Практическая работа
как форма организации познавательной деятельности, направленной
На основе тематической карты «Строение земной коры» или картосхемы «Плиты литосферы» (см. атласы для 7-го класса), выполняя задания, учащиеся получают новые теоретические
знания
Практическая работа «Плиты литосферы»
I. Земная кора состоит из крупных блоков,
называемых литосферными. плитами
(Это новое для учащихся
теоретическое знание.).
1.
Назовите
и покажите крупные литосферные плиты и определите особенность их названий. (Назвав плиты,
ученики тотчас делают вывод, что названия большинства из них совпадают с
названиями материков.)
2.
Определите,
из каких частей состоит большинство крупных плит, и какими типами земной коры они образованы. (Семиклассники
называют: из
материков и частей омывающих их океанов, следовательно, плиты состоят из участков материковой и
океанической земной коры.)
3.
Есть
крупные литосферные плиты, которые отличаются от названных. Назовите их и
определите особенности строения. (Ученики называют особенности строения
Тихоокеанской и Индо-Австралийской плит).
II. Литосферные плиты движутся в горизонтальном направлении.
(Это тоже новое теоретическое знание, которое тут же «включается в сферу действий».)
4.
Назовите,
в каком направлении и с какой скоростью перемещаются: а) Африканская литосферная плита; б)
Южно-Американская; в)
Северо-Американская литосферная плита; г) приведите примеры скорости
перемещения других плит.
5.
Расскажите,
в каком направлении и с какой скоростью перемещаются: а) Тихоокеанская плита; б) Антарктическая
плита. (Отвечая на вопросы, учащиеся формулируют суждения на основе увиденного на карте — суть новых знаний по теме.)
6.
Составьте
устный рассказ о литосферных плитах из 5-6 предложений. Придумайте название своему рассказу. (Это уже промежуточное обобщение нового содержания: из отдельных
суждений составляется
монологический ответ — рассказ по теме. Обратим внимание, что краткость рассказа позволяет выслушать
несколько учащихся, чьи ответы будут отличаться по содержанию и построению.)
III. Литосферные плиты имеют границы.
7.
Определите,
где проходят современные границы плит. (Учащиеся устанавливают: на суше — по горным поясам; в
океанах — по срединно-океаническим
хребтам. Важен именно факт установления этих пространственных связей самими учащимися!)
8.
Приведите
примеры горных стран, которые расположены в областях современных границ литосферных плит.
9.
Определите,
в состав какой литосферной плиты (или плит) входят: а) большая часть
Аравийского полуострова; б) о. Мадагаскар; в) о. Гренландия; г) о-ва Новая Зеландия; д) Большие
Зондские острова.
10. Пользуясь политической картой мира, приведите
примеры государств, территории которых
полностью или частично расположены в зонах современных границ литосферных плит.
Какие катастрофические природные явления
могут происходить на территории этих государств? (Это тоже новое знание, кроме того, это пример практического значения теоретических знаний.)
11.
Составьте
устный рассказ. Тема или темы рассказов — нового обобщения знаний — могут быть предложены
учителем или учащимися. Важно то, что
учащимся есть что сказать по новой теме и они могут это сделать!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.