Главная / Биология / Пояснительная записка по элективному курсу «Основы сельского хозяйства»

Пояснительная записка по элективному курсу «Основы сельского хозяйства»


Пояснительная записка по элективному курсу

«Основы сельского хозяйства» учителя муниципального бюджетного образовательного учреждения «Нижнеураспугинская основная общеобразовательная школа Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан» Халиуллиной Альфии Абдулловны

Элективный курс «Основы сельского хозяйства» имеет IVраздела: I раздел «Основы агрономии», II раздел «Основы растениеводства», III раздел «Основы животноводства», IV раздел «Основы экономики сельского хозяйства» . В каждом разделе указано по отдельности цели, задачи, требования к подготовке обучающихся и содержание курса. Элективный курс рассчитан один час неделю в 9-х классах.

I раздел "Основы агрономии"

8 часов

Цель и задачи: формирование основ знаний по морфологическим, биологическим и хозяйственным особенностям культурных растений, методам их выращивания.

Раздел «Основы агрономии» содержит как материалы теоретического характера, раскрывая принципы и механизмы развития агрономии, ее историю и современное состояние, так и в ознакомительно-аналитическом плане конкретные практические вопросы и задачи определения видов, подвидов и разновидностей культурных растений по морфологическим признакам, выращивания отдельных культур с учетом их биологических особенностей. В соответствии с задачами в программу учебного курса включены новейшие разработки и достижения в практической ботанике, растениеводстве и земледелии: интенсивная технология выращивания отдельных культур: биоземледелие; биометоды защиты растений; обработка почвы, в том числе безотвальная в регионах, подверженных ветровой эрозии и другие приемы и методы

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения основ агрономии учащиеся должны;

- знать морфологические, биологические и хозяйственные особенности культурных растений;

- знать типу почв по механическому составу

- знать способы определения кислотности почв

- знать предшественников сельскохозяйственных культур

- знать классификацию удобрений

- знать качественный и количественный состав удобрений

-знать основные виды мелиорации земель растениеводства

- знать правила техники безопасности при работе с химическими препаратами

- уметь определить всхожесть семян

- уметь проводить обработку растений с целью защиты от вредителей и болезней

- уметь отличать семян некоторых сорных и культурных растений.

- уметь пользоваться справочной литературой

Основное содержание

1. Растения и условия их жизни.

- роль зеленых растений в природе и сельскохозяйственном производстве.

- строение растений. Размножение растений.

  • рост и развитие растений.

  • условия жизни растений.

  • взаимодействие растений с условиями среды.

2. Почва, ее состав и свойства

- понятие о почве и ее плодородии

- образование почв

- состав почв

- основные свойства почв

3. Сорные растения и меры борьбы с ними

- понятие о сорных растениях

- агробиологические группы сорных растений

- способ учета сорных растений и пороги их вредоносности

- классификация мер борьбы с сорняками

- предупредительные мероприятия

- истребительные мероприятия

- условия эффективного применения гербицидов


4. Система обработки почв

- научные основы обработки почвы

- технологические операции по обработке почвы

- приемы основной обработки почвы

- приемы поверхностной и мелкой обработки почвы

- системы основной обработки почвы под яровые культуры

- системы предпосевной подготовки почвы под яровые культуры

- системы паровой обработки почвы

- пути и условия минимализации обработки почвы

5. Удобрения и свойства и применение

- химический состав растений

- влияние условий внешней среды на питание растений

- отношение растений к условиям питания в разные периоды вегетации

- минеральные удобрения

- органические удобрения

- система применения удобрений

6. Семена и посев сельскохозяйственных культур

- значение сортовых семян

- посевные качества семян

- подготовка семян к посеву

- сроки посева

-способы посева

- норма высева

- глубина посева

- контроль за качествам посевных работ

- уход за посевами

7. Защита растений от вредителей и болезней

- вредители растений

- болезни растений

- методы защиты растений от вредителей и болезней

- агротехнический метод защиты растений

- химический метод защиты растений

- биологический метод защиты растений

- интегрированная защита растений

- механизация работ по защите растений

8. Севообороты

- понятие о севообороте и его элементах

- научные основы чередования культур

- предшественники и их агротехническая оценка

- классификация севооборотов

- введение и освоение севооборотов


II раздел. Основы растениеводства

9 часов

Раздел ориентирован на углубление, расширение и интеграцию знаний по химии, биологии, географии, имеет профориентационную направленность на приобретение профессии специалиста сельского хозяйства. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов, проведение лабораторного практикума, экскурсий.

Цели и задачи.

Раздел "Основы растениеводства» знакомит учащихся с основными физиологическими закономерностями формирования урожая сельскохозяйственных культур и элементами интенсивных технологий в растениеводстве. Основу содержания составляют вопросы физиологии главных этапов жизни растений. Ознакомление учащихся с основными культурными растениями, их происхождением

и одомашниванием; с морфологическими и биологическими особенностями растений; с хозяйственным использованием, технологией их выращивания.

Содержание учебных занятий базируется на материале, привлеченном из современной и классической научной и учебной литературы с учетом новейших тенденций в растениеводстве, адаптированном к начальной профессиональной подготовке учащихся основной школы. Раздел не только расширит знания по биологии, химии, но и поможет школьникам в выборе будущей профессии.

Завершает курс защита рефератов.



Требования к уровню подготовки обучающихся

  • Учащиеся должны выполнять несложные исполнительские действия по уходу за растениями.

  • Учащиеся должны научиться определять посевные качества семян, их посевные показатели для установления сроков посева.

  • Прогнозировать результаты. - знать морфологические, биологические и хозяйственные особенности культурных растений;

  • определять зерновые, зернобобовые и другие культуры по семенам и плодам;

  • владеть агротехническими приемами выращивания основных культурных растений;

  •  уметь правильно разбить участок, посеять и проводить уход за растениями;

  •  знать о субтропических и тропических культурных растениях нашей планеты.

  • комнатных и полевых условиях. Владеть навыками работы на компьютере.

Содержание программы обеспечивает: формирование технологической культуры, изучение основ растениеводства как научная дисциплина, как отрасль сельскохозяйственного производства, классифицировать растения по основным принципам, изучить биологические основы выращивания растений; методов исследований в растениеводстве; экологических и экономических принципов размещения основных культур по стране; а также воспитание гражданских качеств, чувств, патриотизма, добросовестности, трудолюбия; нравственное, экономическое, экологическое и эстетическое воспитание; развитие личности

Основное содержание

  1. Общая характеристика

строение, рост, развитие зерновых культур, морфологические особенности, химический состав зерна, жизненный цикл зерновых культур.

  1. Озимые и яровые хлеба

осеннее и весеннее развитие, перезимовка озимых культур, общая характеристика озимой пшеницы, озимой ржи . Озимой ячмень, тритикале. Яровые хлеба; яровая пшеница, яровой ячмень, овес, яровая рожь, кукуруза, просо, сорго, рис, гречиха. История культуры, народнохозяйственное значение, районы возделывания и урожайность, биологические особенности, место в севообороте, удобрение, обработка почвы, уборка урожая.


  1. Зерновые бобовые культуры

горох, соя, люпин, фасоль, кормовые бобы, чечевица, чина, нут. История культуры, народнохозяйственное значение, районы возделывания и урожайность, биологические особенности, место в севообороте, удобрение, обработка почвы, уборка урожая.

  1. Корнеплоды и кормовая капуста, клубнеплоды

сахарная свекла, кормовая свекла, кормовая морковь, брюква, турнепс, кормовая капуста, картофель, топинамбур. История культуры, народнохозяйственное значение, районы возделывания и урожайность, биологические особенности, место в севообороте, удобрение, обработка почвы, уборка урожая.

  1. Многолетние кормовые культуры

Многолетние бобовые травы; клевер луговой, люцерна, эспарцет, донник, лядвенец рогатый.

Многолетние мятликовые (злаковые травы); тимофеевка луговая, овснянница луговая, ежа сборная, житняк, кострец безостый, райграс высокий, плевел многоцветковый, пырей бескорневищний, волоснец сибирский. Народнохозяйственное значение, история культуры, районы возделывания, урожайность, ботаническое описание, требование к влаге, требование к свету, требование к почве и питанию, место в севообороте, удобрение, обработка почвы, уборка урожая.

  1. Однолетние кормовые культуры

Однолетние бобовые травы; вика яровая, вика мохнатая, пелюшка, сераделла, однолетние виды клевера.

Однолетние мятликовые (злаковые) травы; суданская трава, могар, плевел однолетний (райграс однолетний)

Народнохозяйственное значение, история культуры, районы возделывания, урожайность, ботаническое описание, требование к влаге, требование к свету, требование к почве и питанию, место в севообороте, удобрение, обработка почвы, уборка урожая.

  1. Масличные культуры

Масличные культуры; подсолнечник, сафлор, горчица, рапс, сурепица, рыжик, клещевина, кунжут, арахис, перилла, лямлеманщия.

История культуры, народнохозяйственное значение, районы возделывания и урожайность, биологические особенности, место в севообороте, удобрение, обработка почвы, уборка урожая.

  1. Эфирномасличные и прядильные культуры

Эфирномасличные культуры; кориандр, анис, тмин, мята перечная, шалфей мускатный.

Прядильные культуры; хлопчатник, лен, конопля, кенаф.

История культуры, народнохозяйственное значение, районы возделывания и урожайность, биологические особенности, место в севообороте, удобрение, обработка почвы, уборка урожая.



  1. Основы семеноведения

Экологическое агротехнические условия выращивания высокоурожайных семян, уборка семенных, посевов, послеуборочная обработка семян, прорастание и покой семян, полевая всхожесть семян и способы ее повышения

III раздел «Основы животноводства»

Животноводство – одна из важнейших отраслей сельского хозяйства. Оно призвано удовлетворять потребности населения в таких ценных продуктах как мясо, масло, молоко, а также обеспечивать сырьем различные отрасли промышленности.

Животноводство, влияет и на повышение урожайности растений, т.к. служит источником органических удобрений. Таким образом, растениеводство и животноводство – тесно связанные между собой отрасли сельского хозяйства.

В связи с применением передовой технологии, механизации и электрификации производственных процессов повышаются и требования к подготовке животноводов. Они должны иметь хорошую общеобразовательную, политехническую и специальную зоотехническую подготовку, знать биологические особенности животных, разнообразные машины и оборудования, уметь управлять ими и рационально их использовать.

На занятиях по основам животноводства, а также по механизации и автоматизации животноводческих ферм и комплексов учащиеся ознакомятся с современными способами повышения продуктивности животных.

Опираясь также на полученные знания по биологии, физике, химии, географии, математике, научатся правильно выполнять основные производственные работы на механизированных сельскохозяйственных комплексах.

Знания по данному курсу помогут учащимся сразу после школы включиться в общественно полезный, производительный труд по животноводству, учиться в ВУЗе или техникуме по избранной профессии и специальности. 

Цели программы:

– углубление знаний в области животноводства, закрепление полученных навыков;

– овладение знаниями основ животноводства и ветеринарии, необходимых при поступлении в средние специальные и высшие учебные заведения сельскохозяйственного направления по специальностям: ветеринария, зоотехния.

Задачи программы:

1) ознакомление учащихся с биологическими особенностями сельскохозяйственных животных;

2) формирование у них зоотехнических и ветеринарных знаний и умений, необходимых для выполнения основных работ по уходу за животными.

Планируемые результаты:

1) Учащиеся должны знать:

– значение и основные отрасли животноводства;

– виды сельскохозяйственных животных, их биологические особенности;

– анатомию, физиологию сельскохозяйственных животных, направления их продуктивности;

– способы определения болезней с/х животных, приемы их лечения и предупреждения;

– основы ветеринарии и зоотехнии;

– физиологические основы доения с/х животных, системы и способы их содержания, основы организации труда в животноводстве.

2) Учащиеся должны уметь:

определять виды сельскохозяйственных животных и их продуктивность;

использовать на практике знания по анатомии, физиологии, зоогигиене и ветеринарии;

ухаживать за животными;

осуществлять под руководством специалистов диагностику и лечение некоторых заболеваний, соблюдать санитарно-гигиенические требования и правила безопасности труда.

Курс также будет способствовать:

формированию личностного отношения к сельскохозяйственному труду, выбору профиля, дальнейшему выбору профессии;

о сознанию значимости сельскохозяйственного труда;

– развитию профессиональных навыков деятельности будущих фермеров-животноводов в современных условиях развития сельскохозяйственного производства.

Профориентационный эффект программы:

1) изучение основ животноводства и ветеринарии закладывает фундамент для овладения учащимися специальностями: оператор машинного доения коров, оператор животноводческой фермы;

2) определение будущей профессии, подготовка к обучению в средних специальных и высших учебных заведениях животноводческого профиля.







Содержание курса

  1. Основы разведения сельскохозяйственных животных (1час)

Рост и развитие животных. Средние данные продолжительности основных периодов жизни животных. Понятие о конституции, экстерьере и интерьере животных. Продуктивность животных. Молочная и мясная продуктивность. Масса животных. Понятие о породе и породообразования. Основы племенного дела. Принципы отбора и подбора. Методы разведения животных: чистопородное, родственное спаривание, инбридинг, скрещивание (поглотительное, вводное, воспроизводительное, переменное), гибридизация. Техника разведения. Половая зрелость, половая охота. Организация племенного дела. Формы племенной работы. Зоотехнический учёт. Бонитировка животных.

 2-3. Основы кормления сельскохозяйственных животных (2часа)

Химический состав кормов. Приводится схема химического состава растений. Вода как составная часть растений и животного. Органическая часть кормов: азотистые и безазотистые вещества, жиры и ферменты. Минеральные вещества, микроэлементы и витамины. Факторы, влияющие на химический состав кормов.
Понятие о переваримости корма; факторы, влияющие на переваримость кормов: возраст, величина и состав рациона. Подготовка кормов к скармливанию. Оценка питательности кормов.

4. Свиноводство (1 час)

Роль и значение свиноводства в обеспечении населения мясной продукцией. Биологические особенности свиней. Плодовитость, период супоросности, показатели роста и развития. Качество и питательность мяса свиней. Продуктивные качества свиней и основные породы. Помещения и содержание свиней. Развитие и воспроизводство свиней. Получение и выращивание поросят. Откорм свиней. Кормление свиней.



5. Овцеводство

Хозяйственно-биологические особенности овец. Продукция овцеводства. Шерсть и ее виды. Тонкая шерсть. Полутонкая шерсть. Кроссбредная шерсть. Грубая шерсть. Полугрубая шерсть. Баранина. Овечье молоко. Овчина. Меховые овчины. Шубные овчины. Кожевенные овчины. Смушки. Шерстные волокна. Пух или подшерсток. Ость. Переходный или промежуточный волос. Мертвый волос. Технические свойства шерсти: извитость шерсти, длина и толщина шерсти. Крепость, растяжимость, упругость, эластичность, цвет шерсти. Выход чистой шерсти. Дефекты шерсти и пути повышения ее качества. Сорная шерсть. Репейная шерсть. Дефектная шерсть. Пороки шерсти. Стрижка овец. Производственная классификация пород овец. Тонкорунные породы. Шерстно-мясные породы. Мясо-шерстные породы. Полутонкорунные породы. Полугрубошерстные породы. Грубошерстные породы. Племенная работа в овцеводстве. Отбор и подбор овец. Бонитировка овец. Кормление овец. Кормление баранов-производителей. Кормление суягных маток. Кормление подсосных маток. Кормление молодняка

6. Коневодство (1 час)

Состояние, направление и задачи развития коневодства. Племенное коневодство. Спортивное коневодство. Продуктивное и пользовательное коневодство. Конные заводы. Государственные станции по племенному делу и искусственному осеменению. Ипподромы. Классификация пород лошадей. Верховые, верхоупряжные, упряжные. Продуктивное коневодство. Мясное и молочное коневодство. Рабочие качества лошади. Тяговая сила. Нормальное и максимальное тяговое усилие. Режим кормления, содержания и использования лошадей. Корма: грубые (сено, солома, мякина), концентрированные (овес, ячмень, отруби, кукуруза), сочные (морковь, свекла, силос и др.), зеленые корма и витаминно-минеральные подкормки (премиксы). Нормы кормления лошадей. Уход за лошадьми. Глинобитный пол. Температурно-влажностный режим. Чистка кожи. Расчистка копыт и ковка лошадей.

7. Птицеводство

Основные породы, линии и кроссы кур, используемые в птицеводстве. Определение понятий о породе, линии и кроссе кур. Перечень основных пород, линий и кроссов. Технология производства яиц. Клеточное содержание. Нормативы при выращивании молодняка яичных кур (площадь, фронт кормления, размеры клеток, кормушек и др.). Температурный режим при выращивании молодняка и другие параметры микроклимата помещений. Технология производства цыплят - бройлеров. Основные технологические параметры при производстве мяса - бройлеров. Параметры микроклимата помещений при выращивании бройлеров. Ориентировочные нормы живой массы по возрастам. Основы производства мяса уток, индеек, гусей. Ветеринарно-санитарные и профилактические мероприятия в птицеводстве.

8. Основы зоогигиены и ветеринарии

Незаразные, инфекционные и инвазионные болезни животных. Зоогигиенические и ветеринарно-санитарные требования к животноводческим помещениям. Зоогигиенические требования к кормам и воде. Незаразные болезни желудка и кишок взрослых и молодняка животных. Болезни органов дыхания, обмена веществ. Болезни мочеполовой системы. Маститы. Заразные болезни: ящур, лейкозы, некробактериоз, калибактериоз телят. Зооантропонозы: бешенство, туберкулез, бруцеллез, сибирская язва, сальмонеллезы, трихофития (стригущий лишай). Инвазионные болезни: цистицеркоз (финноз), эхинококкоз, фасциолез, дикроцелиоз, аскаридоз.
Охрана труда при обращении с животными. Профилактика незаразных и инфекционных болезней у людей при работе с животными.

9. Ветеринария на службе человека

Медицина лечит человека, ветеринария лечит человечество.

Ветеринарная служба в Татарстане. Проблемы ветеринарной службы в РТ

IV раздел. «Основы экономики сельского хозяйства»

8 часов

Цель раздела:

формирование основ экономического мышления; воспитание у учащихся инициативы и активности, самостоятельности в принятии решений; выработки экономической грамотной и необходимой для социальной адаптации учащихся к происходящим изменениям в жизни общества; профессиональная ориентация и развитие способностей школьников к деятельности в сфере экономики и предпринимательства в сельском хозяйстве.

Задачи раздела:

  • раскрыть рыночной механизм регулирования экономики, его
    достоинства и недостатки;

  • способствовать пониманию проблем становления рыночной
    экономики в России;

  • содействовать осознанию школьниками того, что в условиях рыночной экономики исключительное значение имеет конкурентоспособность, которые должны обладать не только фирмы, но и люди стремящиеся занять достойное место в жизни;

  • развивать деловые способности через практикумы, деловые и ролевые игры.

Максимальная отдача от работы по программе достигается использованием современных методик обучения: бесед, ролевых игр, работы в группах самостоятельным принятием решений в ходе деловых игр.

Требования к результатам обучения

В целом ситуация с преподаванием основ экономики в школе может расцениваться как поисковая на пути к выработке единой концепции базового и непрерывного экономического образования. Комплексный подход к решению проблем школы, прежде всего, предполагает выделение основных целей изучения экономики, в том числе и воспитательных. Во всем мире научно-технический и социальный прогресс требует формирования работника нового типа, сочетающего в себе профессионализм и компетентность в избранной сфере деятельности и профессиональную мобильность. С позиции тех социально-экономических преобразований, которые осуществляются в России, речь должна идти о формировании определенной экономической культуры населения. Как сложное социальное явление она может рассматриваться в трех аспектах: 

- теоретическом, как освоение экономической теории и соответствующих ей научных понятий; 
- практическом, как привитие определенных навыков экономического поведения; 
- этическом, как овладение системой ценностей и моральных норм, адекватных той или иной экономической системе. 

Таким образом, личность не только приобретает знания, понятия, представления об экономических явлениях, но и усваивает поведенческие стереотипы, нормы, основными ориентирами для которых являются критерии экономического успеха. Этот аспект экономической культуры в наибольшей степени подвержен влиянию исторического момента, он модифицируется вместе с развитием экономической системы общества. Как отмечают социологи, на момент вхождения в рыночную экономику для культурного пространства России характерна ориентация на достижения и стремление к успеху, лишенные трудового и творческого компонентов. Это стало той системой ценностей, на которые в массовом порядке ориентируется подрастающее поколение в «смутное время» перехода к рынку. 

Содержание курса

  1. Что изучает экономическая наука. Общая характеристика рыночной экономики в сельском хозяйстве

Предмет и задачи науки. Методы исследования в экономике сельского хозяйства. Значение сельского хозяйства в экономике страны. Особенности сельского хозяйства. Основные показатели экономической эффективности сельского хозяйства

  1. Спрос и предложение

Понятие спроса, функция спроса и его цена. Понятие предложения, функция предложения и его цена. Взаимодействие спроса и предложения. Равновесие. Факторы, влияющие на спроса и предложение сельскохозяйственных товаров. Фактор дохода потребителей. Факторы, влияющие на ценообразование.

  1. Экономика растениеводства

Значение, размещение и развитие растениеводства. Экономическая эффективность растениеводства. Пути повышения экономической эффективности растениеводства. Из чего состоит себестоимость продуктов растениеводство.



  1. Экономика животноводства

Значение, специализация и размещение отраслей животноводства. Эффективность производства продукции животноводства. Из чего состоит себестоимость продуктов животноводства

  1. Доходы и расходы

 Финансы сельского хозяйства. Калькулирование затрат в сельском хозяйстве. Оборотные средства предприятий сельского хозяйства. Производственные запасы. Выручка. Денежные средства. Прибыль от реализации продукции. Чистый и валовой доход. Дебиторы, кредиторы. Понятие дебета и кредита.


  1. Банки и кредит

Виды кредитов. Порядок выдачи кредитов.

  1. Налоги и бюджет

Основы государственной налоговой политики в сельском хозяйстве; субъект и объект налогообложения; регулирование налогообложения в сельском хозяйстве; налог на прибыль сельскохозяйственных товаропроизводителей; налог на имущество сельскохозяйственных организаций; налог на добавленную стоимость в сельском хозяйстве; отчисления в специальные фонды; платежи за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды; плата за землю; плата за пользование объектами лесного и водного фонда; особенности налогообложения малого предпринимательства в сельском хозяйстве; налогообложение крестьянских хозяйств




  1. Баланс хозяйства. Рентабельность хозяйства

Выручка от реализации товаров, продукции, услуг (без НДС, акцизов и аналогичных платежей). Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг. Прибыль. Прибыль от финансово-хозяйственной деятельности. Дотации. Балансовая прибыль. Налог на прибыль. Отвлечённые средства. Нераспределённая прибыль (убыток)

Использованная литература:

  1. "Основы агротехники полевых и овощных культур" - Г.В. Устименко и др, 1987 год

  2. Учебник «Растениеводство» под редакцией академика ВАСХНИЛ профессора П.П.Вавилова, Москва, Агропромиздат, 1986 год

  3. Комплект учебников для профильного обучения: «Основы агрономии», «Овощеводство», «Плодоводство» под редакцией члена корреспондента РАСХН, профессора Н.Н.Третьякова, Москва. Академия, 2003 год.

  4. Методическое обеспечение дополнительными учебными материалами осуществляется за счет следующих материалов. Научно – популярных изданий из цикла: «Сельскохозяйственная энциклопедия», «Новое в садоводстве», «Сам хозяин», «Для дома, для семьи» и другие, 2003год

  5. Основы агрономии (Н.Н.Третьяков, Б.А.Ягодин, А.М. Туликов), Образовательно-издательский центр «Академия», 2003

  6. Краткий справочник агронома (П.А.Забазный)

  7. Растениеводство (П.П.Вавилов, В.В.Гриценко, Н.Н.Третьяков, И.С.Шатилов)

  8. Учебник «Бухгалтерский учет на сельскохозяйственных предприятиях» В.Н.Радостовец

  9. Учебник «Экономика сельского хозяйства

  10. Нормативный справочник по экономике и организации сельскохозяйственного производства

  11. «Икътисад һәм бизнес”, Е.Ю.Фрейкман,Казан, Мәгариф,1999

  12. Справочник бухгалтера совхоза, Москва, Россельхозиздат

  13. Трудовое обучение. Сельскохозяйственные работы. 5 -7 классы. Д.И. Трайтак, Москва, Просвещение, 1989 год

  14. Сельскохозяйственные машины. А.Н. Устинов, Москва, Академа, 2003год

  15. Сельскохозяйственный труд. Д.И.Трайтак, Г.В. Пичугина, Москва, Просвещение, 1994год

  16. Тракторы, В.А.Родичев, Москва, Академа, 2002год

  17. Бакчачы, яшелчәче һәм умартачы календаре, А.С.Девятков, А.И.Макаревич, Москва, Урожай, 1993

  18. Плодоводство, Е.Г.Самошенков, И.А.Пашкина, Москва, 2002 год

  19. В.Н.Легеза. Животноводство. Учебник для проф. Образования. – М.: ИРПО; ПрофОбрИздат, 2001. -384с.

  20. Ю.Н.Ковалев. Технология и механизация животноводства. Учебник для проф. Образования. – М.: ИРПО; ПрофОбрИздат, 2000 – 416с.

  21. Е.А.Климов, С.Н.Чистяков Основы производства – выбор профессии. М.Просвещение 1988.



21


Пояснительная записка по элективному курсу «Основы сельского хозяйства»
  • Биология
Описание:

Пояснительная записка по элективному курсу

«Основы сельского хозяйства» учителя муниципального бюджетного образовательного учреждения  «Нижнеураспугинская основная общеобразовательная школа Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан» Халиуллиной Альфии Абдулловны

   Элективный курс «Основы сельского хозяйства» имеет IVраздела:  I раздел «Основы агрономии», IIраздел «Основы растениеводства»,     IIIраздел «Основы животноводства»,     IVраздел «Основы экономики сельского хозяйства» .    В каждом разделе указано по отдельности цели, задачи, требования к подготовке обучающихся и содержание курса. Элективный курс рассчитан один час неделю в 9-х классах.

I раздел "Основы агрономии"

                                                                                       8 часов

    Цель и задачи: формирование основ знаний по морфологическим, биологическим и хозяйственным особенностям культурных растений, методам их выращивания.

Раздел «Основы агрономии» содержит как материалы теоретического характера, раскрывая принципы и механизмы развития агрономии, ее историю и современное состояние, так и в ознакомительно-аналитическом плане конкретные практические вопросы и задачи определения видов, подвидов и разновидностей культурных растений по морфологическим признакам, выращивания отдельных культур с учетом их биологических особенностей. В соответствии с задачами в программу учебного курса включены новейшие разработки и достижения в практической ботанике, растениеводстве и земледелии: интенсивная технология выращивания отдельных культур: биоземледелие; биометоды защиты растений; обработка почвы, в том числе безотвальная в регионах, подверженных ветровой эрозии и другие приемы и методы

                       

   Требования к уровню подготовки обучающихся

      В результате изучения основ агрономии учащиеся должны;

- знать морфологические, биологические и хозяйственные особенности культурных              растений;

- знать типу почв по механическому составу

- знать способы определения кислотности почв

- знать предшественников сельскохозяйственных культур

- знать классификацию удобрений

- знать качественный и количественный состав удобрений

-знать основные виды мелиорации земель растениеводства

- знать правила техники безопасности при работе с химическими препаратами

- уметь определить всхожесть семян

- уметь проводить обработку растений с целью защиты от вредителей и болезней

- уметь отличать семян некоторых сорных и культурных растений.

- уметь пользоваться справочной литературой

Основное содержание

1. Растения и условия их жизни.

-       роль зеленых растений в природе и сельскохозяйственном производстве.

-       строение растений. Размножение растений.

-            рост и развитие растений.

-            условия жизни растений.

-             взаимодействие растений с условиями среды.

                                               

   2. Почва, ее состав и свойства

-  понятие о почве и ее плодородии

-  образование почв

- состав почв

- основные свойства почв

                                                3. Сорные растения и меры борьбы с ними

- понятие о сорных растениях

- агробиологические группы сорных растений

- способ учета сорных растений и пороги их вредоносности

- классификация мер борьбы с сорняками

- предупредительные мероприятия

- истребительные мероприятия

- условия эффективного применения гербицидов

 

4. Система обработки почв

- научные основы обработки почвы

- технологические операции по обработке почвы

- приемы основной обработки почвы

- приемы поверхностной и мелкой обработки почвы

- системы основной обработки почвы под яровые культуры

- системы предпосевной подготовки почвы под яровые культуры

- системы паровой обработки почвы

- пути и условия минимализации обработки почвы

5. Удобрения и свойства и применение

- химический состав растений

- влияние условий внешней среды на питание растений

- отношение растений к условиям питания в разные периоды вегетации

- минеральные удобрения

- органические удобрения

- система применения удобрений

6. Семена и посев сельскохозяйственных культур

- значение сортовых семян

- посевные качества семян

- подготовка семян к посеву

- сроки посева

-способы посева

- норма высева

- глубина посева

- контроль за качествам посевных работ

- уход за посевами

7. Защита растений от вредителей и болезней

- вредители растений

- болезни растений

- методы защиты растений от вредителей и болезней

- агротехнический метод защиты растений

- химический метод защиты растений

- биологический метод защиты растений

- интегрированная защита растений

- механизация работ по защите растений

8. Севообороты

- понятие о севообороте и его элементах

- научные основы чередования культур

- предшественники и их агротехническая оценка

- классификация севооборотов

- введение и освоение севооборотов

 

II раздел. Основы растениеводства

9 часов

      Раздел  ориентирован на углубление, расширение и интеграцию знаний по химии, биологии, географии, имеет профориентационную направленность на приобретение профессии специалиста сельского хозяйства. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов, проведение лабораторного практикума, экскурсий.

Цели и задачи.

       Раздел "Основы растениеводства» знакомит учащихся с основными физиологическими закономерностями формирования урожая сельскохозяйственных культур и элементами интенсивных технологий в растениеводстве. Основу содержания составляют вопросы физиологии главных этапов жизни растений. Ознакомление учащихся с основными культурными растениями, их происхождением

и одомашниванием; с морфологическими и биологическими особенностями растений; с хозяйственным использованием, технологией их выращивания.

Содержание учебных занятий базируется на материале, привлеченном из современной и классической научной и учебной литературы с учетом новейших тенденций в растениеводстве, адаптированном к начальной профессиональной подготовке учащихся основной школы. Раздел не только расширит знания по биологии, химии, но и поможет школьникам в выборе будущей профессии.

   Завершает курс защита рефератов.

 

 

 

Требования к уровню подготовки обучающихся

  • Учащиеся должны выполнять несложные исполнительские действия по уходу за растениями.
  • Учащиеся должны научиться определять посевные качества семян, их посевные показатели для установления сроков посева.
  • Прогнозировать результаты. - знать морфологические, биологические и хозяйственные особенности культурных растений;
  • определять зерновые, зернобобовые и другие культуры по семенам и плодам;
  • владеть агротехническими приемами выращивания основных культурных растений;
  •  уметь правильно разбить участок, посеять и проводить уход за растениями;
  •  знать о субтропических и тропических культурных растениях нашей планеты.
  • комнатных и полевых условиях. Владеть навыками работы на компьютере.

Содержание программы обеспечивает: формирование технологической культуры, изучение основ растениеводства как научная дисциплина, как отрасль сельскохозяйственного производства, классифицировать растения по основным принципам, изучить биологические основы выращивания растений; методов исследований в растениеводстве; экологических и экономических принципов размещения основных культур по стране; а также воспитание гражданских качеств, чувств, патриотизма, добросовестности, трудолюбия; нравственное, экономическое, экологическое и эстетическое воспитание; развитие личности

Основное содержание

1.  Общая характеристика

 строение, рост, развитие зерновых культур,  морфологическиеособенности,химический состав зерна, жизненный цикл зерновых культур.

2.     Озимые и яровые хлеба

осеннее и весеннее развитие, перезимовка озимых культур, общая характеристика озимой пшеницы, озимой ржи . Озимой ячмень, тритикале. Яровые хлеба; яровая пшеница, яровой ячмень, овес, яровая рожь, кукуруза, просо, сорго, рис, гречиха. История культуры, народнохозяйственное значение, районы возделывания и урожайность, биологические особенности, место в севообороте, удобрение, обработка почвы, уборка урожая.

 

3.     Зерновые бобовые культуры

горох, соя, люпин, фасоль, кормовые бобы, чечевица, чина, нут. История культуры, народнохозяйственное значение, районы возделывания и урожайность, биологические особенности, место в севообороте, удобрение, обработка почвы, уборка урожая.

4.     Корнеплоды и кормовая капуста, клубнеплоды

 сахарная свекла, кормовая свекла, кормовая морковь, брюква, турнепс, кормовая капуста, картофель, топинамбур. История культуры, народнохозяйственное значение, районы возделывания и урожайность, биологические особенности, место в севообороте, удобрение, обработка почвы, уборка урожая.

5.       Многолетние кормовые культуры

            Многолетние бобовые травы; клевер луговой, люцерна, эспарцет, донник, лядвенец рогатый.

            Многолетние мятликовые (злаковые травы); тимофеевка луговая,  овснянница луговая, ежа сборная, житняк, кострец безостый, райграс высокий, плевел многоцветковый, пырей бескорневищний, волоснец сибирский. Народнохозяйственное значение, история культуры, районы возделывания, урожайность, ботаническое описание, требование к влаге, требование к свету, требование к почве и питанию, место в севообороте, удобрение, обработка почвы, уборка урожая.

6.     Однолетние кормовые культуры

Однолетние бобовые травы; вика яровая, вика мохнатая, пелюшка, сераделла,  однолетние виды клевера.

Однолетние мятликовые (злаковые) травы; суданская трава, могар, плевел однолетний (райграс однолетний)

Народнохозяйственное значение, история культуры, районы возделывания, урожайность, ботаническое описание, требование к влаге, требование к свету, требование к почве и питанию, место в севообороте, удобрение, обработка почвы, уборка урожая.

7.     Масличные культуры

Масличные культуры; подсолнечник, сафлор, горчица, рапс, сурепица, рыжик, клещевина, кунжут, арахис, перилла,  лямлеманщия.

   История культуры, народнохозяйственное значение, районы возделывания и урожайность, биологические особенности, место в севообороте, удобрение, обработка почвы, уборка урожая.

8.     Эфирномасличные и прядильные культуры

Эфирномасличные культуры; кориандр, анис, тмин, мята перечная, шалфей мускатный.

Прядильные культуры; хлопчатник, лен, конопля, кенаф.

История культуры, народнохозяйственное значение, районы возделывания и урожайность, биологические особенности, место в севообороте, удобрение, обработка почвы, уборка урожая.

 

 

9.     Основы семеноведения

Экологическое агротехнические условия выращивания высокоурожайных семян, уборка семенных, посевов, послеуборочная обработка семян, прорастание и покой семян, полевая всхожесть семян и способы ее повышения

III раздел «Основы животноводства»

    Животноводство – одна из важнейших отраслей сельского хозяйства. Оно призвано удовлетворять потребности населения в таких ценных продуктах как мясо, масло, молоко, а также обеспечивать сырьем различные отрасли промышленности.

    Животноводство, влияет и на повышение урожайности растений, т.к. служит источником органических удобрений. Таким образом, растениеводство и животноводство – тесно связанные между собой отрасли сельского хозяйства.

В связи с применением передовой технологии, механизации и электрификации производственных процессов повышаются и требования к подготовке животноводов. Они должны иметь хорошую общеобразовательную, политехническую и специальную зоотехническую подготовку, знать биологические особенности животных, разнообразные машины и оборудования, уметь управлять ими и рационально их использовать.

На занятиях по основам животноводства, а также по механизации и автоматизации животноводческих ферм и комплексов учащиеся ознакомятся с современными способами повышения продуктивности животных.

Опираясь также на полученные знания по биологии, физике, химии, географии, математике, научатся правильно выполнять основные производственные работы на механизированных сельскохозяйственных комплексах.

Знания по данному курсу помогут учащимся сразу после школы включиться в общественно полезный, производительный труд по животноводству, учиться в ВУЗе или техникуме по избранной профессии и специальности. 

Цели программы:

– углубление знаний в области животноводства, закрепление полученных навыков;

– овладение знаниями основ животноводства и ветеринарии, необходимых при поступлении в средние специальные и высшие учебные заведения сельскохозяйственного направления по специальностям: ветеринария, зоотехния.

Задачи программы:

1) ознакомление учащихся с биологическими особенностями сельскохозяйственных животных;

2) формирование у них зоотехнических и ветеринарных знаний и умений, необходимых для выполнения основных работ по уходу за животными.

Планируемые результаты:

1) Учащиеся должны знать:

– значение и основные отрасли животноводства;

– виды сельскохозяйственных животных, их биологические особенности;

– анатомию, физиологию сельскохозяйственных животных, направления их продуктивности;

– способы определения болезней с/х животных, приемы их лечения и предупреждения;

– основы ветеринарии и зоотехнии;

– физиологические основы доения с/х животных, системы и способы их содержания, основы организации труда в животноводстве.

2) Учащиеся должны уметь:

– определять виды сельскохозяйственных животных и их продуктивность;

– использовать на практике знания по анатомии, физиологии, зоогигиене и ветеринарии;

– ухаживать за животными;

– осуществлять под руководством специалистов диагностику и лечение некоторых заболеваний, соблюдать санитарно-гигиенические требования и правила безопасности труда.

Курс также будет способствовать:

– формированию личностного отношения к сельскохозяйственному труду, выбору профиля, дальнейшему выбору профессии;

– о сознанию значимости сельскохозяйственного труда;

– развитию профессиональных навыков деятельности будущих фермеров-животноводов в современных условиях развития сельскохозяйственного производства.

Профориентационный эффект программы:

1) изучение основ животноводства и ветеринарии закладывает фундамент для овладения учащимися специальностями: оператор машинного доения коров, оператор животноводческой фермы;

2) определение будущей профессии, подготовка к обучению в средних специальных и высших учебных заведениях животноводческого профиля.

 

 

 

Содержание курса

1.     Основы разведения сельскохозяйственных животных (1час)

         Рост и развитие животных. Средние данные продолжительности основных периодов жизни животных. Понятие о конституции, экстерьере и интерьере животных. Продуктивность животных. Молочная и мясная продуктивность. Масса животных. Понятие о породе и породообразования. Основы племенного дела. Принципы отбора и подбора. Методы разведения животных: чистопородное, родственное спаривание, инбридинг, скрещивание (поглотительное, вводное, воспроизводительное, переменное), гибридизация. Техника разведения. Половая зрелость, половая охота. Организация племенного дела. Формы племенной работы. Зоотехнический учёт. Бонитировка животных.

    2-3. Основы кормления сельскохозяйственных животных (2часа)

        Химический состав кормов. Приводится схема химического состава растений. Вода как составная часть растений и животного. Органическая часть кормов: азотистые и безазотистые вещества, жиры и ферменты. Минеральные вещества, микроэлементы и витамины. Факторы, влияющие на химический состав кормов.
Понятие о переваримости корма; факторы, влияющие на переваримость кормов: возраст, величина и состав рациона. Подготовка кормов к скармливанию. Оценка питательности кормов.

4. Свиноводство (1 час)

     Роль и значение свиноводства в обеспечении населения мясной продукцией. Биологические особенности свиней. Плодовитость, пери­од супоросности, показатели роста и развития. Качество и питатель­ность мяса свиней. Продуктивные качества свиней и основные поро­ды. Помещения и содержание свиней. Развитие и воспроизводство свиней. Получение и выращивание поросят. Откорм свиней. Кормление свиней.

 

5. Овцеводство

         Хозяйственно-биологические особенности овец. Продукция овце­водства. Шерсть и ее виды. Тонкая шерсть. Полутонкая шерсть.  Кроссбредная шерсть. Грубая шерсть. Полугрубая шерсть. Баранина. Ове­чье молоко. Овчина. Меховые овчины. Шубные овчины. Кожевенные овчины. Смушки. Шерстные волокна. Пух или подшерсток. Ость. Переходный или промежуточный волос. Мертвый волос. Технические свойства шерсти: извитость шерсти, длина и толщина шерсти. Кре­пость, растяжимость, упругость, эластичность, цвет шерсти. Выход чистой шерсти. Дефекты шерсти и пути повышения ее качества. Сор­ная шерсть. Репейная шерсть. Дефектная шерсть. Пороки шерсти. Стрижка овец. Производственная классификация пород овец. Тонко­рунные породы. Шерстно-мясные породы. Мясо-шерстные породы. Полутонкорунные породы. Полугрубошерстные породы. Грубошер­стные породы. Племенная работа в овцеводстве. Отбор и подбор овец. Бонитировка овец. Кормление овец. Кормление баранов-производи­телей. Кормление суягных маток. Кормление подсосных маток. Корм­ление молодняка

6. Коневодство (1 час)

Состояние, направление и задачи развития коневодства. Племен­ное коневодство. Спортивное коневодство. Продуктивное и пользовательное коневодство. Конные заводы. Государственные станции по племенному делу и искусственному осеменению. Ипподромы. Класси­фикация пород лошадей. Верховые, верхоупряжные, упряжные. Про­дуктивное коневодство. Мясное и молочное коневодство. Рабочие качества лошади. Тяговая сила. Нормальное и максимальное тяговое усилие. Режим кормления, содержания и использования лошадей. Кор­ма: грубые (сено, солома, мякина), концентрированные (овес, ячмень, отруби, кукуруза), сочные (морковь, свекла, силос и др.), зеленые кор­ма и витаминно-минеральные подкормки (премиксы). Нормы кормле­ния лошадей. Уход за лошадьми. Глинобитный пол. Температурно-влажностный режим. Чистка кожи. Расчистка копыт и ковка лошадей.

7. Птицеводство

         Основные породы, линии и кроссы кур, используемые в птицевод­стве. Определение понятий о породе, линии и кроссе кур. Перечень основных пород, линий и кроссов. Технология производства яиц. Клеточное содержание. Нормативы при выращивании молодняка яичных кур (площадь, фронт кормле­ния, размеры клеток, кормушек и др.). Температурный режим при выращивании молодняка и другие параметры микроклимата помещений. Технология производства цыплят - бройлеров. Основные технологи­ческие параметры при производстве мяса - бройлеров. Параметры микроклимата помещений при выращивании бройлеров. Ориентировочные нормы живой массы по возрастам. Основы производства мяса уток, индеек, гусей. Ветеринарно-санитарные и профилактические меропри­ятия в птицеводстве.

8. Основы зоогигиены и ветеринарии

       Незаразные, инфекционные и инвазионные болезни животных. Зоогигиенические и ветеринарно-санитарные требования к животновод­ческим помещениям. Зоогигиенические требования к кормам и воде. Незаразные болезни желудка и кишок взрослых и молодняка живот­ных. Болезни органов дыхания, обмена веществ. Болезни мочеполовой системы. Маститы. Заразные болезни: ящур, лейкозы, некробактериоз, калибактериоз телят. Зооантропонозы: бешенство, туберкулез, бру­целлез, сибирская язва, сальмонеллезы, трихофития (стригущий лишай). Инвазионные болезни: цистицеркоз (финноз), эхинококкоз, фасциолез, дикроцелиоз, аскаридоз.
   Охрана труда при обращении с животными. Профилактика неза­разных и инфекционных болезней у людей при работе с животными.

9. Ветеринария на службе человека

Медицина лечит человека, ветеринария лечит человечество.

Ветеринарная служба в Татарстане. Проблемы ветеринарной службы в РТ

IV раздел.  «Основы экономики сельского хозяйства»

8 часов

Цель раздела:

 формирование основ экономического мышления; воспитание у учащихся инициативы и активности, самостоятельности в принятии решений; выработки экономической грамотной и необходимой для социальной адаптации учащихся к происходящим изменениям в жизни общества; профессиональная ориентация и развитие способностей школьников к деятельности в сфере экономики и предпринимательства в сельском хозяйстве.

                                                           Задачи раздела:

-   раскрыть рыночной механизм регулирования экономики, его
достоинства и недостатки;

-   способствовать пониманию проблем становления рыночной
экономики в России;

-   содействовать осознанию школьниками того, что в условиях рыночной экономики исключительное значение имеет конкурентоспособность, которые должны обладать не только фирмы, но и люди стремящиеся занять достойное место в жизни;

-   развивать деловые способности через практикумы, деловыеи ролевые игры.

Максимальная отдача от работы по программе достигается использованием современных методик обучения: бесед, ролевых игр, работы в группах самостоятельным принятием решений в ходе деловых игр.

Требования к результатам обучения

         В целом ситуация с преподаванием основ экономики в школе может расцениваться как поисковая на пути к выработке единой концепции базового и непрерывного экономического образования. Комплексный подход к решению проблем школы, прежде всего, предполагает выделение основных целей изучения экономики, в том числе и воспитательных. Во всем мире научно-технический и социальный прогресс требует формирования работника нового типа, сочетающего в себе профессионализм и компетентность в избранной сфере деятельности и профессиональную мобильность. С позиции тех социально-экономических преобразований, которые осуществляются в России, речь должна идти о формировании определенной экономической культуры населения. Как сложное социальное явление она может рассматриваться в трех аспектах: 

- теоретическом, как освоение экономической теории и соответствующих ей научных понятий; 
- практическом, как привитие определенных навыков экономического поведения; 
- этическом, как овладение системой ценностей и моральных норм, адекватных той или иной экономической системе. 

Таким образом, личность не только приобретает знания, понятия, представления об экономических явлениях, но и усваивает поведенческие стереотипы, нормы, основными ориентирами для которых являются критерии экономического успеха. Этот аспект экономической культуры в наибольшей степени подвержен влиянию исторического момента, он модифицируется вместе с развитием экономической системы общества. Как отмечают социологи, на момент вхождения в рыночную экономику для культурного пространства России характерна ориентация на достижения и стремление к успеху, лишенные трудового и творческого компонентов. Это стало той системой ценностей, на которые в массовом порядке ориентируется подрастающее поколение в «смутное время» перехода к рынку. 

Содержание курса

1.     Что изучает экономическая наука. Общая характеристика рыночной экономики в сельском хозяйстве

Предмет и задачи науки. Методы исследования в экономике сельского хозяйства. Значение сельского хозяйства в экономике страны. Особенности сельского хозяйства. Основные показатели экономической эффективности сель­ского хозяйства

2.     Спрос и предложение

  Понятие спроса, функция спроса и его цена. Понятие предложения, функция предложения и его цена.Взаимодействие спроса и предложения. Равновесие.  Факторы, влияющие на спроса и предложе­ние сельскохозяйственных товаров.Фактор дохода потребителей.Факторы, влияющие на ценообразование.

3.     Экономика растениеводства

   Значение, размещение и развитие растениеводства. Экономическая эффективность растениеводства. Пути повышения экономической эффективности растениеводства. Из чего состоит себестоимость продуктов растениеводство.

 

4.     Экономика животноводства

Значение, специализация и размещение отраслей животноводства.   Эффективность производства продукции животноводства. Из чего состоит себестоимость продуктов животноводства

5.     Доходы и расходы

   Финансы сельского хозяйства. Калькулирование затрат в сельском хозяйстве.  Оборотные средства предприятий сельского хозяйства. Производственные запасы. Выручка. Денежные средства.Прибыль от реализации продукции. Чистый и валовой доход. Дебиторы, кредиторы. Понятие дебета и кредита.

 

6.     Банки и кредит

Виды кредитов. Порядок выдачи кредитов.

7.     Налоги и бюджет

Основы государственной налоговой политики в сельском хозяйстве; субъект и объект налогообложения; регулирование налогообложения в сельском хозяйстве; налог на прибыль сельскохозяйственных товаропроизводителей; налог на имущество сельскохозяйственных организаций; налог на добавленную стоимость в сельском хозяйстве; отчисления в специальные фонды; платежи за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды; плата за землю; плата за пользование объектами лесного и водного фонда; особенности налогообложения малого предпринимательства в сельском хозяйстве; налогообложение крестьянских хозяйств

 

 

 

8.     Баланс хозяйства.  Рентабельность хозяйства

Выручка от реализации товаров, продукции, услуг (без НДС, акцизов и аналогичных платежей). Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг. Прибыль. Прибыль от финансово-хозяйственной деятельности. Дотации. Балансовая прибыль. Налог на прибыль. Отвлечённые средства. Нераспределённая прибыль (убыток)

              Использованная литература:

1.     "Основы агротехники полевых и овощных культур" - Г.В. Устименко и др, 1987 год

2.     Учебник «Растениеводство» под редакцией академика ВАСХНИЛ профессора П.П.Вавилова, Москва, Агропромиздат, 1986 год

3.     Комплект учебников для профильного обучения: «Основы агрономии», «Овощеводство», «Плодоводство» под редакцией члена корреспондента РАСХН, профессора Н.Н.Третьякова, Москва. Академия, 2003 год. 4.     Методическое обеспечение дополнительными учебными материалами осуществляется за счет следующих материалов. Научно – популярных изданий из цикла: «Сельскохозяйственная энциклопедия», «Новое в садоводстве», «Сам хозяин», «Для дома, для семьи» и другие, 2003год 5.     Основы агрономии (Н.Н.Третьяков, Б.А.Ягодин, А.М. Туликов), Образовательно-издательский центр «Академия»,  2003 6.     Краткий справочник агронома (П.А.Забазный) 7.     Растениеводство (П.П.Вавилов, В.В.Гриценко, Н.Н.Третьяков,  И.С.Шатилов)

8.     Учебник «Бухгалтерский учет на сельскохозяйственных предприятиях»  В.Н.Радостовец

9.      Учебник «Экономика сельского хозяйства

10.                        Нормативный справочник по экономике и организации сельскохозяйственного производства

11.                        «Икътисад һәм бизнес”, Е.Ю.Фрейкман,Казан, Мәгариф,1999

12.                        Справочник бухгалтера совхоза, Москва, Россельхозиздат

13.                        Трудовое обучение. Сельскохозяйственные работы. 5 -7 классы. Д.И. Трайтак,  Москва, Просвещение, 1989 год

14.                        Сельскохозяйственные машины. А.Н. Устинов, Москва, Академа, 2003год

15.                        Сельскохозяйственный труд. Д.И.Трайтак, Г.В. Пичугина,  Москва, Просвещение, 1994год

16.                        Тракторы, В.А.Родичев, Москва, Академа, 2002год

17.                        Бакчачы, яшелчәче һәм умартачы календаре, А.С.Девятков, А.И.Макаревич, Москва, Урожай, 1993

18.                        Плодоводство, Е.Г.Самошенков, И.А.Пашкина, Москва, 2002 год

19.В.Н.Легеза. Животноводство. Учебник для проф. Образования. – М.: ИРПО; ПрофОбрИздат, 2001. -384с.

20.Ю.Н.Ковалев. Технология и механизация животноводства. Учебник для проф. Образования. – М.: ИРПО; ПрофОбрИздат, 2000 – 416с.

21.Е.А.Климов, С.Н.Чистяков Основы производства – выбор профессии. М.Просвещение 1988.

 

 

 

Автор Халиуллина Альфия Абдулловна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 1208
Номер материала 22577
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓