Главная / Классному руководителю / Практикум по теме: «Мы выбираем - Толерантность» (8 класс)

Практикум по теме: «Мы выбираем - Толерантность» (8 класс)

Практикум по теме: «Мы выбираем - Толерантность»

Цель: формирование толерантного отношения учащихся, уважение прав, индивидуальности и неповторимости других людей.

Задачи:

Образовательные:

- расширить представление о толерантной личности, попробовать стать более лояльным по отношению к друг другу;

- расширить знания воспитанников о взаимоотношениях детей;

Коррекционно-развивающие:

- научить находить в людях и в самом себе, то что помогает людям быть толерантными, через упражнение «Жемчужина в раковине»;

- развивать речь и умение мыслить, через тренинговые упражнения;

- развивать умении формулировать и высказывать свое мнение, владеть собой, уважать мнения других, через психологические приемы.
Коррекционно-воспитывающие:

- воспитывать уважительное отношение к друг другу;

- воспитывать чувство толерантности к окружающим людям.


Форма проведения: беседа-тренинг

Возрастная категория: 13-14 лет


Ход занятия


I. Организационный момент (приветствие, настрой на занятие)


Я не согласен с тем, что вы говорите, но 
пожертвую своей жизнью, защищая ваше
 
право высказывать собственное мнение.
 
Вольтер


Приветствие гостей:

Уважаемые руководители! Мы рады приветствовать Вас в нашем лицее. Спасибо, что, отложив все дела, Вы пришли на эту встречу. Проблема, которая станет предметом нашего обсуждения, весьма актуальна «Как воспитать толерантного человека?» Необходимость ее решения продиктована тем, что толерантность человека, выходящего в большую жизнь, является фактором социализации и в значительной мере определяет успешность жизненного пути человека. Именно поэтому эта тема проходит красной нитью через всю мою работу как классного руководителя. Сегодня мы с ребятами из 8г класса представим вам несколько упражнений, направленных на формирование толерантной личности.





Приветствие детей учителем:

Учитель: Здравствуйте! Я вижу ваши умные глаза, доброжелательные взгляды и надеюсь, что наше общение будет плодотворным и приятным. Предлагаю вам поприветствовать друг друга (Встают).

Разминка 1.

"Здравствуй, друг! " (здороваются за руку)

"Как ты тут? "(похлопывают друг друга по плечу)

"Где ты был? " (теребят друг друга за ушко)

"Я скучал! " (складывают руки на груди в области сердца)

"Ты пришел! " (разводят руки в сторону)

"Хорошо! "(обнимаются)


Учитель (обращение к гостям): Представленное Вам приветствие мы с ребятами использовали в 5 и 6 классе для того, чтобы начать классный час или внеклассное мероприятие. Сейчас в 8 классе наш коллектив более сплочённый, ребята знают друг друга намного лучше, их дружба сильнее и становятся актуальны немного другие формы приветствий.


Учитель:

Я предлагаю вам выбрать жетоны и разделиться на группы одного цвета.

1 группа – красные жетончики – вы здороваетесь как японцы (поклон)

2 группа – голубые жетончики – вы здороваетесь как европейцы (жмете руку)

3 группа – белые жетончики – вы здороваетесь как эскимосы (трутся носами)

(Жители северо-западных районов Амазонки хлопают друг друга по спине в знак приветствия).

4 группа – зеленые жетончики – вы здороваетесь как китайцы (спрашиваете «Ты ел сегодня рис?» в ответ человек должен поклониться.


Учитель (обращение к гостям): в такой необычной форме приветствия мы выразили уважение друг к другу, что является составляющей частью толерантности. Это упражнение помогает научиться признавать многообразие людей разных национальностей, их мнений, религий, убеждений, традиций. Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот... Вот ребята 8 класса вам это постараются доказать.









II. Основная часть:


Упражнение «Примерка социальных ролей»


Задачи:

  • дать участникам возможность почувствовать себя на месте людей, отмеченных ярлыком;

  • помочь увидеть недостатки такого подхода к людям.

Оборудование: бумажные обручи на голову с названиями социальных ролей школьников.

Участники группы делятся на две команды. Первой команде анонимно одеваются на головы бумажные обручи с надписями социальных ролей (тихоня, ботаник, всезнайка, активист, рубаха парень, староста, волонтёр, активист, компьютерный гений, волонтёр). Второй команде необходимо объяснить ребятам из первой команды какая у них социальная роль, а тем в свою очередь – угадать. Обязательное условие: не использовать при объяснении однокоренных слов с названием социальной роли.

Обсуждение:

- Сложно ли было вам догадаться о своей социальной роли? Какие признаки вам помогли?

- Легко ли было вам объяснить кем является сидящий перед вами человек по мнению других людей?

- Существуют ли представители данных социальных ролей среди ваших друзей и одноклассников?

Вывод: видите ребята, как можно не обижая человека, общаться с ним, не приклеивая никаких ярлыков и кличек.

Место применения: классные часы, беседы по межличностным отношениям в классе, внеклассные мероприятия по теме «Толерантность», Неделя «Дружат дети всей Земли», для деятельности в группах в урочной и внеурочной деятельности, ток-шоу.

Игра «Белая ворона».

Цель: развитие способности видеть (отмечать) и ценить индивидуальность других людей.

Оборудование: карточки с изображение птиц.

Учитель: Я предлагаю вам взять одну из карточек и найти других, похожих на себя, объединившись в группы. (Все ребята объединяются в стаи птиц, изображенных на карточках, кроме одного оставшегося в одиночестве).

Обсуждение: После того, как все группы сформировались, учитель подходит и берёт за руку одинокого «белую ворону». Спрашивает его, что он чувствует:

- Что ты почувствовал, когда понял, что ты один и нет такой группы?

- Попадал ли ты в жизни в подобную ситуацию?

- Похожее ли ты испытывал чувство в той ситуации?

Учитель спрашивает ребят из других групп:

- Каковы были ваши ощущения, когда вы нашли похожих и сформировали группу?

- Что вы чувствуете по отношению к одинокому участнику?

- Хотелось бы вам оказаться на его месте? Почему?

- Учитель: Теперь, я надеюсь, вы понимаете, что чувствуют отвергнутые обществом люди. Какой вывод мы можем сделать из этой ситуации?

Ответы детей

Место применения: Реализация проекта «Доброта спасет мир», Неделя Доброты, классный часы, дискуссии.

Упражнение «Камушек в ботинке».

Оборудование: Круглые листочки с одной стороны цвета, ручки, черная коробка.

Учитель (обращение к гостям): Эта игра представляет собой творческое переложение одного из правил взаимодействия в команде: "Проблемы — на передний план". В этой игре мы используем простую и понятную подросткам метафору, с помощью которой они могут сообщать о своих трудностях, как только те возникают. Время от времени имеет смысл проводить игру "Камушек в ботинке" в качестве группового ритуала, чтобы побудить даже самых стеснительных подростков рассказывать о своих заботах и проблемах.

Учитель приглашает выйти 1 или 2 человек по желанию. Предлагает им положить в обувь «камешек». Учащиеся пытаются, взявшись за руки пройти перед классом. (Не получается).

Учитель: - Скажите, а что вам мешает красиво пройти. (Ответы детей). 
Возможно, сначала этот камушек не сильно мешает, и вы оставляете всё как есть. Но через некоторое время вы замечаете, что ноге становится больно. В конце концов, этот маленький камушек воспринимается как обломок целой скалы. Тогда вы снимаете ботинок и вытряхиваете камушек. Однако на ноге уже может быть маленькая ранка, и тогда маленькая проблема становится большой.

Когда мы сердимся, бываем чем-то озадачены, то сначала это воспринимается как маленький камушек в ботинке. Если мы вовремя позаботимся и вытащим его оттуда, то нога останется целой и невредимой, если же нет, то могут возникнуть проблемы и не малые.

Найдите в себе то, что мешает жить в мире с самим собой и с окружающими людьми (гнев, страх, робость, злость, трусость, болтливость, лень, грусть,). Запишите на листочках…. 

-Теперь сверните листок и выбросите в черную коробку. (Коробка выставляется за дверь). 

Вывод: Теперь вам ничего не будет мешать общаться с другими людьми.

Место применение: Классный час, внеклассное мероприятие, индивидуальная работа с учащимися, организация различных традиций и ритуалов, родительские собрания.

III. Рефлексия.

Упражнение «Жемчужина в раковине».

Оборудование: листочки в форме сердца с одной стороны красного цвета, ручки, красная коробка.

Учитель:

- А теперь отыщите в себе то, что является достоинством и помогает жить в мире с окружающими людьми (радость, понимание, терпение, уступчивость, умение прощать, умение дружить, отзывчивость, честность, правдивость). Запишите на листочках. Сверните и положите в коробочку красного цвета в виде сердечка. Это то, что помогает вам общаться, понимать и принимать других людей. Эту коробочку мы оставим у себя. И всякий раз, когда будет возникать необходимость, каждый из вас сможет воспользоваться этим красным сердцем и решить любую проблему.

- В заключение хочу прочитать слова писателя М. М. Рощина

«Попробуйте не наступить, а уступить.

Не захватить, а отдать.

Не кулак показать, а протянуть ладонь.

Не спрятать, а поделиться.

Не орать, а выслушать.

Не разорвать, а склеить».

Одним словом, «Мы выбираем - Толерантность», вот тогда вы будете толерантной личностью, а ваш коллектив будет сильным, дружным, сплоченным. 

-Наше занятие окончено. Спасибо.

Список использованных источников:

1. Абдулкаримов Г. Г. Этнические стереотипы школьников: проблема формирования толерантного сознания. – Образование в современной школе. – 2002. – № 4. 

2. Герасимова В. А. Классный час играючи. - М.: ТЦ «Сфера». - 2003. Удошникова Н. “Не воздавать злом на зло”: важная человеческая добродетель. – Граждановедение. – 2002. – № 44. 

3. Кленова Н. В. Что нужно знать о толерантности. – Образование в современной школе. – 2003. – № 7. 

4. Максимова М. Игры во взаимопонимание и терпимость: смогут ли они оградить наших детей от влияния экстремистов. – Директор школы. – 2002. – № 8. 

5. Морозова Л. П. Классные часы.5 класс. – Волгоград: ИТД «Корифей». - 2008.

6. Пастухова Е. Право быть непохожим на других: заметки о воспитании культуры межнационального взаимопонимания и терпимости. – Директор школы. – 2003. – № 5. 

7. Северина О. А., Дронова Т. А. Спутник классного руководителя: воспитание у школьников толерантности. - М.: «Глобус». - 2007.

8. Соколова Э. Образование – путь к культуре мира и толерантности. – Народное образование. – 2002. – № 2. 

9. Толерантность / Общ. ред. М. П. Мчедлова. - М.: Республика. - 2004.







Практикум по теме: «Мы выбираем - Толерантность» (8 класс)
  • Классному руководителю
Описание:

Цель: формирование толерантного отношения учащихся, уважение прав, индивидуальности и неповторимости других людей.

Задачи:

Образовательные:

- расширить представление о толерантной личности, попробовать стать более лояльным по отношению к друг другу;

- расширить знания воспитанников о взаимоотношениях детей;

Коррекционно-развивающие:

- научить находить в людях и в самом себе, то что помогает людям быть толерантными, через упражнение «Жемчужина в раковине»;

- развивать речь и умение мыслить, через тренинговые упражнения;

- развивать умении формулировать и высказывать свое мнение, владеть собой, уважать мнения других, через психологические приемы.
Коррекционно-воспитывающие:

- воспитывать уважительное отношение к друг другу;

- воспитывать чувство толерантности к окружающим людям.


Форма проведения: беседа-тренинг

 

Возрастная категория: 13-14 лет

Автор Андреева Юлия Николаевна
Дата добавления 22.12.2014
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 751
Номер материала 9819
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓