Инфоурок Обществознание КонспектыПравомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность

Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность

Скачать материал

Коми Республикаса йöзöс велöдан министерство

«Сыктывкарса сервис да связь колледж»

уджсикасӧ велӧдан канму учреждение

 

Министерство образования Республики Коми

государственное профессиональное образовательное учреждение

«Сыктывкарский колледж сервиса и связи»

(ГПОУ «СКСиС»)

 

 

Наименование учебной дисциплины «Право»

План – конспект занятия

Тема «Правомерное поведение, правонарушение, юридическая ответственность»

 

Автор: Баязова А.П.,

преподаватель права ГПОУ «СКСиС»

 

Сыктывкар, 2014

 

 

ОДОБРЕН

 

Предметно-цикловой комиссией гуманитарных и естественнонаучных дисциплин

Протокол заседания цикловой комиссии

 

От « ­­___» ____________ 20___г.   № __

 

Председатель предметно-цикловой комиссии

 

______________Н.В.Остапов

 

 

 

Разработчик:

Баязова Анжелика Петровна.

 

 

 

 

План – конспект занятия.

Группы: СД -1-04; СВ-1-04; П-1-36;

Наименование учебной дисциплины: «Право»

 

Тема занятия: «Правомерное поведение, правонарушение, юридическая ответственность»

Этап обучения по данной теме: основной

Тип занятия: Комбинированное занятие

Вид занятия: Формирования понятия и обучения по алгоритму

Основные понятия: правомерное поведение, правонарушение, состав правонарушения; юридическая ответственность.

Приемы: работа с нормативно- правовыми актами и их комментарии,

Методы обучения: Поисковые

Форма работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Дидактическая цель занятия: создать условия для осмысления новой учебной информации, применение ранее полученных компетентных знаний в знакомой и новой учебной ситуации, возможности для соотнесения обучающимися ранее полученных знаний с приобретенными на уроке.

Задачи:

Образовательные:

1.                 Познакомить студентов с сущностью правомерного поведения и его видами.

2.                 Раскрыть и углубить представление обучающихся о правонарушении как юридическом понятии, о составе и видах правонарушений.

3.                 Познакомить обучающихся с  особенностями юридической ответственности.

4.                 Способствовать формированию знаний, формированию алгоритма действий в жизненных ситуациях в системе российского права:

Воспитательные цели:                              

1.     Продолжать воспитание правовой культуры.

2.     Стимулировать потребности в формировании ответственности, коллективизма, социальной коммуникации.

3.     Показать актуальность изучаемого материала в вопросах изучения как дисциплины “Права ”, так и других юридических дисциплин, значимость темы в вопросах воспитания личности и гражданина.

4.     Способствовать формированию умения работать в команде, командного духа, чувства ответственности за свои действия.

 

Развивающие цели:

1.     Развивать умение определять состав правонарушений при разрешении конкретной жизненной ситуации, работать в группе, анализировать источники, интерпретировать события.

2.     Выявить причинно-следственную связь между структурными элементами изучаемого материала и конечным результатом.

3.     Сохранение познавательного интереса к изучаемой дисциплине.

4.     Способствовать дальнейшему развитию интеллектуальных умений и навыков у студентов, умению обобщать, делать логические выводы.

5.     Развивать мышление, внимание творческие способности.

6.     Способствовать овладению рациональными методами познания изучаемого материала.

7.     Активизировать творческую работу студентов.

 

Материально-техническое оснащение занятия:

Оборудование кабинета «ПОПД, права и страхового право»

1.                 Наглядные пособия: презентация, конспект лекций.

2.                 Раздаточный материал:  схемы по теме “Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность”, правовые задачи, тетради обучающихся,  ручки.

3.                 Технические средства обучения: ПК, мультимедийный проектор, экран.

Основные источники информации:

Литература для преподавателей:

 

Основная:

1.                 Смоленский М.Б. Теория государства и права. Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования – М., 2005.

2.                 Клименко А.В., Румынина В.В. Теория государства и права: Рабочая тетрадь для студентов учреждений среднего профессионального образования. – М., 2002.

3.                 Румынина В.В., Клименко А.В. Теория государства и права: Методическое пособие. – М., 2002.

Дополнительная:

1.                 Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник. – М., 1999.

2.                 Малько А.В. Теория государства и права: Учебное пособие. – М., 2000.

3.                 Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. – М., 2001.

4.                 Назаренко Г.В. Теория государства и права: учебное пособие . – М., 2001.

5.                 Спиридонов Л.И. Теория государства и права. – М., 1995.

6.                 Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник. – М., 2001.

Литература для обучающихся:

1.                 Румынина В.В. «Основы права»: Учебник для студентов учреждений сред. проф. образования. М:ФОРУМ: ИНФРА-М,

2.                 Смоленский М.Б. Теория государства и права. Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования – М., 2005.

3.                 Клименко А.В., Румынина В.В. Теория государства и права: Рабочая тетрадь для студентов учреждений среднего профессионального образования. – М., 2002.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

 

№№
п/п

Наименование этапов и его структурных элементов

Норма времени

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Предполагаемый результат

1. Мотивационно-целеполагающий этап – 5 мин.

1.

 Организационный

1 мин

Проверка готовности обучающихся к занятию, подготовить и проверить ПК, раздаточный материал на рабочих столах.

Приветствие и контроль отсутствующих.

Обучающиеся готовят необходимые учебные пособия, с начала урока рассаживаются на подгруппы.

Приветствие преподавателя.

 

2.

Актуализация знаний

1 мин

 

 

ОК 3;6

 

 

 

Повторить понятия:

Преподаватель задает вопрос: что такое “ПОВЕДЕНИЕ”?

В каком случае мы говорим «правомерное поведение», какое поведение, с точки зрения права, называется неправомерным поведением?

 

 

Студентам предлагается обратиться к схеме № 1 “Виды правомерного поведения”. Анализ схемы сопровождается объяснением и комментарием.

 

Обучающиеся отвечают на вопросы,  высказывают свое мнение. Обобщают ответы и делают вывод, который фиксируют в рабочих тетрадях определение – поведение. В рабочих тетрадях студенты фиксируют также определение правомерного поведения.

Обучающиеся работают со схемой № 1, обсуждают понятия.

 

 

 

 

 

 

 

3.

Целеполагание + мотивация

1,5 мин

 

 

 

 

Мотивация – сформировать понятие правонарушения.

 

Проблемная ситуация – казус.

Студент колледжа Васильев, используя малозначительный повод, завязал драку в коридоре колледжа, в ходе которой было разбито большое стекло, и один из его однокурсников поранил лицо осколками стекла

Вопрос:

-Какое поведение, с точки зрения права, совершил Васильев?

-Как по-другому можно назвать   неправомерное поведение Васильева?

-Что грозит Васильеву за несоблюдение норм права?

Студенты отвечают на вопросы.

·  восприятие и осмысление информации;

·  высказывание своего мнения

·  восприятие и осмысление информации

 

 

 

ОК 2; 6

 

ОК 2; 6

4.

Постановка цели урока

1,5 мин

-Спектр правонарушений очень велик: от нарушений правил дорожного движения до причинения вреда жизни и здоровью человека. Но самое незначительное и самое опасное нарушения имеют общие черты.

- Как Вы, думаете, о чем сегодня на занятии пойдет речь?

- с какой целью нам необходимо изучить такие понятия как правомерное поведение, правонарушение, юридическая ответственность?

- Озвучивает цель и задачи сказанные обучающимися.

Обучающиеся формируют самостоятельно цель урока:

- что такое правонарушение, признаки правонарушения?

-Что такое состав правонарушения и его элементы?

 -какие существуют виды правонарушений?

-что такое юридическая ответственность?

Высказывание своих предположений.

Фактически расписываются этапы занятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОК 2; 6

 

ОК 2; 6

2. Деятельностный этап – 75 мин.

1.

Изучение нового материала

 

 

 

ОК 3; 6

 

А) Раскрыть понятие и признаки правонарушения

10 мин

Преподаватель дает понятие определения - правонарушения.

 

 

Обсуждение схемы: № 2 «Признаки правонарушения»

Закрепление понятий: правонарушение, его признаки.

 

Фиксация отличия правонарушения от аморального проступка.

Обращает внимание студентов на отличие правонарушения от аморального проступка.

В рабочих тетрадях студенты фиксируют определение правонарушения.

 

Работа со схемой № 2 «Признаки правонарушений».

Обсуждение понятий.

 

 

Обучающиеся в каждой группе приводят пример отличия аморального проступка от правонарушения. Ответы предоставляют другим группам.

Эксперт заполняет оценочный лист по каждому участнику группы.

 

 

Б) Состав и виды правонарушения

10 мин

На данном этапе деятельность преподавателя сводится к следующему:

Преподавателем дается характеристика состава правонарушения, отслеживание и конспектирование теоретического материала студентами.

Ввиду большого объема схемы № 3 “Состав правонарушения”, а также её значимости для изучения данной темы преподаватель выдает готовые схемы для последующего вклеивания в тетрадь.

Анализ схемы сопровождается объяснением и комментарием.

Студенты в качестве наглядного пособия используют раздаточный материал и презентацию.

 

 

 

 

 

 

Обучающиеся вклеивают в тетрадь готовые схемы № 3 «Состав   правонарушения»

 

 

В) Выявить виды правонарушений, раскрыть

различия между проступком и преступлением.

10 мин

Преподаватель излагает материал и комментирует схему № 4 «Виды правонарушений

студенты составляют в рабочих тетрадях схему № 4 “Виды правонарушений”.

ОК 3; 6

 

 

 

 

первичное закрепление

 

 

 

 

 

 

2.

А) Раскрыть и рассмотреть признаки правонарушения

 

15 мин

А) На основе  нормативно-правовых актов ставит перед студентами задачу:  «Раскрыть и рассмотреть признаки правонарушения?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос для 1 группы:

-Прочитать ч. 1 ст. 12.8 "К РФ об АП " и определить данное правонарушение совершенно действием (активное поведение) или бездействием (пассивное поведение)?

-Как называется правонарушение, предусмотренное ст. 157 УК РФ?

-В форме действия или бездействия совершенно правонарушение?

Вопрос для 2 группы:

-Прочитать  ч. 1 ст. 158 УК РФ,  ч. 1 ст. 12.26 РФ об АП

-Определить какую опасность (вредность) для общества представляют эти правонарушения.

Вопрос для 3 группы.

-Прочитать задачу № 1

-Прочитать ст. 475 ГК РФ

-Соответствуют ли действия  продавца требованиям закона (нормам права)?

-Назвать признак правонарушения.

Вопросы для 4 группы.

-Прочитать задачу № 2

-Как можно расценить деяние Петрова. Было ли оно совершенно по неосторожности или с умыслом?

-Прочитать задачу № 3

-Как можно расценить деяния этого человека?

-Была ли у этого человека цель (умысел) помешать движению?

-Как вы считаете, виновны ли эти лица в совершении правонарушений?

 

 

Работа с нормативно-правовыми актами:

 "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ;

"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ; "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" части: 1 и 2;

 

 

1 группа - анализирует  ч. 1 ст. 12.8 КРФобАП, ч. ст. 157 УК РФ - называет 1 признак правонарушения.

 

 

 

 

 

 

 

3 группа

-Анализирует ситуацию (задача №1), ст. 475 ГК

_Называют 3 признак правонарушения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 группа - анализирует ч. 1 ст. 158 УК РФ, ч. 1 ст. 12.26 КРФ об АП - называют 2 признак правонарушения.

 

 

3 группа - анализирует ситуацию (задача № 1), ст. 475 ГК РФ - называют 3 признак правонарушения.

 

 

 

 

4 группа - анализируют задачи № 2, № 3.

-называют 4 признак правонарушения.

ОК 3;6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б) Определить виды правонарушений, раскрыть различия между проступком и преступлением.

 

10 мин

Мы выяснили признаки правонарушений и сделали одновременно вывод, что правонарушения бывают разные: незначительные и опасные. Кроме того и общественные отношения, которые они нарушают, тоже бывают разные.

Посмотрите на схему «Виды правонарушений»

Беседа:

-Какие бывают виды правонарушений?

Вопросы для 1 группы

-Найдите статьи, которые относятся к самым опасным видам правонарушений?

-Как называются эти правонарушения?

Вопросы для 2 группы

-Найдите статьи, которые можно отнести к  проступкам, связанными с хозяйственной, экономической жизнью?

-Как называются эти проступки?

Вопросы для 3 группы

-Найдите статьи, которые можно отнести  к проступкам, которые не имеют большой общественной опасности и, очень похожие на преступления.

-Как называются эти проступки?

Вопросы для 4 группы:

-Найдите статьи, которые можно отнести к проступкам, которые связаны с нарушениями трудовой, учебной, воинской дисциплины?

-Как называются эти проступки?

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа со схемой

 

 

 

 

 

Работа с нормативно-правовыми актами:

 "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ; "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ; "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ; "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" части: 1 и 2;

Дают определение понятиям преступление, проступки, гражданские проступки, административные проступки, дисциплинарные проступки.

 

 

 

 

Отвечают на вопросы. Выписывают номера статей.

 

 

 

 

В) Сформулировать понятие юридическая ответственность.

 

 

5 мин

 

Незнание закона не освобождает от ответственности.

-С какого возраста гражданин РФ  понесет наказание за совершение административного проступка?

-С какого возраста за совершение преступления?

-Работа с понятием юридическая ответственность.

-Работа со схемой № 5 «Виды юридической ответственности»

Беседа:

-Какой вид юридической ответственности влечет за собой совершение административного  проступка?

-Какой вид юридической ответственности наступает за совершение гражданского деликта (проступка)?

-Какой вид юридической ответственности накладывается за совершение дисциплинарного проступка?

-Какой вид юридической ответственности применяется за нанесение материального ущерба работником?

-Какой вид юридической ответственности применяется за самое опасное деяние-преступление?

 -Какие наказания предусмотрены за разные виды  правонарушений.

 

Анализ   ст. 2.3 КРФ об АП, анализ ст. 20 УК

Работа с понятиями:

Юридическая ответственность, уголовная ответственность, административная ответственность, гражданская ответственность, материальная финансовая ответственность, дисциплинарная ответственность.

Отвечают на вопросы.

Работа с нормативно-правовыми актами: - работа с текстом:

группа 1 - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ – ст. 3.2  группа 2 -"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ"- ст. 44;

группа 3- "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ, ст. 192; ст. 238

группа 4 "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ-12)- ст. 12.

 

 

3.

Закрепление знаний

Диагностика результатов учащихся.

10 мин

Двухуровневый тест

Выполнение тестовых заданий.

 

ОК 2;6

4.

Самостоятельная работа студента:

5 мин

Домашнее задание: Румынина В.В. М.Б. «Основы права»- учебник для студентов учреждений сред. проф. образования. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. - 256 с. –

Провести анализ структуры правонарушений:

Ситуация № 1 и ситуация № 2

ЗАДАНИЕ: проанализируйте все элементы состава правонарушения, квалифицирующие признаки, дайте квалификацию содеянного.

Приведите пример правонарушения с подробным анализом всех составляющих его элементов.

Обучающиеся записывают домашнее задание в тетради.

 

 

 

 

 

 

Задание выполняется письменно в тетради.

 

 

3. Рефлексивно-оценочный этап – 10 мин.

1

Подведение итогов

5 мин

Анализ деятельности обучающихся

Анализируют собственную деятельность

 

2

Выставление оценок

2 мин

Преподаватель руководит выставлением оценок

Эксперт оценивает деятельность каждого студента

 

3

Рефлексия

3 мин

·   Тема урока объяснена понятно

·   Тема урока не интересна

·   Испытал некоторые трудности

Самооценка

ОК 3;6

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Художественный руководитель

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Занятие подготовлено для студентов первых курсов колледжа по учебной дисциплине "Право". Дидактическая цель занятия: создать условия для осмысления новой учебной информации, применение ранее полученных компетентных знаний в знакомой и новой учебной ситуации, возможности для соотнесения обучающимися ранее полученных знаний с приобретенными на уроке.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 436 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 02.02.2020 370
    • DOCX 150 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Нижельская Галина Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Нижельская Галина Анатольевна
    Нижельская Галина Анатольевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 73026
    • Всего материалов: 231

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к ЕГЭ по обществознанию в разделе «Право»

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 15 регионов
  • Этот курс уже прошли 92 человека

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "История и обществознание")

Учитель истории и обществознания

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 42 человека из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 53 человека

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по обществознанию в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 132 человека из 46 регионов
  • Этот курс уже прошли 865 человек

Мини-курс

Эффективное управление запасами

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные направления в архитектуре

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы теоретической механики

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе