Главная / Другое / «Православные ценности как основа духовно-нравственного воспитания».

«Православные ценности как основа духовно-нравственного воспитания».

Пеньковская муниципальная общеобразовательная основная школа

















Творческий отчёт на тему:

«Православные ценности как основа духовно-нравственного воспитания».





Учителя начальных классов

Козловой

Любови Анатольевны








2014 г.





I

Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество – духовных и нравственных идеалов. Сведёнными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию (в том числе и детскому) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.

В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; её, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны.

В последние десятилетия всему мировому сообществу, включая Россию, в качестве универсального образца устроения государства и человека предлагается деидеологизированный либеральный стандарт, сущность которого заключается в приоритете земных интересов над нравственными и религиозными ценностями, а также над суверенитетом государств и патриотическими чувствами. Этот стандарт во многом определяет сегодня российскую образовательную политику. Традиционные основы воспитания и образования подменяются «более современными», западными:

христианские добродетели – общечеловеческими ценностями гуманизма;

педагогика уважения старших и совместного труда – развитием творческой эгоистической личности;

целомудрие, воздержание, самоограничение – вседозволенностью и удовлетворением своих потребностей;

любовь и самопожертвование – западной психологией самоутверждения;

интерес к отечественной культуре – исключительным интересом к иностранным языкам и иностранным традициям.

Нетрадиционная для отечественной образовательной системы идеология, основанная на принципе толерантности ко всему и во всём, подчёркивает приоритет интеллектуального развития над нравственным; изменяет традиционный смысл понятий «духовность», «нравственность», «добродетель»; предполагает возможность существования образования отдельно от воспитания. Место воспитания на основе традиций отечественной культуры занимает проведение образовательно-развлекательных кампаний в контексте либерально-демократических ценностей. Эти ценности оказывают определяющее воздействие на систему нравственных эталонов детей, молодёжи, общества в целом.

Однако опыт показал: попытки формирования нравственных чувств, нравственной позиции на основе общегуманистического подхода и либеральных, «общечеловеческих» ценностей не приводят к успеху. Понятия добра и зла не могут быть представлены в «общечеловеческом смысле», сами по себе они не являются абсолютными и не содержат нравственной оценки. Сегодня видно, что несостоятельна гуманистическая утопия, связанная с идеализацией Запада и верой в то, что рыночная экономика решит все социальные проблемы, создаст нравственное общество. «Гуманистические плоды» демократии, явленные в наши дни, как и опыт развития человечества на протяжении «безбожного» ХХ века, подтвердил, что улучшение внешних условий жизни, распространение научных знаний, изменение культурной среды сами по себе не в состоянии нравственно улучшить людей. Либерально-демократические ценности, вне чёткой системы нравственных координат в эпоху технологического прогресса создают опасность разного масштаба катастроф, направляющих результаты прогресса против человечества.


II

Для каждого народа неотъемлемую часть его исторического и культурного наследия составляет национальная религия. Она связана тысячами живых нитей с народной жизнью, бытом, обычаями межличностного общения, во многом определяет особенности его национального мировоззрения. Национальная школа не может быть в стороне от национальной религии.

Можно ли представить себе исламскую Британию, конфуцианскую Грецию, лютеранскую Россию? Национальное образование вне культурного контекста, задаваемого традиционной религией, просто не существует. В условиях роста национального самосознания всех народов России, проблема национального и религиозного в содержании школьного обучения и воспитания становится всё более актуальной в развитии российской школы.

Для русской школы, решающей не только общеобразовательные задачи, но и формирующей в обучении национальное самосознание, эта религия – православное христианство.

Следовательно, православные ценности – это наши национальные ценности, без которых воспитание русского человека будет ущербным.

Когда мы говорим о православных ценностях, то говорим о тех самых качествах человеческой души, которые много веков были присущи русскому человеку, составляли неотъемлемую часть его жизни: это любовь к Богу, любовь к ближнему во всех её проявлениях, любовь к Отечеству.

В православии разработано учение о добродетелях. Само это понятие является обобщённой характеристикой высоких устойчивых нравственных качеств личности, в нём подчёркивается деятельная форма усвоения добра («добродеять» - делать добро) – в противоположность лишь знанию о добре. Вера, надежда, любовь являются главными христианскими добродетелями.

Добродетели, связанные с отношением к ближнему,- милосердие, великодушие, терпение, кротость, незлобие, смирение, послушание, мужество, трудолюбие, воздержание и др.

Трудности с восприятием системы православных ценностей возникают в результате незнания подлинного смысла терминов. Смирение и послушание – это вовсе не покорность всему. Напротив, православное нравственное богословие определяет смирение и послушание как добродетели, характеризующие свободную личность. Смиренный человек способен понять, что ему в этом мире позволяется и чего он должен избегать, то есть способен отличить добро от зла. Смирение включает в себя мудрость, мужество, волю, способность себя ограничить, не давать себе распускаться. Послушание – одна из основных добродетелей, без которой всё в семейной, социальной и государственной жизни рушится. Если глава семьи – муж – не слушает Бога, не живёт по Его законам, если жена не почитает и не слушает мужа, - два непослушных человека не могут вырастить послушное чадо. Вырастая, непослушные дети превращаются в непослушных граждан.

Воспитание в системе православных ценностей позволяет сформировать целостное историческое сознание, более полно осмыслить личностную связь с историей своего народа и понять религиозные духовно-нравственные мотивы патриотизма и героизма наших предков.

Патриотизм в системе православных ценностей не сводится только к любви к Родине. В православном понимании любовь к Родине проявляется и в готовности отстаивать её от супостата до последней капли крови, и в решимости в случае необходимости отдать за неё жизнь. В патриотическое воспитание входит воспитание героической личности, способной на подвиги, лишения, терпеливое перенесение скорбей. Вся история нашего Отечества, её герои, святые, цари и простой люд, в невероятных испытаниях сохранившие наше государство, нашу веру, культуру и традиции, показывают нам, как жить достойно. В этом смысле патриотизм проявляется как религиозное чувство человека, живущего вечной жизнью.

Особую роль в духовно-нравственном воспитании играет нравственный идеал как совершенное воплощение представлений о человеке. Идеал наиболее близок миру ребёнка, который мыслит не логическими категориями и разумом, а образами и сравнениями, он учит детей подражать избравшим добро, следовать за отвергающими зло.

Безграничный нравственный идеал, в котором в образе совершенной Личности соединены все возможные добродетели, предлагает христианство. Богочеловек Иисус Христос стал вечным примером и для ума, и для чувств, и для воли человека.

Образ Спасителя настолько велик и одновременно прост, так притягателен, тайна его личности, его жизни и смерти так глубока, его слова и деяния так полны внутренней духовной силы, так мудры и глубоки, что не могут оставить равнодушными никакого человека, тем более ребёнка.

III

Духовно-нравственное воспитание учащихся я осуществляю через уроки, особенно через уроки литературного чтения, русского языка, окружающего мира, основ православной культуры, кружки, внеклассные мероприятия, классные часы. Причём, происходит это ненавязчиво, порой незаметно для самих учащихся.

Часто использую рассказ на этическую тему. Воздействуя на чувства, рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения. Широко применяю этическую беседу, где ребята привлекаются для обсуждения, анализа поступков и выработки нравственных оценок. Вот темы некоторых бесед, которые проводились мною на классных часах: «Бережно относись к школьному и общественному имуществу», «Умей трудиться в коллективе», «Что такое справедливость?», «Об отзывчивости человека», «Верность слову и обещанию», «Не будь равнодушным». Нравится мне такой воспитательный метод, как пример. Ведь пример действует на уровне первой сигнальной системы, а слово – на второй. Большую воспитательную силу имеет пример не только родителей, учителей и друзей, но героев книг, фильмов, исторических деятелей. Учу ребят обращать внимание и на негативное в жизни и в поведении людей, анализировать последствия неправильных поступков, извлекать правильные выводы.

Воспитание зависит от личного примера учителя. Зная, что для большинства учащихся класса мой авторитет абсолютен, стараюсь всегда действовать систематически и последовательно, относиться ко всем детям равно и доброжелательно, не допускать расхождения между словом и делом.

Начальная школа – наиболее благоприятный период для преподавания любой области знаний, особенно основ православной культуры. По моему убеждению, знакомство детей с православной культурой необходимое условие воспитания в них милосердия, человеколюбия и чувства прекрасного. В начальной школе нет необходимости ходить вокруг да около, я изучаю с детьми самое ценное из того, что написано, а именно, священное Писание. Даю самые основные сведения о Боге, о грехопадении, о добре и зле, знакомлю с церковными праздниками, обрядами, таинствами. Знакомлю с наиболее яркими и доступными по восприятию событиями из Ветхого и Нового Завета (сотворение мира, Рождество Христово). Даю высказаться каждому ребёнку, не переубеждая, не критикуя, если его мнение не совпадает с моим мнением, ведь дети имеют право на свою точку зрения.

Используя ветхозаветные сюжеты, я веду с детьми разговоры о существующих добродетелях. Сюжеты эти красочны, в них представлен широкий спектр человеческих отношений. При этом связываю исторические события с современной жизнью, чтобы детям было легче всё понять и осознать, делать выводы.

При изучении Православного храма как дома Божьего, была организована экскурсия в храм Св. Николая Чудотворца с. Мыт, где дети увидели всю его красоту и величие. Отец Валерий познакомил учащихся с символикой храмовой архитектуры, формой храма, внутренним устройством, убранством. Из поездки дети привезли иконки, которые подарила им матушка Светлана. Очень порадовало меня поведение детей во время экскурсии. Притихшие, даже смиренные ходили они по храму. Каждому хотелось приложиться к святыням (что мы и делали), поставить свечи у икон. Никто не галдел, не бежал к многочисленным иконам, никого не шокировала соответствующая одежда Батюшки. А сколько вопросов они задали! Побывали мы в г. Шуя, любовались восстанавливаемым Николо-Шартомским монастырём, поклонились памятнику Погибшим священнослужителям. Воспоминаний и впечатлений от таких поездок хватит на долгие годы, ведь они являются не просто путешествием, а приобщением к истокам нашей культуры, духовным ростом детей.

На уроках по Основам православной культуры мы занимались совместными поделками – вырезали из бумаги ангелов, рисовали. Во втором классе у ребят были тетради на печатной основе, которые очень помогала мне в работе. При работе с тетрадью приобретаются навыки грамотности и скорописи, развиваются навыки работы с текстом. Жаль, что в этом году таких тетрадей нет. Прививая детям любовь и уважение к родной земле, я знакомлю учащихся с обрядами и обычаями наших предков. Мы посетили Шуйский краеведческий музей, Палехский туристский центр. Побывали в Домах ремёсел посёлка Палех и села Мыт. Часто совершаем с детьми экскурсии в природу, на медпункт, ферму, тракторный стан, где дети знакомятся с окружающей их природой, людьми.

В классе есть краеведческий уголок и уголок православной культуры, многие экспонаты для которых принесли дети. Занимались мы и поисковой работой - собирали материал о ветеранах колхоза «Рассвет», о памятных местах родного края и материалы об участниках Великой Отечественной войны. Несколько лет я вела в классе краеведческий кружок, по материалам которого в классе выходила газета «Родничок».

Введение в учебную программу курса «Основы православной культуры» ни у кого из родителей не вызвало неудовольствие или несогласие. Все без исключения они высказываются об этом курсе положительно, а некоторые выразили желание приобрести учебники по этому предмету в личное пользование. Для родителей в классе выпускаю ежемесячно буклет «Ребенок в трудной ситуации». Вот темы некоторых изданий: «Если ребёнок лжёт», «Первые уроки школьной отметки», «Если ребёнок не любит читать», «Как уберечь ребёнка от насилия», «Как вырастить ребёнка нравственным».


IV

Все эти годы я наблюдаю, как дети ведут себя во время общих дел, каких либо событий в классе, на переменах и после уроков. Наблюдения показали, что у ребят сложились товарищеские отношения, они умеют быстро договориться, редко ссорятся, хотя и спорят по деловым вопросам. Общие поручения выполняют дружно, видят, кому нужна помощь, активно помогают друг другу, слушаются старших. Радует меня, что ребята с удовольствием учат стихи, читают тексты, интересуются новым материалом. Они всегда переживают за результаты своих выступлений, осуждают тех, кто умышленно пытается уйти от участия в мероприятиях. Это искренне радует меня, я чувствую, что тружусь не зря. Труд учителя, как посаженное деревце, не сразу даёт результаты. Приходится ждать годы. Приходится ждать годы. Но плоды обязательно принесут радость, наполнят сердце счастьем. Хочется верить, что мои ученики вырастут ответственными, способными помочь родным и друзьям, любящими своё село, свою Родину.

Духовно-нравственное воспитание в системе православных ценностей не есть нечто раритетное, архаичное, стародавнее. Напротив, это самая устойчивая и совершенная система воспитания, в которой никогда не изменяют и не теряют своего значения основные понятия: Добро, Зло, Любовь, Долг, Отечество.



















Содержание


I. Обоснование актуальности проблемы духовно-нравственного воспитания учащихся.


II. Православные ценности и их роль в духовно-нравственном воспитании учащихся.


III. Из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию.


IV. Заключение. Итоги работы по духовно-нравственному воспитанию.







































Литература



Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя./ Под ред. Каирова И.А., Богдановой О.С.-М.: Просвещение,1997.

Бородина А.В. Мы и наша культура. 1 класс. Учебное пособие для учителей. - М., 2005.

Бородина А.В. Мир вокруг и внутри нас. 2 класс. Учебное пособие для учителей.- М., 2006.

Бородина А.В. О чём рассказывают икона и Библия. 3 класс. Учебное пособие для учителей. - М., 2006.

Газета «По вере вашей…» №11, 12,13 2008г., № 2, 3, 4, 10, 12 2009г.

Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2006.

Журнал «Школа духовности» №2 1999 г.

Рапацкая Л.А. Четвёртая мудрость. - М.,1997.










«Православные ценности как основа духовно-нравственного воспитания».
  • Другое
Описание:

Для каждого народа неотъемлемую часть его исторического и  культурного наследия составляет национальная религия. Она связана тысячами живых нитей с народной жизнью, бытом, обычаями межличностного общения, во многом определяет особенности его национального мировоззрения. Национальная школа не может быть в стороне от национальной религии.

   Можно ли представить себе исламскую Британию, конфуцианскую Грецию, лютеранскую Россию? Национальное образование вне культурного контекста, задаваемого традиционной религией, просто не существует. В условиях роста национального самосознания всех народов России, проблема национального и религиозного в содержании школьного обучения и воспитания становится всё более актуальной в развитии российской школы.

 

   Для русской школы, решающей не только общеобразовательные задачи, но и формирующей в обучении национальное самосознание, эта  религия – православное христианство.

Автор Козлова Любовь Анатольевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 1189
Номер материала 41100
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓