Инфоурок Обществознание Другие методич. материалыПрактикум по обществознанию "Человек среди людей" (8 класс)

Практикум по обществознанию "Человек среди людей" (8 класс)

Скачать материал

 

 практикум на уроках обществознания в 8 классе  в изучении темы  «Человек среди людей»

Школьный предмет обществознание наряду с решением образовательных задач призван решать в школе  воспитательные задачи. В курсе обществознания 8 класса большое внимание уделяется изучению вопросов межличностных отношений и это неслучайно. Подросток 14-15 лет определяет своё место в обществе, ищет себя. Взрослые педагоги, психологи должны оказать ему помощь в самоопределении. В практике учителей обществознания школы проведение интегрированных уроков совместно с психологом школы Зенченко Татьяной Ивановной. Накоплен богатый опыт проведения совместных занятий, на которых интегрирован обществоведческий материал и различные задания психологического практикума. В данной работе обобщён опыт изучения темы «Человек среди людей». По программе на изучение данной темы отведено 6 уроков: основы межличностных отношений, радости и сложности общения, взаимоотношения в малой группе, основы дружбы и любви, взаимоотношения в семье. Важно на уроках не только сформировать понятийный аппарат, умения и навыки, но и научить восьмиклассников обдумывать свои поступки, оценивать своё поведение в конкретных ситуациях. На уроке по теме «Межличностные отношения» был дан теоретический материал в виде опорного сигнала.

 

2.Что понравилось в упражнении?

3.Кем быть легче ведомым или ведущим?

Игра «Слепец и поводырь» подводит учащихся к пониманию понятий взаимопонимание, взаимопомощь, взаимодействие. После объяснения данных понятий они вносятся в опорный сигнал. На уроке «Радости и сложности общения» эффективно проведение психологического упражнения «Спина к спине». Цель упражнения: создать ситуацию необычного общения.

Инструкция: « В группе имеется возможность получить опыт общения, недоступный в повседневной жизни. Двое учащихся садятся спиной друг к другу и стараются в таком положении в течение 3-5 минут поддерживать разговор»

Рефлексия:1. Было ли это похоже на знакомые житейские ситуации?

2.В чем отличия?

3.Легко ли было вести разговор?

4.Получается  ли беседа более откровенной или нет?

Обсуждение выполнения задания подводит учащихся к выводу о ценности общения, о важной роли визуального общения. Теоретический материал учебника Л.Н. Боголюбов Обществознание 8-9 класс  стр.68-73 используется для продолжения беседы по теме «Общение». Затрагиваются вопросы культуры общения. На данном уроке изучая конфликтные ситуации возможно применение психологической игры  «Стул сгорел».

Цель - на примере анализа конкретной ситуации рассмотреть возникновение конфликта, проанализировать действия учащихся и способы разрешения конфликтной ситуации.

Инструкция: стулья (на один меньше, чем участников) ставятся в круг сиденьями наружу. Все бегают по кругу,  не касаясь стульев, и по команде ведущего садятся. Тот, кому не хватило стульев, выбывает, один стул убирается.

Психологические игры и упражнения позволяют не только снять напряжение на уроке, но и способствуют созданию ситуаций, при которых учащиеся используют для анализа знания, полученные на уроках обществознания и свой личный опыт. Один из центральных вопросов   темы «Человек среди людей» о дружбе изучается на уроке «Бесценный дружеский союз». Именно на этом уроке учителю необходимо сформировать представление о дружбе как межличностном отношении. Учащиеся должны понимать, что такое групповая сплочённость. 

Психологическая игра «Слепой треугольник» направлена на формирование групповой сплочённости. Инструкция:  участникам завязываются глаза, предлагается найти спрятанную в комнате веревку и сделать из нее равносторонний треугольник так, чтобы все участники держались за веревку. Выполнить это задание можно только, действуя совместно. Рефлексия после игры направлена на осознание совместного действия в выполнении сложного задания. Психологический тренинг на уроках обществознания положительно воспринимается детьми. Для учителя это один из методов решения триединой задачи урока. Итогом изучения темы стало сочинение-размышление, которое было предложено написать восьмиклассникам. При написании сочинения ученик должен был объединить материал учебника, практикума и свой опыт. Тема сочинения «Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается, но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается ещё больше» Ларошфуко. Анализ сочинений показал, что учащиеся усвоили теоретический материал, в своих работах многие анализировали ситуации, проигранные на психологических практикумах. Это доказательство эффективности использования психологических игр и ситуаций на уроках обществознания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Психологический практикум на уроках обществознания 8 класса в изучении темы: «Человек среди людей».

 

№ 1.Психологическое упражнение «Слепец и поводырь».

Цель: работая в паре, учащиеся должны почувствовать опыт ответственности, беспомощности, доверия партнеру; ощущение собственного страха и его преодоления.

Инструкция: «Поводырь» ведет участника «слепца» с завязанными глазами на другой  коней класса, преодолевая препятствия с помощью устных рекомендаций».

Рефлексия упражнения:

1.    Какие чувства испытывал каждый участник?

2.    Что понравилось в упражнении?

3.    Кем быть легче ведомым или ведущим?

 

№ 2. Психологическое упражнение «Ценности».

Цель: возможность осознать и почувствовать важность построения собственной иерархии ценностей.

Инструкция:

 « Учащимся раздаются по 6 листочков  и на них пишут то, что является ценным в жизни. Затем листочки ранжируются, чтобы самое ценное оказалось на последнем листочке. Далее учащиеся выполняют действия по инструкции психолога: «Представьте, что случилось что-то страшенное  и из жизни исчезла та ценность, которая написана на 1 листочке. Предлагаю смять и отложить бумажку и осознать, как тебе теперь без этого живется». И так происходит с каждой ценностью по порядку. Каждый раз психолог предлагает обратить внимание на внутреннее состояние после потери ценности. Далее психолог объявляет: «Произошло чудо  и появилась возможность вернуть  одну из ценностей, выбрав любую  смятую бумажку. А затем учащиеся возвращают остальные ценности».

Рефлексия упражнения:

1.    Какие чувства испытывал каждый участник?

2.    Что вы  осознали?

 

№ 3. Психологическое упражнение «Спина к спине»

Цель: ощущение необычного опыта общения

Инструкция: « В группе имеется возможность получить опят общения, недоступный в повседневной жизни. Два учащихся садятся спиной друг к другу и стараются в таком положении в течении 3-5 минут поддерживать разговор»

Рефлексия:

1.    Было ли это похоже на знакомые житейские ситуации?

2.    В чем отличия?

3.    Легко ли было вести разговор?

4.    Получается  ли беседа более откровенной или нет?

 

№ 4. Психологическое упражнение :«Ладошка».

Цель: позитивная обратная связь, возможность выражения позитивных эмоций и завершение работы группы.

Инструкция: « Каждый обводит на листе бумаги контур ладони. В центре пишет свое имя, в каждом пальце что-то, что нравится в самом себе. Затем лист предают соседу справа, который за 30 секунд пишет на листе что-то, что нравится в человеке, хозяине ладоши. Так через весь круг хозяину лист возвращается в перевернутом виде».

Рефлексия:

1.    Какие чувства ты испытал, когда читал о своих положительных качествах?

2.    Какое качество тебе было  приятно прочитать?

  1. Твое настроение изменилось? Почему?
Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Практикум по обществознанию "Человек среди людей" (8 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Садовод

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

практикум на уроках обществознания в 8 классе в изучении темы «Человек среди людей»

Школьный предмет обществознание наряду с решением образовательных задач призван решать в школе воспитательные задачи. В курсе обществознания 8 класса большое внимание уделяется изучению вопросов межличностных отношений и это неслучайно. Подросток 14-15 лет определяет своё место в обществе, ищет себя. Взрослые педагоги, психологи должны оказать ему помощь в самоопределении. В практике учителей обществознания школы проведение интегрированных уроков совместно с психологом школы Зенченко Татьяной Ивановной. Накоплен богатый опыт проведения совместных занятий, на которых интегрирован обществоведческий материал и различные задания психологического практикума. В данной работе обобщён опыт изучения темы «Человек среди людей». По программе на изучение данной темы отведено 6 уроков: основы межличностных отношений, радости и сложности общения, взаимоотношения в малой группе, основы дружбы и любви, взаимоотношения в семье. Важно на уроках не только сформировать понятийный аппарат, умения и навыки, но и научить восьмиклассников обдумывать свои поступки, оценивать своё поведение в конкретных ситуациях. На уроке по теме «Межличностные отношения» был дан теоретический материал в виде опорного сигнала.

 

 

2.Что понравилось в упражнении?

3.Кем быть легче ведомым или ведущим?

Игра «Слепец и поводырь» подводит учащихся к пониманию понятий взаимопонимание, взаимопомощь, взаимодействие. После объяснения данных понятий они вносятся в опорный сигнал. На уроке «Радости и сложности общения» эффективно проведение психологического упражнения «Спина к спине».Цель упражнения: создать ситуацию необычного общения.

Инструкция: « В группе имеется возможность получить опыт общения, недоступный в повседневной жизни. Двое учащихся садятся спиной друг к другу и стараются в таком положении в течение 3-5 минут поддерживать разговор»

Рефлексия:1. Было ли это похоже на знакомые житейские ситуации?

2.В чем отличия?

3.Легко ли было вести разговор?

4.Получается ли беседа более откровенной или нет?

Обсуждение выполнения задания подводит учащихся к выводу о ценности общения, о важной роли визуального общения. Теоретический материал учебника Л.Н. Боголюбов Обществознание 8-9 класс стр.68-73 используется для продолжения беседы по теме «Общение». Затрагиваются вопросы культуры общения. На данном уроке изучая конфликтные ситуации возможно применение психологической игры «Стул сгорел».

Цель - на примере анализа конкретной ситуации рассмотреть возникновение конфликта, проанализировать действия учащихся и способы разрешения конфликтной ситуации.

Инструкция: стулья (на один меньше, чем участников) ставятся в круг сиденьями наружу. Все бегают по кругу, не касаясь стульев, и по команде ведущего садятся. Тот, кому не хватило стульев, выбывает, один стул убирается.

Психологические игры и упражнения позволяют не только снять напряжение на уроке, но и способствуют созданию ситуаций, при которых учащиеся используют для анализа знания, полученные на уроках обществознания и свой личный опыт. Один из центральных вопросов темы «Человек среди людей» о дружбе изучается на уроке «Бесценный дружеский союз». Именно на этом уроке учителю необходимо сформировать представление о дружбе как межличностном отношении. Учащиеся должны понимать, что такое групповая сплочённость.

Психологическая игра «Слепой треугольник» направлена на формирование групповой сплочённости. Инструкция: участникам завязываются глаза, предлагается найти спрятанную в комнате веревку и сделать из нее равносторонний треугольник так, чтобы все участники держались за веревку. Выполнить это задание можно только, действуя совместно. Рефлексия после игры направлена на осознание совместного действия в выполнении сложного задания. Психологический тренинг на уроках обществознания положительно воспринимается детьми. Для учителя это один из методов решения триединой задачи урока. Итогом изучения темы стало сочинение-размышление, которое было предложено написать восьмиклассникам. При написании сочинения ученик должен был объединить материал учебника, практикума и свой опыт. Тема сочинения «Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается, но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается ещё больше» Ларошфуко. Анализ сочинений показал, что учащиеся усвоили теоретический материал, в своих работах многие анализировали ситуации, проигранные на психологических практикумах. Это доказательство эффективности использования психологических игр и ситуаций на уроках обществознания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Психологический практикум на уроках обществознания 8 класса в изучении темы: «Человек среди людей».

 

1.Психологическое упражнение «Слепец и поводырь».

Цель: работая в паре, учащиеся должны почувствовать опыт ответственности, беспомощности, доверия партнеру; ощущение собственного страха и его преодоления.

Инструкция: «Поводырь» ведет участника «слепца» с завязанными глазами на другой коней класса, преодолевая препятствия с помощью устных рекомендаций».

Рефлексия упражнения:

  1. Какие чувства испытывал каждый участник?

  2. Что понравилось в упражнении?

  3. Кем быть легче ведомым или ведущим?

 

2. Психологическое упражнение «Ценности».

Цель: возможность осознать и почувствовать важность построения собственной иерархии ценностей.

Инструкция:

« Учащимся раздаются по 6 листочков и на них пишут то, что является ценным в жизни. Затем листочки ранжируются, чтобы самое ценное оказалось на последнем листочке. Далее учащиеся выполняют действия по инструкции психолога: «Представьте, что случилось что-то страшенное и из жизни исчезла та ценность, которая написана на 1 листочке. Предлагаю смять и отложить бумажку и осознать, как тебе теперь без этого живется». И так происходит с каждой ценностью по порядку. Каждый раз психолог предлагает обратить внимание на внутреннее состояние после потери ценности. Далее психолог объявляет: «Произошло чудо ипоявилась возможность вернуть одну из ценностей, выбрав любую смятую бумажку. А затем учащиеся возвращают остальныеценности».

Рефлексия упражнения:

  1. Какие чувства испытывал каждый участник?

  2. Что вы осознали?

 

3. Психологическое упражнение «Спина к спине»

Цель: ощущение необычного опыта общения

Инструкция: « В группе имеется возможность получить опят общения, недоступный в повседневной жизни. Два учащихся садятся спиной друг к другу и стараются в таком положении в течении 3-5 минут поддерживать разговор»

Рефлексия:

  1. Было ли это похоже на знакомые житейские ситуации?

  2. В чем отличия?

  3. Легко ли было вести разговор?

  4. Получается ли беседа более откровенной или нет?

 

4. Психологическое упражнение :«Ладошка».

Цель: позитивная обратная связь, возможность выражения позитивных эмоций и завершение работы группы.

Инструкция: « Каждый обводит на листе бумаги контур ладони. В центре пишет свое имя, в каждом пальце что-то, что нравится в самом себе. Затем лист предают соседу справа, который за 30 секунд пишет на листе что-то, что нравится в человеке, хозяине ладоши. Так через весь круг хозяину лист возвращается в перевернутом виде».

Рефлексия:

 

  1. Какие чувства ты испытал, когда читал о своих положительных качествах?

  2. Какое качество тебе было приятно прочитать?

  3. Твое настроение изменилось? Почему?

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 222 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по истории за 2019-2020 учебный год в 6 классе
  • Учебник: «Обществознание», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Городецкая Н.И. и др.
  • Тема: Глава 1. Личность и общество
  • 05.10.2020
  • 688
  • 7
«Обществознание», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Городецкая Н.И. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.01.2015 1144
    • DOCX 34.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Cтатьева Марианна Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Cтатьева Марианна Николаевна
    Cтатьева Марианна Николаевна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 21
    • Всего просмотров: 621866
    • Всего материалов: 187

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по обществознанию в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 141 человек из 49 регионов
  • Этот курс уже прошли 911 человек

Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 328 человек из 68 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 324 человека

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к ЕГЭ по обществознанию в разделе «Право»

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 15 регионов
  • Этот курс уже прошли 92 человека

Мини-курс

Введение в инвестиции и инвестиционный процесс

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 12 регионов

Мини-курс

Эффективные стратегии продаж: воронка, агрегаторы и мессенджеры

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Введение в экономическую теорию и практику

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе