Главная / Информатика / Практическое занятие: Распределение неоднородных ресурсов

Практическое занятие: Распределение неоднородных ресурсов

Документы в архиве:

94.82 КБ 1 Задача.docx
10.91 КБ 1 Недоиспользование пашни.mcd
8.38 КБ 1 Полное использование пашни.mcd
16.92 КБ 2 Задачи для самостоятельной работы.docx
15.08 КБ 3 Вопросы - ответы.docx
37.5 КБ методические рекомендации.doc

Название документа 1 Задача.docx

Практическая работа


Распределение неоднородных ресурсов


Цель:

Освоить правила построения таблиц математической формализации экономических задач на оптимизацию. Научиться составлять экономико-математические модели задач и их решение на ПК.

Задание:

  • составить экономико-математические модели задач в табличной форме;

  • составить экономико-математическую модель задачи в аналитической форме;

  • используя компьютер, найти значения ЦФ;

  • проанализировать полученные результаты и дать экономическую интерпретацию результатов решения задач.


Задача

Определить оптимальную структуру посевных площадей ячменя и сахарной свеклы по следующим данным:

  • наличие пашни 4000 га;

  • трудовые ресурсы 30000 человеко-дней;

  • ресурсы тракторного парка 17000 га.

Затраты труда на 1 га:

  • ячменя 2 человеко-дня;

  • сахарной свеклы 20 человеко-дней.

Затраты тракторных работ по:

  • ячменю 4 га.

  • сахарной свекле 10 га.

Стоимость продукции с 1 га:

  • ячменя 200 руб.

  • сахарной свеклы 1000 руб.

Критерий оптимальности - максимум валовой продукции в стоимостном выражении.


Составим экономико-математическую модель задачи в табличной форме (см. табл.).


Ресурсы

Культура

Располагаемый ресурс

Ячмень

Свекла

Пашня

х1

х2

4000

Трудовые ресурсы

2

20

30000

Тракторные работы

4

10

17000

Прибыль

200

1000




Составим экономико-математическую модель задачи в аналитической форме

х1 + х2 <= 4000 распределение пашни между культурами – ячменем и свеклой

1 + 20х2 <= 30000 использование трудовых ресурсов

1 + 10х2 <= 17000 распределение тракторных работ

хi >= 0 граничные условия

F(x) = 200х1 + 1000х2 целевая функция


Решение задачи в среде «Mathcad 2000 Professional».

Первый вариант. Недоиспользование пашни.

hello_html_56c93be8.gif

hello_html_md662e05.gif

hello_html_m567862ca.gif

hello_html_341a69c0.gif

hello_html_141292d9.gif

hello_html_m4109b4e3.gif


Вывод:

  1. Недоиспользована пашня;

  2. Дальнейшее увеличение прибыли ограничивается трудовыми и тракторными ресурсами


Второй вариант. Полное использование пашни.

hello_html_4e99578.gif

hello_html_m175d12e1.gif

hello_html_m25614149.gif

hello_html_m1c691c59.gif

hello_html_118ab6fc.gif

hello_html_4afe5968.gif

Ответ

hello_html_m7a41623.gif

hello_html_m1f8dfdd6.gif

hello_html_4897d123.gif

Выводы:

  1. Площадь пашни и тракторные ресурсы использована полностью;

  2. Недоиспользованы трудовые ресурсы;

  3. Дальнейшее увеличение прибыли невозможно.

При сравнении двух вариантов расчета должны учитываться приоритеты целей


Название документа 2 Задачи для самостоятельной работы.docx

Задачи для самостоятельной работы


Задача 1

Составить оптимальный суточный рацион молодняка свиней на откорме.

Критерий оптимальности - минимум себестоимости рациона. Состав кормов, их питательность и стоимость даны в таблице


Виды кормов

В 1 кг корма содержится

Предельная норма суточной выдачи, кг

Себестоимость 1 кг

Кормовых единиц

Перевариваемого протеина, г

Кальция, г.

Отруби

0.80

150

2

2

5

Корнеплоды

0.25

10

1

8

2

Жмых

1.1

400

4

1.5

8

Суточная потребность

3

400

20





Задача 2

На ферме имеется три вида кормов, характеристики которых приведены ниже. Составить оптимальный суточный рацион для дойных коров, при минимуме стоимости (см. табл.)


Виды кормов

В 1 кг. корма содержится

Предельная норма суточной выдачи, кг

Себестоимость 1 кг

Кормовых единиц

Перевариваемого протеина, г

Отруби

1.1

250

3

8

Сено

0.5

40

12

3

Корнеплоды

0.2

10

25

2

Суточная потребность не менее

12

1100




Название документа 3 Вопросы - ответы.docx

Распределение неоднородных ресурсов

1. На какие группы делятся ресурсы?

- трудовые, материальные, финансовые.

2. Назначение производства?

- преобразование ресурсов в результат.

3. Норма расхода, что это?

- необходимое количество i ресурса для изготовления j вида продукции.

4. Что характеризуют правые части в ОГР?

- имеющиеся ресурсы.

5. Что характеризуют левые части в ОГР?

- потребные ресурсы.

6. Почему в ОГР используется отношение не больше (<=)?

- потребные ресурсы не должны превышать имеющиеся.

7. Как преобразовать в ОГР неравенства в равенства?

- ввести в левую часть ОГР дополнительные неотрицательные переменные.

8. Какой физический смысл имеют дополнительные неотрицательные переменные.

- резерв каждого вида ресурса.

9. Сколько постановок задач может быть при распределение ресурсов?

- две.

10. Почему невозможны две постановки задач при распределении ресурсов?

- они взаимоисключающие.

11. Физический смысл коэффициентов при переменных в ЦФ?

- прибыль по видам продукции.

12. Как Вы думаете, одинаковые результаты решений задачи получим для двух

взаимоисключающих постановок задач?

- разные.

13. Какие ресурсы называют лимитирующими?

- тех, которых недостаточно.

14. Какие ресурсы называют не лимитирующими?

- те,х которых достаточно.

15. Для дополнительного выпуска продукции, какие ресурсы требуется увеличить?

- только лимитирующие.

16. Что такое эффективность используемых ресурсов?

- отношение полученного результата к затраченным ресурсам.

17. Сколько неравенств в ОГР-ях?

- столько сколько неравенств.



Название документа методические рекомендации.doc

Занятие

Тема: Распределение неоднородных ресурсов

Вид занятия: практическое занятие.

Тип урока: урок закрепления знаний

Цели урока:

образовательные:

  • решение задачи оптимизационным методом в программе Mathcad:

  • недоиспользование пашни;

  • полное использование пашни

  • сравнить методы решения задач.

воспитательные:

  • воспитание внимательности, аккуратности, настойчивости, последовательности в достижении цели;

  • совершенствование умения анализировать причинно-следственные связи на примерах моделей системы;

развивающие:

  • стимулирование познавательных мотивов:

интереса, осознания значимости знаний;

  • развитие умений анализировать результаты расчета, на основе расчета делать выводы.

Средства обучения: программы: Word, Mathcad, тестовая программа.

ТСО: проектор, компьютеры, программное обеспечение

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, диалогический, наглядный, практический, элементы развивающего обучения.

Межпредметные связи: математика, экономика, информатика.







Ход занятия


  1. Загрузить (Файл:Microsoft Word) «1 Задача»

  • ознакомиться с историей развития управленческих решений.

  1. Разобраться и воспроизвести два решеных примера в файлах:

  • описание (Файл:Microsoft Word) «2 Пример решения»,

  • решение (Файл:Mathcad) «1 Недоиспользование пашни»,

  • решение (Файл:Mathcad) «1 Полное использование пашни»,


  1. Условия двух задач для самостоятельного решения «2 Задачи для самостоятельной работы»

  2. Уточнить уровень знаний можно в файле «3 Вопросы - ответами»

Вывод: «Чем дальше в лес, тем больше дров»


Практическое занятие: Распределение неоднородных ресурсов
  • Информатика
Описание:

Каждый из нас в своей жизни неоднократно сталкивается с какими-либо проблемами, и поэтому каждому приходится принимать определенные решения. Каждый, кто сталкивался с решением сложных проблем, с принятием решений, знает, насколько это сложно и сколько сил на это требуется. Задачи такого типа не рассматриваются школе, все это – «жизненные задачи».

Принимая решение, руководитель предприятия, врач, военачальник наряду с количественными результатами должен учитывать множество обстоятельств и соображений. В результате решение не сводится к однозначным ответам. Как правило, в одинаковых условиях можно действовать по-разному. А жизнь заставляет на чем-то остановиться, прийти к вполне определенному, единственному решению. Тут не обойтись без выбора, который, помимо умения считать, требует еще волевых качеств.

 

Французский ученый, физик и логик, ректор Парижского университета Жан Буридан (1300 - 1358) сочинил притчу об осле, который умер с голоду, так как не смог выбрать одну из двух одинаковых охапок сена, оставленных ему хозяином. Печальная история буриданова осла – лучшая иллюстрация того, что может приключиться, если у принимающего решение отсутствует воля. Условия человеческой деятельности и связанные с ней решения небывало усложнились. Рассчитывать при принятии решения только на опыт и интуицию уже нельзя. Полагаться в решении такой задачи на «озарение» - это значит заранее обречь себя на неудачу.

Автор Сухачев Виктор Владимирович
Дата добавления 10.03.2015
Раздел Информатика
Подраздел Другое
Просмотров 303
Номер материала 57734
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓