Данная
программа написана на основе Государственного образовательного стандарта общего образования по предмету «История», а также в
соответствии с концепцией и психолого-педагогическими принципами развивающей
Образовательной системы «Школа 2100». В текст программы включен весь
обязательный минимум содержания образовательного стандарта.
В соответствии с формой Государственного образовательного стандарта и принципом
минимакса «Школы 2100» уровень предъявления в программе больше, чем уровень
требований, иными словами: даем возможность ученикам взять материал по
максимуму, а спрашиваем и контролируем по необходимому минимуму.
Кроме того, в тексте программы указаны наиболее важные научные и учебные
проблемы, обсуждение и поиск решения которых предлагается ученикам на каждом
уроке изучения нового материала в соответствии с принятой в Образовательной
системе «Школа 2100» технологией проблемно-диалогического обучения.
Цели
обучения, сформулированные как линии развития личности ученика средствами
предмета «История»
|
Соответствие
линий развития авторской программы целям Государственного образовательного
стандарта основного общего образования по истории
|
1-2. Овладение исторической картиной мира: умение объяснять современный мир, связывая исторические факты и
понятия в целостную картину.
|
•
освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной
истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности
• овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать
с различными источниками исторической информации
|
3. Формирование открытого исторического мышления: умение видеть развитие общественных процессов (определять
причины и прогнозировать следствия).
|
• освоение
знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их
взаимосвязи и хронологической последовательности
• овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать
с различными источниками исторической информации
|
4. Нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную
человечеством систему нравственных ценностей.
|
•
формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически
сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
|
5. Гражданско-патриотическое самоопределение личности: умение, опираясь на опыт предков, определить свою
мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми,
кто сделал такой же или другой выбор.
|
•
формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически
сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
• воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к
правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
• применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах
социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтническом и
многоконфессиональном обществе, участие в межкультурном взаимодействии, для
толерантного отношения к представителям других народов и стран.
|
Отличительной особенностью программы является ее интегративность, объединение
курсов всеобщей и отечественной истории при сохранении их самостоятельности и
самоценности.
Цель изучения всеобщей истории – это формирование общей картины
исторического развития человечества, получение учениками представлений об
общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях. При этом, учитывая небольшой
объем времени, выделяемый на всеобщую историю, необходимо опускать многие
второстепенные детали и делать акцент на определяющих явлениях, помогающих, в
первую очередь понять и объяснять современный мир.
Цель преподавания отечественной истории – детальное и подробное изучение
истории родной страны, глубокое понимание ее противоречивых процессов,
различных точек зрения и трактовок. Соответственно изучение зарубежной истории,
помогает нам понять место России в общем потоке истории человечества, увидеть
наши особенности и то, что нас сближает с другими.
Второй отличительной особенностью структуры программы является ее
деление не только на темы, но и на модули – группы тем, связанных
дидактическим единством и системой изучения материала: определение целей в
начале модуля, обобщение и контроль – в конце.
7-й класс
РОССИЙСКАЯ И ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (70 ч)
Цели обучения: развивать умения по применению исторических знаний в жизни.
1-я и 2-я линии развития. Объяснять разнообразие современного мира,
связывая в целостную картину различные факты и понятия ранней Новой истории:
зарождения западной цивилизации, формирование многонационального Российского
государства и другие явления в истории нашей страны и человечества в целом.
3-я линия развития. Рассматривать в развитии процессы разрушения
аграрного общества и формирование общества Нового времени на Западе, в России и
на Востоке, выделять истоки современных общественных явлений, ценностей,
которые зародились в раннее Новое время.
4-я линия развития. Делать нравственный выбор (и объяснять его) в
ситуациях значительных общественных перемен, смены традиций и системы
ценностей, которые были характерны для мировой и российской истории в эпоху
раннего Нового времени.
5-я линия развития. Делать мировоззренческий и гражданско-патриотический
выбор (подтверждать его аргументами и фактами) в ситуациях значительных
общественных перемен, смены традиций и системы ценностей, которые были
характерны для мировой и российской истории в эпоху раннего Нового времени. В
дискуссии с теми, кто придерживается иных оценок, обосновывать свою позицию
аргументами и фактами, сравнивать свою позицию и иную, учиться договариваться с
людьми иных позиций.
Содержание
Подчеркивание – фразы из обязательного
минимума Госстандарта.
Прямой шрифт –
обязательная для контроля часть программы.
Курсив –
обязательно для изучения, но не для контроля.
Модуль 1. Всеобщая история: Рождение Западной цивилизации (конец XV –
начало XVII века)
Вводная тема. Рубеж Средневековья и Нового времени. (2 ч.)
С чего началось Новое время? Понятие аграрного общества и признаков его
разрушения. Раннее и позднее Новое время.
Европа на пороге Нового времени: особенности средневековой католической
цивилизации (роль католической церкви, рост городов и торговли, развитие науки
и образования и т.д.); европейские страны между раздробленностью и
централизацией, империя Карла V Габсбурга и угроза со стороны Османской
империи.
Тема 1. Начало Нового времени в Европе. Конец XV – начало XVII века (6
ч.)
Великие географические открытия: их причины, основные события и герои
(Колумб – 1492 г., Васко да Гама – 1498
г., Магеллан – 1519–1522 гг.), последствия (крах средневековой картины
мира, начало создания мирового рынка).
Начало колониальных захватов: причины, основные события (конкистадор
Кортес – 1519 г.) и последствия (образование колоний и колониальных империй). Судьба
американских индейцев и других жителей захваченных европейцами территорий.
Эпоха Возрождения: основные черты, деятели (Леонардо да Винчи, Рафаэль,
Шекспир), достижения (новые темы и идеи искусства Нового времени, его культурное
наследие). Смена средневекового аскетизма идеями гуманизма.
Реформация: причины, основные события и лидеры: 1517
г. – М. Лютер (основные идеи и судьба), Ж. Кальвин (основные
идеи и судьба). Крестьянская война в Германии и королевская реформация.
Образование протестантских церквей: лютеранской, кальвинистской, англиканской и
их основные отличия от католицизма.
Контрреформация: причины, роль Тридентского собора. Значение И.
Лойолы (особенности судьбы и личности) и ордена иезуитов. Начало
религиозных войн и изменение политической карты Европы: борьба
протестантских и католических стран.
Начало процесса разрушения аграрного общества в Европе XVI–XVII веков и
перерождение средневековой католической цивилизации в Западную цивилизацию
Нового времени. Зарождение капиталистических отношений между новыми
классами: капиталистами (буржуазией, предпринимателями) и наемными рабочими,
развитие торговли, мануфактурной промышленности. Технический прогресс в
Новое время. Начало создания научной картины мира (Коперник, Галилей
и др.). Влияние перемен на искусство (стиль барокко) – культурное наследие
Нового времени.
Тема 2. Страны Западной цивилизации. Конец XVI – начало XVIII века. (6
ч.)
Испанский абсолютизм и Нидерландская буржуазная революция (конец
XVI века): причины (развитие капиталистических отношений), основные события
и результаты. Ускорение процесса разрушения аграрного общества в Нидерландах.
Утверждение абсолютизма в Англии: роль Елизаветы I, победа над
испанским флотом в 1588 г., абсолютный монарх и парламент, Карл I.
Английская буржуазная революция: причины (развитие капиталистических
отношений), основные события и лидеры (1640
г., 1649 г., гражданская война и Кромвель, 1688
г.), итоги (создание парламентской монархии). Ускорение процесса разрушения
аграрного общества в Англии (Великобритании).
Утверждение абсолютизма во Франции (Людовик XIV). Развитие других
европейских стран (Германия, Италия, Речь Посполитая). Разные темпы
разрушения аграрного общества.
Международные отношения в Новое время: борьба великих европейских держав
за господство, Тридцатилетняя война (1618–1648): причины и значение.
Обобщение и контроль по модулю 1 (2 ч.).
Модуль 2. Всеобщая история: Новые времена Востока и Запада (XVI–XVIII
века)
Тема 3. Новые времена за пределами Европы. XVI–XVIII века (4 ч.)
Международные отношения в Новое время: рост колониальных империй и
борьба между ними. Освоение европейцами Америки (различие северных и южных,
рабовладельческих колоний). Проникновение европейцев в страны Востока,
знакомство с культурным наследием и традициями исламской, индийской и
дальневосточной цивилизаций. Первые попытки европеизации в Османской империи
и в Иране. Империя Великих Моголов и Индии, ее крушение и начало завоевания
Индии англичанами (1757 г.). Маньчжурская империя Цин в Китае и закрытие от
европейцев Китая и Японии.
Тема 4. Запад в эпоху Просвещения. XVIII век. (7 ч.)
Эпоха Просвещения: основные идеи (рациональность, естественные права,
общественный договор, вера в прогресс), основные идеологи (Вольтер и другие),
Энциклопедия. Формирование основ научной картины мира: открытия Ньютона
и других ученых. Культурное наследие эпохи Просвещения: стиль
классицизм в архитектуре и искусстве.
Реформы «просвещенного абсолютизма» в европейских странах: цели и результаты. Борьба
великих держав за господство в Европе, разделы Речи Посполитой.
Начало перехода от аграрного к индустриальному обществу в Англии: начало
промышленного переворота (паровая машина Уатта – 1784
г., прялка Дженни – 1765 г., как показатели технического прогресса,
замена мануфактур на фабрики). Социальные последствия промышленного
переворота: противоречия капиталистов и рабочих, рост образования, политической
активности.
Война за независимость (1775–1783) и образование США: причины,
основные события и лидеры (1776
г., Дж.Вашингтон), последствия – установление республики (Конституция США).
Великая французская революция: причины и начало (1789
г., созыв Генеральных штатов и их судьба, взятие Бастилии, «Декларация прав
человека и гражданина»). Основные этапы и рубежи революции: свержение монархии
(1792 г.), якобинская диктатура (1793–1794 гг., Робеспьер, террор и реформы), термидорианский
переворот. Революционные войны: от защиты революции к ее экспорту.
Установление диктатуры Наполеона Бонапарта (черты личности). Итоги и
мировое значение революционных преобразований.
Обобщение и контроль по модулю 2 (2 ч.).
Модуль 3. Российская история: Московское царство в XVI–XVII веках.
Вводная тема. Северная Евразия к середине XVI в. (1 ч.)
Как Россия стала евроазийской державой? Народы и государства на территории
нашей страны к рубежу XV–XVI веков (уровень социально-экономического развития,
государственность, культурно-цивилизационные связи). Завершение объединения
русских земель в Российское государство, его многонациональный характер.
Тема 1. Россия в 1533–1618 гг. (11 ч.)
Россия в XVI веке – вопрос о сохранении аграрного общества и зарождении
признаков Нового времени. Основы хозяйства (вотчины, поместья, оброки, барщина,
Юрьев день, развитие ремесел и торговли). Слои населения (бояре,
дворяне, духовенство, посадские люди, крестьяне, казачество).
Становление органов власти и государственных порядков Российского
государства (власть государя, Боярская дума, развитие приказов,
местничество, государево тягло, роль православной церкви). Вопрос о
преемственности традиций Запада и Востока и идея исключительности («Москва –
Третий Рим»). Государственная символика России (герб, Московский Кремль).
Правление Ивана IV (1533–1584) и черты его личности. Венчание на царство
в 1547 году. «Избранная рада». Реформы середины XVI века:
Судебник 1550 года, организация приказной системы, начало созыва Земских
соборов, Стоглавый церковный собор, организация стрелецкого войска.
Присоединение Казанского ханства (1552
г.) и Астраханского ханства (1554–1556 гг.): цель и значение для России
и народов Поволжья. Успешное начало Ливонской войны (1558–1583 гг.): цели и
результаты.
Формирование самобытной культуры Российского государства (шатровый
стиль, книжная культура, бытовые правила и «Домострой»). Иван Федоров и
начало книгопечатания (1564 г. – «Апостол»).
Опричнина (1565–1572 гг.): цели, методы, результаты. Вопрос о пределах царской
власти.
Окончание Ливонской войны и ее итоги. Разорение страны. Поход Ермака
(1581–1582 гг.) и присоединение Западной Сибири: цели, значение для
России и сибирских народов. Пресечение династии московских Рюриковичей.
Избрание на царство Бориса Годунова и его политика. Социально-экономические
трудности и движение к крепостному праву.
Смута начала XVII века: причины, участники, основные вехи (1604
г., 1610 г., 1612 г.). Самозванцы (Лжедмитрий I). Внешняя экспансия
Польши и Швеции (1609–1618 гг.): цели и результаты. Объединение разнородных сил
для спасения страны. Ополчение К. Минина и Д.М. Пожарского. Освобождение
Москвы. Земский собор 1613 года и избрание династии Романовых.
Тема 2. Россия в 1618–1689 гг. (5 ч.)
Ликвидация последствий Смуты (восстановление хозяйства, государственного
управления, международного положения). Развитие торговых связей (ярмарки
и другие признаки формирования всероссийского рынка). Мануфактуры. Активизация
связей с Западной Европой. Вопрос об отставании России от Запада.
Правление первых Романовых – Михаила Федоровича (1613–1645 гг.) и
Алексея Михайловича (1645–1676 гг.) – от сословно-представительной монархии к
самодержавию (прекращение созыва Земских соборов, рост значения приказов,
ростки регулярной армии). Соборное уложение 1649
г.: цели, выработка, значение, юридическое оформление крепостного права.
Народные движения второй половины XVII века: причины и последствия
Соляного бунта 1648 г., Медного бунта 1662
г.
Внешняя политика России в XVII в.: борьба за статус европейской
великой державы, вхождение в состав России Левобережной Украины на
правах автономии (гетман Б.Хмельницкий, решения и договоры 1653–1654, 1667
годов), присоединение и освоение Сибири. Положение различных народов в
многонациональном Российском государстве.
Значение православия в жизни страны. Церковный раскол (середины
XVII века): реформы в церкви и причины раскола, позиции Никона и Аввакума,
возникновение старообрядчества, последствия раскола. Конфликт Никона и царя.
Восстание под предводительством Степана Разина: причины, участники и
итоги.
Соотношение традиций и новых европейских элементов в культуре России XVII века:
развитие образования (школы и Славяно-греко-латинская академия) и научных
знаний, усиление светских элементов в литературе, архитектуре, живописи.
Единство и особенности быта и нравов знати и простых сословий допетровской Руси.
Обобщение и контроль по модулю 3 (2 ч.).
Модуль 4. Российская история: Становление Российской империи. XVIII
век.
Тема 3. Преобразования Петра I. Россия в 1682–1725 гг. (5 ч.)
Петр I (1682–1725 гг.): воспитание, образование и черты характера, устремления,
трудный путь к престолу. Вопрос о причинах начала преобразований. Первые
европейские реформы: календарь, внешний вид подданных, правила этикета.
Северная война (1700–1721 гг.): причины, участники, основные события (1700
г. – Нарва, 1703 г. – Санкт-Петербург, 1709
г. – Полтава, 1714 г. – Гангут). Создание регулярной армии и флота:
цели и средства, рекрутские наборы. Заводское строительство. Положение
простого народа: рост повинностей, подушная подать. Ништадский мир 1721 года и образование
Российской империи. Укрепление международного положения.
Абсолютизм Петра Великого: положение императора, Сенат, коллегии,
губернаторы. Табель о рангах как реформа дворянства и чиновничества. Подчинение
церкви государству.
Светский, рациональный характер культуры: европеизация науки
(Академия наук, первый музей, первая библиотека), образования (система
школ, учебники) и искусства (регулярное градостроительство,
Петропавловский собор, светский портрет).
Тема 4. Российская империя. 1725–1801 гг. (7 ч.)
Дворцовые перевороты (1725–1762 гг.): причины и значение, роль
дворянской гвардии. Фаворитизм – роль в истории страны (фавориты
Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны). Расширение прав и привилегий
дворянства: причины, основные вехи, указ о вольности дворянской 1762
года.
Вопрос о соотношении крепостничества и капитализма. Крепостнический характер
экономики (рост оброков и барщины, крепостной труд на мануфактурах) и зарождение
капиталистических отношений (развитие торговли, включение в мировой рынок,
развитие мануфактурной промышленности).
Просвещенный абсолютизм Екатерины II (1762–1796 гг.), черты личности и
цели императрицы, «Уложенная комиссия» (цели и результаты). Социальные
движения и восстание Е.И. Пугачева: причины, состав участников,
итоги и значение для страны.
Великодержавная политика России и вопрос о причинах и значении роста
территории империи. Россия в войнах второй половины XVIII в.:
русско-турецкие войны, присоединения в Причерноморье и на Кавказе, участие в
разделах Польши. А.В. Суворов и Ф.Ф. Ушаков: талант военачальника, черты
личности. Положение различных народов Российской империи.
Просветительские реформы Екатерины II: губернская, образования и их
значение. Оформление сословного строя: «Жалованные грамоты» дворянству и
городам, сословное самоуправление.
Светский, рациональный характер культуры: наука и образование
(Московский университет 1755 г.), литература (Г.Р.Державин и другие)
и искусство (Академия художеств, европейские художественные стили
в России – барокко и классицизм). Вопросы о взаимосвязи и взаимовлиянии
российской и мировой культуры в XVIII веке. М.В.Ломоносов: судьба и
вклад в российскую культуру.
Обобщение и контроль (2 ч.).
Требования к уровню подготовки учащихся в 7-м классе
1-я и 2-я линии развития. Умение объяснять
разнообразие современного мира.
• Учиться добывать, сопоставлять, и критически проверять историческую
информацию, полученную из различных источников (в том числе Интернет, СМИ и
т.д.).
• Определять и объяснять временные границы ранней Новой истории всего
человечества и истории России, разделять российскую историю раннего Нового
времени на этапы и объяснять выбранное деление.
• Различать в общемировой культуре и культуре России наследие и традиции
аграрного общества и черты сложившиеся в ходе его разрушения в Новое время,
определять уровень развития общества, используя данные понятия.
• Отличать черты Западной цивилизации Нового времени от традиций цивилизаций
Востока; определять и доказывать собственное мнение о месте России XVI–XVIII
веков в системе мировых цивилизаций Запада и Востока.
• В ходе решения учебных задач классифицировать и обобщать понятия (явления),
развившиеся в эпоху раннего Нового времени: в экономике – капиталистические
отношения, промышленный переворот; в общественном делении – классы, гражданское
равноправие; в государственной жизни – абсолютизм, революция, реформы,
конституционная монархия, республика; в культуре – гуманизм и Возрождение, идеи
Просвещения и т.д.
3-я линия развития. Умение рассматривать общественные процессы в
развитии.
• Определять основные причины и следствия разрушения аграрного общества в
странах Запада и в России; а также реформ, революций и войн, сопровождающих
этот сложный процесс.
• Предлагать варианты мотивов поступков как известных исторических личностей
(Колумб, Кромвель, Робеспьер, Иван Грозный, Петр Великий, Пугачев и др.), так и
представителей различных общественных слоев и цивилизаций раннего Нового
времени.
4-я линия развития. Нравственное самоопределение.
• Давать нравственную оценку (и объяснять ее с позиции гуманистических,
духовных ценностей) использованию власти, поступкам различных общественных
деятелей во времена реформ и революций, колониальных войн, народных восстаний,
распространения идей гуманистов и просветителей.
• При оценке исторических явлений выявлять гуманистические, нравственные
ценности.
5-я линия развития. Культурное и гражданско-патриотическое
самоопределение.
• Давать и подтверждать аргументами и фактами собственные оценки действиям
деятелей всеобщей и российской истории (в том числе безымянным) по защите своей
родины, изменению общественных порядков.
• Вступать в дискуссию с теми, кто придерживается иных взглядов и оценок
прошлого. Различать в исторических текстах (речи): мнения, доказательства
(аргументы), факты, гипотезы (предположения). Отстаивая свою позицию, выдвигать
контраргументы и перефразировать мысль. Уметь взглянуть на ситуацию с другой
позиции, договариваться с людьми.
• Определять свое собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах
эпохи раннего Нового времени (европейские колонизаторы и жители Востока,
феодалы и «третье сословие», помещики и крестьяне, сторонники традиций и
поборники перемен и т.д.). Находить или предлагать варианты терпимого, уважительного
отношения к иным позициям как в прошлом, так и в современности.
Межпредметные связи в рамках
Образовательной системы «Школа 2100»
Обществознание, 7-й класс: наращивание единой с историей системы
обществоведческих понятий, структуры общественных связей.
Литература, 7-й класс: общая с историей ориентация на интерес личности
подростка к внутреннему духовному миру и миру межличностных отношений,
проявляемая в схожих формах и приемах анализа литературных произведений и
исторических явлений, действий литературных и исторических персонажей.
География, 7-й класс: закономерности взаимодействия общества и природы,
номенклатура географических названий.
Биология, 7-й класс: общие закономерности развития биологических видов,
позволяющие находить общее и различное с развитием человеческого общества.
Программа
составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования и обеспечена УМК для 7
класса авторов Д.Д. Данилова, А.В. Кузнецова, Д.В. Лисейцева,
В.А. Клокова, В.А. Рогожкина, Н.С. Павловой, Е.В. Сизовой, С.М.Давыдовой,
С.С.Кузнецовой.
1. Планирование на основе программы по курсу
история под редакцией А.А, Кузнецова . М.Просвещение,2011г.
2. Учебник Всеобщая история (История Нового времени)
под редакцией Д.Д. Данилова, В. Кузнецова, Д.В. Лисейцева, В.А.
Клокова. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ М.БАЛАСС 2013г.
3. Учебник история России (16 – 18 века) под
редакцией Д.Д. Данилова, В. Кузнецова, Д.В. Лисейцева, В.А. Клокова. Рекомендовано
Министерством образования и науки РФ М.БАЛАСС 2013г.
4. Методические рекомендации под редакцией Д.Д.
Данилова, М.Е. Турчининой. М.БАЛАСС 2013г.
5. Проверочные и контрольные работы к учебнику «
Всеобщая история, история нового времени» и «История России» под редакцией Д.Д.
Данилова, С.В. Паршиной.
Количество
часов в год – 70ч.
Количество
часов в неделю – 2
Количество
контрольных работ - 4
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.