Главная / Другое / Правовое воспитание в системе профессионального образования: опыт и проблемы

Правовое воспитание в системе профессионального образования: опыт и проблемы











ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ




Модернизация профессионального образования определяет необходимость существенного изменения ряда традиционных подходов к системе подготовки специалистов с начальным профессиональным образованием. Соответственно новым целям и в соответствии с законом «Об образовании», «Концепции модернизации российского образования на период до 2010г», «Стратегии развития образования в Чувашской Республике до 2040 года» меняются способы организации учебно-воспитательного процесса и роли педагога в новых условиях образовательной и социальной реальности. В Концепции модернизации российского образования подчеркивается: «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, быть мобильными, динамичными, конструктивными специалистами, обладать развитым чувством ответственности за судьбу страны».

Среди проблем, связанных с повышением эффективности воспитания молодого поколения, важное место занимают вопросы формирования правового сознания и правовой культуры учащейся молодежи. Данная тема является особенно актуальной в свете происходящих в последние десятилетия изменений:

- новые явления в общественно-политической, экономической жизни демократической России, идущей по пути рыночных отношений, сопровождаются значительным ростом многообразных правовых отношений, их усложнением;

- наблюдается криминализация российского общества (это коррупция чиновников, взяточничество, о чём говорится периодически на уровне президента);

-растёт молодежная преступность. Оказавшись в различных правовых ситуациях, учащиеся неверно оценивают сложившиеся отношения с позиций права и, соответственно, выбирают неадекватный вариант поведения.

К сожалению, современная система образования недостаточно показывает своему ученику его положение и поведение в правовой сфере человеческой деятельности. Хотя в последние годы правовое образование постепенно занимает подобающее ему место в учебных программах образовательных учреждений.

Правовое воспитание молодежи призваны осуществлять различные образовательные учреждения, в том числе школы и профессиональные училища. Решая общие со школой задачи, профессиональные училища обладают определенной спецификой правовоспитательной деятельности. Это обусловлено тем, что учащиеся учреждений- начального профессионального образования являются особой социальной группой молодежи.

Учреждения системы НПО обучают и воспитывают специфический контингент учащихся. По данным Института развития профессионального образования Минобразования РФ, который провел социологическое исследование на тему - «Социальный портрет учащегося системы НПО» (2002 г.).) и по результатам исследования в рамках учебного заведения можно отметить – более 50% учащихся имеют низкий социальный статус. Среди учащихся учреждений НПО сегодня больше всего представлены дети квалифицированных и неквалифицированных рабочих. Материальный достаток учащихся невысок. Многие дети из семей группы риска, из неполных семей. В последние годы растёт количество детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей. Достаточно большой процент учащихся имеют склонность к асоциальному поведению (это проблемы во взаимоотношениях с преподавателями, сверстниками, проблемы с дисциплиной и конечно же, правовой нигилизм-отрицание права как социального института, системы правил поведения, которая может успешно регулировать взаимоотношения людей. Такой юридический нигилизм заключается в отрицании законов, что может приводить к противоправным действиям). В общем, это категория детей - наиболее трудный субъект воспитания.

В таких условиях аспект правового воспитания и обучения учащихся в учреждениях НПО становится более актуальным, чем в учреждениях образования других ступеней.

Целью начального профессионального образования является социальная защита молодых граждан путем приобретения ими рабочей специальности и получения возможности в относительно равных условиях представлять себя на рынке рабочей силы или включаться в предпринимательскую деятельность. В связи с этим, учреждения начального профессионального образования должны предоставить учащимся такие формы и содержание правового образования, которые наиболее адекватно отражают их личностные и профессиональные потребности, и направлены на: правовое информирование, правовое обучение, а также вовлечение личности в деятельность государства – т.е. фактически применение полученных знаний на практике.

В нашем ОУ сложилась определённая система правового воспитания и обучения и носит комплексный дифференцированный характер.

В основу системы правового воспитания и обучения заложены следующие принципы

- Принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу всего инженерно-педагогического коллектива по правовому воспитанию;

- Принцип адресного подхода в формировании правосознания, предполагающий использование особых форм и методов работы, с учетом всех категорий участников правового воспитания.

- Принцип активности и наступательности, который предусматривает настойчивость и разумную инициативу участников в трансформации мировоззрения и ценностных установок, ориентированных на правовые нормы поведения.

Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.

Система правового воспитания ОУ интегрирует несколько компонентов. Один из них – учебная деятельность.

Формирование правового сознания идет в курсе обществознания, который интегрирует знания, педагогически отобранные из комплекса общественных наук: социологии, экономики, политологии, правоведения, а также философии и психологии. Новая система обществоведческого образования должна давать достаточные знания обо всех видах общественных связей и отношений, в которые неизбежно вступает каждый человек (об экономических, национальных, семейных, правовых, политических и пр.). Все эти отношения являются объектом социального регулирования, их невозможно изучать в отрыве от правовых норм, которые порождены этими отношениями и направляют их в необходимое обществу русло.

Также в учебные планы по подготовке по всем профессиям включен предмет «Правоведение», который направлен на формирование у обучающихся первоначальных, базовых знаний права, собственных представлений и установок, основанных на современных правовых ценностях общества, и компетенций, достаточных для защиты прав, свобод и законных интересов личности.

Перед началом обучения путём диагностики выявляется исходный уровень развития правового сознания обучающихся и ценностные ориентации (взгляды, убеждения), установки в отношении права. Такой подход даёт возможность

- выявить индивидуальные особенности конкретных обучающихся, которые должны активно влиять на осуществление процесса обучения и воспитания;

- выбрать наиболее оптимальные технологии, формы и методы обучения и воспитания.

Ведущее место в системе правового воспитания принадлежит семье. Работа с родителями (родительские собрания, взаимодействие с родительским комитетом, индивидуальная работа) – это одно из направлений системы правового воспитания. При организации работы с родителями обучающихся необходимо знать их социальный статус.

Говоря об образовании родителей надо отметить: у них преобладает начальное профессиональное, общее среднее образование. Только чуть более половины обучающихся проживают в полных семьях. Почти половина обучающихся – это семьи из группы риска, определяемых по объективным характеристикам: малообеспеченность, многодетность, неполная семья. То есть социальное функционирование таких семей затруднено, и они неизбежно находятся в состоянии жизненного затруднения. Это не может не влиять негативно на положение учащихся и содержит риски в их социализации, связанные с их материальными притязаниями. Социально-психологическая и педагогическая поддержка учащихся и их поддержка со стороны родителей должна быть направлена на предотвращение формирования комплексов неполноценности и адекватного отношения к имеющемуся статусу, а также формирование у обучающихся убеждённости в том, что они сами могут многое сделать для изменения своего экономического положения и достижения желаемого статуса в рамках соблюдения правовых норм.

В системе правового воспитания важным компонентом является внеурочная деятельность (кружковая деятельность, организация месячников, акций и т.д.) где дети учатся решать проблемные ситуации не абстрактные, а конкретные, возникающие в их жизни. Мероприятия проводятся в тесном взаимодействии с внешними структурами.

Особое место в системе организации правового воспитания занимает работа с обучающимися «группы риска», с обучающимися с отклоняющимся (девиантным) поведением. При организации работы с ними необходимо исследовать особенности правосознания подростков в целом и отдельных групп, это способствует более эффективному осуществлению дифференцированного подхода к правовому воспитанию и обучению различных категорий молодежи.

Дифференцированный подход в обучении и воспитании, - один из способов решения педагогических задач с учётом социально-психологических особенностей групп воспитания, которые существуют в сообществе детей как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным, личностным качествам учащихся, занимает промежуточное положение между фронтальной воспитательной работой со всем коллективом и индивидуальной работой с каждым учащимся. Дифференцированный подход облегчает деятельность педагога, т.к. позволяет определять содержание и формы воспитания не для каждого ребёнка (что сложно в условиях большой наполняемости групп), а для определённой "категории" учащихся.

Отклоняющееся поведение, не всегда связано с асоциальной мотивацией субъекта или его правовой некомпетентностью. Иногда оно сочетается с относительно хорошим знанием социальных норм. Это может говорить о несформированности операциональной стороны поведения человека, что свидетельствует о необходимости целенаправленного формирования нравственных привычек правомерного поведения. Данное положение особенно актуально для подростков, чье отклоняющееся поведение нередко служит средством самоутверждения, выражения протеста против реальной или кажущейся несправедливости взрослых.

Важной задачей правовоспитания с подростками девиантным поведением можно назвать его ориентир на борьбу с правонарушениями, предупреждение противозаконных деяний. Поэтому большое внимание должно уделяться устранению дефектов правосознания у склонных к правонарушениям лиц.

Планируя и организуя систему правового воспитания с учащимися «группы риска», следует помнить, что формирование правосознания под воздействием правовоспитательных усилий представляет собой как бы двойственный процесс. Один качественный уровень этого процесса — накопление (индивидами, общественными группами) правовых знаний, другой — превращение этой накопленной информации в личные убеждения.

Следовательно, процесс воспитания должен, прежде всего обеспечить переход правовых знаний в правовые убеждения воспитуемых.

Организовывая работу с детьми «группы риска» необходимо помнить, что отказ от привычного асоциального поведения происходит не сразу, а представляет собой более или менее длительный процесс, на протяжении которого учащийся проходит несколько этапов. На каждом из этапов учащемуся, меняющему своё поведение, требуется соответствующая информация и поддержка.

Зачастую совершая противоправные поступки, учащийся не задумывается о том, каковы последствия привычного поведения.

Поэтому на этом этапе работы необходимо привлечь внимание учащегося, привести к осознанию собственного риска (индивидуальные беседы, тренинги, просмотр видеосюжетов, лекции и т.д.)

На 2-ом этапе – когда учащийся начинает задумываться, необходимо сообщить конкретную информацию – степень риска того или иного проступка и вместе с ним проанализировать «за» и «против» изменения привычного поведения (консультации специалистов, индивидуальная работа – диалог, обсуждение конкретных примеров из жизни и т.д.)

На 3-ем этапе – когда учащийся начинает действовать, отказаться от привычного поведения – необходимо обучить новым навыкам и техникам самоконтроля, поощрять успехи, помочь изменить привычную обстановку, избегать рискованных ситуаций. На данном этапе огромна роль социального педагога и психолога, целенаправленная работа с окружением учащегося, его родными и близкими, которые своим авторитетом могут оказать положительное влияние на ребёнка, увлечь его другим видом занятия, «оторвать» ребёнка от негативно влияющих на него друзей.

Во многих учебных заведениях хорошо налажена работа первых двух этапов, однако зачастую учащиеся без поддержки остаются на третьем этапе, в силу отсутствия квалифицированных специалистов социально-психологической службы, отсутствия родственников, способных оказать поддержку и помощь в силу отсутствия времени или знаний и навыков. Это является одной из проблем, которая влияет не лучшим образом на результативность проводимой работы и на что должны обратить внимание педагоги. Знания есть, а навыки поведения не сформированы.

В ОУ обучается большой процент детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Практика показывает, что к данной категории нужен совершенно иной подход.

Для понимания ситуации необходимо рассмотреть социально-психологический портрет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Результаты первоначальной диагностики, проводимой в училище, показывают, им характерны такие качества, как: неразвитый социальный интеллект, иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, повышенная внушаемость, склонность к асоциальному поведению, завышенная или заниженная самооценка, неадекватность уровня притязаний, рентные установки, повышенный уровень виктимности, рецептивные ориентации в поведении. С данной группой обучающихся кроме общей работы по формированию правосознания проводятся мероприятия направленные

- на повышение уровня информированности по основам жилищного, гражданского, брачно-семейного законодательства, а также основных конституционных прав и обязанностей

- на развитие навыков социальной компетенции и правового поведения

- принимаются меры по защите их имущественных и личных неимущественных прав и интересов,
оказывается им консультативная, юридическая и иная необходимая помощь в решении проблем.

Важную роль в эффективности формирования правовой культуры и правосознания играет личность педагога, а значит, кадровый вопрос в связи с необходимостью повышения правосознания учащихся имеет большое значение. Система правового воспитания предусматривает организацию подготовки педагогов, способных эффективно, на уровне современных требований решать задачи правового воспитания, обеспечить целенаправленное формирование у детей активной позиции, создавать условия для развития правового мышления, привычки действовать в соответствии с законами (проведение семинаров, организация МО классных руководителей и т.д.).

В формирования у обучающихся правосознания и правовой культуры широко используются информационные технологии. Так как современные технологии, воплощенные в виртуальном пространстве и вне него, позволяют работать с информацией легче, быстрее и интересней, повышают качество правовой подготовки молодого поколения.

При работе с компьютерной информацией могут быть использованы различные методики. Метод проектов предусматривает развитие познавательных навыков, критического мышления, формирование умений

самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в

информационном пространстве. Он способствует обучению оптимальным

приемам поиска информации, повышают общий информационно-культурный

уровень учащихся. При этом преследуются следующие цели: систематизация и актуализация знаний по праву; реализация творческих способностей учащихся; использование новых технологий; подготовка учащихся к жизни в условиях становления информационного общества.

Основой педагогического инструментария процесса формирования ценностных ориентаций учащихся в условиях медиаобразования выступают интерактивные методы воспитания (словесно-эвристические методы, упражнения, коллажи, «творческие лаборатории», дискуссии, «мозговой штурм», кейс-технологии, ролевые и деловые игры, анализ проблемных ситуаций, рефлексия).

Ведущими показателями качественного анализа сформированности правовой культуры у обучающихся являются: когнитивно-познавтельный,

мотивационно-ориентировачный, поведенческий компоненты. В своем развитии все они тесно связаны между собой, поскольку в характеристике данного личностного образования рассматриваются как единое целое, позволяющее всесторонне оценивать результаты правового воспитания подростков. Построение процесса правового воспитания, таким образом, позволяет прогнозировать его эффективность.

Однако, следует отметить, эффективность организации любого педагогического процесса (особенно воспитательного) как открытой динамичной системы, функционирующей в конкретных природных, экономических, политических, производственных, культурных и других внешних условиях, зависит от учёта этих условий, их взаимосвязи и тенденции развития. Когда влияние окружающей среды идёт вразрез с внедряемыми педагогами ценностями, идеалами, принципами, педагогическое воздействие на личность, методически как будто правильно организованное, либо не приносит ожидаемых результатов, либо даже вызывает совершенно противоположную реакцию у воспитанников. Это следующая проблема, т.е. внешние условия, которые не всегда повышают правосознание учащихся и формируют правовую культуру (СМИ, которые рекламируют «красивую жизнь», постоянно говорят о коррумпированности правоохранительных органов, чиновников высших эшелонов власти и т.д.).

Усложняющим аспектом общественной жизни, способным привести к негативным последствиям, является возникновение огромного количества разнообразных демонстраций «успешных взрослых», которые далеки от эталонов для подражания.

Какие эталоны и образцы поведения предоставлены подростку? Это все материализованные объекты мира взрослых – спиртные напитки, сигареты, которые так активно рекламируются, это наличие определенного материального достатка (машины, телефоны, одежда определенного типа и так далее).

На ценностно – смысловые аспекты жизни подростка воздействие идет через развертку криминальной информации как наиболее востребованной обществом с экрана телевизора. Объем данной продукции достаточно динамичен, разнообразен, информативен, имеет налет запрета, а это вместе взятое и дает ту совокупность качеств, которая привлекает подростка, в его период поиска своего пространства во взрослом мире. Поэтому, не только образовательные учреждения, но и всё общество, в том числе и СМИ должны нести социальную ответственность за формирование личности.





















Литература

1. Воспитательная работа в новых условиях. Авторы-составители: И.П.Смирнов, Е.В. Ткаченко, М. 2003

2. Гин А. Приёмы педагогической техники. М.:Вита-Пресс, 2002

3. Журнал «Профессиональное образование». Приложение «Педагогическаянаука – практике. Новые исследования», № 2, 2005

4. Ивашова В.А., Маслова Т.Ф., Шаповалов В.К. Социальный портрет учащегося профшколы. М 2001

5. Рожков М.И. Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. М., Владос, 2001

6. Фридман Л.М., Пушкина Т.А. Каплунович И.Я. Изучение личности учащихся в ученических коллективах. М., 1988

7. Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы - http://www.katalog.iot.ru

8. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://www.school-collection.edu.ru/

9. Большой энциклопедический и исторический словарь - http//www.edic.ru  

10. Рубрикон: энциклопедии, словари, справочники - http//www.rubricon.ru

11. Фестиваль педагогических идей. Конкурс открытых уроков - http://www.festival.1september.ru 

12. Российская государственная Библиотека – http://www.rsl.ru/home.htm   



Правовое воспитание в системе профессионального образования: опыт и проблемы
  • Другое
Описание:

Модернизация профессионального образования определяет необходимость существенного изменения ряда традиционных подходов к системе подготовки специалистов со  средним профессиональным образованием.

Среди проблем, связанных с повышением эффективности воспитания молодого поколения, важное место занимают вопросы формирования правового сознания и правовой культуры учащейся молодежи. Данная тема является особенно актуальной в свете происходящих в последние десятилетия изменений:

- новые явления в общественно-политической, экономической жизни демократической России, идущей по пути рыночных отношений, сопровождаются значительным ростом многообразных правовых отношений, их усложнением;

- наблюдается криминализация российского общества (это коррупция чиновников, взяточничество, о чём говорится периодически на уровне президента);

-растёт молодежная преступность. Оказавшись в различных правовых ситуациях, учащиеся неверно оценивают сложившиеся отношения с позиций права и, соответственно, выбирают неадекватный вариант поведения.

Автор Осипова Алевтина Михайловна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 395
Номер материала 52000
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓