|
|
ПОЗВОЛЬТЕ
СЕБЕ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМИ
|
|
Тренинг
для
работы с педколлективом
Подготовили:
Бибнева
Л.В.,
психолог Зерновской ОШ,
Кедрич
М.Н. ,
психолог
Колодезянской ОШ
2013
Цель
тренинга
·
Предоставление участникам
тренинга практической информации о методах и способах распределения
своей психической энергии.
Задачи
тренинга
·
Формирование умения внимательно
относиться к своим ощущениям; умения осознать, какую часть себя человек
отдает другому человеку; умения осознать бессмысленность ожиданий, которыми
человек заполняет свои контакты.
·
Формирование умения
возвращения энергии и обретения устойчивости.
·
Развитие навыка
повышения самооценки участников
·
Актуализация личностных
ресурсов участников.
·
Развитие умения
ассоциировать свое эмоциональное состояние.
·
Развитие навыка
обретения радости жизни и устойчивости.
·
Способствовать
оптимизации межличностного и внутригруппового общения, групповой сплоченности,
развитию и совершенствованию коммуникативных навыков,
располагать
к
проявлению взаимной эмоциональной поддержки.
·
Диагностировать
направленность и способствовать исследованию человеком собственных чувств и
переживаний, а также снятию мышечных, эмоциональных напряжений, расслаблению.
·
Способствовать развитию творческого
потенциала личности, его раскрепощению и тем самым способствовать личностному
росту человека, повышению его уверенности в собственных возможностях.
·
Проверить себя на
"зажатость"
·
Тестировать
"зажатость" у других
·
Определять у себя (и
других) степень внушаемости
·
Снимать у себя (и у
других) стресс
·
Включать у себя (и у
других) психическую релаксацию для реабилитации и реализации желаемых волевых
установок
·
Обучаться (или обучать
других) навыкам саморегуляции (способности получать в нужный для себя момент
уже без приемов желаемые изменения состояния, например, для повышения
устойчивости к стрессу, реабилитации, мобилизации).
Методы проведения
сессии
·
Презентации «Сохраним
себя для себя», «Притча «Ангел»»
·
Упражнения «Салфетки», «Ощущения»,
«Комплименты», «Скульптура телесного состояния», «Энергия звука», «Цвет»
·
Техника «Каракули» Л.Лоуи
·
Игра «Эпитафия»
·
Релаксация «Старец в
пещере»
Необходимые
материалы и оборудование:салфетки,
ножницы, маркеры,фломастеры, цветные мелки, плакат «Правила тренинга», листы
ватмана, форматов А3, А4, ручки для ведения записей, аудио аппаратура,
музыка для релаксации, плакат с названиями эмоций, пословицы о
счастье,
Ожидаемые
результаты
- Участники тренинга
получат практическую информацию о методах и способах распределения
своей психической энергии.
- Участники тренинга
научатся:
v
внимательно относиться
к своим ощущениям; осознавать, какую часть себя человек отдает другому
человеку; осознавать бессмысленность ожиданий, которыми человек заполняет
свои контакты;
v
актуализировать
личностные ресурсы;
v
ассоциировать свое
эмоциональное состояние.
ХОД ТРЕНИНГА
І. ВСТУПЛЕНИЕ
І.1. Цель и задачи тренинга, психологический
настрой группы/
(5 – 10 мин.)
І.1.1.
Вступительное слово тренеров
1 тренер
·
Здравствуйте,
уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать Вас на нашем тренинге
«Позвольте себе быть счастливыми». В этот холодный осенний день наша
цель предоставить Вам практическуюинформацию о методах и способах
распределения своей психической энергии, чтобы …
2 тренер
(перебивает)
·
Подожди, подожди!
Какие неуютные слова: «холодный осенний день», «практическая
информация», «методы и способы». Ведь мы хотим, чтобы наши гости
были счастливыми в каждый миг своей жизни?
1
тренер
·
Да. А для этого
будем обучатьсявнимательно относиться к своим ощущениям, актуализировать
личностные ресурсы, ассоциировать свое эмоциональное состояние.
2
тренер
·
А мне почему-то
вспомнились слова:
«Унылая
пора, очей очарованье…» Ведь прав был классик: хоть за окном
холодно, слякотно и неуютно, но в наших сердцах тепло и радость,
от того, что мы встречаем гостей.
1 тренер
·
И правда, посмотрите,
каким разнообразием красок очаровывает нас это время года.
Конечно же мы хотим, чтобы таким же радужным было сегодня Ваше
настроение.
2
тренер
·
А теперь пришло
время познакомиться нам поближе.
І.2. ЗНАКОМСТВО ГРУППЫ
(10 – 15 мин.)
I.2.1. Упражнение «Салфетки»
Цель. Знакомство участников группы, сплочение
группы.
§ На столе лежат салфетки
разных цветов . Возьмите, пожалуйста, то количество салфеток, которое Вы
считаете нужным для себя.
§ Из одной салфетки вырежьте
или прорвитепредмет, который символизирует ваше настроение здесь и
сейчас.
§ Пересчитайте свои
оставшиеся салфетки и назовите столькоВаших увлечений (интересов,
хобби), сколько салфеток у Вас в руках, при этом называйте свое имя,
записывайте его на листок и прикалывайте к лацкану одежды.
Оказывается, что у
каждого из нас есть то, что позволяет нам отвлечься от проблем и
получить удовольствие. Нам предстоит сегодня провести вместе некоторое время.
Этот круг, в котором мы сидим, является пространством нашей группы. В этом
пространстве нет никого и ничего, кроме нас самих, кроме того, что мы принесли
сюда в себе. Что-то делать с собой здесь мы можем только с помощью друг друга,
через наше общение.
І.3. ВЫРАБОТКА ПРАВИЛ РАБОТЫ
ГРУППЫ
(10 – 15 мин.)
1 тренер
Чтобы оно было более эффективным мы будем
использовать различные игры и упражнения, позволяющие лучше увидеть себя и
других. Мы будем узнавать друг друга через те отношения, которые будут здесь
складываться. Чтобы наше общение было эффективным, оно должно подчиняться
некоторым правилам. Их мы с Вами обговорим и примем. Если Вы
согласны с правилом, хлопните в ладоши, если не согласны,
значитхлопок не звучит.
I.3.1Правила проведения тренинга
1. «Здесь и сейчас»
Мобильные телефоны отключить. Оставить все не относящиеся к тренингу
вопросы за пределами
аудитории, и ориентируйте их на то, что тренинг – это их
работа в формате
«здесь и сейчас» - здесь у них есть возможность задать вопросы,
попробовать.
2. «И один в поле воин»
Уважение кговорящему.
3. «Погоны сняты»
На тренинге нет должностей, а также нет опыта – все равны и каждый имеет право
на равное внимание тренера и участников.
4. «Время - деньги»
Учитесь ценить время! Обращаем внимание участников на соблюдение регламента:
как в целом тренинга, так и времени, выделенного для каждого упражнения.
5. «Тайная комната»
Вся высказанная информация, высказанная на тренинге в конфиденциальном формате
должна остаться в аудитории.
6. «Правило послушника»
Каждый участник берет на себя обязательство выполнять ровно то, что просит
тренер.
7. «Обратная связь»
«Нет критики, бывает обратная связь»
8. «Я – высказывания»
Участники добровольно отказываются от суждений общего типа, например «Обычно
считается» или «Все говорят», и переходит на выражение именно своей точки зрения
(«Я считаю, что…», «Я в такой ситуации…»)
9. «Правило осени»
Следуя пословице «Цыплят по осени считают», предлагается участникам
делать выводы
орезультативности и интересности тренинга, подводить его
итоги только в конце
тренинга.
ІI. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ІI.1СПЛОЧЕНИЕ (20 – 25 мин.)
II.1.1 Техника «Каракули» (Л.Лоуи) (10
мин.)
Цель.
Формирование оптимальной внутригрупповой коммуникативной среды, получение
диагностической информации о сложившимся внутригрупповом взаимодействии.
Описание
техники
·
Ведущий кладет большой лист бумаги на стол, и
просит участников выбрать один мелок (карандаш, фломастер). Два человека не
могут использовать одинаковый цвет.
·
Ведущийпредлагает участникам быстро нарисовать на
листе каракули – беспорядочные, непрерывные линии.
·
Дорисовывание происходит по очереди.
·
Ведущий следит за тем, чтобы каждый участник, рисуя
в порядке очереди, вносил в рисунок лишь минимальные дополнения – тогда все
поучаствуют в создании законченной композиции по несколько раз.
·
Путешествие рисунка из рук в руки продолжается до
тех пор, пока каждый не решит, что ему больше нечего к нему дорисовывать.
Обсуждение
рисунка
·
Что каждый из участников видит в рисунке. (Такое обсуждение может сказать очень многое об особенностях каждого участника
и том, как люди взаимодействуют друг с другом).
Некоторые
особенности рисунка, подлежащие наблюдению:
·
преобладание одного цвета,
·
сюжеты и образы, отражающие взаимоотношение
участников в группе;
·
что привнёс каждый участник в рисунок и как его труд
повлиял на ход и результат общей работы.
v
В заключении обсуждения участники могут сочинить
какую-нибудь сюжетную коллективную историю по рисунку.
II.1.2.Упражнение «Комплименты»'(10 –
15 мин.)
Цель. Повышение
самооценки участников и актуализация их личностных ресурсов.
Описание
упражнения
·
Участники делятся на две подгруппы и образуют два
круга, один в другом. Внутренний и внешний круги стоят лицом друг к другу.
Ведущий: Сейчас мы поблагодарим друг друга за интересно выполненное
задание. Для этого в течение 10 секунд те, кто стоит во внешнем круге, будут
говорить комплименты стоящему напротив них участнику из
внутреннего круга.
·
Через 10 секунд участники, стоящие во внутреннем
круге, скажут комплименты стоящим напротив. Затем внешний круг передвинется по
часовой стрелке на одного человека, и задание повторится уже с другими
партнерами. Внешний круг будет двигаться до тех пор, пока первые пары не
совпадут.
·
Обсуждение: Что понравилось больше — делать или получать комплименты?
ІI. 2ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ СТЕРЕОТИПОВ
(50 – 70 мин.)
ІI. 2.1. Презентация «Сохраним себя для себя» (5 мин.)
ІI. 2.2. Упражнение «Скульптура телесного состояния» (15 – 20 мин. )
Цель. Устранение патологических
двигательных стереотипов, улучшение координации и ощущения собственного тела.
Описание
упражнения
·
Участники разбиваются на пары. Один из них –
скульптор, другой – глина.
·
Пара выбирает себе для работы 2 эмоции.
·
Скульптор должен придать глине форму (позу),
выражающую выбранную эмоцию. "Глина" податлива, расслаблена,
"принимает" форму, какую ей придает скульптор. Законченная скульптура
застывает.
·
"Скульптор" и "глина" меняются
местами.
·
Эмоции для выбора
Ø
Интерес
Ø
Возбуждение
Ø
Радость
Ø
Удивление
Ø
Горе
Ø
Страдание
Ø
Гнев
Обсуждение
Ø
Ярость
Ø
Отвращение
Ø
Омерзение
Ø
Презрение
Ø
Страх
Ø
Страсть
Ø
Пренебрежение
Ø
Любознательность
Ø
Ужас
Ø
Стыд
Ø
Застенчивость
Ø
Вина
Ø
Раскаяние
·
Легко ли показать эмоции?
·
Какие эмоции показать проще?
ІI. 2.3. Упражнение «Энергия звука» (5мин)
Описание
упражнения
·
Пропеть пословицы таким образом: первый участник
начинает низким голосом одно слово из пословицы, каждый последующий повышает
голос на пол тона. Затем - наоборот.
Ø От
счастья не бегут, счастье догоняют.
Ø Не
родись красивым, а родись счастливым.
Ø За
счастьем человек бежит, а оно у его ног лежит.
Ø Всякому
свое счастье - в чужое не заедешь
Ø Кто
за счастье борется, к тому оно и клонится.
Обсуждение
·
Удалось ли прочувствовать энергию звука?
·
Почему?
ІI. 2.3. Игра «Эпитафия» (25 – 40 мин.)
Цель.
Повысить у игроков готовность осознанно выстраивать свои жизненные и
профессиональные перспективы, выделяя и логически связывая основные (ключевые)
события собственной жизни.
Описание игры
·
Методика рассчитана на работу в круге. Количество
участников — от 8—10 до 15—20.
·
Участники рассаживаются в круг и ведущий
"загадочным голосом” рассказывает такую примерно притчу: "Говорят,
где-то на Кавказе есть старое кладбище, где на могильных плитах можно встретить
при мерно такие надписи: " Сулейман Бабашидзе. Родился в 18 20 году, у
мер в 1858 году. Прожил 3 года...", или "Нугзар Гаприндашвили. Родился
в 1840 году, умер в 1865 году. Прожил 120 лет..." Далее ведущий может
спросить у группы: "Что на Кавказе считать не умеют? Может со смыслом
делались эти приписки на могильных плитах'? А с каким смыслом?". Смысл
приписок в том, что таким образом односельчане оценивали насыщенность, и общую
ценность жизни данного человека". (Данный пример в несколько
видоизмененном виде взят из книги Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое
время личности. - Киев: Наукова думка, 1984. - 208 с., где авторы разводят
время паспортное (физическое) и время психологическое, наполненное тем или иным
смыслом. Авторами развивается также идея "событийного подхода" в
планировании и оцени жизненных и профессиональных перспектив.)
·
Общая инструкция: "Сейчас мы совместными усилиями
составим рассказ о некотором человека, который в наше время (например, в 1995
году) закончил школу и стал жить дальше, прожив ровно до 75 лет. Каждый должен
будет по очереди назвать важное событие в жизни данного человека — из этих-то
событий и сложится его жизнь. Обращаю особое внимание на то, что события могут
быть внешними (поступил туда-то, поработал там-то, сделал то-то...— по типу
"комсомольско-молодежной биографии"), а могут быть и внутренними,
связанными с глубокими размышлениями и переживаниями (например, некоторые люди
стали великими, почти не выходя из своего дома...). Желательно предлагать
события, соответствующие реальности (без всяких встреч с инопланетянами и
прочими "веселыми ребятами-суперменами"...).
·
В конце игры каждый попробует оценить, насколько
удалась жизнь главного героя, насколько она оказалось интересной и ценной:
каждый как бы сделает приписку на могильной плите нашего главного героя,
сколько же лет он прожил не по паспорту, а по-настоящему...).
·
Ведущий называет первое событие, например,
"наш герои окончил среднюю школу с двумя тройками”. Далее, остальные
игроки по очереди называют свои события. Ведущий должен проследить за тем,
чтобы никто не подсказывал и не мешал очередному участнику. Если участников
игры мало (всего 6-8 человек), целесообразно пройтись по второму кругу, т.е.
дать каждому участнику возможность назвать и по второму событию.
·
Когда последний игрок называет свое событие, предполагается,
что главный игрок умирает в 75 лет, согласно условию игры.
·
Ведущий предлагает всем немного подумать и по очереди,
и пока без каких-либо комментариев, просто сказать, сколько лет можно было бы
приписать на могильной плите героя...
·
Все по очереди называют свои варианты (лет, прожитых
не напрасно...).
·
Далее ведущий предлагает прокомментировать названные
годы тем игрокам, которые назвали наибольшее и наименьшее количество лет для
главного герои. (Здесь возможна небольшая дискуссия, в которой ведущему
совсем не обязательно высказывать смою точку зрения (или хотя бы подождать с
этим, дав возможность высказаться остальным участникам).
·
Завершить игру можно напоминанием о том, что события
бывают внешние и внутренние (нередко игра получается неинтересной как раз
потому, что называются в основном внешние события, и жизнь оказывается похожей
на биографию для отдела кадров...). Ведущий предлагает каждому по очереди
назвать какое-нибудь действительно интересное и достойное событие, которое
могло бы украсить любую жизнь.
·
Немного подумав, участники игры по очереди называют
такие события. Задача ведущего — не столько критиковать (а многие по-прежнему
называют внешние события), сколько хвалить игроков, поощряя их вообще
размышлять об этом.
ІII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
ІII. 1 САМОРЕГУЛЯЦИЯ (30 – 45 мин.)
ІII. 1.1
Притча - презентация «Ангел» (10 мин.)
·
Два ангела-путника остановились на ночлег в доме
богатой семьи.
Семья была негостеприимна
и не захотела оставить ангелов в гостиной.
Вместо того они были
уложены на ночлег в холодном подвале.
Когда они расстилали
постель, старший ангел увидел дыру в стене и заделал её.
Когда младший ангел
увидел это, то спросил, почему. Старший ответил: -
Вещи не такие, какими
кажутся.
·
На следующую ночь они пришли на ночлег в дом
очень бедного, но гостеприимного человека и его жены. Супруги разделили с
ангелами немного еды, которая у них была, и сказали, чтобы ангелы спали в
их постелях, где они могут хорошо выспаться.
·
Утром после пробуждения ангелы нашли хозяина и
его жену плачущими.
Их единственная корова,
чьё молоко было единственным доходом семьи,
лежала мертвая в хлеве.
Младший ангел спросил старшего: - Как это
могло случиться? Первый
мужчина имел все, а ты ему помог. Другая семья
имела очень мало, но была
готова поделиться всем, а ты позволил, чтобы
у них умерла единственная
корова. Почему?
·
Вещи не такие, какими кажутся, ответил старший
ангел.
Когда мы были в подвале,
я понял, что в дыре в стене был клад с
золотом.
Его хозяин был груб и не
хотел сделать добро, я отремонтировал стену,чтобы клад не был найден. Когда на
следующую ночь мы спали в постели хозяина, пришел ангел смерти за его женой.
Я отдал ему корову.
·
Мы никогда не знаем все. И даже если имеешь
веру, тебе надо еще внушить доверие, что все, что приходит есть в твою пользу.
А это поймешь со временем.
·
Некоторые люди приходят в нашу жизнь и быстро
уходят,
Некоторые становятся
нашими друзьями и остаются на минуту. Это оставляет в наших сердцах прекрасные следы, а мы никогда
не останемся одинаковыми, потому что наши хорошие друзья нас меняют.
·
Вчера - это история. Завтра - это тайна.
Сегодня, Настоящее, — это дар.
Жизнь есть волшебство и
вкус каждого момента неповторим!
Диалог тренеров
ЦВЕТА
ЧУВСТВ
1. Имеют ли чувства какой-нибудь цвет,
Когда они в душах кипят и зреют?
Не знаю, смешно это или нет,
Но часто мне кажется, что имеют.
2. Когда засмеются в душе подчас
Трели, по-вешнему соловьиные,
От дружеской встречи, улыбок, фраз,
То чувства, наверно, пылают в нас
Небесного цвета: синие-синие.
1. А если вдруг ревность сощурит взгляд
Иль гнев опалит грозовым рассветом,
То чувства, наверное, в нас горят
Цветом пожара - багряным цветом.
2. Когда ж захлестнет тебя вдруг тоска,
Да так, что вздохнуть невозможно даже,
Тоска эта будет, как дым, горька,
А цветом темная, словно сажа.
1. Если же сердце хмельным-хмельно,
Счастье, какое ж оно, какое?
Мне кажется, счастье как луч. Оно
Жаркое, солнечно-золотое!
2. Назвать даже попросту не берусь
Все их - от ласки до горьких встрясок.
Наверное, сколько на свете чувств,
Столько цветов на земле и красок.
ІII. 1.2 Упражнение «Ощущения» (10 – 15 мин.)
Цель: научиться внимательно, относиться к своим
ощущениям.
Описание упражнения
Слово тренера
·
Это упражнение можно использовать в разных
ситуациях: в метро, в поликлинике, в автобусе, при отходе ко сну, в любое
свободное время.
Для осознания своих ощущений необходимо отложить все свои дела и попытаться
понять, что Вы чувствуете в данный момент.
·
Закройте глаза и ощутите свое тело.
·
Ответьте на следующие вопросы: Вы напряжены или
сидите совершенно удобно?
·
Какова температура в комнате?
·
Ваши руки и ноги теплы?
·
Что Вы слышите?
·
Ощущаете ли какие либо запахи?
·
Что чувствуете под пальцами рук?
·
Постарайтесь использовать все Ваши чувства.
Опишите свое настроение, как можно точнее.
·
Вообразите смешение различных видов восприятия.
Например, попробуйте представить себе способность ощущать вкус звуков, слышать
цвета, обонять ощущения.
§ Чем
пахнет слово «участвовать»?
§ Каково
на ощупь число «семь»?
§ Какой
вкус у голубого цвета?
§ Как
выглядит идея свободы?
§ Какая
форма у вторника?
§ Каков
вкус радости?
§ Какого
цвета печаль?
§ Какого цвета
хорошее настроение?
ІII. 1.3Релаксация "Старец в пещере" (15-20 мин.)
... Вы замечаете, какой
свежестью веет с моря , и чайку, кружащуюся высоко в небе... Воздух наполнен
необычайным ароматом простора и свободы... И вы видите, что перед вами пещера.
Вы входите в нее. Гулко раздаются шаги в пустой пещере... Вы оглядываетесь...
Вокруг никого, вы один... Посредине пещеры вы видите небольшой, теплый, уютный
очаг костра... И может вам захотелось присесть к нему и погреться около него и
подумать о чем- то своем... Ивы чувствуете, что вы не один и вам от этого
хорошо... Возле вас кто- то, кто понимает вас, защищает вас... Прохладный
воздух струится вокруг вас... и вы чувствуете незримое пока еще чье- то
присутствие... Вы начинаете вглядываться в темноту, чтобы понять - кто рядом с
вами... Вы хотите увидеть и услышать его.. Вы замечаете, что чья- то тень
мелькнула у входа и пещеру... Вы вглядываетесь в темноту другой стороны пещеры
и замечаете Старца… Он внимательно смотрит на вас, спокойно и мудро... И вы
смотрите друг другу в глаза, и у вас начинается разговор... Вы понимаете, что
сейчас у вас есть возможность получить ответ на самый важный и сокровенный
вопрос в вашей жизни... Задайте сейчас Старцу вопрос, на который вы хотели бы
получить ответ... и выслушайте, что он скажет... Вы слышите, что Старей
разрешает вам задать еще один вопрос... И снова на него прозвучит ответ... Услышьте
его... А теперь, посидите, подумайте и сформулируйте свой последний вопрос,
который вы зададите Старцу...
Когда ответы на все вопросы получены, вы можете
поблагодарить Старца за его мудрость, теплоту, защиту, а может за что-нибудь
еще... Попрощайтесь с ним и отпустите его... Его присутствие, его тепло, его
мудрость вы теперь будете ощущать в себе всегда...
Выйдите из пещеры, ощутите, как теплый ветер ласкает
ваше тело, гладит по лицу своим легким крылом и солнце ласково обволакивает
вас. Вы можете пройти по берегу и войти в море... Вы можете ощутить, как его
живительные силы вливаются в вас, и ветер дает вам уверенность и волны смывают
все разочарования и обиды, и придают вам легкость... И солнце отдает вам
частичку жизненных сил и заряд неистощимой энергии и тепла... Вода очищает вас
от всего наносного и чуждого вам, вашей личности, вашей сути... Ощутите радость
свободы, легкости и силы, с которой море подхватывает вас и качает на своих
волнах...
И пусть, когда через минуту вы откроете глаза и снова
окажитесь в нашей комнате, это ощущение покоя, радости, свободы, уверенности,
силы останется с вами. И вы будете ощущать в себе все, что получили, ощущая
свободу, легкость и свежесть...
Когда вы будете готовы, можете открыть глаза.
ІII.2
Обратная связь (10 – 15 мин.)
ІII.2.1. Упражнение «Цвет» (5 – 7 мин.)
Цель. Развитие
умения ассоциировать свое эмоциональное состояние с цветом.
Описание упражнения
·
Участники группы сидят по кругу.
·
Инструкция: «Каждый из
нас, подумав некоторое время, скажет, какого он (или она) сейчас цвета. При
этом речь идет не о цвете Вашей одежды, а об отражении в цвете вашего состояния.
·
Дается некоторое время на обдумывание задания,
после чего каждый из участников говорит всем, какого он сейчас цвета.
ІII.2.2. . Упражнение «Радуга
настроений» (5 – 8 мин.)
Цель. Развитие умения ассоциировать свое эмоциональное
состояние с цветом, формирование
умения возвращения энергии и обретения
устойчивости.
Описание упражнения
·
Выберите кружок того цвета, с которым Вы
ассоциируете Ваше состояние и наклейте на Радугу настроений
Литература
1. Н.В. Самоукина. Практический психолог в школе:лекции, консультирование,
тренинги.- М.:Изд-во Института Психотерапии, 2003.- 244с.
2. Р.В. Овчарова. Практическая психология образования: Учебное пособие для
студ. психол .фак. университетов.- М.: издательскийцентор «Академия», 2005.-
448 с.
3. Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы:
Психопрофилактика эмоционального напряжения.- СПб.:КАРО, 2003.- 208 с.
4. Электронные ресурсы.
Приложение 1
1 Правила проведения
тренинга
1. «Здесь и сейчас»
Мобильные телефоны отключить. Оставить все не относящиеся к тренингу
вопросы за пределами
аудитории, и ориентируйте их на то, что тренинг – это их
работа в формате
«здесь и сейчас» - здесь у них есть возможность задать вопросы,
попробовать.
2. «И один в поле воин»
Уважение к говорящему.
3. «Погоны сняты»
На тренинге нет должностей, а также нет опыта – все равны и каждый имеет право
на равное внимание тренера и участников.
4. «Время деньги»
Учитесь ценить время! Обращаем внимание участников на соблюдение регламента:
как в целом тренинга, так и времени, выделенного для каждого упражнения.
5. «Тайная комната»
Вся высказанная информация, высказанная на тренинге в конфиденциальном формате
должна остаться в аудитории.
6. «Правило послушника»
Каждый участник берет на себя обязательство выполнять ровно то, что просит
тренер.
7. «Обратная связь»
«Нет критики, бывает обратная связь»
8. «Я – высказывания»
Участники добровольно отказываются от суждений общего типа, например «Обычно считается»
или «Все говорят», и переходит на выражение именно своей точки зрения («Я
считаю, что…», «Я в такой ситуации…»)
9. «Правило осени»
Следуя пословице «Цыплят по осени считают», предлагается участникам
делать выводы о
результативности и интересности тренинга, подводить его
итоги только в конце
тренинга.
Приложение 2
Информация для тренера
К игре «Эпитафия»
Ø
По опыту проведения данной игры, типичный сценарий
жизни примерно такой (для девушек): после школы поступает в институт (часто в
экономический или юридический); в институте знакомится с парнем,
встречается" (иногда появляется ребенок); ссорится с парнем; знакомится с
иностранцем (реже с "новым русским”) и, почти всегда,— уезжает за границу
(Европа—Америка); как ни удивительно, часто попрощается через некоторое время
в Россию; далее очень просто — устраивается на работу, работает…; иногда —
снова выходит замуж, создает семью; очень часто — появляются внуки; часто ближе
к старости — пишет мемуары; умирает обычно в окружении любящих детей и внуков.
Ø
Для молодых людей (парней) жизненный сценарии
примерно такого же плана, только чаще едут не за границу, а в Сибирь или на
Дальний Восток, а потом "открывают свое дело” и зарабатывают огромные
деньги ("состояния”) Иногда случается, что главный герои получает богатое
наследство, но часто его "проматывает”. Нередко на каком-то этапе (ближе
к зрелому возрасту) спиваются, ссорятся с сыном, но потом обычно мирятся и
также умирают в окружении любящих родственников...
Ø
Таким образом, можно предположить, что даже в
коллективном рассказе часто проецируются (проявляются) реальные проблемы,
присутствующие в типичных отношениях подростков с родителями и сверстниками.
И хотя игра служит не столько для проекции и рефлексии этих отношений, но
совсем не учитывать (недооценивать) этого при ее проведении не следует.
Ø
Особую осторожность надо проявлять при проведении
данной игры со взрослыми людьми, ведь у них проекция собственных проблем и
собственной жизни может оказаться еще более выраженной, чем даже у подростков.
Ø
Особый такт надо проявлять при оценке качеств жизни
главных героев (при назывании психологического времени, характеризующего
насыщенность и общую ценность смоделированной в игре жизни). Иногда ведущему
следует даже немного подыграть участникам, самому, назвав больше психологических
лет для главного героя, чем он того заслуживает. Если у подростков основная
жизнь впереди и что-то еще можно изменить, то у многих взрослых игроков часть
жизни уже прожита и не каждому приятно осознать, что немала я часть жизни
прошла банально и неинтересно (человек так и не сумел найти для себя особый
смысл своего существования, он просто жил как все, жил, как бы являясь
"чьей-то тенью").
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.