Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным
изучением отдельных предметов г. Котово
Котовского муниципального района Волгоградской области»
403801, Волгоградская обл., г. Котово, ул. Ленина, 89 тел (84455) 4403
РЕКОМЕНДОВАТЬ К
УТВЕРЖДЕНИЮ.
Решением методического
совета от протокол
|
ПРОВЕРЕНО.
Заместитель директора по УВР
|
УТВЕРЖДАЮ.
Директор МОУСОШ
№3
Кузнецов
Д.В._____________________
|
Учебный практикум по музейной деятельности
«Основы
школьного музееведения»
для учащихся 10-11
классов
срок реализации 2 года
практикум
составила: Рябова М.И. –
руководитель школьного музея «История школы»
Котово 2013-2014
Пояснительная записка
Одной из важнейших задач современной школы России
является воспитание патриотизма у учащихся. Ныне эта черта личности подвергается
серьёзным испытаниям. Существенно изменилось Отечество. Пересматривается его
прошлое, тревожит настоящее и пугает своей неопределённостью будущее.
Важнейшая миссия педагога – воспитать у юного поколения
патриотизм, т.е. уважение к предкам, любовь к Родине, своему народу, сохранять
традиции своей страны, формировать у школьников чувство национального
самосознания. Без Родины нет человека, Индивидуальности, Личности. Утеряв
Родину, человек теряет себя, своё лицо.
У истинного патриота развито чувство долга перед Родиной.
Народом, выражающееся в ответственности за свою страну, её честь, достоинство,
могущество, независимость.
С этими задачами прекрасно справляется школьный музей.
Слово «музей» происходит от греческого «museion» и латинского «museum» - «храм». Музей – место, посвящённое наукам и
искусствам. Музей – учреждение, которое занимается собиранием, изучением,
хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и
человеческого общества и представляющих историческую, научную или
художественную ценность.
Детская аудитория традиционно является приоритетной
категорией музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает
сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства,
когда ребёнок стоит на пороге открытия окружающего мира.
Школьные музеи, безусловно, можно отнести к одному из
замечательных феноменов отечественной культуры и образования. Такие музеи
возникли как межпредметные кабинеты для хранения учебно-наглядных пособий по
истории и природе родного края: собрания оформленных учащимися краеведческих
материалов – гербариев, минералов, фотографий, воспоминаний и других предметов
и документов. Школьные музеи в течение сравнительно короткого времени получили
широкое распространение – в педагогической практике как эффективное средство
обучения и воспитания.
Школьные музеи существовали во многих российских
гимназиях в XIX веке. Вопрос о целесообразности создания
школьных музеев историко–краеведческой тематики был впервые поставлен в начале XX века в специальной педагогической литературе. С развитием школьного
краеведения в 20-е гг. XX века в России началось массовое
создание школьных музеев. Наибольшее развитие этот процесс получил во 2-й
половине 50-х гг. и особенно в 70-е гг. прошлого столетия под влиянием
широкомасштабных акций, проводившихся по случаю празднования юбилейных дат
Советского государства.
В разные периоды истории школьные музеи переживали
подъёмы и спады, их то признавали главнейшим резервом для развития
государственной музейной сети, то боролись с ними как с рассадниками отжившей
идеологии.
Школьные музеи, как форма образовательной и
воспитательной работы, создаются по инициативе выпускников, родителей, учащихся
и педагогов школ. Они возникают как ответ на социальный заказ, который
поступает образовательному учреждению от представителей ученической,
родительской или педагогической общественности и как результат собственной
поисково – сибирательной и исследовательской деятельности. В музеях школы
учащиеся занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией подлинных
памятников истории, культуры, природы родного края, различных предметов и
документов. Являясь неформальными учебными подразделениями образовательных
школ, музеи школы выступают как своеобразная часть музейной сети страны.
Целью создания и деятельности школьного
музея является всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков
исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей,
формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к
нравственным ценностям прошлых поколений. Музей должен стать не просто особым
учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров открытого
образовательного пространства.
Содержание программы
Программа «Основы школьного музееведения» предполагает
обучение учащихся 10-11 классов основам краеведения и музейного дела в процессе
деятельности школьного музея «История школы. ».
Курс рассчитан на два
года обучения. Тематическое наполнение и часовая
нагрузка отражены в учебно-тематическом плане. Специфика организации занятий по
программе заключается в параллелизме и взаимосвязанности краеведческой и
музееведческой составляющих курса. Осуществление такого подхода создаёт условия
для комплексного изучения истории, культуры и природы края
музейно-краеведческими средствами. Проведение занятий по этой схеме даёт
возможность обучающимся получать знания и представления по истории, культуре, и
природе родного края, выявлять темы и проблемы, требующие
музейно-краеведческого исследования, изучать методики проведения таких
исследований и осуществлять их в процессе практических занятий и в свободное
время.
Подобное построение занятий позволяет дать учащимся
знания, необходимые для:
- реализации регионального компонента по различным предметам основного
курса обучения;
- осуществления музейно-краеведческих исследований как формы
дополнительного образования;
- организации систематической деятельности школьного музея как
учебно-воспитательного и досугового центра школы.
Программа «Основы школьного музееведения» осуществляется
как учебно-деятельностная и предполагает не только обучение детей теоретическим
основам краеведения и музееведения, но и включение их в конкретную
музейно-краеведческую деятельность, что позволяет обучающимся принимать участие
в научно-практических конференциях, краеведческих олимпиадах и других
мероприятиях, предусмотренных программой «Основы школьного музееведения».
Программа «Основы школьного музееведения» предполагает
осуществление двух социально-культурных функций:
1.
Совершенствование форм и методов обучения и
воспитания учащихся средствами краеведения и музееведения.
2.
Организация деятельности школьного музея как
научно-исследовательского, учебно- воспитательного и досугового центра.
В процессе обучения по программе учащиеся получают
возможность специализации в исполнении различных ролевых функций и в тематике
музейно-краеведческих исследований.
Руководитель программы может варьировать
последовательность изучения тем краеведческой составляющей курса. Для
проведения занятий по отдельным темам могут привлекаться специалисты в данной
области.
Программа рассчитана на два года занятий с обучающимися;
первый год – 10 классы, второй год – 11 классы. Количество часов – 34 в каждом
году обучения.
На первом этапе изучения основ школьного музееведения
программа предполагает знакомство с рядом культурологических терминов и
понятий, которые являются базовыми для изучения курса; организация
поисково-собирательской деятельности и комплектование фондов школьного музея.
Второй год обучения предполагает: изучение основ
формирования коммуникаций экспозицонно-выставочной работы, организация
культурно-просветительской работы музея, организация учебно-исследовательской
деятельности.
Ожидаемые результаты
При завершении первого
года учащиеся должны:
Знать:
- основные понятия
музееведения
- классификацию школьных
музеев и их структуру
- правовое поле школьного
музея
- формы работы школьного
музея
- основы
поисково-собирательской работы
- историю школьного музея
«История школы. Жизнь на Енисее»
Уметь:
- работать с источниками
времени
- составлять вопросы для
бесед, вести их записи
- выступать перед учащимися
с сообщениями
- составлять акты приема
экспонатов
- работать с инвентарной
книгой
- проводить учет музейных
предметов
К концу второго года
обучения учащиеся должны:
Знать:
-основы формирования
музейной коммуникации, экспозиционно-выставочной работы
- основные этапы подготовки
экскурсии
- методику проведения
экскурсионно-массовой работы
Формы
подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
·
участие в школьных, районных и городских
краеведческих викторинах, конкурсах, конференция, фестивалях;
·
выпуск тематической газеты
подготовка и проведение Вахты памяти
Учебно-тематический
план дополнительной образовательной программы
Первый год
обучения 10 класс
Наименование
тем
|
Количество
занятий
|
Дата
теоретических
занятий
|
Дата
практических занятий
|
всего
|
теория
|
практика
|
|
|
1.
Введение
|
|
|
1.1. Предмет и задачи курса «Основы школьного музееведения». Основные
понятия
|
2
|
2
|
-
|
|
|
|
2
|
2
|
-
|
|
|
2.
Особенности деятельности школьных музеев
|
|
|
2.1. Классификация школьных музеев, специфика школьных музеев
|
2
|
1
|
1
|
|
|
2.2. Правовое поле школьного музея
|
2
|
1
|
1
|
|
|
2.3. Социальные функции школьного музея
|
1
|
1
|
-
|
|
|
|
5
|
3
|
2
|
|
|
3.
Организация школьного музея
|
|
|
3.1. Профиль музея название «История школы. »
|
2
|
1
|
1
|
|
|
3.2. Музей как общественное объединение в школе
|
2
|
1
|
1
|
|
|
3.3. Структура организации школьного музея
|
2
|
1
|
1
|
|
|
3.4. Формы работы в школьном музее
|
2
|
1
|
1
|
|
|
|
8
|
4
|
4
|
|
|
4.
Комплектование фондов школьного музея
|
|
|
4.1. Поисково-собирательская работа
|
3
|
-
|
3
|
|
|
4.2. Основные документы школьного музея
- дарственная
- акт приема экспонатов
- акт временного хранения
|
6
|
2
|
4
|
|
|
4.3. Запись воспоминаний и рассказов
|
2
|
-
|
2
|
|
|
|
11
|
2
|
9
|
|
|
5. Фонды
школьного музея
|
|
|
5.1. Инвентарная книга
|
2
|
1
|
1
|
|
|
5.4. Обеспечение сохранности музейных предметов в процессе хранения и
экспозиции
|
2
|
1
|
1
|
|
|
5.5. Регистрация учетных документов и и их хранение
|
2
|
1
|
1
|
|
|
5.6. Картотека школьного музея
|
2
|
|
2
|
|
|
|
8
|
3
|
5
|
|
|
|
34
|
14
|
20
|
|
|
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы
Второй год
обучения 11 класс
Наименование
тем
|
Количество
занятий
|
Дата
теоретических
занятий
|
Дата
практических занятий
|
всего
|
теория
|
практика
|
|
|
1.
Экспозиционно-выставочная работа
|
|
|
1.1. Экспозиционно-выставочная работа – основа формирования музейных
коммуникаций
|
2
|
1
|
1
|
|
|
1.2. Экспозиционные материалы
|
3
|
1
|
2
|
|
|
1.3. Принципы экспозиций и выставок
|
2
|
1
|
1
|
|
|
1.4. Типы и виды экспозиций
|
3
|
1
|
2
|
|
|
1.5. Приемы и методы экспозиционно-выставочной работы
|
3
|
1
|
2
|
|
|
|
13
|
5
|
8
|
|
|
2.
Экскурсионно-массовая работа
|
|
|
2.1. Экскурсия и методы ее проведения
|
2
|
1
|
1
|
|
|
2.2. Экскурсионные маршруты
|
4
|
2
|
2
|
|
|
2.4. Методика проведения экскурсии
|
4
|
2
|
2
|
|
|
2.5. Приемы экскурсионной работы:
- прием предварительного просмотра
- прием сопоставления
- прием рассказа
- прием комментирования
- прием цитирования
- прием аналогии
|
3
|
3
|
-
|
|
|
2.6. Ролевые игры. Путешествия во времени как метод проведения экскурсий
|
2
|
-
|
2
|
|
|
|
15
|
8
|
7
|
|
|
3.
Исследовательская работа
|
|
|
3.1. Организация и планирование учебно-исследовательской деятельности
|
1
|
1
|
-
|
|
|
3.2.Источниковая база школьного музея
|
2
|
1
|
1
|
|
|
Оформление исследовательской работы
|
3
|
1
|
2
|
|
|
|
6
|
3
|
3
|
|
|
|
34
|
16
|
18
|
|
|
Список литературы
1.
Голышева Л.Б. Музейная педагогика/Преподавание
истории в школе №2, 2003 г.
2.
Дереклеева Н.И. Мастер-класс по развитию творческих
способностей учащихся / Н.И. Дереклеева. – М.: «5 за знания», 2008. – 224с.
3.
Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение
жизненно важным навыкам в школе. Спб., 2002.
4.
Савидова Е.П. Школьный краеведческий музей как
форма организации поисково-исследовательской деятельности учащихся. Интернет
ресурсы, 2009г.
5.
Садкович Н.П., Практические рекомендации по
созданию текста истории школы/Преподавание истории в школе №2, 2003 г.
6.
Тельсаров А.Д. «Основы музейного дела» курс лекции,
Москва, 2005.
7.
Туманов В.Е. Школьный музей. М., 2002
Содержание
программы курса «Основы школьного музееведения»
Первый год
обучения
1. Введение
( 2 занятия)
Теоретическая часть
Предмет, цели и задачи курса «Основы школьного музееведения». Основные
понятия: вещь музейного значений, музейный предмет, культурное наследие, время,
источники изучения времени, памятники культуры, подлинники и копии, музейные
коллекции. Участники музейного движения
Практическая часть
Обзорная экскурсия в школьном музее «История школы».
Практическое использование терминов в музееведении.
Источники изучения времени: картины, фото, вещи, книга, обычай, ритуал.
Коллекции школьного музея
2.
Особенности деятельности школьных музеев ( 5занятий)
Теоретическая часть
Классификация школьных музеев, специфика школьных музеев. Правовое
поле школьного музея: перечень и виды документов, регламентирующих деятельность
музеев. Законодательство об охране объектов наследия. Краеведение как
комплексный метод выявления и изучения наследия. Музеефикация объектов наследия
как способ их охраны и использования. Социальные функции школьного музея.
Практическая часть
Экскурсии в Котовский краеведческий музей
3.
Организация школьного музея (8 занятий)
Теоретическая часть
Профиль музея название «История школы». Школьный музей как
общественное учебно-исследовательское объединение учащихся. Музей как
общественное объединение в школе. Структура организации школьного музея. Формы
работы в школьном музее.
Практическая часть
Выборы исполнительных органов школьного музея: Совета школьного музея,
формирование рабочих групп, выборы их руководителей, обсуждение и распределение
обязанностей
Обсуждение функций Совета содействия (попечителей) школьного музея и
утверждение его состава.
Формы работы в школьном музее
4.
Комплектование фондов школьного музея (11 занятий)
Теоретическая часть
Поисково-собирательская работа. Изучение события, явления. Выявление и
сбор предметов музейного значения. Сбор дополнительной информации об
исторических событиях, природных явлений и предметах музейного значения.
Знакомство с основной документацией школьного музея:
- дарственная
- акт приема экспонатов
- акт временного хранения
Виды информационных носителей. Запись воспоминаний и
рассказов
Практическая часть
Составление планов поисково-собирательной деятельности.
Распределение обязанностей между участниками поисково-собирательной
работы.
Отработка навыка заполнения документации школьного музея (дарственная,
акт приема экспонатов, акт временного хранения)
Составление вопросов для бесед и интервью
Апробация интервьюирования на практике
Запись информации на бумажном, аналоговом, цифровом носителях
5. Фонды
школьного музея (8 занятий)
Теоретическая часть
Основные принципы формирования фондов и коллекций. Организация учёта
фондов школьного музея. Инвентарная книга. Шифровка и систематизация музейных
предметов. Коллекционная опись. Регистрация учетных документов и их хранение.
Картотека школьного музея. Знакомство с фондами Краеведческого музея.
Обеспечение сохранности музейных предметов: температурно-влажностный и световой
режимы хранения. Что нельзя хранить в школьном музее
Практическая часть
Формирование основного и научно-вспомогательного фондов, тематических,
систематических и персональных коллекций
Отработка навыков заполнения Инвентарной книги
Отработка навыков шифровки и систематизации музейных предметов
Отработка навыков коллекционной описи музейных предметов
Ролевая игра-практикум по разработке системы документов учёта и
описания музейных предметов, составлению паспортов музейных предметов
Содержание программы курса «Основы школьного
музееведения»
Второй год
обучения
1.
Экспозиционно-выставочная работа (13 занятий)
Теоретическая часть
Экспозиционно-выставочная работа – основа формирования музейных
коммуникаций. Экспозиционные материалы. Принципы экспозиций и выставок,
требования к оформлению выставок и экспозиций. Типы и виды экспозиций. Приемы
и методы экспозиционно-выставочной работы. Музейные выставки: стационарные,
передвижные, фондовые.
Практическая часть
Знакомство с экспозициями школьного музея
Выбор темы экспозиции, выставки
Сбор и подготовка материала для организации выставки и экспозиции
Создание и оформление экспозиций, выставок с учетом требований к
оформлению
2.
Экскурсионно-массовая работа (15 занятий)
Теоретическая часть
Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного
наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная.
Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом,
этика. Экскурсионные маршруты. Создание контрольных текстов экскурсий. Приёмы
подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и
популярной литературы, материалов музейного собрания.
Практическая часть
Просвещение музеев города
Выбор тематики экскурсии
Сбор и подготовка материала экскурсии
Создание контрольных текстов экскурсий по выбранной теме
Отработка приемов подготовки экскурсии
Репетиции экскурсий
Проведение экскурсий
Создание и реализация проектов по организации праздников в школе,
микрорайоне, семейных праздников с элементами экскурсии
1.
Исследовательская работа (6 занятий)
Теоретическая часть
Организация и планирование учебно-исследовательской деятельности.
Оформление исследовательской работы.
Практическая часть
Изучение опубликованных источников по истории края, изучение события,
явления.
Составление планов учебно-исследовательской деятельности.
Распределение обязанностей между участниками учебно-исследовательской
работы
Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с
историей. Обсуждение собранных материалов.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.