Правила профессионального
такта в работе с родителями учащихся
В беседе с родителями учащихся
1. Терапевтический момент: учтиво поздороваться, поинтересоваться, как
идет жизнь в семье, все ли здоровы. От этого в значительной мере зависит
содержание предстоящей беседы. Если учитель узнает, что в семье горе или
серьезные неприятности, то он не станет
говорить о негативных сторонах школьной жизни ребенка, предъявлять
претензии родителям. Все это можно сказать при следующей встрече.
2. Начать разговор о ребенке обязательно с
хорошего. Уметь увидеть положительные стороны в характере и поведении даже
самого «трудного» ученика. Только такое начало беседы
может обеспечить ее продуктивный характер и положительный результат. Иметь в
виду, что поток исключительно негативной информации о ребенке естественно
вызывает у родителей неприязнь к собеседнику, гнев и обиду на школу.
3 Терпеливо выслушать родителей. Особое
внимание обратить на то положительное, что они рассказывают о ребенке и что не известно учителям. Ни в
коем случае не прерывать рассказ родителей репликами
типа: «Я тороплюсь», «Мне некогда» или «Да перестаньте защищать своего сына».
Помнить, что именно мать и отец в первую
очередь должны защищать своих детей, иное просто противоестественно.
Гораздо хуже, если родители не видят в своем ребенке ничего хорошего, потеряли
надежду на будущее.
4 Корректно, спокойно, без пафоса и лишних эмоций скажите о недостатках школьника, что смущает учителей в его характере и
поведении.
5
С учетом индивидуальных особенностей ученика и его родителей, их
семейно-бытовых условий выскажите свои соображения и педагогические
рекомендации по развитию школьника, преодолению негативных сторон его личности.
6. Беседа завершается терапевтическим моментом: не забудьте вежливо попрощаться, передать привет знакомым членам семьи,
наметить ориентиры следующей встречи, если она прогнозируема.
При подготовке
и проведении родительского собрания
1. Каждое родительское собрание должно иметь
конкретную тему и по своему со
держанию быть коллективной педагогической консультацией по
формированию и развитию личности детей. Не
оправдывают себя и вызывают досаду большинства родителей собрания, на
которых классные руководители говорят лишь об успеваемости и поведении каждого
ученика.
г.
Не следует превращать
родительские собрания в место «проработки» и суровой критики
матерей и отцов «трудных» учащихся. Игнорируя это положение, мы отталкиваем от
школы ту часть родителей, с которой больше всего и нужно работать.
3. Обсуждая на собраниях актуальные вопросы развития учащихся, просите
поделиться опытом семейного воспитания родителей хорошо воспитанных детей.
4.
Разнообразьте
формы проведения родительских собраний, проводите встречи со специалистами (врачами, юристами, психологами), вечера вопросов и
ответов, круглые столы с участием учителей-предметников, обзоры новой
педагогической литературы по вопросам семейного воспитания.
При посещении семьи ученика
1. Заблаговременно сообщите
родителям о времени и цели своего визита. Иначе семья может оказаться неподготовленной (беспорядок в квартире,
занятость бытовыми делами, сугубо домашняя, не для посторонних, одежда) и
будет поставлена в неловкое положение. Тогда психологический
микроклимат для общения будет неблагоприятным, откровенный душевный разговор не
получится.
2. Не ходите в
семью только с жалобой на ребенка.
3. Не навредите! Обязательно думайте о том,
что будет в семье за закрывшейся дверью после ухода учителя.
Визит оправдан лишь в том случае, если он способствует установлению в семье
добрых взаимоотношений, согласию детей и родителей, применению правильных
методов воспитания.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.