Главная / Русский язык и литература / Пояснительная записка русский язык (1-4 класс)

Пояснительная записка русский язык (1-4 класс)

  1. Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса;

Рабочая программа по окружающему миру составлена на уровень 1-4 классов на основе:

1. Закона Российской Федерации «Об Образовании» (№273-ФЗ от 29.12.12 ст 28 (3,6))

2. ФГОС НОО

3. Примерных учебных программ

4. Фундаментального ядра основного общего образования

5. Учебного плана школы на 2014-2015 учебный год. Приказ №156 от 05 августа 2014 г

6. Федерального перечня учебников, рекомендуемых Минобразования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных организациях на 2014-2015 учебный год



Цели и задачи:

формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;

духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

- осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

  1. Общая характеристика учебного предмета, курса;

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.



  1. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю.

Программа рассчитана на 270 ч:

1 класс — 66ч (33 учебные недели),

2, 3 и 4 классы — по 68ч (34 учебные недели).



1 класс



1 четверть

Введение

Что и кто?

13ч



2 четверть

Что и кто?

Как, откуда и куда?



3 четверть

Как, откуда и куда?

Где и когда?

10ч

Почему и зачем?



4 четверть

Почему и зачем?

16ч



3 класс

1 четверть

Как устроен мир

Эта удивительная природа

11ч



2 четверть

Эта удивительная природа

Мы и наше здоровье



3 четверть

Мы и наше здоровье

Наша безопасность

Чему учит экономика



4 четверть

Чему учит экономика

Путешествие по городам и странам

12



4 класс

1 четверть

Земля и человечество

Природа России



2 четверть

Природа России

Родной край – часть большой страны

13ч



3 четверть

Родной край – часть большой страны

Страницы всемирной истории

Страницы истории России

13ч



4 четверть

Страницы истории России

Современная Россия



  1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

  1. Личностные, метапредметные ( компетентностные) и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

1 класс

Научатся: Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; учиться работать по предложенному учителем плану; учиться выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов; учиться отличать верно выполненное задание от неверного; учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; учиться технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов); ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении); добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; моделировать экологические связи с помощью графических и динамических схем; уметь передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком – схемой; преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему; донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им (основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах); учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры); формировать умение работать в группах и парах; составлять небольшой рассказ на тему «Кем ты хочешь стать»;



2 класс

Научатся:



3 класс

Научатся: познакомятся с разнообразием природы; отличать человека от других живых существ; аргументировано отвечать; определять место человека в окружающем мире; обнаруживать взаимосвязи в природе; узнают о Красной книге; делать сообщение в устной форме; с помощью опытов исследовать свойства воздуха и воды; объяснять что такое опыление, как распространяются плоды и семена; классифицировать растения; с помощью опытов исследовать основные свойства почвы; обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой; предупреждать болезни; объяснять строение и принципы работы пищеварительной системы, выполнять правила рационального питания, понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила, анализировать, делать выводы; соблюдать правила безопасного поведения пешехода, велосипедиста, пассажира; правильно вести себя в квартире, доме и ближайших окрестностях; раскрывать роль экономики в нашей жизни, объяснять , что такое потребность человека, товары и услуги; раскрывать роль природных богатств; различать важнейшие полезные ископаемые; сравнивать культурные растения и описывать их по плану; классифицировать домашних животных; различать отрасли промышленности; раскрывать роль экономики в жизни родного края; понимать роль денег в экономике; объяснять , что такое государственный бюджет; обнаруживать связь между экономикой и экологией; находить и показывать на карте города, страны и их столицы; рассказывать о странах по физической и политической картам; ценить памятники истории и культуры; осознавать необходимость бережного отношения к ним;

  1. Содержание учебного предмета, курса;



1 класс



Введение

1

Вводный урок. Задавайте вопросы!


2

Экскурсия «Что такое наша школа?»


3

Экскурсия «Что такое наша школа?»


4

Экскурсия «Что у нас на школьном дворе?»


5

Экскурсия «Что мы знаем о правилах дорожного движения?»


Что и кто?

19ч

6

Что такое Родина?


7

Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве?


8

Проект «Моя малая родина»


9

Что у нас над головой?


10

Что у нас под ногами?


11

Что общего у разных растений?


12

Что растет на подоконнике?


13

Что растет на клумбе?


14

Что это за листья?


15

Что такое хвоинки?


16

Кто такие насекомые?


17

Кто такие рыбы?


18

Кто такие птицы?


19

Кто такие звери?


20

Что окружает нас дома?


21

Что умеет компьютер?


22

Что вокруг нас может быть опасным?


23

На что похожа наша планета?


24

Проверим себя. Презентация проекта «Моя малая родина»


Как, откуда и куда?

12ч

25

Как живет семья? Проект «Моя семья»


26

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?


27

Откуда в наш дом приходит электричество?


28

Как путешествует письмо?


29

Куда текут реки?


30

Откуда берутся снег и лед?


31

Как живут растения?


32

Как живут животные?


33

Как зимой помочь птицам?


34

Откуда берется и куда девается мусор?


35

Откуда в снежках грязь?


36

Проверим себя. Презентация проекта «Моя семья»


Где и когда?

10ч

37

Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа»


38

Когда придет суббота?


39

Когда наступит лето?


40

Где живут белые медведи?


41

Где живут слоны?


42

Где зимуют птицы?


43

Когда появилась одежда?


44

Когда изобрели велосипед?


45

Когда мы станем взрослыми?


46

Проверим себя. Презентация проекта «Мой класс и моя школа»


Почему и зачем?

20ч

47

Почему Солнце светит днем, а звезды – ночью?


48

Почему Луна бывает разной?


49

Почему идет дождь и дует ветер?


50

Почему звенит звонок?


51

Почему радуга разноцветная?


52

Почему мы любим кошек и собак?


53

Проект «Мои домашние питомцы»


54

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?


55

Зачем мы спим ночью?


56

Почему нужно есть много овощей и фруктов?


57

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?


58

Зачем нам телефон и телевизор?


59

Зачем нужны автомобили?


60

Зачем нужны поезда?


61

Зачем строят корабли?


62

Зачем строят самолеты?


63

Почему в автомобиле, поезде, самолете, на корабле нужно соблюдать правила безопасности?


64

Зачем люди осваивают космос?


65

Почему мы часто слышим слово «экология»?


66

Проверим себя. Презентация проекта «Мои домашние питомцы»




2 класс



1

Родная страна


2

Город и село


3

Природа и рукотворный мир


4

Неживая и живая природа


5

Явления природы


6

Что такое погода


7

В гости к осени. Неживая природа осенью


8

В гости к осени. Неживая природа осенью


9

В гости к осени. Живая природа осенью


10

В гости к осени. Живая природа осенью


11

Звездное небо


12

Заглянем в кладовые Земли


13

Про воздух


14

Про воду


15

Какие бывают растения


16

Какие бывают животные


17

Невидимые нити


16

Дикорастущие и культурные растения


17

Дикорастущие и культурные растения


18

Дикие и домашние животные


19

Дикие и домашние животные


20

Комнатные растения


21

Животные живого уголка


22

Про кошек и собак


23

Про кошек и собак


24

Красная книга


25

Будь природе другом


26

Что такое экономика


27

Из чего что сделано


28

Как построить новый дом?


28

Какой бывает транспорт?


29

Культура и образование


30

Все профессии важны


31

В гости к зиме. Неживая природа зимой


32

В гости к зиме. Неживая природа зимой


33

В гости к зиме. Живая природа зимой


34

В гости к зиме. Живая природа зимой


35

Строение тела человека


36

Если хочешь быть здоров


37

Берегись автомобиля


38

Домашние опасности


39

Пожар!


40

На воде и в лесу


41

На воде и в лесу


42

Опасные незнакомцы


43

Наша дружная семья


44

В школе


45

Правила вежливости


46

Ты и твои друзья


47

Мы – зрители и пассажиры


48

Мы – зрители и пассажиры


49

Посмотри вокруг


50

Ориентирование на местности


51

Формы земной поверхности


52

Водные богатства


53

В гости к весне. Неживая природа


54

В гости к весне. Неживая природа


55

В гости к весне. Живая природа


56

В гости к весне. Живая природа


57

Россия на карте


58

Путешествие по Москве


59

Путешествие по Москве


60

Московский Кремль


61

Московский Кремль


62

Город на Неве


63

Путешествие по планете


64

Путешествие по материкам


65

Путешествие по материкам


66

Страны мира


67

Страны мира


68

Впереди лето






3 класс

Как устроен мир

1

Природа. Ценность природы для людей


2

Человек


3

Наши проекты: «Богатства, отданные людям»


4

Общество


5

Что такое экология


6

Природа в опасности! Охрана природы


7

Обобщение знаний по теме


Эта удивительная природа

19ч

8

Тела, вещества, частицы


9

Разнообразие веществ


10

Воздух и его охрана


11

Вода


12

Превращения и круговорот воды


13

Берегите воду!


14

Что такое почва


15

Разнообразие растений


16

Солнце, растения и мы с вами


17

Размножение и развитие растений


18

Охрана растений


19

Разнообразие животных


20

Кто что ест


21

Наши проекты «Разнообразие природы родного края»


22

Размножение и развитие животных


23

Охрана животных


24

В царстве грибов


25

Великий круговорот жизни


26

Обобщение знаний по теме.


Мы и наше здоровье

10ч

27

Организм человека


28

Органы чувств


29

Надежная защита организма


30

Опора тела и движение


31

Наше питание


32

Наши проекты: «Школа кулинаров»


33

Дыхание и кровообращение


34

Умей предупреждать болезни


35

Здоровый образ жизни


36

Обобщение по теме


Наша безопасность

37

Огонь, вода и газ


38

Чтобы путь был счастливым


39

Дорожные знаки


40

Наши проекты: «Кто нас защищает»


41

Опасные места


42

Природа и наша безопасность


43

Экологическая безопасность


44

Обобщение знаний по теме


Чему учит экономика

12ч

45

Для чего нужна экономика


46

Природные богатства и труд людей – основа экономики


47

Полезные ископаемые


48

Растениеводство


49

Животноводство


50

Какая бывает промышленность


51

Наши проекты: «Экономика родного края»


52

Что такое деньги


53

Государственный бюджет


54

Семейный бюджет


55

Экономика и экология


56

Обобщение знаний по теме


Путешествие по городам и странам

12ч

57

Золотое кольцо России


58

Золотое кольцо России


59

Золотое кольцо России


60

Наши проекты: «Музей путешествий»


61

Наши ближайшие соседи


62

На севере Европы


63

Что такое Бенилюкс


64

В центре Европы


65

По Франции и Великобритании


66

На юге Европы


67

По знаменитым местам мира


68

Обобщение знаний по теме




4 класс

Земля и человечество

1

Мир глазами астронома


2

Планеты Солнечной системы


3

Звёздное небо – Великая книга Природы


4

Мир глазами географа


5

Мир глазами историка


6

Когда и где?


7

Мир глазами эколога


8

Сокровища Земли под охраной человечества


9

Сокровища Земли под охраной человечества


Природа России

10ч

10

Равнины и горы России


11

Моря, озера и реки России


12

Природные зоны России


13

Зона арктических пустынь


14

Тундра


15

Леса России


16

Лес и человек


17

Зона степей


18

Пустыни


19

У Чёрного моря


Родной край – часть большой страны

15ч

20

Наш край


21

Форма земной поверхности нашего края


22

Водные богатства нашего края


23

Наши подземные богатства


24

Земля – кормилица


25

Жизнь леса


26

Жизнь луга


27

Жизнь в пресных водах


28

Экскурсии в природные сообщества родного края


29

Экскурсии в природные сообщества родного края


30

Экскурсии в природные сообщества родного края


31

Растениеводство в нашем крае


32

Животноводство в нашем крае


33

Проверим себя и оценим свои достижения за 1 полугодие


34

Презентация проектов


Страницы всемирной истории

35

Начало истории человечества


36

Мир древности: далекий и близкий


37

Средние века: время рыцарей и замков


38

Новое время: встреча Европы и Америки


39

Новейшее время: история продолжается сегодня


Страницы истории России

20ч

40

Жизнь древних славян


41

Во времена Древней Руси


42

Страна городов


43

Из книжной сокровищницы Древней Руси


44

Трудные времена на Русской земле


45

Русь расправляет крылья


46

Куликовская битва


47

Иван Третий


48

Мастера печатных дел


49

Патриоты России


50

Петр Великий


51

Михаил Васильевич Ломоносов


52

Екатерина Великая


53

Отечественная война 1812 года


54

Страницы истории 19 века


55

Россия вступает в 21 век


56

Страницы истории 1920 – 1930-х годов


57

Великая война и великая Победа


58

Великая война и великая Победа


59

Страна, открывшая путь в космос


Современная Россия

60

Основной закон России и права человека


61

Мы – граждане России


62

Славные символы России


63

Такие разные праздники


64

Путешествие по России


65

Путешествие по России


66

Путешествие по России


67

Проверим себя и оценим свои достижения


68

Презентация проектов




  1. Описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса

компьютер, медиапроектор,

1. Плешаков А.А. Окружающий мир. Программа и планирование учебного курса 1-4 класса

2. Плешаков А.А. Мир вокруг нас: учебник для 1-4 класса нач. шк. М.: Просвещение 2007

3. Плешаков А.А. Мир вокруг нас: учебник для 1-4 класса нач. шк. М.: Просвещение 2010;

4. Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2004

5. Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2005

6. Плешаков А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2005

7. Плешаков А.А. и др. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1,2 кл. (ч.1,2) 3 кл. (ч.1,2) 4 кл. (ч. 1,2)

8. Плешаков А.А.,Гара Н.Н., Назарова З.Д. «Тесты» (к учебнику «Окружающий мир») 1,2,3,4 классы;

9. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Проверим себя: тетрадь для учащихся 1,2,3,4 класса. – М.: Вита-Пресс, 2010

10. Плешаков А.А. и др. Окружающий мир. Поурочные разработки. 1,2,3,4 кл.

11. Плешаков А. А. Методические рекомендации к учебнику «Мир вокруг нас. 1 класс» / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2006.

12. Плешаков А.А. Методическое пособие к учебнику «Мир вокруг нас.1класс». - М.:Просвещение,2009г

13. Плешаков, А. А. Методическое пособие к учебнику «Мир вокруг нас. 2 класс» / А. А. Плешаков, В. П. Александрова, С. А. Борисова. – М. : Просвещение, 2006.

14. Плешаков, А. А. Методические рекомендации к учебнику «Мир вокруг нас. 4 класс» / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2004

15. Плешаков А. А. Атлас. Окружающий мир: 1 – 4 класс. М.: АСТ – ПРЕСС ШКОЛА, 2004

  1. Календарно-тематическое планирование (приложение №1)



19


Пояснительная записка русский язык (1-4 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

   Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса. В пояснительной записке отражены основные моменты регулирующие преподавание окружающего мира в начальной школе. Полностью расписана структура учебной рабочей программы учителя по ФГОС НОО второго поколения.

    Дана общая характеристика учебного предмета, курса; описание места учебного предмета в учебном плане; описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; личностные, метопредметные (компетентностные) и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета; содержание учебного предмета; описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса.

   Пояснительная записка составлена на уровень 1-4 классов, что дает большое преимущество учителю, как в блочности, так и в экономии время.

Автор Лиман Светлана Павловна
Дата добавления 19.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Планирования
Просмотров 659
Номер материала 3468
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓