ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ
ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»
Практико-значимый
проект на тему:
«Развитие
познавательной активности старших дошкольников с задержкой психического
развития в процессе детского экспериментирования».
Выполнила
Педагог-психолог
Долова
Наталья Юрьевна
МДОУ№7
компенсирующего вида
Город
Раменское
Орехово-Зуево
2014
Введение
В свете ФГТ приоритетным направлением
образования является развитие личностных качеств ребенка. Я работаю в ДОУ
компенсирующего вида в группе с детьми с задержкой психического развития. Основной
целью моей работы является социализация детей, формирование
практически-ориентированных навыков и интеграция в общество сверстников.
При отсутствии ФГТ к коррекционным
программам обучения я опираюсь в своей работе на раздел общеобразовательной
программы «От рождения до школы» под реакцией М.А. Васильевой «Содержание
коррекционной работы», в котором одним из планируемых итоговых результатов
значится: «Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать». Такой результат
возможен при развитии мыслительной деятельности и познавательной активности
ребенка. Дети с ЗПР отличаются своеобразием мыслительной деятельности, которое
обусловлено различным расхождением и несогласованностью их уровня актуальных
представлений, понятий, знаний и «зоны ближайшего развития». В целом решение
соответствующих возрасту мыслительных задач на наглядно-практическом уровне для
них доступно, однако дети могут затрудняться в объяснении причинно-следственных
связей. Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса
знаний и представлений об окружающем мире и практических навыков, соответствующих
возрасту и необходимых для начала обучения в школе. Им многое дается гораздо
труднее, чем другим. Для них характерно: отсутствие интереса, замедление и
фрагментальность восприятия, мышления, низкий уровень речевого развития,
снижена познавательная способность и быстрая утомляемость. Несмотря
испытываемые трудности, дети с ЗПР с интересом наблюдают за экспериментами, а в
последствии становятся их участниками. Это объясняется тем, что им присуще
наглядно – действенное мышление и формируется наглядно – образное мышление, а
экспериментирование, как 133 никакой другой метод, соответствует этим
возрастным особенностям. В развитии детей с ЗПР оно имеет важное значение, ведь
чем больше ребенок будет наблюдать, воспринимать (зрительно, на ощупь, на слух)
различные явления, предметы, открывать в них новые свойства, чем больше он будет,
пытается систематизировать их, основываясь на своих знаниях и приобретаемом
собственном опыте, тем значительнее будут его успехи в развитии познавательных
способностей.
Поэтому я веду коррекционно педагогическую
работу по теме: «Развитие познавательной активности у детей с ЗПР в процессе
исследовательской деятельности», которая осуществляется с помощью различных
методов:
практических, наглядных, словесных.
Ведущими признаются методы, направленные на организацию практической деятельности
детей с ЗПР, ее активизацию и самостоятельность. Считаю, что только будучи
активным исследователем и
экспериментатором, ребенок накопит тот
запас сведений, на который будет опираться, осваивая научные премудрости.
Моя работа направлена на развитие опытно
– экспериментальной деятельности детей с ЗПР и решения следующих задач:
1. Обогащение и уточнение представлений
детей с ЗПР о неживой природе через элементарное экспериментирование.
2. Формирование у детей с ЗПР умений
пользоваться приборами – помощниками при проведении экспериментов.
3. Развитие у детей с ЗПР познавательных
способностей (анализ, классификация, сравнение, обогащение);
4. Развитие ребенка в социально –
личностном направлении: (развитие коммуникации, совершенствование самостоятельности).
Реализацию осуществляю на основе следующих принципов: целостности; систематичности
и последовательности; индивидуально – личностной ориентации воспитания;
доступности; результативности. Немаловажное значение в развитии детской
активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная
среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность
ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. В связи
с этим мною оформлена «мини – лаборатория», где созданы условия для совместного
и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности детей. В
«мини – лаборатории» имеется разнообразное оборудование: различные емкости;
трубочки; увеличительные
стекла, лупа; измерительные приборы;
компас, бинокль; губка, пенопласт; песок, камни, глина, уголь и т.д.
Созданные условия вызывают повышенный
интерес к исследовательской деятельности у детей с задержкой психического
развития. Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое
я активно использую – опыты. Их провожу как на занятиях, так и в свободной
самостоятельной и совместной деятельности. Дети с огромным удовольствием проводят
опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, камнями, снегом, водой,
льдом и пр. Например, предлагаю слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети
рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу,
обнаруживают, что он состоит из мелких песчинок, этим объясняется свойство
сухого песка – сыпучесть.
По теме «Вода» проводили опыты: «Наливаем
– выливаем», «Снежинка на ладошке», «Превращение воды в лед»,
«Тонет – не тонет» и др. В процессе
проведения опытов задействую каждого ребенка. Такие опыты чем – то напоминают ребятам
фокусы, они необычны, а главное – дети все проделывают сами.
Проанализировав результаты своей педагогической
деятельности по этой теме, я пришла к выводу, что опыт работы в данном
направлении эффективен для развития познавательной активности детей с ЗПР в
процессе исследовательской
деятельности. Результатом моей работы
явилось: повышение уровня развития любознательности; исследовательских умений и
навыков детей (видеть и определять проблему, анализировать объект, осуществлять
эксперимент, делать
определенные выводы); повышение уровня
развития познавательных процессов; совершенствование речевого развития
дошкольников; умение сотрудничать с другими детьми; расширение знаний детей о
неживой природе.
Экспериментирование, проводимое
собственными руками, помогает детям с ЗПР самостоятельно выявить и осознать
основные свойства и отношения изучаемых объектов. Неважно, что все те маленькие
открытия, которые они совершат на каждом занятии, уже давно совершены
человечеством. Важно другое. Сейчас, сегодня дети осознают: до этого они
додумались сами! И это осознание дает им возможность испытывать высокие
мгновения радости познания, радости собственного открытия!
Цель проекта:
Приобщение старших дошкольников с ЗПР к экспериментальной деятельности
посредством использования элементов специально-организованной развивающей среды
и форм взаимодействия ДОУ и семьи.
Задачи:
·
Привитие необходимых практических навыков
в процессе систематического участия в экспериментальной деятельности.
·
Повышение эффективности работы педагогов
по организации экспериментальной деятельности детей.
·
Использование возможностей
предметно-развивающей среды в целях формирования навыков экспериментальной
деятельности.
·
Оптимизация форм взаимодействия с
родителями в процессе руководства экспериментальной деятельностью детей.
Критерии
·
Условия, созданные в группе для
организации опытно - экспериментальной деятельности детей.
·
Эффективность работы (планирования) педагогов
по организации и руководству опытно-экспериментальной деятельностью.
·
Сформированность навыков познавательно -
исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности детей.
·
Формы работы с родителями.
Показатели
·
Расширение форм, содержания предлагаемого
материала, востребованность предлагаемого материала родителями.
·
Развитие позитивной самооценки.
·
Повышение познавательной активности,
наблюдательности, самостоятельности, интереса к играм-экспериментам.
·
формирование основ грамотного поведения в
процессе экспериментальной деятельности.
Организационный
этап
·
Анализ системы работы по использованию
опытно- экспериментальной деятельности в целях развития познавательной
активности детей с ЗПР (выявление затруднений, проблемы, проведение
диагностического исследования, анкетирования родителей).
·
Поиск информации о рассматриваемом
направлении работы в научной, методической литературе, Internet источниках.
·
Подбор методического,
нормативно-правового и проективного обеспечения.
·
Разработка планирующей документации.
·
Обеспечение необходимым оборудованием.
·
Инструктивная деятельность по безопасной
организации опытно-экспериментальной деятельности детей с ЗПР.
Практический
этап
·
Включение в непосредственно
образовательную деятельность, другие виды детской деятельности опытов и
экспериментов (в соответствии с планированием).
·
Консультация для педагогов на тему:
«Использование опытов и экспериментов в образовательной деятельности».
·
Конкурс «Удивительный эксперимент» (на
самый интересный опыт для дошкольников с ЗПР).
·
Энциклопедия опытов и экспериментов
(составление буклетов с описаниями опытов).
·
«Домашние лаборатории» - совместное
экспериментирование детей и родителей в домашних мини - лабораториях.
·
«Умные сказки» - оформление тематической
подборки детской литературы.
Пример
планирования опытно - экспериментальной работы с детьми
Декабрь
Тема «Вода»
|
Содержание опытов
|
Формы и методы работы
|
Элементы развивающей среды
|
Цели:
1.Уточнить представления детей о воде и ее свойствах.
2.Сформировать понятие воды как главного источника жизни.
3.Поддерживать интерес к исследованиям.
|
1.Переливать воду из одного сосуда в другой.
2.В один стакан положить речной песок, в другой сахарный.
3.Налить воду в сосуды разной формы.
|
Познавательная деятельность:
«Роль воды в жизни людей, животных и растений»; рассматривание
альбома:
«Природа родного края».
Речевая деятельность: отгадывание загадок; разучивание
произведений народного творчества.
беседа
«Почему люди болеют?».
чтение сказки
К. Чуковского «Айболит».
|
1 Сосуды.
2.Речной и сахарный песок. 3.Альбомы с иллюстрациями
|
Обобщающий этап
Подведение итогов и выявление
эффективности проекта (диагностика, анализ предметно-развивающей среды,
наглядной информации для родителей, проверка тематического планирования).
«Марафон открытий» - театрализованное
заключительное представление по итогам проекта.
Место
реализации:
МДОУ «Детский сад
№7»
Педагог -
психолог:
Долова Наталья Юрьевна.
Заключение.
Задержка
психического развития проявляется в замедленном темпе созревания
эмоционально-волевой сферы, так и в интеллектуальной недостаточности.
Последнее
проявляется в том, что интеллектуальные способности ребенка не
соответствуют возрасту.
Значительное
отставание и своеобразие обнаруживается в мыслительной деятельности. У
всех детей с ЗПР наблюдаются недостатки памяти, причем это касается всех
видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и
долговременного. Отставание в мыслительной деятельности и особенности памяти
наиболее ярко проявляются в процессе решения задач, связанных такими
компонентами мыслительной деятельности, как анализ, синтез, обобщение и
абстрагирование.
Учитывая
все выше сказанное, этим детям необходим особый подход.
Требования
к обучению, учитывающие особенности детей с ЗПР:
Соблюдение
определенных гигиенических требований при организации занятий, то есть
занятия проводятся в хорошо проветриваемом помещении, обращается внимание
на уровень освещенности и размещение детей на занятиях.
Тщательный
подбор наглядного материала для занятий и его размещение таким образом,
чтобы лишний материал не отвлекал внимание ребенка.
Контроль
за организацией деятельности детей на занятиях: важно продумывать возможность
смены на занятиях одного вида деятельности другим, включать в план занятий
физкультминутки.
Дефектолог
должен следить за реакцией, за поведением каждого ребенка и применять
индивидуальный подход.
Практика
обучения и воспитания детей с ЗПР позволяет надеяться на положительный прогноз
в плане усвоения ими учебной программы общеобразовательной школы при
соответствующей психолого-педагогической и методической организации процесса
обучения.
Библиографический
список
1.
Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой
психического развития: Учеб.пособие для пед. вузов. М-во образования РФ.- М.:
НЦ ЗНАС, 2002.-134 с.
2.
Болотина Л.С. Комарова К., Бирикой С.П. Дошкольная педагогика. – М.: Академия,
1997. – 232 с.
3.
Власова Т.А., Певзнер О детях с отклонениями в развитии.-2-е изд. – М.:
Просвещение,1973.-175с.
4.
Воспитываем дошкольников самостоятельными.— СПб., 2000.
5.
Все обо всем. Мир вокруг нас / Пер. с англ. Ю. Р. Соколова. — М., 2000.
6.
Гаврина С.Е., Кутявина Н. Л. Учимся самостоятельно думать, сравнивать,
рассуждать. Москва: «Эксмо-Пресс». 2002
7.
Гальперштейн Л. 100 веселых фокусов. М., 2001.
8.
Готовность к школьному обучению детей с задержкой психического развития
шестилетнего возраста: Сб. науч. тр. Под ред. Лубовского В.И., Ципиной Н.А. -
Изд-во АПН СССР, 1989.- 120 с.
9.
Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду.— СПб, 1999.
10.
Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка.— М., 1987
11.
Дошкольная педагогика / Под ред. Ядешко В.И., Сохина Ф.А. – М.: Просвещение,
1986. – 414 с.
12.
Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом.— М., 2001.
13.
Идом X, Вудворд К. Домашняя лаборатория. Опыты с водой, магнитами, светом и
зеркалами. — М., 1999.
14.
Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольника. / Под ред. А.Г. Нильсон. –
М.: Академия, 2001.
15.
Колосова С. Л. Основы психодиагностики. Учебное пособие.- Сыктывкар, 2000. 186
с.
16.
Куликова Т. Воспитание у детей познавательных интересов // Дошкольное
воспитание. – 1976. – №9. – С. 38.
17.
Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный
возраст. – М.: Педагогическое общество России, 2003.
18.
Морозова Н.Г. Учителю о Познавательном интересе. - М., Серия Педагогика и
психология". - №2. – 1979.
19.
Моррис Н. Самые большие острова. — М., 1998.
20.
Мурадова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром.
Экспериментирование. - СПб: ООО «ДЕТСТВО ПРЕСС» С-П, 2010
21.
Организация коррекционно-развивающего обучения детей дошкольников с ЗПР:
метод.рек. / З.В. Ломакина, Н.В. Хорошулина, И.В. Смоловская. – Ярославль: изд.
ЯГПУ, 2008. – 59с.
22.
Организация работы центра науки для детей дошкольного возраста. — Новгород,
1997.10.
23.
Поддъяков Н.Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // педагогический
вестник. – 1997. - №1. - С.6.
24.
Поддъяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. -
М., 1996
25.
Психология дошкольника: Хрестоматия. – М.: Академия, 1997. – 376с.
26.
Репьев С. А. Забавные физические опыты // Мастерилка, 1998.
27.
Репьев С. А. Забавные химические опыты // Мастерилка, 1998.
28.
Рыжова Н. Знакомим детей с почвой // Дошкольное воспитание, №4, 1998.
29.
Сикорук Л. Л. Физика для малышей. — М., 1983.
30.
Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Стребелевой. – М.: Академия, 2001.
31.
Умственное воспитание дошкольного возраста / Под ред. Поддьякова Н.Н., Сохина
Ф.А. – М.: Просвещение, 1984. – 206 с.
32.
Щербакова Е., Голицина В. К вопросу о развитии познавательной активности //
Дошкольное воспитание. – 1991. – №10. – С. 36.
33.
Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М.,1971.
34.
Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы.
Автор-составитель Менщикова Н.Л. . – Волгоград «Учитель», 2009.
35.
Энциклопедия развития и обучения дошкольника. – М.: Изд. Дом «Нева», 2006. –
351 с.
36.
Юркевич В.С. Светлая радость познания. – М.: Знамя, 1977.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.