Главная / Русский язык и литература / Правописание суффиксов -чик-, -щик- в именах существительных 6 класс

Правописание суффиксов -чик-, -щик- в именах существительных 6 класс

МКОУ ООШ №14 с. Кочкарь

Пластовского района Челябинской области



Урок по русскому языку в 6 классе







Учитель:

Костина Винера Амрулловна, учитель русского

языка и литературы.





Урок русского языка в 6 классе. (1слайд)



Тема: Правописание суффиксов существительных –чик- , -щик-. (2слайд)

  • Цель: Изучить правило написания букв Ч и Щ в суффиксе–ЧИК (-ЩИК)

  • Познакомиться со способами действия при выборе написания в существительных суффикса -ЧИК,

(-ЩИК)

Научиться применять изученное правило на практике, графически обозначать условия выбора правильных написаний, употреблять слова с изученной орфограммой в речи

- Способствовать установлению на уроке атмосферы творчества, заинтересованности. Воспитывать трудолюбие.





 Тип урока:  урок изучения нового материала

               Ведущий метод:  объяснительно-иллюстративный

               Оборудование: индивидуальный лист обучающегося,  сигнальные карточки обратной связи,  презентация, учебник русского языка для 6 класса под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской



(3 слайд)



Ход урока: I. Организационный момент.

II. Цели и задачи урока.

III. Повторение изученного. Не с существительными.

( Монологический ответ учащегося о правописании «не»

с существительными).

IV. Задание: Вставьте пропущенные слова с не. (слайд 4)

1) Того, кто не доучился, называют … (недоучка) .

2) Того, кому не сидится на месте, называют… . (непоседа)

3) Того, кто ничего не знает, называют… . (неуч, невежда)



V. Устный объяснительный диктант. (5 слайд)

  • Пишут (не) пером, а умом.

  • (Не) правдой весь свет пройдешь, да назад (не) воротишься.

  • (Не) место красит человека, а человек место.

  • Без топора (не) плотник, без иглы (не) портной.

(6 слайд)

  1. Изучение нового материала будет идти под девизом:

«Все работы хороши, выбирай на вкус».

(Запись этого предложения и темы урока).

Задание: (7 слайд)

- Прочитайте. Можно ли по произношению определить выбор букв ч или щ в суффиксе -чик- (щик)

- После каких согласных пишется буква ч в суффиксе -чик- (щик-) ?

объездчик обойщик

прокатчик фонарщик

hello_html_m311f0002.gifhello_html_m311f0002.gifгрузчик гру[ш , ]ик бетонщик бетон [ щ, ] ик

разносчик прицепщик

перебежчик съёмщик



Мотивация необходимости различения условия выбора суффикса: стечение согласных.

hello_html_5951fc3b.gifhello_html_5951fc3b.gifгру[ш , ]ик бетон [ щ, ] ик

Указанные морфемы в произношении совпадают.

Алгоритм: (8слайд)

  • Определи, как образовано слово. Подставь формулу «тот, кто».

  • Найди букву перед суффиксом.

Пhello_html_6bafbc6b.gifhello_html_m15efa60c.gifhello_html_be45e8f.gifосле Т летчик

hello_html_5951fc3b.gifД объездчик

hello_html_m64d875ce.gifЗ ЧИК грузчик

С переписчик

Ж перебежчик



Тот, кто переводит, - переводчик

hello_html_mbcd3f8b.gifhello_html_m740bedaa.gif

После других букв -щик-

Каменщик ( «не» после т, д, з, с,ж)

Сварщик

Кладовщик

hello_html_m15efa60c.gifhello_html_be45e8f.gifСтекольщик

Запомните! Перед –щик- буква Ь пишется только после л. (Кровельщик)

!hello_html_m66077175.gif!! Дети за сажей!!!



Не путай: стаканчик, вагончик (суффикс уменьшительно-ласкательный)

hello_html_7c88edf6.gif

!!! Я тоже здесь! (предлагается мнемоническая фраза, которая помогает запомнить звонкие согласные);



hello_html_24544965.gif- чик Суффиксы - труженицы, обозначающие профессии.

)

hello_html_13b38de5.gif-щик- (9слайд)



(Рисуется на доске мнемоническая звездочка – «запоминалочка», на лучиках которой пишутся буквы: т, д, з, с, ж, а в центре чик ).

hello_html_612b1166.jpg

Задание классу: до конца урока создайте свой способ запоминания данной орфограммы, свою табличку, схему, рисунок или формулу.





(физкультминутка) (10 слайд)
  1. Закрепление изученного.

Работа по вариантам.

Задание для 1 варианта: Объяснить правописание выделенных суффиксов, выделите суффиксы графически, подчеркните предшествующую согласную.

hello_html_m15efa60c.gifhello_html_be45e8f.gif

Образец: раздатчик



Фонарщик заговорщик

Разведчик прогульщик



Доносчик сборщик

Переводчик лазутчик

Извозчик танцовщик

Задание для 2 варианта:

Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор графически (11 слайд).

захва…ик объед…ик

экскаватор…ик зачин…ик

ракет…ик инструменталь…ик

заказ…ик режиссер – постанов…ик

попут…ик совет…ик



VIII. Этимологическая страница. Словарная работа. (12 слайд)

Профессия заимствована в 19 веке из французского языка, во французский язык -

из латинского. Буквально – «(официальное) объявление (о своей специальности)».

Арматура – латинское «вооружение, снаряжение».

Бетон. Путают слова бетон и бидон, хотя между ними ничего нет

общего. Бетон – это видоизмененное во французском языке латинское

«битумен»- «смола» (есть слово битум).

Бидон чисто французское словечко:

его основное значение «пузанчик», «толстобрюшка», переносное – «толстобрюхий» кувшин».

Агент. Связано с латинским глаголом «агере» - «действовать», «делать»,

образуется слово агент от родительного падежа «агентис» - «действующий»,

поэтому ударение на е.

Задание: придумайте и запишите свое предложение с одним их слов.



Продолжение закрепления.

Упражнение «Знаешь ли ты профессии…» (13 слайд).

Задание: по толкованию лексического значения слов узнайте их и запишите, обозначая в них условия выбора букв щ и ч в суффиксе - щик (-чик).

  1. Шахтер, работающий в забое.

  2. Солдат, обслуживающий пулемет.

  3. Типографский рабочий, делающий переплеты у книг.

  4. Летчик, управляющий вертолетом.

  5. Военнослужащий, в обязанности которого входит разведка данных о противнике.

  6. Железнодорожник, в обязанности которого входит проверка цельности и смазка колес.

  7. Рабочий, работающий на погрузке и выгрузке.


Проверяем себя: забойщик

пулеметчик

переплетчик

вертолетчик

разведчик

смазчик

грузчик

(14 слайд)

Закрепление: Упражнение 248.

Задание: спишите, расставляя пропущенные запятые. Обозначьте условия выбора буквы ь для обозначения мягкости согласных. Составьте схему второго предложения.

Проверь себя!

Строители собрались во множестве: плелись неспешно рязанские пильщики да стекольщики, чинно шагали тверские каменщики и печники, проходили кровельщики, бетонщики, кузнецы. Резко сигналили шоферы, покрикивали возчики, сновали агенты, грузчики, водники в форменных фуражках. Сегодня вернется с линии сменщик.

Схема предложения: [ = - ] , [ = - ], [ = - , - , -]. (слайд)

  1. Домашнее задание. (15 слайд)

1). Сочинение – миниатюра о профессии

«Если бы исчезла профессия шофера…».

2). «В некотором царстве, в некотором государстве строили замок…».

3). Составьте объявление с перечнем профессий, по которым требуются

рабочие на предприятия нашего города. Обозначьте морфемы. (16 слайд)



  1. Подведение итогов урока.

  2. Демонстрация рисунков учащихся

  3. Выставление оценок


hello_html_29291065.jpg

hello_html_2b0dd572.jpghello_html_m650dfd9a.jpghello_html_me752e.jpg







hello_html_57da89c5.gifhello_html_6f1670a2.gif



hello_html_49d0dbcc.gif









hello_html_5c3c79a5.gifhello_html_m38d40a18.gif

hello_html_75547c49.gif






-чик-





















































Правописание суффиксов -чик-, -щик- в именах существительных 6 класс
  • Русский язык и литература
Описание:

МКОУ ООШ №14 с. Кочкарь

Пластовского района Челябинской области

 

 

Урок по русскому языку в  6  классе

 

 

 

 

 

 

 Учитель:

Костина Винера Амрулловна, учитель русского

языка и литературы.

 

 

 

                       

                         Урок русского языка в 6 классе.      (1слайд)

 

Тема:  Правописание суффиксов существительных   –чик- , -щик-.   (2слайд)

         Цель: Изучить правило написания букв Ч и Щ в суффиксе–ЧИК (-ЩИК)

         Познакомиться со способами действия при выборе написания в существительных суффикса -ЧИК,

    (-ЩИК)

Научиться применять изученное правило на практике, графически обозначать условия выбора правильных написаний, употреблять слова с изученной орфограммой в речи

 -  Способствовать установлению на уроке атмосферы творчества,                                    заинтересованности. Воспитывать трудолюбие.

 

 

 Тип урока:  урок изучения нового материала

               Ведущий метод:  объяснительно-иллюстративный

               Оборудование: индивидуальный лист обучающегося,  сигнальные карточки обратной связи,  презентация, учебник русского языка для 6 класса под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской

 

 (3 слайд) 

 

                   

                       

Ход урока:    I. Организационный момент.

                         II. Цели и задачи урока.

                          III. Повторение изученного.   Не с существительными.

                       ( Монологический ответ   учащегося о правописании «не»

                              с    существительными).

    IV. Задание:    Вставьте пропущенные слова с  не.      (слайд 4)                            

               1)  Того, кто не доучился, называют …                   (недоучка) . 

               2)  Того, кому не сидится на месте,  называют… . (непоседа)

               3)  Того, кто ничего не знает,  называют… .           (неуч, невежда)

 

    V.   Устный объяснительный диктант.                                            (5 слайд)

·        Пишут (не) пером, а умом.

·        (Не) правдой весь свет пройдешь, да назад (не) воротишься.

·        (Не) место красит человека, а человек место.

·        Без топора (не) плотник, без иглы (не) портной.

                                                                                                                 (6 слайд)

VI.           Изучение нового  материала будет идти под девизом:

             «Все работы хороши, выбирай на вкус».           

   (Запись этого предложения и темы урока).

   Задание:                                                                                                  (7 слайд)

- Прочитайте. Можно ли по произношению определить выбор букв ч или щ в суффиксе  -чик-  (щик)                                             

- После  каких согласных пишется буква ч  в суффиксе  -чик-  (щик-) ?

            объездчик                                                          обойщик

            прокатчик                                                          фонарщик

            грузчик     

  гру[ш , ]ик                                      бетонщик             бетон [ щ, ] ик

            разносчик                                                           прицепщик

            перебежчик                                                        съёмщик

 

Мотивация необходимости различения условия выбора суффикса: стечение согласных.

        гру[ш , ]ик                                                                           бетон [ щ, ] ик

                                Указанные морфемы в произношении совпадают.

                                              Алгоритм:                                           (8слайд)                                                

·        Определи, как образовано слово. Подставь формулу «тот, кто».

·        Найди букву перед  суффиксом.

После          Т                                          летчик

                    Д                                         объездчик

                    З                   ЧИК               грузчик

                   С                                          переписчик

                   Ж                                         перебежчик

 

                         Тот,  кто переводит, - переводчик        

              

                                            После других букв  -щик-

                                                        Каменщик ( «не» после т, д, з, с,ж)

                                                        Сварщик

                                                        Кладовщик

                                                        Стекольщик

Запомните!        Перед –щик-  буква  Ь  пишется  только после л.      (Кровельщик)

!!! Дети за сажей!!!       

 

Не путай: стаканчик,         вагончик (суффикс уменьшительно-ласкательный)

                                                                             

                                                          

                                             

!!! Я тоже здесь!   (предлагается мнемоническая фраза, которая помогает запомнить звонкие согласные);

 

 - чик              Суффиксы - труженицы,   обозначающие  профессии.

)

  -щик-                        (9слайд)

 

(Рисуется на доске мнемоническая  звездочка – «запоминалочка», на  лучиках которой пишутся буквы: т, д, з, с, ж,  а в центре     чик ).

 

Задание классу: до конца урока создайте свой способ запоминания данной орфограммы, свою             табличку, схему, рисунок или формулу.

 

 

 (физкультминутка)                                   (10 слайд)

 

VII.        Закрепление изученного.

Работа по вариантам.

Задание  для 1 варианта:  Объяснить правописание выделенных суффиксов, выделите суффиксы графически, подчеркните предшествующую согласную. 

                   

Образец:   раздатчик

 

Фонарщик                                          заговорщик

Разведчик  прогульщик

 

Доносчик                                            сборщик

Переводчик                                        лазутчик

Извозчик                                            танцовщик

Задание для 2 варианта:

 Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор графически (11 слайд).                                                                                                                           

        захва…ик                                   объед…ик

       экскаватор…ик                           зачин…ик

       ракет…ик                                    инструменталь…ик

       заказ…ик                                     режиссер – постанов…ик

       попут…ик                                    совет…ик

 

 VIII. Этимологическая страница.    Словарная работа.                                                                                                             (12 слайд)

Профессия заимствована в 19 веке из французского языка, во французский язык  -

из латинского. Буквально – «(официальное) объявление (о своей специальности)».

Арматура – латинское «вооружение, снаряжение».

Бетон. Путают слова бетон и бидон, хотя между ними ничего нет

общего. Бетон – это видоизмененное во французском языке латинское

«битумен»- «смола» (есть слово битум).

 Бидон чисто французское словечко:

его основное значение «пузанчик», «толстобрюшка», переносное – «толстобрюхий» кувшин».

Агент. Связано с латинским глаголом «агере» - «действовать», «делать»,

образуется слово агент от родительного падежа «агентис» - «действующий»,

поэтому ударение на е.

Задание:  придумайте и запишите  свое предложение с одним их слов.

 

  Продолжение закрепления.

   Упражнение «Знаешь ли ты профессии…» (13 слайд).

Задание:  по толкованию лексического значения слов узнайте их и запишите, обозначая в них условия выбора букв  щ и  ч в суффиксе  - щик  (-чик).

1.     Шахтер, работающий в забое.

2.     Солдат, обслуживающий пулемет.

3.     Типографский рабочий, делающий переплеты у книг.

4.     Летчик, управляющий вертолетом.

5.     Военнослужащий, в обязанности которого входит разведка данных о противнике.

6.     Железнодорожник, в обязанности которого входит проверка цельности и смазка колес.

7.     Рабочий, работающий на погрузке и выгрузке.

 

Проверяем себя:      забойщик

                               пулеметчик

                               переплетчик

                               вертолетчик

                               разведчик

                               смазчик

                               грузчик

 (14 слайд)

Закрепление: Упражнение  248.                                                                            

Задание: спишите, расставляя пропущенные запятые. Обозначьте условия выбора буквы ь для обозначения мягкости согласных. Составьте схему второго предложения.

Проверь себя!

Строители собрались во множестве:  плелись неспешно рязанские пильщики да стекольщики, чинно шагали тверские каменщики и печники, проходили кровельщики, бетонщики, кузнецы. Резко сигналили шоферы, покрикивали возчики, сновали агенты, грузчики, водники в форменных фуражках. Сегодня вернется с линии сменщик.

Схема предложения:                          [ = - ] , [ = - ],  [ = - , - , -].   (слайд)

 

IX.           Домашнее задание.                                                (15 слайд)

 1). Сочинение – миниатюра о профессии

 «Если бы исчезла профессия    шофера…».

 2). «В некотором царстве, в некотором государстве строили замок…».

 3). Составьте объявление с перечнем профессий, по которым требуются 

 рабочие на предприятия нашего города. Обозначьте морфемы. (16 слайд)

 

X.               Подведение итогов урока.

XI.            Демонстрация рисунков учащихся

XII.        Выставление оценок

 

                                     

 

 

 

                                  

                                                             

 

 

 


   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                               -чик-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор Костина Винера Амрулловна
Дата добавления 19.03.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 2450
Номер материала 58387
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓