Инфоурок Обществознание Другие методич. материалыПрактическое обществознание 9 класс.

Практическое обществознание 9 класс.

Скачать материал

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №7»

г. Подольск Московская область

 

 

УТВЕРЖДАЮ:

Директор  МОУ  «Гимназия №7» _____________Е.В. Назарова

 

« 29»   августа      2014 г.      

 

МП                                      

 

 

          Рабочая  программа

факультативного занятия

на    2014 – 2015 учебный  год

 

Яшкова Жанна Таймуразовна

Ф.И.О.   преподавателя

Практическое обществознание

Предмет

   9  б,в,г класс (1 час)                       

                                          Классы  /  количество  часов  в  неделю

9 б,в,г класс      34 часа

Классы  /  количество  часов  в  год

Уровень  базовый                                                                                         _______________

 

 

г. Подольск

2014-2015 учебный


Рабочая программа факультатива

«Практическое обществознание для 9 кл.»

 

     Актуальность:   Данный  курс  предназначен для подготовки обучающихся  9-х классов к ОГЭ в новой форме. В условиях реформирования российской системы образования актуальной стала проблема подготовки учащихся к новой форме аттестации – ОГЭ .Занятия по подготовке к  ОГЭ по обществознанию  предназначены для теоретической и практической помощи в подготовке к Государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию.  Занятия  ориентированы на  повторение, систематизацию и углублённое изучение курса обществознания основной средней школы, а также на подготовку обучающихся 9-х  классов к ОГЭ.

Программа занятий состоит  из трёх разделов:

  1. Особенности ОГЭ по обществознанию.
  2. Методика решения заданий ОГЭ разного уровня сложности.
  3. Тестовый практикум.

Практические работы  в рамках курса включают следующие формы:

  1. Работа с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
  2. Критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
  3. Анализ явлений и событий, происходящих в современном мире;

 

  1.  Решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы современности.

 Требования к уровню подготовки выпускников

Знать и понимать 

  1. Биосоциальную сущность человека
  2. Основные этапы и факторы социализации личности
  3. Место и роль человека в системе общественных отношений
  4. Закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы
  5. Тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов
  6. Основные социальные институты и процессы
  7. Необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования
  8. Особенности социально-гуманитарного познания

Уметь 

  1. Характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
  2. Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
  3. Объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)
  4. Раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук
  5. Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы
  6. Сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы
  7. Оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
  8. Формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам
  9. Подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу
  10. Применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам

Использовать приобретённые знания и умения для :

  1. Самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации
  2. Оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации
  3. Решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности
  4. Ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции
  5. Предвидения возможных последствий определённых социальных действий
  6. Ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования
  7. Оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права

Срок реализации: 1год.

Количество часов: 34 часа.

Формы организации занятий:  групповая в сочетании с индивидуальной

Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю.

Продолжительность одного занятия – 1 учебный час

Формы  и методы обучения: технология социального развития,  лекции, лабораторные работы, практические занятия,  дискуссии, эвристические беседы, герменевтическая беседа, работа с документами, самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания через обсуждение.

Средства: схемы; таблицы; диаграммы; алгоритмы; опорные конспекты; решение ситуативных задач, тесты для этапа контроля.

Прогнозируемый (ожидаемый) результат (по годам обучения):

К окончанию года обучения обучающиеся должны:

Знать:

 -  социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

 - сущность общества как формы совместной деятельности людей;

 - характерные признаки основных сфер жизни общества;

 - содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

 - существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта или определять понятие на основе его ключевого признака

 - термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;

 - характерные черты социального объекта, элементы его описания;

Уметь:

 - сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;

 - приводить уместные в заданном контексте примеры социальных явлений, объектов, деятельности людей, ситуаций, регулируемых различными социальными нормами  

 - осуществлять поиск социальной информации в различных источниках

 -   оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

 - анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить её со знаниями, полученными при изучении курса;

 - применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определённого класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;

 - оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

 - анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить её со знаниями, полученными при изучении курса;

 - применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определённого класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;

 - применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;

 - формулировать на основе приобретённых социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам;

 - оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.

-работать с различными источниками информации, в том числе и системой Интернет;

-овладение навыками компьютерных технологий;

-решать тесты, писать эссе, рефераты, выступать с сообщениями, проводить исследования, участвовать в дискуссии.

В результате прохождения курса «Практическое обществознание»  у обучающихся формируются следующие умения:

Рефлексивные:

 - соотносить объекты познания со своим жизненным опытом;

 - определять основания и способы своих и чужих действий;

 - определять способы видения мира другими людьми;

Логические:

 - сопоставлять, классифицировать, осуществлять переход от чувственно-конкретного к абстрактному;

- оперировать с абстракциями различной степени сложности;

 - выдвигать гипотезы;

Текстовые:

 - уметь освещать материал логически, последовательно;

 - при изложении материала раскрывать взаимосвязь фактов, их смысл и значение;

Коммуникативные:

 - определять основания чужой точки зрения;

- вести дискуссию;

 - проявлять толерантность;

 

 

 

Тематическое планирование

№ Тема

Колличество часов

 

теория

практика

всего

Входной контроль

2

1

3

Раздел 1. Общество и человек

3

3

6

Раздел 2. Человек, личность

1

3

4

Раздел 3.Экономическая сфера жизни общества

 2

3

5

Раздел 4. Социальные отношения

2

3

5

Раздел 5. Политика

1

3

4

Раздел 6. Право

1

1

2

Раздел 7. Культура

1

3

4

Итоговое занятие

-

1

1

ИТОГО

13

21

34

 

Содержание программы курса.

№ Раздел , тема

Теория

Практика

1.Введение

Введение. Обществознание  как знание и как наука.

 Различные виды источников.  

Способы описания и объяснения

обществознания

Требования к уровню подготовки

выпускников основной школы,

определённые в государственном

 образовательном стандарте по

 обществознанию.

Входной контроль, цель: выявление общего уровня знаний, умений и навыков по курсу , практикум: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений.  Приёмы работы с различными документами.

 « Понятие источник по обществознанию».

 Памятка для работы с источниками.

Способы работы с источниками.

Основные структурные и содержательные

 характеристики экзаменационной

 работы по обществознанию в форме ОГЭ

2.Общество и человек

Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы  общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды. Социальные изменения и его формы. Эволюция и революция. Развитие общества. Движущие силы общественного развития. Традиционное, индустриальное, информационное общества. Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе. Общение.  Роли человека в малой группе. Лидер.  Свобода личности и коллектив.  Межличностные отношения. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Пути достижения взаимопонимания.

Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Современные мир и его проблемы. Глобализация. Причины и опасность международного терроризма.

 

Общество и человек (задание на обращение к социальным реалиям) Общество и человек

3.Экономика

Экономика и её роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов.   Альтернативная стоимость (цена выбора). Экономические основы защиты прав потребителя. Международная торговля.

Деньги. Функции и формы денег. Инфляция. Экономические системы и собственность. Главные вопросы экономики. Роль собственности и государства в экономике. Производство и труд. Факторы, влияющие на производительность труда. Заработная плата. Стимулирование труда.

Предпринимательство и  его основные организационно-правовые формы. Издержки, выручка, прибыль. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика.

Рынок. Рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение.  Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги).  Экономические цели и функции государства. Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы. Налоги, уплачиваемые гражданами.

Экономика

(задание на обращение к социальным реалиям), экономика (задание на анализ двух суждений) - выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений

 

4.Социальная сфера

Социальная структура общества. Социальные группы  и общности.   Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность. Социальный конфликт. Пути его разрешения.    Социальная структура общества. Социальные группы  и общности.   Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества. Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения.  

выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений Социальные отношения

(задание на обращение к социальным реалиям) Социальные отношения

5.Политика

Политика, её роль в жизни общества; политическая власть; разделение властей; государство, формы правления; суверенитет; национально-государственное устройство,

политические режимы.

 выборы, референдум; партии и движения; многопартийность. Конституция – основной закон государства; основы конституционного строя РФ; федерация, её субъекты; законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ; институт президентства; местное самоуправление –

выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений Политика

(задание на обращение к социальным реалиям) Политика

6.Право

Понятие «право»; отрасли права; права человека; Всеобщая декларация прав человека, права ребёнка.

гражданское общество и правовое государство; преступление; уголовная ответственность; административный проступок; правоохранительные органы

выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений

Работа с нормативными документами –

задание на обращение к социальным реалиям, задание на анализ двух суждений – 9 часов

7.Культура

Понятие «культура»; духовная жизнь общества; искусство, его виды, место в жизни человека.

наука в современном обществе; образование и самообразование; религия, её роль в обществе; Церковь как общественный институт мораль, основные ценности и нормы

выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений Духовная культура (задание на обращение к социальным реалиям) Духовная культура

(задание на анализ двух суждений) -.

8.Итоговый контроль

Итоговый контроль

Выполнять задания разной сложности, знаний и умений  - тестовый контроль и решение ситуативных задач

 

 

 

 

Тематическое планирование

№ Тема

Дата проведения

Кол-во часов

 

план

факт

 

1Входной контроль

 

 

1

2.Основные характеристики экзаменационной работы по обществознанию в форме ОГЭ

 

 

1

3.Требования к уровню подготовки выпускников основной школы, определённые в государственном образовательном стандарте по обществознанию.

 

 

1

4.Основные подходы к выполнению заданий первой части,  содержательная линия «Общество»

 

 

1

5.Понятие «общество», Взаимосвязь общества и природы,

 

 

1

6.Типы обществ ( традиционное, индустриальное, постиндустриальное)

 

 

1

7.Глобальные проблемы человечества

 

 

1

8.Практический тренинг по содержательной линии «Общество» часть «А»

 

 

1

9.Решение ситуативных задач по теме «Общество» часть «В»

 

 

1

10.Практический тренинг по содержательной линии «Общество» часть «С»

 

 

1

11.Промежуточный контроль

 

 

1

12.Деятельность человека, её основные виды

 

 

1

13Практический тренинг по содержательной линии «Человек» часть «А», часть «В»

 

 

1

14.Решение заданий по теме «Человек» часть «С»

 

 

1

15.Тестирование по теме «Человек»

 

 

1

16.Экономика, её роль в жизни общества

 

 

1

17.Рыночная экономика

 

 

1

18.Практический тренинг по содержательной линии «Экономика» часть «А» часть «В»

 

 

1

19.Решение заданий части «С» по теме «Экономика»

 

 

1

20.Тестирование по теме «Экономика»

 

 

1

21.Социальная структура. Социальные отношения

 

 

1

22.Семья   Этика семейных отношений Правовые основы семьи и брака

 

 

1

23.Практический тренинг по содержательной линии «Социальная сфера» часть «А» , часть «В»

 

 

1

24.Решение заданий части «С» по теме «Социальная сфера»

 

 

1

25.Тестирование по теме «Социальная сфера»

 

 

1

26.Политика, её роль в жизни общества. Государство, формы правления.

 

 

1

27.Практический тренинг по содержательной линии «Политика» часть «А» Решение ситуативных задач по теме «Политика» часть «В»

 

 

1

28.Решение заданий части «С» по теме «Политика»

 

 

1

29.Тестирование по теме «Политика»

 

 

1

30.Понятие «право». Нормы права. Отрасли права

 

 

1

31.Тестирование по теме        

 

 

1

32.Понятие «культура» Духовная жизнь общества .

 

 

1

33.Практический тренинг по содержательной линии «Культура» часть «А», «В», «С»

 

 

1

34.Итоговый контроль.

 

 

1

ИТОГО

 

 

34

 

                                   Учебно-методическое обеспечение курса

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1.Боголюбов Л.Н. Человек и общество М., 2005

2..Введение в обществознание. Актуальные проблемы. Пособие. М., 2005

3.Кравченко А.И. Обществознание Учебник для 8-9  классов М., 2004г.

4.Клименко С.В. Основы государства и права. М, 1997
5.Кравченко А.И. Практикум для учащихся 8-9, М. «Русское слово», 2004.

6. Мушинский В. О. Азбука гражданина. — М.: ЦГО,1997-2000

7. Интернет-ресурсы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА.

1.      Алексеев В.П. Становление человечества. М., 2000

2.      Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М., 2001

3.      Андреева Г.М. Социальная психология . М.,1994г.

4.      Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие, М., 2002

5.      Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. Этнографические очерки. Л., 2003

6.      Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 2004

7.      Бодалев А.А. Личность и общение: избранные психологические труды 2-е изд., переработанное. М., 2004

8.      Здоавомыслов А.Г. Социология конфликтов. М., 2004

9.      Клибанов А.И. Духовная культура средневековой  Руси. М., 2004

10.  Лихачёв Д.С. Прошлое будущему. Статьи и очерки. Л., 2004

11.  Русская нация: историческое прошлое и проблема возрождения. М., 2005

12.  Семеникова Л.И. Цивилизация в истории человечества, учебное пособие. Брянск, Курсив, 2004

13.  Соколов Э.В. Культурология. Очерки теорий культуры: пособие для старшеклассников.    М., 2003

14.  Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М., 2004

                                             

                                                    Список источников.

http://www.humanities.edu.ru/    -  портал «Гуманитарное образование»

   http://lesson-history.narod.ru/ob89.htm    - полная электронная версия курса    «Введение в обществознание» 8-9 кл

Рассмотрено  на  заседании  кафедры

общественных дисциплин

протокол № _1

от  «_27_» августа 2014 г.

Руководитель  кафедры

___________/Ж.Т. Яшкова /

 

 

Согласовано                                                                     

Заместитель директора по УВР

_____________/Е.В. Сургай/

 

«_28_» августа 2014 года

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Практическое обществознание 9 класс."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Социальный работник

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Рабочая программа факультатива

«Практическое обществознание для 9 кл.»

 

     Актуальность:   Данный  курс  предназначен для подготовки обучающихся  9-х классов к ОГЭ в новой форме. В условиях реформирования российской системы образования актуальной стала проблема подготовки учащихся к новой форме аттестации – ОГЭ .Занятия по подготовке к  ОГЭ по обществознанию  предназначены для теоретической и практической помощи в подготовке к Государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию.  Занятия  ориентированы на  повторение, систематизацию и углублённое изучение курса обществознания основной средней школы, а также на подготовку обучающихся 9-х  классов к ОГЭ.

Программа занятий состоит  из трёх разделов:

 

  1. Особенности ОГЭ по обществознанию.
  2. Методика решения заданий ОГЭ разного уровня сложности.
  3. Тестовый практикум.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 120 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Тема "Социальная сущность человека"
  • Учебник: «Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.
  • Тема: § 4. Социальная сущность человека
  • 30.09.2020
  • 325
  • 5
«Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 30.12.2014 883
    • DOCX 117 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Яшкова Жанна Таймуразовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Яшкова Жанна Таймуразовна
    Яшкова Жанна Таймуразовна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 102038
    • Всего материалов: 33

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к ЕГЭ по обществознанию в разделе «Право»

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 15 регионов
  • Этот курс уже прошли 92 человека

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель истории и обществознания

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4150 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1357 человек из 79 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 916 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по обществознанию в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 131 человек из 45 регионов
  • Этот курс уже прошли 866 человек

Мини-курс

Практика гештальт-терапии: техники и инструменты

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 312 человек из 64 регионов
  • Этот курс уже прошли 66 человек

Мини-курс

Профориентация детей и подростков

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 37 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 41 человек

Мини-курс

Стратегии брендинга в условиях глобальной конкуренции и изменяющихся рыночных тенденций

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе