Главная / Русский язык и литература / Правописание суффиксов -к- и -ск- в имёнах прилагательных

Правописание суффиксов -к- и -ск- в имёнах прилагательных

Дата:

Класс: 6 «Б»

Тема: Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и -ск-

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: объяснение нового материала

Метод: частично-поисковый.

Цель урока:. открыть условия выбора написания суффиксов -к- и -ск- в прилагательных

Задачи урока:

  1. Образовательные:

  • развить умение правильного выбора суффиксов -к- и -ск- в прилагательных;

  • развить умение формулировать определение понятий;

  • развитие орфографической зоркости, навыков грамотного письма, развитие устной и письменной речи учащихся. 

  • развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

  • обогащать словарный запас учащихся;

  • совершенствовать орфографические и умения.

  1. Развивающие:

  • осуществление системно-деятельностного подхода;

  • развитие критического мышления;

  • развитие внимания;

  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

  • развивать умение применять новые знания;

  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;

  • формирование логических умений;

  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

  • развитие умения формулировать проблему;

  • развитие умения работы в группах, парах, коллективно и самостоятельно.

  1. Воспитательные:

  • воспитание интереса и уважения к родному языку;

  • воспитание ценностного отношения к слову;

  • развитие коммуникативных УУД:

  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

  • взаимодействие учащихся в группах, парах: развитие уважения друг к другу.

Формирование компетенций:

1. Личностные:

  • формирование социально значимых качеств личности;

  • формирование готовности следовать в своей деятельности нормам морали и нравственным критериям.

2. Коммуникативные:

  • формирование умения организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию со сверстниками;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • конструировать монологические и диалогические высказывания.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;

  • оценивать результаты своей деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • сравнивать, находить нужную информацию.

Планируемые результаты:

1. Личностные:

  • готовность следовать в своей деятельности нравственным категориям, осознанно выбирая их за основу ценностно - смыслового самоопределения.

2. Метапредметные:

  • приобретение первичных навыков использования обобщенных способов деятельности для достижения учебной цели и создания собственных продуктов.

Основной вид деятельности обучающихся – мыследеятельность.

Формы мыследеятельности:

  • самостоятельная работа с различными источниками информации;

  • оформление и предъявление главного из данной информации;

  • анализ фрагмента текста художественного произведения; составление цепочки эмоционального состояния героя;

  • графическая работа с текстом;

  • разработка и представление творческого проекта;

  • коммуникативное сотрудничество, работа в группе;

  • рефлексия собственной деятельности.

Оборудование:

  • ПК;

  • мультимедийный проектор;

  • мультимедийная презентация к уроку;

  • информационный лист, раздаточный материал;

  • рабочий лист по теме.


Структура урока:

  1. Организационный этап.

  2. Актуализация знаний.

  3. Постановка учебной задачи.

  4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

  5. Физ. минутка.

  6. Закрепление изученного материала.

  7. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

  8. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок

Ход урока


Этап урока


Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности


Приветственное слово учителя:

Добрый день, дорогие ребята!

Долгожданный дан звонок – 
Начинается урок.
 
Снова сесть за парты рады.
 
Приступать к учебе надо


Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

Приветствие учащихся

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.

Актуализация

знаний
























3.

Постановка учебной цели

Запишите число, классная работа



- На слайде даны слова (карманный, орлиный, кожаный, травяной). Какая это часть речи? С ней мы и будем сегодня работать

- Какие морфемы изображены на слайде?

hello_html_1c13a842.gifhello_html_76a3ae55.gifhello_html_580d0e3.gif

hello_html_740d71b2.gif

- Какой морфемы не хватает?

- Следующий слайд. Прокомментируйте орфограмму вяз(к, ск)ий, рез(к,ск)ий, матрос(к, ск)ий, англий(к, ск)ий

- Попробуйте сформулировать тему урока по этапам.

1) ^^

2) -к- и -ск-

3) ЧАСТЬ РЕЧИ?

Запишите тему урока « Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и -ск-»

- Таким образом, цель нашего урока….

Запись учащимися числа, «Классная работа»


Отвечают на поставленные вопросы




Учащиеся рассказывают правило


Отвечают на поставленные вопросы










Формулируют и записывают тему урока

Формулируют цель урока

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).



Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

Усвоение новых знаний.




























Первичное закрепление знаний.



















5.

Физ. минутка


1.(Решение учебной проблемы – поиск решения.)

Учащимся раздаётся материал для наблюдения:

  1. бедняк – бедняцкий

  2. француз – французский

  3. молодец – молодецкий

  4. ткач – ткацкий

  5. море – морской

  6. кузнец – кузнецкий

  7. рыбак – рыбацкий

  8. дети – детский Выпишите в 2 столбика прилагательные. В первом- слова с суф-сом -К-, во втором - -ск-. Они помогут вам открыть самостоятельно правило.

  9. Идет работа в группах. Выдвигаются гипотезы, проверяется их истинность.

- На какие согласные оканчиваются основы существительных, от которых образуются прилагательные с суфф. -К-?
- Что происходит с конечным согласным основ существительных в процессе этого образования?

- Сделайте вывод, когда пишется суфф. -К-.

- Что вы можете сказать о написании суфф. -К-? Какое есть морфологическое условие?

- При каких условиях употребляется суфф. -СК-?

- Сформулируйте вывод о написании суфф. -К- и -СК-.


2. Работа с учебником.

- Сравните свой вывод с правилом в учебнике. Всё верно? (открытие нового знания.)

- О чем мы с вами не сказали?

- Что добавим к нашему выводу?

- По какому опознавательному признаку можно найти изучаемую орфограмму-согласную?


1.Развитие орфографических умений

 Упражнение №376

2. Работа с сигнальными карточками.

- Я называю прилагательное, а вы должны показать карточку с суффиксами –к – или -СК-.
Близкий, резкий, сентябрьский, немецкий, дерзкий, туристский, сибирский, вязкий, детский, кавказский и т. д.

3. Задание. Запишите, объясните правила написания суффиксов К и СК

I. а) Астрахан…кая сельдь; бли…кое расстояние; богатыр…кое здоровье; ве..кие доводы; вя…кая почва; гаван…кий люд; звер…кое обращение; кавка…кие языки;

б) Казан…кий университет; кирги…кие степи; кон…кая упряжь; матро…кий костюм; ни…кий уровень; ноябр…кие дожди; ре…кий тон; сентябр…кий день;

в) сибир…кие морозы; сколь…кий путь; у…кая полоса; францу…кий язык; кана…кое правительство; комендан…кий дом.

а) АстраханСкая сельдь; блиЗкое расстояние; богатырСкое здоровье; веСкие

доводы; вяЗкая почва; гаванСкий люд; зверСкое обращение; кавкаЗСкие языки;

б) КазанСкий университет; киргиЗСкие степи; конСкая упряжь; матроССкий костюм;

ниЗкий уровень; ноябрЬСкие дожди; реЗкий тон; сентябрЬСкий день;

в)сибирСкие морозы; скольЗкий путь; уЗкая полоса; француЗСкий язык; канаДСкое

правительство; коменданТСкий дом.

Работа в группах

Выдвигаются гипотезы, проверяется их истинность












Формулируют правило














Работа в группах

Коллективная работа.




а) Один – у доски, остальные – в тетрадях

б) Работа в группах

в) Работа в парах










Физ. минутка


Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).


ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.



УУД: регулятивные (работа с предложениями).

6.

Закрепление изученного материала







  1. 1.Диктант с буквенными обозначениями.

    Вечер бал ясный, тихий и свежий, как обыкновенно декабрьские вечера на Кавказе. Мы охотились на озере, где было всего несколько сантиметров чистой воды, а под ней лежал бездонный вязкий ил. Был ясный январский день. Слетались птицы со всех сторон земли: французские синицы, бельгийские щеглы, норвежские гагары, голландские нырки. Узкие улицы быстро наполнялись людьми. Армия прорвала немецкую оборону и расчистила путь русским войскам.


ск


к


ск


ск


ск


ск


ск


к


к


ск


1


2


3


4


5


6


7


8


9


10

2.Задание. Запишите, объясните правила написания суффиксов К и СК


II. а) Оде…кий порт; кирги…кий эпос; бурла…кие песни; фло…кий борщ; гре…кие орехи; сосед…кий кот; ноябр…кое солнце; дер…кий ответ; горо…кой пейзаж;

Б) солда…кий ремень; деревен…кий образ жизни; пира…кий фрегат; ни…кие потолки; делега…кий мандат; све…кий приём; неме…кая песня;

В) Рейм…кий собор; черке…кая шапка; январ…кая стужа; хлес…кие выстрелы; университе…кая библиотека; ямщи…кая шапка.


III. а) Францу…кие духи; дама…кий клинок; тка…кий станок; ре…кий ответ; кандида…кий минимум; бунтар…кий дух; прихо…кий приют;

Б) бра…кое рукопожатие; январ…кие каникулы; матро…кий танец; горня…кий фонарь; у…кий ремень; кавка…кая кухня; генерал…кие лампасы; бли…кие друзья; тунгу…кий метеорит; рыба…кая шхуна;

В) артиллерий…кий снаряд; молоде…кие забавы; дилетан…кий подход; фламан…кая живопись.

II. ОдеССкий порт; киргиЗСкий эпос; бурлаЦкие песни; флоТСкий борщ; греЦкие орехи; соседСкий кот; ноябрЬСкое солнце; дерЗкий ответ; гороДСкой пейзаж;

солдаТСкий ремень; деревенСкий образ жизни; пираТСкий фрегат; ниЗкие

потолки; делегаТСкий мандат; свеТСкий приѐм; немеЦкая песня;

РеймСкий собор; черкеССкая шапка; январСкая стужа; хлесТкие выстрелы; университеТСкая библиотека; ямщиЦкая шапка.

III. ФранцуЗСкие духи; дамаССкий клинок; ткаЦкий станок; реЗкий ответ;

кандидаТСкий минимум; бунтарСкий дух; прихоДСкий приют;

браТСкое рукопожатие; январСкие каникулы; матроССкий танец; горняЦкий фонарь; уЗкий ремень; кавкаЗСкая кухня; генералЬСкие лампасы; блиЗкие друзья; тунгуССкий метеорит; рыбаЦкая шхуна;

артиллерийСкий снаряд; молодеЦкие забавы; дилетанТСкий подход; фламанДСкая живопись.

Коллективная работа.











а) Один – у доски, остальные – в тетрадях

б) Работа в группах

в) Работа в парах






















Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).

7.

Рефлексия деятельности.




В начале урока мы с вами поставили цель: открыть условия выбора написания суффиксов -К- и -СК- в прилагательных

- В конце урока мы с вами научились правильно выбирать, когда писать суффиксы К и СК в прилагательных.

Итог урока.

- Что нового вы сегодня узнали?

На доске прикреплены слайды-картинки: К и СК


Заполните листы самооценки

Формулируют цель, которую достигли


Прикрепляя магнитами слайды, дети рассказывают, как итог, правило.



УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

8.

Домашнее задание.


домашнее задание разных уровней сложности.

  • Упражнение 377 ( по заданию)

  • Словарный диктант на изученное правило (10 слов)

  •  Составить текст из 4-5 предложений, где будут встречаться прилагательные с суффиксами -К- и -СК-


- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.


Запись учащимися задания в дневники

(самостоятельно выбирают уровень)























hello_html_m316efce.png

К







hello_html_m316efce.png


СК

есть краткая форма




от сущ. с основой на к ч



К


К


ск


ск





Информационный лист к уроку

Слова для наблюдения

  1. бедняк – бедняцкий

  2. француз – французский

  3. молодец – молодецкий

  4. ткач – ткацкий

  5. мhello_html_m7f2c9c42.gifоре – морской

  6. кузнец – кузнецкий

  7. рhello_html_m60fa1a32.pngыбак – рыбацкий

  8. дети – детский




--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


Информационный лист к уроку

Слова для наблюдения

  1. бедняк – бедняцкий

  2. француз – французский

  3. молодец – молодецкий

  4. ткач – ткацкий

  5. мhello_html_m7f2c9c42.gifоре – морской

  6. кузнец – кузнецкий

  7. рhello_html_m60fa1a32.pngыбак – рыбацкий

  8. дети – детский






Правописание суффиксов -к- и -ск- в имёнах прилагательных
  • Русский язык и литература
Описание:

развить умение правильного выбора суффиксов -к- и -ск- в прилагательных;

осуществление системно-деятельностного подхода;

 развитие критического мышления;

  развитие внимания;

формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных): развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

развивать умение применять новые знания;

развитие творческих, речевых способностей учащихся;

формирование логических умений;

развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

развитие умения формулировать проблему;

развитие умения  работы в группах, парах, коллективно и самостоятельно.

Автор Карташова Виктория Ивановна
Дата добавления 05.02.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 1031
Номер материала 55664
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓