МОУ «Гимназия №89»
Г.Саратов
Элективный курс
по обществознанию
(правоведение)
для 10 класса
Тема: «Права человека в современном мире»
Рабочая программа курса
Составлена учителем истории и обществознания
Тихоновой Юлией Александровной
Пояснительная записка
Программа элективного курса
«Права человека в современном мире» предназначена для изучения учащимися 10
класса, рассчитана на 17 часов. Данный курс содержит сведения о правах
человека, о видах прав, о содержании основных международных правовых документов.
В базовом курсе обществознания многие нормативно-правовые документы лишь
упомянуты или рассматриваются их отдельные фрагменты. В элективном курсе
достаточно подробно рассматриваются история возникновения и основное содержание
таких документов, как Всеобщая Декларация прав человека, Конституция Российской
Федерации, Декларация прав человека. В ходе работы можно использовать и другие
документы, нужные в процессе урока. Рассматриваются такие темы, как «Россия в
системе современных международных отношений», «Толерантность современного
общества», «Соблюдение прав человека в современном обществе».
Данный курс актуален сейчас
потому, что Россия взяла курс на гуманизацию идей образования. Нужно сформулировать
и закрепить необходимые навыки правовой и демократической культуры у молодого
поколения. Современная Россия показывает, что только активная гражданская
позиция является необходимым условием становления полноценного гражданского
общества и правового государства. Поэтому большое значение приобретает уровень
политической культуры. Культуре демократии надо учить с детства. Хотя школьники
в силу своего возраста не могут активно влиять на реальные политические
процессы, но именно сейчас надо воспитывать в них конкретные жизненные
установки и устремления.
В процессе обучения учащимися
приобретаются следующие умения:
- анализ и сопоставление фактов;
- оформление письменных сообщений;
- анализ документов;
- поиск решений, при котором
высказанные идеи подвергаются анализу, оценке;
- умение обобщать, используя свой
собственный опыт;
Методика работы со
старшеклассниками предполагает следующие формы и приёмы:
- исследовательская работа
(выявление проблемы, накопление фактов, выступление с подготовленным
сообщением);
- лекции с последующим опросом;
- лекции с обсуждением
документов;
- беседы;
- практические занятия;
- заседания круглых столов;
- создание устного правового
журнала;
- творческие работы.
Все эти формы и методы
направлены на формирование творческих интересов и навыков, таких, как:
- уметь видеть проблему;
- уметь сформулировать проблему;
- уметь систематизировать
материал;
- уметь составить план решения
проблемы, задачи.
Работа с первоисточниками,
дополнительной литературой закрепляет навыки самообразования, развивает
логическое мышление, помогает формировать эрудированного и грамотного человека
в области знаний международного права. Элективный курс позволяет сформировать
и закрепить все необходимые навыки правовой и демократической культуры у
молодого поколения. Настоящий курс знакомит учащихся с основными документами
международного и отечественного права на фоне современных исторических
событий.
Данный курс предполагает помощь
учащимся в выборе будущей профессии.
Хотя курс рассчитан на 17
часов, но допускается увеличение времени по необходимости с учётом специфики
класса. Могут быть использованы и другие формы работы.
В связи с этим сформулированы
следующие цели и задачи курса:
Задачи курса:
1. Формирование у учащихся способностей к анализу правовых ситуаций, умение
строить собственное поведение в рамках, имеющих права, свободы, обязанности.
2. Приобретение умений и навыков публичных выступлений,
учебно-исследовательской деятельности, работы в группе.
3.Формирование у учащихся знаний о человеке и обществе, об отношении к
другим людям, обществу, государству, а также о нормах, регулирующих эти
отношения.
4. Развитие умения получать необходимую информацию из разнообразных
источников.
Цели курса:
1. Создание условий для формирования и развития у учащихся уважения к
правам и основным свободам человека, чувства человеческого достоинства,
взаимопонимания, терпимости, равенства и дружбы.
2. Умение самостоятельно приобретать и применять на практике знания по
правам человека.
3. Развитие творческих способностей и коммуникативных навыков у
учащихся.
4. Формирование
гражданского самосознания учащихся
Учебно-тематический план
№
|
Название курса
|
Кол-во
часов
|
Дата
|
Формы контроля
|
1.
2.
3.
4-5.
6.
7-8
9.
10-11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
|
Введение.
Права человека.
Основные принципы и стандарты
прав человека.
Виды прав человека.
Всеобщая Декларация прав человека.
Конституция Российской
Федерации
о о правах человека.
Конвенция прав
ребёнка.
Россия в системе современных международных отношений.
Международная защита прав человека.
Толерантность современного общества.
Соблюдение прав человека в современном
обществе.
Организация защиты прав человека.
Учимся строить отношения.
«Моя жизнь. Мои права».
Турнир знатоков права.
«Право и жизнь».
Заключительное занятие.
Подведение итогов.
Итого: 17 часов.
Всео
|
1ч.
7ч.
1ч.
1ч.
2ч.
1ч.
2ч.
5ч.
1ч.
2ч.
1ч.
1ч.
3ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
|
|
Синквейн «Права человека».
Составление и
заполнение таблицы.
Работа с
документами.
Лекция.
Анализ ситуаций.
Составление кроссворда.
Дискуссия.
Круглый стол.
Устный правовой журнал
Составление Кодекса
школы №4.
|
Использованная литература.
1.Всеобщая Декларация прав человека.
2. Женевская конвенция от12 августа 1949гг. и Дополнительный
протокол к ним.
3. Конвенция прав ребёнка.
4. Конституция Российской Федерации. Официальный текст.
5. Великородная В. А., Жиренко О. Е., Кумицкая Т. М. «Классные часы
по гражданскому и правовому воспитанию». 5 – 11 классы. Москва.
«ВАКО». 2006.
6. Никитин А. Ф. Права человека: учебное пособие для средней школы.
Москва. «Просвещение». 2002г.
7. Амиров К., Амирова Р. Хрестоматия по основам правоведения.
Казань. «Магариф». 1999г
.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.