Главная / ИЗО, МХК / Правила композиции в картинах К.Малевича.

Правила композиции в картинах К.Малевича.

Правила построения композиции в картинах К.Малевича учитель изобразительного...
Цели деятельности учителя: Формировать понимание выразительных возможностей и...
Форма организации коллективной деятельности: совместно-индивидуальная Мы сег...
Малевич Казимир Северинович (1878-1935)
(1878-1935) Родился в семье выходцев из Польши Малевич закончил агрономическ...
Супрематизм был создан великими русским художником Малевичем в 1910-х годах. ...
«От кубизма к супрематизму» Сочиненный им термин восходил к латинскому корню ...
«кубофутуризм»: кубистическое изменение формы, призванное утвердить самоценно...
Важная роль в композиции отводится фону или среде, в которой происходит дейс...
Спокойная композиция Симметричная фигура – если на картине отсутствуют диагон...
Для достижения цельности композиции следует выделить центр внимания, где буде...
Уравновешивание Падающих Предметов Красный и черный – Выражают стабильность. ...
падение Композицию натюрморта или пейзажа легко представить в виде схемы, на ...
Проблемный вопрос: Так, что же хотел сказать нам великий художник, какие чув...
Композиционные правила, приемы и средства основаны на богатом опыте творческо...
Композиция — важнейший организующий компонент художественной формы, придающий...
Обратите внимание как легко и просто понять законы композиции изучив картины ...
Композиционное решение Композиционные приемы Центр (смысловой, композиционный...
Планируемые образовательные результаты: Предметные: изучат выразительные возм...
Метапредметные результаты: Коммуникативные – умение слушать и вступать в диал...
1 из 20

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Правила построения композиции в картинах К.Малевича учитель изобразительного ис
Описание слайда:

Правила построения композиции в картинах К.Малевича учитель изобразительного искусства и черчения МАОУ Одинцовской лицей № 6 им. А.С.Пушкина Чуркова Виктория Борисовна

№ слайда 2 Цели деятельности учителя: Формировать понимание выразительных возможностей изоб
Описание слайда:

Цели деятельности учителя: Формировать понимание выразительных возможностей изобразительного искусства в жизни человека. Умение работать с простыми геометрическими фигурами для создания композиции, совершенствовать композиционное решение в своих творческих работах; использовать соответствующие художественные приемы. Активизировать развитие творческого потенциала детей, сформировать и совершенствовать навыки совместной работы, развить потребность в эстетическом общении и интерес к изобразительной деятельности.

№ слайда 3 Форма организации коллективной деятельности: совместно-индивидуальная Мы сегодн
Описание слайда:

Форма организации коллективной деятельности: совместно-индивидуальная Мы сегодня поговорим о творчестве великого художника К.Малевича. Кто из вас видел его картины? Что вы видите в его картинах? Мы говорили, с Вами о изобразительном искусстве, как о средстве выражения своих мыслей и чувств. С появлением новых технологий, открытий в науке появилась потребность общества в новом стиле самовыражении в искусстве. Изобразительное искусство, как и наука, менялось, росло и совершенствовалось во все времена.

№ слайда 4 Малевич Казимир Северинович (1878-1935)
Описание слайда:

Малевич Казимир Северинович (1878-1935)

№ слайда 5 (1878-1935) Родился в семье выходцев из Польши Малевич закончил агрономическое
Описание слайда:

(1878-1935) Родился в семье выходцев из Польши Малевич закончил агрономическое училище. В 1895-96 гг. занимался в Киевской рисовальной школе Н. И. Мурашко. Осенью 1905 приехал в Москву, посещал занятия в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и Строгановском училище.

№ слайда 6 Супрематизм был создан великими русским художником Малевичем в 1910-х годах. В э
Описание слайда:

Супрематизм был создан великими русским художником Малевичем в 1910-х годах. В этом стиле обычные и геометрические формы (квадрат, треугольник, круг, линия и др.) служат воплощением всех форм, которые есть в реальном мире. Супрематизм (от лат. supremus – наивысший, Супрематия – превосходство (одного цвета над другими)) - направление в абстрактной живописи.

№ слайда 7 «От кубизма к супрематизму» Сочиненный им термин восходил к латинскому корню «су
Описание слайда:

«От кубизма к супрематизму» Сочиненный им термин восходил к латинскому корню «супрем», образовавшему в родном языке художника, польском, слово «супрематия», что в переводе означало «превосходство», «главенство», «доминирование».

№ слайда 8 «кубофутуризм»: кубистическое изменение формы, призванное утвердить самоценность
Описание слайда:

«кубофутуризм»: кубистическое изменение формы, призванное утвердить самоценность и самостоятельность живописи «Точильщик (Принцип мелькания)», 1912,

№ слайда 9 Важная роль в композиции отводится фону или среде, в которой происходит действи
Описание слайда:

Важная роль в композиции отводится фону или среде, в которой происходит действие. Окружение героев имеет огромное значение для раскрытия содержания картины. В симметричной композиции все ее части уравновешены,

№ слайда 10 Спокойная композиция Симметричная фигура – если на картине отсутствуют диагональ
Описание слайда:

Спокойная композиция Симметричная фигура – если на картине отсутствуют диагональные направления; – если перед движущимся объектом нет свободного пространства – если объекты изображены в спокойных (статичных) позах, нет кульминации действия

№ слайда 11 Для достижения цельности композиции следует выделить центр внимания, где будет р
Описание слайда:

Для достижения цельности композиции следует выделить центр внимания, где будет расположено главное, отказаться от второстепенных деталей. Композиционной цельности можно добиться, если объединить светом, тоном или колоритом все части произведения. Приглушить отвлекающие от главного контрасты.

№ слайда 12 Уравновешивание Падающих Предметов Красный и черный – Выражают стабильность. аси
Описание слайда:

Уравновешивание Падающих Предметов Красный и черный – Выражают стабильность. асимметричная композиция может быть уравновешенной и неуравновешенной.

№ слайда 13 падение Композицию натюрморта или пейзажа легко представить в виде схемы, на кот
Описание слайда:

падение Композицию натюрморта или пейзажа легко представить в виде схемы, на которой ясно видно, симметрично или асимметрично построена композиция.

№ слайда 14 Проблемный вопрос: Так, что же хотел сказать нам великий художник, какие чувств
Описание слайда:

Проблемный вопрос: Так, что же хотел сказать нам великий художник, какие чувства выразить, какими идеями поделиться?

№ слайда 15 Композиционные правила, приемы и средства основаны на богатом опыте творческого
Описание слайда:

Композиционные правила, приемы и средства основаны на богатом опыте творческого мастерства художников многих поколений, но техника композиции не стоит на месте, а постоянно развивается, обогащаясь творческой практикой новых художников. Какие-то приемы композиции становятся классическими, и на смену им приходят новые, так как жизнь выдвигает новые задачи перед искусством.

№ слайда 16 Композиция — важнейший организующий компонент художественной формы, придающий пр
Описание слайда:

Композиция — важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника. Композиционное решение в изобразительном искусстве связано с распределением предметов и фигур в пространстве, установлением соотношения объёмов, света и тени, пятен цвета .

№ слайда 17 Обратите внимание как легко и просто понять законы композиции изучив картины вел
Описание слайда:

Обратите внимание как легко и просто понять законы композиции изучив картины великого художника Казимира Севериновича Малевича. Знание закономерностей композиции поможет вам сделать свои рисунки более выразительными, но это знание вовсе не самоцель, а лишь средство, помогающее достигнуть успеха. Средства композиции включают: формат, пространство, композиционный центр, равновесие, ритм, контраст, светотень, цвет, декоративность, движение и неподвижность, симметрию и асимметрию, открытость и замкнутость, целостность.

№ слайда 18 Композиционное решение Композиционные приемы Центр (смысловой, композиционный);
Описание слайда:

Композиционное решение Композиционные приемы Центр (смысловой, композиционный); ритм; движение; симметрия ассиметрия. Законы композиции Закон целостности; закон жизненности; закон контрастов; закон подчинённости; закон воздействия

№ слайда 19 Планируемые образовательные результаты: Предметные: изучат выразительные возможн
Описание слайда:

Планируемые образовательные результаты: Предметные: изучат выразительные возможности композиционного изображения; изучат историю создания современного искусства, формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное и безобразное; активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу обучения. Метапредметные: научатся определять цель, проблему в учебной деятельности; самостоятельно искать способы работы с композицией; понимать учебную задачу урока; задавать вопросы для уточнения учебной деятельности; Личностные: понимают значение своего вклада в общую работу; учатся критически оценивать свою деятельность и своих товарищей.

№ слайда 20 Метапредметные результаты: Коммуникативные – умение слушать и вступать в диалог,
Описание слайда:

Метапредметные результаты: Коммуникативные – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективной работе ответственно относиться к своему участку работы, работать на общий успех; Регулятивные – постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; внесение необходимых дополнений в план и способ действия. Познавательные – получение опыта переживания и позитивного отношения к знанию как общественной ценности.

Правила композиции в картинах К.Малевича.
  • ИЗО, МХК
Описание:

Автор урока: Чуркова Виктория Борисовна

Предмет.    Изобразительное искусство и черчение.

5 класс

Форма организации обучения: коллективно-групповая, комбинированная.

Тема урока:  Правила композиции в картинах К.Малевича.

Демонстрационный материал и оборудование: компьютер, видеоматериал,

музыкальное оформление, репродукции картин, мультимедийная - презентация. Для ученика: бумага цветная, ватман, карандаши простые, гуашь.

 

План урока.

I. Орг. момент. 2 мин.

II.Сообщение темы и цели урока.

     Вступительное слово учителя. 5 мин.

III.Основная часть.

      Показ слайдов. 5 мин.    

IV. Практическая работа.

     Карточки с заданиями. 15мин.

     Физкультминутка 3 мин.

 V. Заключение.

     Домашнее задание.5мин.

     Проверка работ-выставка.10 мин.

 

Ц е л ь:

 Формировать понимание выразительных возможностей изобразительного искусства в жизни человека. Умение работать с простыми геометрическими фигурами для создания композиции, совершенствовать композиционное решение в своих творческих работах; использовать соответствующие художественные приемы.

 Активизировать развитие творческого потенциала детей, сформировать и совершенствовать навыки совместной работы, развить потребность в эстетическом общении и интерес к изобразительной деятельности.

Задачи:

Активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу обучения.

Воспитывать пони­мание и значения изобразительного искусства в жизни человека.

Развитие эмоционального, эстетического и логического восприятия окружающего мира.

     Предметные: изучат выразительные возможности композиции, историю создания современного искусства на примерах картин К. Малевича; научатся пользоваться композиционными приемами при создании коллективной работы.

     Метапредметные: научатся определять цель, проблему в учебной деятельности; самостоятельно работать с простыми геометрическими фигурами для создания композиции, совершенствовать композиционное решение в своих работах понимать учебную задачу урока; задавать вопросы для уточнения учебной деятельности;

     Личностные: понимают значение своего вклада в общую работу; учатся критически оценивать свою деятельность и своих товарищей.

 

I.                 Организационный момент. (Готовность к уроку, настрой на работу. )

Здравствуйте, садитесь. Возьмите, пожалуйста листы цветной бумаги и ножницы и вырежем простые геометрические фигуры.

      Звучит музыка 20-х годов XXвека:  «Аргентинское танго»

II.  Сообщение темы и цели урока. Вступительное слово учителя

Ребята помните, мы говорили об изобразительном искусстве как о средстве выражения своих мыслей и чувств.

Сегодня я расскажу вам о творчестве великого художника К.Малевича.

Кто из вас видел его картины?

Что вы видите в его картинах?

Ученики

o   Всякая ерунда.

o   Так каждый может, какие-то квадратики и кружочки рисовать.

o   Они все падают.

Да они имеют какую-то закономерность.

Что их соединяет?

Падают, летят, взаимодействуют друг с другом, подчиняются правилам композиции.

 А, что-же это такое композиция?

Композиция — придает произведению единство и цельность. Композиционное решение в изобразительном искусстве связано с распределением предметов и фигур в пространстве, установлением соотношения объёмов, света и тени, пятен цвета.

Это то, что помогает художнику выстроить правильно рассказ в своей картине.

Слайды с картинами К.Малевича

III. Основная часть.

Изучение нового материала.

Малевич Казимир Северинович

(1878-1935) Родился в семье выходцев из Польши, был старшим среди девятерых детей. Близ Белополья Малевич закончил агрономическое училище. В 1895-96 гг. непродолжительное время занимался в Киевской рисовальной школе Н. И. Мурашко. Осенью 1905 приехал в Москву, посещал с ознакомительными целями занятия в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и Строгановском училище .

В 1917г появились новые идеи, изобретения, новая музыка и как следствие- новая живопись.

 Его живопись этих лет демонстрировала, получивший название «кубофутуризм»: кубистическое изменение формы (1923). Исполнил первые рисунки, ставших проектной стадией в возникновении пространственно-объемного супрематизма.

Футуризм - Происходит от латинского слова futurism что означает — будущее.

Кубофутуризм — (фр. Cubofuturism) — направление в русской культуре начала ХХ века, объединившее многие авангардные явления живописи и поэзии.

В изобразительном искусстве кубофутуризм возник на основе переосмысления художественных теорий сезаннизма, кубизма, футуризма и русского неопримитивизма, явив собой эклектичное явление с ярким национальным окрасом. Новая эстетика (второе название «русский кубизм»), просуществовавшая короткий временной отрезок — с 1911 по 1916 гг., послужила переходным этапом от художественных исканий начала ХХ в. К крупнейшим направлениям и подлинно оригинальным созданиям русского авангарда — супрематизму К.Малевича, конструктивизму В.Татлина и Э.Лисицкого, аналитическому искусству П.Филонова.

Супрематизм (от лат. supremus – наивысший, Супрематия – превосходство, доминирование (одного цвета над другими свойствами живописи)) - направление в абстрактной живописи. Супрематизм был создан великими русским художником Малевичем в 1910-х годах. В этом стиле обычные формы, геометрические формы (квадрат, треугольник, круг, линия и др.) служат воплощением всех форм, которые есть в реальном мире. Супрематизм явился новой вехой в развитии беспредметной живописи. В отличие от кубизма, где на составляющие геометрические формы разложены реальные вещи (примером кубизма может быть человек, который изображён при помощи нескольких треугольников или квадратов)  Это уже, что называется, полностью самостоятельный мир, даже замкнутый сам в себе и от этого продолжающий быть в гармонии.

[«Точильщик (Принцип мелькания)», 1912, и др.].

Работа над декорациями и костюмами к постановке в конце 1913 футуристической оперы «Победа над Солнцем» (текст А. Крученых, музыка М. Матюшина, пролог В. Хлебникова) впоследствии была осмыслена Малевичем как становление супрематизма.

 Повторение пройденного материала:  какие бывают геометрические фигуры, цвета (теплые, холодные, светлые, темные, контрастные), вспомните линию симметрии.

У ч и т е л ь. Помните мы говорили с вами, что нужно знать правила в искусстве, чтобы научиться общаться со зрителем и одно из важнейших правил является правила композиционного решения.

Композиция — важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника. Композиционное решение в изобразительном искусстве связано с распределением предметов и фигур в пространстве, установлением соотношения объёмов, света и тени, пятен цвета .

Слайды с правилами

Композиционные приемы

  • Центр (смысловой, композиционный);
  • ритм;
  • движение;
  • симметрия
  • асимметрия.

Законы композиции

  • Закон целостности;
  • закон жизненности;
  • закон контрастов;
  • закон подчинённости;
  • закон воздействия;

Виды композиции

  • Фронтальная — плоская (витраж, фреска, картина);
  • объёмная — (Скульптура, архитектура);
  • глубинно—пространственная — пространство формированное из пространства, предметов и расстояний между ними (архитектурный ансамбль).


Важная роль в композиции отводится фону или среде, в которой происходит действие. Окружение героев имеет огромное значение для раскрытия содержания картины. Единства впечатления, цельности композиции можно достигнуть, если найти необходимые средства для воплощения замысла, в том числе и наиболее типичный интерьер или пейзаж. Итак, цельность композиции зависит от способности художника подчинить второстепенное главному, от связей всех элементов между собой. То есть недопустимо, чтобы сразу бросалось в глаза что-то второстепенное в композиции, в то время как самое важное оставалось незамеченным. Каждая деталь должна восприниматься как необходимая, добавляющая что-то новое к развитию замысла автор.

Обратите внимание как легко и просто понять законы композиции изучив Катрины великого гения Казимира Севериновича Малевича.

 Знание закономерностей композиции поможет вам сделать свои рисунки более выразительными, но это знание вовсе не самоцель, а лишь средство, помогающее достигнуть успеха. Средства композиции включают: формат, пространство, композиционный центр, равновесие, ритм, контраст, светотень, цвет, декоративность, симметрию и асимметрию, открытость и замкнутость, целостность. Таким образом, средства композиции – это все, что необходимо для ее создания, в том числе ее приемы и правила. Они разнообразны, иначе их можно назвать средствами художественной выразительности композиции.

Изобразительное искусство относится к группе пространственных искусств в отличие от музыки и литературы, в которых основным является развитие действия во времени. Естественно, что когда мы говорим о передаче движения на плоскости, то подразумеваем его иллюзию.

Правило передачи покоя:

– если на картине отсутствуют диагональные направления;

– если перед движущимся объектом нет свободного пространства;

– если объекты изображены в спокойных (статичных) позах, нет действия;

– если композиция является симметричной, уравновешенной или образует простые геометрические схемы (треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник), то она считается спокойной.

Произведения искусства, в которых присутствует движение, характеризуют как динамичные.

Какими же еще средствами можно передать динамику сюжета? Художники знают много секретов, чтобы создать иллюзию движения объектов на картине, подчеркнуть его характер. Рассмотрим некоторые из этих средств.

 

 

 Мячик и книга: а – мячик спокойно лежит на книге,

б – медленное движение мячика, в – быстрое движение мячика, г – мячик укатился

Если немного наклонить книгу, то мячик начинает скатываться. Чем больше наклон книги, тем быстрее скользит по ней мячик, особенно быстрым становится его движение у самого края книги.

Почему же так происходит? Каждый может проделать такой несложный опыт и на его основании убедиться, что скорость движения мячика зависит от величины наклона книги. Если попытаться это изобразить, то в рисунке наклон книги является диагональю по отношению к его краям.

IV. Практическая работа.

Что же мы с вами хотим передать в наших картинах? Какие мысли, чувства, действия нас тревожат. И нам бы хотелось их выразить.

Покой, равновесие, чувство радости, застывшей вечности.

Беспокойство, падение, грусть, движение.

Ученик. Как же нам это сделать?

Вы вырезали разноцветные геометрические фигуры, а теперь расположите их на белом листе бумаги так, чтобы получилось равновесие...

(Рассказ сопровождается слайдами )

большие, темные фигуры утяжеляют форму, создавая впечатление веса, массы.
Вертикальные линии, фигуры вызывают ощущение устойчивости.
Диагональные - динамику.
Горизонтальные - покой,

 (Учитель демонстрирует слайды с движением).

Дети: Да нам хочется поймать эти мячики.

Физкультминутка

  А сейчас игра, встаньте, пожалуйста, выйдите из-за парт.

 Покажите друг другу в движении покой, равновесие, чувство радости, застывшей вечности.

Беспокойство, падение, грусть, движение.

 Какие интересные движения я увидела.

 

Вариант задания 

Карточки с заданиями, для разных групп учащихся.

Нарисовать осенний пейзаж, в помощь слайды на доске.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы:

1) контроль организации рабочего места; 2) контроль правильности выполнения приемов работы; 3) оказание помощи учащимися, испытывающим затруднения; 4) контроль объема и качества выполненной работы.

V. Заключение

Итог урока.

1. Выставка работ.

2. Заключительное слово. Повторение и закрепление материала.

У ч и т е л ь. В лучших ваших работах вы сумели выразить свое личное отношение прочувствовать материал, научиться выражать свои чувства.

Домашнее задание: повторить правила композиции и закончить рисунок.

Спасибо за внимание.

Доброго вам дня.

 

 

 

 

 

 

Литература:

http://www.edufacts.ru/lefabs-613-1.html

http://www.lengto.rupublija_vfgosmetody_obuchenija/19…240

http://www.myshared.ruslide/258256/

http://www.mazahaker-ncux.narod.rulekcii/pedagogika/18.html

Косолапова М.А., Ефанов В.И., Кормилин В.А.,Боков Л.А. 2012, ТУСУР, 2012

 

Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Наука и образование: электронное научно-техническое издание, 2011 http://technomag.edu.ru/doc/172651

Автор Чуркова Виктория Борисовна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел
Просмотров 950
Номер материала 17240
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓