Главная / Русский язык и литература / Практические задания по теме

Практические задания по теме

Практические задания по теме "Сказуемое"


А. 1) Он нах_дился в самом цв_тущем возр_сте. 2) В толпе то здесь, то там нач_нали кр_чать люди. (А.Н. Толстой) 3) Забыв о цели похода, часами готов я любоват_ся внезапно раскрывш_йся перед глазами пр_красной пан_рамой.(И.СоколовМикитов) 4) Лодка была точно отреза_а, укрыта от всего мира. (А.Куприн) 5) Но лоб ее (не)долго оставался омрач_ным. (А.Солженицын) 6) День ее, (не)радос_ый и (не)нас_ый, д_вно прош_л, но и вечер ее был чернее ночи.(И.Тургенев) 7) Я волком бы выгрыз бюр_кратизм…(В.Маяковский) 8) Лица играющих офицеров были бледны и к_зались измуч_ными. (А.Куприн) 9) Они (не) хотели и_ти. 10) Отец и мальчики с_дят теперь без нее голодные. (А.Чехов) 11) Се_одня веч_ром на Патриарших будет интересная история.(М.Булгаков)

Б. 1) Вы пойдите старшим. 2) На ра_вете был туман. Ноч_ была полна глубокой тишиной, и т_мнота ее к_залась бархатной и теплой. (А.Куприн) 3) Ночь стала точно еще гуще, еще чернее и теплее. (А.Куприн) 4) Отец велел подавать ужинать. 5) Мы должны были пересечь луговой остров…(К.Паустовский) 6) Но что(то) нач_нало уже страгиват_я.(А.Солженицын) 7) В знойные дни я люблю бр_дить в березовой рощ_. 8) Он был перв_кла_ный портной. 9) Она нач_ла проб_раться пешая. (А.Н. Толстой) 10) Кутузов в это утро к_зался изнуре_ым и раздр_жительным. (Л.Толстой)

В. 1) Он был человек лет шестидесяти самой почтено_ой наружности голова покрыта была серебр_ю с_диною полное и свежее лицо изобр_жало добр_душие глаза бл_стали оживле_ы всегдашнею улыбкою. 2) Наружность его пок_залась мне замечательна он был лет сорока росту среднего худ_щав и шир_коплеч_. 3) Я старался казат_я веселым и р_вн_душным… 4) Я намерен был отправит_ся на з_ре к крепос_ным в_ротам откуда Марья Ивановна должна была выехать и там простит_ся с нею в последний раз. 5) Гарнизон стоял в руж_е. 6) Я был рад отк_зат_ся от предл_гаемой мне чести… 7) Речки разлились и дороги стали (не)прох_димы. 8) Через несколько дней должен я был опять очутит_я посреди моего семейства увидеть опять мою Марью Ивановну… (А.Пушкин)




УПРАЖНЕНИЕ 2. Подчеркните грамматические основы предложения. Обратите внимание на цельные словосочетания и фразеологизмы. Расставьте недостающие знаки препинания.

1) Дед был нрава тяжкого на руку цепкий и озорник великий.(А.Н. Толстой) 2) Временами какое-то веселое отчаяние помогало людям тянуть свою лямку. (И.Грекова) 3) Хороший человек – это не профессия. (В.Корецкий) 4) Узнав Молокова поближе я обнаружил что он человек далеко не простой, отнюдь не восторженный, с довольно тяжелым и крутым нравом. (В.Корецкий) 5) Каждый из присутствующих дорожил своим временем и не собирался толочь воду в ступе. 6) То была минута безумного отчаяния когда я не мог владеть собою.(А.Чехов) 7) Василий привык себя чувствовать правым перед людьми. (Г.Николаева) 8) [Пьер] заболел и пролежал в Орле три месяца; с ним сделалась как говорили доктора желтая горячка.(Л.Толстой) 9) Весь день дела валились из рук. 10) После разговора с Инессой сон как рукой сняло. 11) Особенно одна из новых песен тревожила и волновала женщину. (М.Горький) 12) Очередь держала себя очень взволнованно привлекала внимание струившихся мимо граждан и занималась обсуждением зажигательных рассказов о вчерашнем невиданном сеансе черной магии. (М.Булгаков) 13) Он был как бы сам не свой.


УПРАЖНЕНИЕ 3. Подчеркните грамматические основы предложения.

1) Вдруг что-то шумно упало в воду, я хвать за пояс – пистолета нет. (М.Лермонтов) 2) А я сидел, сидел, слушал, слушал, глядел, сердце у меня расширялось, и мне опять казалось, что я любил. (И.Тургенев) 3) Вот сказал так сказал!4) Ну что же, занят так занят. (А.Чехов) 5) Что ж? убейте, Пантелей Еремеич: я в вашей воле; а вернуться я не вернусь.(И.Тургенев) 6) Дяденька-то Любим Карпыч взял да в отместку ему и созорничал, пошел да и с нищими и стал у собора. (А.Островский) 7) Ни с кем не разговаривает, дичится, – знай себе по саду гуляет. (И.Тургенев) 8)Поглупеть-то я не поглупел, но чувства как-то притупились.(А.Чехов) 9) Я так и вскрикнула: «Умер!». (Н.Лесков) 10) А у него, как у зайца, сердце так и закатится! (М.Салтыков-Щедрин) 11) Ветер так и рвал, бросаясь из стороны в сторону… (Д.Мамин-Сибиряк) 12) Родион Потапыч живмя жил на своей шахте. (Д.Мамин-Сибиряк) 13) Смотрит себе вяленая вобла, не сморгнувши, на заблуждения человеческие и знай себе камешками пошвыривает. (М.Салтыков-Щедрин) 14) Оба зайца так и обмерли. (М.Салтыков-Щедрин) 15) Митюнька этот установ перенять перенял, а нет-нет и придумает по-своему. (П.Бажов) 16) Помнить-то я помню, да что толку?


УПРАЖНЕНИЕ 4. Вставьте пропущенные буквы, подчеркните грамматические основы предложения, укажите тип сказуемых. Выпишите номера предложений в следующем порядке: 1) с простым глагольным сказуемым; 2) составным глагольным сказуемым; 3) составным именным сказуемым;4) осложненным сказуемым.

1) Маша пр_шла с почты грус_ная, ра_стро_ная письмом брата. 2) Была осень. 3) По небу бр_дили сер_ватые тучи.(Г.Успенский) 4) Здание было в два этажа. 5) Он мог ответить только на некоторые вопросы. 6) Был бы ты поосторожнее.7) Отряд был готов выступить на ра_свете. 8) Он готов ответить за свои слова перед товарищами. 9) В два-то последние года на диво Сашенька стала пышна и красива.(Н.Некрасов) 10) Целый день Владимир был в раз_езд_.(А.Пушкин) 11) Ключ ок_зался в кармане. 12) Собакевич пок_зался ему похожим на средней в_личины медведя.(Н.Гоголь) 13) Старик Потапов был в прошлом к_р_бельным механиком. (К.Паустовский) 14) Борис пр_бежал вторым. 15)Была метель, ветер выл, ставни тр_слись и стучали.(А.Пушкин) 16) Мы были с ним пр_ятели. (А.Пушкин) 17) Мы становимся старше и ра_удительнее. 18) Я буду рад встретиться с вами вновь. 19) Я был готов любить весь мир.(Л.Толстой) 20) Совсем скоро будет пробуждаться от сна природа. 21) Мы продолжали наблюдать за медвежатами. 22)И давай она смеяться. 23) Огни были за_ж_ны. (А.Чехов) 24)Половина темно-сине_ неба была густо засе_на звездами.(М.Горький) 25) Тут было несколько девиц. (А.Пушкин) 26)Вдали пок_зался дымок поезда. 27) Лодка пок_залась мне ненадежной. 28) _десь будет город зал_жен назло надменному соседу. (А.Пушкин) 29) Я хочу стать хорошим спец_алистом. 30) Он опять вышел из себя, вспомнив о своем промахе. 31) Попал впросак – выходи достойно из пол_жения. 32) Сладок мне леса родимого шум. (Н.Некрасов)33) Во время грозы облака будут спускаться до моей кровли.(М.Лермонтов) 34) У прилавка толпился народ, и хозяин попросил пастуха подождать до обеда.

 

УПРАЖНЕНИЕ 5. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

1) Князь подвел гостей к окну и им открылся пр_лес_ный вид. За рекою т_нулись х_лмы и поля несколько деревень ож_вляли окрес_ность. Прошло несколько дней и (не)случилось н_чего достопр_м_чательного. Жизнь моя _делалась мне (не)сносна. Я впал в мрачную задумч_вость которую питали од_ночество и бездействие. (Не) ожида_ные прои_шествия имевшие важное влияние на всю мою жизнь дали вдруг моей душе сильное и бл_гое потр_сение. (По А.Пушкину) 2) Переп_ла сотнями гремели кругом (в)запуски перекл_кались коростели. Герасим (не) мог их слышать (не)мог он слышать так(же) чуткого шушукан_я дерев_ев мимо которых его прон_сили сильные его ноги но он чу_ствовал знакомый зап_х посп_ва_щей ржи. Я стал пр_пом_нать как и куда ходил (в)течени_ дня. Побл_дневш_ небо стало опять с_неть но то уже была с_нева ночи. Мы сидели в тени но и в тени было душно. Мы продолжали сидеть. Я добрался наконец до угла леса но там (не)было н_какой дороги: какие(то) (не)кош_ные, ни_кие кусты широко ра_ст_лались (передо)мной. Я все шел и уже соб_рался было пр_лечь где(нибудь) до утра как вдруг очутился над страшной бездной. (По И.Тургеневу)

 

УПРАЖНЕНИЕ 6. В предложениях подчеркните грамматические основы, определите типы сказуемых.

1) Ночь была теплая, темная и тихая. (Л.Толстой) 2)Зелень – это песня земли. (А.Коптяева) 3) В вагоне оказалось пусто и темно. (А.Чаковский) 4) Комната была такая, какой я ее себе представлял. (А.Куприн) 5) Поэзия есть явление языка или особая форма речи. 6) Он рад был отдохнуть. 7)Грин был суровый сказочник и поэт морских лагун и портов… (К.Паустовский) 8) Барыня бродит такая унылая.(Н.Некрасов) 9) Старушки все – народ сердитый. 10) Я возвратился к Зурину грустен и молчалив. (А.Пушкин) 11) Во дни веселий и желаний я был от балов без ума. (А.Пушкин)12) Вокруг было тихо и пустынно. 13) Мы расстались большими приятелями. (А.Пушкин) 14) Я точно деревянный теперь. (И.Гончаров) 15) Анисья не нарядная сидит за станом.(Н.Некрасов) 16) Дело казалось необыкновенной важности.(Н.Гоголь) 17) Вы ни перед кем виноваты быть не можете.(И.Тургенев) 18) А кто бы это такое был? 19) Моя солдатская шинель как печать отвержения. (М.Лермонтов) 20) Захар был довольно мягкого и доброго сердца. (И.Гончаров) 21) Она в семье своей родной казалась девочкой чужой. (А.Пушкин) 22)Жизни даль лежит светла, необозрима. (А.Пушкин) 23) Она была женщина добрейшая. (И.Тургенев) 24) Я должен был только передать вам письмо. (К.Паустовский) 25)Лаврецкому такое множество народа было не по нутру.(И.Тургенев) 26) Я остаюсь одинок на земле. (И.Тургенев) 27)Стою я тверд и прям. (И.Крылов) 28) У нее уже дочери замужем. 29) Один был повыше ростом, в офицерской шляпе… (Л.Толстой) 30) А кто такой Хорь? (И.Тургенев) 31)Их изба была третья с краю. 32) Который теперь час? 33)Речи должны быть кратки. 34) Деревья были словно из золота на темно-синем небе. (А.Н. Толстой) 35) Дверь тамбура стоит настежь. 36) У него-то вот я кучером и ездил.(И.Тургенев) 37) Он стоял совершенно как убитый. 38) День был прекрасный и солнечный. 39) На Невском народу была тьма… (Н.Гоголь) 40) Более чем вдвое должен подняться доход государства. (А.Н. Толстой) 41) В этот приезд мама показалась мне спокойнее, чем раньше. (К.Паустовский) 42)Он старался быть гостеприимным. 43) С тех пор при встречах с Федей я был настороже. (К.Паустовский)

 

УПРАЖНЕНИЕ 7. Контрольное комментирование. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Укажите типы сказуемых.

Представ_те себе в_сход со_нца над южным морем когда ноч_ной мрак проб_вает подобно пальцам рук розовые лучи. Это богиня з_ри Эос подн_ла л_дони. Спутники Одиссея про гневали солнечн_ бога Гелиоса. Они сов_ршили св_т_татство то есть оск_рбили бога с_ев его св_щ_ных коров. Гелиос пожаловался Зевсу. Зевс ответил Их я к_рабль черн_бокий низвергнувши плам_ный гром свой // В мор_ широком на мелкие части разбить не замедлю. К_рабль был разбит люди погибли. Одиссей девять дней н_сился по водам ухв_тившись за оставш_ся от к_рабл_крушения бревна. На десятый день он был выбр_шен на берег острова на котором властву_т волшебница Калипсо. Она несколько лет удерж_ва_т у себя Одиссея не позв_ляя ему продолжить плавание. Среди богов у Одиссея есть заступн_ца Афина. Именно она подн_мает голос в его защиту и добива_тся у Зевса разрешения Одиссею покинуть Калипсо и продолжить путь на р_дной остров Итаку. Послушная вол_ Зевса Калипсо вынужд_на отпустить Одиссея. Ра_сказч_ком о пут_шестви_ во второй части сюжета выступа_т сам Одиссей. Он стро_т крепкий плот и дов_ря_т себя вол_ волн. Бог Посейдон пр_следовал героя но ему не было дано погубить Одиссея. Пут_шеств_ики поп_дают к лотофагам. Мирные лотофаги пр_ветливы. Они угощают мор_ков сл_дчайшим лотосом… Но _десь есть своя опас_ность поевший лотоса т_ряет память и мечтает навсегда остат_ся в этой счас_ливой стране. Плач_щими их возвр_щают на к_рабль. Угроза утратить память буквально пр_следу_т пут_шеств_ников. Она р_вн_сильна утрате самого себя. Вернувшись домой после мног_числ_ных пр_ключений Одиссей поб_ждает женихов Пенелопы. Зло наказа_о добро восторжеств_вало. На прот_жени_ многих веков «Одиссея» ост_валась одной из самых увл_кательных книг… (По И.Шайтанову)




Практические задания по теме
  • Русский язык и литература
Описание:

Дидактический материал к урокам русского языка в 8 классе представлен в виде практических заданий по теме "Сказуемое".В упражнениях даны задания следующего характера: подчеркните грамматические основы предложения. Обратите внимание на цельные словосочетания и фразеологизмы. Расставьте недостающие знаки препинания.Определите тип сказуемых.

Практические задания помогут учителю обобщить и систематизировать знания учащихся по теме "Сказуемое"Цель использования упражнений: в процессе устного или письменного опроса изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, качество словесного, грфического оформления, степень закрепления в памяти.Письменная проверка позволяет за короткое время проверить знания большого числа учащихся и диагностировать умения применять знания в учебной практике. 

    

Автор жанабаева ирина серикпаевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 519
Номер материала 34292
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓