Главная / География / Практические работы на уроках географии

Практические работы на уроках географии

Выступление на МО «Практические работы на уроках географии»



Неотъемлемая часть обучения географии – это практические работы. Они способствуют росту самостоятельности, обеспечивают формирование умений применять знания на практике, воспитывают такое качество, как трудолюбие. В ходе выполнения практических работ школьники учатся работать с различными источниками географической информации.

"Организация и проведение практических работ — «головная боль» учителей географии. Количество работ, реализуемые с их помощью образовательные задачи, примерное содержание работ и даже поиск времени на их проведение являются предметом многочисленных дискуссий. В настоящее время в методике преподавания географии, пожалуй, трудно найти более многозначный термин, чем программная практическая работа. Они бывают тренировочными и проверочными, индивидуальными и групповыми, могут проводиться как привычный урок или в форме игры. Если подходить к определению практической работы по географии как к понятию, то все перечисленные выше признаки — варьирующие. Есть и минимум два существенных: это работы программные, т.е. указанные в программе учебного курса и обязательно оцениваемые учителем. За практическую работу должны стоять отметки в классном журнале, причем колонкой, каждому ученику..." (Крылов О.В.)

Ориентация школьного географического образования на компетентностный подход предполагает усиление его практической направленности.

«Усиление» не означает увеличение количества практических работ в содержании, а предполагает изменение традиционной методики обучения, переход от простой передачи учебной информации к методике, направленной на формирование умений школьников. Ведь знания остаются мертвым грузом, если они не находят практического применения.

Но из опыта работы видно, что практическая составляющая обучения географии реализуется далеко не полностью.

Основная причина затруднений – недостаток учебного времени и поэтому зачастую все сводится к простой передаче учебной информации. Механизм формирования умений существенно отличается от механизма усвоения знаний, что объективно труднее для школьников.

Практические работы на уроках могут выполняться на этапе проверки и контроля, в ходе изучения нового материала и его закрепления. В современной методической науке сложились различные классификации практических работ. По уровню усвоения учащимися географических умений выделяют обучающие, тренировочные и итоговые работы.

Обучающие работы выполняются под руководством учителя, который объясняет последовательность действий, их значение, показывает образец выполнения и формирует задания для первичного закрепления действий учащимися. Тренировочные работы нацелены на отработку и совершенствование умений. Эти работы выполняются на уроке под контролем учителя или в форме домашнего задания, результаты которого отслеживает учитель. Итоговые работы выполняют контролирующую функцию: они выполняются школьниками с наибольшей степенью самостоятельности. Их задания рассчитаны на перенос усвоенных умений и действий в условиях, сходные с обучающимися и тренировочными работами, или в новые условия .

В зависимости от цели практической работы следует рассматривать и роль учителя. Если в процессе тренировочной работы учитель индивидуально занимается с теми учащимися, которые еще слабо усвоили практические навыки работы с источниками географических знаний , то итоговые практические работы целесообразно проводить на более высоком уровне самостоятельности. Анализ результата практической работы позволяет определить тех, кто нуждается в дополнительном времени на обучение необходимым умениям.

Непосредственное наблюдение за деятельностью учащихся дает возможность вычленить наиболее трудно усваиваемые ими умения, определить глубину понимания изучаемых теоретических понятий.

Практика обучения указывает на необходимость совершенствования практической части программы. Наблюдается разрыв между общими требованиями программы и фактическим уровнем знаний учащихся, особенно их умений. Зная определения теоретических понятий, учащиеся испытывают серьезные затруднения в работе с картой, статистическими материалами. Вызывают затруднения задания, рассчитанные на применение знаний в новой учебной ситуации, при самостоятельном изучении новых территорий по карте.

Поправить сложившееся положение можно за счет усиления внимания к практическим методам обучения, за счет повышения уровня самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Без продуманной системы практических и самостоятельных работ, связанных между собой по содержанию и усложняющихся по мере развития той или иной группы географических знаний и умений, решить создавшуюся проблему невозможно.

Для проведения практической работы не всегда необходим целый урок. Например, для обучающихся и тренировочных работ бывает достаточно выделить от 5 до 7 минут, а на проведение итоговой работы – от 15 до 20 минут учебного времени.

Сегодня Закон об образовании предоставляет право учителю корректировать систему практических работ, отраженных в вариантах программы по курсу.

Каждый учитель, учитывая конкретные условия класса и даже отдельные группы учащихся, разрабатывает свою систему работ, ориентированную на выполнение требований Стандарта .

Согласно Инструктивно-методического письма о преподавании географии в 2009-2010 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области сказано, что учитель обладает правом альтернативного выбора и творческого подхода к организации и проведении практических работ

В современной методике практическая работа определяется как деятельность, направленная на применение, углубление знаний в комплексе с формированием необходимых для этого умений и навыков (самостоятельное использование учебника, карт, статистических материалов географических моделей и приборов и т.д.) Причем являясь составной других видов человеческой деятельности (учебной, познавательной, практической, творческой), умения, наряду со знаниями, определяются как основной компонент содержания школьного образования, как операционная часть знаний и становятся основой для получения учащимися опыта деятельности.

Согласно новым требованиям к результатам обучения, практические работы по географии ориентированы на формирование умений:

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки объектов и явлений;

  • находить и анализировать в разных источниках географическуюинформацию (для изучения объектов, явлений, территорий, их обеспеченность ресурсами, хозяйственный потенциал, экологические проблемы);

  • приводить примеры географических объектов, явлений и процессов(использование и охрана природных ресурсов; адаптация человека к условиямокружающей среды на формирование культуры народов; районы специализации, центры производства различной продукции, основных коммуникаций, их узлов; разноуровневое связи России, крупных регионов и стран мира);

  • составлять географическую характеристику территорий источников географической информации;

  • определять на местности, плане, карте расстояния, направления, высоты точек, географические координаты и местоположение географических объектов;

  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме;

  • выявлять эмпирические зависимости.

Выполнение практических работ на географическом материале способствует развитию общеучебных умений как компонента стандарта по географии – анализировать, сравнивать сопоставлять, оценивать, делать умозаключения, высказывать собственное мнение и обосновывать его, представлять результаты работы в различных формах (выводы, тезисы, логические схемы и др.).

Вторая задача – обеспечение формирования специфических умений (применять теоретические географические знания на практике, вооружить жизненно важными умениями, такими, как чтение, анализ и сопоставление карт различной тематики, статистических материалов и т.п.).

В- третьих, система практических работ, предусмотренных стандартом, располагает большими возможностями для более полного ознакомления и овладения школьниками методами географической науки (традиционные – картографический, описательный, сравнительно – географически, новые и новейшие – статистический, моделирование, прогнозирование, геоинформационный, геоэкологический мониторинг; методы полевых исследований). Вместе с тем наиболее важным является значимость практических работ в формировании умений использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни, например,

  • для ориентирования на местности и проведения съемок;

  • определение поясного времени;

  • проведения наблюдений за объектами, процессами, явлениями, их

изменениями в результате природного и антропогенного воздействия; оценка последствий;

  • наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы своей местности.

Важно заметить, что в новом стандарте по географии требования к результатам обучения под рубриками “оценивать” и “прогнозировать” отсутствуют. Но именно эти направления располагаю большими возможностями для формирования умений применять полученные знания и умения, формирую учебную и исследовательскую компетенцию учащихся, поэтому в реальном учебном процессе просто необходимо включение заданий подобного рода. Но государственными практическими работами они не предусмотрены, именно здесь кроется благодатное поле для творчества учителя.

Практические работы по географии весьма разнообразны по содержанию, по используемым для их выполнения источникам географической информации, по уровню самостоятельности школьников, по форме фиксации результатов. Это разнообразие определяется, прежде всего, особенностями содержания изучаемого материала, используемыми источниками географической информации, уровнем предшествующей подготовки школьников. В современной методической науке сложилась следующая классификация практических работ школьного курса географии .

Я в своей работе, добавив в календарно – тематическое планирование отдельную графу в соответствии с требованиями к результатам обучения отражаю тему урока, работы, деятельность учителя, основные виды деятельности учащихся, а также планируемые результаты.

Наиболее эффективные современные педагогические технологии с применением практической направленности.




Что нужно обязательно посмотреть и прочитать:

Лекции О.В. Крыловой "Система практических работ по географии в 6-10 классах"

Лекция 1 Практические работы по географии http://geo.1september.ru/article.php?ID=200701711 Лекция 2 Примерное содержание и методика организации практических работ в 6-м классе http://geo.1september.ru/article.php?ID=200701810

Лекция 3 Примерное содержание и методика организации практических работ в 7-м классе http://geo.1september.ru/article.php?ID=200701910

Лекция 4 Примерное содержание и методика организации практических работ в 8-м классе http://geo.1september.ru/article.php?ID=200702007

Лекция 5 Примерное содержание и методика организации практических работ по географии России в 9-м классе http://geo.1september.ru/article.php?ID=200702110

Лекция 6 Проектная деятельность учащихся по географии http://geo.1september.ru/article.php?ID=200702210



Работы учителей географии

1. Сайт учителя географии Котловой Л.М. – некоторые практические работы http://geokotlova.rusedu.net/category/446/2154

2. Практические работы для 10-го класса Н.П. КУКОВЕРОВА

учитель географии средней школы № 5 г. Нижнего Тагила Свердловская обл. http://geo.1september.ru/articlef.php?ID=200302306

3. Применение интерактивных карт на уроках географии. Статья Головановой Е.Н. , зам. директора по НМР МОУ СОШ № 3 http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,6372/Itemid,118/

4. Система самостоятельных и практических работ по географии: их роль в усилении прикладной направленности школьной географии Булгакова О.М.

http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,2131/Itemid,118/

5. Нагорная И.И., Интерактивные практические работы на уроках географии http://www.wecomm.ru/structure/?idstucture=400







Практические работы на уроках географии
  • География
Описание:

     Неотъемлемая часть обучения географии – это практические работы. Они способствуют росту самостоятельности, обеспечивают формирование умений применять знания на практике, воспитывают такое качество, как трудолюбие. В ходе выполнения практических работ школьники учатся работать с различными источниками географической информации.

"Организация и проведение практических работ — «головная боль» учителей географии. Количество работ, реализуемые с их помощью образовательные задачи, примерное содержание работ и даже поиск времени на их проведение являются предметом многочисленных дискуссий. В настоящее время в методике преподавания географии, пожалуй, трудно найти более многозначный термин, чем программная практическая работа. Они бывают  тренировочными и проверочными, индивидуальными и групповыми, могут проводиться как привычный урок или в форме игры.

Автор Доева Майя Хасаннбековна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 2625
Номер материала 25563
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓