Этап урока
|
Время
|
Примечание к этапу
урока (оборудование, источники и тд.) текст “ Бородинское поле”, презентация
к уроку, карточки с индивидуальными заданиями,
карточки с заданиями по вариантам.
|
Организационный момент
|
3 минуты
|
Использование картинок с временами года.
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
Деление на группы: в какое время годы
родились.
– Сегодня вас, знаменитых сыщиков всего
земного шара, собрали, чтобы распутать одно громкое дело. А дело в том, что
некий гражданин, выдающий себя за частицу, за приставку и за часть корня,
подверг не одно поколение учащихся бесконечным мучениям, по его вине в
дневниках многих школьников выставлены наихудшие отметки. Нам надо выяснить,
кто он?
(Вывешивается фотография преступника)
|
Ученики после того как озвучили в какое
время родились, должны найти свою группу.
Изучают фоторобот преступника
|
|
Учащиеся по картинке должны
определить тему сегодняшнего урока
|
Этап урока
|
Время
|
Примечание к этапу
урока (оборудование, источники и тд.)
|
Словарный диктант
|
2 минуты
|
Использование схемы
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
Вот его фотография, так он выглядит. Мы
надеемся на вашу добросовестность в расследовании этого сложного дела.
Подготовьтесь к работе, запишите дату и название дела: «НЕ с
причастиями».
Нам свои услуги предоставил Интерпол. Им
сделаны уникальные снимки прямо с космоса. В кадре – разыскиваемый.
1
|
|
Не законченная
вовремя работа.
|
|
2
|
|
Не законченное, а
только что начатое собрание.
|
|
3
|
|
|
4
|
|
|
5
|
|
Негодующий, ненавидящий
взгляд преследовал меня.
|
|
|
Записывают дату и название темы, пишут
словарный диктант,повторяют за учителем, произносят слова хором и
индивидуально.
Объясняют значение слов.
|
Этап урока
|
Время
|
Примечание к этапу
урока (оборудование, источники и тд.)
|
Совместное «расследование».
|
4
минуты
|
Сигнальные карточки
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
– Уважаемые коллеги, ищем преступника.
|
– Понаблюдайте за его поведением. Как
он ведет себя с причастиями?
|
– Надо бы выяснить, именно в каких
случаях или ситуациях он «держится на расстоянии, боится подойти близко»?
|
– Есть. Одна правдоподобная версия
есть. Запишите в протокол. Сравните первый и четвертый снимки.
|
– Правильно. Это слово мы назовем
условно «зависимым» словом, зависимым от причастия законченная.
Введите в протокол.
|
– Хорошо, это тоже надо записать.
Значит, во всех случаях кем он представляется?
|
– Теперь посмотрите, с кем он «дружит»,
кого не боится?
|
– Вот так открытие! Блестяще! А кем он
представляется?
|
– Хорошо. Обозначьте, пожалуйста.
|
– Прекрасно! Если слово без НЕ не
пишется, то чем же является здесь НЕ?
|
– Мы разобрались в его действиях. А
теперь откройте дело № 13 «НЕ с причастиями», сравните с описанием
(учебник).
|
– Значит, он и частица, и приставка, и
часть корня?
|
– То есть вы его полностью
оправдываете?
|
– В этом случае напишите, пожалуйста,
оправдательный вердикт – правдивую историю о жизни НЕ.
|
|
Преступник обнаружен. Во всех снимках
видим его.
|
НЕ написано слитно и раздельно – c
одними причастиями он держится на расстоянии, а с некоторыми в совсем
близких отношениях.
|
Боится союза А. Боится, когда есть
противопоставление.
|
В первом снимке НЕ «держится на
расстоянии», а еще есть слово «вовремя». Может, все дело в этом слове? В
четвертом снимке НЕ стоит рядом с причастием законченная.
|
НЕ «осторожничает» с краткими
причастиями.
|
Раздельно пишется частица, он –
отрицательная частица.
|
В снимке № 4. Здесь нет
противопоставления с союзом А, нет также зависимого слова. И, вроде,
причастие полное.
|
Слитно написано. Значит, приставка.
|
Слитно написано там, где причастие
образовано от глаголов, не употребляющихся без НЕ.
|
Частью корня!
|
Все его «действия» совпадают с
правилами.
|
Да, так и есть. Он не врал. То есть он
не преступник.
|
Да, в этом нет его вины.
|
|
Этап урока
|
Время
|
Примечание к этапу
урока (оборудование, источники и тд.)
|
Час творчества оправдательный
вердикт.
|
8 минут
|
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
- Дает задание ученикам: подобрать слова
к картинкам (работа в группах).
Этот этап урока выполняет
мотивационную функцию (стимулирование интереса к теме) и информационную
(вызов “на поверхность” имеющихся знаний по теме).
Задание “Найди пару”.
Даны слова:
стари…ый
глин…ый
ржа…ой
Из предложенных ниже слов учащиеся должны
выбрать пару к словам, записанным в столбик, обосновать свой ответ, делая
необходимые условные обозначения.
Полотня…ый, были…ый, вкопа…ый, кожа…ый.
|
Чтение готовых работ.
В группах ученики подбирают слова к
картинкам (упражнение на стр. 162).
Старинный – былинный.
Глиняный – полотняный.
Ржаной - кожаный.
Ученики объясняют вслух написание слов,
обосновывают свой выбор.
- Какое слово оказалось лишним?
(Вкопанный)
- Назовите фразеологизм с этим словом.
(Стоит как вкопанный)
|
Этап урока
|
Время
|
Примечание к этапу
урока (оборудование, источники и тд.)
|
Постановка проблемы.
|
5 минуты
|
Учебник
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
Постановка проблемы.
- Итак, у нас осталось лишним слово
вкопанный. Какой у вас возникает вопрос? Что нам предстоит сегодня выяснить?
Каковы ваши предположения: почему в этом слове пишется две буквы н?
|
Составляют кластер
|
Осмысление нового материала.
- Давайте проверим ваши предположения.
Откройте параграф 21, прочитайте статью учебника, маркируя текст значками по
мере его чтения (используем приём “Инсерт”):
“V” - уже знал;
“+” - новое;
“?” - не понял, есть вопросы.
|
После выполнения задания ученики
должны ответить на поставленные вопросы.
|
Затем идёт диалог, обсуждение
прочитанного.
|
Диалог
|
Этап урока
|
Время
|
Примечание к этапу
урока (оборудование, источники и тд.)
|
Физминутка
|
1 минута
|
Видео « У медведя»
|
Этап урока
|
Время
|
Примечание к этапу
урока (оборудование, источники и тд.)
|
Развитие речи
|
6 минут
|
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
Учитель показывает ученикам
картинку (на интерактивной доске) и задает вопрос.
|
Обучающиеся в группе обсуждают картинку и
должны в группе вывести то что они видят на картинке.
|
|
|
Этап урока
|
Время
|
Примечание к этапу
урока (оборудование, источники и тд.)
|
Обратимся к слайду №3
|
9 минут
|
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
- Оформим новый материал графически
(используем приём “Кластер”), чтобы привести наши мысли в порядок. Работаем в
малых группах, затем обсуждаем выполненную работу.
|
Составление кластера
|
Первичное закрепление.
Рассуждаем вместе:
|
Вовремя посеянное вовремя и
всходит.
Рождённый ползать – летать не может.
Каждый человек, подобно луне, имеет свою
неосвещённую сторону, которую он никому не показывает.
|
Самостоятельная работа с
последующей проверкой в классе.
|
Выполняем упр. 247. Выписать надо только
причастия и отглагольные прилагательные.
|
Ученики в группах составляют диаграмму
Венна
|
Этап урока
|
Время
|
Примечание к этапу
урока (оборудование, источники и тд.)
|
Подведение итогов
Рефлексия
Домашние задание
|
4 минуты
|
Карточки для рефлексии
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
Предлагает заполнить карточки для
рефлексии
Учащиеся анализируют, чему они научились
на уроке. Всем раздаются листы с утверждениями. Напротив каждого пункта
ученик должен поставить + (плюс) или - (минус) в зависимости от того, как он
усвоил материал урока.
|
Заполняют карточки
- Умею определять вид причастия.
- Нахожу пояснительные слова.
- Выделяю в причастии приставку.
- Вижу в слове суффикс -ова-(-ёва).
- Отличаю отглагольные прилагательные.
|
Домашние задание стр. 165
|
Записывают домашние задания в дневники
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.