Главная / Школьному психологу / Практико-значимый проект на тему: «Развитие познавательной активности старших дошкольников с задержкой психического развития в процессе детского экспериментирования».

Практико-значимый проект на тему: «Развитие познавательной активности старших дошкольников с задержкой психического развития в процессе детского экспериментирования».

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»











Практико-значимый проект на тему:

«Развитие познавательной активности старших дошкольников с задержкой психического развития в процессе детского экспериментирования».












Выполнила

Педагог-психолог

Долова Наталья Юрьевна

МДОУ№7 компенсирующего вида

Город Раменское















Орехово-Зуево


2014

Введение

В свете ФГТ приоритетным направлением образования является развитие личностных качеств ребенка. Я работаю в ДОУ компенсирующего вида в группе с детьми с задержкой психического развития. Основной целью моей работы является социализация детей, формирование практически-ориентированных навыков и интеграция в общество сверстников.

При отсутствии ФГТ к коррекционным программам обучения я опираюсь в своей работе на раздел общеобразовательной программы «От рождения до школы» под реакцией М.А. Васильевой «Содержание коррекционной работы», в котором одним из планируемых итоговых результатов значится: «Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать». Такой результат возможен при развитии мыслительной деятельности и познавательной активности ребенка. Дети с ЗПР отличаются своеобразием мыслительной деятельности, которое обусловлено различным расхождением и несогласованностью их уровня актуальных представлений, понятий, знаний и «зоны ближайшего развития». В целом решение соответствующих возрасту мыслительных задач на наглядно-практическом уровне для них доступно, однако дети могут затрудняться в объяснении причинно-следственных связей. Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний и представлений об окружающем мире и практических навыков, соответствующих возрасту и необходимых для начала обучения в школе. Им многое дается гораздо труднее, чем другим. Для них характерно: отсутствие интереса, замедление и фрагментальность восприятия, мышления, низкий уровень речевого развития, снижена познавательная способность и быстрая утомляемость. Несмотря испытываемые трудности, дети с ЗПР с интересом наблюдают за экспериментами, а в последствии становятся их участниками. Это объясняется тем, что им присуще наглядно – действенное мышление и формируется наглядно – образное мышление, а экспериментирование, как 133 никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В развитии детей с ЗПР оно имеет важное значение, ведь чем больше ребенок будет наблюдать, воспринимать (зрительно, на ощупь, на слух) различные явления, предметы, открывать в них новые свойства, чем больше он будет, пытается систематизировать их, основываясь на своих знаниях и приобретаемом собственном опыте, тем значительнее будут его успехи в развитии познавательных способностей.

Поэтому я веду коррекционно педагогическую работу по теме: «Развитие познавательной активности у детей с ЗПР в процессе исследовательской деятельности», которая осуществляется с помощью различных методов:

практических, наглядных, словесных. Ведущими признаются методы, направленные на организацию практической деятельности детей с ЗПР, ее активизацию и самостоятельность. Считаю, что только будучи активным исследователем и

экспериментатором, ребенок накопит тот запас сведений, на который будет опираться, осваивая научные премудрости.

Моя работа направлена на развитие опытно – экспериментальной деятельности детей с ЗПР и решения следующих задач:

1. Обогащение и уточнение представлений детей с ЗПР о неживой природе через элементарное экспериментирование.

2. Формирование у детей с ЗПР умений пользоваться приборами – помощниками при проведении экспериментов.

3. Развитие у детей с ЗПР познавательных способностей (анализ, классификация, сравнение, обогащение);

4. Развитие ребенка в социально – личностном направлении: (развитие коммуникации, совершенствование самостоятельности). Реализацию осуществляю на основе следующих принципов: целостности; систематичности и последовательности; индивидуально – личностной ориентации воспитания; доступности; результативности. Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. В связи с этим мною оформлена «мини – лаборатория», где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности детей. В «мини – лаборатории» имеется разнообразное оборудование: различные емкости; трубочки; увеличительные

стекла, лупа; измерительные приборы; компас, бинокль; губка, пенопласт; песок, камни, глина, уголь и т.д.

Созданные условия вызывают повышенный интерес к исследовательской деятельности у детей с задержкой психического развития. Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я активно использую – опыты. Их провожу как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности. Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, камнями, снегом, водой, льдом и пр. Например, предлагаю слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких песчинок, этим объясняется свойство сухого песка – сыпучесть.

По теме «Вода» проводили опыты: «Наливаем – выливаем», «Снежинка на ладошке», «Превращение воды в лед»,

«Тонет – не тонет» и др. В процессе проведения опытов задействую каждого ребенка. Такие опыты чем – то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное – дети все проделывают сами.

Проанализировав результаты своей педагогической деятельности по этой теме, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении эффективен для развития познавательной активности детей с ЗПР в процессе исследовательской

деятельности. Результатом моей работы явилось: повышение уровня развития любознательности; исследовательских умений и навыков детей (видеть и определять проблему, анализировать объект, осуществлять эксперимент, делать

определенные выводы); повышение уровня развития познавательных процессов; совершенствование речевого развития дошкольников; умение сотрудничать с другими детьми; расширение знаний детей о неживой природе.

Экспериментирование, проводимое собственными руками, помогает детям с ЗПР самостоятельно выявить и осознать основные свойства и отношения изучаемых объектов. Неважно, что все те маленькие открытия, которые они совершат на каждом занятии, уже давно совершены человечеством. Важно другое. Сейчас, сегодня дети осознают: до этого они додумались сами! И это осознание дает им возможность испытывать высокие мгновения радости познания, радости собственного открытия!


Цель проекта: Приобщение старших дошкольников с ЗПР к экспериментальной деятельности посредством использования элементов специально-организованной развивающей среды и форм взаимодействия ДОУ и семьи.


Задачи:

  • Привитие необходимых практических навыков в процессе систематического участия в экспериментальной деятельности.

  • Повышение эффективности работы педагогов по организации экспериментальной деятельности детей.

  • Использование возможностей предметно-развивающей среды в целях формирования навыков экспериментальной деятельности.

  • Оптимизация форм взаимодействия с родителями в процессе руководства экспериментальной деятельностью детей.

Критерии

  • Условия, созданные в группе для организации опытно - экспериментальной деятельности детей.

  • Эффективность работы (планирования) педагогов по организации и руководству опытно-экспериментальной деятельностью.

  • Сформированность навыков познавательно - исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности детей.

  • Формы работы с родителями.

Показатели

  • Расширение форм, содержания предлагаемого материала, востребованность предлагаемого материала родителями.

  • Развитие позитивной самооценки.

  • Повышение познавательной активности, наблюдательности, самостоятельности, интереса к играм-экспериментам.

  • формирование основ грамотного поведения в процессе экспериментальной деятельности.



Организационный этап

  • Анализ системы работы по использованию опытно- экспериментальной деятельности в целях развития познавательной активности детей с ЗПР (выявление затруднений, проблемы, проведение диагностического исследования, анкетирования родителей).

  • Поиск информации о рассматриваемом направлении работы в научной, методической литературе, Internet источниках.

  • Подбор методического, нормативно-правового и проективного обеспечения.

  • Разработка планирующей документации.

  • Обеспечение необходимым оборудованием.

  • Инструктивная деятельность по безопасной организации опытно-экспериментальной деятельности детей с ЗПР.

Практический этап

  • Включение в непосредственно образовательную деятельность, другие виды детской деятельности опытов и экспериментов (в соответствии с планированием).

  • Консультация для педагогов на тему: «Использование опытов и экспериментов в образовательной деятельности».

  • Конкурс «Удивительный эксперимент» (на самый интересный опыт для дошкольников с ЗПР).

  • Энциклопедия опытов и экспериментов (составление буклетов с описаниями опытов).

  • «Домашние лаборатории» - совместное экспериментирование детей и родителей в домашних мини - лабораториях.

  • «Умные сказки» - оформление тематической подборки детской литературы.







Пример планирования опытно - экспериментальной работы с детьми

Декабрь

Тема «Вода»

Содержание опытов

Формы и методы работы

Элементы развивающей среды

Цели:

1.Уточнить представления детей о воде и ее свойствах. 2.Сформировать понятие воды как главного источника жизни.

3.Поддерживать интерес к исследованиям.

1.Переливать воду из одного сосуда в другой.

2.В один стакан положить речной песок, в другой сахарный.

3.Налить воду в сосуды разной формы.

Познавательная деятельность:

«Роль воды в жизни людей, животных и растений»; рассматривание альбома:

«Природа родного края».

Речевая деятельность: отгадывание загадок; разучивание произведений народного творчества.

беседа

«Почему люди болеют?».

чтение сказки

К. Чуковского «Айболит».

1 Сосуды.

2.Речной и сахарный песок. 3.Альбомы с иллюстрациями


Обобщающий этап

Подведение итогов и выявление эффективности проекта (диагностика, анализ предметно-развивающей среды, наглядной информации для родителей, проверка тематического планирования).

«Марафон открытий» - театрализованное заключительное представление по итогам проекта.

Место реализации:

МДОУ «Детский сад №7»

Педагог - психолог: Долова Наталья Юрьевна.



Заключение.


Задержка психического развития проявляется в замедленном темпе созревания эмоционально-волевой сферы, так и в интеллектуальной недостаточности.

Последнее проявляется в том, что интеллектуальные способности ребенка не соответствуют возрасту.

Значительное отставание и своеобразие обнаруживается в мыслительной деятельности. У всех детей с ЗПР наблюдаются недостатки памяти, причем это касается всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. Отставание в мыслительной деятельности и особенности памяти наиболее ярко проявляются в процессе решения задач, связанных такими компонентами мыслительной деятельности, как анализ, синтез, обобщение и абстрагирование.

Учитывая все выше сказанное, этим детям необходим особый подход.

Требования к обучению, учитывающие особенности детей с ЗПР:

Соблюдение определенных гигиенических требований при организации занятий, то есть занятия проводятся в хорошо проветриваемом помещении, обращается внимание на уровень освещенности и размещение детей на занятиях.

Тщательный подбор наглядного материала для занятий и его размещение таким образом, чтобы лишний материал не отвлекал внимание ребенка.

Контроль за организацией деятельности детей на занятиях: важно продумывать возможность смены на занятиях одного вида деятельности другим, включать в план занятий физкультминутки.

Дефектолог должен следить за реакцией, за поведением каждого ребенка и применять индивидуальный подход.

Практика обучения и воспитания детей с ЗПР позволяет надеяться на положительный прогноз в плане усвоения ими учебной программы общеобразовательной школы при соответствующей психолого-педагогической и методической организации процесса обучения.





Библиографический список

1. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб.пособие для пед. вузов. М-во образования РФ.- М.: НЦ ЗНАС, 2002.-134 с.

2. Болотина Л.С. Комарова К., Бирикой С.П. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 1997. – 232 с.

3. Власова Т.А., Певзнер О детях с отклонениями в развитии.-2-е изд. – М.: Просвещение,1973.-175с.

4. Воспитываем дошкольников самостоятельными.— СПб., 2000.

5. Все обо всем. Мир вокруг нас / Пер. с англ. Ю. Р. Соколова. — М., 2000.

6. Гаврина С.Е., Кутявина Н. Л. Учимся самостоятельно думать, сравнивать, рассуждать. Москва: «Эксмо-Пресс». 2002

7. Гальперштейн Л. 100 веселых фокусов. М., 2001.

8. Готовность к школьному обучению детей с задержкой психического развития шестилетнего возраста: Сб. науч. тр. Под ред. Лубовского В.И., Ципиной Н.А. - Изд-во АПН СССР, 1989.- 120 с.

9. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду.— СПб, 1999.

10. Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка.— М., 1987

11. Дошкольная педагогика / Под ред. Ядешко В.И., Сохина Ф.А. – М.: Просвещение, 1986. – 414 с.

12. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом.— М., 2001.

13. Идом X, Вудворд К. Домашняя лаборатория. Опыты с водой, магнитами, светом и зеркалами. — М., 1999.

14. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольника. / Под ред. А.Г. Нильсон. – М.: Академия, 2001.

15. Колосова С. Л. Основы психодиагностики. Учебное пособие.- Сыктывкар, 2000. 186 с.

16. Куликова Т. Воспитание у детей познавательных интересов // Дошкольное воспитание. – 1976. – №9. – С. 38.

17. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. – М.: Педагогическое общество России, 2003.

18. Морозова Н.Г. Учителю о Познавательном интересе. - М., Серия Педагогика и психология". - №2. – 1979.

19. Моррис Н. Самые большие острова. — М., 1998.

20. Мурадова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. - СПб: ООО «ДЕТСТВО ПРЕСС» С-П, 2010

21. Организация коррекционно-развивающего обучения детей дошкольников с ЗПР: метод.рек. / З.В. Ломакина, Н.В. Хорошулина, И.В. Смоловская. – Ярославль: изд. ЯГПУ, 2008. – 59с.

22. Организация работы центра науки для детей дошкольного возраста. — Новгород, 1997.10.

23. Поддъяков Н.Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // педагогический вестник. – 1997. - №1. - С.6.

24. Поддъяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. - М., 1996

25. Психология дошкольника: Хрестоматия. – М.: Академия, 1997. – 376с.

26. Репьев С. А. Забавные физические опыты // Мастерилка, 1998.

27. Репьев С. А. Забавные химические опыты // Мастерилка, 1998.

28. Рыжова Н. Знакомим детей с почвой // Дошкольное воспитание, №4, 1998.

29. Сикорук Л. Л. Физика для малышей. — М., 1983.

30. Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Стребелевой. – М.: Академия, 2001.

31. Умственное воспитание дошкольного возраста / Под ред. Поддьякова Н.Н., Сохина Ф.А. – М.: Просвещение, 1984. – 206 с.

32. Щербакова Е., Голицина В. К вопросу о развитии познавательной активности // Дошкольное воспитание. – 1991. – №10. – С. 36.

33. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М.,1971.

34. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы. Автор-составитель Менщикова Н.Л. . – Волгоград «Учитель», 2009.

35. Энциклопедия развития и обучения дошкольника. – М.: Изд. Дом «Нева», 2006. – 351 с.

36. Юркевич В.С. Светлая радость познания. – М.: Знамя, 1977.


Практико-значимый проект на тему: «Развитие познавательной активности старших дошкольников с задержкой психического развития в процессе детского экспериментирования».
  • Школьному психологу
Описание:

Практико-значимый проект на тему:

 «Развитие познавательной активности старших дошкольников с задержкой психического развития в процессе детского экспериментирования».

 

Моя работа направлена на развитие опытно – экспериментальной деятельности детей с ЗПР и решения следующих задач:

1. Обогащение и уточнение представлений детей с ЗПР о неживой природе через элементарное экспериментирование.

2. Формирование у детей с ЗПР умений пользоваться приборами – помощниками при проведении экспериментов.

3. Развитие у детей с ЗПР познавательных способностей (анализ, классификация, сравнение, обогащение);

4. Развитие ребенка в социально – личностном направлении: (развитие коммуникации, совершенствование самостоятельности). Реализацию осуществляю на основе следующих принципов: целостности; систематичности и последовательности; индивидуально – личностной ориентации воспитания; доступности; результативности. Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует  самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. В связи с этим мною оформлена «мини – лаборатория», где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности детей. В «мини – лаборатории» имеется разнообразное оборудование: различные емкости; трубочки; увеличительные

стекла, лупа; измерительные приборы; компас, бинокль; губка, пенопласт; песок, камни, глина, уголь и т.д. 

Автор Долова Наталья Юрьевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Школьному психологу
Подраздел
Просмотров 1493
Номер материала 45997
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓