Главная / Русский язык и литература / ПРАКТИЧЕСКАЯ ФРАЗЕОЛОГИЯ Адаптированная программа факультативного курса для учащихся 7,8 классов

ПРАКТИЧЕСКАЯ ФРАЗЕОЛОГИЯ Адаптированная программа факультативного курса для учащихся 7,8 классов

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА БРАТСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №30 ИМЕНИ МИХАИЛА КУЗЬМИЧА ЯНГЕЛЯ»



РАССМОТРЕНО

на заседании школьного методического объединения

______________________

Руководитель ШМО Протокол № _____________

от «___» ________ 2011г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по НМР

_____________Ткач Г.В.

«___» ________ 2011г.




УТВЕРЖДАЮ

Директор _____________

Чиковинская М.В.

«___» ________ 2011г.




ПРАКТИЧЕСКАЯ ФРАЗЕОЛОГИЯ

Адаптированная программа факультативного курса для учащихся 7,8 классов

Образовательная область: русский язык

2011-2012 учебный год

Составила: Егорова М. Н.

учитель русского языка и литературы,

высшая квалификационная категория



  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа создана на основе программы на факультативного курса «Лексика и фразеология русского языка» Введенской Л.А., Баранова М.Т., Гвоздарева Ю.А. – М.: Просвещение, 2-е изд. 2004. (допущено МО РФ).

Программа спецкурса «Практическая фразеология» предназначена для учащихся 7, 8 классов.

Тема «Фразеология» представлена в программе по русскому языку в 6 классе, но ей уделено недостаточно внимания. Это и потребовало ввести в курс важнейшие понятия фразеологии, которые должны усвоить учащиеся как необходимое условие овладения речевыми и социальными компетенциями. Практическая значимость изучения этого раздела заключается, прежде всего, в повышении культуры речи учащихся. Одновременно изучение программы курса способствует воспитательному процессу, так как происхождение многих фразеологических единиц русского языка тесно связано с историей нашего народа, его бытом и характером.

Спецкурс состоит из двух частей: теоретической и практической. Сначала дан материал для занятий, раскрывающих характерные особенности фразеологического оборота, чтобы научить детей отличить его от свободного сочетания слов и находить его в речи. Большое внимание уделено составу и значению фразеологизмов, их синонимическим и антонимическим возможностям, стилистической окраске, сочетаемости с другими словами.

Курс рассчитан на 17 часов (на полугодие 1 час в неделю).

Цель изучения курса: научить правильно и умело пользоваться фразеологическими оборотами как в устной, так и в письменной речи, так как умение правильно пользоваться фразеологическим богатством характеризует степень владения речью.

Задачи изучения курса:

- пробудить интерес у учащихся к фразеологии

- научить их отличать фразеологизмы от свободных сочетаний слов

- распознавать фразеологизмы в тексте

- усваивать смысловое значение фразеологизмов

- отмечать эмоционально-выразительные средства фразеологических оборотов по сравнению со свободными сочетаниями

- обогатить фразеологический запас учащихся

Основные формы организации занятий: лекции, семинары-практикумы, практикумы, игра, соревнование .

В результате изучения данного курса учащиеся должны:

знать:

- основные сведения о фразеологизмах: отличие фразеологического оборота от свободного сочетания слов, основные признаки фразеологизмов, источники фразеологизмов;

- многозначность, синонимию и антонимию в кругу фразеологических оборотов;

- группы фразеологизмов по значению;

- грамматическое строение фразеологических оборотов;

- происхождение фразеологизмов.

уметь:

- пользоваться фразеологическим богатством русского языка;

- пользоваться фразеологическими словарями и справочниками;

- выяснять смысл и цель использований устойчивых оборотов в художественных произведениях, публицистике;

- делать сообщение по заданной теме;

- редактировать текст;

- использовать в своей речи фразеологические обороты и в соответствии с этим грамотно строить предложения разных конструкций.

В процессе работы учащиеся ориентированы на самостоятельную подготовку к занятиям.

Учащиеся должны самостоятельно искать ответы на поставленные вопросы, находить необходимый теоретический материал, доказывать свою точку зрения. Они должны понимать значение фразеологизмов, уметь их объяснять и употреблять в речи.

Оценка усвоения учащимися программы курса осуществляется через выполнение практических работ (работа с текстом, словарем и т.д.), текущая диагностика и оценка учителем деятельности ученика, взаимоконтроль.

Ресурсным обеспечением программы факультатива является наличие методические указания к факультативному курсу «Лексика и фразеология русского языка», разработок занятий факультативного курса, словари, дидактические карточки, задания практических работ.

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Вид контроля

Дата проведения

план/факт

1 четверть

1

Вводное занятие. Основные признаки фразеологизма.

1

Лекция с элементами беседы, конкурс знатоков

Что такое фразеология. Связь фразеологии языка с жизнью народа. Фразеологизмы как средство создания выразительности речи.


Что такое «фразеологические единицы»? Что есть общего у слова и фразеологизма? Чем отличается фразеологический оборот от слова? Какими особенностями обладают фразеологизмы, являясь частью словарного состава русского языка? Какова их синтаксическая роль в предложении? Пополняется ли в настоящее время словарный состав русского языка фразеологизмами?

Письменный ответ на вопрос «Почему вся­кое учение начинает­ся с любви к изучае­мому предмету?»


2

Фразеологические словари и справочники

1

Семинар-практикум

Основные фразеологические словари и справочники русского языка. Отличие в описании фразеологизмов во фразеологических словарях и справочниках и толковых словарях русского языка. Приемы поиска словарных статей во фразеологическом словаре.


Какие фразеологические словари вы знаете? Расскажите о них. Ознакомьтесь со словарными статьями фразеологических словарей.

Практическая работа Нахождение фразеологизмов, знакомство с их лексическим значением, стилевыми чертами.


3

Группы фразеологизмов по значению

1

Семинар-практикум

Компонен­ты фразеологизмов. Вариантность фразеологизмов. Разряды фра­зеологизмов. Связи и отношения между фразеологизмами. Роль фразеологического оборота в предложении.

Можно ли отнести к фразеологизмам крылатые слова, поговорки, пословицы и т.д.? Семантические и грамматические группы фразеологических оборотов и других сочетаний слов (крылатые слова, пословицы, поговорки, афоризмы…)

Письменный ответ на вопрос


4

Многозначные фразеологизмы

1

Практикум

Системные отношения между фразеологизмами русского языка. Разные значения многозначных фразеологизмов. Отличия многозначных фразеологизмов от фразеологизмов-омонимов. Пути возникновения фразеологизмов-омонимов


Устный опрос



5

Синонимия и антонимия фразеологизмов

1

Практикум

Фразеологизмы-синонимы. Фразеологический синонимический ряд. Фразеологизмы, вступающие в антонимические отношения. Сопоставление синонимических и антонимических рядов фразеологизмов»


Фразеологический синонимический ряд. Фразеологизмы, вступающие в антонимические отношения. Сопоставление синонимических и антонимических рядов фразеологизмов


Взаимопроверка


6

Стилистическая характеристика фразеологизмов

1

Творческая лаборатория

Образность фразеологизмов. Выбор фразеологизма в зависимости от функционального стиля и функционально-смыслового типа речи. Авторское изменение фразеологизмов. Типичные ошибки в употреблении фразеологизмов.


Указать наиболее важные признаки функциональных стилей: основные стилевые черты и характерные особенности. Определение стиля.

Сочинение- миниатюра


7

Фразеологизмы активного употребления и устаревшие фразеологические обороты

1

Семинар-практикум, игра «Кто больше?»

Фразеологические историзмы и архаизмы. Источники появления новых фразеологизмов.


уметь выделять в тексте фразеологизмы, определять их синтаксическую роль в предложении, в доступных случаях определять лексическое значение фразеологизмов, использовать их в речи с учетом стилистических особенностей.


Письменный ответ на вопрос


8

Сочетаемость фразеологизмов

1

Беседа, практикум

Функции слов в соста­ве фразеологических сращений


Устный опрос



9

Основные группы фразеологизмов по грамматическому строению

1

Семинар-практикум


основные признаки фразеологизмов, группы фразеологизмов, выделяемые по разным основаниям, способы образования фразеологизмов, функции фразеологизмов в речи, причины изменения фразеологического состава русского языка.


Взаимопроверка


10

Имя существительное в составе фразеологических оборотов

1

Практикум

Морфологические свойства фразеологического оборота. Раз­личное «поведение» одинаковых по морфологическим свойствам слов, в рамках фразеологического оборота. Формы фразеологизма.


Устный опрос


11

Имя прилагательное в составе фразеологических оборотов

1

Практикум

Ограничения в реализации морфологических форм слов в пределах именных оборотов.


Взаимопроверка


12

Глагол и деепричастие в составе фразеологических оборотов

1

Практикум

Ограничения в образовании морфологических форм слов в пределах глагольных оборотов


Письменный ответ на вопрос


13

Особенности строения фразеологизмов как средство достижения их выразительность

1

Беседа, практикум



Сочинение- миниатюра


14

Группы фразеологических оборотов по происхождению. Исконно русские фразеологизмы

1

Семинар-практикум

Две группы фразеологизмов русского языка по происхождению: исконные и заимствованные. Источники исконно русских фразеологизмов: Произведения русских писателей и связанные с ними фразеологизмы.


Устный опрос



15

Фразеологизмы, заимствованные из старославянского языка

1

Семинар-практикум

Фразеологизмы, связанные с бытом и верованиями древних славян. Устное народное творчество как источник фразеологии. Русские ремесла и их отражение во фразеологии.


Письменный ответ на вопрос


16

Фразеологизмы, из западноевропейских языков

1

Семинар-практикум

Источники заимствованных фразеологизмов.





17

Игра «Турнир знатоков»

1

Соревнование

Обобщение и систематизация изученного о фразеологизмах. Закрепление умения учащихся связно излагать лингвистический материал в устной и письменной форме.


Отработать знания, умения и навыки, полученные в период прохождения курса в форме создания проекта

Создание проекта «Фразеология. Как я ее понимаю?»







ПРАКТИЧЕСКАЯ ФРАЗЕОЛОГИЯ Адаптированная программа факультативного курса для учащихся 7,8 классов
  • Русский язык и литература
Описание:

Данная программа создана на основе программы на факультативного  курса «Лексика и фразеология русского языка» Введенской Л.А., Баранова М.Т., Гвоздарева Ю.А. – М.: Просвещение, 2-е изд. 2004. (допущено МО РФ).

                Программа спецкурса «Практическая фразеология» предназначена для учащихся 7, 8 классов.

 

Тема «Фразеология» представлена в программе по русскому языку в 6 классе, но ей  уделено недостаточно внимания. Это и потребовало ввести в курс важнейшие понятия фразеологии, которые должны усвоить учащиеся как необходимое условие овладения речевыми и социальными компетенциями. Практическая значимость изучения этого раздела заключается, прежде всего, в повышении культуры речи учащихся. Одновременно изучение программы курса  способствует воспитательному  процессу, так как происхождение многих фразеологических единиц русского языка тесно связано с историей нашего народа, его бытом и характером.

Автор Егорова Марина Николаевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 665
Номер материала 36398
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓