Главная / Русский язык и литература / Правописание непроизносимых согласных (конспект урока русского языка в 6 классе)

Правописание непроизносимых согласных (конспект урока русского языка в 6 классе)

Правописание непроизносимых согласных.

Цели:

- повторить сведения о непроизносимых согласных; формировать навык правильного написания слов с непроизносимыми согласными;

- способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся;

- воспитывать внимательное отношение к слову.


Тип урока: совершенствование знаний и способов деятельности.

Ход урока

I. Организационный этап


II. Актуализация

Синтаксическая пятиминутка. Записать предложение, составить схему.


Весеннее солнце несет радость всем: птицам, деревьям, людям.


- В каких словах количество звуков и букв не совпадает?

- Какая орфограмма есть в слове солнце?


Слово учителя

Для русского языка не характерно стечение нескольких гласных или согласных звуков. Где невозможно разрядить такое стечение согласных звуков гласными, один из звуков не произносится. Ср. об артисте – обо мне, в памяти – во сне. С такой особенностью русского языка и связано употребление непроизносимых согласных.


- Вы догадались, о каких словах сегодня пойдет речь?


Порой в словах встречаются

Ужасные согласные.

Они не произносятся,

И что писать, неясно вам…

Чтобы знать, как написать,

Надо слово изменять,

И за звуком непонятным


Быстро гласную искать.

Не чудесно, не прекрасно,

А ужасно и опасно

Буквы Т писать напрасно.

Всем известно, как

прелестно

Букву Т писать уместно.



III. Формирование основных понятий, способов действий

1. Упр. 99, восстановить правило, вставив необходимые слова.


2. Словарная работа. Этимология слов. Запись в Словарь трудных слов.


Ровесник (срав. ровесник – человек, проживший одинаковое количество весен (весна), лет)

Сверстник ( срав. верста – мера длины, сверстник – «одинаковый по возрасту, одной длины»)

Комплимент

Момент

Составить со словами комплимент и момент словосочетания и предложения.


IV. Применение. Формирование основных умений и навыков.

1. Рабочая тетрадь, задание 22 (по цепочке). Вставить пропущенные буквы, устно подобрав проверочные.

Лес…ный, взгрус…нуть, вирус…ный, редкос…ный, совес…ливый, скорос…ной, чес…вовать, извес…ный, сверс…ник, сер…це, вкус…ный, пас…бище, праз…ник, запас…ный, вес…ник, гиган…ский, ровес…ник, ужас…ный, искус…ный, я…ства.


2. Рабочая тетрадь, задание 21. Игра «Четвертый лишний». Вставь пропущенные буквы. В каждой строке найди и подчеркни «лишнее» слово.

Окрес…ность, радос…ный, вкус…ный, грус…ный;

чудес…ный, прекрас…ный, неизвес…н.ый, опас…ный;

ненас…ный, прекрас…ный, грус…ный, учас…ник;

вес…ник, прелес…ный, вкус…ный, чес…ный.


3. Речевой этикет

Упр. 103, выразительное чтение стихотворения, беседа по вопросам


4. Записать предложения, подчеркнуть слова с непроизносимыми согласными, подобрать проверочные слова.


А) Мороз и солнце! День чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный!

Б) Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

В) Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ты тих, как день ненастный?


- Кто автор произведений, из которых взяты строчки?

- Чем осложнены первое и третье предложение?


V. Информация о домашнем задании

§ 9 упр. 101

Подготовить рассказ об этимологии слов ровесник, сверстник, яства, счастье, здравствуй


VI. Подведение итогов.


VII. Этап рефлексии


Правописание непроизносимых согласных (конспект урока русского языка в 6 классе)
  • Русский язык и литература
Описание:

Правописание непроизносимых согласных.

Цели:

- повторить сведения о непроизносимых согласных; формировать навык правильного написания слов с непроизносимыми согласными;

- способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся;

- воспитывать внимательное отношение к слову.

 

Тип урока: совершенствование знаний и способов деятельности.

Ход урока

I. Организационный этап

 

II. Актуализация

Синтаксическая пятиминутка. Записать предложение, составить схему.

 

Весеннее солнце несет радость всем: птицам, деревьям, людям.

 

- В каких словах количество звуков и букв не совпадает?

- Какая орфограмма есть в слове солнце?

 

Слово учителя

Для русского языка не характерно стечение нескольких  гласных или согласных звуков. Где невозможно разрядить такое стечение согласных звуков гласными, один из звуков не произносится. Ср. об артисте – обо мне, в памяти – во сне. С такой особенностью русского языка и связано употребление непроизносимых согласных.

 

- Вы догадались, о каких словах сегодня пойдет речь?

Автор Ширяева Людмила Владимировна
Дата добавления 21.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1843
Номер материала 9073
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓