Инфоурок Информатика Другие методич. материалыУсловное форматирование. Практическая работа

Условное форматирование. Практическая работа

Скачать материал

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования 

“Нижегородский колледж малого бизнеса”

Применение условного форматирования в MS Excel

Методическая разработка проекта 

практического занятия по общепрофессиональной дисциплине 

Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности 

по специальности  101401 Туризм

 

Попова  Ольга Львовна,  преподаватель информатики, высшая квалификационная категория Автор – Попова О.Л., преподаватель НКМБ 

Рецензент – Давыдова Н.А., заведующая методкабинетом НКМБ

Попова О.Л., преподаватель НКМБ.

Методическая разработка проекта практического занятия по общепрофессиональной дисциплине Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности по специальности  101401 Туризм.

Разработка представляет собой методические указания к практической работе по способам быстрого анализа статистических данных с помощью условного форматирования. 

     

Пояснительная записка

Современные информационно-коммуникационные технологии[1] активно внедряются в сферу туристского бизнеса, их применение становится неотъемлемым условием успешной работы. 

ИКТ компетентность специалиста по туризму заключается в его готовности принимать эффективные управленческие решения, снижающие возникающие временные и финансовые издержки, посредством использования современных информационных технологий. Поэтому, одним из направлений процесса формирования профессиональной компетентности специалистов по туризму в области ИКТ является организация практической работы, направленной на закрепление соответствующих теоретических знаний.

В структуру профессиональной компетентности специалистов туристической индустрии в области ИКТ наряду с ключевыми (работа в локальной сети и с Интернет сервисами, использование СУБД, создание электронных публикаций и т.д.)  и специальными (использование специализированного программного обеспечения для автоматизации всех бизнеспроцессов компании) компетенциями входят базовые компетенции (ведение электронного документооборота, расчеты в электронных таблицах и т.д.).

Данная методическая разработка представляет собой методические указания к практической работе по способам быстрого анализа статистических данных с помощью условного форматирования, поскольку условное форматирование обеспечивает наглядность при исследовании и анализе данных, обнаружении критических проблем, шаблонов и тенденций. Условное форматирование помогает давать визуальные ответы на конкретные  вопросы о табличных данных, упрощая выделение интересующих пользователя ячеек или диапазона ячеек, выделение нетипичных значений и визуализацию данных с помощью гистограмм, цветовых шкал и наборов значков.

В конечном итоге, выполнение практических работ в электронных таблицах, одной из которых и посвящена данная разработка, обеспечивает формирование общих компетенций

-  организации собственной деятельности при выборе типовых методов и способов выполнения профессиональных задач и  оценке их эффективности и качества; 

-  использования ИКТ при работе с информацией, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; 

-  умения работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями; 

-  умения  анализировать маркетинговые исследования рынка туристских услуг с целью формирования востребованного туристского продукта.

 

 

        

ВВЕДЕНИЕ

Microsoft Excel — одна из самых загадочных и интересных программ в пакете MS Office.

Интересна она многочисленными средствами автоматизации работы, оформления документов и богатыми вычислительными возможностями. Загадочность ее состоит в том, что большинство пользователей применяют лишь малую толику того, что может дать им Excel. Это тем более удивительно, что спектр возможностей программы практически безграничен: от создания простых таблиц, построения диаграмм и графиков до решения сложных вычислительных задач и моделирования различных процессов.

Данная работа посвящена использованию условного форматирования в электронных таблицах Excel на примере анализа динамики объема российского туристического рынка в 2012-2013 гг. В ходе предлагаемого занятия студенты сначала знакомятся с правилами условного форматирования. Затем, выполняя практическую работу    и, используя знания и навыки работы с условным форматированием, проведут анализ статистических данных по итогам 2013 года по въездному и выездному туристским потокам.

Условное форматирование помогает ответить на многие вопросы при анализе статданных, упрощая выделение интересующих ячеек или диапазона ячеек, выделение нетипичных значений и визуализацию данных с помощью гистограммы, цветовых шкал и наборов значков. Условный формат изменяет внешний вид диапазона ячеек на основе условия (или критерия). Если условие истинно, диапазон ячеек форматируется на основе этого условия; если условие ложно, диапазон ячеек не форматируется на основе этого условия.

Для визуализации статистических данных с помощью  условного форматирования необходимо уметь решать следующие задачи:

-  выполнять быстрое форматирование: "Гистограммы", "Цветовые шкалы" и "Наборы значков";

-  работать с правилами выделения ячеек и отбора первых и последних значений;

-  удалять условное форматирование из ячеек;

-  создавать свои правила условного форматирования, используя встроенные функции;

-  управлять правилами условного форматирования.

    

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

1. Обучающая цель  

a.        Обучающиеся знают  принципы применения условного форматирования к ячейкам.

b.       Обучающиеся понимают типологию условного форматирования  ячеек.

c.        Обучающиеся применяют  условное форматирования к ячейкам; создают свои правила условного форматирования

2.      Развивающая цель 

Обучающиеся воспроизводят принципы  выделения  данных  путем применения условного форматирования к ячейкам; принимают  решение о том, какой тип условного форматирования применять;  развивают зрительную память; внимание (способность к переключению), устойчивость во времени, устойчивость к помехам.

3.      Воспитывающая цель 

Обучающиеся демонстрируют навыки работы с компьютерной техникой, программными средствами; планируют и организовывают свою учебную деятельность, демонстрируя хорошие показатели работы. Проводят поэтапную проверку результатов своей деятельности путем сравнивания ее результатов с эталоном.

Тип занятия: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Вид занятия: практическое занятие.

Формы проведения занятия: групповая, парная, индивидуальная.  

УМК: электронные презентации в программах MS PowerPoint 2010, SMART Notebook 11, методические указания к практической работе.

Технические средства обучения: компьютеры, проектор, интерактивная доска,

Литература:

1.                        Синаторов С.В., Пикулик О.В., Боченина Н.В. Информационные технологии в туризме: Учебное пособие.– М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2011. – 544 с.

2.                        Кравченко Л.В. Практикум по Microsoft Office 2007: Учебно-методическое пособие – М.: ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М,  2011 - 168 с.

3.                        Богомолова О.Б. Проектные работы с использованием электронных таблиц.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.– 246 с.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

1.            Вводный инструктаж 

2.            Текущий инструктаж

3.            Заключительный инструктаж


Структура и содержание учебного занятия

Этап  

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Методы и средства обучения

Прогнозируемый  результат

Вводный инструктаж:

-  организационный момент

-  мотивация -актуализация знаний

[Приложение 1]

Моделирует проблемную ситуацию

[Приложение 2]

Сообщает тему и цель занятия

Проводит инструктаж по ТБ

Сообщает теоретические сведения по теме «Условное форматирование»

[Приложение 3]

Организует первичное закрепление

Дает методические указания по выполнению практической работы

Готовятся к занятию

Мобилизуют внимание

Ранжируют цели занятия

Слушают объяснение преподавателя

Выполняют тренировочные и тестовые упражнения «Быстрое форматирование»  программе

MS Excel

Проблемное изложение

Презентации MS PowerPoint, SMART Notebook

Репродуктивный метод 

Программа MS Excel

Объяснение

Готовность        сту-

дентов к работе

Основная часть:

- текущий инструктаж

Контролирует выполнение работы

Оказывает помощь студентам

Отвечает на вопросы студентов

Выполняют практическую работу

Оформляют отчет

Отвечают на контрольные вопросы

Формулируют выводы

Частично-поисковый метод 

Программа MS Excel

[Приложение 4] Методические указания по выполнению работы

Понимание значимости материала.

Самооценка своих знаний.

Мотивация на систематизацию теоретического материала.

Заключительный инструктаж:

-  подведение итогов

-  рефлексия - рекомендации по домашнему заданию

[Приложение 5] Обобщает, систематизирует, поощряет успехи, корректирует и углубляет знания студентов по отдельным аспектам темы.

Комментирует домашнее задание

Отвечают на вопросы.

Пишут резюме: анализируют и оценивают собственные достижения и свое отношение к учебному занятию

Полилог.

Презентация SMART Notebook.

[Приложение 6]

Вопросы для резюме

Личностнозначимые результаты

Понимание необходимости выполнения домашнего

задания

 

6

 


Приложение 1

При анализе деятельности турфирмы  в процессе создания деловой, финансовой, экономической отчетности велика роль визуализации данных. Сколько же времени должен затратить специалист фирмы, впиваясь вают первые тройки стан в каждом субиндексе и соглашаются с тем, что такой вид графического анализа данных наиболее эффективен, так как способен отобразить максимальное количество информации в наиболее понятном виде.

         

Приложение 2

Студентам предлагается выбрать три наиболее важные для них цели и обосновать свой выбор.

Преподаватель объясняет приёмы быстрого форматирования "Гистограммы", "Цветовые шкалы" и "Наборы значков",  сопровождая рассказ показом презентации MS PowerPoint  и учебных видеофильмов.

       

Приложение 3

Преподаватель организует первичное закрепление: студенты выполняют тренировочные упражнения «Быстрое форматирование» в программе MS Excel:

1.      Показать разброс конкурентоспособности в в группе

2.      Выделить страны  с положительной и отрицательной динамикой развития туризма 3. Выделить первую пятерку стран  по развитию международного туризма в группе 4. Сравнить динамику развития международного туризма по сравнению с 2011 г.

5.                        Выделить две страны с самым низким индексом конкурентоспособности путешествий и туризма (TTCI)

6.                        Выделить страны с TTCI  выше среднего по группе

Преподаватель с группой проводит обсуждение полученных результатов, студенты уточняют приёмы работы, корректируют полученные знания при выполнении тестовую работу с последующей самопроверкой в программе MS Excel.

 

 

Приложение 4

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Нижегородский колледж малого бизнеса»

Практическая работа № 17

«Применение условного форматирования в MS Excel»

по дисциплине «Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности» Специальности   100401 Туризм 

Нижний Новгород

2013

         

Практическая работа № 17

Тема  «Применение условного форматирования в MS Excel»

Цель: изучить типологию условного форматирования по готовым правилам и технологию  создания своих правил.

Содержание

Задание 1. Текстовые функции. Столбец Фамилия, Имя, Отчество перевести в  столбец Фамилия И.О., используя нужные текстовые функции, предварительно разделив текст по трем столбцам 

Задание 2. Математические функции. Заполнить ячейки B2:F21 случайными числами, находящимися в указанных диапазонах (см. Критерии подбора), используя необходимые математические функции.

Задание 3. Логические функции. В столбце G определить  работников, которых фирма примет на работу.

Задание 4. Статистические функции. Заполнить итоговые ячейки G24:G28.

Задание 5. Диаграммы. Построить линейчатую с накоплениями диаграмму, иллюстрирующую результаты, полученные претендентами на работу (см. Образец). Разместить диаграмму на отдельном листе «Соискатели».

Задание 6. Диаграммы. Построить график с маркерами,  иллюстрирующий выбор фирмы. (см. Образец). Разместить диаграмму на отдельном листе «Выбор фирмы».

Задание 7. Условное форматирование. Для сравнительного анализа уровня квалификации претендентов в каждой категории выполнить условное форматирование "Гистограммы". Иллюстрируется уровень выше среднего.

Задание 8. Условное форматирование. С помощью условного форматирования выделить фамилии соискателей,  удовлетворяющих одновременно всем  требованиям (см. Образец).

.

Ответьте на контрольные вопросы:

1.      Для чего используют условное форматирование ячеек?

2.      Перечислите известные Вам типы форматирования?

3.      Выберите любой из типов п.2  и опишите алгоритм форматирования.

         

Критерии подбора.

1.      Уровень  квалификации в профессии не ниже  4 (проверяется с помощью собеседования); в ЭТ задается случайным образом от 1 до 5.  

2.      Уровень знания  иностранных  языков не ниже  3 (проверяется с помощью тестирования); в ЭТ задается случайным образом от 1 до 6.

3.      Уровень навыков  работы  на компьютере не ниже  3 (проверяется с помощью практического задания); в ЭТ задается случайным образом от 0 до 4.

4.      Профессиональный опыт не ниже  3 (проверяется с помощью тестирования); в ЭТ задается случайным образом от 1 до 4.

5.      Уровень коммуникабельности в коллективе не ниже  4 (проверяется с помощью тестирова-ния); в ЭТ задается случайным образом от 1 до 6.

Из  списка выбираются работники, удовлетворяющие всем перечисленным требованиям. Если соискатель удовлетворяет одновременно всем этим требованиям, то вывести 1, иначе 0.

        

Приложение 5

Преподаватель с группой проводит закрепление и обобщение изученного материала с помощью интерактивной презентации SMART Notebook 11 

Домашне е задание: собрать в Интернете данные по итогам 2013 года по въездному и выездному туристским потокам в Российскую Федерацию; провести сравнительный анализ по целям поездки с помощью условного форматирования.

             

Приложение 6

Рефлексия «По кругу».

Каждый студент оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале занятия целей, свою активность, эффективность работы группы. Студенты по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

ü  Сегодня я узнал… ü Было интересно…

ü  Было трудно…

ü  Я выполнял задания…        

ü  Я понял, что…

 

ü  Теперь я могу…

ü  Я почувствовал, что…

ü  Я приобрёл…

ü  Я научился… 

ü  У меня получилось…

 

ü  Я смог…

ü  Я попробую…

ü  Меня удивило…

ü  Мне захотелось…

 

 



[1] В дальнейшем ИКТ

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Условное форматирование. Практическая работа"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Семейный психолог

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данная методическая разработка представляет собой методические указания к практической работе по способам быстрого анализа статистических данных с помощью условного форматирования, поскольку условное форматирование обеспечивает наглядность при исследовании и анализе данных, обнаружении критических проблем, шаблонов и тенденций. Условное форматирование помогает давать визуальные ответы на конкретные  вопросы о табличных данных, упрощая выделение интересующих пользователя ячеек или диапазона ячеек, выделение нетипичных значений и визуализацию данных с помощью гистограмм, цветовых шкал и наборов значков.

В конечном итоге, выполнение практических работ в электронных таблицах, одной из которых и посвящена данная разработка, обеспечивает формирование общих компетенций

-      организации собственной деятельности при выборе типовых методов и способов выполнения профессиональных задач и  оценке их эффективности и качества;

-      использования ИКТ при работе с информацией, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

-      умения работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

 

-      умения  анализировать маркетинговые исследования рынка туристских услуг с целью формирования востребованного туристского продукта.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 993 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 1011
    • PDF 749.3 кбайт
    • 45 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Попова Ольга Львовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Попова Ольга Львовна
    Попова Ольга Львовна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 2676
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Использование компьютерных технологий в процессе обучения информатике в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 140 человек из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 297 человек

Курс профессиональной переподготовки

Информационные системы и технологии: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель информационных систем и технологий

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 13 человек

Курс профессиональной переподготовки

Математика и информатика: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель математики и информатики

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4150 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 41 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 53 человека

Мини-курс

Сохранение и продвижение традиционных российских ценностей и культуры

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 21 человек из 15 регионов
  • Этот курс уже прошли 22 человека

Мини-курс

Современные подходы к преподаванию географии: методика, технологии и практика

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Работа с детьми с особыми образовательными потребностями

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 358 человек из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 174 человека