Главная / Классному руководителю / Практикум по здоровому образу жизни

Практикум по здоровому образу жизни

Конкурсант: Чугуй Светлана Алексеевна, МБОУ «СОШ№56»

Нравственно – психологический практикум для учащихся 3-4 классов начальной школы

Человек – продли свой век!”

Цели : 1. Сохранение нравственного, психологического здоровья детей;

2. Формировать понятие у учащихся о негативных факторах, влияющих на здоровье человека;

3. Ознакомить с отрицательными последствиями курения, алкоголизма, наркомании.

4. Дать конкретные рекомендации по вопросам профилактики вредных привычек.

5. Пропагандировать здоровый образ жизни.

Подготовительная работа.

I Подбор аудиозаписей для музыкального сопровождения.

II Составление схемы проведения практикума.

III Проведение анкетирования среди учащихся.

IV Проведение конкурса творческих работ о ЗОЖ.

Оформление, оборудование и инвентарь.

а) плакат с темой практикума:

“Я выбираю жизнь!

Я выбираю свет!

Я выбираю путь,

Где наркотиков нет!”

б) карточки для ролевых игр;

в) оборудование для игр;

г) плакаты с пословицами.

Ход проведения.

Вступительное слово классного руководителя.

На экране сменяются кадры:

- растение движется к свету;

- пчела летит к цветку за нектаром, чтобы отнести мед в улей;

- петляет заяц, убегая от погони;

- несёт свои воды река, устремляясь в своем движении к морю и др.

Звучит спокойная музыка.

Учитель (на фоне музыки):

К солнцу тянется росток,

Пробивается он к свету.

Конкурсант: Чугуй Светлана Алексеевна, МБОУ «СОШ№56»

Вот уже взошел цветок,

Распустился ярко к лету.

Цель его – живое славить,

Ярких красок в мир добавить.

Всё находиться в этом мире в движении. Всякое движение порождает действие, развитие. Любое действие и развитие имеют свою цель: дотянуться до света и солнца, собрать мед, сохранить жизнь, пополнить водой море и т. д. .

Сейчас, глядя на экран, мы наблюдаем за цветком, который тянется к свету, за пчелой, летящей за нектаром, за зайцем, спасающим свою жизнь и т. д. А что же люди? Они ведь тоже развивающиеся существа. Значит и их развитие, их действия имеют определенные цели. Что же это за цели?


Ученик. Человек должен жить. Поэтому для его существования на Земле необходимо добыть себе пищу, защитить себя, иметь возможность для развития своего организма.


Учитель. Ребята, образ жизни каждого человека, его действия, поступки говорят другим людям о том, каков есть этот человек или каким он собирается быть в будущем. Многое, конечно, в этой жизни зависит от обстоятельств. Но еще больше – от самого человека, от решений его ума, от его конкретных дел и поступков.

Возьмем, к примеру, отношения к нам других людей. Если вы живёте по нравственным принципам, то ваши поступки и дела люди высоко оценят. Вы будете в почёте и уважении. Мы живём среди людей. И их мнение о нас нам важно. Всегда, возможно где-то глубоко в душе, осуждение переживает даже тот человек, который, бравируя, говорит, что это ему глубоко безразлично. А неуважению и презрению подвергаются те люди, поступки которых рождены, как говорят в народе, «отнятым умом». Думаю, вы знаете, что отнимает ум у человека?


Ученики:

- Алкоголь, наркотики и даже никотин.


Учитель. Человек всегда должен чувствовать ответственность за себя и свои поступки. Если он чувствует ответственность как за себя, так и за других людей, это его воспитывает. Воспитывает его душу, сердце и разум. И результаты этого воспитания удерживают человека от плохого поведения, отношения к другим людям и себе.

Конкурсант: Чугуй Светлана Алексеевна, МБОУ «СОШ№56»


Психолог. Чтобы воспитать у себя такое важное чувство, как чувство ответственности, надо учиться прогнозировать негативные последствия своих поступков и неправильных решений, уметь их проанализировать и сделать правильные выводы для того, чтобы подобное не повторилось. Тот, кто умеет нести ответственность за свои поступки, достоин уважения.

Психолог обсуждает с ребятами вопрос «Что такое ответственность?». Рассматривает разницу между понятиями «ответить на вопрос» и «ответить за проступок». Говорят, почему бывает трудно отвечать за свой проступок (страх наказания, не хочется испытывать момент унижения, мысль о том, что могут не простить).


Учитель. Часто чувство ответственности человека притупляют, а то и вовсе гасят вредные привычки. Иметь вредные привычки – это значит всегда идти по пути наименьшего сопротивления, что, конечно, гораздо проще, чем добиваться хорошего, преодолевая часто множество преград и делая усилия над собой.

В человеческом багаже есть немало вредных привычек (например, употребление нецензурной брани, говорить, перебивая собеседника и т. д.). Но среди множества есть привычки пагубные: пристрастия к алкоголю, курению, наркотикам.

Вредные привычки (пристрастия) и их последствия – это тема, которая все больше волнует и тревожит наше общество.

III Основная часть занятия

а) О никотиновой зависимости.

1 – й ученик. Если куришь ты без меры –

Знать давно пора тебе давно,

Что куренье для примера –

Это глупо и смешно.

2 – й ученик. Пусть сигара – это круто,

От нее любой чудак

Очень плохо завоняет,

Завоняет как ишак.

3 – й ученик. Вот и томная девица

Сигарету подожжет,

Дымом как начнет давиться,

Что того гляди – помрет.

4 – й ученик. Ведь она на все готова,

Конкурсант: Чугуй Светлана Алексеевна, МБОУ «СОШ№56»

Лишь бы вдруг заметил он,

Но лицо ее от дыма

Пожелтело как лимон.

5 – й ученик. Все, что мы вам рассказали,

Знают все наверняка.

Но совсем нам непонятно,

Что ж вы курите пока?

6 – й ученик. Что куренье – это мерзость

Мы хотели вам внушить,

И совсем это не круто,

Потому – бросай курить!

Хором. Куришь ты, но ты не кури,

Давай, здоровье береги!



img006.jpgimg005.jpg

2. Работа с рисунками.














- Какие изменения происходят с курящими людьми?

2. Что вы думаете о…

Учитель.В ”Приключениях Тома Сойера” Марк Твен весьма выразительно описал ощущения ребят от первой затяжки и неприятные последствия курения.

Конкурсант: Чугуй Светлана Алексеевна, МБОУ «СОШ№56»

После вкусного обеда, состоящего из рыбы и яичницы, Том сказал, что теперь ему хочеться научиться курить. Джо ухватился за эту мысль и объявил, что он не прочь. Гек сделал трубки и набил их табаком.

Они растянулись на земле, опираясь на локти, и начали очень осторожно, с опаской втягивать в себя дым. Дым был неприятен на вкус, и их немного тошнило, но все же Том заявил:

- Да это совсем легко! Знай я это раньше, я уже давно научился бы.

- И я тоже, - подхватил Джо. – Плевое дело!..

Разговор продолжался, но вскоре он начал чуть-чуть увядать, прерываться. Паузы стали длиннее. Пираты сплевывали все чаще и чаще… несмотря на все их усилия. Им заливало горло, и каждый раз после этого начинало ужасно тошнить. Оба сильно побледнели, и вид у них был очень жалкий.”.

3. Игра “Интересные факты”

(На столе лежат карточки, учитель кидает детям мяч, кто поймает, выходит и читает карточку).

На карточках

а) “Заядлый курильщик сокращает свою жизнь на 8 лет”

б) “В России, в царствование царя Михаила Федоровича, людей, уличенных в курении в первый раз наказывали 60 ударам палок по стопам, во второй – отрезанием носа и ушей.”

в) “После опустошительного пожара в Москве в 1634 г. (причиной которого оказалось курение) оно было запрещено под страхом смертной казни.”


О наркотиках.

Учитель:

- Что такое наркомания?

(выяснение уровня знаний детей)

Нарко” на древнегреческом языке означает “ступор”, “неподвижность”, “беспамятство”.

Лекарства – наркотики дают тяжелым больным, чтобы облегчить их страдания, чтобы они не чувствовали боли. Но у этих лекарств коварное свойство. Организм быстро привыкает к ним и начинает требовать новых доз. При этом человек испытывает такое же мучение, как например, при сильной жажде, только страшнее.

Вот как описывают наркомана:

Высокий человек метался по койке в больничной палате с зарешеченными окнами. Его тело билось и корчилось в конвульсиях. Покрывалось крупными каплями пота.

Конкурсант: Чугуй Светлана Алексеевна, МБОУ «СОШ№56»

Больной плакал, ругался, умолял, кричал диким голосом:

- Спасите! Умираю! Доктор, укол! Будьте прокляты! Черви, белые черви грызут меня! Уберите червей!”.

Это наркоман.

Учитель.

- Как вы думаете, кто чаще всего становится наркоманом? (ответы детей).

- Для того, чтобы это понять, поиграем в игру “Мышка и сыр”.

Игра “Мышка и сыр”

В кругу лежит кусочек сыра. За кругом мышка. Она видит сыр, ей хочется его съесть. Она видит дверцу. Желание съесть сыр позволяет мышке преодолеть страх перед неизвестным, войти в мышеловку и схватить сыр, но дверь мышеловки закрывается. Дети встают в круг, берутся за руки. Мышка в кругу, плачет, так как выйти не может. Игра заканчивается.

Вывод: Мышка за бесплатный сыр расплачивается свободой. То же самое происходит, когда человеку торговцы наркотиками предлагают попробовать наркотики.

- Почему торговцы наркотиками иногда не требуют денег? (Они обязательно получают их, но не сразу, а потом).

- А когда же? (Они хорошо знают, что после одной – двух проб, когда человек испытывает на себе действие наркотиков, ему захочется принимать их и дальше – тогда торговцы начнут брать с него деньги и получат то, что захотят).


2) Полет и падение

- Что такое полет?

- Расскажите, как летают птицы.

- Кто летал на самолете? Были ли ощущения радости и свободы?

- Что такое падение?

- Кто падал и в каких ситуациях?

- Что вы чувствовали при падении?

- К чему может привести падение с большой высоты?

- Так что же происходит при употреблении наркотиков?

Вывод! После падения последствия, возникающие у человека в результате приема наркотиков, намного опаснее для здоровья, чем, к примеру, падение на скользкой дорожке, даже если при этом человек сломал себе ногу. Почему? Потому что наркотики не только отравляют организм, но и подчиняют себе все мысли, чувства и волю человека.

Игра “Спорные утверждения”

Конкурсант: Чугуй Светлана Алексеевна, МБОУ «СОШ№56»

Для проведения игры необходимо три листа бумаги с написанными на них утверждениями:

Согласен”

Не согласен”

Не имею точного мнения”

(Плакаты прикрепляются в трех точках).

Учитель читает утверждение, а дети подходят к той карточке, которая по их мнению, является правильной.

1. Сигарета украшает человека.

2.Курение вредит вашему здоровью.

3. Наркомания – это болезнь.

4. Легкие наркотики безвредны.

5. Многие подростки начинают употребление наркотиков “за компанию”.

6. По внешнему виду человека можно определить употребляет он наркотики или нет.

7. Наркомания излечима.

Работа с пословицами.

(Пословицы написаны на плакатах)

1. Кто хоть раз себя кольнет,

Прахом жизнь его пройдет!

2. Кто не курит и не пьет,

Тот болезни обойдет.

3. Для кого наркотики не вред, у того здоровья совсем нет.

IV Итог занятия – практикума.

- Что нового и интересного вы узнали из нашего занятия?

- Что же вредит здоровью человека?

- Расшифруйте “ЗОЖ”. Как вы это понимаете?

V Психолог знакомит детей с памятками “Откажитесь от первой сигареты”, “Что нужно знать о наркомании”.

VI Дети знакомятся с выставкой творческих работ (стихи, рисунки, плакаты), выставкой литературы по данной теме.

Учитель. Закончить наше занятие мне бы хотелось стихотворением, которое написала ученица нашего класса Степанова Юля

В здоровом теле - дух всегда здоровый!

Здоровым хочешь быть - прислушайся к советам!

У предков ты своих здоровью поучись.

Конкурсант: Чугуй Светлана Алексеевна, МБОУ «СОШ№56»

В здоровом теле дух - всегда здоровый!

Здоровье наше - это наша жизнь!

Не пей и не кури

И жизнь пройдёт достойно!

Не пей и не кури

И сможешь жить спокойно!

Ведь это разрушает жизнь.

Ты не кури, не пей, держись!

Не бойся бросить сигарету,

Тебе ходить ещё по свету!

Давайте будем все учиться

В согласии с природой жить,

Чтоб не болеть, а значит не лечиться

И молодость надолго сохранить.

Приложение 1

Анкета

1. Где ты чаще всего встречаешься с друзьями?

- дома;

- у друзей;

- на квартире у знакомых;

- в подвале дома;

- на дискотеке:

- в спортклубе;

- другое

2. Чем вы обычно занимаетесь после школы?

- разговариваем;

- слушаем музыку;

- иногда употребляем спиртные напитки;

- делаем вместе уроки;

- занимаемся спортом;

- другое

3. Чем тебя привлекает твоя компания?

- меня выслушивают, понимают и поддерживают;

- я чувствую себя нужным кому-то;

Конкурсант: Чугуй Светлана Алексеевна, МБОУ «СОШ№56»

- я чувствую себя защищенным;

- мне с ними интересно и весело;

- мне нравится, как ко мне относятся;

- другое

4. В каком возрасте ты впервые попробовал(а) курить? __________

5. В чем, на твой взгляд, вред от курения?

- это одна из причин рака;

- повышает вероятность инфаркта;

- курение вредно для будущих мам;

- курение скажется на развитии будущих детей;

- приведет к гипертонии;

- курящие быстро стареют;

- курение ухудшает сон, ведет к неврозам;

- курящие меньше живут;

- ухудшается память, снижается интеллект;

- плохо влияет на занятия спортом;

- вредно для окружающих;

- на сигареты уходит много денег, а где их брать?

6. Если тебе предложат попробовать наркотик, то...

- откажусь, зная о последствиях;

- попробую, от одного раза ничего не будет;

- я пробовал(а), мне понравилось;

- я пробовал(а), больше никогда не буду;

- другое

7. Как часто ты употребляешь спиртные напитки?

- довольно часто;

- редко;

- по праздникам;

- когда друзья предлагают;

- когда родители не против этого;

- вообще не употребляю.

8. Как реагируют твои родители на то, что ты употребляешь спиртные напитки?

- они не знают;

- спокойно;

Конкурсант: Чугуй Светлана Алексеевна, МБОУ «СОШ№56»

- никак;

. - сами иногда предлагают;

- запрещают (ругают);

- запрещают (бьют);

- запрещают (объясняют, почему нельзя).


Приложение 2


Тебе предложили сигарету: как отказаться от предложения закурить?

- Я скажу, что недавно перенес ОРЗ и у меня продолжается кашель.

- Я скажу, что грипповал(а), и это может повредить моему здоровью.

- Я отвечу: табачный дым вызывает меня аллергию.

- Я откажусь, ведь я занимаюсь спортом.

- Я буду возражать, ведь родители сразу почувствуют запах. Они считают, что курить неприлично.

А что ответишь ты?


Приложение 3

СУЩЕСТВУЕТ ТРИ СПОСОБА СКАЗАТЬ «НЕТ»!

Способ первый: неуверенный

Стоит тебе потерять настойчивость, сказать : «Ну, не знаю», или начать юлить: «Меня мама ругать будет» и т.д. Так и знай, все закончиться, как планирует подстрекатель, и вскоре тебе пот-ребуется помощь врача-нарколога.

Способ второй: агрессивный.

Можно, конечно ответить грубо. В таком случае может потребоваться квалификационная медицинская помощь.

Но самым эффективным является третий способ: уверенный.

Если твоя цель отказаться, на любые вопросы и предложения отвечай коротко и равнодушно: «нет».

Практикум по здоровому образу жизни
  • Классному руководителю
Описание:

Нравственно-психологический практикум посвящён проблемам, связанным с наркоманией.

Ориентирован на учащихся начальной школы.Также говорится о здоровом образе жизни. Большое внимание уделено воспитанию у учащихся стремления к здоровому образу жизни.

Приводятся разнообразные формы работы с детьми. Даются анкеты, памятки о привлечение ребят к здоровым привычкам.

Практикум неоднократно проводился для учеников начальной школы.

Дети с огромным интересом участвуют в предлагаемых видах работы. 

Практикум оставляет заметный след в душах моих учеников.

Автор Чугуй Светлана Алексеевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 514
Номер материала 31683
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓