Главная / Математика / Пояснительная записка по математике для 1 класса по ФГОС УМК 21 век

Пояснительная записка по математике для 1 класса по ФГОС УМК 21 век

i. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1 Общие сведения о рабочей программе по учебному предмету « Математика».

Рабочая программа составлена на основе:

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования:

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.12.2009 №15785).

- Федеральный перечень учебников, рекомендованных(допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013-2014 учебный год.

- примерная программа по математике, сборник « Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях.,-5-е изд., перераб., _ М,: Просвещение, 2011г.

- авторской программы «Математика:1-4 классы», В.Н. Рудницкая.-М.:Ветана-Граф,2012.

-Учебный план образовательного учреждения на 2014-2015 учебный год.

Программа адресована обучающимся 1а класса МОУ гимназии №15 Советского района г. Волгограда.


1.2 Цели и задачи учебного предмета «Математика»

Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

математическое развитие младшего школьника – формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);

освоение начальных математических знаний – понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;

развитие интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Задачи курса:

создание благоприятных условий для полноценного математического развития каждого ученика на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям, и обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки для дальнейшего успешного обучения в основной школе;

овладение учащимися основами математического языка для описания разнообразных предметов и явлений окружающего мира; усвоение общего приема решения задач как универсального действия, умения выстраивать логические цепочки рассуждений, алгоритмы выполняемых действий; использование измерительных и вычислительных умений и навыков.








II. Общая характеристика учебного предмета « Математика»

2.1 Структура и основные содержательные линии учебного предмета

« Математика»

Особенность обучения в начальной школе состоит в том, что именно на данной ступени у учащихся начинается формирование элементов учебной деятельности. На основе этой деятельности у ребёнка возникают теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование): происходит становление потребности и мотивов учения. С учётом сказанного в данном курсе в основу отбора содержания обучения положены следующие наиболее важные методические принципы: анализ конкретного учебного материала с точки зрения его общеобразовательной ценности и необходимости изучения в начальной школе; возможность широкого применения изучаемого материала на практике: взаимосвязь вводимого материала с ранее изученным; обеспечение преемственности с дошкольной математической подготовкой и содержанием следующей ступени обучения в средней школе: обогащение математического опыта младших школьников за счёт включения в курс дополнительных вопросов, традиционно не изучавшихся в начальной школе.

Особенности содержательных линий:
Элементы арифметики. 
В 1 классе формируются первоначальные представления о натуральном числе. Учащиеся знакомятся с названиями чисел первых двух десятков, учатся называть их в прямом и обратном порядке; затем, используя изученную последовательность слов, учатся пересчитывать предметы, выражать результат пересчитывания числом и записывать его цифрами. 
Параллельно с формированием умения пересчитывать предметы начинается подготовка к решению арифметических задач, основанная на выполнении практических действий с множествами предметов. При этом арифметическая задача предстаёт перед учащимися как описание реальной жизненной ситуации; решение сводится к простому пересчитыванию предметов. Упражнения подобраны и сформулированы таким образом, чтобы у учащихся накопился опыт практического выполнения не только сложения и вычитания, но и умножения и деления, что в дальнейшем облегчит усвоение смысла этих действий. 
На втором этапе внимание учащихся привлекается к числам, данным в задаче. Решение описывается словами. Ответ пока ещё находится пересчитыванием. 
На третьем этапе после введения знаков действий, учащиеся переходят к обычным записям решения задач. 
Таблица сложения однозначных чисел изучается в 1 классе в полном объёме. Вычитание можно выполнять, используя таблицу сложения. Изучение табличных случаев сложения и вычитания рассматривается сразу на числовой области 1 – 20. 
В целях усиления практической направленности обучения в арифметическую часть программы 1 класса включён вопрос об ознакомлении учащихся с микрокалькулятором и его использовании при арифметических расчётах. 
Величины. 
В 1 классе дети знакомятся с первой из величин – длиной. Они получают первые представления о длинах предметов и о практических способах сравнения длин; вводятся единицы длины – сантиметр и дециметр. Длина предмета измеряется с помощью обычной ученической линейки. Дети учатся чертить отрезки заданной длины. 
Логико – математические понятия. 
Учащиеся знакомятся с математическими высказываниями, логическими связками «и», «или», «если…, то», со смыслом логических слов «каждый», «любой», «все», составляющими основу логической формы предложения, используемой в логических выводах. 
Важной составляющей линии логического развития ребёнка является его обучение (уже с первого класса ) действию классификации по заданным основаниям и проверка правильности выполнения задания. 
Алгебраическая пропедевтика. 
Программа предусматривает организацию работы, направленную на подготовку учащихся к освоению в основной школе алгебраических понятий – переменная, выражение с переменной, уравнение. В 1 классе рассматриваются выражения, равенства содержащие «окошко». 
Элементы геометрии. 
В 1 классе учащиеся знакомятся с простейшими геометрическими фигурами, учатся их различать и находить по описанию. Большую роль в развитии пространственных представлений играет включение в программу с 1 класса понятия об осевой симметрии. Дети учатся находить на картинках и показывать пары симметричных точек, строить симметричные фигуры. 
При выборе методов преподавания программного материала приоритет отдаётся технологиям деятельностного метода. Овладев общими способами действия, ученик применяет полученные при этом знания и умения для решения новых конкретных задач. В целях усиления практической направленности обучения математике программа предусматривает проведение практических работ. Серьёзное внимание уделяется организации дифференцированной работе на уроках. 
Для обеспечения дифференцированного подхода к учащимся при проведении проверочных работ текст каждой представлен в 6 вариантах трех уровней сложности. Первые два варианта определяют минимальный уровень требований к учащимся (для слабоуспевающих); третий и четвертый варианты даются учащимся с более высоким уровнем; пятый и шестой варианты для самых сильных учащихся. 
В тексты проверочных и контрольных работ (во все варианты) включены 1-2 задания повышенной трудности, отмеченные звездочкой. Они не являются обязательными и предлагаются детям по выбору. Ученик, выбрав такое задание, может проверить свои силы в решении нестандартных творческих задач. В 1 классе часть работ имеет целью проверку знаний учащихся таблиц сложения и вычитания. При этом важно знать, сколько времени каждый ученик тратит на эту работу. 

2.2 Формы организации образовательного процесса:

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, уроков в нетрадиционной форме (экскурсий, театрализаций, путешествий) и т.п.. На уроках используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Основной формой общения учителя и учащихся, учащихся друг с другом является учебный диалог, проектная и исследовательская деятельность:« Таблица сложения», « Что такое задача?».

III. Описание места учебного предмета « Математика» в учебном плане.

На изучение математики отводится 4 часа в неделю, всего- 132 часа

I четверть: 32 часа

II четверть: 32 часа

III четверть:36 часов

IVчетверть: 32 часа










IV. Описание ценностных ориентиров

содержания учебного предмета« Математика»

В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики:

- понимание математических отношений как средство познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяженность во времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т. д.);

- математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах как условие целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);

- владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики, позволяющее ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждения; опровергать или подтверждать истинность предположения).


V. Результаты изучения учебного предмета

Личностные УУД

У учащегося будут сформированы:

положительное отношение к урокам математики;

Учащийся получит возможность для формирования:

умения признавать собственные ошибки.

Регулятивные УУД

У учащегося будут сформированы:

отслеживать цель учебной деятельности (с опорой на маршрутные листы);

учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала;

проверять результаты вычислений;

адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять найденные ошибки

Учащийся получит возможность для формирования:

оценивать собственные успехи в вычислительной деятельности;

планировать шаги по устранению пробелов (знание состава чисел).

Познавательные УУД

У учащегося будут сформированы:

анализировать текстовые ситуации и строить к ним предметные модели;

сопоставлять предметные модели и текстовые ситуации;

моделировать отношения с помощью отрезков;

устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий (продолжать ряд, заполнять пустые клетки в таблице);

осуществлять синтез числового выражения (восстановление деформированных равенств);

Учащийся получит возможность для формирования:

видеть аналогии и использовать их при освоении приемов вычислений;

выбирать задание из предложенных, основываясь на своих интересах.

Коммуникативные УУД

У учащегося будут сформированы:

сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, сравнивать полученные результаты, выслушивать партнера, корректно сообщать товарищу об ошибках;

задавать вопросы с целью получения нужной информации

Учащийся получит возможность для формирования:

организовывать взаимопроверку выполненной работы;

высказывать свое мнение при обсуждении задания.

Предметные результаты

Учащиеся научатся:

читать, записывать и сравнивать числа от 0 до 100;

представлять двузначное число в виде суммы десятков и единиц;

выполнять устно сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через десяток (сложение и вычитание однозначных чисел, сложение и вычитание десятков, сложение двузначного числа с однозначным, вычитание однозначного числа из двузначного);

выполнять сложение и вычитание с числом 0;

правильно употреблять в речи названия числовых выражений (сумма, разность);

распознавать изученные геометрические фигуры (отрезок, ломаная; многоугольник, треугольник, квадрат, прямоугольник) и изображать их с помощью линейки на бумаге с разлиновкой в клетку;

измерять длину заданного отрезка (в сантиметрах); чертить с помощью линейки отрезок заданной длины;

находить длину ломаной и периметр многоугольника.

Учащиеся получат возможность научиться:

вычислять значение числового выражения в 2-3 действия рациональными способами (с помощью группировки слагаемых или вычитаемых, дополнения чисел до ближайшего круглого числа);

сравнивать значения числовых выражений.

5.2 Виды и формы контроля

Согласно локального акта о контроле и оценке знаний учащихся на ступени начального общего образования применяются следующие виды контроля:

- входной

- текущий

- промежуточный

- итоговый.

Формой входного и промежуточного контроля является контрольная работа. Формой текущего контроля может выступать контрольная или проверочная работа. Формой итоговой контрольной работы является интегрированная контрольная работа и комплексная контрольная работа.

урока

Виды работы

Тема


Стартовая

диагностика

Предварительная диагностика предметных результатов, а также УУД, связанных с предстоящей учебной деятельностью.


Диагностическое обследование № 1

Выявление умений передавать форму фигуры; ориентироваться на плоскости; выбирать и выполнять операцию сложения и вычитания; сравнивать множества по числу элементов;, классифицировать, находить признаки, по которым произведена классификация;


Диагностическое обследование № 2

Выявление пространственных представлений и учащихся; умения «изобразить» точно такую же фигуру. Выявить умение находить заданную фигуру в фигурах сложной конфигурации. Выявить умение выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания, в соответствии с правильным пониманием текста задачи; умение перейти от числа к соответствующему конечному множеству предметов( кружков, треугольников). Выявить умение проводить классификацию множества предметов и выделять признак, по которому произведена классификация. Выявить умение сравнивать множества по числу элементов. Используя способ сравнения двух множеств по числу элементов (умение составлять пары «круг- треугольник»). Выявить умение анализировать условие предложенной задачи, выясняется умение ориентироваться на заданной плоскости ( левый верхний угол, правый нижний и т.п.).


Диагностическое обследование № 3

Выявить умение анализировать условие предложенной задачи, включающей отрицание; умение найти оба способа решения. Выявить умение находить заданную фигуру в фигурах сложной конфигурации. Выявить умение ориентироваться на плоскости. Выявить уровень развития геометрической наблюдательности (зоркости). Выявить умение анализировать условие предложенной задачи. Выявить умение правильно представить условие задачи и перейти от числа к соответствующему конечному множеству предметов. Пространственные представления учащихся; выяснить умение ребенка намечать план действия до начала выполнения задания, а также умение изобразить точно такую же фигуру при изменении ее пространственного расположения. Выявление способности правильно понимать высказывание, а также понимание терминов «внутри» и « вне». Выявить умение анализировать условие задачи. Умение классифицировать, самостоятельно находить основание для классификации.


Промежуточная интегрированная контрольная работа

Контроль предметных результатов, а также УУД


Промежуточная комплексная контрольная работа

Контроль предметных результатов, а также УУД



VI. Содержание учебного предмета « Математика»


Множества предметов. Отношения между предметами и между множествами предметов.

Предметы и их свойства.

Сходство и различия предметов. Предметы, обладающие или не обладающие данным свойством.

Отношения между предметами (фигурами) и между множествами предметов.

Соотношения размеров предметов (фигур). Понятия: больше, меньше, таких же размеров, выше, ниже, такой же высоты, длиннее, короче, такой же длины.

Сравнение множеств предметов по их численности. Понятия: столько же, меньше, больше (предметов).

Число и счёт.

Натуральные числа. Нуль.

Число и цифра. Названия и последовательность натуральных чисел от 1 до 20.

Шкала линейки, калькулятор.

Число предметов во множестве.

Запись чисел от 1 до 20 цифрами. Число и цифра 0.

Сравнение чисел. Понятия больше, меньше, больше на.., меньше на..

Сравнение чисел.

Изображение результатов сравнения в виде графов с цветными стрелками. Графы отношений «больше», «меньше» на множестве целых неотрицательных чисел. Правило: чтобы узнать, на сколько единиц одно число больше или меньше другого, можно из большего числа вычесть меньшее. Решение  арифметических текстовых задач на нахождение числа, большего или меньшего данного на несколько единиц. Запись решения задач в два и более действия.

Арифметические действия и их свойства.

Сложение, вычитание, умножение и деление в пределах 20.

Смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления.

Запись результатов выполнения арифметических действий с использованием знаков «+», "-", «*», «:», «=». Вычисления с помощью калькулятора.

Решение текстовой арифметической задачи с помощью модели (фишек). Запись решения задачи.

Свойства сложения и вычитания.

Свойство сложения (складывать числа можно в любом порядке).

Сложение и вычитание с нулём. Свойство вычитания: из меньшего числа нельзя вычесть большее; разность двух одинаковых чисел равна нулю.

Таблица сложения однозначных чисел.

Табличные случаи сложения и вычитания. Приёмы вычислений: название одного, двух, трёх следующих за данным числом (предшествующих данному числу) чисел; сложение и вычитание с помощью шкалы линейки; прибавление и вычитание числа по частям.

Вычисление в пределах 20.

Сложение и вычитание (умножение и деление) как взаимно – обратные действия.

Текстовые арифметические задачи, содержащие несколько данных в условии и более одного вопроса.

Порядок выполнения действий в выражениях со скобками, содержащих два арифметических действия.

Использование при вычислениях калькулятора.

Величины.

Цена, количество, стоимость товара.

Стоимость и её единица (рубль)

Российские монеты.

Вычисление стоимости товара.

Геометрические величины.

Длина предмета в сантиметрах, дециметрах, в дециметрах и сантиметрах. Расстояние между точками. Длина отрезка.

Практическая работа. Отмерить и отрезать от катушки ниток нить заданной длины.

Работа с текстовыми задачами.

Текстовая задача и её решение.

Понятие текстовой задачи. Структура арифметической задачи ( условия, вопросы).

Простая и составная арифметическая текстовая задача. Запись решения с использованием арифметических действий.

Пространственные отношения










6.2 Изменения, внесенные в программу учебного предмета« Математика»

Логика изложения и содержание авторской программы соответствует концептуальным положениям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г., и требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, поэтому в рабочую программу не внесено значительных изменений.

Однако курс «Математика» расширен темами по правилам дорожного движения. Обучение безопасному поведению на улицах и дорогах является приоритетным направлением в воспитании обучающихся МОУ гимназии №15.

I четверть «Виды транспорта», «Остановочный путь и скорость движения».

II четверть «Поведение на железной дороге».

IIIчетверть «Дети и велосипед».

IVчетверть «Жесты регулировщика».






































VIII. Материально- техническое обеспечение

учебного предмета « Математика»


Наименование объектов и средств материально- технического

обеспечения

Количество

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Рудницкая В.Н. Программа четырехлетней начальной школы по математике: проект «Начальная школа XXI века». М.: Вентана-Граф,2011.


Д

Рудницкая В.Н., Кочурова Е.Э., Рыдзе О.А. Математика: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М.: Вентана-Граф,2011

К

Кочурова Е.Э. Математика: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений: №1, №2, №3. М.: Вентана-Граф,2011.


К

Печатные пособия

Тематические плакаты

Д

Компьютерные и информационно- коммуникативные средства

Виртуальные презентации

Д

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц

Д

Магнитная доска

Д

Экспозиционный экран

Д

Персональный компьютер

Д

Мультимедийный проектор

Д

Демонстрационные пособия

Объекты, предназначенные для демонстрации счета.

Д

Наглядные пособия для изучения состава числа (в том числе карточки с цифрами и другими знаками)

Д

Демонстрационные измерительные инструменты и приспособления (линейки, треугольник, циркуль)

Д

Демонстрационные таблицы сложения

Д

Экранно- звуковые пособия



Учебно- практическое и учебно- лабораторное оборудование

Объекты, предназначенные для счета

К

Пособия для изучения состава чисел

К












Пояснительная записка по математике для 1 класса по ФГОС УМК 21 век
  • Математика
Описание:

1.2 Цели и задачи учебного предмета «Математика»

Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

– математическое развитие младшего школьника – формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);

– освоение начальных математических знаний – понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;

– развитие интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Задачи курса:

– создание благоприятных условий для полноценного математического развития каждого ученика на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям, и обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки для дальнейшего успешного обучения в основной школе;

– овладение учащимися основами математического языка для описания разнообразных предметов и явлений окружающего мира; усвоение общего приема решения задач как универсального действия, умения выстраивать логические цепочки рассуждений, алгоритмы выполняемых действий; использование измерительных и вычислительных умений и навыков.

 

 

 

 

            

 

 

 

 

Автор Фадеева Татьяна Викторовна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 1095
Номер материала 40340
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓