Главная / Обществознание / Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность

Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность

Коми Республикаса йöзöс велöдан министерство

«Сыктывкарса сервис да связь колледж»

уджсикасӧ велӧдан канму учреждение


Министерство образования Республики Коми

государственное профессиональное образовательное учреждение

«Сыктывкарский колледж сервиса и связи»

(ГПОУ «СКСиС»)





Наименование учебной дисциплины «Право»

План – конспект занятия

Тема «Правомерное поведение, правонарушение, юридическая ответственность»



Автор: Баязова А.П.,

преподаватель права ГПОУ «СКСиС»



Сыктывкар, 2014




ОДОБРЕН


Предметно-цикловой комиссией гуманитарных и естественнонаучных дисциплин

Протокол заседания цикловой комиссии


От « ­­___» ____________ 20___г. № __


Председатель предметно-цикловой комиссии


______________Н.В.Остапов




Разработчик:

Баязова Анжелика Петровна.









План – конспект занятия.

Группы: СД -1-04; СВ-1-04; П-1-36;

Наименование учебной дисциплины: «Право»


Тема занятия: «Правомерное поведение, правонарушение, юридическая ответственность»

Этап обучения по данной теме: основной

Тип занятия: Комбинированное занятие

Вид занятия: Формирования понятия и обучения по алгоритму

Основные понятияправомерное поведение, правонарушение, состав правонарушения; юридическая ответственность.

Приемы: работа с нормативно- правовыми актами и их комментарии,

Методы обучения: Поисковые

Форма работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Дидактическая цель занятия: создать условия для осмысления новой учебной информации, применение ранее полученных компетентных знаний в знакомой и новой учебной ситуации, возможности для соотнесения обучающимися ранее полученных знаний с приобретенными на уроке.

Задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить студентов с сущностью правомерного поведения и его видами.

  2. Раскрыть и углубить представление обучающихся о правонарушении как юридическом понятии, о составе и видах правонарушений.

  3. Познакомить обучающихся с особенностями юридической ответственности.

  4. Способствовать формированию знаний, формированию алгоритма действий в жизненных ситуациях в системе российского права:

Воспитательные цели:

  1. Продолжать воспитание правовой культуры.

  2. Стимулировать потребности в формировании ответственности, коллективизма, социальной коммуникации.

  3. Показать актуальность изучаемого материала в вопросах изучения как дисциплины “Права ”, так и других юридических дисциплин, значимость темы в вопросах воспитания личности и гражданина.

  4. Способствовать формированию умения работать в команде, командного духа, чувства ответственности за свои действия.


Развивающие цели:

  1. Развивать умение определять состав правонарушений при разрешении конкретной жизненной ситуации, работать в группе, анализировать источники, интерпретировать события.

  2. Выявить причинно-следственную связь между структурными элементами изучаемого материала и конечным результатом.

  3. Сохранение познавательного интереса к изучаемой дисциплине.

  4. Способствовать дальнейшему развитию интеллектуальных умений и навыков у студентов, умению обобщать, делать логические выводы.

  5. Развивать мышление, внимание творческие способности.

  6. Способствовать овладению рациональными методами познания изучаемого материала.

  7. Активизировать творческую работу студентов.


Материально-техническое оснащение занятия:

Оборудование кабинета «ПОПД, права и страхового право»

  1. Наглядные пособия: презентация, конспект лекций.

  2. Раздаточный материал:  схемы по теме “Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность”, правовые задачи, тетради обучающихся,  ручки.

  3. Технические средства обучения: ПК, мультимедийный проектор, экран.

Основные источники информации:

Литература для преподавателей:


Основная:

  1. Смоленский М.Б. Теория государства и права. Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования – М., 2005.

  2. Клименко А.В., Румынина В.В. Теория государства и права: Рабочая тетрадь для студентов учреждений среднего профессионального образования. – М., 2002.

  3. Румынина В.В., Клименко А.В. Теория государства и права: Методическое пособие. – М., 2002.

Дополнительная:

  1. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник. – М., 1999.

  2. Малько А.В. Теория государства и права: Учебное пособие. – М., 2000.

  3. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. – М., 2001.

  4. Назаренко Г.В. Теория государства и права: учебное пособие . – М., 2001.

  5. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. – М., 1995.

  6. Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник. – М., 2001.

Литература для обучающихся:

  1. Румынина В.В. «Основы права»: Учебник для студентов учреждений сред. проф. образования. М:ФОРУМ: ИНФРА-М,

  2. Смоленский М.Б. Теория государства и права. Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования – М., 2005.

  3. Клименко А.В., Румынина В.В. Теория государства и права: Рабочая тетрадь для студентов учреждений среднего профессионального образования. – М., 2002.


ХОД ЗАНЯТИЯ


№№
п/п

Наименование этапов и его структурных элементов

Норма времени

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Предполагаемый результат

1. Мотивационно-целеполагающий этап – 5 мин.

1.

Организационный

1 мин

Проверка готовности обучающихся к занятию, подготовить и проверить ПК, раздаточный материал на рабочих столах.

Приветствие и контроль отсутствующих.

Обучающиеся готовят необходимые учебные пособия, с начала урока рассаживаются на подгруппы.

Приветствие преподавателя.


2.

Актуализация знаний

1 мин



ОК 3;6




Повторить понятия:

Преподаватель задает вопрос: что такое “ПОВЕДЕНИЕ”?

В каком случае мы говорим «правомерное поведение», какое поведение, с точки зрения права, называется неправомерным поведением?



Студентам предлагается обратиться к схеме № 1 “Виды правомерного поведения”. Анализ схемы сопровождается объяснением и комментарием.


Обучающиеся отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Обобщают ответы и делают вывод, который фиксируют в рабочих тетрадях определение – поведение. В рабочих тетрадях студенты фиксируют также определение правомерного поведения.

Обучающиеся работают со схемой № 1, обсуждают понятия.








3.

Целеполагание + мотивация

1,5 мин





Мотивация – сформировать понятие правонарушения.


Проблемная ситуация – казус.

Студент колледжа Васильев, используя малозначительный повод, завязал драку в коридоре колледжа, в ходе которой было разбито большое стекло, и один из его однокурсников поранил лицо осколками стекла

Вопрос:

-Какое поведение, с точки зрения права, совершил Васильев?

-Как по-другому можно назвать неправомерное поведение Васильева?

-Что грозит Васильеву за несоблюдение норм права?

Студенты отвечают на вопросы.

  • восприятие и осмысление информации;

  • высказывание своего мнения

  • восприятие и осмысление информации




ОК 2; 6


ОК 2; 6

4.

Постановка цели урока

1,5 мин

-Спектр правонарушений очень велик: от нарушений правил дорожного движения до причинения вреда жизни и здоровью человека. Но самое незначительное и самое опасное нарушения имеют общие черты.

- Как Вы, думаете, о чем сегодня на занятии пойдет речь?

- с какой целью нам необходимо изучить такие понятия как правомерное поведение, правонарушение, юридическая ответственность?

- Озвучивает цель и задачи сказанные обучающимися.

Обучающиеся формируют самостоятельно цель урока:

- что такое правонарушение, признаки правонарушения?

-Что такое состав правонарушения и его элементы?

-какие существуют виды правонарушений?

-что такое юридическая ответственность?

Высказывание своих предположений.

Фактически расписываются этапы занятия.

















ОК 2; 6


ОК 2; 6

2. Деятельностный этап – 75 мин.

1.

Изучение нового материала




ОК 3; 6


А) Раскрыть понятие и признаки правонарушения

10 мин

Преподаватель дает понятие определения - правонарушения.



Обсуждение схемы: № 2 «Признаки правонарушения»

Закрепление понятий: правонарушение, его признаки.


Фиксация отличия правонарушения от аморального проступка.

Обращает внимание студентов на отличие правонарушения от аморального проступка.

В рабочих тетрадях студенты фиксируют определение правонарушения.


Работа со схемой № 2 «Признаки правонарушений».

Обсуждение понятий.



Обучающиеся в каждой группе приводят пример отличия аморального проступка от правонарушения. Ответы предоставляют другим группам.

Эксперт заполняет оценочный лист по каждому участнику группы.



Б) Состав и виды правонарушения

10 мин

На данном этапе деятельность преподавателя сводится к следующему:

Преподавателем дается характеристика состава правонарушения, отслеживание и конспектирование теоретического материала студентами.

Ввиду большого объема схемы № 3 “Состав правонарушения”, а также её значимости для изучения данной темы преподаватель выдает готовые схемы для последующего вклеивания в тетрадь.

Анализ схемы сопровождается объяснением и комментарием.

Студенты в качестве наглядного пособия используют раздаточный материал и презентацию.







Обучающиеся вклеивают в тетрадь готовые схемы № 3 «Состав правонарушения»



В) Выявить виды правонарушений, раскрыть

различия между проступком и преступлением.

10 мин

Преподаватель излагает материал и комментирует схему № 4 «Виды правонарушений

студенты составляют в рабочих тетрадях схему № 4 “Виды правонарушений”.

ОК 3; 6




первичное закрепление







2.

А) Раскрыть и рассмотреть признаки правонарушения


15 мин

А) На основе нормативно-правовых актов ставит перед студентами задачу: «Раскрыть и рассмотреть признаки правонарушения?»

























Вопрос для 1 группы:

-Прочитать ч. 1 ст. 12.8 "К РФ об АП " и определить данное правонарушение совершенно действием (активное поведение) или бездействием (пассивное поведение)?

-Как называется правонарушение, предусмотренное ст. 157 УК РФ?

-В форме действия или бездействия совершенно правонарушение?

Вопрос для 2 группы:

-Прочитать ч. 1 ст. 158 УК РФ, ч. 1 ст. 12.26 РФ об АП

-Определить какую опасность (вредность) для общества представляют эти правонарушения.

Вопрос для 3 группы.

-Прочитать задачу № 1

-Прочитать ст. 475 ГК РФ

-Соответствуют ли действия  продавца требованиям закона (нормам права)?

-Назвать признак правонарушения.

Вопросы для 4 группы.

-Прочитать задачу № 2

-Как можно расценить деяние Петрова. Было ли оно совершенно по неосторожности или с умыслом?

-Прочитать задачу № 3

-Как можно расценить деяния этого человека?

-Была ли у этого человека цель (умысел) помешать движению?

-Как вы считаете, виновны ли эти лица в совершении правонарушений?



Работа с нормативно-правовыми актами:

"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ;

"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ; "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" части: 1 и 2;



1 группа - анализирует ч. 1 ст. 12.8 КРФобАП, ч. ст. 157 УК РФ - называет 1 признак правонарушения.








3 группа

-Анализирует ситуацию (задача №1), ст. 475 ГК

_Называют 3 признак правонарушения.











2 группа - анализирует ч. 1 ст. 158 УК РФ, ч. 1 ст. 12.26 КРФ об АП - называют 2 признак правонарушения.



3 группа - анализирует ситуацию (задача № 1), ст. 475 ГК РФ - называют 3 признак правонарушения.





4 группа - анализируют задачи № 2, № 3.

-называют 4 признак правонарушения.

ОК 3;6


























Б) Определить виды правонарушений, раскрыть различия между проступком и преступлением.


10 мин

Мы выяснили признаки правонарушений и сделали одновременно вывод, что правонарушения бывают разные: незначительные и опасные. Кроме того и общественные отношения, которые они нарушают, тоже бывают разные.

Посмотрите на схему «Виды правонарушений»

Беседа:

-Какие бывают виды правонарушений?

Вопросы для 1 группы

-Найдите статьи, которые относятся к самым опасным видам правонарушений?

-Как называются эти правонарушения?

Вопросы для 2 группы

-Найдите статьи, которые можно отнести к проступкам, связанными с хозяйственной, экономической жизнью?

-Как называются эти проступки?

Вопросы для 3 группы

-Найдите статьи, которые можно отнести к проступкам, которые не имеют большой общественной опасности и, очень похожие на преступления.

-Как называются эти проступки?

Вопросы для 4 группы:

-Найдите статьи, которые можно отнести к проступкам, которые связаны с нарушениями трудовой, учебной, воинской дисциплины?

-Как называются эти проступки?









Работа со схемой






Работа с нормативно-правовыми актами:

"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ; "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ; "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ; "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" части: 1 и 2;

Дают определение понятиям преступление, проступки, гражданские проступки, административные проступки, дисциплинарные проступки.





Отвечают на вопросы. Выписывают номера статей.





В) Сформулировать понятие юридическая ответственность.



5 мин


Незнание закона не освобождает от ответственности.

-С какого возраста гражданин РФ понесет наказание за совершение административного проступка?

-С какого возраста за совершение преступления?

-Работа с понятием юридическая ответственность.

-Работа со схемой № 5 «Виды юридической ответственности»

Беседа:

-Какой вид юридической ответственности влечет за собой совершение административного проступка?

-Какой вид юридической ответственности наступает за совершение гражданского деликта (проступка)?

-Какой вид юридической ответственности накладывается за совершение дисциплинарного проступка?

-Какой вид юридической ответственности применяется за нанесение материального ущерба работником?

-Какой вид юридической ответственности применяется за самое опасное деяние-преступление?

 -Какие наказания предусмотрены за разные виды  правонарушений.


Анализ   ст. 2.3 КРФ об АП, анализ ст. 20 УК

Работа с понятиями:

Юридическая ответственность, уголовная ответственность, административная ответственность, гражданская ответственность, материальная финансовая ответственность, дисциплинарная ответственность.

Отвечают на вопросы.

Работа с нормативно-правовыми актами: - работа с текстом:

группа 1 - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ – ст. 3.2 группа 2 -"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ"- ст. 44;

группа 3- "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ, ст. 192; ст. 238

группа 4 "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ-12)- ст. 12.



3.

Закрепление знаний

Диагностика результатов учащихся.

10 мин

Двухуровневый тест

Выполнение тестовых заданий.


ОК 2;6

4.

Самостоятельная работа студента:

5 мин

Домашнее задание: Румынина В.В. М.Б. «Основы права»- учебник для студентов учреждений сред. проф. образования. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. - 256 с. –

Провести анализ структуры правонарушений:

Ситуация № 1 и ситуация № 2

ЗАДАНИЕ: проанализируйте все элементы состава правонарушения, квалифицирующие признаки, дайте квалификацию содеянного.

Приведите пример правонарушения с подробным анализом всех составляющих его элементов.

Обучающиеся записывают домашнее задание в тетради.






Задание выполняется письменно в тетради.



3. Рефлексивно-оценочный этап – 10 мин.

1

Подведение итогов

5 мин

Анализ деятельности обучающихся

Анализируют собственную деятельность


2

Выставление оценок

2 мин

Преподаватель руководит выставлением оценок

Эксперт оценивает деятельность каждого студента


3

Рефлексия

3 мин

  • Тема урока объяснена понятно

  • Тема урока не интересна

  • Испытал некоторые трудности

Самооценка

ОК 3;6



18


Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность
  • Обществознание
Описание:

Занятие подготовлено для студентов первых курсов колледжа по учебной дисциплине "Право". Дидактическая цель занятия: создать условия для осмысления новой учебной информации, применение ранее полученных компетентных знаний в знакомой и новой учебной ситуации, возможности для соотнесения обучающимися ранее полученных знаний с приобретенными на уроке.

Автор Баязова Анжелика Петровна
Дата добавления 26.10.2015
Раздел Обществознание
Подраздел Конспекты
Просмотров 566
Номер материала MA-061690
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓