Главная / Русский язык и литература / практико-значимый проект на тему"Реализация обучения детей-инвалидов с использованием дистанционнных образовательных технологий"

практико-значимый проект на тему"Реализация обучения детей-инвалидов с использованием дистанционнных образовательных технологий"

МОУ СОШ №18 пгт.Белоозерский,Воскресенского района,Московской области.Выполнила Захарова Г.А.

Практико-значимый проект на тему «Реализация обучения детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий»

Введение

В России практику дистанционного обучения активно используют многие учебные заведения, причем ежегодно число их существенно возрастает. Не так интенсивно, но дистанционное обучение приходит и в среднее образование. Форма нынешнего школьного образования во многом уже не соответствует социальному заказу общества. Традиционная классно-урочная схема тормозит интеллектуальное развитие ученика, ограничивает возможности для углубленного изучения материала, исследования проблемы, самостоятельного поиска информации. Национальные проекты в сфере образования, реализуемые правительством, повсеместное подключение школ к сети Интернет дали новые стимулы для развития инновационных форм обучения. Основные положения современной концепции системы образования включают формирование у учащихся:
• критического мышления;
• духовно-познавательных ценностей;
• системы фундаментальных знаний;
• умений по решению разнообразных проблем;
• потребностей приобретения новых знаний;
• культуры социальной коммуникации;
• рефлексии.

Предметом изучения моей работы является влияние дистанционной формы обучения на развитие детей с ОВЗ
В качестве объекта выступает образовательно-педагогический процесс, целенаправленно организуемый, в условиях дистанционного обучения.

Цель данной работы:
Теоретически обосновать и практически разработать дистанционный курс

обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
Задачи:
• Теоретически обосновать организацию дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
• Определение условий особенностей работы преподавателя ДО
• Разработать дистанционный курс по дистанционному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья
• Реализация дистанционного курса
Выводы:

Анализ литературы по данной теме показал, что вопрос организации дистанционной формы обучения детей, в том числе детей с ОВЗ базовому курсу информатике актуален, но недостаточно изучен, особенно для детей данного контингента. Крайне ограничен набор адаптированных тематических материалов и методик.
Недостаточно специализированных учебных заведений занимающихся дистанционным обучением детей с ограниченные возможностями жизнедеятельности. Практически отсутствуют педагоги-дефектологи, владеющие навыками дистанционной работы.
В Москве на протяжении пяти лет успешно работает школа для детей-инвалидов использующая очную и дистанционную форму обучения, по окончании, которой учащимся выдаются аттестаты государственного образца. Эта школа является единственной в России и ведет экспериментальную работу.
Основной задачей работы будет являться разработка тематического материала(курса), адаптированного для детей с ОВЗ.

Основные показатели и критерии достижения цели:
Степень оснащенности детей инвалидов, обучение которых проводится на дому, средствами компьютерных телекоммуникаций.
Методическая оснащенность учебного процесса в режиме дистанционного обучения.
Интеграция режимов обучения дистанционного и очного.
Сравнительный анализ результатов обученности в режимах дистанционного обучения и надомного.
Пути достижения целей:
Адаптации программно-педагогических средств к режиму дистанционного обучения.
Разработка программно-педагогических средств к режиму дистанционного обучения.
Оснащение детей инвалидов, обучение которых проводится на дому средствами компьютерных телекоммуникаций, с выходом в Интернет.
Проведение семинаров и конференций по обмену опытом.

Основная часть
1. Организация обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья
Дистанционное обучение (ДО) в школе можно использовать для организации:
1. Дистанционной поддержки очного образования - используя средства электронного обучения. Учащийся может получать задания и отправлять их на проверку .
2. Поддержки очного образования - выполнение отдельных практических заданий, тестов проходит во время учебных занятий в системе электронного обучения.
Система ДО может обеспечить:
1. Выбор удобного времени и места для обучения как для преподавателя, так и для ученика
2. Прочное усвоение знаний
3. Контакт преподавателя с учеником по мере необходимости. Если ученик работает, он контактирует с преподавателем.
4. Индивидуализацию обучения
Применительно к школьному образованию, наиболее эффективной моделью внедрения ДО является интеграция очной и дистанционной форм обучения. Использование дистанционных курсов профильного направления в старших классах позволит существенно улучшить качество знаний учащихся и уменьшить учебную нагрузку. Замена урочной формы на самостоятельные, проективные виды деятельности создаст условия для продуктивного творчества учащихся. Дистанционную форму также эффективно применять в целях ликвидации пробелов в навыках и умениях или углубления знаний. Обучение, построенное на использовании интернет - технологий, позволяет решить проблемы обеспечения качественного образования в случаях недоступности или ограниченной доступности очного обучения: болезни, удаленность от учреждений образования и т.д.

Понятие дистанционной формы обучения
Дистанционное обучение через Интернет - это обучение, при котором предоставление обучаемым существенной части учебного материала и большая часть взаимодействия с преподавателем осуществляются с использованием технических, программных и административных средств глобальной сети Интернет.

Отличительной особенностью ДО является предоставление обучаемым возможности самим получать требуемые знания, пользуясь развитыми информационными ресурсами, предоставляемыми современными информационными технологиями. Информационные ресурсы:скайп, базы данных и знаний, компьютерные, в том числе мультимедиа, обучающие и контролирующие системы, видео- и аудиозаписи, электронные библиотеки - вместе с традиционными учебниками и методическими пособиями создают уникальную распределенную среду обучения, доступную широкой аудитории.

Проведение видео- и телевизионных лекций, круглых столов, компьютерных видео- и текстовых конференций, возможность частых, вплоть до ежедневных, консультаций с преподавателем по компьютерным коммуникациям делают взаимодействие обучаемых с преподавателями даже более интенсивными, чем при традиционной форме обучения.
Интенсивные телекоммуникационные взаимодействия обучаемых между собой и с преподавателями консультантами позволяют проводить электронные семинары и деловые игры.

Чем же так привлекательно дистанционное образование?

В первую очередь, конечно же, своей гибкостью. Участники дистанционной формы обучения, как правило, не посещают регулярные занятия в виде лекций и семинаров, а работают в удобном для себя месте, в удобное время и в удобном темпе. Каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения предмета и получения необходимых зачетов по выбранным курсам. Это является большим преимуществом для людей, которые не могут или не хотят изменить свой обычный уклад жизни. Дистанционное образование становится доступным не только тем, кто вынужден совмещать учебу с работой, но и людям с ослабленным здоровьем и инвалидам.

Несомненным преимуществом является и модульный принцип, который положен в основу дистанционного обучения. Каждый отдельный курс создает целостное представление об определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых курсов-модулей формировать учебную программу, отвечающую индивидуальным потребностям учащегося.

Дистанционная форма обучения детей с ОВЗ, является основной и наиболее эффективной. C появлением Internet, организовать дистанционные курсы обучения стало возможно.

Индивидуальный подход в обучении таких детей, это основа их обучения.
Необходимо скорректировать учебную программу, учитывая умственные и физические особенности учащегося, подготовить индивидуальный курс обучения.
Только совместная работа учителей, психологов, педагогов, врачей, родителей, служб социальной защиты и правительства, даст возможность организовать ДО таким образом, чтобы наиболее эффективно, безопасно для ребенка построить процесс обучения, воспитания и развития. Это в конечном итоге дает каждому участнику процесса обучения возможность стать социально значимым лицом общества.

Нормативный блок
Глава государства распорядился принять предложение Правительства РФ о подписании Конвенции о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года, и поручил МИД России подписать от имени Российской Федерации указанную Конвенцию.

Конвенция является первым всеобъемлющим международно-правовым документом, направленным на защиту прав лиц с различными видами устойчивых физических, психических, умственных или сенсорных нарушений.

Она содержит 50 статей, направленных на защиту и поощрение прав инвалидов, ликвидацию дискриминации по отношению к ним, обеспечение их права на работу, медицинское обслуживание, образование и полное участие в жизни общества, а также доступ к правосудию, личную неприкосновенность, свободу от эксплуатации и злоупотреблений, свободу передвижения и т.д.

Конвенция направлена на защиту прав примерно 650 млн человек с ограниченными возможностями.
Согласно Конвенции, государства должны принять и выполнять законы и другие меры, направленные на улучшение правовой защиты инвалидов. Также они обязаны отменить законодательные акты и бороться со всеми традициями и практикой, которые допускают дискриминацию в отношении лиц с ограниченными физическими возможностями.

В Концепции модернизации российского образования заявлен принцип равного доступа молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания и состояния здоровья. Одним из направлений реализации этого требования является развертывание новых моделей содержания образования и его организации, в том числе развитие дистанционного образования. Систематическое использование компьютера дома или в больнице для основного и дополнительного обучения позволит приобрести начальную, профессиональную подготовку, как основу будущей профессии для детей с хроническими заболеваниями, послужит развитию творческих способностей, активизации учебного процесса.

В сложившейся системе образования больных и инвалидов действует ряд факторов, крайне негативно сказывающихся на качестве обучения. К ним относятся: необоснованный рост социального неравенства школьников и абитуриентов, в праве на образование (сокращенная учебная программа) при поступлении в средние специальные учебные заведения и ВУЗы. Оно выражается в том, что получение знаний обычным путем для больных и инвалидов ограничено или невозможно. Это не только отодвигает от высшего образования и профессиональной деятельности часть способных детей, но и многократно усиливает социальную напряженность и криминализацию в среде молодежи. Расширить доступ инвалидов, к образовательным программам и посильной трудовой деятельности возможно широко внедряя новые информационно-образовательные технологии (их спасение – через образование).
Во всех странах и любой группе общества есть дети-инвалиды, они составляют значительную часть нашего общества, их число продолжает увеличиваться. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья наравне с другими должен получать образование и развиваться. Проводимая в настоящее время политика в отношении инвалидов – результат развития мирового сообщества в течение последнего столетия. Она прошла путь от идеи полноценного ухода за инвалидами в соответствующих учреждениях до получения равных возможностей в образовании

Особенности работы преподавателя ДО
Современный педагог сегодня – это не только традиционный, очный преподаватель, но и человек, знающий образовательный сегмент сети Интернет, ориентирующийся в педагогических сетевых сообществах, имеющий навыки проведения образовательного процесса с помощью информационно-коммуникационных технологий, знающий педагогические технологии дистанционного обучения, умеющий преподать свой предмет в любой форме с помощью любых средств общения.

Подготовка педагогических кадров, сориентированных на работу в условиях ДО, стала в последнее время наиболее острой проблемой многих российских учебных заведений.

Сложность подготовки преподавателей ДО состоит в отсутствии комплексной программы, которая должна содержать несколько направлений:
1. Современные личностно-ориентированные формы и методы обучения
2. Методика и дидактика ДО
3. Педагогическая психология ДО
4. Средства информационных и коммуникационных технологий
5. Управление процессом ДО, организация контроля знаний обучающихся
6. Учителю необходимо постоянно повышать свою компетентностЬ в области владения педагогическими технологиями дистанционного обучения, сетевым инструментарием и методикой его использования в рамках учебного процесса.

Среди моделей дистанционного обучения, выделенных Полат Е.С., наибольшее распространение на сегодня получили интеграция очного и дистанционного обучения, сетевое обучение (как проведение автономных дистанционных курсов, так и обучение в информационно-образовательной среде) и модель дистанционного обучения с помощью кейс-технологий. Следовательно, второе, чему следует учить современного педагога, – это работе с данными моделями дистанционного обучения и получению эффективного результата обучения.

Можно выделить несколько категорий преподавателей, участвующих в процессе ДО:
1. Автор-редактор курса занимается разработкой курсов ДО, электронных учебников, консультирует педагогов, которые будут проводить дистанционные курсы.
2. Преподаватель-тьютор организовывает взаимодействие удалённого преподавателя с группой в форме ДО.
3. Преподаватель-консультант ведёт занятия в региональном учебном центре, имея сертификат от базового учебного заведения. Консультирует обучающихся по программам, методикам и технологиям, заданным базовым учебным заведением, в рамках дисциплин и сроков, определяемых его сертификатом.
4. Преподаватель ДО это "виртуальный" преподаватель, работающий с учащимися через Интернет. Современный преподаватель ДО должен владеть различными моделями ДО, педагогическими технологиями ДО и средствами ИКТ в условиях ДО, а также знающий психологические азы организации процесса ДО и работы с удалённым учеником.

Преподаватель, виртуозно владеющий всем необходимым инструментарием и методикой ДО, способен с одинаковой эффективностью преподавать свой курс как очно, так и дистанционно, а также очно-дистанционно. Это позволяет работать с различными группами учеников, расширить круг обучающихся, выбрать для всех участников процесса ДО наиболее оптимальный режим работы (по времени, условиям, использованию ИКТ), сочетать научную и педагогическую деятельность, получать дополнительный заработок, обучая из других учебных заведений других городов и стран.

Функции преподавателя ДО:
1. Организация учебной и исследовательской деятельности учащихся с использованием ИКТ
2. Организация работы по созданию учащимися телекоммуникационных проектов
3. Индивидуальное и групповое обучение в различных моделях
4. Разработка различных дидактических моделей на базе сетевого ресурса
5. Подготовка превентивных заданий к уроку
6. Взаимодействие с педагогом-куратором и психологом
7. Организация работы в малых группах сотрудничества
8. Участие в педагогических телеконференциях и семинарах
9. Анализ и оценивание работ учащихся
10. Участие в процедуре модерации
11. Проведение он- и офф-лайн консультаций
12. Проведение Интернет-дискуссий и Интернет-конференций
13. и др.

Компетенции преподавателя ДО
Возникает вопрос – какими способами стоит реализовать обучение педагога? Для обучения педагога возможно очное и дистанционное повышение квалификации. Последнее удобно и эффективно.
Какими особенными знаниями должен обладать дистанционный педагог в дополнение к тем, которым уже обладает, когда работает очно? Данные компетенции возможно отнести к трём группам:
• компетенции в области психологии (знание психологических особенностей общения в виртуальной среде, особенностей возрастных изменений восприятия виртуального общения, принципах дистанционного обучения детей, подростков, взрослых и т.д.);
• компетенции в области педагогики: педагогические технологии дистанционного обучения (методики и соответствующие им технологии);
• компетенции в области информационных технологий: свободное владение средствами общения в сети Интернет, стремление к изучению новых средств, сервисов сети, овладение постоянно совершенствующимся инструментарием.
Формирование данных компетенций может проходить максимально эффективно на курсах повышения квалификации в режиме дистанционного обучения. Именно ДО поможет педагогам сразу же попасть в новую обучающую среду и воспринять теорию и практику одновременно. Пройдя через роль учеников в рамках курсов, педагогам будет в дальнейшем проще организовать дистанционный учебный процесс, учитывая свой опыт обучения и имея возможность анализа позиции учителя и ученика в процессе ДО.

3 Разработка дистанционного курса
Деятельность преподавателя дистанционного обучения организационно можно разделить на 2 этапа:
I. Разработка дистанционного курса.
II. Реализация дистанционного курса.

В некоторых случаях разработкой дистанционного курса занимаются авторы-разработчики. Но как при очном обучении педагог должен знать, как методически разрабатывать курс, так и при ДО педагог должен иметь полное представление о разработке дистанционного курса. Даже в случае, если он не разрабатывает курс сам, он должен понимать методику разработки, чтобы квалифицированно доработать предложенный ему дистанционный курс, адаптировать под разный уровень обучающихся.

Для разработки дистанционного курса педагогу необходимо сформировать информационные компетенции, которые заключаются в следующем:
• компетенции проектирования собственно профессионального продукта, способность разрабатывать стратегию дальнейшего профессионального развития в области дистанционного обучения;
• компетенции разработки, создания, внедрения и применения учебно-методического комплекса (УМК) в образовательном дистанционном процессе, проектирование систем и средств сопровождения методической работы в учебном заведении;
• компетенции владения совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством при организации дистанционного обучения;
• компетенции владения приемами создания педагогических тестов, проектирования системы оценки качества тестовых материалов, умения выбора программного обеспечения и технологий проведения тестирования и др.

4. Реализация дистанционного курса
Для реализации дистанционного курса педагогу необходимо сформировать коммуникативные и коммуникационные компетенции, а также компетенции личностного самосовершенствования:
• компетенции в сфере самостоятельной, познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе вне учебных компетенций;
• компетенции в сфере образовательно-организационной деятельности, в том числе умение анализировать ситуацию, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике взаимоотношений дистанционных учителей и учеников, навыки самоорганизации.
Структура типового дистанционного курса, направленного на формирование данных компетенций, должна быть адаптирована применительно к подготовке преподавателей ДО.

В модели присутствуют 5 блоков:
1. Блок содержания курса (лекции, инструкции для слушателей, источники, глоссарии).
2. Блок контроля:
• текущий (контрольная работа, веб-квест, резюме, статья, ситуационный анализ, тест, консультации on-line);
• итоговый (круглый стол, проектная работа, дистанционный урок).
3. Организационный блок (форум знакомств, документация учебного процесса, текущие объявления).
4. Блок средств коммуникаций для индивидуального и группового обучения (форум, e-mail, видеоконференции, голосовой чат, блоги, сайты сетевых сообществ, чат, список рассылки и др.).
5. Блок подведения итогов (рефлексия после изучения каждого модуля и в конце курса).
Блоки 1 и 2 представляют собою методическую работу до проведения курса (подготовку), блоки 3 и 4 – проведение курса, и блок 5 – фиксирование результатов.
Реализация дистанционного курса происходит в несколько этапов. Для каждого этапа при подготовке курса разрабатывается методическое наполнение типовых блоков дистанционного курса, а также описываются особенности использования педагогических технологий ДО.

Возможности дистанционного обучения:
• оперативность предоставления информации. В традиционном обучении источником информации является книга, цикл обновления которой занимает месяцы, а иногда и годы. Сегодня есть целый ряд динамично развивающихся наук, в которых информация, суммированная в монографиях, устаревает уже к моменту их издания. Интернет позволяет обновлять любую информацию и обеспечивать доступ к ней для обучающихся в течение минут;
• более гибкая организация учебного процесса. В любом образовательном предмете есть разделы более простые и более сложные. Электронное обучение позволяет преподавателю сконцентрироваться на более сложных разделах курса, выложив простые фрагменты для самостоятельной проработки;
• автоматизация учебного процесса – преподавателю нет необходимости составлять множество однотипных вариантов заданий для теста и проверять результаты их исполнения: система подберет любые параметры по желанию преподавателя, осуществит проверку и сохранит результаты;
• мультимедийность. Помимо традиционной текстовой и графической информации, в дистанционное образование предполагает использование в процессе образования всех средства мультимедиа: анимации, видео, звука и цвета. Это обеспечивает наглядность преподаваемого материала и позволяет задействовать большинство механизмов восприятия человеком новой информации;
• электронные технологии обучения лучше соответствуют менталитету современной молодежи, для которой сеть интернет практически стала «второй реальностью»;
• уверенное владение современными информационно коммуникационными технологиями является одним из ключевых компетенций выпускника современного образовательного учреждения. Прохождение студентом обучения позволяет резко повысить общую компьютерную грамотность обучающегося.



Заключение
Но, как и везде, в системе дистанционного обучения есть и свои минусы. Значительная часть молодежи рассматривает жизнь в сети как вторую реальность, которая в некоторых случаях превращается в реальность первую. Есть риск получить «электронное поколение» с простым механистическим мышлением, оторванное от реальной жизни. Неадекватное использование электронного обучения может способствовать развитию этих негативных тенденций. Разумеется, это не означает отказа от полноценного и масштабного внедрения электронных технологий. Вне всякого сомнения, они прогрессивны и необходимы. Вопрос заключается только в том, чтобы электронное образование не вытеснило традиционное образование, а интегрировалось в него.

Заключая этот фрагмент о соотношении между электронным и традиционным образованием, можно утверждать, что курс, подготовленный и реализованный талантливым, любящим свое дело, преподавателем будет всегда лучше аналогичного чисто электронного курса. С другой стороны, продуманный, хорошо подготовленный электронный курс может обеспечить более высокое качество образования, чем работа слабого преподавателя. Однако, в случае даже самого сильного преподавателя, электронные технологии предоставляют ему интегрированный набор мощных инструментов дальнейшего повышения качества реализации курса. Электронное образование является практически идеальным для организации дистанционного (заочного) обучения, а также для организации образовательного процесса в филиалах вуза. Однако наилучшие результаты оно обеспечивает при так называемом смешанном обучении.

Библиография
1. Агаев В.Т. Методические рекомендации по подготовке материалов для учебных аудио-видеосредств. – М.: МИЭП, 2008.
2.Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида / Пер. с англ. – М.: Педагогика, 2007.
3.Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение: Учебно-методическое пособие. – М.: ВУ, 2009.
4.Архипов Б.А., Воробьева Е.А., Семенович А.В., Назарова Л.С., Шегай В.М. Комплексная методика психомоторной коррекции. – М., 2007.
5.Дистанционное обучение: Учебное пособие / Под ред. Е.С. Полат. – М.: ВЛАДОС, 2008.
6.Долгалев Б.А., Ладикова В.Н. Социально-психологические проблемы инвалидов // Человек: его сущность, развитие и проблемы. Вып. 1 / Под ред. В.С. Кукушина. - Ростов н/Д., 2007.
7. Быков Д.А. Дети с ограниченными возможностями и общество // Дополнительное образование. - 2006. - №1. Андреев А.А. К вопросу об определении понятия "Дистанционное обучение". [Электронный документ] / 8. А.А. Андреев.- (http://www.e-joe.ru/sod/97/4_97/st096.html), дата обр. к д-ту 13.03.2012г.
9. Ишемгулова, И.Г. Дистанционные формы обучения: проблемы, перспективы. [Электронный документ] / И.Г. Ишемгулова.- (http://biro.ufanet.ru/files/dok/IchemgulovaIG.doc), дата обр. к д-ту


практико-значимый проект на тему"Реализация обучения детей-инвалидов с использованием дистанционнных образовательных технологий"
  • Русский язык и литература
Описание:

Практику дистанционного обучения активно используют многие учебные заведения,причем ежегодно число их существенно возрастает.Не так интенсивно,но дистанционное обучение приходит и в среднее образование.Форма традиционная классно-урочная схема тормозит интеллектуальное развитие ученика,ограничивает возможности для углубленного изучения материала,исследования проблемы,самостоятельного поиска информации.Национальные проекты в сфере образования,реализуемые правительством,повсеместное подключение школ к сети Интернет дали новые стимулы для развития инновационных форм обучения.

Автор Захарова Галина Анатольевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1136
Номер материала 36782
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓