Главная / История / Познавательная игра, посвященная Дню защитника Отечества

Познавательная игра, посвященная Дню защитника Отечества

Русский солдат умом и силой богат

(Познавательная игра, посвященная Дню защитника Отечества)

Цель:

  • Формирование представлений о воинском долге и верности Отечеству;

  • Эмоциональное стимулирование патриотических чувств учащихся через приобщении к воинским традициям;

  • Развитие у учащихся умение аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Оборудование:

  • Ватман с перечнем дней воинской славы России.

  • Плакат с эпиграфом:

«О Россы! Нет вам, нет примеру,

И смерть сама вам лавр дает..»

Г. Державин «На взятие Измаила».

  • Красочно оформленные листы с рисунками и названием тем игры.

  • В зале расположен стол для жюри, стол для ведущего, столы для команд. На столах у команд цифры с номерами команд.

  • Жетоны за правильный ответ.

Условия игры:

  • Победит команда набравшая большое количество жетонов.

Ход игры:

  1. Организационный момент:

  2. Начало игры:


Ведущий 1:

Мы с вами собрались на игру, посвященную Дню защитника Отечества. Сегодня мы вспомним тех, кто защищал нашу Родину от кочевников, шведов, немцев в годы воин и нашествий.

В одной древней легенде чужеземный князь завещал своим сыновьям: «И я детям и внукам наказываю – не ходите войной на Великую Русь, она век стоит не шатается и века простоит не шелохнется»

Древнейшие наши былины, легенды, летописи хранят память о тех, кто стоял на защите родной земли.

« Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно;

Не уважать оной есть постыдное малодушие. Это слова А.С. Пушкина. Так давайте и мы вспомним о днях былых.

Лист истории № 1 «ДАТЫ»

Ведущий 2:

Победа русского оружия над врагами Отечества всегда отмечались в России, чтобы сохранить в памяти поколений ратные подвиги предков.

Возрождая эту традицию, 10 февраля 1995 года Государственная дума Российской Федерации приняла Закон «О днях воинской славы России», который был, 13 марта того же года подписал Президентом Российской Федерации.

Законом установлены 15 дней воинской славы России. Коротко вспомним о них. Итак задание для первого тура: вам предлагаются в календарном порядке события военной истории России. Выберите из предложенных вариантов правильное число и год, когда эти события произошли

ЯНВАРЬ

Снятие блокады города Ленинграда.

  • 13; 1945;

  • 27; 1942;

  • 2; 1944.


ФЕВРАЛЬ

Победа Красной Амии над кайзеровскими войсками Германии. День защитника Отечества.

  • 23; 1917;

  • 4; 1918;

  • 10; 1941.

Разгром советскими войсками немецко- фашистских войск в Сталинградской битве.

  • 2; 1942;

  • 21; 1943;

  • 15; 1941.

АПРЕЛЬ

Победа русских войск Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (ледовое побоище)

  • 3; 1242;

  • 18; 1422;

  • 10; 1942.

МАЙ

День Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

  • 1; 1943;

  • 5; 1945;

  • 9; 1946.


ИЮЛЬ

Победа русской армии под командованием Петра I над шведами в Полтавском сражении.

  • 6; 1809;

  • 10; 1709;

  • 11; 1909.

АВГУСТ

Первая в российской истории морская победа русского флота под командованием Петра I над шведами у мыса Гангут

  • 3; 1712;

  • 8; 1714;

  • 9; 1812.

Разгром советскими войсками немецко – фашистских войск на Курской дуге.

  • 14; 1943;

  • 23; 1945;

  • 31; 1942.

СЕНТЯБРЬ

Победа русских полков во главе с князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве.

  • 21; 1612;

  • 27; 1242;

  • 13; 1380.


Победа русской эскадры под командованием Ф.Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра.

  • 11; 1941;

  • 25; 1790;

  • 23; 1935.

День сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией на Бородинском поле.

  • 5; 1812;

  • 7; 1853;

  • 8; 1918;

НОЯБРЬ

Освобождение Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов.

  • 4; 1812;

  • 12; 1242;

  • 24; 1612.

ДЕКАБРЬ

Взятие турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием

А.В. Суворова.

  • 13; 1790;

  • 24; 1709;

  • 31; 1941.

Начало контрнаступления советских войск в битве под Москвой.

  • 6 ; 1941;

  • 10; 1943;

  • 5; 1944;


Лист истории № 2 «ПОЭЗИЯ»

Ведущий:

Определите, о каком событии идет речь в произведениях поэтов

В субботу, пятого апреля,

Сырой рассветною порой

Передовые рассмотрели

Идущих немцев темный строй…


Был первый натиск немцев

страшен.

В пехоту русскую углом

Двумя рядами конных башен

Они врубились напролом

К. Симонов. Ледовое побоище. 1242 г.

В этот памятный год

москвичи неспроста

Дали прозвище князю:

Иван Калита.

« Калита» - это значит мешок для монет,

И точнее для князя прозвание

нет!

И вот с этой поры

Хан за данью баскаков не слал на места –

Посылал своих дьяков Иван Калита.

И везли все добро не татарам, не в стан,

А в Москву, прямо в Кремль, чтоб решил

князь Иван –

что татарам пойдет, что ему самому,

что в уплату пойдет тем, кто нужен ему…

так в Москву повели все дороги земли.

Враждовать с Калитой уж князья не могли.

Нынче спорить с Москвою князьям не с руки

Ведь чуть что – князь Иван собирает

полки,

чем тяжелее ярмо поднимает народ,

тем скорее, сильнее хозяйство растет.

Н. Кончаловская ( Первое упоминание о Москве. 1147г.)


Как мне о битве на Дону

Рассказ продолжить мой?

Читатель, я не обману,

Сказав о битве той,

Что не было еще такой.

И, хоть кого спроси, -

«Мамаево побоище»

Все знают на Руси!..

Стоял такой великий

стон,

Шел бой с такою кровью,

Что был в багрец окрашен

Дон до самого низовья…

А князя Дмитрия Донским

С тех пор прозвал народ,

И слава добрая за ним

До наших дней живет.

Н. Кончаловская (Куликовская битва 1380.)

В тургеневских охотничьих местах

Воронки, груды мертвого металла,

Здесь за день по двадцати атак

Отчаянная рота отбивала

А как бомбили нас! Не говори

Такого в Сталинграде не видали.

Всю ночь качались в небе фонари,

Кровавым светом, озаряли дали.

Е. Долматовский. Курская битва. (Курская битва 1943г)

Лист истории № 3 «ШИФРОВКА»

Ведущий:

Во время войны многие материалы шифруются, чтобы противник не мог догадаться, о чем или о ком идет речь. В армии служат специальные люди – шифровальщики. Сейчас вы получите шифровку и ключ к ней. Ваша задача – догадаться, как пользоваться ключом и расшифровать запись.

КЛЮЧ

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13


М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш

14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26


Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

27 28 29 30 31 32 33


ШИФРОВКА № 1


4 10 20 1 18 29 (Гитары)


Ведущий:

Из фронтового письма политрука В.Г. Клочкова жене. 1941год.

« Особенно, Нина, «гитары» наводят ужас на фашистов. «Гитары» - это такое мощное оружие, что ты и представить не можешь. Черт знает, что за русские изобретатели! Когда бьют «гитары», немцы рвут на себе волосы, а пленные немцы говорят: «Покажите вашу «гитару», а потом расстреливайте». На самом деле и мы близко наблюдали: где разрывались снаряды «гитары», все уничтожалось к черту, и мокрого места не оставалось».

«Гитары», «Катюши», БМ – 13 – это все об одном, о реактивной установке. Вначале эта установка была настолько засекречена, что ее называли «новое оружие».

Фашисты прилагали немало усилий, чтобы захватить или хотя бы сфотографировать «рус катуш», как они говорили, но это им долго не удавалось сделать.

ШИФРОВКА № 2

13 6 20 1 32 27 10 6 20 1 15 12 10 ( Летающие танки)

Ведущий:

«Черная смерть» - так называли фашисты Ил - 2. Их автор – конструктор Сергей Владимирович Илюшин. Ил – 2 – это бронированный штурмовик, все жизненные части у него забронированы. Даже в том случае, если снаряд пробивал топливный бак, самолет не горел, не терял горючее и возвращался на базу. Во время Великой Отечественной войны выпускалось более тысячи Ил – 2 в месяц.

ШИФРОВКА № 3

20 18 10 5 24 1 20 30 25 6 20 3 7 18 12 1 (Тридцатьчетверка)

Ведущий:

Танк Т – 34. этот танк прошел всю войну. Фашисты, начиная войну, даже не подозревали о существовании у русских танка Т – 34. первым главным конструктором Т – 34 был Михаил Ильич Кошкин. К работе над танком он приступил в 1937 году. Первое испытание танк прошел 5 марта 1940 года. За время Великой Отечественной войны выпущено 35 тысяч танков Т – 34. вес танка – 32 тонны.

Лист истории № 4 «ГЕРОИ»

Ведущий:

Города – герои, воины герои. Эта высшая степень отличия,

Присваивавшаяся Президиумом Верховного Совета СССР за героизм и мужество, проявленное в годы Великой Отечественной войны.

За мужество и отвагу на фронтах свыше 11 тысяч человек удостоены высшего почетного звания Героя Советского Союза

  1. В нашем районе этого почетного звания удостоено 3 воина. Назовите их.

  2. В приказе Верховного главнокомандующего от 1 мая 1945 года первыми городами – героями были названы … Назовите эти 4 города. (Ленинград, Сталинград, Севастополь, Одесса)

  3. В 1965 г. было присвоено звание героя укрепленному форпосту у западных границ России, находящемуся в 2 км. от города Бреста на правом берегу Буга. Этот форпост играл важную оборонительную роль в во время Первой мировой войны и прославился в годы Великой Отечественной войны. О чем идет речь ( О Брестской крепости)

  4. Через 40 лет после Великой Отечественной войны 1985 году еще двум городам было присвоено звание героя. Каким? ( Мурманску, Смоленску).

  5. А сколько сейчас городов героев в стране?

Лист истории № 5 «ПОЧЕМУ ТАК?..»

Ведущий: Откуда пошли обычаи делать так, а не иначе? Кто первым вел тот или иной обычай? Мы этого, как правило, не знаем. Но это очень интересно.

  1. Почему моряки носят брюки клеш? (Это ускоряет надевание и шнурование ботинок и защищает ботинки от брызг; расширенные брючины легче закатать вверх; тонущему моряку легче скинуть такие брюки)

  2. Петр I издал указ: «Нашивать на обшлаги солдатских и офицерских мундиров оловянные пуговицы». Зачем? ( Чтобы отучить их от дурной привычки вытирать нос рукавом).

  3. Почему на одежде мужчин пуговицы расположены справа , а на женской - слева ?

( В прежние времена у мужчин оружие располагалось слева)

  1. Император Павел I решил перестроить российскую армию на немецкий манер. В связи с этим он приказал солдатам… Что? ( Носить длинные косы, на виски наклеивать букли, пудрить мукой волосы)

Когда это же было приказано сделать Суворову, он сказал: «Пудра не порох, букли не пушки, коса не тесак, а я не немец, Ваше величество, а природный русак». За что был отправлен в ссылку в село Кончанское.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ БОЛЕЛЬЩИКАМ

(Пока команды думают над сложными вопросами. Ведущий предлагает болельщикам заработать для своей команды жетоны, ответив на вопросы)

  1. Вспомните слова на букву «П», которые имеют отношения к армии.

  2. назовите города – герои , которым это звание было присвоено в мирное время. (1965 – Москва, Киев, Брестская крепость; 1973 – Керчь, Новороссийск; 1974 – Минск; 1976 – Тула; 1985 – Мурманск, Смоленск.)

  3. Он всегда соблюдал правила истинно рыцарской чести – никогда не нападал врасплох. Это ему принадлежат слова: «Иду на вы» (то есть «начинаю сражение»). Кто он? (Князь Святослав)

  4. Вспомните самые популярные песни о войне.

ЛИТЕРАТУРА:

Горшкова, Л.В. «Гордиться славою своих предков.. должно»: Сценарий познавательной игры на тему русской военной истории. / Л.В. Горшкова – Читаем, учимся, играем, 2005., № 12. – С. 4-10.

Ершова, В. Непобедимая, родная армия: Литературно-музыкальная композиция к Дню защитника отечества / В. Ершова. – Сценарий и репертуар., 2008, № 2.- С.26-33.

Маленькие герои большой войны: Сценарий праздника, посвященного Дню Победы .- Сценарий и репертуар., 2007, № 6.- С.48-51.

Москвина, Л.Навеки -семнадцатилетние : (Литературно-музыкальная композиция ко Дню защитника Отечества) / Л. Москвина.- Воспитание школьников, 2008, № 10. – С.73-76.

Шаверская, О. «Нам дороги эти позабыть нельзя»: Публикация по вашей просьбе ко Дню Победы.- Воспитание школьников, 2002, № 2.- С.66-69.




Познавательная игра, посвященная Дню защитника Отечества
  • История
Описание:

 

Цель:

  • Формирование представлений о воинском долге и верности Отечеству;
  • Эмоциональное стимулирование патриотических чувств учащихся через приобщении к воинским традициям;
  • Развитие у учащихся умение аргументировано отстаивать свою точку зрения.
  • Познавательная игра рассчитана на учащихся 10-11 классов, проводится как внеклассное мероприятие по истории
  • Условия игры:
  • Победит команда набравшая большое количество жетонов.
  • в данной игре предполагатся провести 5 туров , кторые имеют различную направленость , есть тур, который предполагает знания дат, событий, фактов. Есть задания шифровки
Автор Березнева Оксана Константиновна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 505
Номер материала 50428
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓