки (тигр)
М — спасается от кошки (мышка)
Ц — в горшочке на окне (цветок)
Н — приятный любит запах (нос)
К — на мягких ходит лапах (кошка)
Щ — усердно чистит зубы (щетка)
З— велит надеть нам шубы (зима)
Ч— с собою домик тащит (черепаха)
Э — откликнется из чащи (эхо)
С — по шерстке мы погладим (собака)
Ё — мы к празднику нарядим (ёлка)
И — в лесу на курьих ножках (избушка)
Г — лежат у нас в лукошке (грибы)
Ф — мерцает огоньком (фонарь)
Ю — завертится волчком (юла)
Е — в лесу с куста мы ели (ежевика)
Р — вокруг луны летает (ракета)
X — к обеду на столе (хлеб)
Я — на каждом корабле (якорь)
Незнайка (во время стихотворения пытался вставить
свет неправильные ответы, удивляется). Как ловко отгадали все загадки эти
дяди и тети. Наверно, в школе вы все хорошо учились? Это ты их учила, Азбука?
А.: Нет, не я, а мой дедушка-букварь (показывает
букварь старого издания). Он мне рассказывал; какими робкими и несмышлеными
они приходили в школу. А он учил их так, как я сейчас учу этих девочек и
мальчиков.
Н.: Каких девочек и мальчиков? Их-то я и не вижу. Буквы
здесь, а где ребята?
Азбука. Ах да, пора моим помощникам-буквам превращала в
учеников (говорит волшебные слова):
«Шарма, фарма», — я скажу,
Покажу пять пальчиков.
Буквы, превращайтесь
В девочек и мальчиков.
После этих слов дети снимают шапочки.
Н.: Здравствуйте, девочки, здравствуйте, мальчики! Как
вы подросли, повзрослели.
А.: И многому научились. Я им больше не нужна, но ты,
Незнайка, даже не представляешь, сколько трудностей поджидает ребят впереди.
У.: Да, дорогая Азбука. С тобою мы сегодня распрощаемся:
ты остаешься в первом классе, а мы отправляемся дальше по дороге знаний и
открытий. А что, ребята, нам нужно взять с собой, чтобы справиться со всеми
трудностями?
Дети: Терпение, старание, умение, аккуратность.
Неожиданно в дверь входят три героя.
Герои. А нас возьмете с собой, милые ребятки?
Дети. А кто вы такие? Герои. Читайте сами!
Показывают карточки, прикрепленные на рубашках. Там написано:
лень, жадность, баловство.
Учитель. Ребята возьмем их с собой?
Дети. Нет!
Лень. А как же? Неужели вы без нас обойдетесь? Неужели
не будете лениться, баловаться, жадничать?
Жадность. Вы же такие некультурные, невоспитанные, читать-писать
научились, а как вести себя — не знаете.
Дети. Знаем!
Баловство. Ну-ну, сейчас посмотрим, знаете ли вы
волшебные слова.
Родители читают стихи, а ребята досказывают последнее
слово.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: Доброе...
(Утро)
Если вечером случилась встреча,
Говорим мы...
(Добрый вечер)
И всегда при расставанье
Говорите...
(До свиданья)
Встретил Витю я, соседа,
Встреча грустная была:
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла.
Но, представьте, зря от Вити
Ждал я слова...
(Извините)
Если дарят в день рожденья
Вам конфеты и печенье.
Карандаш, альбом и книжку
Или мягкую мартышку,
Не молчи, как в речке рыба,
Говори друзьям...
(Спасибо)
У.: Молодцы, первоклассники! Не подвели Азбуку!
(Обращаясь к Лени, Жадности, Баловству.) Убедились, что наши ученики научились
не только грамоте и письму?
Лень. Да, пожалуй, нам в этом классе делать нечего (обращаясь
к своим «друзьям»). Бежим скорее в другой класс. Может, мы с ними останемся?
Лень, Жадность, Баловство убегают.
А.: Ну что ж, пришла пора расстаться,
Осталось только попрощаться.
У.: До свидания, Азбука, до свидания, Незнайка. Давайте
на прощанье вместе с ребятами станцуем и споем.
Дети становятся в круг вместе с Азбукой и Незнайкой, исполняют
песню «Научи нас веселиться».
Если
птицы распевают тут и там,
Если
бабочки расселись по кустам,
Научи
нас веселиться,
Покажи
нам, как резвиться,
А мы
будем делать так же, как и ты.
(После
1-й, 2-й и 4-й строк — по два хлопка в ладоши.)
Если
выучил урок ты назубок
Да к
тому ж еще товарищу помог,
Научи
нас веселиться,
Покажи
нам, как резвиться,
А мы
будем делать так же, как и ты.
(После
1-й, 2-й и 4-й строк — по два щелчка пальцами.)
Если
дома ничего ты не учил, Если двойку на уроке получил, Научи нас плакать, плакать, Научи нас ахать, ахать, А мы будем делать так же, как и ты.
(После
1-й, 2-й и 4-й строк — дети
берутся руками за щеки и, покачивая головой, произносят
«ай! ай!»)
Если
маме всю посуду перемыл, И ни чашки, ни тарелки не разбил, Научи нас
веселиться, Веселиться и гордиться, А мы
будем делать так же, как и ты.
(После
1-й, 2-й и 4-й строк — два удара руками по
коленям.)
Если в
космос ты отправился во сне,
Если
бегал ты вприпрыжку по Луне,
Покажи,
как ты резвился,
Как
резвился, веселился,
А мы
будем делать так же, как и ты.
(По
два удара в ладоши.)
У.:
Завершая наш праздник и прощаясь с учебником «Азбука», давайте подумаем, за что
можно сказать «спасибо» первому учебнику…
Одним
из последних стихотворений в нашей «Азбуке», посвященных буквам, было
стихотворение С.Я. Маршака… (называют хором)
Читаем
наизусть «Ты эти буквы заучи…»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.