|
УТВЕРЖДАЮ:
« 29»
августа 2014 г.
МП
|
Рабочая программа
факультативного занятия
на 2014 – 2015 учебный
год
Яшкова Жанна Таймуразовна
Ф.И.О.
преподавателя
Практическое обществознание
Предмет
Классы / количество часов в неделю
Классы
/ количество часов в год
Уровень базовый
_______________
г.
Подольск
2014-2015
учебный
Рабочая программа факультатива
«Практическое
обществознание для 9 кл.»
Актуальность:
Данный курс предназначен для подготовки обучающихся
9-х классов к ОГЭ в новой форме. В условиях реформирования российской
системы образования актуальной стала проблема подготовки учащихся к новой форме
аттестации – ОГЭ .Занятия по подготовке к ОГЭ по обществознанию
предназначены для теоретической и практической помощи в подготовке к
Государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию.
Занятия ориентированы на повторение, систематизацию и углублённое
изучение курса обществознания основной средней школы, а также на подготовку
обучающихся 9-х классов к ОГЭ.
Программа занятий состоит из трёх
разделов:
- Особенности ОГЭ по обществознанию.
- Методика решения заданий ОГЭ разного
уровня сложности.
- Тестовый практикум.
Практические работы в рамках курса
включают следующие формы:
- Работа с различными источниками
социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том
числе ресурсы Интернета);
- Критическое восприятие и осмысление
разнородной социальной информации, отражающей различные подходы,
интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе
собственных заключений и оценочных суждений;
- Анализ явлений и событий,
происходящих в современном мире;
- Решение проблемных, логических,
творческих задач, отражающих актуальные проблемы современности.
Требования к уровню подготовки
выпускников
Знать и понимать
- Биосоциальную сущность человека
- Основные этапы и факторы социализации
личности
- Место и роль человека в системе
общественных отношений
- Закономерности развития общества как
сложной самоорганизующейся системы
- Тенденции развития общества в целом
как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов
- Основные социальные институты и
процессы
- Необходимость регулирования
общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового
регулирования
- Особенности социально-гуманитарного
познания
Уметь
- Характеризовать с научных позиций
основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их
место и значение в жизни общества как целостной системы
- Анализировать актуальную информацию о
социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать
соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных
явлений и обществоведческими терминами и понятиями
- Объяснять внутренние и внешние связи
(причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов
(включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества
и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы,
социальных качеств человека)
- Раскрывать на примерах изученные
теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных
наук
- Осуществлять поиск социальной
информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема,
таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных
оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.)
знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать
неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения,
аргументы и выводы
- Сравнивать социальные объекты,
выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между
существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими
терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в
социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы
- Оценивать действия субъектов
социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных
норм, экономической рациональности
- Формулировать на основе приобретённых
обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым
проблемам
- Подготавливать аннотацию, рецензию,
реферат, творческую работу
- Применять социально-экономические и
гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным
социальным проблемам
Использовать приобретённые знания и умения
для :
- Самостоятельного поиска социальной
информации, необходимой для принятия собственных решений; критического
восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой
коммуникации
- Оценки общественных изменений с точки
зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе
Конституции Российской Федерации
- Решения практических проблем,
возникающих в социальной деятельности
- Ориентировки в актуальных
общественных событиях, определения личной гражданской позиции
- Предвидения возможных последствий
определённых социальных действий
- Ориентации в социальных и
гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и
высшего профессионального образования
- Оценки происходящих событий и
поведения людей с точки зрения морали и права
Срок реализации: 1год.
Количество часов: 34 часа.
Формы организации занятий: групповая
в сочетании с индивидуальной
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в
неделю.
Продолжительность одного занятия – 1
учебный час
Формы и методы обучения: технология
социального развития, лекции, лабораторные работы, практические занятия,
дискуссии, эвристические беседы, герменевтическая беседа, работа с
документами, самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания
через обсуждение.
Средства: схемы; таблицы; диаграммы;
алгоритмы; опорные конспекты; решение ситуативных задач, тесты для этапа
контроля.
Прогнозируемый (ожидаемый) результат (по
годам обучения):
К окончанию года обучения обучающиеся
должны:
Знать:
- социальные свойства
человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы
совместной деятельности людей;
- характерные признаки основных сфер
жизни общества;
- содержание и значение социальных
норм, регулирующих общественные отношения;
- существенные признаки понятий,
характерные черты социального объекта или определять понятие на основе его
ключевого признака
- термины и понятия, социальные
явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом
контексте обществоведческие термины и понятия;
- характерные черты социального
объекта, элементы его описания;
Уметь:
- сравнивать социальные объекты, выявляя
их общие черты и различия;
- приводить уместные в заданном
контексте примеры социальных явлений, объектов, деятельности людей, ситуаций,
регулируемых различными социальными нормами
- осуществлять поиск социальной
информации в различных источниках
- оценивать различные
суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
- анализировать, классифицировать,
интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить её со знаниями,
полученными при изучении курса;
- применять знания о характерных
чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определённого класса,
осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;
- оценивать различные суждения о
социальных объектах с точки зрения общественных наук;
- анализировать, классифицировать,
интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить её со знаниями,
полученными при изучении курса;
- применять знания о характерных
чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определённого класса,
осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;
- применять социально-гуманитарные
знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих
актуальные проблемы жизни человека и общества;
- формулировать на основе приобретённых
социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определённым
проблемам;
- оценивать поведение людей с точки
зрения социальных норм.
-работать с различными источниками
информации, в том числе и системой Интернет;
-овладение навыками компьютерных
технологий;
-решать тесты, писать эссе, рефераты,
выступать с сообщениями, проводить исследования, участвовать в дискуссии.
В результате прохождения курса
«Практическое обществознание» у обучающихся формируются следующие умения:
Рефлексивные:
- соотносить объекты познания со
своим жизненным опытом;
- определять основания и способы
своих и чужих действий;
- определять способы видения мира
другими людьми;
Логические:
- сопоставлять, классифицировать,
осуществлять переход от чувственно-конкретного к абстрактному;
- оперировать с абстракциями различной
степени сложности;
- выдвигать гипотезы;
Текстовые:
- уметь освещать материал логически,
последовательно;
- при изложении материала раскрывать
взаимосвязь фактов, их смысл и значение;
Коммуникативные:
- определять основания чужой точки
зрения;
- вести дискуссию;
- проявлять толерантность;
Тематическое
планирование
№ Тема
|
Колличество часов
|
|
теория
|
практика
|
всего
|
Входной
контроль
|
2
|
1
|
3
|
Раздел
1. Общество и человек
|
3
|
3
|
6
|
Раздел
2. Человек, личность
|
1
|
3
|
4
|
Раздел
3.Экономическая сфера жизни общества
|
2
|
3
|
5
|
Раздел
4. Социальные отношения
|
2
|
3
|
5
|
Раздел
5. Политика
|
1
|
3
|
4
|
Раздел
6. Право
|
1
|
1
|
2
|
Раздел
7. Культура
|
1
|
3
|
4
|
Итоговое
занятие
|
-
|
1
|
1
|
ИТОГО
|
13
|
21
|
34
|
Содержание
программы курса.
№ Раздел
, тема
|
Теория
|
Практика
|
1.Введение
|
Введение.
Обществознание как знание и как наука.
Различные
виды источников.
Способы
описания и объяснения
обществознания
Требования
к уровню подготовки
выпускников
основной школы,
определённые
в государственном
образовательном
стандарте по
обществознанию.
|
Входной
контроль, цель: выявление общего уровня знаний, умений и навыков по курсу ,
практикум: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить
самооценку знаний и умений. Приёмы работы с различными документами.
«
Понятие источник по обществознанию».
Памятка
для работы с источниками.
Способы
работы с источниками.
Основные
структурные и содержательные
характеристики
экзаменационной
работы
по обществознанию в форме ОГЭ
|
2.Общество
и человек
|
Понятие
об обществе как форме жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и
природы. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь.
Общественные отношения и их виды. Социальные изменения и его формы. Эволюция
и революция. Развитие общества. Движущие силы общественного развития.
Традиционное, индустриальное, информационное общества. Человек и его
ближайшее окружение. Человек в малой группе. Общение. Роли человека в
малой группе. Лидер. Свобода личности и коллектив. Межличностные
отношения. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Пути
достижения взаимопонимания.
Человечество
в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Современные мир и его проблемы.
Глобализация. Причины и опасность международного терроризма.
|
Общество
и человек (задание на обращение к социальным реалиям) Общество и человек
|
3.Экономика
|
Экономика
и её роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Ограниченность
ресурсов. Альтернативная стоимость (цена выбора). Экономические основы
защиты прав потребителя. Международная торговля.
Деньги.
Функции и формы денег. Инфляция. Экономические системы и собственность.
Главные вопросы экономики. Роль собственности и государства в экономике.
Производство и труд. Факторы, влияющие на производительность труда.
Заработная плата. Стимулирование труда.
Предпринимательство
и его основные организационно-правовые формы. Издержки, выручка,
прибыль. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.
Предпринимательская этика.
Рынок.
Рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на
спрос и предложение. Формы сбережения граждан (наличная валюта,
банковские вклады, ценные бумаги). Экономические цели и функции
государства. Безработица как социальное явление. Экономические и социальные
последствия безработицы. Налоги, уплачиваемые гражданами.
|
Экономика
(задание
на обращение к социальным реалиям), экономика (задание на анализ двух
суждений) - выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить
самооценку знаний и умений
|
4.Социальная
сфера
|
Социальная
структура общества. Социальные группы и общности. Социальная
роль и социальный статус. Социальная мобильность. Социальный конфликт. Пути
его разрешения. Социальная структура общества. Социальные группы и
общности. Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность.
Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии
общества. Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся
поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества.
Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения.
|
выполнять
задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений
Социальные отношения
(задание
на обращение к социальным реалиям) Социальные отношения
|
5.Политика
|
Политика,
её роль в жизни общества; политическая власть; разделение властей;
государство, формы правления; суверенитет; национально-государственное
устройство,
политические
режимы.
выборы,
референдум; партии и движения; многопартийность. Конституция – основной закон
государства; основы конституционного строя РФ; федерация, её субъекты;
законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ; институт
президентства; местное самоуправление –
|
выполнять
задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений
Политика
(задание
на обращение к социальным реалиям) Политика
|
6.Право
|
Понятие
«право»; отрасли права; права человека; Всеобщая декларация прав человека,
права ребёнка.
гражданское
общество и правовое государство; преступление; уголовная ответственность;
административный проступок; правоохранительные органы
|
выполнять
задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений
Работа с
нормативными документами –
задание
на обращение к социальным реалиям, задание на анализ двух суждений – 9 часов
|
7.Культура
|
Понятие
«культура»; духовная жизнь общества; искусство, его виды, место в жизни
человека.
наука в
современном обществе; образование и самообразование; религия, её роль в
обществе; Церковь как общественный институт мораль, основные ценности и нормы
|
выполнять
задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений
Духовная культура (задание на обращение к социальным реалиям) Духовная
культура
(задание
на анализ двух суждений) -.
|
8.Итоговый
контроль
|
Итоговый
контроль
|
Выполнять
задания разной сложности, знаний и умений - тестовый контроль и решение
ситуативных задач
|
Тематическое
планирование
№ Тема
|
Дата проведения
|
Кол-во часов
|
|
план
|
факт
|
|
1Входной
контроль
|
|
|
1
|
2.Основные
характеристики экзаменационной работы по обществознанию в форме ОГЭ
|
|
|
1
|
3.Требования
к уровню подготовки выпускников основной школы, определённые в
государственном образовательном стандарте по обществознанию.
|
|
|
1
|
4.Основные
подходы к выполнению заданий первой части, содержательная линия
«Общество»
|
|
|
1
|
5.Понятие
«общество», Взаимосвязь общества и природы,
|
|
|
1
|
6.Типы
обществ ( традиционное, индустриальное, постиндустриальное)
|
|
|
1
|
7.Глобальные
проблемы человечества
|
|
|
1
|
8.Практический
тренинг по содержательной линии «Общество» часть «А»
|
|
|
1
|
9.Решение
ситуативных задач по теме «Общество» часть «В»
|
|
|
1
|
10.Практический
тренинг по содержательной линии «Общество» часть «С»
|
|
|
1
|
11.Промежуточный
контроль
|
|
|
1
|
12.Деятельность
человека, её основные виды
|
|
|
1
|
13Практический
тренинг по содержательной линии «Человек» часть «А», часть «В»
|
|
|
1
|
14.Решение
заданий по теме «Человек» часть «С»
|
|
|
1
|
15.Тестирование
по теме «Человек»
|
|
|
1
|
16.Экономика,
её роль в жизни общества
|
|
|
1
|
17.Рыночная
экономика
|
|
|
1
|
18.Практический
тренинг по содержательной линии «Экономика» часть «А» часть «В»
|
|
|
1
|
19.Решение
заданий части «С» по теме «Экономика»
|
|
|
1
|
20.Тестирование
по теме «Экономика»
|
|
|
1
|
21.Социальная
структура. Социальные отношения
|
|
|
1
|
22.Семья
Этика семейных отношений Правовые основы семьи и брака
|
|
|
1
|
23.Практический
тренинг по содержательной линии «Социальная сфера» часть «А» , часть «В»
|
|
|
1
|
24.Решение
заданий части «С» по теме «Социальная сфера»
|
|
|
1
|
25.Тестирование
по теме «Социальная сфера»
|
|
|
1
|
26.Политика,
её роль в жизни общества. Государство, формы правления.
|
|
|
1
|
27.Практический
тренинг по содержательной линии «Политика» часть «А» Решение ситуативных
задач по теме «Политика» часть «В»
|
|
|
1
|
28.Решение
заданий части «С» по теме «Политика»
|
|
|
1
|
29.Тестирование
по теме «Политика»
|
|
|
1
|
30.Понятие
«право». Нормы права. Отрасли права
|
|
|
1
|
31.Тестирование
по теме
|
|
|
1
|
32.Понятие
«культура» Духовная жизнь общества .
|
|
|
1
|
33.Практический
тренинг по содержательной линии «Культура» часть «А», «В», «С»
|
|
|
1
|
34.Итоговый
контроль.
|
|
|
1
|
ИТОГО
|
|
|
34
|
Учебно-методическое обеспечение курса
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1.Боголюбов Л.Н. Человек и общество М.,
2005
2..Введение в обществознание. Актуальные
проблемы. Пособие. М., 2005
3.Кравченко А.И. Обществознание Учебник
для 8-9 классов М., 2004г.
4.Клименко С.В. Основы государства и
права. М, 1997
5.Кравченко А.И. Практикум для учащихся 8-9, М. «Русское слово», 2004.
6. Мушинский В. О. Азбука гражданина. —
М.: ЦГО,1997-2000
7. Интернет-ресурсы
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА.
1. Алексеев
В.П. Становление человечества. М., 2000
2. Андреев
И.Л. Происхождение человека и общества. М., 2001
3. Андреева
Г.М. Социальная психология . М.,1994г.
4. Арутюнов
С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие, М., 2002
5. Байбурин
А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. Этнографические очерки. Л., 2003
6. Берн
Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 2004
7. Бодалев
А.А. Личность и общение: избранные психологические труды 2-е изд., переработанное.
М., 2004
8. Здоавомыслов
А.Г. Социология конфликтов. М., 2004
9. Клибанов
А.И. Духовная культура средневековой Руси. М., 2004
10. Лихачёв
Д.С. Прошлое будущему. Статьи и очерки. Л., 2004
11. Русская
нация: историческое прошлое и проблема возрождения. М., 2005
12. Семеникова
Л.И. Цивилизация в истории человечества, учебное пособие. Брянск, Курсив, 2004
13. Соколов
Э.В. Культурология. Очерки теорий культуры: пособие для старшеклассников.
М., 2003
14. Сорокин
П. Человек, цивилизация, общество. М., 2004
Список
источников.
http://www.humanities.edu.ru/
- портал «Гуманитарное образование»
http://lesson-history.narod.ru/ob89.htm
- полная электронная версия курса «Введение в обществознание»
8-9 кл
Рассмотрено на заседании кафедры
общественных дисциплин
протокол № _1_
от «_27_» августа 2014 г.
Руководитель кафедры
___________/Ж.Т. Яшкова /
Согласовано
Заместитель директора по УВР
_____________/Е.В. Сургай/
«_28_» августа 2014 года
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.