Инфоурок ИЗО, МХК Другие методич. материалыПравила композиции в картинах К.Малевича.

Правила композиции в картинах К.Малевича.

Скачать материал
Скачать материал "Правила композиции в картинах К.Малевича."

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Инструктор по гимнастике

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Правила построения композиции в картинах К.Малевичаучитель изобразительного...

    1 слайд


    Правила построения композиции
    в картинах К.Малевича
    учитель изобразительного искусства и черчения
    МАОУ Одинцовской лицей № 6 им. А.С.Пушкина
    Чуркова Виктория Борисовна

  • Цели деятельности учителя:Формировать понимание выразительных возможностей из...

    2 слайд

    Цели деятельности учителя:
    Формировать понимание выразительных возможностей изобразительного искусства в жизни человека. Умение работать с простыми геометрическими фигурами для создания композиции, совершенствовать композиционное решение в своих творческих работах; использовать соответствующие художественные приемы.
    Активизировать развитие творческого потенциала детей, сформировать и совершенствовать навыки совместной работы, развить потребность в эстетическом общении и интерес к изобразительной деятельности.

  • Форма организации коллективной деятельности: совместно-индивидуальная  Мы с...

    3 слайд


    Форма организации коллективной деятельности: совместно-индивидуальная

    Мы сегодня поговорим о творчестве великого художника К.Малевича.
    Кто из вас видел его картины?
    Что вы видите в его картинах?

    Мы говорили, с Вами о изобразительном искусстве, как о средстве выражения своих мыслей и чувств.

    С появлением новых технологий, открытий в науке появилась потребность общества в новом стиле самовыражении в искусстве.
    Изобразительное искусство, как и наука, менялось, росло и совершенствовалось во все времена.

  • Малевич Казимир Северинович (1878-1935)

    4 слайд

    Малевич Казимир Северинович
    (1878-1935)

  • (1878-1935) Родился в семье выходцев из Польши 
      Малевич закончил...

    5 слайд

    (1878-1935) Родился в семье выходцев из Польши
    Малевич закончил агрономическое училище.
    В 1895-96 гг. занимался
    в Киевской рисовальной школе Н. И. Мурашко.
    Осенью 1905 приехал в Москву, посещал
    занятия в Московском училище живописи, ваяния и зодчества
    и Строгановском училище.

  • Супрематизм был создан великими русским художником Малевичем в 1910-х годах....

    6 слайд

    Супрематизм был создан великими русским художником Малевичем в 1910-х годах. В этом стиле обычные и геометрические формы (квадрат, треугольник, круг, линия и др.) служат воплощением всех форм, которые есть в реальном мире.

    Супрематизм (от лат. supremus – наивысший, Супрематия – превосходство (одного цвета над другими)) - направление в абстрактной живописи.

  • «От кубизма к супрематизму»Сочиненный им термин восходил к латинскому корню «...

    7 слайд

    «От кубизма к супрематизму»
    Сочиненный им термин восходил к латинскому корню «супрем», образовавшему в родном языке художника, польском, слово «супрематия», что в переводе означало «превосходство», «главенство», «доминирование».

  • «кубофутуризм»: кубистическое изменение формы, призванное утвердить самоценно...

    8 слайд

    «кубофутуризм»: кубистическое изменение формы, призванное утвердить самоценность и самостоятельность живописи


    «Точильщик
    (Принцип мелькания)»,
    1912,

  • Важная роль в композиции
 отводится фону или среде,
в которой происходит дей...

    9 слайд


    Важная роль в композиции
    отводится фону или среде,
    в которой происходит действие.
    Окружение героев имеет огромное значение для раскрытия содержания картины.
    В симметричной композиции
    все ее части уравновешены,

  • Спокойная
 композиция
Симметричная
 фигура– если на картине отсутствуют диаго...

    10 слайд

    Спокойная
    композиция
    Симметричная
    фигура
    – если на картине отсутствуют диагональные направления;
    – если перед движущимся объектом нет свободного пространства
    – если объекты изображены в спокойных (статичных) позах, нет кульминации действия

  • Для достижения цельности композиции следует выделить центр внимания, где буде...

    11 слайд

    Для достижения цельности композиции следует выделить центр внимания, где будет расположено главное, отказаться от второстепенных деталей. Композиционной цельности можно добиться, если объединить светом, тоном или колоритом все части произведения.
    Приглушить отвлекающие от главного контрасты.

  • Уравновешивание
Падающих 
Предметов
Красный и черный –
Выражают
стабильность....

    12 слайд

    Уравновешивание
    Падающих
    Предметов
    Красный и черный –
    Выражают
    стабильность.


    асимметричная композиция
    может быть уравновешенной
    и неуравновешенной.

  • падениеКомпозицию натюрморта или пейзажа легко представить в виде схемы, на к...

    13 слайд

    падение
    Композицию натюрморта или пейзажа легко представить в виде схемы, на которой ясно видно, симметрично или асимметрично построена композиция.

  • Проблемный вопрос:

       Так, что же хотел сказать нам великий художник,...

    14 слайд



    Проблемный вопрос:

    Так, что же хотел сказать нам великий художник,

    какие чувства выразить,

    какими идеями поделиться?

  • Композиционные правила, приемы и средства основаны на богатом опыте творческо...

    15 слайд

    Композиционные правила, приемы и средства основаны на богатом опыте творческого мастерства художников многих поколений, но техника композиции не стоит на месте, а постоянно развивается, обогащаясь творческой практикой новых художников. Какие-то приемы композиции становятся классическими, и на смену им приходят новые, так как жизнь выдвигает новые задачи перед искусством.

  • Композиция — важнейший организующий компонент художественной формы, придающий...

    16 слайд

    Композиция — важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника. Композиционное решение в изобразительном искусстве связано с распределением предметов и фигур в пространстве, установлением соотношения объёмов, света и тени, пятен цвета .

  • Обратите внимание как легко и просто понять законы композиции изучив картин...

    17 слайд

    Обратите внимание как легко и просто
    понять законы композиции
    изучив картины великого художника
    Казимира Севериновича Малевича.

    Знание закономерностей композиции поможет вам сделать свои рисунки более выразительными, но это знание вовсе не самоцель, а лишь средство, помогающее достигнуть успеха.
    Средства композиции включают: формат, пространство, композиционный центр, равновесие, ритм, контраст, светотень, цвет, декоративность, движение и неподвижность, симметрию и асимметрию, открытость и замкнутость, целостность.

  • Композиционное решениеКомпозиционные приемы
Центр (смысловой, композиционный)...

    18 слайд

    Композиционное решение
    Композиционные приемы
    Центр (смысловой, композиционный);
    ритм;
    движение;
    симметрия
    ассиметрия.

    Законы композиции
    Закон целостности;
    закон жизненности;
    закон контрастов;
    закон подчинённости;
    закон воздействия

  • Планируемые образовательные результаты:Предметные: изучат выразительные возмо...

    19 слайд

    Планируемые образовательные результаты:
    Предметные: изучат выразительные возможности композиционного изображения; изучат историю создания современного искусства, формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное и безобразное; активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу обучения.
    Метапредметные: научатся определять цель, проблему в учебной деятельности; самостоятельно искать способы работы с композицией; понимать учебную задачу урока; задавать вопросы для уточнения учебной деятельности;
    Личностные: понимают значение своего вклада в общую работу; учатся критически оценивать свою деятельность и своих товарищей.

  • Метапредметные результаты:Коммуникативные – умение слушать и вступать в диало...

    20 слайд

    Метапредметные результаты:
    Коммуникативные – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективной работе ответственно относиться к своему участку работы, работать на общий успех;
    Регулятивные – постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; внесение необходимых дополнений в план и способ действия.
    Познавательные – получение опыта переживания и позитивного отношения к знанию как общественной ценности.

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Автор урока: Чуркова Виктория Борисовна

Предмет.    Изобразительное искусство и черчение.

5 класс

Форма организации обучения: коллективно-групповая, комбинированная.

Тема урока:  Правила композиции в картинах К.Малевича.

Демонстрационный материал и оборудование: компьютер, видеоматериал,

музыкальное оформление, репродукции картин, мультимедийная - презентация. Для ученика: бумага цветная, ватман, карандаши простые, гуашь.

 

План урока.

I. Орг. момент. 2 мин.

II.Сообщение темы и цели урока.

     Вступительное слово учителя. 5 мин.

III.Основная часть.

      Показ слайдов. 5 мин.    

IV. Практическая работа.

     Карточки с заданиями. 15мин.

     Физкультминутка 3 мин.

 V. Заключение.

     Домашнее задание.5мин.

     Проверка работ-выставка.10 мин.

 

Ц е л ь:

 Формировать понимание выразительных возможностей изобразительного искусства в жизни человека. Умение работать с простыми геометрическими фигурами для создания композиции, совершенствовать композиционное решение в своих творческих работах; использовать соответствующие художественные приемы.

 Активизировать развитие творческого потенциала детей, сформировать и совершенствовать навыки совместной работы, развить потребность в эстетическом общении и интерес к изобразительной деятельности.

Задачи:

Активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу обучения.

Воспитывать пони­мание и значения изобразительного искусства в жизни человека.

Развитие эмоционального, эстетического и логического восприятия окружающего мира.

     Предметные: изучат выразительные возможности композиции, историю создания современного искусства на примерах картин К. Малевича; научатся пользоваться композиционными приемами при создании коллективной работы.

     Метапредметные: научатся определять цель, проблему в учебной деятельности; самостоятельно работать с простыми геометрическими фигурами для создания композиции, совершенствовать композиционное решение в своих работах понимать учебную задачу урока; задавать вопросы для уточнения учебной деятельности;

     Личностные: понимают значение своего вклада в общую работу; учатся критически оценивать свою деятельность и своих товарищей.

 

I.                 Организационный момент. (Готовность к уроку, настрой на работу. )

Здравствуйте, садитесь. Возьмите, пожалуйста листы цветной бумаги и ножницы и вырежем простые геометрические фигуры.

      Звучит музыка 20-х годов XXвека:  «Аргентинское танго»

II.  Сообщение темы и цели урока. Вступительное слово учителя

Ребята помните, мы говорили об изобразительном искусстве как о средстве выражения своих мыслей и чувств.

Сегодня я расскажу вам о творчестве великого художника К.Малевича.

Кто из вас видел его картины?

Что вы видите в его картинах?

Ученики

o   Всякая ерунда.

o   Так каждый может, какие-то квадратики и кружочки рисовать.

o   Они все падают.

Да они имеют какую-то закономерность.

Что их соединяет?

Падают, летят, взаимодействуют друг с другом, подчиняются правилам композиции.

 А, что-же это такое композиция?

Композиция — придает произведению единство и цельность. Композиционное решение в изобразительном искусстве связано с распределением предметов и фигур в пространстве, установлением соотношения объёмов, света и тени, пятен цвета.

Это то, что помогает художнику выстроить правильно рассказ в своей картине.

Слайды с картинами К.Малевича

III. Основная часть.

Изучение нового материала.

Малевич Казимир Северинович

(1878-1935) Родился в семье выходцев из Польши, был старшим среди девятерых детей. Близ Белополья Малевич закончил агрономическое училище. В 1895-96 гг. непродолжительное время занимался в Киевской рисовальной школе Н. И. Мурашко. Осенью 1905 приехал в Москву, посещал с ознакомительными целями занятия в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и Строгановском училище .

В 1917г появились новые идеи, изобретения, новая музыка и как следствие- новая живопись.

 Его живопись этих лет демонстрировала, получивший название «кубофутуризм»: кубистическое изменение формы (1923). Исполнил первые рисунки, ставших проектной стадией в возникновении пространственно-объемного супрематизма.

Футуризм - Происходит от латинского слова futurism что означает — будущее.

Кубофутуризм — (фр. Cubofuturism) — направление в русской культуре начала ХХ века, объединившее многие авангардные явления живописи и поэзии.

В изобразительном искусстве кубофутуризм возник на основе переосмысления художественных теорий сезаннизма, кубизма, футуризма и русского неопримитивизма, явив собой эклектичное явление с ярким национальным окрасом. Новая эстетика (второе название «русский кубизм»), просуществовавшая короткий временной отрезок — с 1911 по 1916 гг., послужила переходным этапом от художественных исканий начала ХХ в. К крупнейшим направлениям и подлинно оригинальным созданиям русского авангарда — супрематизму К.Малевича, конструктивизму В.Татлина и Э.Лисицкого, аналитическому искусству П.Филонова.

Супрематизм (от лат. supremus – наивысший, Супрематия – превосходство, доминирование (одного цвета над другими свойствами живописи)) - направление в абстрактной живописи. Супрематизм был создан великими русским художником Малевичем в 1910-х годах. В этом стиле обычные формы, геометрические формы (квадрат, треугольник, круг, линия и др.) служат воплощением всех форм, которые есть в реальном мире. Супрематизм явился новой вехой в развитии беспредметной живописи. В отличие от кубизма, где на составляющие геометрические формы разложены реальные вещи (примером кубизма может быть человек, который изображён при помощи нескольких треугольников или квадратов)  Это уже, что называется, полностью самостоятельный мир, даже замкнутый сам в себе и от этого продолжающий быть в гармонии.

[«Точильщик (Принцип мелькания)», 1912, и др.].

Работа над декорациями и костюмами к постановке в конце 1913 футуристической оперы «Победа над Солнцем» (текст А. Крученых, музыка М. Матюшина, пролог В. Хлебникова) впоследствии была осмыслена Малевичем как становление супрематизма.

 Повторение пройденного материала:  какие бывают геометрические фигуры, цвета (теплые, холодные, светлые, темные, контрастные), вспомните линию симметрии.

У ч и т е л ь. Помните мы говорили с вами, что нужно знать правила в искусстве, чтобы научиться общаться со зрителем и одно из важнейших правил является правила композиционного решения.

Композиция — важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника. Композиционное решение в изобразительном искусстве связано с распределением предметов и фигур в пространстве, установлением соотношения объёмов, света и тени, пятен цвета .

Слайды с правилами

Композиционные приемы

  • Центр (смысловой, композиционный);
  • ритм;
  • движение;
  • симметрия
  • асимметрия.

Законы композиции

  • Закон целостности;
  • закон жизненности;
  • закон контрастов;
  • закон подчинённости;
  • закон воздействия;

Виды композиции

  • Фронтальная — плоская (витраж, фреска, картина);
  • объёмная — (Скульптура, архитектура);
  • глубинно—пространственная — пространство формированное из пространства, предметов и расстояний между ними (архитектурный ансамбль).


Важная роль в композиции отводится фону или среде, в которой происходит действие. Окружение героев имеет огромное значение для раскрытия содержания картины. Единства впечатления, цельности композиции можно достигнуть, если найти необходимые средства для воплощения замысла, в том числе и наиболее типичный интерьер или пейзаж. Итак, цельность композиции зависит от способности художника подчинить второстепенное главному, от связей всех элементов между собой. То есть недопустимо, чтобы сразу бросалось в глаза что-то второстепенное в композиции, в то время как самое важное оставалось незамеченным. Каждая деталь должна восприниматься как необходимая, добавляющая что-то новое к развитию замысла автор.

Обратите внимание как легко и просто понять законы композиции изучив Катрины великого гения Казимира Севериновича Малевича.

 Знание закономерностей композиции поможет вам сделать свои рисунки более выразительными, но это знание вовсе не самоцель, а лишь средство, помогающее достигнуть успеха. Средства композиции включают: формат, пространство, композиционный центр, равновесие, ритм, контраст, светотень, цвет, декоративность, симметрию и асимметрию, открытость и замкнутость, целостность. Таким образом, средства композиции – это все, что необходимо для ее создания, в том числе ее приемы и правила. Они разнообразны, иначе их можно назвать средствами художественной выразительности композиции.

Изобразительное искусство относится к группе пространственных искусств в отличие от музыки и литературы, в которых основным является развитие действия во времени. Естественно, что когда мы говорим о передаче движения на плоскости, то подразумеваем его иллюзию.

Правило передачи покоя:

– если на картине отсутствуют диагональные направления;

– если перед движущимся объектом нет свободного пространства;

– если объекты изображены в спокойных (статичных) позах, нет действия;

– если композиция является симметричной, уравновешенной или образует простые геометрические схемы (треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник), то она считается спокойной.

Произведения искусства, в которых присутствует движение, характеризуют как динамичные.

Какими же еще средствами можно передать динамику сюжета? Художники знают много секретов, чтобы создать иллюзию движения объектов на картине, подчеркнуть его характер. Рассмотрим некоторые из этих средств.

 

 

 Мячик и книга: а – мячик спокойно лежит на книге,

б – медленное движение мячика, в – быстрое движение мячика, г – мячик укатился

Если немного наклонить книгу, то мячик начинает скатываться. Чем больше наклон книги, тем быстрее скользит по ней мячик, особенно быстрым становится его движение у самого края книги.

Почему же так происходит? Каждый может проделать такой несложный опыт и на его основании убедиться, что скорость движения мячика зависит от величины наклона книги. Если попытаться это изобразить, то в рисунке наклон книги является диагональю по отношению к его краям.

IV. Практическая работа.

Что же мы с вами хотим передать в наших картинах? Какие мысли, чувства, действия нас тревожат. И нам бы хотелось их выразить.

Покой, равновесие, чувство радости, застывшей вечности.

Беспокойство, падение, грусть, движение.

Ученик. Как же нам это сделать?

Вы вырезали разноцветные геометрические фигуры, а теперь расположите их на белом листе бумаги так, чтобы получилось равновесие...

(Рассказ сопровождается слайдами )

большие, темные фигуры утяжеляют форму, создавая впечатление веса, массы.
Вертикальные линии, фигуры вызывают ощущение устойчивости.
Диагональные - динамику.
Горизонтальные - покой,

 (Учитель демонстрирует слайды с движением).

Дети: Да нам хочется поймать эти мячики.

Физкультминутка

  А сейчас игра, встаньте, пожалуйста, выйдите из-за парт.

 Покажите друг другу в движении покой, равновесие, чувство радости, застывшей вечности.

Беспокойство, падение, грусть, движение.

 Какие интересные движения я увидела.

 

Вариант задания 

Карточки с заданиями, для разных групп учащихся.

Нарисовать осенний пейзаж, в помощь слайды на доске.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы:

1) контроль организации рабочего места; 2) контроль правильности выполнения приемов работы; 3) оказание помощи учащимися, испытывающим затруднения; 4) контроль объема и качества выполненной работы.

V. Заключение

Итог урока.

1. Выставка работ.

2. Заключительное слово. Повторение и закрепление материала.

У ч и т е л ь. В лучших ваших работах вы сумели выразить свое личное отношение прочувствовать материал, научиться выражать свои чувства.

Домашнее задание: повторить правила композиции и закончить рисунок.

Спасибо за внимание.

Доброго вам дня.

 

 

 

 

 

 

Литература:

http://www.edufacts.ru/lefabs-613-1.html

http://www.lengto.rupublija_vfgosmetody_obuchenija/19…240

http://www.myshared.ruslide/258256/

http://www.mazahaker-ncux.narod.rulekcii/pedagogika/18.html

Косолапова М.А., Ефанов В.И., Кормилин В.А.,Боков Л.А. 2012, ТУСУР, 2012

 

Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Наука и образование: электронное научно-техническое издание, 2011 http://technomag.edu.ru/doc/172651

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 054 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.12.2014 1543
    • PPTX 277.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Чуркова Виктория Борисовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Чуркова Виктория Борисовна
    Чуркова Виктория Борисовна
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 1666
    • Всего материалов: 1

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания изобразительного искусства в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 122 человека из 54 регионов

Курс повышения квалификации

Современные методы арт-терапии: базовые техники

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 290 человек из 67 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Мировая художественная культура: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель мировой художественной культуры

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 130 человек из 46 регионов

Мини-курс

Стратегии карьерного роста и развития

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Интегративные технологии в коррекции учебно-поведенческих нарушений

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Литература и культура

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе