Главная / География / Практические работы по географии

Практические работы по географии

Практические работы начального курса географии (6 класс)

п/п

Содержание работ

Задачи

Варианты выполнения

обучающих и тренировочных

итоговых

Раздел «Введение»

1

Наблюдения за географическими объектами своей местности, приемы проведения наблюдений (обучающая)

Организация длительных наблюдений (в течение учебного года) за объектами литосферы, гидросферы и погодой своей местности.

Обучение приемам проведения наблюдений (метеорологических, фенологических, геолого-геоморфологических гидрологических), фиксации его результатов; ознакомление с метеорологическими приборами

Оформление листов полевого дневника

2

Обучение приемам работы с учебно-методическим комплектом (обучающая)


Ознакомление с компонентами учебника, атласа, контурных карт, рабочей тетради; выделение особенностей их построения; обучение приемам: работы с компонентами и разделами учебника, показу географических объектов по настенной карте, оформлению контурной карты, надписи географических объектов

Систематизированная таблица «Источники географической информации»

Контурная карта полушарий, в которой обозначены названия материков и океанов, географических объектов, известных учащимся

3

Нанесение на карту маршрутов изучаемых географических путешествий (обучающая)


Отработка умений работать с картами, умений систематизировать информацию на основе учебного текста

Контурная карта с обозначенными маршрутами путешествий В. да Гамы, Х.Колумба, Ф.Магеллана, А.Никитина, Д.Кука, Р.Скотта, Р.Амудсена, Ф.Беллинсгаузена, М. Лазарева, обозначение полюсов, тропиков, Марианского желоба

«Лента» времени «Великие географические открытия»





1

2

3

4

5

4

Работа с теллурием, сравнение астрономических и фенологических времен года своей местности

Определение сторон горизонта по компасу и Солнцу; наблюдение за высотой Солнца над горизонтом

Обучение приемам применения приборов, а также приемам наблюдений за Солнцем, определения своего местоположения по компасу и Солнцу

Результаты наблюдений и измерений в таблице и полевом дневнике

Раздел «Планета Земля. Изображение земной поверхности»

5

Чтение (дешифрирование) аэрофото- и космических снимков, их сравнение с планом местности.


Обучение приемам дешифрирования аэрофото- и космических снимков

Сравнительная таблица, примеры условных знаков

6

Определение расстояний, направлений и азимутов на местности и на плане

Определение расстояний, направлений и азимутов на местности (практикум на местности)

Отработка умений работать с компасом, обучение приемам определения азимута и расстояний с помощью приборов (компаса и дальномера)

Схематическое изображение азимутов, результаты определения расстояний

7

Чтение условных знаков плана, вычисление масштаба. Обучение приемам глазомерной съемки. Составление по памяти схемы маршрута (до школы)

Построение простейших глазомерных планов небольших участков местности (практикум на местности)

Обучение приемам работы с планом местности, проведения съемки участков местности

План участков местности методом полярной и маршрутной съемки

8

Изображение форм рельефа горизонталями

Чтение плана своей местности: определение направлений, расстояний, абсолютной и относительной высот точек

Совершенствование умений читать топографический план

Описание участка местности, изображения холма и впадины.

Раздел «Глобус и географическая карта – модели земной поверхности»

9

Определение элементов градусной сетки на глобусе и карте; приемы работы с глобусом

Измерение расстояний по глобусу и картам

Обучение приемам работы с глобусом и физической картой полушарий, отработка умения определять направления на карте и глобусе

Результаты измерений расстояний в градусной мере и в км


1

2

3

4

5

10

Определение географических координат по глобусу, картам полушарий, России

Определение по картам географических координат точек, в т.ч. своего населенного пункта

Формирование умений определять географическую широту и географическую долготу

Записи координат с указанием географических объектов

11

Определение географических координат на местности с помощью приборов GPS-навигации

Определение координат своего населенного пункта на местности

Формирование умений определять географические координаты, применять приборы для определения параметров своей местности

Рисунок навигатора, записи координат

Раздел «Геосферы Земли»

12

Обозначение на контурной карте районов землетрясений и вулканов


Отработка умений работать с картами, систематизировать информацию

Контурная карта с отображением районов землетрясений в Тихом океане, вулканов на материках и островах Тихого океана

13


Определение по образцам минералов и горных пород; выявление способов использования местных горных пород в хозяйственной деятельности

Формирование умений различать горные породы и минералы по внешним признакам; классифицировать горные породы, выделять отличия горных пород и минералов; анализировать информацию о способах их использования в своей местности

Таблица определения свойств горных пород и минералов, описание способов их образования и использования в своей местности

14

Определение географического положения и составление описания гор и равнин суши по физической карте

Определение по карте географического положения, составление описания гор и равнин.

Формирование умений «читать карту» на основе приемов определения географического положения и описания гор и равнин суши

Описание горной системы и одной из равнин суши по плану

15

Характеристика карты океанов, сопоставление с контурной картой, обозначение объектов гидросферы




Отработка и совершенствование умений работать с картами

Контурная карта с обозначением номенклатурных единиц темы


1

2

3

4

5

16

Определение географического положения и описание по картам атласа моря

Определение географического положения и описание по картам атласа одного из океанов

Формирование умений «читать карту» на основе приемов определения географического положения и описания океана или моря

Описание моря (одного их океанов)

17

Определение географического положения и описание по картам атласа реки

Определение географического положения и описание крупной реки своей местности

Формирование умений «читать карту» на основе приемов определения географического положения и описания рек (в т.ч. своей местности); умений находить, анализировать и систематизировать необходимую информацию о крупнейших реках своей местности из различных источников информации

Описание реки

18


Обработка и анализ результатов гидрологических наблюдений в своей местности

Конкретизация понятия «река»; отработка умений проведения гидрологических наблюдений, выявлять эмпирические зависимости на основе анализа результатов наблюдений

Результаты наблюдений (план участка реки, таблица характеристики режима реки) в полевом дневнике

19

Составление графиков хода температур, определение амплитуды


Формирование умений представлять результаты наблюдений в разной форме, выявлять на этой основе зависимости

Графики суточного и годового хода температур

20

Наблюдение за облаками, составление атласа облаков, построение диаграмм облачности


Конкретизация понятия «облака», отработка умений проведения метеорологических наблюдений, фиксировать их результаты в графической форме

Атлас облако, диаграммы облачности



1

2

3

4

5

21

Составление картосхемы «Самые жаркие, холодные, влажные и сухие территории Земли», анализ метеовеличин с целью выявления характерных особенностей своей местности

Обработка и анализ данных метеорологических наблюдений (графика хода температур, розы ветров, диаграмм облачности и осадков, описание фенологических изменений)

Конкретизация понятий «погода» и «климат», отработка умений проведения метеорологических наблюдений, анализировать их результаты, выявлять зависимости

Календарь погоды

22

Распознавание основных ландшафтов Земли по рисункам и иллюстрациям


Конкретизация понятия «биосфера»; умение определять ландшафты по рисункам и иллюстрациям, обосновывать свое решение

Рисунки, описания ландшафтов

23


Описание почв, распространенных представителей растительного и животного мира своей местности

Совершенствование умений проведения наблюдений, фиксации их результатов и выявление на их основе характерных особенностей; конкретизация краеведческих знаний

Рисунки, фотографии растений и животных своей местности

24


Построение модели природного комплекса своей местности

Формирование умений применять усвоенные знания и умения о своей местности, умений систематизации результатов наблюдений и представления их в графической форме

Модель природного комплекса своей местности

25


Ознакомление с компонентами природы своей местности, описание типичных природных комплексов; выявление степени их антропогенного изменения (экскурсия)

Конкретизация знаний о взаимосвязи компонентов природы; обучение приемам оценивания измененности компонентов природного комплекса под воздействием антропогенного фактора

Рисунки, описания природных комплексов, характеристика их антропогенного изменения

Они включа­ют метеорологические, гидрологические, геоморфологические и фенологические наблюдения, результаты которых школьники фиксируют в дневниках или на специальных страницах тетради. Результаты на­блюдений впоследствии будут востребованы при конкретизации понятий «рельеф», «река», «озеро», «погода» в ходе изучения геосфер Земли. Кроме того, результаты наблюдений могут быть использованы для организации системы дополнительного образования, проектной деятельности, а также для оформления краеведческого уголка или специального стенда об особенностях своей местности.

Перед выходом на местность учащимся необходимо объяснить, что при выполнении практических работ необходимо фиксировать результаты: делать записи в специальных тетрадях, на контурной карте, полевом дневнике. Можно показать образцы лучших тетрадей учеников прошлых лет.

Сначала целесообразно учащимся рассказать о месте проведения практической работы, объяснить задачи работы, ее содержание, подготовить полевой дневник, написать план наблюдений, указать названия приборов и их назначение. Следует поставить ряд вопросов: «За какими явлениями и процессами вы наблюдали по дороге в школу?», «Какая сегодня погода?», «Какие еще наблюдения вы проводили?», «Люди каких профессий проводят наблюдения?».

На этом этапе обученности можно познакомить учащихся с методикой метеорологических и фенологических наблюдений, показать приборы (термометр, барометр, флюгер, осадкомер) и продемонстрировать методику работы с ними, зафиксировать рекомендации о порядке наблюдений в дневнике. Для первичного закрепления приемов работы с приборами необходимо дать задание нескольким учащихся - «снять» их показания.

Результаты практической работы учащиеся оформляют в полевом дневнике в следующем виде:

Полевой дневник

Ученика (цы) 6 класса ___ школы ________

Место проведения______________________

Дата проведения _______________________

Результаты наблюдений


hello_html_m3663b441.gif


Frame1Состояние водоема ____________________

Состояние растительности _____________


Правила оформления полевого дневника: записи проводят простым карандашом, на левой странице отображают схемы, рисунки, графики, на правой – проводят расчеты, фиксируют описания объектов и явлений местности.

Для организации длительных наблюдений с учащимися необходимо записать в тетрадь дать планы наблюдений за погодой, водоемами, растениями и живот­ными. Эти планы можно вывесить в классе в виде настенного плаката, оформленного соот­ветственно времени года. (При наступлении следующего вре­мени года плакаты менять). Также рекомендуется стенд наполнять фотоснимками природных объектов и явлений, выполненных учащимися.

План метеорологических наблюдений:

  1. Температура воздуха.

  2. Направление ветра и давление

3. Облачность:

4. Осадки.

5. Природные явления

План фенологических наблюдений:

Осень: сентябрь — ноябрь

  1. Как изменялась продолжительность дня? (В 20 чис­лах каждого месяца, когда определяется высота Солнца над горизонтом, в таблицу можно записать время его восхода и захода (взять из календаря), подсчитать продолжительность дня, сравнить и выяснить, как изме­няется продолжительность дня в течение года, с какого числа и месяца день начинает увеличиваться).

  2. Когда и у каких растений созрели плоды? Какие растения цвели поздней осенью?

  3. Когда и на каких деревьях появились первые, по-осеннему раскрашенные листья?

  4. Когда наступила полная раскраска листьев?

  5. Когда начался листопад, наступил массовый опад листьев, когда закончился?

  6. Какие птицы стали собираться в стаи? Когда на­чался массовый отлет грачей, других птиц?

  7. Когда появились первые заморозки?

  8. Когда выпал первый снег?

Зима: декабрь-февраль

  1. Когда установился постоянный снежный покров?

  2. Когда был самый короткий день в году?

  3. В какую погоду деревья покрывались инеем?

  4. Каким становился снег во время оттепелей?

  5. Как вели себя птицы и другие животные в морозные дни, в оттепель?

  6. Каким становился снег во время оттепелей?

  7. Какие растения зимой стояли зелёными?

  8. Какие птицы жили возле жилья, в лесу (парке)?

  1. Следы каких птиц, животных вы видели на снегу?

  1. Кроны каких деревьев задерживали больше снега?

  2. Где снег был глубже и почему?

  3. Как зависит величина снежинок от температуры? Из каких облаков выпадают те или иные виды снежи­нок? Зарисуй формы снежинок.

  4. Понаблюдай за формами снежной поверхности, наиболее интересные зарисуй, сфотографи­руй. Как они образовались?

Весна: март - май

  1. Когда и где появились первые проталины, первые ручейки?

  2. Когда выпал первый весенний дождь, прогремела гроза?

  3. Когда наблюдались последние заморозки в воз­духе и на почве?

  4. Отмечайте даты набухания почек, распускания почек у деревьев, появление из верхушек почек зеленых кончиков листьев, развертывания листьев, полного облиствения.

  5. Когда зацвели серая ольха, ива, орешник, черемуха, сирень?

  6. Когда зацвели голубые перелески, появились первые цветы мать-и-мачехи? Отметьте время цветения одуванчика, ландыша.

  7. Когда прилетели грачи?

  8. Когда полетели майские жуки?

  9. Отметьте время строительства гнезд, появления птенцов у птиц.

  10. Когда вы услышали первую песню птиц?

  11. Какие и когда проводились работы на огороде, даче?

Таблица 5

Практические работы курса географии «Материки, океаны, народы и страны» (7 класс)

п/п

Содержание работ

Задачи

Варианты выполнения

обучающих и тренировочных

итоговых

1

2

3

4

5

Раздел «Введение»

1

Группировка карт учебника и атласа по разным признакам

-

Обучение приемам группировки источников географических знаний по различным признакам; развитие картографических умений

Устные ответы и краткие записи в виде классификационных схем и расчетов в тетради

Раздел «Современный облик планеты Земля»

2

Составление геохронологической шкалы с использованием аппарата учебника и атласа

-

Отработка умений работать с учебником, совершенствование приемом составления схем с использованием масштаба

Линейная геохронологическая шкала в тетради

3

Построение модели строения земной коры

-

Обучение приемам анализа схем и профилей учебника, конкретизация понятий «материковая» и «океаническая» коры

Сравнительная таблица (модель земной коры)

4

Определение по космическим снимкам материков

-

Отработка умения распознавать географическую действительность по космическим снимкам

Зарисовки контуров материков

5

Определение географического положения материков

-

Обработка и совершенствование умений определять ГП объекта по картам атласа

Записи в тетради по плану или контурная карта

6

Анализ схемы строения географической оболочки и природных комплексов

Выявление по картам географической зональности природы на Земле

Отработка умений работать с учебником, развитие умений читать карту

Сравнительная таблица



1

2

3

4

5

7

-

Характеристика природной зоны своей местности и ее изменений под влиянием хозяйственной деятельности

Отработка умений применять усвоенное содержание при характеристике своей местности

Записи в тетради, схемы, рисунки (фотоматериалы)

8

Определение и сравнение различий в численности, плотности и динамике на селения отдельных материков и стран мира

-

Развитие умений читать карту на основе карты «Плотность и размещение населения мира», обучение приемам работы со статистическими данными и сопоставления двух карт (политической и населения)

Сравнительные таблицы, записи в тетради

9


Моделирование на контурной карте размещения крупнейших этносов и малых народов, а также путей расселения индоевропейских народов

Конкретизация понятия «этнос», развитие умений читать карту и представлять результаты изучения на картографической основе

Контурная карта с обозначением ареалов размещения крупнейших и малых этносов, вероятных направлений расселения народов индоевропейской семьи

Раздел «Главные особенности природы Земли»

10

Чтение тектонической карты мира, выявление закономерностей в размещении форм рельефа и полезных ископаемых

-

Обучение приемам чтения тектонической карты, развитие картографических умений и умений выявлять причинно-следственные связи на основе чтения тематических карт

Таблица, отражающая структуры коры материков, соответствующие им формы рельефа и примеры полезных ископаемы; контурная карта со значками полезных ископаемых

11


Описание по картам атласа рельефа материка, сравнение с другим материком, выявление причин сходства и различий

Отработка умений составлять описание рельеф территории на основе чтения карт атласа, развитие умений анализировать и делать выводы

Сравнительная таблица, вывод









1

2

3

4

5

12

Чтение климатических карт с целью характеристики особенностей климата территорий материков; подбор примеров адаптации человека к климатическим условиям

Описание различий в климате одного из материков, оценивание климатических условий для жизни населения

Отработка умений составлять характеристики объекта на основе анализа климатических карт и диаграмм, обучение приемам оценивания

Описание климата материка, контурная карта с обозначение границ поясов, зенитального положения Солнца, воздушных масс, температуры, ветров и хода осадков

13

Построение модели поверхностных течений Мирового океана

-

Обучение приемам моделирования на контурной карте

Модель течений Мирового океана на контурной карте с обозначением направлений постоянных ветров

14

Выявление особенностей водного режима рек и происхождения озерных котловин материков на основе карт атласа

Описание крупных объектов гидросферы по картам и оценка обеспеченности ресурсами пресной воды материков и их стран

Отработка умений составлять характеристики объекта на основе чтения и сопоставления карт различного содержания

Сравнительные таблицы

15

Построение модели размещения природных зон материков и природных поясов океанов, характеристика ГП одной из зон

Описание растительного и животного мира материков по картам

Отработка умений составлять географические описания на основе чтения карт, анализа гербарных образцов, рисунков, видеоматериалов

Модель размещения природных зон;

Описание растительного и животного мира одного из материков

16

Составление характеристик природы и населения материков Земли по картам атласа

-

Совершенствование умений определять ГП, описывать территории на основе чтения карт атласа

Сравнительные характеристики материков

17

Построение картографических моделей океанов

Выявление и отражение на контурной карте различных функций океана

Отработка умений картографического моделирования

Контурные карты океанов, отражающие особенности природы и деятельности человека в его акватории



1

2

3

4

5

Раздел «Континенты и страны»

18

Выявление особенностей ГП, природы, населения и его хозяйственной деятельности материков и их частей, их сравнение; оценивание природных богатств

Определение по картам природных богатств стран Центральной Африки

Обучение приемам страноведческой характеристики на основе карта атласа и других источников знаний; совершенствование умений сравнения и выявление причинно-следственных связей

Страноведческая характеристика

19

Определение по картам основных видов деятельности населения в странах Южной Африки

-

Отработка приемов страноведческой характеристики территории, конкретизация теоретических знаний

Таблица

20

Выявление особенностей ГП, природы, населения и его хозяйственной деятельности материков и их частей, их сравнение; оценивание природных богатств

Установление особенностей ГП, планировки и внешнего облика крупных городов Африки

Совершенствование умений читать карты атласа, выявление особенностей территорий на основе сопоставления различной географической информации

Сравнительная таблица

21

-

Сравнительная характеристика природы, населения и его хозяйственной деятельности двух регионов Австралии

Отработка приемов страноведческой характеристики на основе карта атласа и других источников знаний; совершенствование умений сравнения, выявления черт сходства и различий

Сравнительная таблица

22

Описание особенностей природы и природных богатств, различий в составе населения, особенностей его культуры и быта, ГП крупных городов Бразилии (Аргентины)

-

Отработка приемов страноведческой характеристики территории, умений устанавливать причинно-следственные связи, конкретизация теоретических знаний

Страноведческая характеристика государства



1

2

3

4

5

23

-

Выявление основных видов хозяйственной деятельности населения Андийских стран

Совершенствование картографических умений на основе чтения и сопоставления комплексной, политической карт и карт природы

Картографическая модель

24

-

Определение целей изучения южной полярной области Земли и составление проекта использования природных богатств Антарктиды в будущем

Отработка умений работать с учебником и анализировать другие источники информации, умений проектирования

Формулировки целей изучения Антарктиды, результаты проектирования (рисунки, контурные карты, таблицы)

25

Установление по картам природных богатств Канады, США, Мексики

-

Совершенствование картографических умений на основе чтения и сопоставления комплексной, политической карт и карт природы

Картографическая модель

26

-

Выявление особенностей размещения населения в пределах одной из стран Северной Америки, описание ГП, планировки и внешнего облика крупных городов государства

Отработка приемов страноведческой характеристики на основе карта атласа и других источников знаний; совершенствование умений сравнения, выявления черт сходства и различий

Страноведческая характеристика, картографическая модель государства

27

Выявление особенностей ГП, природы, населения и его хозяйственной деятельности материков и их частей, их сравнение; оценивание природных богатств Евразии

Составление каталога народов Евразии

Совершенствование умений анализировать и систематизировать информацию, картографических умений на основе чтения и сопоставления комплексной, политической карт

Каталог стран Евразии по языковому признаку

28

Описание видов хозяйственной деятельности народов стран Северной Европы

-

Совершенствование картографических умений на основе чтения и сопоставления региональной комплексной, политической карт и карт природы

Таблица, характеризующая основные виды хозяйственной деятельности народов Северной Европы, связанных с работой в океане



1

2

3

4

5

29

-

Сравнительная характеристика Великобритании, Франции и Германии

Совершенствование умений страноведческой характеристики территории на основе географического сравнения

Сравнительная таблица

30

Группировка стран Юго-Западной Азии по различным признакам

-

Совершенствование умений анализировать информацию, осуществлять группировку данных на основе различных признаков, картографических умений

Классифицирующая схема

31

-

Описание ГП крупных городов Китая, нанесение их на контурную карту

Контроль умений составлять описание географического положения территории по картам атласа

Описание и контурная карта

32

Отражение на контурной карте размещения природных богатств Индии

-

Совершенствование умений анализа и систематизации информации на основе чтения и сопоставления региональной комплексной, политической карт и карт природы

Контурная карта

Раздел «Природа Земли и человек»

33

-

Моделирование на карте основных видов природных богатств материков и океанов

Контроль умений анализировать и систематизировать информацию на основе чтения карт и других источников информации

Картографическая модель

34

-

Составление описания местности, выявление ее геоэкологических проблем и путей улучшения качества окружающей среды

Контроль умений применять усвоенные знания и умения при составлении описания природного комплекса локального масштаба

Полевой дневник






таблица 9

Практические работы курса «География России» (8-9 классы)

п/п

Содержание работ

Задачи

Варианты выполнения

обучающих и тренировочных

итоговых

1

2

3

4

5

Раздел «Введение»

1

Выявление приемов работы с учебно-методическим комплектом курса, решение задач с использованием атласа

-

Актуализировать и систематизировать способы действий при работе с основными средствами обучения.

Записи в тетради, расчеты задач

Раздел «Географическое положение и формирование государственной территории России»

2

Обозначение на контурной карте объектов, характеризующих географическое положение России

-

Совершенствование умений моделирования на карте с целью выявления специфики ГП России

Контурная карта с обозначением границ и элементов ГП России

3

Выявление на карте специфики административно-территориального устройства России

Решение задач на определение поясного времени для разных пунктов России

Обучение и отработка приемов использования усвоенных знаний и умений (территория России, чтение карты, характеристика объектов по карте) в практической жизни

Расчеты задач

4

-

Составление аннотации какого-либо источника об истории освоения и открытия территории России

Отработка умений находить, анализировать различные источники географической информации, расширении системы историко-географических знаний

Аннотация (письменно или устно)

Раздел «Природа России»

5

Анализ источников географической информации о природе России

Выявление зависимости между строением, формами рельефа и размещением полезных ископаемых крупных территорий

Совершенствование умений чтения и анализа карт, выявление зависимостей и их объяснение, углубление теоретических знаний

Таблица


1

2

3

4

5

6

Изучение образцов минералов, горных пород и полезных ископаемых своей местности

Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своей местности. Техногенные формы рельефа

Отработка умений проведения наблюдений и включение результатов деятельности в структуру компетенций школьников, совершенствование умений объяснять и прогнозировать наблюдаемые процессы, явления и закономерности

Результаты наблюдений в полевом дневнике (или на отдельных страницах тетради), описание образцов

7

Чтение и выявление закономерностей по картам и картосхемам учебника климатических показателей (солнечной радиации, радиационного баланса, тепла и влаги)

Определение по картам закономерностей распределения основных климатических показателей по территории страны

Включение картографических умений (читать, сопоставлять, карты, выявлять закономерности и объяснять их причины) в структуру компетенций учащихся, углубление и конкретизация климатологических теоретических знаний

Таблицы, формулировки выводов

8

Наблюдения за изменениями погоды в своей местности в течение 1-2 недель, объяснение изменений, сравнение с данными, опубликованными в средствах массовой информации (в т.ч. Интернете)

Определение особенностей погоды для различных пунктов по синоптической карте. Составление прогноза погоды

Совершенствование умений наблюдать как компетенций школьников, отработка приемов чтения синоптических карт и прогнозирования явлений на основе изучения тематических карт

- Описание погоды для одного из пунктов, обозначенных на синоптической карте

- Сведения о погоде (в течение 1-2 недель)


9

Прогнозирование тенденций изменения погоды в своей местности по результатам наблюдений

Выявление способов адаптации человека к климатическим условиям на примере своей местности

Совершенствование умений выявлять на основе различных источников знаний зависимости и их объяснять, включение этих умений в структуру климатологических знаний и компетенций школьника




Примеры адаптации, формулировки объяснений


1

2

3

4

5

10

Сравнение разных территорий России по показателям уклона и падения речной сети, объяснение причин различий и их значений для жизни и деятельности населения

Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатодиаграмм, определение возможностей их хозяйственного использования

Совершенствование умений составлять географические характеристики объектов по картам, углубление и конкретизация системы теоретических гидрологических знаний

Характеристика реки

11

Оценка обеспеченности водными ресурсами и выявление экологических проблем внутренних вод своей местности (на основе работы с компьютерными банками данных, материалами СМИ)

Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними стихийных природных явлений на территории страны. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России

Включение умений выявлять закономерности на основе географической карты в структуру компетенций учащихся, отработка умения оценивания ресурсообеспеченности территории

Таблица с формулировками выводов

12

Установление зависимостей растительного и животного мира от других компонентов природы

Выявление особенностей растительного и животного мира своей местности

Совершенствование умений устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы на их основе, конкретизировать знания учащихся о богатстве биологических ресурсов на примере своей местности

Таблица с формулировками выводов

13

Знакомство с образцами почв своей местности, выявление их особенностей, подбор сельскохозяйственных культур, соответствующих климатическим условиям и свойствам почвы территории

Составление характеристики зональных типов почв и выявление условий их почвообразования

Включение умений составлять характеристики явлений с использованием различных источников информации в структуру компетенций, отработка приемов использования усвоенных знаний и умений в практической жизни

- Систематизирующая таблица, отражающая климатические показатели, свойства почв и перечень сельскохозяйственных культур своей местности.

- Сравнительная таблица, характеризующая особенности зональных типов почв


14

Составление сравнительной характеристики двух горных районов страны

Оценка природных условий и ресурсов какой-либо природной зоны. Составление прогноза ее изменения и выявление особенностей адаптации человека к жизни в данной природной зоне

Совершенствование оценивания и проведения сравнения географических объектов и явлений, обучение приемам географического прогнозирования; углубление знаний о природных различия России

- Сравнительная таблица.

- Картографическая модель, отражающая особенности природной зоны и изменение с учетом хозяйственной деятельности

15

Сравнительная характеристика морей России, принадлежащим различным бассейнам океанов

Составление характеристики одного из морей России

Совершенствование умений проведения сравнений, включение умений составлять характеристику объектов по различным источникам информации в структуру компетенций учащихся

- Сравнительная таблица (картографическая модель) и формулировки выводов.

- Характеристика моря (картографическая модель) по плану

Раздел «Население России»

16

Определение и сравнение показателей прироста населения в разных частях страны. Прогнозирование темпов роста населения России

-

Обучение умениям анализировать статистические показатели, на этой основе делать выводы и выстраивать прогнозы.

Графики динамики населения, формулировки выводов и прогнозируемых явлений

17

Определение крупных народов и особенностей их размещения, сопоставление с национально-территориальным и политико-административным устройством России

-

Обработка приемов и способов действий, направленных на проведение анализа статистических показателей, включение картографических умений (на основе карт социально-географической тематики) в структуру компетенций учащихся

Картографическая модель этно-географического размещения в России

18

Определение и сравнение показателей соотношения городского и сельского населения в разных частях страны. Выявление закономерностей





-

Обработка приемов и способов действий, направленных на проведение анализа статистических показателей, включение приемов сравнения в структуру компетенций учащихся

Сравнительные таблицы, формулировки выводов

1

2

3

4

5

19

-

Определение тенденций изменения доли занятых в сферах современного хозяйства

Совершенствование приемов и способов действий, направленных на проведение анализа статистических показателей и выявление на их основе закономерностей

Сравнительные таблицы, формулировки выводов

Раздел «Природный фактор в развитии России»

20

Оценка ресурсообеспеченности своей местности, геоэкологические проблемы

Выявление характера использования природных ресурсов своей местности с помощью дополнительных источников географической информации и публикаций в СМИ

Совершенствование умений поиска, анализа и интерпретации необходимой информации, конкретизация теоретических геоэкологических знаний

- Таблица ресурсообеспеченности своей местности.

- Схема, отражающая использование природно-ресурсного потенциала своей местности в хозяйственном комплексе

Раздел «Хозяйство России»

21

Анализ экономических карт России, сбор информации об источниках данных о хозяйстве России

-

Совершенствование умений поиска, анализа и интерпретации необходимой информации

Перечень источников географической информации об отраслях хозяйства России

22

Выявление цикличности развития хозяйства на примере развития экономики своей местности

-

Включение приемов анализа статистических показателей и выявления их основе закономерностей на в структуру компетенций учащихся

Схема цикличности развития экономики своей местности

23

Определение структуры топливно-энергетического баланса России, составление характеристик одного районов добычи нефти и газа по картам и статистическим материалам

Составление характеристик одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам

Включение умений составлять характеристики явлений с использованием социально-экономических карт и статистических данных в структуру компетенций, отработка приемов использования усвоенных знаний и умений в практической жизни



- Структурная схема ТЭБ России.

- Характеристики угольного бассейна (по плану), формулировки выводов


1

2

3

4

5

24

Определение по картам атласа факторов размещения предприятий черной и цветной металлургии

Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам

Включение умений читать социально-экономические карты и составлять на их основе характеристики явлений с использованием статистических данных в структуру компетенций

- Таблица, отражающая факторы размещения металлургических предприятий.

- Характеристика металлургической базы

25

Определение по картам атласа факторов размещения предприятий химической и лесной промышленности

Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам

Включение умений читать социально-экономические карты и составлять на их основе характеристики явлений с использованием статистических данных в структуру компетенций

- Таблица, отражающая факторы размещения предприятий химической и лесной промышленности.

- Характеристика базы химической промышленности

26

Определение по картам атласа факторов размещения предприятий машиностроения

-

Включение умений читать социально-экономические карты и составлять на их основе характеристики явлений с использованием статистических данных в структуру компетенций

- Таблица, отражающая факторы размещения предприятий наукоемко, трудоемкого и металлоемкого машиностроения.


27

Определение основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства по картам

-

Включение умений читать социально-экономические карты и составлять на их основе характеристики явлений с использованием статистических данных в структуру компетенций

Картосхема

28

Выявление обеспеченности потребителей населения своей местности разными видами услуг

Составление картосхемы, отражающей размещение предприятий рекреации и науки своей местности, проектирование объектов инфраструктуры

Совершенствование умений поиска, анализа и интерпретации необходимой информации

Картосхема







1

2

3

4

5

29

-

Изучение особенностей производства и хозяйственных связей предприятия своей местности (экскурсия)

Конкретизация системы экономико-географических знаний, совершенствование умений наблюдать и описывать социально-экономические объекты геосреды, профессиональное самоопределение школьников

Дневник экскурсии

Раздел «Природно-хозяйственные регионы России»

30

Разработка учебных проектов разных видов районирования территории России

-

Отработка умений географического проектирования, совершенствование умений анализа процессов и явлений и умений презентации результатов своей деятельности

Схема (модель) варианта районирования

31

Обозначение на контурной карте ареалов старинных промыслов и новейших производств Центральной России

Составление картосхемы объектов Всемирного культурного и природного наследия России в сетке природно-хозяйственных регионов

Совершенствование умений картографического моделирования, выявление на его основе связей и закономерностей

Картосхема

32

Характеристика по картам атласа экономико-географического положения Европейского Севера

Установление влияния положения и природных условий на хозяйственное освоение региона и жизнь людей

Включение умений читать социально-экономические карты и выявлять на их основе связи и зависимости в структуру компетенций

Картосхема, отражающая образ региона, формулировки выводов

33

Характеристика по картам атласа экономико-географического положения Северо-Запада

Разработка проектов туристических маршрутов с целью изучения культурно-исторических и природных памятников Северо-Запада

Отработка умений географического проектирования, совершенствование умений поиска информации, анализа собранных данных и презентации результатов своей деятельности

Схема маршрута с описанием и обоснованием



1

2

3

4

5

34

Выявление этапов заселения и хозяйственного освоения территории Поволжья, определение их влияния на формирование сложного этнического и религиозного состава населения

Определение экологических проблем Волго-Каспийского бассейна и пути их решения

Включение умений поиска необходимых данных, анализа, объяснения и прогнозирования социально-экономических явлений и геоэкологических процессов в структуру компетенций школьников

- Схема этапов заселения Поволжского региона, формулировки обоснования.

- Таблица «Проблемы и пути решения Волго-Каспийского бассейна

35

Определение по картам и статистическим данным отраслей специализации Юга европейской части России, сравнение специализации пищевой промышленности европейского Юга и Поволжья

Разработка проектов развития рекреационного хозяйства на территории региона

Отработка умений географического проектирования, совершенствование умений поиска информации, анализа собранных данных и презентации результатов своей деятельности

- Таблица «Специализация Юга европейской части России», формулировки выявленных черт сходства и различий.

- Модель «Рекреационное хозяйство региона в будущем»

36

Выявление природных различий Урала и сравнение их с географией современного хозяйства

Составление характеристики одного из промышленных узлов Урала

Совершенствование умений поиска информации, анализа собранных данных; включение умений составлять экономико-географические характеристики в структуру компетенций учащегося

- Таблица «Природные и социально-экономические черты сходства и различий в Уральском регионе»

- Характеристика промышленного узла (на основе плана)

37

Изучение проблем коренного населения Сибири на основе дополнительных источников географической информации и материалов СМИ

Составление характеристики нефтяного или газового комплекса региона

Совершенствование умений поиска информации, анализа собранных данных; включение умений составлять экономико-географические характеристики в структуру компетенций учащегося

Характеристика нефтяного или газового комплекса (на основе плана)

38

Сравнительная оценка Западно- и Восточно-Сибирского регионов

Составление характеристики Норильского ТПК

Включение умений составлять экономико-географические характеристики в структуру компетенций

Характеристика Норильского ТПК (на основе индивидуально разработанного плана)


1

2

3

4

5

39

Выявление особенностей природы Южной Сибири с позиций условий жизни и деятельности людей в сельской и городской местности

Разработка туристических маршрутов по территории Южносибирского региона

Отработка умений географического проектирования, совершенствование умений поиска информации, анализа собранных данных и презентации результатов своей деятельности

Схема маршрута с описанием интересных природных и хозяйственных объектов, обоснованием схемы движения

40

Разработка проекта развития транспорта Сибири и Дальнего Востока

Подготовка к учебной дискуссии на тему «Проблемы и перспективы интеграции Дальнего Востока со странами АТР»

Отработка умений географического проектирования, включение умений поиска информации, анализа собранных данных и презентации результатов своей деятельности в структуру компетенций школьников

- Модель транспортного комплекса Сибири и Дальнего Востока.

- Электронная презентация к дискуссии

41

Определение по картам и статистическим материалам основных статей экспорта и импорта России, внешнеэкономических партнеров

Оценка итогов собственной деятельности и уровня географической компетентности

Включение умений анализировать статистические материалы и социально-экономические карты в структуру компетенций

- Диаграммы структуры экспорта и импорта России, формулировки их анализа

- Эссе «География в моей будущей жизни и жизни моего государства»


Практические работы по географии
  • География
Описание:

Они включа­ют метеорологические, гидрологические, геоморфологические и фенологические наблюдения, результаты которых школьники фиксируют в дневниках или на специальных страницах тетради. Результаты на­блюдений впоследствии будут востребованы при конкретизации понятий «рельеф», «река», «озеро», «погода» в ходе изучения геосфер Земли. Кроме того, результаты наблюдений могут быть использованы для организации системы дополнительного образования, проектной деятельности, а также для оформления краеведческого уголка или специального стенда об особенностях своей местности.

Перед выходом на местность учащимся необходимо объяснить, что при выполнении практических работ  необходимо фиксировать результаты: делать записи в специальных тетрадях, на контурной карте,  полевом дневнике. Можно показать образцы лучших тетрадей учеников прошлых лет.

Сначала целесообразно учащимся  рассказать о месте проведения практической работы, объяснить задачи работы, ее содержание, подготовить полевой дневник, написать план наблюдений, указать названия приборов  и их назначение.Следует поставить ряд вопросов: «За какими явлениями и процессами вы наблюдали по дороге в школу?», «Какая сегодня погода?», «Какие еще наблюдения вы проводили?», «Люди каких профессий проводят наблюдения?».

 

На этом этапе обученности можно познакомить учащихся с методикой метеорологических и фенологических наблюдений, показать приборы (термометр, барометр, флюгер, осадкомер) и продемонстрировать методику работы с ними, зафиксировать рекомендации о порядке наблюдений в дневнике. Для первичного закрепления приемов работы с приборами необходимо дать задание нескольким учащихся - «снять» их показания. 

Автор Симоненко Валентина Николаевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 2214
Номер материала 51920
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓