Инфоурок Обществознание Другие методич. материалы«Правовое государство в России- миф или реальность?»

«Правовое государство в России- миф или реальность?»

Скачать материал

 

 

Далее еще один ассоциативный ряд ( изображения Платона, Аристотеля, Монтескье, Канта, Новгородцева,  Кистяковского) представителей теории Правового Государства.  = выход на термин « правовое государство.

 

2.Вводное слово учителя.

 

Да , ребята, вы угадали речь идет о Правового государства .Тема нашего урока: Правовое государство в РФ - миф или реальность?   Попытаться понять и доказать осуществляется ли правовая политика в России государством, и ответить на вопрос : Правовое государство в РФ миф или реальность? Если миф, то что мешает стать реальностью. Если же реальность, то как осуществляется правовая политика по отношению к гражданам.

 

3.Но прежде чем мы приступим к разговору , давайте вспомним , что такое правовое государство («мозговой штурм»)  ( подсказка ассоциативный ряд)

Правовое государство- это такая организация политической власти в стране, которая основана на верховенстве гуманного и справедливого закона, действующего в строго определенных законом границах и обеспечивающего социальную, правовую защищенность граждан.

В Правовом государстве гражданам гарантируются свобода, самостоятельность и собственность, обеспеченные господством права.

Правовое государство- это тип государства, деятельность которого реально ограничена правом; имеют место разделение властей, гарантии свободы личности и контроль за властью со стороны общества.

Правовое государство –государство, ограниченное в своих действиях правом, подчиненное воле суверенного народа, выражаемой в конституции, и призванное обеспечить основополагающие права и свободы личности.

4.Работа с текстом

Прочитайте текст и выполните задания С4-С7

 

Правовое государство – тип государства, в котором функционирует режим конституционного правления, существует развитая правовая система и эффективная судебная власть, реальное разделение властей и действенный социальный контроль политики и власти.

Правовое государства- государство, в котором вся система отношений «власть- общество –гражданин» построена и функционирует на основе принципов, ценностей и норм права.

Формирование правового государства может происходить только одновременно на трех уровнях: государственном, общественном, личностном.

В качестве обобщающего понятия можно представить гражданское общество как систему жизнедеятельности общества, автономную по отношению к государственной власти, выражающую частные (индивидуальные, групповые, корпоративные) интересы граждан, регулирующую и защищающую эти частные интересы.

Гражданское общество и государство «обречены» на постоянное взаимодействие, они неотделимы друг от друга.

Роль гражданского общества в том и состоит, что оно разрушает монополию на власть государственных деятелей, уравновешивает государственную власть с властью частных лиц и независимых организаций.

Роль демократического государства, его политическая и педагогическая деятельность проявляется в формировании и развитии гражданского общества. Государство может отрицать и уничтожать( так и происходит при тоталитаризме) гражданское общество, ограничивать его жизнедеятельность ( при авторитаризме) или создавать благоприятную политическую среду( при демократии).

Демократическое государство должно помочь гражданскому обществу «встать на ноги»,создать условия для его развития. Помощь означает гарантию прав человека на свободу собственной самоорганизации, на свою уникальность. Правовое государство призвано обеспечить арсенал средств непосредственной демократии, таких как самоуправление, референдумы, народные инициативы. Однако государство самоограничивается тем, что создает условия для развития свободного гражданского общества.

( Обществознание: Пособие для абитуриентов/ Под ред. В.Н.Князева, Л.Ш.Лозовского,Д.Н.Землякова. М.: Айрис-пресс,2001. С.149,151-152).

 

С4. Дайте определение правового государства и назовите основные его признаки.

С5. Раскройте содержание понятия «гражданское общество». Достаточно ли сказать, что гражданское общество – это сфера частных интересов граждан?

С6.В каком отношении находятся правовое государство и гражданское общество?

Создается ли гражданское общество государством сверху или отношения между ними строятся иначе?

С7. Каковы, на ваш взгляд, причины, обуславливающие сложность формирования в современной России правового государства и гражданского общества?.

Ребята, мы поработали с текстом, выделили основные признаки

5 Работа  с таблицей в интерактивном режиме.

Наименование признака

Его содержание

Верховенство права во всех сферах жизни общества

 

 

Наличие законодательной, исполнительной и судебной властей. При этом ни одному из государственных органов не принадлежит вся полнота государственной власти, поскольку действует система « сдержек и противовесов»

Полная гарантированность и незыблемость прав и свобод человека

 

 

Граждане несут ответственность перед государством, государственная власть должна нести ответственность перед гражданами. Наличие эффективных форм контроля и надзора за осуществлением законов.

Политический и идеологический плюрализм

 

 

 

6. Системная определенность признаков правового государства

                                         Обеспечивает

                       

                                          Права и свободы

                                          граждан,необходи-

                                           мые для функци-

                                           онирования граж-

                                           данского общества.

 

Правовое

государство

 
                                                           

 Предусматривает                                                          Предусматривает

Взаимную ответ-                                                           неклонное испол-

ственность граж-                                                            нение и соблюдение     

данина  и госу-                                                               всеми гражданами,

дарства в рамках                                                             должностными ли-

действующего за-                                                           цами, органами го-

конодательства.                                                              сударства и орга-                                                              

                                                                                          низациями законов

                                                    Основано                                      государства.

                                                                 

                                             На верховенстве за-

                                             кона, на политиче-

                                              ском, идеологиче-

                                               ском, экономичес-

                                               ком плюрализме,

                                                которые закреп-

                                                ляются и гаранти-

                                               руются норматив-

                                               но- правовыми ак-

                                               тами.

                                                        

7. Давайте попробуем назвать предпосылки Правового государства.

Вопросы: Какие экономические предпосылки необходимы для создания П.Г.?

                 Какие политические предпосылки необходимы для создания П.Г.?

                 Как должна быть построена система законодательства?

                  Давайте вновь обратимся к тексту : Без чего невозможно формирование П.Г.? ( вывод о единстве П.Г.и Гражданского общества).

Еще без чего невозможно  создание П.Г.? Что нужно сделать: преодолеть неуважение к праву, непонимание его роли в обществе, его социальной ценности.( речь идет о высоком уровне правовой культуры и сознания людей).

                

                Предпосылки создания правового государства

- Многообразие форм собственности, свобода предпринимательства и как следствие- экономическая независимость и самостоятельность индивида.   

- Режим демократии, суверенитет народа.

-Внутренне единая и непротиворечивая система законодательства.

-Гражданское общество.

-Высокий уровень политического и правового сознания людей, политической культуры личности и общества.                                        

 

8. Что необходимо  для создания П.Г.? назовем пути формирования П.Г. Вспомните еще раз признаки П.Г.

Пути формирования П Г.

- Превращение закона в решающее средство управления всеми сторонами жизни общества.

-Достижение такого состояния общества, при котором соблюдение закона было бы выгоднее его нарушения, что предполагает высокий уровень правовой культуры.

-Превращение правоохранительных органов в рабочий механизм, активно содействующий становлению правопорядка.

- Децентрализация управления, разграничение функций центральных структур власти и органов местного самоуправления, расширение компетенций последних.

 

9.Работа с высказываниями:

Сравните два высказывания. Какое из них представляется вам правильным? Почему?

« Основной принцип правового, или конституционного, государства состоит в том, что государственная власть в нем ограничена. В правовом государстве власти положены известные пределы, которых она не может и не должна переступать. Ограниченность власти в правовом государстве создается признанием за личностью неотъемлемых неприкосновенных прав»

« Если государственная власть слаба, то кто же тогда реально защитит человека от разгула преступности, поможет ему реализовать свои права в борьбе сильными мира сего: крупными хозяевами, мздоимцами-чиновниками…»

 

10.

Мини-исследовательская работа «Правовое государство в России- миф или реальность?» Ребята получили опережающее задание : провести соцопрос среди учеников и учителей .

Ученики говорят о результатах опроса.

Вот к таким выводам пришли …... А как думаете вы по данной теме. (Учащиеся предлагают свои варианты)

11. В заключении урока проводятся  Мини- дебаты: Правовое государство : миф или реальность ?

Примерные ответы:

1. В современной России бытует мнение о том, что в настоящее время Российская Федерация является правовым государством. Мало того, это понятие закреплено в Основном законе государства – Конституции РФ.

2.Правовое государство относится к миру идей, которые преобразуют действительность. Идея правового государства – это общественный идеал в праве, которому не вполне еще соответствует политико-правовая жизнь в России на современном этапе.

12.Работа с высказыванием М.Цицерона « Мы сможем стать свободными только тогда, когда станем рабами закона.» .Раскрыть смысл высказывания ( Отметить , что верховенство закона один из важнейших признаков П.Г).

13. Подведение итогов урока: Современные отечественные и зарубежные политологи единодушны в том, что важными этапами на пути становления правового государства в России является принятие новой Конституции РФ (1993) и Гражданского кодекса РФ (1994-2001).Вместе с тем ученые по-разному оценивают современное общественно-политическое развитие страны.   Большинство из них склоняются к тому, что правовое государство может быть построено при достаточно высоком уровне развития экономики и социальной сферы. В стране, где существует безработица, нищета, детская беспризорность, где наблюдается большая преступность, коррупция, бюрократизм, полицейский произвол и другие несвойственные демократии аномалии, движение к правовому государству представляет немалую трудность.

На сегодняшнем уроке вы не только практически применили ваши знания по теме, но и выяснили, что Россия стоит на пути создания правового государства и гражданского общества. А чтобы эти процессы проходили быстрее вам - молодому поколению современной России надо постараться.

Выставление отметок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "«Правовое государство в России- миф или реальность?»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Товаровед-эксперт

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

1)Урок в 10 классе.

Базовый уровень

2)Основные цели урока:

образовательные:

-показать, что ценностный смысл правового государства, построенного на основе демократических принципов, в обеспечении верховенства права в общественной и государственной жизни, взаимной ответственности государства и личности, утверждении прав человека как высшей ценности общества;

- развивающие: развивать умения анализировать документы, сравнивать, сопоставлять, делать выводы; умения необходимые для применения полученных знаний при решении практических задач.

- воспитательные: способствовать воспитанию правовой культуры учащихся, активной гражданской позиции; формирование эмоционального восприятия материала.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 517 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Самостоятельная работа по теме "Развитие общества. Многовариантность общественного развития" 10 класс
  • Учебник: «Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.
  • Тема: § 3. Динамика общественного развития
Рейтинг: 5 из 5
  • 01.10.2020
  • 11086
  • 199
«Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.
Презентация по обществознанию на тему" Динамика общественного развития" 7 класс
  • Учебник: «Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.
  • Тема: § 3. Динамика общественного развития
  • 30.09.2020
  • 863
  • 12
«Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 1431
    • DOCX 58.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Горяева Баин Бадмаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Горяева Баин Бадмаевна
    Горяева Баин Бадмаевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 13292
    • Всего материалов: 10

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Обществознание» в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 53 человека из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 305 человек

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель истории и обществознания

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4150 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 37 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 115 человек

Курс профессиональной переподготовки

Обществознание: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель обществознания

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 72 человека

Мини-курс

Стратегии B2C маркетинга: от анализа до взаимодействия с клиентом

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Методы решения нестандартных математических задач

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

Российское движение школьников (РДШ): воспитательная работа

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 11 человек