Главная / Начальные классы / Практикум по теме "Сравнительный анализ концепций художественного образования"

Практикум по теме "Сравнительный анализ концепций художественного образования"

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Уральский государственный педагогический университет»








Контрольная работа

по дисциплине

«Методика преподавания ИЗО с практикумом»


Выполнила: студентка 51 группы

факультет ПиМНО

Немцева И.Г.


Преподаватель: Поляк Д.А., к.п.н.




Екатеринбург

2012



ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6

«Сравнительный анализ концепций художественного образования»

Элемент анализа

Авторы педагогических технологий

Кузин В.С.

Неменский Б.М.

Юсов Б.П.

Полуянов Ю.А.

Акцент целей

- овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;

- развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.

- формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;

- формирование художественно-творческой активности;

- овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.

- создание художественного образа в различных видах и жанpax изобразительного искусства средствами графической грамоты.

- целью этой программы является развитие у детей способности строить образы воображения, руководствуясь принципами красоты

- овладение силой воображения и способностью обращения к другому человеку, которые воплощены в произведениях искусства.

Ребенок в доступных для себя пределах должен постичь законы композиции и научиться опираться в рисовании, лепке, аппликации.

Композиция, как способ понимания мира, друг друга и самих себя.

Концептуальные положения

«Школа рисунка — всеобщая

графическая грамота»

Традиционная программа.

В. С. Кузина

Методы и принципы подготовки профессиональных художников в крайне упрощенном виде были «спущены» в общеобразовательные школы на уроки рисования. То, что было профессионально необходимым и значимым для подготовки художников-профессионалов, искусственно переносилось на общее образование.

«Формирование художественной

культуры как части духовной культуры»

Программа Б . М. Неменского

Она вобрала в себя богатый теоретический и практический опыт предыдущих концепций , в том числе и теорий художественного воспитания, а также опыт художественного образования в других странах. Художественный образ здесь является средством формирования художественной культуры учащихся, а личность ребенка выдвигается на первый план.

Целостный подход: «Понимание, переживание и посильное создание художественного образа»

Типовая программа. Б . П . Юсова

Это «понимание, переживание и посильное создание художественного образа учащимися». Принципиально отличаясь от предыдущих, эта концепция рассматривает художественный образ как главный метод и как результат процесса восприятия и создания произведения искусства. Концепция стала настоящим новаторским открытием. Впервые за много лет искусство в школе стало пониматься как предмет, художественно развивающий и художественно воспитывающий.

«Формирование способности целостного восприятия явлений действительности у детей».

Программа развивающего обучения

Изобразительное искусство должно развивать у каждого ребенка "общие" способности: к воображению, пониманию, сочувствию, содействию, кооперации усилий с другими людьми. Получится ли из ребенка художник - дело второстепенное. Главное, чтобы изобразительное искусство в числе прочих сфер человеческого творчества стало культурной почвой для его личностного роста.

Особенности содержания

В содержание предмета входят эстетическое восприятие действительности и искусства, практическая художественная деятельность учащихся. Эти компоненты содержания изобразительного искусства подразделяются на основные виды занятий:

- рисование с натуры (рисунок, живопись);

- рисование на темы и иллюстрирование (композиция);

- декоративная работа;

- лепка;

- аппликация с элементами дизайна;

- беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас

Общими темами для определённого года обучения, или определённой четверти. Например:



I класс. Искусство видеть. Ты и мир вокруг тебя.



II класс. Ты и искусство.



III класс. Искусство вокруг нас.



IV класс. Каждый народ — художник и т. д.



Общение с искусством через постижение специфики его языка происходит в различных видах художественной деятельности — изобразительной, декоративной, конструктивной

Идущим от специфики художественно-изобразительного языка, от способов создания художественного образа. Способы создания художественного образа предполагают разнообразные виды учебной деятельности: изображения на плоскости, в объеме (лепка), в процессе работы с натуры, по памяти, по представлению, на основе фантазии и воображения, а также эстетическое восприятие окружающей действительности и искусства. А специфика художественно-изобразительного языка изучается в процессе решения следующих учебных проблем:

- форма, пропорции, конструкция;

- цвет и освещение;

- пространство и объём;

- композиционная организация изображения;

-работа с художественными материалами;

- развитие художественного восприятия и эстетической отзывчивости

Занятия по программе состоят из трех частей:

- обсуждение законченных работ детей (выполненных на прошлом уроке);

- решение учебных задач и заданий (введение нового общего способа деятельности); - самодеятельность детей.

Урок содержит несколько стадий, каждая из которых характеризуется своим содержанием и типом взаимодействия учителя и ученика.

"1. Стадия подготовки материала к замыслу

а) активизацию накопленного жизненного и культурного опыта

б) освоение способов построения художественной

2. Стадия постановки замысла-задачи основывается на том, что воображение детей имеет направленный характер,

3. Стадия творчества

Особенности методики

Реализация программы доступна специалистам различного уровня профессиональной подготовки.

Искусство не просто изучается, а проживается детьми на уроках. Содержание каждого вида искусства личностно присваивается каждым ребенком как собственный чувственный опыт.

Программа предполагает высокий уровень теоретической подготовки учителя.

Б.П. Юсов ввел в практику отечественной школы особые «уроки восприятия». На уроках восприятия ученики изучали произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры. В разделе практической работы дети осваивали навыки работы на плоскости (живопись, графика), в объеме (круглая скульптура и рельеф), в прикладных видах искусства (декоративная работа и художественное конструирование на плоскости и в объеме). С целью обогащения процесса эстетического восприятия действительности программа предлагала восприятие подкрепить моторными навыками.

Актуализация исследовательской позиции воспитанников и освоение способов художественного мышления через развитие у школьников способностей самостоятельного анализа произведений изобразительного искусства

















Все выше приведенные программы существенно отличаются соотношением практического обучения художественно-творческой деятельности и знакомства детей с различными теоретическими аспектами изобразительного искусства (направлений, видов, стилей и т.д.). Однако более подробный анализ методических рекомендаций многих образовательных программ данной области показывает, что для школьного учителя недостаточно хорошо разработана образовательная технология на уровне управления способами и стратегиями познавательной деятельности, недостаточно полно учтены психологические аспекты развития личности.

Согласно одному, в школе с первых дней занятий надо учить графической грамоте - умению правильно изображать зрительно воспринимаемые предметы и явления окружающей действительности (их внешний вид), знания которой дети могут применять в тематических рисунках. Содержание и методика обучения в этом случае были логично взаимосвязаны между собой, потому что строились по образцу начальных этапов упрощенного традиционного профессионального обучения, где критерии оценки знаний нормативны, т. е. всегда позволяют отличить "правильное" изображение от "неправильного". Казалось бы, это направление вполне отвечает специфике концепции учебной деятельности, поскольку именно в обучении нормативным (научным) знаниям она обнаруживала тогда наибольшие успехи . Однако школьное обучение по этому направлению явно и повсеместно показывало ряд отрицательных последствий. Прежде всего происходила коренная ломка опыта дошкольного рисования, которая приводила к потере у большинства учеников интереса к этому занятию - резкому снижению той внутренней мотивации, которая у всех детей с очевидностью проявлялась в предыдущем возрасте. Сколько-нибудь заметные художественные достижения (за исключением отдельных детей) почти полностью исчезали, некоторые элементы графической грамоты осваивали лишь отдельные ученики.

По теории другого направления занятия изобразительным искусством следует строить в основном на заданиях, побуждающих детей к творческому самовыражению, что обеспечивает частые всплески детской фантазии и в результате - рисунки высокого художественного достоинства. Исследователи и, в особенности, талантливые педагоги этого направления значительно обогатили художественную педагогику очень ценным методическим опытом. Однако это направление почти полностью разрабатывалось в условиях кружков и студий изобразительного искусства, где занимались специально отобранные дети. В школьной практике эти методы использовались редко и чаще всего "консервировали" изобразительную деятельность детей на уровне, характерном для дошкольного детства. Творческие достижения учеников от года к году или не изменялись, или даже заметно снижались, а ко времени перехода в средние классы как будто "уходили в песок", почти ничего не оставляя у большинства детей. Концепция учебной деятельности к этому направлению непримирима еще и потому, что оно почти или совсем не оставляет места учению детей.

Третье направление во главе занятий ставило разъяснение произведений искусства, т. е. знания искусствоведческого характера, которые дополнялись значительным числом творческих заданий. Достоинство этого направления определяется прежде всего системностью знаний, выработанной наукой искусствоведения, основанной, главным образом, на методе классификации. При этом искусствоведение надо отличать от другой дисциплины, называемой искусствоведением, которая занимается, среди многого другого, изучением структуры художественной деятельности, ее психологии, в том числе и детской. Для широкого просвещения школьников в области изобразительного искусства программы и методики этого направления чрезвычайно полезны. Однако для развития младших школьников они недостаточны, потому что не вполне соответствуют психологии обучения этого возраста: превышают нормы нагрузки на запоминание терминов, названий и другой информации, смысл которой дети еще не могут понять, приучают к толкованию произведений художников - к рассудочному отношению к искусству.

Список литературы:

Изобразительное искусство: Рисунок. 1-11 кл. Живопись. 1-11 кл. Основы живописи. 5-9 кл. Основы дизайна. 5-9 кл. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 1-8 кл. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев.- 3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2001. - 288 с.

Изобразительное искусство и художественный труд 1-8 классы. Программа средней общеобразовательной школы. - М.: Просвещение, 1990- 144с.

Интегративная программа полихудожественного развития. Изобразительное искусство и среда (природа - пространство - архитектура) 1-11 классы. - М., 1995. - 75с.

Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 1996 - 544с.

Полуянов Ю.А. Изобразительное искусство и художественный труд. 1 кл. Кн. для учителя. - М.: Прометей, 1999.- 219с.

Полуянов Ю.А. Изобразительное искусство (пособие для учителя). Содержание, методика и организация занятий в начальной школе. - М.: ИНТОР, 1997.- 48с.

Полуянов Ю.А. Изобразительное искусство и художественный труд. 1 кл. (Сист. Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова): Пособие для учителя. - М.: Вита-Пресс, 2003.- 224с.

Программно-методические материалы: Изобразительное искусство. 5-9 кл. /Сост. В.С. Кузин, И.В. Корнута.- 3-е изд., перераб.- М.: Дрофа, 2001.- 224с.

Программно-методические материалы: Изобразительное искусство. 5-9 кл. /Сост. В.С. Кузин, И.В. Корнута.- 3-е изд., перераб.- М.: Дрофа, 2001.- 224с.

Программы общеобразовательных учреждений. Сборник программ интегрированных курсов "Искусство".- М.: Просвещение, 1995.- 223с.

Рылова Л.Б. Изобразительное искусство в школе: дидактика и методика: Учебное пособие. - Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1992. - 310с.

Практикум по теме "Сравнительный анализ концепций художественного образования"
  • Начальные классы
Описание:

Практикум по теме «Сравнительный анализ концепций художественного образования»

Элемент анализа

Авторы педагогических технологий

Кузин В.С.

Неменский Б.М.

Юсов Б.П.

Полуянов Ю.А.

Акцент целей

- овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;      

- развитие у детей изобразительных способностей,  художественного  вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.

- формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;

- формирование художественно-творческой активности;

- овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.

- создание художественного образа в различных видах и жанpax изобразительного искусства средствами графической грамоты.

- целью этой программы является развитие у детей способности строить образы воображения, руководствуясь принципами красоты

- овладение  силой воображения и способностью обращения к другому человеку, которые воплощены в произведениях искусства.

 Ребенок в доступных для себя пределах должен постичь законы композиции и научиться опираться в рисовании, лепке, аппликации.

Композиция, как способ понимания мира, друг друга и самих себя.

Концептуальные положения

«Школа рисунка — всеобщая

графическая грамота»

Традиционная программа.

В. С. Кузина 

Методы и принципы подготовки профессиональных художников в крайне упрощенном виде были «спущены» в общеобразовательные школы на уроки рисования. То, что было профессионально необходимым и значимым для подготовки художников-профессионалов, искусственно переносилось на общее образование.

«Формирование  художественной

культуры как части духовной культуры»

Программа  Б . М. Неменского

Она вобрала в себя богатый теоретический и практический опыт предыдущих  концепций , в том числе и теорий  художественного  воспитания, а также опыт художественного  образования  в других странах. Художественный образ здесь является средством формирования художественной культуры учащихся, а личность ребенка выдвигается на первый план.

Целостный подход: «Понимание, переживание и посильное создание  художественного  образа»

Типовая программа.  Б .  П .  Юсова          

Это «понимание, переживание и посильное создание  художественного  образа учащимися». Принципиально отличаясь от предыдущих, эта  концепция  рассматривает художественный образ как главный метод и как результат процесса восприятия и создания произведения искусства.Концепция  стала настоящим новаторским открытием. Впервые за много лет искусство в школе стало пониматься как предмет,  художественно  развивающий и  художественно  воспитывающий.

«Формирование способности целостного восприятия явлений действительности у детей».

Программа развивающего обучения

 Изобразительное искусство должно развивать у каждого ребенка "общие" способности: к воображению, пониманию, сочувствию, содействию, кооперации усилий с другими людьми. Получится ли из ребенка художник - дело второстепенное. Главное, чтобы изобразительное искусство в числе прочих сфер человеческого творчества стало культурной почвой для его личностного роста.

Особенности содержания

В содержание предмета входят эстетическое восприятие действительности и искусства, практическая художественная деятельность учащихся. Эти компоненты содержания изобразительного искусства подразделяются на основные виды занятий:

- рисование с натуры (рисунок, живопись);

- рисование на темы и иллюстрирование (композиция);

- декоративная работа;

- лепка;

- аппликация с элементами дизайна;

- беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас

Общими темами для определённого года обучения, или определённой четверти. Например:

 

I класс. Искусство видеть. Ты и мир вокруг тебя.

 

II класс. Ты и искусство.

 

III класс. Искусство вокруг нас.

 

IV класс. Каждый народ — художник и т. д.

 

Общение с искусством через постижение специфики его языка происходит в различных видах художественной деятельности — изобразительной, декоративной, конструктивной

Идущим от специфики художественно-изобразительного языка, от способов создания художественного образа. Способы создания художественного образа предполагают разнообразные виды учебной деятельности: изображения на плоскости, в объеме (лепка), в процессе работы с натуры, по памяти, по представлению, на основе фантазии и воображения, а также эстетическое восприятие окружающей действительности и искусства. А специфика художественно-изобразительного языка изучается в процессе решения следующих учебных проблем:

- форма, пропорции, конструкция;

- цвет и освещение;

- пространство и объём;

- композиционная организация изображения;

 -работа с  художественными  материалами;

- развитие  художественного  восприятия и эстетической отзывчивости

Занятия по программе состоят из трех частей:

- обсуждение законченных работ детей (выполненных на прошлом уроке);

- решение учебных задач и заданий (введение нового общего способа деятельности); - самодеятельность детей.

Урок содержит несколько стадий, каждая из которых характеризуется своим содержанием и типом взаимодействия учителя и ученика.

 "1. Стадия подготовки материала к замыслу

а) активизацию накопленного жизненного и культурного опыта

б) освоение способов построения художественной

2. Стадия постановки замысла-задачи основывается на том, что воображение детей имеет направленный характер,

3. Стадия творчества

Особенности методики

Реализация программы доступна специалистам различного уровня профессиональной подготовки.

Искусство не просто изучается, а проживается детьми на уроках. Содержание каждого вида искусства личностно присваивается каждым ребенком как собственный чувственный опыт.

Программа предполагает высокий уровень теоретической подготовки учителя.

Б.П. Юсов ввел в практику отечественной школы особые «уроки восприятия». На уроках восприятия ученики изучали произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства  и архитектуры. В разделе практической  работы дети осваивали навыки работы на плоскости (живопись, графика), в объеме (круглая скульптура и рельеф), в прикладных видах искусства (декоративная работа и художественное конструирование на плоскости и в объеме). С целью обогащения процесса эстетического восприятия действительности программа предлагала восприятие подкрепить моторными навыками.

Актуализация исследовательской позиции воспитанников и освоение способов художественного мышления через развитие у школьников способностей самостоятельного анализа произведений изобразительного искусства

 

 

 

 

 

 

 

 

Все выше приведенные программы существенно отличаются соотношением практического обучения художественно-творческой деятельности и знакомства детей с различными теоретическими аспектами изобразительного искусства (направлений, видов, стилей и т.д.). Однако более подробный анализ методических рекомендаций многих образовательных программ данной области показывает, что для школьного учителя недостаточно хорошо разработана образовательная технология на уровне управления способами и стратегиями познавательной деятельности, недостаточно полно учтены психологические аспекты развития личности.

Согласно одному, в школе с первых дней занятий надо учить графической грамоте - умению правильно изображать зрительно воспринимаемые предметы и явления окружающей действительности (их внешний вид), знания которой дети могут применять в тематических рисунках. Содержание и методика обучения в этом случае были логично взаимосвязаны между собой, потому что строились по образцу начальных этапов упрощенного традиционного профессионального обучения, где критерии оценки знаний нормативны, т. е. всегда позволяют отличить "правильное" изображение от "неправильного". Казалось бы, это направление вполне отвечает специфике концепции учебной деятельности, поскольку именно в обучении нормативным (научным) знаниям она обнаруживала тогда наибольшие успехи . Однако школьное обучение по этому направлению явно и повсеместно показывало ряд отрицательных последствий. Прежде всего происходила коренная ломка опыта дошкольного рисования, которая приводила к потере у большинства учеников интереса к этому занятию - резкому снижению той внутренней мотивации, которая у всех детей с очевидностью проявлялась в предыдущем возрасте. Сколько-нибудь заметные художественные достижения (за исключением отдельных детей) почти полностью исчезали, некоторые элементы графической грамоты осваивали лишь отдельные ученики.

По теории другого направления занятия изобразительным искусством следует строить в основном на заданиях, побуждающих детей к творческому самовыражению, что обеспечивает частые всплески детской фантазии и в результате -  рисунки высокого художественного достоинства. Исследователи и, в особенности, талантливые педагоги этого направления значительно обогатили художественную педагогику очень ценным методическим опытом. Однако это направление почти полностью разрабатывалось в условиях кружков и студий изобразительного искусства, где занимались специально отобранные дети. В школьной практике эти методы использовались редко и чаще всего "консервировали" изобразительную деятельность детей на уровне, характерном для дошкольного детства. Творческие достижения учеников от года к году или не изменялись, или даже заметно снижались, а ко времени перехода в средние классы как будто "уходили в песок", почти ничего не оставляя у большинства детей. Концепция учебной деятельности к этому направлению непримирима еще и потому, что оно почти или совсем не оставляет места учению детей.

Третье направление во главе занятий ставило разъяснение произведений искусства, т. е. знания искусствоведческого характера, которые дополнялись значительным числом творческих заданий. Достоинство этого направления определяется прежде всего системностью знаний, выработанной наукой искусствоведения, основанной, главным образом, на методе классификации. При этом искусствоведение надо отличать от другой дисциплины, называемой искусствоведением, которая занимается, среди многого другого, изучением структуры художественной деятельности, ее психологии, в том числе и детской. Для широкого просвещения школьников в области изобразительного искусства программы и методики этого направления чрезвычайно полезны. Однако для развития младших школьников они недостаточны, потому что не вполне соответствуют психологии обучения этого возраста: превышают нормы нагрузки на запоминание терминов, названий и другой информации, смысл которой дети еще не могут понять, приучают к толкованию произведений художников - к рассудочному отношению к искусству.

Список литературы:

Изобразительное искусство: Рисунок. 1-11 кл. Живопись. 1-11 кл. Основы живописи. 5-9 кл. Основы дизайна. 5-9 кл. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 1-8 кл. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев.- 3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2001. - 288 с.

Изобразительное искусство и художественный труд 1-8 классы. Программа средней общеобразовательной школы. - М.: Просвещение, 1990- 144с.

Интегративная программа полихудожественного развития. Изобразительное искусство и среда (природа - пространство - архитектура) 1-11 классы. - М., 1995. - 75с.

Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 1996 - 544с.

Полуянов Ю.А. Изобразительное искусство и художественный труд. 1 кл. Кн. для учителя. - М.: Прометей, 1999.- 219с.

Полуянов Ю.А. Изобразительное искусство (пособие для учителя). Содержание, методика и организация занятий в начальной школе. - М.: ИНТОР, 1997.- 48с.

Полуянов Ю.А. Изобразительное искусство и художественный труд. 1 кл. (Сист. Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова): Пособие для учителя. - М.: Вита-Пресс, 2003.- 224с.

Программно-методические материалы: Изобразительное искусство. 5-9 кл. /Сост. В.С. Кузин, И.В. Корнута.- 3-е изд., перераб.- М.: Дрофа, 2001.- 224с.

Программно-методические материалы: Изобразительное искусство. 5-9 кл. /Сост. В.С. Кузин, И.В. Корнута.- 3-е изд., перераб.- М.: Дрофа, 2001.- 224с.

Программы общеобразовательных учреждений. Сборник программ интегрированных курсов "Искусство".- М.: Просвещение, 1995.- 223с.

Рылова Л.Б. Изобразительное искусство в школе: дидактика и методика: Учебное пособие. - Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1992. - 310с.

Автор Немцева Ирина Германовна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1481
Номер материала 51276
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓