Инфоурок Другое Другие методич. материалыПрактикум "Основы школьного музееведения" (10-11 классы)

Практикум "Основы школьного музееведения" (10-11 классы)

Скачать материал

                                                                        Муниципальное образовательное учреждение

                                                              «Средняя общеобразовательная школа  № 3 с углубленным    

                                                                            изучением отдельных предметов г. Котово

                                                                  Котовского муниципального района Волгоградской области»

           403801, Волгоградская обл., г. Котово, ул. Ленина, 89 тел (84455) 4403

 

 

РЕКОМЕНДОВАТЬ К УТВЕРЖДЕНИЮ.

Решением    методического совета от            протокол

ПРОВЕРЕНО.

Заместитель директора по УВР

.________________

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ.  

Директор МОУСОШ №3

 Кузнецов Д.В._____________________

 

 

 

 

 

 

 

                                                               Учебный практикум по музейной деятельности

«Основы школьного музееведения»

для учащихся 10-11  классов

срок реализации 2 года

 

 

 

 

практикум  составила:  Рябова М.И. – руководитель  школьного музея «История школы»

 

 

                                                                        Котово 2013-2014

                                                       

 

 

                                                                           Пояснительная записка

 

Одной из важнейших задач современной школы России является воспитание патриотизма у учащихся. Ныне эта черта личности подвергается серьёзным испытаниям. Существенно изменилось Отечество. Пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и пугает своей неопределённостью будущее.

Важнейшая миссия педагога – воспитать у юного поколения патриотизм, т.е. уважение к предкам, любовь к Родине, своему народу, сохранять традиции своей страны, формировать у школьников чувство национального самосознания. Без Родины нет человека, Индивидуальности, Личности. Утеряв Родину, человек теряет себя, своё лицо.

У истинного патриота развито чувство долга перед Родиной. Народом, выражающееся в ответственности за свою страну, её честь, достоинство, могущество, независимость.

С этими задачами прекрасно справляется школьный музей.

Слово «музей» происходит от греческого «museion» и латинского  «museum» - «храм». Музей – место, посвящённое наукам и искусствам. Музей – учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность.

Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребёнок стоит на пороге открытия окружающего мира.

Школьные музеи, безусловно, можно отнести к одному из замечательных феноменов отечественной культуры и образования. Такие музеи возникли как межпредметные кабинеты для хранения учебно-наглядных пособий по истории и природе родного края: собрания оформленных учащимися краеведческих материалов – гербариев, минералов, фотографий, воспоминаний и других предметов и документов. Школьные музеи в течение сравнительно короткого времени получили широкое распространение – в педагогической практике как эффективное средство обучения и воспитания.

Школьные музеи существовали во многих российских гимназиях в XIX веке. Вопрос о целесообразности создания школьных музеев историко–краеведческой тематики был впервые поставлен в начале XX века  в специальной педагогической литературе. С развитием школьного краеведения в 20-е гг. XX века в России началось массовое создание школьных музеев. Наибольшее развитие этот процесс получил во 2-й половине 50-х гг. и особенно в 70-е гг. прошлого столетия под влиянием широкомасштабных акций, проводившихся по случаю празднования юбилейных дат Советского государства.

В разные периоды истории школьные музеи переживали подъёмы и спады, их то признавали главнейшим резервом для развития государственной музейной сети, то боролись с ними как с рассадниками отжившей идеологии.

Школьные музеи, как форма образовательной и воспитательной работы, создаются по инициативе выпускников, родителей, учащихся и педагогов школ. Они возникают как ответ на социальный заказ, который поступает образовательному учреждению от представителей ученической, родительской или педагогической общественности и как результат собственной поисково – сибирательной и исследовательской деятельности. В музеях школы учащиеся занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории, культуры, природы родного края, различных предметов и документов. Являясь неформальными учебными подразделениями образовательных школ, музеи школы выступают как своеобразная часть музейной сети страны.

 

Целью создания и деятельности школьного музея является всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. Музей должен стать не просто особым учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства.

 

 

 

 Социальные функции школьного музея             

Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой  родине.

Школьный музей даёт возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Участвуя в краеведческих походах и экспедициях, школьники получают физическую закалку, учатся жить в автономных условиях. Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы, умение описывать и классифицировать исторические источники, реставрировать исторические документы, составлять факты и др.

Музейно – краеведческая работа – своего рода социальное сито, в процессе которой дети познают важность коллективной деятельности, учатся выбирать и критиковать своих лидеров, аргументировано дискутировать, руководить своим участком работы и отвечать за свои поступки и решения. Школьный музей позволяет репетировать социальные роли, у ученика возникает возможность выступать попеременно и в роли лидера, и в роли исполнителя. Работа в составе Совета музея, являющегося органом ученического самоуправления, прививает участникам навыки управленческой деятельности, воспитывает чувство сопричастности с происходящими событиями.

Принципы работы школьного музея

Существующая практика музейного дела выявила необходимость соблюдения в данном виде деятельности следующих принципов.

Систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом. Проведение научного и учебно-исследовательского поиска, включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности школьного музея.

Использование в учебно-воспитательном  процессе разнообразных приёмов и форм учебной и внеучебной работы музейных уроков, школьных лекций, семинаров, научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности, шефской помощи ветеранам и др.

Самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим фактором создания и жизни музея.

Помощь руководителю музея, Совету музея со стороны учительского коллектива, ветеранов педагогического труда.

Связь с общественностью, с ветеранами войны и труда, ветеранами локальных войн, ветеранами педагогического труда.

Обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиции, проведении экскурсий, во всей деятельности музея.

Строгий учёт, правильное хранение и экспонирование собранных материалов. Организация постоянных связей с государственными музеями и архивами, их научно-методическая помощь школьным музеям.

 

 

 

 

 

Формы работы в школьном музее

Учебная работа:                                                              

- практическая работа на местности;                                                                              

- учебные экскурсии;                                                                              

- экскурсии в музее;

- уроки в музее

- самостоятельное изучение                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

 

Воспитательная работа:

 - кружки, экскурсии, походы;

- туристические поездки;

- встречи, читательские конференции;

- экскурсии, встречи в музее;

- сборы, собрания

Содержание программы

 

Программа «Основы школьного музееведения» предполагает обучение учащихся 10-11 классов основам краеведения и музейного дела в процессе деятельности школьного музея «История школы. ».

Курс рассчитан на два года обучения. Тематическое наполнение и часовая нагрузка отражены в учебно-тематическом плане. Специфика организации занятий по программе заключается в параллелизме и взаимосвязанности краеведческой  и музееведческой составляющих курса. Осуществление такого подхода создаёт условия для комплексного изучения истории, культуры и природы края музейно-краеведческими средствами. Проведение занятий по этой схеме даёт возможность обучающимся получать знания и представления по истории, культуре, и природе родного края, выявлять темы и проблемы, требующие музейно-краеведческого исследования, изучать методики проведения таких исследований и осуществлять их в процессе практических занятий и в свободное время.

Подобное построение занятий позволяет дать учащимся знания, необходимые для:

- реализации регионального компонента по различным предметам основного курса обучения;

- осуществления музейно-краеведческих исследований как формы дополнительного образования;

- организации систематической деятельности школьного музея как учебно-воспитательного и досугового центра школы.

Программа «Основы школьного музееведения» осуществляется как учебно-деятельностная и предполагает не только обучение детей теоретическим основам краеведения и музееведения, но и включение их в конкретную музейно-краеведческую деятельность, что позволяет обучающимся принимать участие в научно-практических конференциях, краеведческих олимпиадах и других мероприятиях, предусмотренных программой «Основы школьного музееведения».

 Программа «Основы школьного музееведения» предполагает осуществление двух социально-культурных функций:

1.      Совершенствование форм и методов обучения и воспитания учащихся средствами краеведения и музееведения.

2.      Организация деятельности школьного музея как научно-исследовательского, учебно- воспитательного и досугового центра.

В процессе обучения по программе учащиеся получают возможность специализации в исполнении различных ролевых функций и в тематике музейно-краеведческих исследований.

Руководитель программы может варьировать последовательность изучения тем краеведческой составляющей курса. Для проведения занятий по отдельным темам могут привлекаться специалисты в данной области.

Программа рассчитана на два года занятий с обучающимися; первый год – 10 классы, второй год – 11 классы. Количество часов – 34 в каждом году обучения.

На первом этапе изучения основ школьного музееведения программа предполагает знакомство с рядом культурологических терминов и понятий, которые являются базовыми для изучения курса; организация поисково-собирательской деятельности и комплектование фондов школьного музея.

Второй год обучения предполагает: изучение основ формирования коммуникаций экспозицонно-выставочной работы, организация культурно-просветительской работы музея, организация учебно-исследовательской деятельности.

Ожидаемые результаты

При завершении первого года учащиеся должны:

Знать:

- основные понятия музееведения

- классификацию школьных музеев и их структуру

- правовое поле школьного музея

- формы работы школьного музея

- основы поисково-собирательской работы

- историю школьного музея «История школы. Жизнь на Енисее»

Уметь:

- работать с источниками времени

- составлять вопросы для бесед, вести их записи

- выступать перед учащимися с сообщениями

- составлять акты приема экспонатов

- работать с инвентарной книгой

- проводить учет музейных предметов

К концу второго года обучения учащиеся должны:

Знать:

-основы формирования музейной коммуникации, экспозиционно-выставочной работы

 

- основные этапы подготовки экскурсии

- методику проведения экскурсионно-массовой работы

 

 

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

·         участие в школьных, районных и городских краеведческих викторинах, конкурсах, конференция, фестивалях;

·         выпуск тематической газеты

            подготовка и проведение Вахты памяти

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы

Первый год обучения   10 класс

 

Наименование тем

Количество занятий

Дата

теоретических занятий

Дата практических занятий

всего

теория

практика

 

 

1. Введение

 

 

1.1. Предмет и задачи курса «Основы школьного музееведения». Основные понятия

2

2

-

 

 

 

2

2

-

 

 

2. Особенности деятельности школьных музеев

 

 

2.1. Классификация школьных музеев, специфика школьных музеев

2

1

1

 

 

2.2. Правовое поле школьного музея

2

1

1

 

 

2.3. Социальные функции школьного музея

1

1

-

 

 

 

5

3

2

 

 

3. Организация школьного музея

 

 

3.1. Профиль музея  название «История школы. »

2

1

1

 

 

3.2. Музей как общественное объединение в школе

2

1

1

 

 

3.3. Структура организации школьного музея

2

1

1

 

 

3.4. Формы работы в школьном музее

2

1

1

 

 

 

8

4

4

 

 

4. Комплектование фондов школьного музея

 

 

4.1. Поисково-собирательская работа

3

-

3

 

 

4.2. Основные документы школьного музея

- дарственная

- акт приема экспонатов

- акт временного хранения

6

2

4

 

 

4.3. Запись воспоминаний и рассказов

2

-

2

 

 

 

11

2

9

 

 

5. Фонды школьного музея

 

 

5.1. Инвентарная книга

2

1

1

 

 

5.4. Обеспечение сохранности музейных предметов в процессе хранения и экспозиции

2

1

1

 

 

 

5.5. Регистрация учетных документов и и их хранение

2

1

1

 

 

5.6. Картотека школьного музея

2

 

2

 

 

 

8

3

5

 

 

 

34

14

20

 

 

 

 

 

 

 

                                                Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы

Второй год обучения 11 класс

 

Наименование тем

Количество занятий

Дата

теоретических занятий

Дата практических занятий

всего

теория

практика

 

 

1. Экспозиционно-выставочная работа

 

 

1.1. Экспозиционно-выставочная работа – основа формирования музейных коммуникаций

2

1

1

 

 

1.2. Экспозиционные материалы

3

1

2

 

 

1.3. Принципы экспозиций и выставок

2

1

1

 

 

1.4. Типы и виды экспозиций

3

1

2

 

 

1.5. Приемы и методы экспозиционно-выставочной работы

3

1

2

 

 

 

13

5

8

 

 

2. Экскурсионно-массовая работа

 

 

2.1. Экскурсия и методы ее проведения

2

1

1

 

 

2.2. Экскурсионные маршруты

4

2

2

 

 

2.4. Методика проведения экскурсии

4

2

2

 

 

2.5. Приемы экскурсионной работы:

- прием предварительного просмотра

- прием сопоставления

- прием рассказа

- прием комментирования

- прием цитирования

- прием аналогии

 

3

3

-

 

 

2.6. Ролевые игры. Путешествия во времени как метод проведения экскурсий

2

-

2

 

 

 

15

8

7

 

 

3. Исследовательская работа

 

 

3.1. Организация и планирование учебно-исследовательской деятельности

1

1

-

 

 

3.2.Источниковая база школьного музея

2

1

1

 

 

Оформление исследовательской работы

3

1

2

 

 

 

6

3

3

 

 

 

34

16

18

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         Список литературы

 

 

1.            Голышева Л.Б. Музейная педагогика/Преподавание  истории в школе №2, 2003 г.

2.            Дереклеева Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся / Н.И. Дереклеева. – М.: «5 за знания», 2008. – 224с.

3.            Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам в школе. Спб., 2002.

4.            Савидова Е.П. Школьный краеведческий музей как форма организации поисково-исследовательской деятельности учащихся. Интернет ресурсы, 2009г.

5.            Садкович Н.П., Практические рекомендации по созданию текста истории школы/Преподавание истории в школе №2, 2003 г.

6.            Тельсаров А.Д. «Основы музейного дела» курс лекции, Москва, 2005.

7.            Туманов В.Е. Школьный музей.  М., 2002

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы курса «Основы школьного музееведения»

Первый год обучения

1. Введение ( 2 занятия)

Теоретическая часть

Предмет, цели  и задачи курса «Основы школьного музееведения». Основные понятия: вещь музейного значений, музейный предмет, культурное наследие, время, источники изучения времени, памятники культуры, подлинники и копии, музейные коллекции. Участники музейного движения

Практическая часть

Обзорная экскурсия в школьном музее «История школы».

Практическое использование терминов в музееведении.

Источники изучения времени: картины, фото, вещи, книга, обычай, ритуал.

Коллекции школьного музея

2. Особенности деятельности школьных музеев ( 5занятий)

Теоретическая часть

 Классификация школьных музеев, специфика школьных музеев. Правовое поле школьного музея: перечень и виды документов, регламентирующих деятельность музеев. Законодательство об охране объектов наследия. Краеведение как комплексный метод выявления и изучения наследия. Музеефикация объектов наследия как способ их охраны и использования. Социальные функции школьного музея.

Практическая часть

Экскурсии в Котовский краеведческий музей

3. Организация школьного музея (8 занятий)

Теоретическая часть

Профиль музея  название «История школы». Школьный  музей как общественное учебно-исследовательское объединение учащихся. Музей как общественное объединение в школе. Структура организации школьного музея. Формы работы в школьном музее.

Практическая часть

Выборы исполнительных органов школьного музея: Совета школьного музея, формирование рабочих групп, выборы их руководителей, обсуждение и распределение обязанностей

Обсуждение функций Совета содействия (попечителей) школьного музея и утверждение его состава.

Формы работы в школьном музее

4. Комплектование фондов школьного музея (11 занятий)

Теоретическая часть

Поисково-собирательская работа. Изучение события, явления. Выявление и сбор предметов музейного значения. Сбор дополнительной информации об исторических событиях, природных явлений и предметах музейного значения. Знакомство с основной документацией школьного музея:

- дарственная

- акт приема экспонатов

- акт временного хранения

Виды информационных носителей. Запись воспоминаний и рассказов

Практическая часть

Составление планов поисково-собирательной деятельности.

Распределение обязанностей между участниками поисково-собирательной работы.

Отработка навыка заполнения документации школьного музея (дарственная, акт приема экспонатов, акт временного хранения)

Составление вопросов для бесед и интервью

Апробация интервьюирования на практике

Запись информации на бумажном, аналоговом, цифровом носителях

5. Фонды школьного музея (8 занятий)

Теоретическая часть

Основные принципы формирования фондов и коллекций. Организация учёта фондов школьного музея. Инвентарная книга. Шифровка и систематизация музейных предметов. Коллекционная опись. Регистрация учетных документов и их хранение. Картотека школьного музея. Знакомство с фондами Краеведческого музея. Обеспечение сохранности музейных предметов: температурно-влажностный и световой режимы хранения. Что нельзя хранить в школьном музее

Практическая часть

Формирование основного и научно-вспомогательного фондов, тематических, систематических и персональных коллекций

Отработка навыков заполнения Инвентарной книги

Отработка навыков шифровки и систематизации музейных предметов

Отработка навыков коллекционной описи музейных предметов

Ролевая игра-практикум по разработке системы документов учёта и описания музейных предметов, составлению паспортов музейных предметов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Содержание программы курса «Основы школьного музееведения»

Второй год обучения

1. Экспозиционно-выставочная работа (13 занятий)

Теоретическая часть

Экспозиционно-выставочная работа – основа формирования музейных коммуникаций. Экспозиционные материалы. Принципы экспозиций и выставок, требования к оформлению  выставок и экспозиций. Типы и виды экспозиций. Приемы и методы экспозиционно-выставочной работы. Музейные выставки: стационарные, передвижные, фондовые. 

Практическая часть

Знакомство с экспозициями школьного музея

Выбор темы экспозиции, выставки

Сбор и подготовка материала для организации выставки и экспозиции

Создание и оформление экспозиций, выставок с учетом требований к оформлению

2. Экскурсионно-массовая работа (15 занятий)

Теоретическая часть

Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика. Экскурсионные маршруты. Создание контрольных текстов экскурсий. Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания.

Практическая часть

Просвещение музеев города

Выбор тематики экскурсии

Сбор и подготовка материала экскурсии

Создание контрольных текстов экскурсий по выбранной теме

Отработка приемов подготовки экскурсии

Репетиции экскурсий

Проведение экскурсий

Создание и реализация проектов  по организации праздников в школе, микрорайоне, семейных праздников с элементами экскурсии

1.      Исследовательская работа (6 занятий)

Теоретическая часть

 Организация и планирование учебно-исследовательской деятельности.

 Оформление исследовательской работы.

Практическая часть

Изучение опубликованных источников по истории края, изучение события, явления.

Составление планов учебно-исследовательской деятельности.

Распределение обязанностей между участниками учебно-исследовательской работы

Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей. Обсуждение собранных материалов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                             

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Практикум "Основы школьного музееведения" (10-11 классы)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Эксперт по взаимоотношениям

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Практикум "Основы школьного музееведения"

 Программа «Основы школьного музееведения» предполагает обучение учащихся 10-11 классов основам краеведения и музейного дела в процессе деятельности школьного музея «История школы. ».

 

Курс рассчитан на два года обучения

Целью создания и деятельности школьного музея является всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. Музей должен стать не просто особым учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства.

 

 

 

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 843 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 558
    • DOCX 21.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Колосовская Марина Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Колосовская Марина Ивановна
    Колосовская Марина Ивановна
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 32454
    • Всего материалов: 19

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 19 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 458 человек из 66 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии B2C маркетинга: от анализа до взаимодействия с клиентом

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Проектный анализ: стратегии и инструменты управления успешными проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

ЕГЭ по биологии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе