Инфоурок Школьному психологу Другие методич. материалыПозвольте себе быть счастливым

Позвольте себе быть счастливым

Скачать материал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЗВОЛЬТЕ  СЕБЕ  БЫТЬ  СЧАСТЛИВЫМИ

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                                                                                                                          Тренинг   

для  работы  с  педколлективом

                Подготовили:

Бибнева Л.В., 

  психолог Зерновской  ОШ,

Кедрич  М.Н. ,

психолог Колодезянской  ОШ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2013

 

Цель  тренинга

 

·         Предоставление  участникам тренинга практической  информации о  методах  и  способах  распределения  своей  психической  энергии.

 

Задачи  тренинга

·         Формирование  умения внимательно  относиться  к  своим  ощущениям;  умения  осознать, какую часть себя  человек  отдает   другому человеку;  умения  осознать бессмысленность ожиданий, которыми человек  заполняет  свои  контакты.

·         Формирование  умения  возвращения  энергии и обретения устойчивости.

·         Развитие  навыка  повышения  самооценки    участников

·          Актуализация   личностных ресурсов  участников.

·         Развитие  умения  ассоциировать  свое  эмоциональное  состояние.

·         Развитие  навыка  обретения   радости  жизни и устойчивости.

·         Способствовать  оптимизации межличностного и внутригруппового общения, групповой сплоченности, развитию и совершенствованию коммуникативных навыков, располагать                                                                                                                                                                                                                  к проявлению взаимной эмоциональной поддержки.

·         Диагностировать  направленность и способствовать исследованию человеком собственных чувств и переживаний, а также снятию мышечных, эмоциональных напряжений, расслаблению.

·         Способствовать  развитию  творческого потенциала личности, его раскрепощению  и тем самым способствовать   личностному росту человека, повышению его уверенности в собственных возможностях.

·         Проверить  себя на "зажатость"

·          Тестировать   "зажатость" у других

·          Определять  у себя (и других) степень внушаемости

·          Снимать  у себя (и у других) стресс

·         Включать  у себя (и у других) психическую релаксацию для реабилитации и реализации желаемых волевых установок   

·         Обучаться (или обучать других) навыкам саморегуляции  (способности получать в нужный для себя момент уже без приемов желаемые изменения состояния, например, для  повышения устойчивости к стрессу, реабилитации, мобилизации).

 

Методы проведения сессии

·         Презентации  «Сохраним  себя  для  себя»,  «Притча   «Ангел»»

·         Упражнения «Салфетки»,  «Ощущения»,  «Комплименты»,  «Скульптура  телесного  состояния»,  «Энергия  звука»,  «Цвет»

·          Техника  «Каракули» Л.Лоуи

·         Игра  «Эпитафия»

·         Релаксация  «Старец  в  пещере»

 

Необходимые материалы и оборудование:салфетки,  ножницы,  маркеры,фломастеры,  цветные  мелки,  плакат  «Правила  тренинга», листы  ватмана,  форматов  А3, А4,  ручки  для  ведения  записей,  аудио  аппаратура,  музыка  для  релаксации,  плакат  с  названиями  эмоций,  пословицы  о  счастье,

 

Ожидаемые результаты

  • Участники тренинга получат практическую   информацию о  методах  и  способах  распределения  своей  психической  энергии.

 

  •  Участники тренинга научатся:

 

v  внимательно  относиться  к  своим  ощущениям;  осознавать, какую часть себя  человек  отдает   другому человеку;  осознавать бессмысленность ожиданий, которыми человек  заполняет  свои  контакты;

 

v  актуализировать  личностные ресурсы;

 

v  ассоциировать  свое  эмоциональное  состояние.

 

 

 

 

 

 

 

ХОД  ТРЕНИНГА

 

І. ВСТУПЛЕНИЕ

І.1. Цель и задачи тренинга,  психологический  настрой  группы/

(5 – 10  мин.)

І.1.1.  Вступительное  слово  тренеров

 

1 тренер

·         Здравствуйте,  уважаемые  коллеги!  Мы  рады  приветствовать  Вас  на  нашем  тренинге  «Позвольте  себе  быть  счастливыми».  В  этот  холодный  осенний  день наша  цель  предоставить  Вам  практическуюинформацию   о  методах  и  способах  распределения  своей  психической  энергии,  чтобы  …

2  тренер  (перебивает)

·        Подожди,  подожди!  Какие  неуютные    слова:  «холодный  осенний день»,  «практическая  информация»,  «методы  и  способы».  Ведь  мы  хотим,  чтобы  наши  гости  были  счастливыми  в  каждый  миг  своей  жизни?

1     тренер

·        Да.  А  для  этого  будем  обучатьсявнимательно  относиться  к  своим  ощущениям,  актуализировать   личностные  ресурсы,   ассоциировать  свое  эмоциональное  состояние.

2     тренер

·        А  мне  почему-то  вспомнились  слова:

«Унылая  пора,  очей  очарованье…»  Ведь  прав  был  классик:  хоть  за  окном  холодно,  слякотно  и  неуютно,   но  в  наших  сердцах  тепло  и  радость,  от  того,  что    мы  встречаем  гостей.

1 тренер

·        И   правда,   посмотрите,   каким    разнообразием      красок  очаровывает  нас  это  время  года.  Конечно  же  мы  хотим,  чтобы  таким  же  радужным  было  сегодня  Ваше  настроение.

2     тренер

·        А   теперь  пришло  время  познакомиться  нам  поближе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

І.2. ЗНАКОМСТВО ГРУППЫ

(10 – 15   мин.)

 

I.2.1.  Упражнение «Салфетки»

 Цель. Знакомство участников  группы, сплочение  группы.

§  На  столе   лежат  салфетки   разных  цветов .  Возьмите,  пожалуйста,  то количество  салфеток, которое   Вы  считаете   нужным для себя.

§  Из   одной    салфетки    вырежьте   или   прорвитепредмет,  который  символизирует  ваше   настроение  здесь  и  сейчас.

§  Пересчитайте     свои  оставшиеся    салфетки   и назовите   столькоВаших   увлечений  (интересов,  хобби), сколько салфеток  у Вас   в руках,  при  этом  называйте    свое  имя,  записывайте   его  на  листок  и  прикалывайте   к  лацкану  одежды.

 

Оказывается,  что  у   каждого    из  нас  есть  то,  что  позволяет  нам  отвлечься от   проблем  и  получить  удовольствие. Нам предстоит сегодня провести вместе некоторое время. Этот  круг, в котором мы сидим, является пространством нашей группы. В этом пространстве нет никого и ничего, кроме нас самих, кроме того, что мы принесли сюда в себе. Что-то делать с собой здесь мы можем только с помощью друг друга, через наше общение.

І.3. ВЫРАБОТКА ПРАВИЛ РАБОТЫ ГРУППЫ

(10 – 15  мин.)

1 тренер

   Чтобы оно было более эффективным мы будем использовать различные игры и упражнения, позволяющие лучше увидеть себя и других. Мы будем узнавать друг друга через те отношения, которые будут здесь складываться. Чтобы наше общение было эффективным, оно должно подчиняться некоторым правилам.  Их  мы  с  Вами  обговорим  и  примем.  Если  Вы  согласны  с  правилом,  хлопните  в  ладоши,  если  не  согласны,  значитхлопок  не  звучит.

 

 

 

I.3.1Правила    проведения  тренинга


1. «Здесь и сейчас» 
Мобильные   телефоны   отключить.  Оставить все не относящиеся к тренингу

вопросы за пределами аудитории, и ориентируйте их на то, что тренинг – это их

работа в формате «здесь и сейчас» - здесь у них есть возможность задать вопросы,

 попробовать.

 

2. «И  один  в  поле  воин»
Уважение кговорящему.


3. «Погоны сняты» 
На тренинге нет должностей, а также нет опыта – все равны и каждый имеет право на равное внимание тренера и участников.


4. «Время
-  деньги»
Учитесь ценить время! Обращаем внимание участников на соблюдение регламента: как в целом тренинга, так и времени, выделенного для каждого упражнения.


5. «Тайная  комната»
Вся высказанная информация, высказанная на тренинге в конфиденциальном формате должна остаться в аудитории.


6. «Правило послушника»
Каждый участник берет на себя обязательство выполнять ровно то, что просит тренер.


7.  «Обратная связь»

 «Нет критики, бывает обратная связь»


8. «Я – высказывания»
Участники добровольно отказываются от суждений общего типа, например «Обычно считается» или «Все говорят», и переходит на выражение именно своей точки зрения («Я считаю, что…», «Я в такой ситуации…»)

 

9. «Правило осени»
Следуя пословице «Цыплят по осени считают», предлагается  участникам

делать выводы орезультативности и интересности тренинга, подводить его

 итоги только в конце тренинга.

 

 

 

 

 

 

ІI.  ОСНОВНАЯ  ЧАСТЬ

ІI.1СПЛОЧЕНИЕ (20  – 25 мин.)

II.1.1   Техника «Каракули» (Л.Лоуи)   (10 мин.)

Цель.  Формирование  оптимальной внутригрупповой коммуникативной среды,  получение диагностической  информации о сложившимся внутригрупповом взаимодействии.

Описание техники

·         Ведущий кладет большой лист бумаги на стол, и просит участников выбрать один мелок (карандаш, фломастер). Два человека не могут использовать одинаковый цвет.

·         Ведущийпредлагает участникам быстро нарисовать на листе каракули – беспорядочные, непрерывные линии.

·         Дорисовывание происходит по очереди.

·         Ведущий следит за тем, чтобы каждый участник, рисуя в порядке очереди, вносил в рисунок лишь минимальные дополнения – тогда все поучаствуют в создании законченной композиции по несколько раз.

·         Путешествие рисунка из рук в руки продолжается до тех пор, пока каждый не решит, что ему больше нечего к нему дорисовывать.

Обсуждение рисунка

·         Что каждый из участников видит в рисунке. (Такое обсуждение может сказать очень многое об особенностях каждого участника и том, как люди взаимодействуют друг с другом).

Некоторые особенности рисунка, подлежащие наблюдению:

·         преобладание одного цвета,

·         сюжеты и образы, отражающие взаимоотношение участников в группе;

·         что привнёс каждый участник в рисунок и как его труд повлиял на ход и результат общей работы.

v  В заключении обсуждения участники могут сочинить какую-нибудь сюжетную коллективную историю по рисунку.

II.1.2.Упражнение   «Комплименты»'(10 – 15 мин.)

Цель. Повышение   самооценки  участников и актуализация   их личностных  ресурсов.

Описание   упражнения

·         Участники делятся на две подгруппы и образуют два круга, один в другом. Внутренний и внешний круги стоят лицом друг к другу.

Ведущий: Сейчас мы поблагодарим друг друга за интересно  выполненное  задание. Для этого в течение 10 секунд  те, кто стоит во внешнем круге, будут говорить комплименты  стоящему напротив них участнику из внутреннего круга.

·         Через 10 секунд  участники, стоящие во внутреннем круге, скажут комплименты стоящим напротив. Затем внешний круг передвинется по часовой стрелке на одного человека, и задание повторится уже с другими партнерами. Внешний круг будет двигаться до тех пор, пока первые пары не совпадут.

·         Обсуждение:            Что  понравилось  больше  —   делать  или  получать  комплименты?

 

ІI. 2ИЗБАВЛЕНИЕ  ОТ  СТЕРЕОТИПОВ 

(50 – 70  мин.)

ІI. 2.1.  Презентация  «Сохраним  себя  для  себя»  (5 мин.)

ІI. 2.2. Упражнение  «Скульптура  телесного  состояния» (15 – 20  мин. )

Цель. Устранение  патологических двигательных стереотипов,  улучшение  координации и ощущения собственного тела.

Описание   упражнения

·         Участники разбиваются на пары. Один из них – скульптор, другой – глина.

·         Пара  выбирает  себе  для  работы  2 эмоции. 

·         Скульптор должен придать глине форму (позу), выражающую  выбранную  эмоцию. "Глина" податлива, расслаблена, "принимает" форму, какую ей придает скульптор. Законченная скульптура застывает.

·         "Скульптор" и "глина" меняются местами.

·                    Эмоции  для  выбора


Ø  Интерес

Ø  Возбуждение

Ø  Радость

Ø  Удивление

Ø   Горе

Ø  Страдание

Ø   Гнев

 

Обсуждение

Ø  Ярость

Ø  Отвращение

Ø  Омерзение

Ø   Презрение

Ø  Страх            

Ø  Страсть 

Ø  Пренебрежение

 

Ø   Любознательность

Ø  Ужас

Ø   Стыд

Ø  Застенчивость

Ø   Вина

Ø  Раскаяние

 


·         Легко  ли  показать  эмоции?

·         Какие  эмоции  показать  проще?

ІI. 2.3. Упражнение  «Энергия  звука»  (5мин)


Описание   упражнения

·         Пропеть пословицы таким образом: первый участник начинает низким голосом одно слово из пословицы, каждый последующий повышает голос на пол тона. Затем - наоборот.

Ø  От счастья не бегут, счастье догоняют.

Ø  Не родись красивым, а родись счастливым. 

Ø  За счастьем человек бежит, а оно у его ног лежит.

Ø  Всякому свое счастье - в чужое не заедешь

Ø  Кто за счастье борется, к тому оно и клонится.

Обсуждение

·         Удалось  ли  прочувствовать  энергию  звука?

·          Почему?

 

ІI. 2.3. Игра «Эпитафия»  (25 – 40 мин.)

Цель.  Повысить у игроков готов­ность осознанно выстраивать свои жизненные и профессиональные перспективы, выделяя и логически связывая основные (ключевые) события собственной жизни.

 

Описание   игры

·         Методика рассчитана на работу в круге. Количество уча­стников — от 8—10 до 15—20.

·         Участники рассаживаются в круг и ведущий "загадоч­ным голосом” рассказывает такую примерно притчу: "Го­ворят, где-то на Кавказе есть старое кладбище, где на могильных плитах можно встретить при мерно такие надпи­си: " Сулейман Бабашидзе. Родился в 18 20 году, у мер в 1858 году. Прожил 3 года...", или "Нугзар Гаприндашвили. Ро­дился в 1840 году, умер в 1865 году. Прожил 120 лет..." Далее ведущий может спросить у группы: "Что на Кавказе считать не умеют? Может со смыслом делались эти припи­ски на могильных плитах'? А с каким смыслом?". Смысл приписок в том, что таким образом односельчане оценивали насыщенность, и общую ценность жизни данного челове­ка". (Данный пример в несколько видоизмененном виде взят из книги Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. - Киев: Наукова думка, 1984. - 208 с., где авторы разводят время паспортное (физическое) и время психологическое, наполненное тем или иным смыслом. Авторами развивается также идея "событийного подхода" в планировании и оцени жизненных и профессиональных перспектив.)

 

·         Общая инструкция: "Сейчас мы совместными усили­ями составим рассказ о некотором человека, который в на­ше время (например, в 1995 году) закончил школу и стал жить дальше, прожив ровно до 75 лет. Каждый должен будет по очереди назвать важное событие в жизни данного чело­века — из этих-то событий и сложится его жизнь. Обращаю особое внимание на то, что события могут быть внешними (поступил туда-то, поработал там-то, сделал то-то...— по типу "комсомольско-молодежной биографии"), а могут быть и внутренними, связанными с глубокими размышле­ниями и переживаниями (например, некоторые люди стали великими, почти не выходя из своего дома...). Желательно предлагать события, соответствующие реальности (без всяких встреч с инопланетянами и прочими "веселыми ребя­тами-суперменами"...).

 

·         В конце игры каждый попробует оценить, насколько удалась жизнь главного героя, насколь­ко она оказалось интересной и ценной: каждый как бы сде­лает приписку на могильной плите нашего главного героя, сколько же лет он прожил не по паспорту, а по-настоящему...).

 

·         Ведущий называет первое событие, например, "наш герои окончил среднюю школу с двумя тройками”. Далее, остальные игроки по очереди называют свои события. Ведущий должен проследить за тем, чтобы никто не подска­зывал и не мешал очередному участнику. Если участников игры мало (всего 6-8 человек), целесообразно пройтись по второму кругу, т.е. дать каждому участнику возмож­ность назвать и по второму событию.

 

·          Когда последний игрок называет свое событие, пред­полагается, что главный игрок умирает в 75 лет, согласно условию игры.

 

·         Ведущий предлагает всем немного  подумать и по оче­реди, и пока без каких-либо комментариев, просто сказать, сколько лет можно было бы приписать на могильной плите героя...

·         Все по очереди называют свои варианты (лет, прожи­тых не напрасно...).

 

·          Далее ведущий предлагает прокомментировать на­званные годы тем игрокам, которые назвали наибольшее и наименьшее количество лет для главного герои. (Здесь возможна небольшая дискуссия, в которой ведущему совсем не обязательно высказывать смою точку зрения (или хотя бы подождать с этим, дав возможность высказаться остальным участникам).

 

·          Завершить игру можно напоминанием о том, что со­бытия бывают внешние и внутренние (нередко игра получа­ется неинтересной как раз потому, что называются в основном внешние события, и жизнь оказывается похожей на биографию для отдела кадров...). Ведущий предлагает каждому по очереди назвать какое-нибудь действительно интересное и достойное событие, которое могло бы украсить любую жизнь.

 

·         Немного   подумав, участники игры по очереди назы­вают такие события. Задача ведущего — не столько крити­ковать (а многие по-прежнему называют внешние события), сколько хвалить игроков, поощряя их вообще размышлять об этом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ІII.  ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ   ЧАСТЬ

                                                         ІII. 1   САМОРЕГУЛЯЦИЯ   (30  – 45 мин.)

 

 ІII. 1.1  Притча  -  презентация  «Ангел»   (10 мин.)

·         Два ангела-путника остановились на ночлег в доме богатой семьи.

Семья была негостеприимна и не захотела оставить ангелов в гостиной.

Вместо того они были уложены на ночлег в холодном подвале.

Когда они расстилали постель, старший ангел увидел дыру в стене и заделал её.

 Когда младший ангел увидел  это, то спросил, почему. Старший ответил:  -

Вещи не такие, какими кажутся.

·         На следующую ночь они пришли на ночлег в дом очень бедного, но гостеприимного человека и его жены. Супруги разделили с ангелами   немного еды, которая у них была, и сказали, чтобы ангелы спали  в  их  постелях,  где  они  могут  хорошо  выспаться.

·         Утром после пробуждения ангелы нашли  хозяина и  его жену плачущими.

 Их единственная корова, чьё молоко было единственным  доходом семьи,

лежала мертвая в хлеве. Младший ангел спросил старшего:  - Как это

 могло случиться? Первый мужчина имел все, а ты ему помог. Другая семья

 имела очень мало, но была готова поделиться всем, а ты позволил, чтобы 

 у них умерла единственная корова.      Почему?

·         Вещи не такие, какими кажутся, ответил старший ангел.

 Когда мы были в  подвале, я понял, что в дыре в стене был клад с

золотом.

 Его хозяин был груб и не хотел сделать добро, я отремонтировал стену,чтобы клад не был найден. Когда на следующую ночь мы спали в постели  хозяина, пришел ангел смерти за  его женой. Я отдал ему корову.

·         Мы  никогда не знаем все. И даже если имеешь веру, тебе надо еще внушить доверие,  что все, что приходит есть в твою пользу. А это поймешь со временем.

·         Некоторые люди приходят в нашу жизнь и быстро уходят,

Некоторые становятся нашими друзьями и остаются на минуту. Это оставляет   в  наших сердцах прекрасные следы, а мы никогда не останемся одинаковыми, потому что наши  хорошие друзья нас меняют.

·         Вчера - это история. Завтра - это тайна. Сегодня, Настоящее,  —   это дар.

 Жизнь есть волшебство и вкус каждого момента неповторим!

 

Диалог  тренеров


ЦВЕТА ЧУВСТВ

1.      Имеют ли чувства какой-нибудь цвет,

Когда они в душах кипят и зреют?

Не знаю, смешно это или нет,

Но часто мне кажется, что имеют.

 

2.      Когда засмеются в душе подчас

Трели, по-вешнему соловьиные,

От дружеской встречи, улыбок, фраз,

То чувства, наверно, пылают в нас

Небесного цвета: синие-синие.

 

1.      А если вдруг ревность сощурит взгляд

Иль гнев опалит грозовым рассветом,

То чувства, наверное, в нас горят

Цветом пожара - багряным цветом.

 

2.      Когда ж захлестнет тебя вдруг тоска,

Да так, что вздохнуть невозможно даже,

Тоска эта будет, как дым, горька,

А цветом темная, словно сажа.

 

1.      Если же сердце хмельным-хмельно,

Счастье, какое ж оно, какое?

Мне кажется, счастье как луч. Оно

Жаркое, солнечно-золотое!

 

2.      Назвать даже попросту не берусь

Все их - от ласки до горьких встрясок.

Наверное, сколько на свете чувств,

Столько цветов на земле и красок.

 


 

ІII. 1.2  Упражнение   «Ощущения»  (10 – 15 мин.)
Цель: научиться внимательно, относиться к своим ощущениям.
Описание   упражнения

Слово  тренера

·         Это упражнение можно использовать в разных ситуациях: в метро, в поликлинике, в автобусе, при отходе ко сну, в любое свободное время.
Для осознания своих ощущений необходимо отложить все свои дела и попытаться понять, что Вы чувствуете в данный момент.

·         Закройте глаза и ощутите свое тело.

·         Ответьте на следующие вопросы: Вы напряжены или сидите совершенно удобно?

·          Какова температура в комнате?

·         Ваши руки и ноги теплы?

·          Что Вы слышите?

·          Ощущаете ли какие либо запахи?

·         Что чувствуете под пальцами рук?

·          Постарайтесь использовать все Ваши чувства. Опишите свое настроение, как можно точнее.

·         Вообразите смешение различных видов восприятия. Например, попробуйте представить себе способность ощущать вкус звуков, слышать цвета, обонять ощущения.

§  Чем пахнет слово «участвовать»?

§   Каково на ощупь число «семь»?

§  Какой вкус у голубого цвета?

§  Как выглядит идея свободы?

§  Какая форма у вторника?

§  Каков вкус радости?

§  Какого цвета печаль?

§  Какого цвета хорошее настроение?


 

 

 

 

 

 

 

 

ІII. 1.3Релаксация "Старец в пещере" (15-20 мин.)
    
... Вы замечаете, какой свежестью веет с моря , и чайку, кружащуюся высоко в небе... Воздух наполнен необычайным ароматом простора и свободы... И вы видите, что перед вами пещера. Вы входите в нее. Гулко раздаются шаги в пустой пещере... Вы оглядываетесь... Вокруг никого, вы один... Посредине пещеры вы видите небольшой, теплый, уютный очаг костра... И может вам захотелось присесть к нему и погреться около него и подумать о чем- то своем... Ивы чувствуете, что вы не один и вам от этого хорошо... Возле вас кто- то, кто понимает вас, защищает вас... Прохладный воздух струится вокруг вас... и вы чувствуете незримое пока еще чье- то присутствие... Вы начинаете вглядываться в темноту, чтобы понять - кто рядом с вами... Вы хотите увидеть и услышать его.. Вы замечаете, что чья- то тень мелькнула у входа и пещеру... Вы вглядываетесь в темноту другой стороны пещеры и замечаете Старца… Он внимательно смотрит на вас, спокойно и мудро... И вы смотрите друг другу в глаза, и у вас начинается разговор... Вы понимаете, что сейчас у вас есть возможность получить ответ на самый важный и сокровенный вопрос в вашей жизни... Задайте сейчас Старцу вопрос, на который вы хотели бы получить ответ... и выслушайте, что он скажет... Вы слышите, что Старей разрешает вам задать еще один вопрос... И снова на него прозвучит ответ... Услышьте его... А теперь, посидите, подумайте и сформулируйте свой последний вопрос, который вы зададите Старцу...
     Когда ответы на все вопросы получены, вы можете поблагодарить Старца за его мудрость, теплоту, защиту, а может за что-нибудь еще... Попрощайтесь с ним и отпустите его... Его присутствие, его тепло, его мудрость вы теперь будете ощущать в себе всегда...
     Выйдите из пещеры, ощутите, как теплый ветер ласкает ваше тело, гладит по лицу своим легким крылом и солнце ласково обволакивает вас. Вы можете пройти по берегу и войти в море... Вы можете ощутить, как его живительные силы вливаются в вас, и ветер дает вам уверенность и волны смывают все разочарования и обиды, и придают вам легкость... И солнце отдает вам частичку жизненных сил и заряд неистощимой энергии и тепла... Вода очищает вас от всего наносного и чуждого вам, вашей личности, вашей сути... Ощутите радость свободы, легкости и силы, с которой море подхватывает вас и качает на своих волнах...
     И пусть, когда через минуту вы откроете глаза и снова окажитесь в нашей комнате, это ощущение покоя, радости, свободы, уверенности, силы останется с вами. И вы будете ощущать в себе все, что получили, ощущая свободу, легкость и свежесть...
     Когда вы будете готовы, можете открыть глаза.


 

 





ІII.2   Обратная  связь   (10  – 15 мин.)


ІII.2.1.  Упражнение  «Цвет»  (5 – 7 мин.)


Цель.  Развитие  умения ассоциировать свое эмоциональное состояние с цветом.

Описание   упражнения

 

·         Участники группы сидят по кругу.

·          Инструкция: «Каждый из нас, подумав некоторое время, скажет, какого он (или она) сейчас цвета. При этом речь идет не о цвете Вашей одежды, а об отражении в цвете вашего состояния.

·         Дается некоторое время на обдумывание задания, после чего каждый из участников говорит всем, какого он сейчас цвета.

 

ІII.2.2.  .  Упражнение  «Радуга  настроений»  (5 – 8 мин.)

Цель.  Развитие  умения ассоциировать свое эмоциональное состояние с цветом,  формирование 

умения  возвращения   энергии и обретения устойчивости.

 

Описание   упражнения

·         Выберите  кружок  того  цвета,  с  которым  Вы   ассоциируете  Ваше  состояние  и  наклейте  на  Радугу настроений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Литература

 

1.      Н.В. Самоукина. Практический психолог в школе:лекции, консультирование, тренинги.- М.:Изд-во Института Психотерапии, 2003.- 244с.

 

2.      Р.В. Овчарова. Практическая психология образования: Учебное пособие для студ. психол .фак. университетов.- М.: издательскийцентор «Академия», 2005.- 448 с.

 

 

3.      Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы: Психопрофилактика эмоционального напряжения.- СПб.:КАРО, 2003.- 208 с.

 

4.      Электронные  ресурсы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

1  Правила    проведения  тренинга


 1. «Здесь и сейчас» 
Мобильные   телефоны   отключить.  Оставить все не относящиеся к тренингу

вопросы за пределами аудитории, и ориентируйте их на то, что тренинг – это их

работа в формате «здесь и сейчас» - здесь у них есть возможность задать вопросы,

 попробовать.

 

2. «И  один   в  поле  воин»
Уважение к  говорящему.  


3.  «Погоны сняты» 
На тренинге нет должностей, а также нет опыта  – все равны и каждый имеет право на равное внимание тренера и участников.


4. «Время  деньги»
Учитесь ценить время! Обращаем внимание участников на соблюдение регламента: как в целом тренинга, так и времени, выделенного для каждого упражнения.


5. «Тайная  комната»
Вся  высказанная информация, высказанная на тренинге в конфиденциальном формате должна остаться в аудитории.


6. «Правило послушника»
Каждый участник берет на себя обязательство выполнять ровно то, что просит тренер.


7.  «Обратная связь»

 «Нет критики, бывает обратная связь»


8. «Я – высказывания»
Участники добровольно отказываются от суждений общего типа, например «Обычно считается» или «Все говорят», и переходит на выражение именно своей точки зрения («Я считаю, что…», «Я в такой ситуации…»)

 

9. «Правило осени»
        Следуя пословице «Цыплят по осени считают», предлагается  участникам

делать выводы о результативности и интересности тренинга, подводить его

 итоги только в конце тренинга.

 

 

 

Приложение 2

 

Информация  для  тренера

К  игре  «Эпитафия»

 

Ø  По опыту проведения данной игры, типичный сценарий жизни примерно такой (для девушек): после школы поступает в институт (часто в экономический или юридический); в институте знакомится с парнем, встречается" (иногда по­является ребенок); ссорится с парнем; знакомится с ино­странцем (реже с "новым русским”) и, почти всегда,— уезжает за границу (Европа—Америка); как ни удивитель­но, часто попрощается через некоторое время в Россию; далее очень просто — устраивается на работу, работает…; иногда — снова выходит замуж, создает семью; очень часто — появляются внуки; часто ближе к старости — пишет ме­муары; умирает обычно в окружении любящих детей и вну­ков.

 

Ø  Для молодых людей (парней) жизненный сценарии примерно такого же плана, только чаще едут не за границу, а в Сибирь или на Дальний Восток, а потом "открывают свое дело” и зарабатывают огромные деньги ("состояния”) Иног­да случается, что главный герои получает богатое наслед­ство, но часто его "проматывает”. Нередко на каком-то этапе (ближе к зрелому возрасту) спиваются, ссорятся с сыном, но потом обычно мирятся и также умирают в окру­жении любящих родственников...

 

Ø  Таким образом, можно предположить, что даже в коллективном рассказе часто проецируются (проявляются) реальные проблемы, присут­ствующие в типичных отношениях подростков с родителя­ми и сверстниками. И хотя игра служит не столько для проекции и рефлексии этих отношений, но совсем не учи­тывать (недооценивать) этого при ее проведении не следует.

 

Ø  Особую осторожность надо проявлять при проведении данной игры со взрослыми людьми, ведь у них проекция собственных проблем и собственной жизни может оказаться еще более выраженной, чем даже у подростков.

 

Ø  Особый такт надо проявлять при оценке качеств жизни главных героев (при назывании психологического времени, характеризую­щего насыщенность и общую ценность смоделированной в игре жизни). Иногда ведущему следует даже немного   подыграть участникам, самому, назвав больше психологиче­ских лет для главного героя, чем он того заслуживает. Если у подростков основная жизнь впереди и что-то еще можно изменить, то у многих взрослых игроков часть жизни уже прожита и не каждому приятно осознать, что немала я часть жизни прошла банально и неинтересно (человек так и не сумел найти для себя особый смысл своего существования, он просто жил как все, жил, как бы являясь "чьей-то тенью").

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Позвольте себе быть счастливым"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Директор дома творчества

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цель  тренинга

·    Предоставление  участникам тренинга практической  информации о  методах  и  способах  распределения  своей  психической  энергии.

Задачи  тренинга

·         Формирование  умения внимательно  относиться  к  своим  ощущениям;  умения  осознать, какую часть себя  человек  отдает   другому человеку;  умения  осознать бессмысленность ожиданий, которыми человек  заполняет  свои  контакты.

·         Формирование  умения  возвращения  энергии и обретения устойчивости.

·         Развитие  навыка  повышения  самооценки    участников

·          Актуализация   личностных ресурсов  участников.

·         Развитие  умения  ассоциировать  свое  эмоциональное  состояние.

·         Развитие  навыка  обретения   радости  жизни и устойчивости.

·         Способствовать  оптимизации межличностного и внутригруппового общения, групповой сплоченности, развитию и совершенствованию коммуникативных навыков, располагать                                                                                                                                                                                                                  к проявлению взаимной эмоциональной поддержки.

·         Диагностировать  направленность и способствовать исследованию человеком собственных чувств и переживаний, а также снятию мышечных, эмоциональных напряжений, расслаблению.

·         Способствовать  развитию  творческого потенциала личности, его раскрепощению  и тем самым способствовать   личностному росту человека, повышению его уверенности в собственных возможностях.

·         Проверить  себя на "зажатость"

·          Тестировать   "зажатость" у других

·          Определять  у себя (и других) степень внушаемости

·          Снимать  у себя (и у других) стресс

·         Включать  у себя (и у других) психическую релаксацию для реабилитации и реализации желаемых волевых установок   

 

·         Обучаться (или обучать других) навыкам саморегуляции  (способности получать в нужный для себя момент уже без приемов желаемые изменения состояния, например, для  повышения устойчивости к стрессу, реабилитации, мобилизации).

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 291 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 376
    • DOCX 80 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Кедрич Марина Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Кедрич Марина Николаевна
    Кедрич Марина Николаевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 21686
    • Всего материалов: 11

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Инновации в патопсихологии детского возраста

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 134 человека

Курс повышения квалификации

Теоретические основы клинической психологии

36/72 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 44 человека

Курс повышения квалификации

Психодинамический подход в консультировании

72 ч. — 180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 151 человек

Мини-курс

Продвинутые техники нарративного подхода в психологии

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 16 регионов

Мини-курс

Управление рисками и финансовое моделирование

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Технологии и анализ в медиакоммуникациях

7 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе