Главная / Русский язык и литература / Практические работы на уроках русского языка в 6 классе

Практические работы на уроках русского языка в 6 классе

Не первый год мои ученики сдают экзамены в виде ЕГЭ и ГИА. Назрела необходимость в подготовке учащихся к экзаменам с 5 класса. Предпочтение отдаю такой форме, как практические работы. Задания соответствуют типовым заданиям, предлагаемым на ЕГЭ и ГИА. Предлагаю вниманию учителей мои работы для учащихся 6 класса по темам «Лексика и фразеология», «Имя прилагательное».

С уважением Юдина Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы.














































Много раз я слышал это слово. Любовь. Любит. Его говорили взрослые. Что-то хорошее и стыдное было в нём. Я ни за что не сказал бы его вслух. Даже про себя не скажу.

Близ ворот нашего дома я едва не наткнулся на незнакомую девушку лет семнадцати в чёрной рубашке, чёрной юбке и белых тапочках на полных загорелых ногах. Девушка была темноволосая, с аккуратно стриженной чёлкой и удивительно юная – иного слова не подобрать к ней. Она спокойно посторонилась. Спокойно пошла дальше. А я встал, словно почувствовал пустоту вокруг себя. Оглянулся.

Кто она? Почему я её никогда не видел?.. Какие у неё глаза? Не запомнил… И всё-таки я понимал, что отличу её теперь из миллионов, узнаю, когда угодно. И день этот – ветреный июньский день с золотыми и молочными громадами облаков – остался мне навсегда.

…Глаза у неё не синие и не «лучистые». Они тёмно – серые с большими зрачками. Я знаю это совсем точно. Ресницы длинные и чёрные.

…Она сливается в моей душе с красно - жёлтым огнём облаков, с бережными лучиками звёзд в синей высоте над ними. В ней есть что – то от дальних неясных туч, от задумавшихся тополей. Лицо у неё нежное, грустноватое. Брови над ясными глазами тёмные и широкие. А губы всегда чуточку улыбаются. И во всём лице скрыта прекрасная добрая улыбка. Вот так солнышко просвечивает иногда сквозь редкую облачную завесу.

( Н. Никонов « Солнышко в берёзах».)


Задания первого уровня:

  1. Выделите в именах прилагательных орфограммы.

  2. Приведите примеры относительных прилагательных.

  3. Сделайте словообразовательный разбор данных прилагательных: незнакомую, темноволосая, золотыми, длинные.

  4. Произведите морфологический разбор слова = редкую=.

  5. Определите синтаксическую роль прилагательных = нежное, грустноватое=.

  6. Образуйте краткую форму от прилагательного =длинные=.

  7. Образуйте степени сравнения прилагательного =добрая=.

  8. Подберите синонимы к слову =прекрасная=.

  9. Приведите примеры антонимов из текста.

  10. Какие выражения можно назвать метафорой?

  11. Приведите примеры слов, в которых букв меньше, чем звуков.

  12. Озаглавьте данный отрывок из повести Никонова.

  13. Какова основная мысль текста?

  14. Определите тип речи.


Второй уровень.

Приведите примеры предложений, которым соответствует данная характеристика:

  1. Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными членами предложения – дополнениями.

  2. Вопросительное, невосклицательное, простое, двусоставное, нераспространённое.


Найдите ошибки в образовании форм имён прилагательных, запишите в исправленном виде:

  1. Самый справедливее, наиболее глубочайший.

  2. Сладче, горчее.


Расставьте ударение в словах: красивее, свободнее, спокойнее, удобнее.


Третий уровень.

Опишите ваших друзей, сравнив их внешность.

Однажды мать пр…несла тонкий рисовальный альбом и карт…ую палитру с пуговицами красок. Я обрадовался им несказанно побежал мыть руки. Ну, теперь держитесь, художники! Я благоговейно обмакнул кисточку в стакан растёр ра…мочил голубую краску и пол…жил первый сочно – яркий мазок. Я любовался им с (пол)часа. Пусть это будет небо, мартов…ое ясное небо. Я нарисую ж…лтое со…нце, руч…и и тающий снег. Только вот какого он цвета, тающий снег? Какого цвета? Дальше дело пошло хуже. Небо получилось матерчато – голубое, ж…сткое и плоское. На него (не) хотелось гл…деть. Тогда я решил, что (не) хватает облаков, набрал синей краски – густая грозовая синева перекрыла горизонт, я добавил чёрной, и туча превратилась в ужас…ную лиловую гря…ь. Я повторял опыт снова и снова, пока хватило альбома. Ничего путного у меня (не) получалось.

Я бросил рисовать. Но краски по–прежнему влекли.

Я видел их в зареве закатов. Голубые розовые красные жёлтые тона. Эх, если бы научиться, как художники…

Н. Никонов « Солнышко в берёзах».

Задания первого уровня:

  1. Спишите текст, расставляя знаки препинания и вставляя буквы.

  2. Приведите примеры слов, в которых букв больше, чем звуков.

  3. Назовите синонимы к слову =ужасную=.

  4. В каком лексическом значении дано слово =зарево=.

  5. Выпишите однокоренные слова, прилагательное разберите по составу.

  6. Докажите, что прилагательное =жёлтые= качественное.

  7. Образуйте степени сравнения от прилагательного =ужасную=.

  8. Выпишите относительное прилагательное, характеризующее предмет по времени.

  9. Сделайте морфологический разбор относительного прилагательного.

  10. В каком предложении прилагательные выполняют роль сказуемых?

  11. Определите тему текста.

  12. Какова основная мысль текста?

  13. Определите тип речи.


Второй уровень.

Составьте словарный диктант на виды орфограмм, изученных по теме « Имя прилагательное».

Составьте с любыми записанными словами простое предложение с однородными членами и сложносочинённое предложение.


Третий уровень.

Напишите сочинение – описание садовых цветов, используя из текста прилагательные, обозначающие цвет.













Пашковы – длинное семейство из черномазых ребят-погодков, отца, сапожника-пропойцы, и матери, широкой краснолицей дворничихи, похожей на медный самовар. Вечно она кипит, шумит, лается с соседками или с утра до ночи сидит на завалине своей низкой хибарки с выпученными к небу радужно-мутными окнами. Мне удивительно, как такое семейство умещается в избёнке. Одной Пашковой там не хватит места.

( Н. Никонов « Солнышко в берёзах».)


Задания первого уровня.

  1. В каком прилагательном все согласные звуки являются звонкими?

  2. Определите способ образования слова =самовар=.

  3. В каком прилагательном можно выделить суффикс –ок-?

  4. Выпишите прилагательное с безударной проверяемой гласной в корне слова.

  5. Выпишите прилагательное, написание которого соответствует правилу: « Суффикс –к- пишется в прилагательных, имеющих краткую форму».

  6. Укажите предложение, в котором есть метафора.

  7. Укажите относительное прилагательное.

  8. Найдите синоним к слову =пропойца=.

  9. Выпишите грамматическую основу из первого предложения.

  10. Каково лексическое значение слова =завалина=?

  11. Определите тему текста.

  12. Сформулируйте основную мысль текста.

  13. Как, по вашему мнению, рассказчик относится к семейству Пашковых? Докажите свою точку зрения.




Второй уровень.

  1. Сформулируйте правило о написании сложных прилагательных. Аргументируйте примерами из текста. Приведите свои примеры на данное правило.

  2. Что обозначает суффикс –ник-? Приведите примеры существительных с данным суффиксом.

  3. Приведите примеры из текста односоставных предложений.




Третий уровень.

По данному началу составьте небольшой рассказ о своих соседях, употребив сложные прилагательные:

На нашей улице живут люди разных профессий…












Практическая работа по теме « Лексика и фразеология».


У нас дома золота не было. Были у отца с матерью золотые обручальные кольца, и мать иногда вспоминала, что «проели» те обручальные кольца в каком-то голодном году. Голодного года я никак не мог представить.

Из всех разговоров о голодных годах мне запомнилось смешное и новое слово «проели». Я часто думал над ним.

Вообще новые слова цепко укреплялись в памяти, точно колючки череды. Вот словечки ювелиров: февка – медная изогнутая на конце трубка, которой дуют на раскалённый уголь; кваксанки, коршунки и пиксанки – так называют разные щипчики. Были слова, понятные сразу: валцы, протяжка, резак; была матерщина, непонятно грубая и пьяная, были слова бабушки: голбец, сусек, Христос с тобой, богородица, канун, сусло, опара, солод…

Я перебирал слова, переворачивал так и сяк. Они звучали по-новому, представлялись не тем, что значили. Канун – что-то нудное, старческое; сусло должно быть кривое, как коромысло; опара пахла тёплым и кислым тестом. А многие слова имели совершенно определённый запах, вкус и цвет. Ветер, например, серый и солоноватый, стол – жёлто-коричневый со вкусом ржаной коврижки, вода – голубая, пресная.

( Н. Никонов « Солнышко в берёзах» )


Задание.

  1. Как можно озаглавить данный текст?

  2. Сформулируйте основную мысль текста.

  3. К какому типу речи относится данный текст?

  4. Определите стиль речи.

  5. В каком значении употреблено слово =проели=?

  6. Назовите профессиональные слова, употреблённые в тексте.

  7. Приведите примеры устаревших слов, дайте их толкование.

  8. Укажите средства связи между предложениями в первом абзаце.

  9. В каком предложении используется сравнение?

  10. Выпишите из текста заимствованные слова.

  11. Назовите фразеологизм в тексте.

  12. В каком слове количество звуков и букв совпадает?

  13. Какое слово является сложным?

  14. Выпишите слово с проверяемой согласной в корне.

  15. Выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: « На конце приставки пишется З перед звонким согласным».

  16. Приведите пример глагола несовершенного вида,1 спряжения, прошедшего времени, мужского рода.

  17. Выпишите грамматическую основу из первого предложения.

  18. Сколько грамматических основ во втором предложении?

  19. Приведите пример предложения с однородными членами.

  20. Используя « Толковый словарь», сделайте подборку диалектных слов.

Практические работы на уроках русского языка в 6 классе
  • Русский язык и литература
Описание:

Не первый год мои ученики сдают экзамены в виде ЕГЭ и ГИА. Назрела необходимость в подготовке учащихся к экзаменам с 5 класса. На уроке предпочтение отдаю такой форме, как практические работы. Задания соответствуют типовым заданиям, предлагаемым на ЕГЭ и ГИА. Предлагаю вниманию учителей мои работы для учащихся 6 класса по темам «Лексика и фразеология», «Имя прилагательное».

В 2014-2015 учебном году поменялись демоверсии по русскому языку, но я не считаю разработанный мною материал не пригодным к работе. Учитель может взять для тренировки в классе или дома данные практические работы

 

 

Автор Юдина Елена Николаевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 510
Номер материала 38634
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓