Главная / Русский язык и литература / Правописание приставок, оканчивающихся на –з и –с (5 класс)

Правописание приставок, оканчивающихся на –з и –с (5 класс)

Конспект урока

ФИО: Селиванова Татьяна Витальевна


Место работы: МБОУ «Комаровская СОШ»


Должность: учитель русского языка и литературы


Предмет: русский язык


Класс: 5


Тема и номер урока: «Правописание приставок, оканчивающихся на –з и –с». Урок № 112


Триединая цель урока:

Обучающая: усвоение учащимися правила правописания приставок на з-с;

Развивающая: формирование умения определять условия выбора букв –з, -с на конце приставок; развитие мыслительных процессов, памяти, внимания; развитие коммуникативных навыков и познавательных интересов учащихся.

Воспитательная: осуществление в ходе урока нравственного воспитания, воспитание добросовестности, чувства товарищества.

Задачи урока:

  • познакомить учащихся с орфограммой «Правописание –з и –с на конце приставок»;

  • сформировать способ действия при выборе з-с на конце изменяемых приставок.

  • организация деятельности обучающихся для достижения ими следующих результатов:.

Ожидаемые результаты:

- ученик усвоит правило написания –з и –с на конце приставок;

- научится: применять знания и умения по орфографии в практике правописания; соблюдать орфографические нормы в процессе письма; объяснять

выбор написания в устной и письменной форме; обнаруживать и исправлять орфографические ошибки;

- получит возможность осуществлять оценку действий партнера, ставить проблему, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; проводить

исследование на основе применения методов наблюдения, развивать навыки самоконтроля.


Тип урока: изучение нового материала


Этап обучения по данной теме: основной


Базовый учебник: Русский язык, 5 класс, Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Ю.Коммисарова, Москва, «Просвещение», 2012.


Формы работы учащихся: самостоятельная работа, работа в группе, исследование.


Методы: словесный, наглядный, практический, направленные на открытие новых знаний, развитие творчества и самостоятельности.


Необходимое оборудование: компьютер, презентация в программе «PowerPoint», дидактический материал (раздаточные карточки, перфокарты, сигнальные карты, толковый словарь)

Урок составлен в рамках деятельностного подхода. На всех этапах урока предполагается вовлечение обучающихся в деятельность различного рода: самостоятельная работа, оценивание границ собственного знания и незнания, постановка проблемы, целеполагание, исследование, выполнение дифференцированных разноуровневых заданий, рефлексия, оценочная деятельность и др. Для проведения урока выбрана игровая технология. Реализация игровых приемов и ситуаций на уроке происходит следующим образом – дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи (совершить экскурсию в музей русского языка, где учащиеся будут выступать в роли сотрудников)

Продолжительность урока – 30 минут.



Структура урока:


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося


1.Организационный

момент


( 1 минута)


Приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку и к совместной деятельности, создает благоприятный психологический климат.


Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

2. Диагностико-мотивационный этап.


(3 минуты)

Через игровую задачу осуществляет проверку знаний учащихся по теме «Фонетика» и «Морфемика», (употребление приставок с единообразным написанием)

Группируют согласные буквы (на доске), вставляют буквы в слова (Приложение № 1) с учетом собственных знаний о правописании приставок, вставляя пропущенные буквы и выделяя приставку; обсуждают, исправляют ошибки.

Называют слова, вызвавшие затруднение.

3. Актуализация знаний


(1 минута)

Через выявление затруднений, возникших в ходе выполнения предыдущих заданий, учитель подводит учащихся к проблеме: есть приставки, правило написания которых пока неизвестно. Обращает внимание на приставки трёх последних слов. Осуществляет фронтальную беседу по вопросам: Что объединяет эти приставки? Стоит ли их выделять в отдельную группу и учиться писать? Есть ли еще слова с этими приставками? Надо постараться разрешить возникшую проблему?

Под руководством учителя формулируют проблему: есть приставки, правило написания которых пока неизвестно. Участвуют в беседе, вступают в диалог, высказывают свое мнение, приводят аргументы.


4. Целеполагание.


(2 минуты)

Предлагает сформулировать тему урока и записать её в тетрадь. Ставит вопрос: «Какие цели можем поставить перед собой на уроке?»

Отвечают на вопрос, формулируют тему урока, приходит к выводу, что нужно выяснить, когда на конце приставок пишется –з, когда –с., потренироваться в написании слов с этими приставками.

5. Изучение нового материала

(исследовательская работа, работа в группах)


(8 минут)



Для решения выявленной проблемы предлагает ученикам стать исследователями и самим определить условия выбора согласных –з и – с на конце приставок.

Напоминает правила работы в группе.

Просит выполнить задания на карточках: распределить слова, записанные на карточках, в 2 столбика ( на З и на –С), выделить в словах приставки, подчеркнуть букву после приставки, сделать вывод. (Приложение № 2) Заслушивает выводы учащихся.

Читает сказку о приставках (Приложение № 3)

Предлагает вывести алгоритм написания –з и –с на конце приставок (расставить его шаги в нужном порядке) (Приложение № 4).

Предлагает проверить себя по учебнику (п.83 стр.174), к правильным ли выводам пришли в результате исследования.

Принимают правила работы в группе.

Выполняют самостоятельную работу: группируют слова, выделяют в них приставку, наблюдают и озвучивают собственные выводы.

Выводят алгоритм и проверяют себя, обращаясь к параграфу учебника (П.83), читают правило на стр. 174.

6. Закрепление изученного материала.

Взаимопроверка и взаимооценка

(4 минуты)


Дает задание на закрепление изученного материала: сгруппировать слова с «пропусками» в приставках на

-з, -с (слова-карточки на стенах), вставить пропущенные

буквы. (Приложение № 5).

Проверяет работу, просит оценить работу групп.

Проводит игру с сигнальными карточками: З и С, зачитывает слова (Приложение № 6).


Распределяют слова на два столбика, работая по группам.

Группы проверяют, поправляют друг друга, отстаивают собственное мнение, оценивают друг друга.

Слушают учителя, поднимают нужную карточку.

7. Промежуточная рефлексия.


( 2 минуты)

Сообщает детям: «Сейчас вы сделали маленькое, но важное открытие. А открытия не делаются на пустом месте, для них нужен определенный багаж теоретических знаний. Какие знания вас приблизили сегодня к открытию? Что было трудным на этом этапе работы? Что удалось? Как бы вы оценили работу группу и собственную?»

Отвечают на вопросы учителя, вспоминает ранее изученный материал, отмечают, что им помогло умение выделять приставки и корни, т.е знание морфемики, знание глухих и звонких согласных, т.е. фонетические знание, изученные в начальных классах, которые повторяли в начале 5 класса.

8. Творческое задание

(2 минуты)

Предлагает работу с пословицами



Добавляют в пословицы пропущенные слова с приставками на -з и –с, объясняют их значение.

9. Контрольно-диагностический этап.

(Работа за компьютерами)

(4 минуты)

Рассаживает учащихся за компьютеры и предлагает выполнить тест «Буквы З и С на конце приставок». (Приложение № 7)

В парах предлагает выполнить задания с помощью перфокарт (обменяться карточкой с соседом по парте, проверить и оценить друг друга)

(Приложение № 8)

Выполняют сначала работу за компьютером, озвучивают свои результаты, затем осуществляют взаимопроверку по перфокартам и оценивают друг друга. указывая на ошибки товарища

10. Подведение итогов урока. Рефлексия.

(2 минуты)

Учитель подводит итоги. Рефлексия по вопросам: Кто доволен своей работой на уроке? Удалось ли нам достичь поставленных целей? Почему? Что было самым интересным на уроке? Что было наиболее трудным? Чью работу на уроке можно выделить (почему?) и оценить (как?)?Оцените себя на «лестнице знаний» (Приложение № 9)

Выставляет оценки.

Ученики отвечают на вопросы, высказывая свое мнение, оценивают свои достижения на «лестнице знаний»

11. Домашнее задание

(1 минуты)

Учитель дает домашнее задание по выбору: (Приложение № 10)

  1. Помоги Клаве Ошибкиной получить «5» (базовый уровень)

  2. Заменить развернутые определения понятий синонимами, состоящими из одного слова с приставками на -з, -с

  3. Придумать ряды слов для игры «Третий лишний»


Слушают учителя, выбирают и записывают домашнее задание



Список используемой литературы:

  1. А.Т.Арсирий «Занимательные материалы по русскому языку» М., Просвещение 1995 г.

  2. Л.Г. Ларионова «Сборник упражнений по орфографии 5 класс» М., Просвещение, 2001.

  3. С.И.Ожегов «Словарь русского языка» издание 18, М., Русский язык, 1986 г.

  4. Уроки русского языка в 5 классе. Книга для учителя, М., ИД Генжер, 2002 г.

  5. Учебник «Русский язык» 5 класс, М., «Просвещение» 2012 г.

  6. Интернет-ресурсы





Приложения:


1

О..дать, пер..писать, по..держать, з..править, в..шел, ..делать, бе..конечный, бе..вкусный, ра..жигать.


2. Распределить слова в 2 столбика ( с приставкой на З и на –С), выделить в словах приставки, подчеркнуть букву после приставки.


Безграничный, бескрайний, распустить, разбросать, испортить, известить, вздыхать, вспомнить, восходить, возместить, ниспадать, низвергать.



3. Сказка о правописании при ставок на –з и-с.


Сказывают, жила когда-то гордая королева в стране Грамматики. И у нее были прекрасные дочери: НИЗ-, ВОЗ-, ИЗ-, РАЗ-, ЧРЕЗ-, БЕЗ-. Были они звонкие и дружили только со звонкими согласными. Но принцессы были до того любопытны, что отпросились у матери посмотреть соседнее королевство. Ранним утром все спали, они выбрались из замка. Путь предстоял нелегкий. Они шли и шли, но вдруг вдали, сверкая на солнце, показался прекрасный город. Сестры обрадовались. Но в этом городе жили только глухие согласные. Когда они постучали в ворота, показалась глуховатая С и спросила: «Что вам угодно? «Мы пришли посмотреть, как вы живете», -ответили принцессы звонкие. «Милости просим. НО вы войдете в наш город, когда расстанетесь с буквой З и поменяете ее на меня»,-ехидненько улыбнулась С и прочла: «Не забудьте, принцессы, что приставки НИЗ-, ВОЗ-, ИЗ-, РАЗ-, ЧРЕЗ_, БЕЗ- быстро меняют З и С!»

Принцессы согласились и вошли в город, но при каком условии ребята?

Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

( Л. Тумина. Лингвистические сказки: Методическое пособие для учителей русского языка.- Брянск: Курсив, 2006.


4. АЛГОРИТМ РАССУЖДЕНИЯ

З или С ?

выдели в слове приставку

смотри на следующий после приставки согласный

если звонкий если глухой

Скругленный прямоугольник 1Скругленный прямоугольник 2пиши З пиши С








5

Бе…вкусный, бе…смертный, бе…грамотный, бе…граничный, бе…шабашный, бе…сердечный, бе…предельный, бе…жалостный, бе…сильный, бе…заботный, бе…конечный, бе…звучный.

6 Работа с сигнальными карточками З и С

Изгиб реки, расстелить ковер, безвкусная одежда, распилить дерево, разгонять скот, беспричинный смех, беспомощный человек, раздавать тетради, возложить цветы, сдать сочинение.

7. Тест за компьютером

8. Перфокарта 1. Перфокарта 2.

  1. Бесцельный 1. Вспорхнуть

  2. Безжалостный 2. Рассмотреть

  3. Развалиться 3. Бесконечный

  4. Сбить 4. Распорядок

  5. Искусать 5. Испортить

  6. Безграничный 6. Разгадать

  7. Разжимать 7. Расписание

  8. Разносить 8. Безболезненный

  9. Сдать 9. Бесшумный

  10. Вздыхать 10.Бесчувственный



9. «Лестница знаний»

  1. Усвоил(а) правило написания –з и –с на конце приставок, но иногда ошибаюсь.

  2. Усвоил(а) правило написания –з и –с на конце приставок, без ошибок применяю правило в письменной речи.

  3. Усвоил(а) правило написания –з и –с на конце приставок, без ошибок применяю правило в письменной речи, могу научить другого.


10 Домашнее задание по выбору:

  1. Клава Ошибкина выполняла домашнее задание. Ей очень хочется получить “5”. Помогите ей. Спишите данные слова, выделите приставки. Исправьте ошибки, если есть.

Бесчувственный, безшумный, расстановка, безжизненный, зжигать, восстановление, зделать, расделить, рассердиться, восдать, разпределить, безболезненный, всдыхать, бесжалостный, безцельный, расписание, расдарить.

  1. Заменить одним словом с приставкой на -з, -с :



1. Тихая погода, полное отсутствие ветра - __________________ .

2. Ростки хлебных злаков, показавшиеся из-под земли - _____________ .

3. Сообщение, уведомление о чем-нибудь - ___________________.

4. Тревожное состояние, волнение - _________________________.

5. Ребенок без забот - ____________________.

6. Небо без звезд - _______________________.

7. Жидкость без цвета - ___________________.

8. Дорога без конца - _____________________.

9. Плач без звука - _______________________.

10. Движение без шума - _____________________ .

11. Шоколад без вкуса - ______________________.

12. Ребенок без помощи - _____________________.

13. Пустыня без воды - _______________________.


  1. Придумать ряды слов по изученной теме для игры «Третий лишний».











ХОД УРОКА

  1. Организация начала урока (1 минута)

- Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на урок пришло много гостей. Мы покажем им, как работаем на уроках. Думаю, что наша совместная работа на уроке доставит всем удовольствие, и мы получим радость от общения друг с другом.

2. Диагностико-мотивационный этап (4 минуты)


- Ребята, я знаю, вы любите увлекательные путешествия, и я вас приглашаю на экскурсию в музей, где вы побудете в роли сотрудников. Но музей у нас необычный – это музей русского языка. В нём много разных залов, в каждом из которых представлены своеобразные экспонаты. А какую экспозицию мы будем представлять, вы узнаете чуть позднее.


- Ребята, нам нужно подготовить зал к открытию. Я вижу, на полках с согласными буквами у нас беспорядок. На верхнюю полку нужно поставить только звонкие согласные, на нижнюю – глухие согласные.


Б В Г Д Ж З Л М Н Р Й

П Ф К Т Ш С Х Ч Щ Ц


- С других экспонатов нужно «убрать пылинки» , т.е. вставить пропущенные буквы. (Слайд №2) (Приложение № 1)


О..дать, пер..писать, по..держать, з..править, в..шел, ..делать, бе..конечный, бе..вкусный, ра..жигать.


- Давайте проверим. (Слайд №3) В какой части слова были пропущены буквы? ( в приставках) Почему в последних словах некоторые из вас ошиблись? (не знаем, когда надо писать з, а когда с)

Что объединяет эти приставки? ( в конце приставок пишется как буква З, так и буква С) Стоит ли их выделять в отдельную группу и учиться писать? Есть ли еще слова с этими приставками? Приведите примеры. Надо постараться разрешить возникшую проблему?


3. Актуализация знаний (1 минута)

- Русский язык – самый красивый и богатый язык в мире. Наш язык – живой. В нем очень много слов, правописание которых нам с вами пока еще неизвестно. Но с каждым новым уроком мы становимся грамотнее и мудрее. Сегодня поговорим о приставках, которые оканчиваются на –з и –с. Это тема нашего урока. (Слайд №4)

- Запишите в тетрадях число и тему урока.


4. Целеполагание. (1 минута)


- Какие цели можем поставить перед собой на уроке? (Слайд №5)


5. Изучение нового материала (исследовательская работа, работа в группах) (8 минут)


- Так какую же экспозицию мы будем представлять посетителям? (приставки на -з, -с)


- Чтобы нам лучше подготовиться к демонстрации выставки, предлагаю вам стать исследователями и самим определить условия выбора согласных –з и – с на конце приставок. Вы будете работать в группах. Не забывайте правила совместной работы. Выполните задания на карточках, следуя инструкции: распределить слова, записанные на карточках, в 2 столбика ( на З и на –С), выделить в словах приставки, подчеркнуть букву после приставки, сделать вывод. (Приложение № 2)


- К каким выводам вы пришли? (Слайд № 6, 7)

- Я вам предлагаю послушать сказку о приставках и проверить ваши предположения. (Слайд № 8) (Приложение № 3)


- Для посетителей нашего зала нужно приготовить алгоритм написания –з и –с на конце приставок (на доске расставить его шаги в нужном порядке) (Приложение № 4)



АЛГОРИТМ РАССУЖДЕНИЯ

З или С ?

выдели в слове приставку

смотри на следующий после приставки согласный

если звонкий если глухой

пиши З пиши С

Скругленный прямоугольник 1Скругленный прямоугольник 2








- Вывод: от чего зависит написание З, С в конце приставок? (от звонкости и глухости следующего за приставкой согласного).

6. Закрепление изученного материала. Взаимопроверка и взаимооценка. (4 минуты)


- Вы видите, что кругом висят экспонаты-карточки. Их нужно собрать и сгуппировать на доске, применяя алгоритм рассуждения. ( Одна группа собирает слова с буквой -с в приставке, другая – с буквой -з) (Приложение № 5).

- !!! Объясните написание букв СС, ЗЗ в словах: бе…смертный, бе…сердечный, бе…сильный, бе…заботный, бе…звучный

(Вывод: на стыке приставки и корня пишется две СС и ЗЗ, если одна из них относится к приставке, а другая к корню.)


- Наша экспозиция становится всё интереснее и интереснее. Проведём игру с сигнальными карточками: З и С (зачитываются слова Приложение № 6).


7. Промежуточная рефлексия. (2 минуты)

- Сейчас вы сделали маленькое, но важное открытие. А открытия не делаются на пустом месте, для них нужен определенный багаж теоретических знаний. Какие знания вас приблизили сегодня к открытию?

(умение выделять приставки и корни, т.е знание морфемики, знание глухих и звонких согласных, т.е. фонетические знание, изученные в начальных классах, которые повторяли в начале 5 класса)

- Что было трудным на этом этапе работы? Что удалось? Как бы вы оценили работу группы и собственную?


8. Творческое задание (3 минуты) (Слайд № 9)

- Предлагаю вставить в пословицы недостающие слова с приставками раз-, рас-

- Как вы понимаете смысл этих пословиц?

9. Контрольно-диагностический этап. (Работа за компьютерами) (3 минуты)

- Чтобы выяснить, кто из вас будет лучшим экскурсоводом, нужно за компьютером выполнить тест «Буквы З и С на конце приставок». (Приложение № 7)


- В парах предлагает выполнить задания с помощью перфокарт (обменяться карточкой с соседом по парте, проверить и оценить друг друга) (Приложение № 8)



10. Подведение итогов урока. Рефлексия. (2 минуты) (Слайд № 10)



- Удалось ли нам достичь поставленных целей? Кто доволен своей работой на уроке? Что было самым интересным на уроке?

Что было наиболее трудным? Чью работу на уроке можно выделить (почему?) и оценить (как?)? Оцените себя на «лестнице знаний». (Приложение № 9)


11. Домашнее задание (1 минута) (Приложение № 10)

  1. Помоги Клаве Ошибкиной получить «5» (базовый уровень)

  2. Заменить развернутые определения понятий синонимами, состоящими из одного слова с приставками на -з, -с

  3. Придумать ряды слов для игры «Третий лишний»



Правописание приставок, оканчивающихся на –з и –с (5 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок составлен в рамках деятельностного подхода. На всех этапах урока предполагается вовлечение обучающихся в деятельность различного рода: самостоятельная работа, оценивание границ собственного знания и незнания, постановка проблемы, целеполагание, исследование, выполнение дифференцированных разноуровневых заданий, рефлексия, оценочная деятельность и др. Для проведения урока выбрана игровая технология. 

Реализация игровых приемов и ситуаций на уроке происходит следующим образом –  дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи (совершить экскурсию в музей русского языка, где учащиеся будут выступать в роли сотрудников)

 

Автор Селиванова Татьяна Витальевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1652
Номер материала 47660
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓