Главная / Обществознание / Практикум по обществознанию "Человек среди людей" (8 класс)

Практикум по обществознанию "Человек среди людей" (8 класс)


практикум на уроках обществознания в 8 классе в изучении темы «Человек среди людей»

Школьный предмет обществознание наряду с решением образовательных задач призван решать в школе воспитательные задачи. В курсе обществознания 8 класса большое внимание уделяется изучению вопросов межличностных отношений и это неслучайно. Подросток 14-15 лет определяет своё место в обществе, ищет себя. Взрослые педагоги, психологи должны оказать ему помощь в самоопределении. В практике учителей обществознания школы проведение интегрированных уроков совместно с психологом школы Зенченко Татьяной Ивановной. Накоплен богатый опыт проведения совместных занятий, на которых интегрирован обществоведческий материал и различные задания психологического практикума. В данной работе обобщён опыт изучения темы «Человек среди людей». По программе на изучение данной темы отведено 6 уроков: основы межличностных отношений, радости и сложности общения, взаимоотношения в малой группе, основы дружбы и любви, взаимоотношения в семье. Важно на уроках не только сформировать понятийный аппарат, умения и навыки, но и научить восьмиклассников обдумывать свои поступки, оценивать своё поведение в конкретных ситуациях. На уроке по теме «Межличностные отношения» был дан теоретический материал в виде опорного сигнала.


hello_html_m5e8885f2.gif

2.Что понравилось в упражнении?

3.Кем быть легче ведомым или ведущим?

Игра «Слепец и поводырь» подводит учащихся к пониманию понятий взаимопонимание, взаимопомощь, взаимодействие. После объяснения данных понятий они вносятся в опорный сигнал. На уроке «Радости и сложности общения» эффективно проведение психологического упражнения «Спина к спине». Цель упражнения: создать ситуацию необычного общения.

Инструкция: « В группе имеется возможность получить опыт общения, недоступный в повседневной жизни. Двое учащихся садятся спиной друг к другу и стараются в таком положении в течение 3-5 минут поддерживать разговор»

Рефлексия:1. Было ли это похоже на знакомые житейские ситуации?

2.В чем отличия?

3.Легко ли было вести разговор?

4.Получается ли беседа более откровенной или нет?

Обсуждение выполнения задания подводит учащихся к выводу о ценности общения, о важной роли визуального общения. Теоретический материал учебника Л.Н. Боголюбов Обществознание 8-9 класс стр.68-73 используется для продолжения беседы по теме «Общение». Затрагиваются вопросы культуры общения. На данном уроке изучая конфликтные ситуации возможно применение психологической игры «Стул сгорел».

Цель - на примере анализа конкретной ситуации рассмотреть возникновение конфликта, проанализировать действия учащихся и способы разрешения конфликтной ситуации.

Инструкция: стулья (на один меньше, чем участников) ставятся в круг сиденьями наружу. Все бегают по кругу, не касаясь стульев, и по команде ведущего садятся. Тот, кому не хватило стульев, выбывает, один стул убирается.

Психологические игры и упражнения позволяют не только снять напряжение на уроке, но и способствуют созданию ситуаций, при которых учащиеся используют для анализа знания, полученные на уроках обществознания и свой личный опыт. Один из центральных вопросов темы «Человек среди людей» о дружбе изучается на уроке «Бесценный дружеский союз». Именно на этом уроке учителю необходимо сформировать представление о дружбе как межличностном отношении. Учащиеся должны понимать, что такое групповая сплочённость.

Психологическая игра «Слепой треугольник» направлена на формирование групповой сплочённости. Инструкция: участникам завязываются глаза, предлагается найти спрятанную в комнате веревку и сделать из нее равносторонний треугольник так, чтобы все участники держались за веревку. Выполнить это задание можно только, действуя совместно. Рефлексия после игры направлена на осознание совместного действия в выполнении сложного задания. Психологический тренинг на уроках обществознания положительно воспринимается детьми. Для учителя это один из методов решения триединой задачи урока. Итогом изучения темы стало сочинение-размышление, которое было предложено написать восьмиклассникам. При написании сочинения ученик должен был объединить материал учебника, практикума и свой опыт. Тема сочинения «Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается, но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается ещё больше» Ларошфуко. Анализ сочинений показал, что учащиеся усвоили теоретический материал, в своих работах многие анализировали ситуации, проигранные на психологических практикумах. Это доказательство эффективности использования психологических игр и ситуаций на уроках обществознания.










































«Психологический практикум на уроках обществознания 8 класса в изучении темы: «Человек среди людей».


1.Психологическое упражнение «Слепец и поводырь».

Цель: работая в паре, учащиеся должны почувствовать опыт ответственности, беспомощности, доверия партнеру; ощущение собственного страха и его преодоления.

Инструкция: «Поводырь» ведет участника «слепца» с завязанными глазами на другой коней класса, преодолевая препятствия с помощью устных рекомендаций».

Рефлексия упражнения:

  1. Какие чувства испытывал каждый участник?

  2. Что понравилось в упражнении?

  3. Кем быть легче ведомым или ведущим?


2. Психологическое упражнение «Ценности».

Цель: возможность осознать и почувствовать важность построения собственной иерархии ценностей.

Инструкция:

« Учащимся раздаются по 6 листочков и на них пишут то, что является ценным в жизни. Затем листочки ранжируются, чтобы самое ценное оказалось на последнем листочке. Далее учащиеся выполняют действия по инструкции психолога: «Представьте, что случилось что-то страшенное и из жизни исчезла та ценность, которая написана на 1 листочке. Предлагаю смять и отложить бумажку и осознать, как тебе теперь без этого живется». И так происходит с каждой ценностью по порядку. Каждый раз психолог предлагает обратить внимание на внутреннее состояние после потери ценности. Далее психолог объявляет: «Произошло чудо и появилась возможность вернуть одну из ценностей, выбрав любую смятую бумажку. А затем учащиеся возвращают остальные ценности».

Рефлексия упражнения:

  1. Какие чувства испытывал каждый участник?

  2. Что вы осознали?


3. Психологическое упражнение «Спина к спине»

Цель: ощущение необычного опыта общения

Инструкция: « В группе имеется возможность получить опят общения, недоступный в повседневной жизни. Два учащихся садятся спиной друг к другу и стараются в таком положении в течении 3-5 минут поддерживать разговор»

Рефлексия:

  1. Было ли это похоже на знакомые житейские ситуации?

  2. В чем отличия?

  3. Легко ли было вести разговор?

  4. Получается ли беседа более откровенной или нет?


4. Психологическое упражнение :«Ладошка».

Цель: позитивная обратная связь, возможность выражения позитивных эмоций и завершение работы группы.

Инструкция: « Каждый обводит на листе бумаги контур ладони. В центре пишет свое имя, в каждом пальце что-то, что нравится в самом себе. Затем лист предают соседу справа, который за 30 секунд пишет на листе что-то, что нравится в человеке, хозяине ладоши. Так через весь круг хозяину лист возвращается в перевернутом виде».

Рефлексия:

  1. Какие чувства ты испытал, когда читал о своих положительных качествах?

  2. Какое качество тебе было приятно прочитать?

  3. Твое настроение изменилось? Почему?

Практикум по обществознанию "Человек среди людей" (8 класс)
  • Обществознание
Описание:

практикум на уроках обществознания в 8 классе в изучении темы «Человек среди людей»

Школьный предмет обществознание наряду с решением образовательных задач призван решать в школе воспитательные задачи. В курсе обществознания 8 класса большое внимание уделяется изучению вопросов межличностных отношений и это неслучайно. Подросток 14-15 лет определяет своё место в обществе, ищет себя. Взрослые педагоги, психологи должны оказать ему помощь в самоопределении. В практике учителей обществознания школы проведение интегрированных уроков совместно с психологом школы Зенченко Татьяной Ивановной. Накоплен богатый опыт проведения совместных занятий, на которых интегрирован обществоведческий материал и различные задания психологического практикума. В данной работе обобщён опыт изучения темы «Человек среди людей». По программе на изучение данной темы отведено 6 уроков: основы межличностных отношений, радости и сложности общения, взаимоотношения в малой группе, основы дружбы и любви, взаимоотношения в семье. Важно на уроках не только сформировать понятийный аппарат, умения и навыки, но и научить восьмиклассников обдумывать свои поступки, оценивать своё поведение в конкретных ситуациях. На уроке по теме «Межличностные отношения» был дан теоретический материал в виде опорного сигнала.

 

 

2.Что понравилось в упражнении?

3.Кем быть легче ведомым или ведущим?

Игра «Слепец и поводырь» подводит учащихся к пониманию понятий взаимопонимание, взаимопомощь, взаимодействие. После объяснения данных понятий они вносятся в опорный сигнал. На уроке «Радости и сложности общения» эффективно проведение психологического упражнения «Спина к спине».Цель упражнения: создать ситуацию необычного общения.

Инструкция: « В группе имеется возможность получить опыт общения, недоступный в повседневной жизни. Двое учащихся садятся спиной друг к другу и стараются в таком положении в течение 3-5 минут поддерживать разговор»

Рефлексия:1. Было ли это похоже на знакомые житейские ситуации?

2.В чем отличия?

3.Легко ли было вести разговор?

4.Получается ли беседа более откровенной или нет?

Обсуждение выполнения задания подводит учащихся к выводу о ценности общения, о важной роли визуального общения. Теоретический материал учебника Л.Н. Боголюбов Обществознание 8-9 класс стр.68-73 используется для продолжения беседы по теме «Общение». Затрагиваются вопросы культуры общения. На данном уроке изучая конфликтные ситуации возможно применение психологической игры «Стул сгорел».

Цель - на примере анализа конкретной ситуации рассмотреть возникновение конфликта, проанализировать действия учащихся и способы разрешения конфликтной ситуации.

Инструкция: стулья (на один меньше, чем участников) ставятся в круг сиденьями наружу. Все бегают по кругу, не касаясь стульев, и по команде ведущего садятся. Тот, кому не хватило стульев, выбывает, один стул убирается.

Психологические игры и упражнения позволяют не только снять напряжение на уроке, но и способствуют созданию ситуаций, при которых учащиеся используют для анализа знания, полученные на уроках обществознания и свой личный опыт. Один из центральных вопросов темы «Человек среди людей» о дружбе изучается на уроке «Бесценный дружеский союз». Именно на этом уроке учителю необходимо сформировать представление о дружбе как межличностном отношении. Учащиеся должны понимать, что такое групповая сплочённость.

Психологическая игра «Слепой треугольник» направлена на формирование групповой сплочённости. Инструкция: участникам завязываются глаза, предлагается найти спрятанную в комнате веревку и сделать из нее равносторонний треугольник так, чтобы все участники держались за веревку. Выполнить это задание можно только, действуя совместно. Рефлексия после игры направлена на осознание совместного действия в выполнении сложного задания. Психологический тренинг на уроках обществознания положительно воспринимается детьми. Для учителя это один из методов решения триединой задачи урока. Итогом изучения темы стало сочинение-размышление, которое было предложено написать восьмиклассникам. При написании сочинения ученик должен был объединить материал учебника, практикума и свой опыт. Тема сочинения «Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается, но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается ещё больше» Ларошфуко. Анализ сочинений показал, что учащиеся усвоили теоретический материал, в своих работах многие анализировали ситуации, проигранные на психологических практикумах. Это доказательство эффективности использования психологических игр и ситуаций на уроках обществознания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Психологический практикум на уроках обществознания 8 класса в изучении темы: «Человек среди людей».

 

1.Психологическое упражнение «Слепец и поводырь».

Цель: работая в паре, учащиеся должны почувствовать опыт ответственности, беспомощности, доверия партнеру; ощущение собственного страха и его преодоления.

Инструкция: «Поводырь» ведет участника «слепца» с завязанными глазами на другой коней класса, преодолевая препятствия с помощью устных рекомендаций».

Рефлексия упражнения:

  1. Какие чувства испытывал каждый участник?

  2. Что понравилось в упражнении?

  3. Кем быть легче ведомым или ведущим?

 

2. Психологическое упражнение «Ценности».

Цель: возможность осознать и почувствовать важность построения собственной иерархии ценностей.

Инструкция:

« Учащимся раздаются по 6 листочков и на них пишут то, что является ценным в жизни. Затем листочки ранжируются, чтобы самое ценное оказалось на последнем листочке. Далее учащиеся выполняют действия по инструкции психолога: «Представьте, что случилось что-то страшенное и из жизни исчезла та ценность, которая написана на 1 листочке. Предлагаю смять и отложить бумажку и осознать, как тебе теперь без этого живется». И так происходит с каждой ценностью по порядку. Каждый раз психолог предлагает обратить внимание на внутреннее состояние после потери ценности. Далее психолог объявляет: «Произошло чудо ипоявилась возможность вернуть одну из ценностей, выбрав любую смятую бумажку. А затем учащиеся возвращают остальныеценности».

Рефлексия упражнения:

  1. Какие чувства испытывал каждый участник?

  2. Что вы осознали?

 

3. Психологическое упражнение «Спина к спине»

Цель: ощущение необычного опыта общения

Инструкция: « В группе имеется возможность получить опят общения, недоступный в повседневной жизни. Два учащихся садятся спиной друг к другу и стараются в таком положении в течении 3-5 минут поддерживать разговор»

Рефлексия:

  1. Было ли это похоже на знакомые житейские ситуации?

  2. В чем отличия?

  3. Легко ли было вести разговор?

  4. Получается ли беседа более откровенной или нет?

 

4. Психологическое упражнение :«Ладошка».

Цель: позитивная обратная связь, возможность выражения позитивных эмоций и завершение работы группы.

Инструкция: « Каждый обводит на листе бумаги контур ладони. В центре пишет свое имя, в каждом пальце что-то, что нравится в самом себе. Затем лист предают соседу справа, который за 30 секунд пишет на листе что-то, что нравится в человеке, хозяине ладоши. Так через весь круг хозяину лист возвращается в перевернутом виде».

Рефлексия:

 

  1. Какие чувства ты испытал, когда читал о своих положительных качествах?

  2. Какое качество тебе было приятно прочитать?

  3. Твое настроение изменилось? Почему?

Автор Cтатьева Марианна Николаевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Обществознание
Подраздел
Просмотров 3785
Номер материала 50981
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓