Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыПрактические задания по теме

Практические задания по теме

Скачать материал

 

 

 

 

 

 

 

 

Практические задания

 по теме

«Имя прилагательное»

 

(выделение прилагательных из текста, определение рода и числа имен прилагательных)

 

 

 

 

 

 

 

1.       Выпишите только имена прилагательные. Поставьте к  каждому слову вопрос.

Сладкий, холодно, газета, честный, дорожка, решают, аккуратная, весенние, ходили, малиновое, фамилия, квартирная, поздно, дежурить, плохие.

 

2.  Прочитайте.

1) Уносится в небо шар голубой, шар мой воздушный, такой непослушный.

2) Яблоки, яблоки – наливные, яркие, сладкие, жёлтые, спелые, тяжёлые.

3) Ах, какое облако прямо надо мной! Белое да лёгкое, высокое, далёкое, не достать рукой.

К данным ниже существительным допишите нужные прилагательные из предложений.

Шар (какой?)___________________,____________________,_________________________.

Яблоки (какие?) ____________________,____________________,______________________.

Облако (какое?) ____________________,____________________,______________________.

 

3. Образуйте словосочетание по образцу.

Полка для книг – книжная полка,

Склад для мебели - …………………………………………………

Ящик для мусора - …………………………………………………………

Сервиз для чая - ………………………………………………………………….

Сапоги для зимы - …………………………………………………………….…

Одежда для спорта - …………………………………………………………..…

Дом из дерева – деревянный дом

Коробка из железа - ………………………………………………………………

Серёжки из золота - …………………………………………………………..…

Змей из бумаги - …………………………………………………………………….

Котлеты из рыбы - …………………………………………………………………

Платье из шерсти - …………………………………………………………………

Ваза из хрусталя - ………………………………………………………………………

 

4. Подумайте, что говорят о зиме снегирь, синичка, собака, медведь. Вставьте прилагательные: длинная, короткая, трудная, голодная, снежная, морозная.

медведь.jpgКакая бывает зима.

            Спросили однажды животных, какая бывает зима. - Зима бывает ________, ________, - ответил снегирь.  Синичка добавила: «Очень уж ________ зима».

- _______,_______, - пролаяла собака. А медведь подумал и сказал: «Зима ________, тянется всего одну ночь».

 

5. Вставьте подходящие по  смыслу прилагательные.

По таинственным законам,

Непонятным до сих пор,

Огурец растёт _______________________,

Рядом _____________________ помидор.

Баклажаны______________________

Рядом с _________________________дынею,

А земля черным-черна,

А земля для всех одна.

 

6. Спишите. Выделите все прилагательные. Укажите род и число прилагательного.

Прошло лето. Стаи ворон закружились над пустым полем. Пошли осенние скучные дожди. Опустели деревенские дороги. Холодный ветер срывал мокрую листву и свистел в голых сучьях.

 

7. Спишите предложения, вставляя вместо точек подходящие по смыслу прилагательные: тяжёлый, лёгкий, горячий. Объясните, в каких случаях прилагательные употребляются в прямом, а в каком – в переносном значении.

1.  ………………………… кожаная сумка оттягивала мне плечо.

2. На небе появилась ………………………..… туча.

3.  ………………………… горе лежало на сердце матери.

4. По реке скользила ……………………..… лодочка.

5. Летом нужна ……………………..… одежда.

6.  …………………………….… дрожь пробежала по моему телу.

7. Береги руки: вода ……………………………………. .

8. У нас есть …………………………..… желание учиться отлично.

9.  ……………………………………. луч солнца осветил комнату.

10. Начались …………………………………..… споры.

Подчеркните прилагательные и определите род.

 

8. Прочитайте. Определите характер человека по его делам или поступкам. Напишите соответствующие прилагательные.

            Любит трудиться – трудолюбивый

            Постоянно лениться –

            Часто грубит –

            Стесняется сказать –

           Всего боится –

            Говорит правду –

          Любит веселиться –

 

9. Записать. Прилагательные подчеркнуть волнистой линией,определи род, выдели окончания, поставь вопрос.

Под елью намело огромный сугроб. Льдом покрылось озеро. В воздухе кружились снежинки. Высокие ели надели белые шубки.

 

10. Запишите текст. Подчеркните близкие по значению прилагательные.

Зима пришла свирепая, … . Она заслонила зимнее, … солнце. Большое, … поле потонуло под снегом. Но зима не только злая, но и заботливая, … . Она накинула пуховое, … одеяло на пшеничные стебельки.

(жестокая, холодное, огромное,  добрая, тёплое).

 

 

11. Составьте и напишите словосочетания существительных с прилагательным золотой.

Сердце золотое, характер………………………. , кольцо  …………………………., слиток  ………………………., осень ………………………., руки  ……………………., деньки ……………………, цепочка  ……………………….., оправа  ……………………, монета ……………………….

 

12. К данным признакам подберите противоположные по значению. Запишите словосочетания парами.

Ясный день – пасмурный день.

Толстый альбом – … … .

Холодный ветер – … … .

Крупный песок –… … .

Весёлый разговор – … … .

Трудный пример –… … .

 

13.  Прочитайте словосочетания в левом столбике. Подберите к ним подходящие словосочетания из правого столбика. Полученные сравнения запишите.

лёгкие облака как …                         пушистые шарики

почки вербы, как …                                белые паруса

глаза дочери, как…                              тоненькая змейка                                                                                                                                                                                                весенний ручеёк, как …                      яркие звёздочки

весенний луг, как …                          большие зеркала

лесные озёра, как …                        зелёный бархат

 

Вставьте подходящие по смыслу существительные и прилагательные из правого столбика 

1. В лесных озёрах, как в … …, отражалось высокое небо.

2. На весеннем лугу, как на … …, запестрели первые цветы.

3. Верба вся покрыта почками, как … … .

Прилагательные подчеркните волнистой линией.

 

14. Прочитайте. Вставьте в текст прилагательные, близкие по значению. Запишите текст.

М. Пляцковский. Урок дружбы Ответы Литературное чтение 1 класс ЕфросининаВоробьи полетели дальше. Чик и Чирика опустились на крышу сарая. На крыльце спал пузатый, _______________ рыжий кот. Воробьи принялись искать подходящее ________ место для гнезда. Выбрали просторную, _______________ щель под крышей сарая. Не прошло и недели, как Чирика положила в гнездо первое малюсенькое, _______________ яичко.

 

15. Спишите. Вместо точек употребите прилагательные, по значению противоположные данным. Прилагательные подчеркните, поставьте к ним вопросы.

1. Ручеёк узкий, а река … .

2. Правый берег высокий, а левый берег … .

3. Утро было прохладное, а день … .

4. Летом дни длинные, а лето было … .

5. В прошлом году зима была холодная, а лето было … .

6. Снег белый, а уголь … .

16. Выделите из текста словосочетания: имя прилагательное + имя существительное. Запишите их.

Я подошёл к болоту и остановился как вкопанный. Передо мной стоял лось. Тело лося было огромное, покрыто серой шерстью. Ноги высокие и стройные. Мощная грудь переходила в могучую шею. Голова с ветвистыми рогами была вскинута.

 

17. Прочитайте. Составьте пары из существительных с прилагательными. (Форму слов не меняйте). Запишите. Определите род прилагательных, выделите окончание прилагательных.

Письмо, рассказ, книга, сказка, объявление, диктант.

Увлекательный, детская, трудный, личное, школьное, народная.

 

18.  Спишите. Поставьте вопросы к прилагательным. Укажите род прилагательных.                            

                                        Встреча солнца.

Полярная ночь и здоровье северян            Долго тянется полярная ночь. Но и ей приходит конец. В начале февраля наступает  полярный день. Зимовщики с радостью его ожидают. Скалистый берег оглашается шутками и смехом. Каждый день светится далёкий горизонт. Но солнца ещё нет.

            Наконец за горами встаёт  яркое весеннее солнце. Кончилась  полярная ночь. Зимовщики всегда празднуют этот  радостный день.

 

19. Подберите подходящие по смыслу прилагательные к существительным мороз, ветер.

Лютый, сильный, трескучий, злой, озорной, тёплый, ласковый, суровый, весенний, ледяной, утренний, резкий, крепкий.

Напишите

Мороз (какой?) …, …, …, … .

Ветер (какой?) …, …, …, … .

Определите род прилагательных, выделите окончания.

 

Плейкаст "Восходит солнце. И румяными лучами.20. Спишите. Подчеркните прилагательные. Укажите род прилагательных, выделите окончания.

            Наступило морозное зимнее утро. Скупое декабрьское солнце осветило дальнее болото и ближнее поле. Через луга течёт синяя река. Кто накинул на берёзку платье белое в полоску? Дуб зелёный на лугу – не согнуть его в дугу. Художник дождик рисовал, осенний хмурый дождик.

В первом предложении выделите подлежащее и сказуемое.

 

21. Допишите сравнения прилагательными, указывающими цвет. Выделите окончание прилагательного, определите род прилагательных.

Цыплёнок ………………………… как одуванчик. Платок …………………………. как небо. Ковёр ……………………… как трава. Сахар ………………………. как снег. Закат ………………… как мак.

22. Подберите к данным существительным подходящие по смыслу прилагательные.  Выделите окончания прилагательных, определите род прилагательных.

Волк_________________________________________________________________________

Лиса ________________________________________________________________________

Заяц _________________________________________________________________________

Медведь ______________________________________________________________________

Полотенце ____________________________________________________________________

( серый, хищный, жадный; хитрая, ловкая, рыжая; сухое, свежее, душистое; большой, косолапый, неуклюжий; косой, слабый, трусливый)

 

23. Запишите текст, выделить прилагательные, указать род.

Воробей.

Я любовался дерзким, смелым и умным разбойником – воробьём. Везде его встретишь – и в шумном городе, и в тихой деревне. Его бодрым чириканьем с утра наполнен воздух.

 

24. Подберите по 2 прилагательных к существительным. Укажите род прилагательных, выделите окончания прилагательных.

____________________,___________________________ апельсин,

___________________ , ____________________________яблоко,

_____________________, ___________________________груша.

 _______________________,_____________________________ снег

_________________________ , ___________________________бумага,

___________________________, _____________________________облако.

 

25. Запишите предложения. Выделите прилагательные, укажите их род.

В декабре установился прочный снежный покров. Застыл говорливый ручей. Сильный мороз сковал реку. Рыхлый снег проваливается под ногами. Лесной житель держится сейчас в ельнике – там снега поменьше. Тих и спокоен зимний лес. В глубокий сон погрузились деревья.

 

26.  Допишите прогноз погоды на завтра. Выбирайте по смыслу слова из скобок.

Завтра ожидается холодная, ___________(тёплая, сырая) погода.

Небо хмурое, __________(серое, ясное).

Ветер резкий, ___________ (порывистый, слабый).

Определите род вставленных прилагательных.

 

27. Спишите. Из предложенных прилагательных выберите и вставьте такие, которые передают в описании величие леса, его могучую, не тронутую человеком красоту.

Перед нами простирался                                тёмный, мрачный, густой, сосновый

… лес.

… стена из деревьев                                         яркое, весеннее, тёплое.

окружала нас.                                                   плотная, сплошная, чёрная

… солнце почти не проникало

 в гущу леса, поэтому кое-где

лежал … снег.                                                     суровая, вековая.

Эта … тишина нарушалась

только весенним оживлением птиц.                  грязноватый, серый, мокрый,

Определите род прилагательных.

 

28. Записать предложения. Объяснить изученные орфограммы.

Опушка леса. Перед старыми деревьями лесная молодёжь – сосенки и берёзки. Под кустарником цветёт ландыш. Много разных растений можно видеть на лесной опушке.

            Совсем иная жизнь около воды. С берега склонились ивы. Из воды торчит камыш. Повсюду в природе разлита жизнь.

 

29. Спишите, выбирая из скобок подходящие по смыслу прилагательные. Обозначьте род вставленных прилагательных.

1) Полезно пить … молоко. Осенью в домах включают … отопление. (паровой, парной)

2) Мама купила бабушке … платок. Весной молодая травка мягкая, … .(шелковистый, шёлковый)

3) У кактуса   утолщённые … листья. … пирог был подан к обеду.(мясной, мясистый)

4) В … день деревья стоят унылые. … капли забарабанили по крыше.(дождевой, дождливый).

 

30. Спишите, выбирая из скобок подходящие по смыслу прилагательные. Обозначьте род вставленных прилагательных.

1) Полезно пить … молоко. Осенью в домах включают … отопление.

(паровой, парной)

2) Мама купила бабушке … платок. Весной молодая травка мягкая, … .

(шелковистый, шёлковый)

3) У кактуса   утолщённые … листья. … пирог был подан к обеду.

(мясной, мясистый)

4) В … день деревья стоят унылые. … капли забарабанили по крыше.(дождевой, дождливый).

31. Подберите для этого подходящие по смыслу прилагательные. Вставьте их в данные выражения и запишите.

_____________________ гроздья рябины,  паучок на ___________________ паутинке,

_____________________  лучи ласкают,  запах _________________-_______ листьев,

корзинка ________________________ овощей, ________________________ песни птиц.

32. К данным прилагательным подберите имена существительные. Запишите получившиеся словосочетания.

зелёная пушистая ………………………………..

белый пушистый ……………………………………..

мягкое пушистое ……………………………………..

лёгкие пушистые …………………………………………

гибкая стройная ……………………………………………..

высокий стройный …………………………………………….

могучее стройное …………………………………………….

ровные стройные ………………………………………….

(ель, снег, одеяло, берёза, ряды, дерево, юноша)

 

33. Прочитайте. К существительным подберите подходящие по смыслу прилагательные. Определите род прилагательных.

1. Растительный и ……………………………..… мир Земли таит в себе много загадок.

2. Кислород имеет ………………………………………. значение в жизни человека.

3. Воздух - …………………………………………… газообразное вещество.

4. Холм – это ……………………………………….… возвышение.

5. Течение равнинных рек …………………………………, а течение горных рек - ………………… .

6. …………………………………… половодье затопило низкие места.

7. ……………………………….… занятие жителей Севера – оленеводство.

 

Своими руками. Клуб мастеров и мастериц. Пошаговая фотография рецепта.34.  Спишите.

Мухомор.

            Хвалился в лесу мухомор. «Я самый красивый. Ножка у меня тонкая. Шляпка красная. На шляпке белые точки. В летнее утро все меня заметят.

            Сердце у меня доброе. Я лечу зверей. Мух гоняю от людей. Полезный я очень».

            Красивый мухомор, заметный. Но в суп кладут не его, а белый гриб.

 

Грамматическое задание:

а)  выделить в тексте 5 имён прилагательных, определить их род;

б) подобрать к существительному мама 6 прилагательных, описывающих характер (каждый ученик описывает свою маму.

 

35.  Спиши, вставляя прилагательные. Определи род, число, выдели окончание.

        Незаметно прошло … лето.  По небу поплыли …тучи. Полил … дождь. На поверхности луж плавают… листья.

   В кустах готовится к … зиме … ёжик.

   Ветер шуршит …  листьями. Всю землю

   скоро покроет … снег.

Слова для справок: жаркий, серый, холодный, разноцветный, долгий, колючий, сухой, белый.

 

 

36.  Вставь окончания, определи род.

Ранн… утро, ранн… весна, перв…  гроза, перв…снег, горяч… чай, горяч… солнце,  горяч… речь, горяч… дни, свеж… зелень, свеж… булочки, ясн… погода, ясн… ответ, зимн… дорога, зимн… небо, зимн… забавы, кисл… лимон, кисл… ягода,  кисл… молоко, золот… ключик, золот… руки,  золот… сердце, золот… рожь.

 

37.   Спиши, исправляя ошибки.

Погода стояла ясное. Мы сели на  красивое  парусник. Вокруг было синяя море. Нас ждали  интересное приключения. На небе светило яркие солнышко. Наш парусник подгонял слабое ветер. Море было спокойная.

 

38.  К данным прилагательным подберите имена существительные трёх родов.

Тихий –     дом, песня, слово.

Голубой –

Красивый –

Маленький –

Высокий -

 

39.  К данным существительным подбери имена прилагательные и напиши.

Повидло – яблочное

Путь –

Полотенце –

Фамилия –

Картофель –

Небо –

Класс -

 

40.  Подберите к данным прилагательным существительные, подходящие по смыслу. Определи род прилагательных.

Яркое, ласковое, весеннее ________.

Мягкий, теплый, пушистый ________.

Дальняя, трудная, незнакомая ____.

Смешной, забавный, короткий ____.

Серое, облачное, осеннее ________ .

Большая, чёрная, грозовая _______

 

 

 


 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Практические задания по теме"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Инструктор по гимнастике

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данные задания можно использовать как в начальных классах, так и в классах при обучении детей по программе восьмого вида. Эти задания можно использовать при работе в группах, можно задавать на дом, можно давать самостоятельно, индивидуально и дифференцированно.Данная разработка поможет учителю при подготовке к уроку. При выполнении данных заданий отрабатываются и закрепляются такие знания как: выделение имён прилагательных в предложении и тексте, составление предложений с прилагательными, определение рода и числа, правильное написание окончаний.ю образование прилагательных от существительных.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 082 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.01.2015 1543
    • DOCX 671.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Озерова Елена Констаниновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Озерова Елена Констаниновна
    Озерова Елена Констаниновна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 5957
    • Всего материалов: 2

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Каллиграфия. Искусство красивого почерка

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1471 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 800 человек

Курс повышения квалификации

Организация системы внутришкольного контроля качества образования на уровне начального общего образования

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 251 человек

Курс повышения квалификации

Видеотехнологии и мультипликация в начальной школе

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 257 человек из 51 региона
  • Этот курс уже прошли 1 263 человека

Мини-курс

Основы русского языка: морфология, синтаксис, лексика

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 12 регионов
  • Этот курс уже прошли 14 человек

Мини-курс

Стратегическое планирование и маркетинговые коммуникации

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 19 регионов

Мини-курс

Налогообложение и компенсация потерь: предотвращение ошибок и снижение рисков

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе