Главная / Классному руководителю / Практика применения здоровьесберегающей технологии обучения в образовательном процессе

Практика применения здоровьесберегающей технологии обучения в образовательном процессе

ГОСУДАРСТВЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №10











Практика применения здоровьесберегающей технологии обучения в образовательном процессе


Выступление на педагогическом совете






Автор: Е.Ю. Говыжа,

учитель-олигофренопедагог





Белогорск, 2014

В настоящее время охрану здоровья детей, учащихся и воспитанников образовательных учреждений, можно назвать приоритетным направлением образовательной системы. В сфере специального образования здоровьесбережение является особо важным направлением ввиду физиологических и психоэмоциональных особенностей детей с нарушением интеллектуального развития.

Здоровьесберегающие образовательные технологии, по определению Н.К. Смирнова, – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

3доровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ), по его мнению, подразделяются на 3 три подгруппы:

- организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную СанПиНом, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний;

- психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;

- учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.

Виды деятельности, используемые мной в образовательном процессе и способствующие здоровьесбережению и совершенствованию физического и психического здоровья:

- внутриурочные

а) гимнастика для глаз (в том числе музыкальная гимнастика, стереограмма)

Особенно интересными получаются материалы для проведения гимнастики, выполненные в программе PowerPoint пакета Microsoft Office. В виде отдельного слайда, с двигающимся объектом, на фоне соответствующего тематике урока музыкального и иллюстративного сопровождения. Способствует снятию статического напряжения мышц глаз, улучшению кровообращения.

hello_html_m2c3ddf1b.pnghello_html_m7286b.pnghello_html_m3a12c640.png

Также я предлагаю ребятам стереограммы. С их помощью укрепляются глазные мышцы, снимается усталость глаз. Детям очень нравится определять изображение, спрятанное на рисунке. На уроке начинает присутствовать элемент соперничества (кто быстрее узнает что изображено), который позволяет снять напряжение и усталость глаз, но и разрядить обстановку на уроке, настроиться на дальнейшую работу.

Традиционным динамическим упражнениям также находится место на уроке. Они служат профилактикой нарушений зрения, также благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении.

Это следующие упражнения:

- вертикальные движения глаз «вверх – вниз»;

- горизонтальные «вправо – влево»;

- вращение глазами по часовой стрелке и против;

- закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее.

б) артикуляционная гимнастика

Ввиду того, что учащиеся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида приходят в школу с различными нарушениями речевого развития и на протяжении всего обучения длится коррекционная логопедическая работа, на уроках также целесообразно использовать артикуляционную гимнастику, разучивание скороговорок и чистоговорок.

Артикуляционная гимнастика является этапом урока, предваряющим основную работу, и проводится в течение 2-3 минут.

  • Приведу фрагмент урока чтения и развития речи по теме «Сказка «Гуси-лебеди».

- Чтобы говорить сегодня красиво и правильно нам нужно подготовиться. А сейчас послушайте сказку о веселом язычке.

Сказка сопровождается показом педагога, дети копируют действия.

Жил-был язычок. Жил он в домике, который как назывался?

Дверцы домика открывались и закрывались. Покажите, как они это делали. Язычок очень любил гулять. Выходил он на улицу, смотрел вправо, влево, вверх на небо, вниз на землю. Порадовавшись теплому солнечному дню, начинал наводить в доме порядок: мыть стены, потолок, пол, двери. Приятно взглянуть на порядок в доме, он улыбался. Давайте и мы улыбнемся друг другу.

- Понравилась вам сказка?

- А вы любите сказки?

- Что интересного в них случается?

- Какие сказки вы знаете?

- Сегодня мы познакомимся еще с одной интересной сказкой.

Скороговорки на уроках чтения и письма используются после совместного анализа данных о речевых возможностях учащихся, чтобы сориентироваться каким звукам речи необходимо уделить большее внимание. Проводить подобную работу можно на уроке чтения и развития речи по любой теме.

  • Например, урока чтения и развития речи по теме «Пословицы и поговорки» (звук [з] - [с])

Из кузова в кузов

Перегружали арбузы

В грозу в грязи от груза

Развалился кузов.


Сколько не рассмеивали

Нерассмеянную Несмеяну

Никто Несмеяну

Не рассмеял.


в) пальчиковая гимнастика

Гимнастику целесообразно использовать на уроках, предусматривающих работу в тетради, непосредственно перед записыванием.

  • Например, гимнастика «Паучок»

Паучок бежал по ветке, (пальчики правой руки бегут по предплечью

левой и наоборот)

А за ним бежали детки.

Хлынул дождик: ой-ё-ёй! (прижмите ладони к лицу, качая головой)

Смыло паучков водой. (помашите руками, словно стряхивая их и воду)

  • гимнастика «Новый дом»

Чтобы дом построить новый, (изобразите руками крышу домика)

Запасают тес дубовый, (загибайте пальчики на каждый предмет)

Кирпичи, железо, краску,

Гвозди, паклю и замазку.

А потом, а потом…(сожмите руки в кулачки)

Начинают строить дом. (ударяйте кулачками друг о друга)

г) физминутка

Физминутка – короткое физическое упражнение, сопровождающееся счетом или словами и музыкальным сопровождением. Их огромное количество: с музыкой и без, сюжетных и просто стихов-считалок.

Приведу примеры физминуток, которые особенно нравятся учащимся:

- физминутки, основанные на инсценировке стихотворений

- разнообразные стихотворные физминутки

  • Например, уроки природоведения по теме «Ветер», «Времена года»

Осторожно ветер из калитки вышел. (открываем рукой дверь)

Постучал в окошко, пробежал по крыше, (стучим в окно, бежим)

Поиграл немного ветками черемух, (качаем руками над головой)

Пожурил за что-то воробьев знакомых. (грозим пальцем)

И, расправив бодро маленькие крылья, (руки в стороны)

Полетел куда-то вперегонку с пылью. (поворачиваемся вокруг себя)

  • Например, урок математики по теме «Разностное сравнение чисел»

Сколько точек в этом круге,

Столько раз поднимем руки.


Сколько елочек зеленых,

Столько сделаем наклонов.


Хором звездочки считаем,

Дружно вместе приседаем.


Сколько синеньких кружков,

Столько сделаем прыжков.

д) Также можно использовать различные задания, которые позволяют осознать ценность здоровья, соответствующие при этом теме урока.

  • Например, урок математики по теме «Разностное сравнение чисел»

Когда Тане было 9 лет, она весила 28 кг, а в 12 лет она стала весить 36 кг. На сколько изменился вес Тани? Почему изменяется масса тела с возрастом? Как здоровье человека зависит от его веса?»

  • Например, урок математики по теме «Сложение и вычитание в пределах 1000 без перехода через разряд»

За 1 час через легкие человека проходит около 417л воздуха. Сколько литров воздуха пропускают и очищают легкие за 2 часа?

- внешние

К ним относятся классные часы, внеклассные занятия, общешкольные мероприятия, посвященные ЗОЖ, профилактике вредных привычек, привитию интереса к спорту.

Практика применения здоровьесберегающей технологии обучения в образовательном процессе
  • Классному руководителю
Описание:

В настоящее время охрану здоровья детей, учащихся и воспитанников образовательных учреждений, можно назвать приоритетным направлением образовательной системы. В сфере специального образования здоровьесбережение является особо важным направлением ввиду физиологических и психоэмоциональных особенностей детей с нарушением интеллектуального развития.

Здоровьесберегающие образовательные технологии, по определению Н.К. Смирнова, – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

3доровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ), по его мнению, подразделяются на 3 три подгруппы:

 

- организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную СанПиНом, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний;..........

Автор Говыжа Екатерина Юрьевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 390
Номер материала 25188
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓