Коми Республикаса йöзöс велöдан министерство
«Сыктывкарса сервис да связь колледж»
уджсикасӧ велӧдан канму
учреждение
Министерство
образования Республики Коми
государственное
профессиональное образовательное учреждение
«Сыктывкарский
колледж сервиса и связи»
(ГПОУ
«СКСиС»)
Наименование учебной дисциплины «Право»
План
– конспект занятия
Тема
«Правомерное поведение, правонарушение, юридическая ответственность»
Автор:
Баязова А.П.,
преподаватель
права ГПОУ «СКСиС»
Сыктывкар,
2014
ОДОБРЕН
Предметно-цикловой
комиссией гуманитарных и естественнонаучных дисциплин
Протокол
заседания цикловой комиссии
От « ___»
____________ 20___г. № __
Председатель
предметно-цикловой комиссии
______________Н.В.Остапов
|
Разработчик:
|
Баязова Анжелика
Петровна.
|
План
– конспект занятия.
Группы:
СД -1-04; СВ-1-04; П-1-36;
Наименование учебной дисциплины: «Право»
Тема
занятия: «Правомерное поведение, правонарушение,
юридическая ответственность»
Этап
обучения по данной теме: основной
Тип занятия: Комбинированное занятие
Вид
занятия: Формирования понятия и обучения по алгоритму
Основные понятия: правомерное
поведение, правонарушение, состав правонарушения; юридическая ответственность.
Приемы: работа с нормативно- правовыми
актами и их комментарии,
Методы обучения: Поисковые
Форма работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Дидактическая цель занятия: создать условия для осмысления новой учебной информации,
применение ранее полученных компетентных знаний в знакомой и новой учебной
ситуации, возможности для соотнесения обучающимися ранее полученных знаний с
приобретенными на уроке.
Задачи:
Образовательные:
1.
Познакомить студентов с
сущностью правомерного поведения и его видами.
2.
Раскрыть и углубить
представление обучающихся о правонарушении как юридическом понятии, о составе и
видах правонарушений.
3.
Познакомить обучающихся с особенностями
юридической ответственности.
4.
Способствовать формированию
знаний, формированию алгоритма действий в жизненных ситуациях в системе
российского права:
Воспитательные цели:
1.
Продолжать
воспитание правовой культуры.
2. Стимулировать
потребности в формировании ответственности, коллективизма, социальной
коммуникации.
3. Показать
актуальность изучаемого материала в вопросах изучения как дисциплины “Права ”,
так и других юридических дисциплин, значимость темы в вопросах воспитания
личности и гражданина.
4.
Способствовать
формированию умения работать в команде, командного духа, чувства
ответственности за свои действия.
Развивающие
цели:
1. Развивать
умение определять состав правонарушений при разрешении конкретной жизненной
ситуации, работать в группе, анализировать источники, интерпретировать события.
2. Выявить
причинно-следственную связь между структурными элементами изучаемого материала
и конечным результатом.
3. Сохранение
познавательного интереса к изучаемой дисциплине.
4. Способствовать
дальнейшему развитию интеллектуальных умений и навыков у студентов, умению
обобщать, делать логические выводы.
5. Развивать
мышление, внимание творческие способности.
6. Способствовать
овладению рациональными методами познания изучаемого материала.
7. Активизировать
творческую работу студентов.
Материально-техническое оснащение занятия:
Оборудование
кабинета «ПОПД, права и
страхового право»
1.
Наглядные пособия: презентация, конспект
лекций.
2.
Раздаточный материал: схемы по теме “Правомерное
поведение, правонарушение и юридическая ответственность”, правовые задачи, тетради обучающихся, ручки.
3.
Технические средства обучения: ПК,
мультимедийный проектор, экран.
Основные
источники информации:
Литература
для преподавателей:
Основная:
1.
Смоленский М.Б. Теория государства и
права. Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального
образования – М., 2005.
2.
Клименко А.В., Румынина В.В. Теория
государства и права: Рабочая тетрадь для студентов учреждений среднего
профессионального образования. – М., 2002.
3.
Румынина В.В., Клименко А.В. Теория
государства и права: Методическое пособие. – М., 2002.
Дополнительная:
1.
Венгеров А.Б. Теория государства и права:
Учебник. – М., 1999.
2.
Малько А.В. Теория государства и права:
Учебное пособие. – М., 2000.
3.
Марченко М.Н. Теория государства и права:
Учебник. – М., 2001.
4.
Назаренко Г.В. Теория государства и права:
учебное пособие . – М., 2001.
5.
Спиридонов Л.И. Теория государства и права. –
М., 1995.
6.
Сырых В.М. Теория государства и права:
Учебник. – М., 2001.
Литература
для обучающихся:
1.
Румынина В.В. «Основы права»: Учебник для студентов
учреждений сред. проф. образования. М:ФОРУМ: ИНФРА-М,
2.
Смоленский М.Б. Теория государства и
права. Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального
образования – М., 2005.
3.
Клименко А.В., Румынина В.В. Теория
государства и права: Рабочая тетрадь для студентов учреждений среднего
профессионального образования. – М., 2002.
ХОД ЗАНЯТИЯ
№№
п/п
|
Наименование
этапов и его структурных элементов
|
Норма
времени
|
Деятельность
преподавателя
|
Деятельность
студентов
|
Предполагаемый
результат
|
1. Мотивационно-целеполагающий этап – 5 мин.
|
1.
|
Организационный
|
1 мин
|
Проверка
готовности обучающихся к занятию, подготовить и проверить ПК, раздаточный
материал на рабочих столах.
Приветствие
и контроль отсутствующих.
|
Обучающиеся
готовят необходимые учебные
пособия, с начала урока рассаживаются на подгруппы.
Приветствие
преподавателя.
|
|
2.
|
Актуализация знаний
|
1 мин
|
|
|
ОК 3;6
|
|
|
|
Повторить понятия:
Преподаватель задает вопрос: что такое “ПОВЕДЕНИЕ”?
В каком случае мы говорим «правомерное
поведение», какое поведение, с точки зрения права, называется неправомерным
поведением?
Студентам предлагается обратиться к схеме № 1
“Виды правомерного поведения”. Анализ
схемы сопровождается объяснением и комментарием.
|
Обучающиеся отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Обобщают ответы и делают вывод, который фиксируют в
рабочих тетрадях определение – поведение. В рабочих тетрадях студенты
фиксируют также определение правомерного поведения.
Обучающиеся работают со схемой № 1, обсуждают понятия.
|
|
|
|
|
|
|
|
3.
|
Целеполагание + мотивация
|
1,5 мин
|
|
|
|
|
Мотивация –
сформировать понятие правонарушения.
|
|
Проблемная ситуация – казус.
Студент колледжа Васильев, используя
малозначительный повод, завязал драку в коридоре колледжа, в ходе которой
было разбито большое стекло, и один из его однокурсников поранил лицо осколками
стекла
Вопрос:
-Какое поведение, с точки зрения права,
совершил Васильев?
-Как по-другому можно назвать неправомерное
поведение Васильева?
-Что
грозит Васильеву за несоблюдение норм права?
|
Студенты отвечают на вопросы.
· восприятие
и осмысление информации;
· высказывание
своего мнения
· восприятие
и осмысление информации
|
ОК 2; 6
ОК 2; 6
|
4.
|
Постановка цели урока
|
1,5 мин
|
-Спектр правонарушений очень велик: от
нарушений правил дорожного движения до причинения вреда жизни и здоровью
человека. Но самое незначительное и самое опасное нарушения имеют общие
черты.
- Как Вы, думаете, о чем сегодня на занятии пойдет речь?
- с какой целью нам необходимо изучить такие понятия как
правомерное поведение, правонарушение, юридическая ответственность?
- Озвучивает цель и задачи сказанные
обучающимися.
|
Обучающиеся формируют самостоятельно
цель урока:
- что такое правонарушение, признаки правонарушения?
-Что такое состав правонарушения и его
элементы?
-какие существуют виды правонарушений?
-что такое юридическая ответственность?
Высказывание своих предположений.
Фактически расписываются этапы занятия.
|
ОК 2; 6
ОК 2; 6
|
2. Деятельностный этап – 75 мин.
|
1.
|
Изучение нового материала
|
|
|
|
ОК 3; 6
|
|
А) Раскрыть понятие и
признаки правонарушения
|
10 мин
|
Преподаватель дает понятие определения
- правонарушения.
Обсуждение схемы: № 2 «Признаки правонарушения»
Закрепление понятий: правонарушение, его
признаки.
Фиксация отличия
правонарушения от аморального проступка.
Обращает внимание студентов на отличие
правонарушения от аморального
проступка.
|
В
рабочих тетрадях студенты фиксируют определение правонарушения.
Работа со схемой № 2 «Признаки
правонарушений».
Обсуждение понятий.
Обучающиеся в каждой группе приводят
пример отличия аморального проступка от правонарушения. Ответы предоставляют
другим группам.
Эксперт заполняет оценочный лист по
каждому участнику группы.
|
|
|
Б) Состав и виды правонарушения
|
10 мин
|
На данном этапе деятельность
преподавателя сводится к следующему:
Преподавателем дается характеристика
состава правонарушения, отслеживание и конспектирование теоретического материала
студентами.
Ввиду
большого объема схемы № 3 “Состав правонарушения”, а также её значимости для
изучения данной темы преподаватель выдает готовые схемы для последующего
вклеивания в тетрадь.
Анализ схемы сопровождается объяснением
и комментарием.
|
Студенты в качестве
наглядного пособия используют раздаточный материал и презентацию.
Обучающиеся вклеивают в тетрадь готовые
схемы № 3 «Состав правонарушения»
|
|
|
В) Выявить виды правонарушений, раскрыть
различия между проступком и преступлением.
|
10 мин
|
Преподаватель излагает материал и
комментирует схему № 4 «Виды правонарушений
|
студенты составляют в рабочих тетрадях
схему № 4 “Виды правонарушений”.
|
ОК 3; 6
|
|
первичное
закрепление
|
|
|
|
|
2.
|
А)
Раскрыть и рассмотреть признаки правонарушения
|
15 мин
|
А) На основе
нормативно-правовых актов ставит перед студентами задачу: «Раскрыть и
рассмотреть признаки правонарушения?»
Вопрос для 1 группы:
-Прочитать ч. 1 ст. 12.8 "К РФ об АП
" и определить данное правонарушение совершенно действием
(активное поведение) или бездействием (пассивное поведение)?
-Как называется правонарушение,
предусмотренное ст. 157 УК РФ?
-В форме действия или
бездействия совершенно правонарушение?
Вопрос для 2 группы:
-Прочитать ч. 1 ст. 158 УК РФ,
ч. 1 ст. 12.26 РФ об АП
-Определить какую опасность
(вредность) для общества представляют эти правонарушения.
Вопрос для 3 группы.
-Прочитать задачу № 1
-Прочитать ст. 475 ГК РФ
-Соответствуют ли действия
продавца требованиям закона (нормам права)?
-Назвать признак правонарушения.
Вопросы для 4 группы.
-Прочитать задачу № 2
-Как можно расценить деяние
Петрова. Было ли оно совершенно по неосторожности или с умыслом?
-Прочитать задачу № 3
-Как можно расценить деяния
этого человека?
-Была ли у этого человека цель
(умысел) помешать движению?
-Как вы считаете, виновны ли эти
лица в совершении правонарушений?
|
Работа с нормативно-правовыми актами:
"Уголовный кодекс Российской
Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ;
"Кодекс Российской Федерации об
административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ; "Гражданский
кодекс Российской Федерации (часть первая)" части: 1 и 2;
1 группа - анализирует ч.
1 ст. 12.8 КРФобАП, ч. ст. 157 УК РФ - называет 1 признак правонарушения.
3 группа
-Анализирует ситуацию (задача №1), ст.
475 ГК
_Называют 3 признак правонарушения.
2 группа - анализирует ч. 1
ст. 158 УК РФ, ч. 1 ст. 12.26 КРФ об АП - называют 2 признак правонарушения.
3 группа - анализирует
ситуацию (задача № 1), ст. 475 ГК РФ - называют 3 признак правонарушения.
4 группа - анализируют
задачи № 2, № 3.
-называют 4 признак правонарушения.
|
ОК 3;6
|
|
Б) Определить виды правонарушений, раскрыть
различия между проступком и преступлением.
|
10 мин
|
Мы выяснили признаки правонарушений и
сделали одновременно вывод, что правонарушения бывают разные: незначительные
и опасные. Кроме того и общественные отношения, которые они нарушают, тоже
бывают разные.
Посмотрите на схему «Виды
правонарушений»
Беседа:
-Какие бывают виды правонарушений?
Вопросы для 1 группы
-Найдите статьи, которые относятся к
самым опасным видам правонарушений?
-Как называются эти правонарушения?
Вопросы для 2 группы
-Найдите статьи, которые можно отнести к
проступкам, связанными с хозяйственной, экономической жизнью?
-Как называются эти проступки?
Вопросы для 3 группы
-Найдите статьи, которые можно отнести к
проступкам, которые не имеют большой общественной опасности и, очень похожие
на преступления.
-Как называются эти проступки?
Вопросы для 4 группы:
-Найдите статьи, которые можно отнести к
проступкам, которые связаны с нарушениями трудовой, учебной, воинской дисциплины?
-Как называются эти проступки?
|
Работа со схемой
Работа с нормативно-правовыми актами:
"Уголовный кодекс Российской
Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ; "Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ; "Трудовой
кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ; "Гражданский
кодекс Российской Федерации (часть первая)" части: 1 и 2;
Дают определение понятиям преступление,
проступки, гражданские проступки, административные проступки, дисциплинарные
проступки.
Отвечают на вопросы. Выписывают номера
статей.
|
|
|
В) Сформулировать понятие юридическая
ответственность.
|
5 мин
|
Незнание закона не освобождает от ответственности.
-С какого возраста гражданин РФ понесет
наказание за совершение административного проступка?
-С какого возраста за совершение
преступления?
-Работа с понятием юридическая ответственность.
-Работа со схемой № 5 «Виды юридической
ответственности»
Беседа:
-Какой вид юридической ответственности
влечет за собой совершение административного проступка?
-Какой вид юридической ответственности
наступает за совершение гражданского деликта (проступка)?
-Какой вид юридической ответственности
накладывается за совершение дисциплинарного проступка?
-Какой вид юридической ответственности применяется
за нанесение материального ущерба работником?
-Какой вид юридической ответственности применяется
за самое опасное деяние-преступление?
-Какие наказания предусмотрены за
разные виды правонарушений.
|
Анализ ст. 2.3 КРФ об АП, анализ
ст. 20 УК
Работа с понятиями:
Юридическая ответственность, уголовная ответственность,
административная ответственность, гражданская ответственность, материальная
финансовая ответственность, дисциплинарная ответственность.
Отвечают на вопросы.
Работа с нормативно-правовыми актами: -
работа с текстом:
группа 1 - Кодекс
Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001
N 195-ФЗ – ст. 3.2 группа 2 -"Уголовный кодекс Российской
Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ"- ст. 44;
группа 3- "Трудовой
кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ, ст. 192; ст. 238
группа 4
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от
30.11.1994 N 51-ФЗ-12)- ст. 12.
|
|
3.
|
Закрепление знаний
Диагностика результатов учащихся.
|
10 мин
|
Двухуровневый тест
|
Выполнение тестовых заданий.
|
ОК 2;6
|
4.
|
Самостоятельная работа студента:
|
5 мин
|
Домашнее задание: Румынина В.В. М.Б.
«Основы права»- учебник для студентов учреждений сред. проф. образования. -
М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. - 256 с. –
Провести анализ структуры правонарушений:
Ситуация № 1 и ситуация № 2
ЗАДАНИЕ: проанализируйте
все элементы состава правонарушения, квалифицирующие признаки, дайте квалификацию
содеянного.
Приведите пример правонарушения с
подробным анализом всех составляющих его элементов.
|
Обучающиеся записывают домашнее задание в тетради.
Задание выполняется письменно в тетради.
|
|
3. Рефлексивно-оценочный этап – 10 мин.
|
1
|
Подведение итогов
|
5 мин
|
Анализ деятельности обучающихся
|
Анализируют собственную деятельность
|
|
2
|
Выставление оценок
|
2 мин
|
Преподаватель руководит выставлением оценок
|
Эксперт оценивает деятельность каждого студента
|
|
3
|
Рефлексия
|
3 мин
|
· Тема урока объяснена понятно
· Тема урока не интересна
· Испытал некоторые трудности
|
Самооценка
|
ОК 3;6
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.