Главная / Русский язык и литература / пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 5 класс ФГОС

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 5 класс ФГОС

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Новочарская средняя общеобразовательная школа № 2




Согласовано:_________ Утверждаю________________

Зам. директора по УВР директор МБОУ НСОШ № 2


«___»____________20___г. «___»____________20___г.




Рабочая программа

по русскому языку


в 5 (общеобразовательном) классе А

на 2012-2013 учебный год


количество часов в неделю – 5












Составила: _____________ Рассмотрено на заседании МО

Пришутова Валентина Николаевна Протокол № __ от «___»_____2012 г.

«___»____________2012 г. Руководитель МО______/_______________/


Раздел I. Пояснительная записка


Рабочая программа по русскому языку для 5 класса основной общеобразовательной школы создана на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения и обеспечена УМК под редакцией С.И.Львовой для 5-9 классов.

Компоненты УМК:

  • Программа

  • Учебник: С.И.Львова, В.В.Львов. Русский язык. Учебник в 3-х частях М.: Мнемозина, 2011 г.

Рабочая тетрадь: С.И.Львова, В.В.Львов. «Учимся читать, писать, говорить» М.: Мнемозина, 2011 г

Часть 1, 2, 3  (первые две части - непосредственно учебник, в третьей - содержатся справочные материалы: различные словари, образцы всех видов разборов, цветные репродукции).

  • Пособия для учащихся и учителей

Главным компонентом УМК по русскому языку является учебник, который предусматривает:

  • интенсивное развитие речемыслительных способностей учащихся;

  • развитие всех видов речевой деятельности в их зависимости и взаимосвязи;

  • формирование системных представлений о языке, его строении и функционировании;

  • развитие навыков правильного, уместного и выразительного использования языковых средств в речи;

  • реализацию дифференцированного подхода и межпредметных связей в обучении.


Характеристика класса










Цель обучения русскому языку в 5 классе - развитие личности ученика средствами предмета, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме.


В соответствии с этой целью ставятся задачи:

1) развить у учащихся патриотическое чувство по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознание его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

2) осознать себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой;

3) сформировать у учащихся чувства языка;

4) воспитать потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;

5) сообщить необходимые знания и сформировать учебно-языковые, речевые умения и навыки, необходимые для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.


II раздел

Общая характеристика учебного предмета


В основе содержания обучения русскому языку лежит овладение учащимися следующими видами компетенций: коммуникативной, языковой, культуроведческой и лингвистической. В соответствии с этими видами компетенций нами выделены основные содержательно-целевые направления (линии) развития учащихся средствами предмета Русский язык.

Языковая компетенция (т.е. осведомленность учащихся в системе родного языка) реализуется в процессе осуществления следующих направлений (линии развития учащихся средствами предмета).

Формирование у учащихся чувства языка.

Приобретение и систематизация знаний о родном языке с целью обеспечить ориентировку в системе языка, необходимую для формирования речевых умений и навыков, для обеспечения произвольности, намеренности и осознанности речевой деятельности на родном языке.

Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность учащихся в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе осуществления следующих направлений (линий развития).

Овладение функциональной грамотностью. Под функциональной грамотностью мы понимаем способность учащегося свободно использовать навыки чтения и письма для целей получения информации из текста, т.е. для его понимания и преобразования, и для целей передачи такой информации в реальном общении.

Функциональная грамотность – это и умение пользоваться различными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; умение переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, аде-кватной данной цели чтения и понимания данного вида текстов (гибкость чтения), и умение понимать и анализировать художественный текст.

Дальнейшее овладение родным языком (расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся, более полное овладение грамматическим строем родного языка, овладение системой стилистических разновидностей речи, овладение нормами языка).

Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов, среди которых наиболее актуально умение адекватного восприятия художественного текста.

Овладение продуктивными навыками и умениями различных видов устной и письменной речи.

Овладение орфографией и пунктуацией, формирование относительной орфографической и пунктуационной грамотности на основе отобранного школьного минимума орфограмм и пунктуационных правил; развитие умения видеть орфографическую или пунктуационную задачу и решать её посред-ством знания правил или обращения к учебнику, справочнику, словарю.

Лингвистическая компетенция формируется через знания о русском языке как науке, о методах этой науки, об этапах развития, о выдающихся учёных-лингвистах.

Культуроведческая компетенция формируется через систему дидактического материала учебников, тексты которых содержат в себе культурологический и воспитательный потенциал русского языка, показывают его тесную связь с историей, духовной культурой, менталитетом русского народа, сообщают знания об истории языка и его месте среди других языков мира.

Таким образом, обучение русскому языку в 5-м классе должно обеспечить такой уровень знаний, способный дальнейшему усвоению учебного материала.



III раздел

Место учебного предмета в учебном плане школы


В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Русский язык» изучается с 5-го по 9-й класс.

Общее количество уроков в неделю с 5-го по 9-й класс составляет 21 час (5-й класс – 5; 6-й класс – 6; 7-й класс – 4; 8-й и 9-й классы – по 3 часа в неделю).

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту предусмотрено на изучение русского языка в 5-м классе — 175 ч.


IV раздел

Результаты изучения предмета «Русский (родной) язык»


5–9-й классы

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:

чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

интерес к изучению языка;

осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

5-й класс

по фонетике и графике: производить фонетический разбор
слова; соотносить звуковой облик слова с его графическим изображением; свободно пользоваться алфавитом при работе со словарем; не смешивать буквы и звуки;

по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи; пользоваться орфоэпическим словарем;

по лексике: пользоваться толковым словарем, словарем синонимов, антонимов; толковать лексическое значение слова с помощью толкового словаря, через антонимы и синонимы; давать элементарный анализ лексического значения слова;

по морфемике и словообразованию: выделять морфемы на основе словообразовательного анализа слова; выделять основу слова; образовывать новые слова с помощью типичных для изученных частей речи суффиксов, с помощью приставок, приставок и суффиксов; сложения основ; производить морфемный разбор; производить словообразовательный разбор;

по морфологии: различать части речи по наличию у слова определённых морфологических признаков; указывать морфологические признаки и функцию в предложении изученных частей речи; уметь образовывать формы изученных частей речи; производить морфологический разбор изученных частей речи;

по синтаксису: выделять словосочетание в предложении; определять главное и зависимое слово; образовывать словосочетания с именем суще-ствительным, глаголом в качестве главного и зависимого слова; определять вид предложения по цели высказывания, интонации; определять грамматическую основу предложения; определять вид предложения по количеству грамматических основ; определять вид предложения по наличию/отсутствию второстепенных членов предложения; определять однородные члены; определять вводные слова и обращения (данное умение не является обязательным, т.к. материал вводился ознакомительно); различать простое и сложное предложение; производить синтаксический разбор предложения;

по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами, правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 5-м классе слова с непроверяемыми написаниями;

по пунктуации: находить изученные типы смысловых отрезков в предложениях и тексте, правильно оформлять предложения изученных типов и текст в соответствии с изученными пунктуационными правилами; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки на изученные правила;

по связной речи, чтению и работе с информацией: читать учебно-научный текст изучающим чтением; владеть отдельными приёмами ознакомительного чтения учебно-научного текста; выделять в учебно-научном тексте ключевые слова, составлять план; определять тему, основную мысль (авторский замысел) в тексте из художественного произведения, пересказывать текст подробно и сжато; понимать основные отличия текстов-описаний, повествований, рассуждений, писать тексты этих типов; определять стиль текста; письменно подробно излагать художественный и учебно-научный текст; пытаться использовать в собственной письменной речи изученные особенности частей речи (синонимию, многозначность, антонимию), синтаксических конструкций; последовательно развивать мысль в сочинении в соответствии с темой и замыслом, делать абзацные отступы; озаглавливать текст, пользуясь разными типами заголовков.


V раздел

Содержание учебного предмета


Направленность курса русского языка в 5-м классе на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре: выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:
• содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции: : «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка». Цель: формирование навыков речевого общения.

• содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций: «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Культура речи», «Правописание: орфография и пунктуация».

Цель: овладение знаниями об устройстве языка и особенностях функционирования языковых единиц
• содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции: «Язык и культура». Цель: помочь раскрыть связь языка с историей и культурой народа.

В учебном процессе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы. При изучении каждого раздела курса учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности, развивают различные коммуникативные умения, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. При таком подходе процесс осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных ситуациях общения оказываются неразрывно связанными.

Основная особенность курса русского языка по данной программе – его ориентация на интенсивное речемыслительное развитие ребёнка.Это проявляется прежде всего в целенаправленном формировании всех видов речевой деятельности: умение осмысленно воспринимать устную и письменную речь (слушать и читать), умение правильно, точно, логично и выразительно передавать свои мысли и чувства в письменной и устной форме (говорить и слушать), а также в развитии врождённого языкового чутья и речемыслительных способностей школьников. Курс отличается ярко выраженной семантической направленностью в изучении грамматико-орфографического материала, усиленным вниманием к особенностям употребления в речи языковых единиц, к эстетической функции изучаемых явлений языка. При этом максимально учитываются закономерности и этапы речевого развития учащихся. Большое внимание уделяется формированию навыков использования справочной литературы, работы с различными видами лингвистических словарей.

Программа реализует идею межпредметных связей при обучении русскому языку, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам. Большое внимание уделено формированию навыков работы с различными видами лингвистических словарей. УМК С.И.Львовой реализует системно- деятельностный подход в обучении русскому языку, что предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков, на основе чего происходит развитие врожденного языкового чутья и речемыслительных способностей школьников.

Системно- деятельностный подход в обучении, направленность на трехсторонний анализ языкового явления (с точки зрения значения, формы, функции) пронизывают весь курс обучения русскому языку в 5 классе (и в конечном результате). УМК ориентирован на целенаправленную подготовку с 5-го класса к итоговой аттестации: систематически предъявляются в учебнике упражнения, с помощью которых отрабатываются умения писать изложения разных видов, небольшие по объему сочинения-рассуждения, включаются в рабочую тетрадь «Учимся читать, писать, говорить» задания, с помощью которых ученик может самостоятельно развивать и совершенствовать умения писать сочинения-миниатюры, сжатые и выборочные изложения. УМК С.И.Львовой реализует идею дифференцированного подхода к обучению. Выражается это в выделении дополнительного материала, который является необязательным для усвоения всеми учащимися, и в делении упражнений по уровням (красным цветом отмечаются упражнения повышенной сложности). Разнообразие учебных заданий, интересные тексты, деление упражнений по уровням позволяет не только дифференцировать обучение, но и применять групповые формы работ, что способствует формированию коммуникативной компетентности школьников: рубрика «Основные знания», предназначена для обязательного изучения, анализа и усвоения теоретического материала, дополнительная рубрика «Обратите внимание», обеспечивающая проподевтическую работу с сильными учащимися и рубрика «Любознательным» (необязательная), развивающая познавательный интерес учащихся к предмету, обеспечивающая углубленное изучение темы.        Учебный материал даётся преимущественно в системно-блоковом виде, часто предлагаются «опорные схемы», оформленные в виде таблиц, чертежей. Подобные схемы помогают довести представление по изученной теме до формирования понятий, устойчивых навыков. От традиционной наглядности они отличаются тем, что являются опорами мысли и действия.





Содержание школьного курса русского языка в 5-м классе.

В 5 классе изучаются фонетика и графика, орфоэпия и орфография, лексика и морфемика. Начинается изучение морфологии (существительное, прилагательное, глагол). Вводятся первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса, пунктуации, что позволяет формировать устную и письменную речь.


Лингвистика (2 часа).


Фонетика (4+1)

§ 2. Гласные и согласные звуки

Фонетическая транскрипция

Сочинение по картине М. А. Врубеля «Царевна- Лебедь»

Фонетический разбор. Звукопись в художественном тексте

§ 3. Слог. Ударение


Орфоэпия (4 ч. )

§ 4 Произношение гласных звуков

§ 5. Произношение согласных звуков

Повторение и обобщение материала разделов «Фонетика» и «Орфоэпия»


Графика (8 ч.)

6. Алфавит и его использование)

§ 7. Звуки и буквы

§ 8. Обозначение звуков с помощью букв е, ё, ю, я

Контрольная работа № 1 (диктант с языковым анализом)


Морфемика (6 ч.)

§ 9. Морфема — значимая часть слова

Словообразующие морфемы. Выразительные возможности словообразующих морфем

Морфемная модель слова

Корень слова

§ 10. Чередование гласных и согласных в морфемах


Лексикология (5+1)

§11. Способы объяснения лексического значения слова

§ 12. Тематические группы слов

Подготовка к сочинению по картине А. А. Рылова «Полевая рябинка»


Орфография (10 часов)

§13. Разделы русской орфографии. Орфография как раз­дел лингвистики

Правописание морфем

Правописание и, у, а после шипящих. Правописа­ние сочетаний чн, чк, нч, нщ, рщ, щн

§14. Правописание корней

§15. Правописание окончаний

§ 16. Правописание слов с ь и ъ

§ 17. Слитные, дефисные и раздельные написания

Повторение и обобщение сведений по разделу « Орфография »

Контрольная работа № 2 (контрольный диктант с языковым анализом текста по разделу «Орфогра­фия»)





Морфология ( 2 часа)

§18. Части речи в русском языке. Морфология как раз­дел лингвистики

§19. Образование форм слова с помощью окончания



Культура речи (3 часа)

§ 20. Соблюдение норм современного русского литератур­ного языка

§21. Употребление в речи этикетных слов. Понятие о речевой ситуации



Синтаксис и пунктуация (26 часов +1 час)


§22. Словосочетание как единица синтаксиса. Синтаксис как раздел лингвистики

Подготовка к сочинению по картине И. И. Фирсова «Юный живописец»

§ 23. Предложение как единица синтаксиса. Интонация предложения

§ 24. Главные члены предложения

Второстепенные члены предложения

Сжатое изложение-миниатюра (упр. 351)

§25. Виды предложений по цели высказывания

§ 26. Виды предложений по эмоциональной окраске

§27. Виды предложений по наличию второстепенных членов

§ 28. Виды предложений по количеству грамматических основ

§ 29. Простое осложнённое предложение

Предложения с однородными членами

Предложения с обращениями

Предложения с вводными словами

Предложения со сравнительными оборотами

§ 30. Предложения с прямой речью

Диктант «Проверяю себя»- резерв

Повторение и обобщение по разделу «Синтаксис»-резерв

Контрольная работа (зачёт по разделу «Синтаксис»)- резерв

§31. Зачем нужны знаки препинания. Понятие о пунктуации

32. Основные разделы пунктуации. Знаки препинания в конце предложения

Знаки препинания внутри простого предложения

  • Знаки препинания между частями сложного пред­ложения

  • Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Контрольная работа № 3 (диктант с языковым анализом по разделам «Синтаксис» и «Пунктуа­ция»)



Текстоведение (10 ч+3)

§33. Понятие о тексте. Основные признаки текста

Обобщение по теме- резерв

54. Типы речи

  • Повествование

  • Описание
    Подготовка к сочинению по картине В. Д. Поленова «Московский дворик»

Рассуждение
Обобщение по теме

35. План текста

Изложение текста с использованием разных типов речи

§ 36. Основные нормы построения текста

Обобщение по разделу «Текстоведение». Подведе­ние итогов работы в первом полугодии


Словообразование (12 часов)

§ 37. Основные способы образования слов в русском язы­ке

Словообразовательная пара и словообразовательная цепочка

§ 38. Правописание букв а — о в корнях с чередованием

§ 39. Буквы о — ё после шипящих в корнях слов

Подготовка к сочинению по картине И. И. Левитана «Золотая осень»

§ 40. Словообразование имён существительных

§41. Словообразование имён прилагательных

§ 42. Словообразование глаголов. Изложение

§ 43. Правописание приставок

§ 44. Образование слова и его морфемное строение

Контрольная работа (диктант с языковым анали­зом по разделу «Словообразование»)

Подготовка к сочинению по картине Н. М. Ромадина «Вербы в половодье»


Лексикология (13 часов)

45. Слова однозначные и многозначные. Лексикология как раздел лингвистики. Деление лексики русского языка на группы

Переносное значение слова

Роль тропов в художественном тексте. Лексическийразбор

§ 46. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Деление лекси­ки на группы в зависимости от смысловых связей

Подготовка к сочинению по картине А. И. Куинджи «Берёзовая роща

§ 47. Исконно русские и заимствованные слова. Деление лексики на группы в зависимости от происхождения слов

48. Написание букв ы и после ц

§ 49. Лексика ограниченного употребления

§ 50. Устаревшие слова

§51. Фразеология

Повторение и обобщение по разделу «Лексикология и фразеология»

Контрольная работа № 4 (зачёт по разделу «Лекси­кология и фразеология»)


Морфология ( 2+ 52 часа)

§ 52. Слово как часть речи. Морфология как раздел лин­гвистики


Имя существительное (14 часов)


§ 53. Общее значение имён существительных и их упо­требление в речи

§ 54. Правописание суффиксов -чик-, -щик-

§ 55. Правописание суффиксов -ек-, -ик- (-чик-)

§ 56. Постоянные морфологические признаки имён существительных. Собственные и нарицательные имена существительные

Одушевлённые и неодушевлённые имена существи­тельные

Род имён существительных

Склонение имён существительных

§ 57. Слитное и раздельное написание не с именами существительными

§ 58. Непостоянные морфологические признаки имён существительных

§ 59. Безударные окончания и –и в именах существительных

§ 60. Имя существительное как член предложения. Синтаксическая роль имён существительных

§ 61. Культура речи. Правильное употребление имён существительных в речи

Повторение и обобщение по теме «Имя существи­тельное»

Контрольная работа № 5 (диктант по теме «Имя существительное»)


Имя прилага­тельное (12 часов + 1 час (под­готовка к сочинению)


§ 62. Общее значение имён прилагательных и их употребление в речи

Роль прилагательных в научном и художественном описании Подготовка к сочинению по картине В. М. Васнецо­ва «Алёнушка»

§ 63. Качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные

§ 64. Непостоянные морфологические признаки имён прилагательных. Степени сравнения имён прилагательных

Полные и краткие имена прилагательные

Склонение имён прилагательных

§ 65. Правописание безударных окончаний имён прила­гательных

§ 66. Имя прилагательное как член предложения

§67. Культура речи. Правильное употребление имён прилагательных в речи

Контрольная работа № 6 (зачёт по теме «Имя при­лагательное»)

Анализ контрольных работ. Подведение итогов III четверти


Глагол (22 часа+ 1)


§ 68. Общее значение глаголов и их употребление в речи

§ 69. Инфинитив

§ 70. Постоянные морфологические признаки глагола

§ 71. Правописание корней с чередующимися гласными е и

§ 72. Изменение глаголов по наклонениям

§ 73. Условное наклонение

§ 74. Повелительное наклонение

§75. Изъявительное наклонение

Повторение и обобщение по теме «Непостоянные морфологические признаки глагола»

Контрольная работа № 7 (зачёт по теме «Посто­янные и непостоянные морфологические признаки глагола»)

§ 76. Безличные глаголы

Изложение текста-повествования

§ 77. Глагол как член предложения

§ 78. Культура речи. Правильное употребление глаголов в речи

Повторение по теме «Глагол»

Контрольная работа № 8 (диктант с языковым анализом текста по теме «Глагол»)


Повторение по итогам года-10 часов

Предмет изучения лингвистики

Разделы лингвистики

Повторение. Слово — дело великое (Л. Н. Толстой)

Правописание морфем

Орфограммы глагола

Простое осложнённое предложение. Сложные пред­ложения. Прямая речь Пунктуационный анализ текста

Языковой анализ текста

Основные признаки текста

Контрольная работа №9

Анализ контрольных работ
















VII раздел

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательного процесса по предмету «Русский язык»


  1. С.И. Львова. Программа по русскому языку для 5-11 классов.

  2. С.И. Львова. Родной язык – основа образования, развития и воспитания личности: концепция курса русского языка.

  3. И.П.Васильевых. Методические рекомендации к учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова

  4. Учебник: С.И.Львова, В.В.Львов. Русский язык. Учебник в 3-х частях М.: Мнемозина, 2011 г.

  5. Рабочая тетрадь: С.И.Львова, В.В.Львов. «Учимся читать, писать, говорить» М.: Мнемозина, 2011 г.




Технические средства обучения, которые будут использоваться на уроках русского языка - DVD-плеер, телевизор, компьютер, диапроектор, доска и др.


VIII

Планируемые результаты изучения учебного предмета



По окончании 5 класса учащиеся должны приобрести следующие основные умения и навыки.

Речевая деятельность.

Аудирование. Понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух; выделять основную мысль, структурные части исходного текста.

Чтение. Владеть техникой чтения; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; разбивать текст на смысловые части и составлять простой план; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; используя просмотровое чтение, определять, какая информация текста учебника является новой; использовать ознакомительное и изучающее виды чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника; пользоваться справочным аппаратом учебника, ориентироваться в структуре параграфа; извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов; правильно расставлять логические ударения, паузы, выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух.

Говорение. Доказательно отвечать на вопросы учителя; подробно и сжато пересказывать прочитанный научно-учебный текст, сохраняя его строение, тип речи; создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль; выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации.

Письмо. Подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи; создавать письменные высказывания разных типов речи; составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма; раскрывать тему и основную мысль высказывания; делить текст на абзацы; писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры) разных стилей, в том числе и научного (например, отвечая на вопрос Для чего нужно знать алфавит?); пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста; выражать свое отношение к предмету речи.

Текстоведение. Определять тему, основную мысль текста, принадлежность его к функционально-смысловому типу речи; находить в тексте типовые фрагменты – описание, повествование, рассуждение; подбирать заголовок, отражающий тему или основную мысль текста; делить текст на абзацы; использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимения, избыточная информация, нарушение логики изложения и др.); исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении.

Фонетика и орфоэпия. Выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику; различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы; использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова; находить в художественном тексте явление звукозаписи; правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи; работать с орфоэпическим словарем.

Графика. Правильно произносить названия букв русского алфавита; свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями; проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова.

Морфемика и словообразование. Выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова (в словах несложной структуры); подбирать однокоренные слова с учетом значения слов, учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов; объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах.

Лексикология и фразеология. Объяснять лексическое значение слов разными способами (описание, краткое толкование значения слова, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов); пользоваться толковым словарем для определения и уточнения лексического значения слова; распределять слова на тематические группы; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; различать прямое и переносное значение слов; находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении; владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета; толковать значения употребительных фразеологизмов, отличать их от словосочетаний.

Морфология. Различать части речи (простые случаи); правильно указывать морфологические признаки имен существительных, прилагательных и глаголов; знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать, образовывать формы наклонения и т.п.; правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи.

Орфография. Находить орфограммы в морфемах, группировать слова по видам орфограмм; владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии; устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать слова на изученные правила.

Синтаксис и пунктуация. Выделять словосочетания в предложении, определять главное и зависимое слово; составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме; выделять основу предложения с двумя главными членами; конструировать предложения по заданным типам грамматических основ; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; составлять простые и сложные предложения изученных видов; соблюдать верную интонацию конца предложений; опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращением, вводными словами; находить предложения с прямой речью. Владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях изученных синтаксических конструкций и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.


пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 5 класс ФГОС
  • Русский язык и литература
Описание:

      Рабочая программа по русскому языку для 5 класса основной общеобразовательной    школы  создана на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования,  Примерной программыпо русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения и обеспечена  УМК  под редакцией С.И.Львовой для 5-9 классов.

Цель обучения русскому языку в 5 классе -  развитие личности ученика средствами предмета, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме.

 

Всоответствиисэтойцельюставятсязадачи:

1)развитьуучащихсяпатриотическоечувствопоотношениюкродномуязыку: любвииинтересакнему, осознаниеегокрасотыиэстетическойценности, гордостииуважениякязыкукакчастирусскойнациональнойкультуры;

2)осознатьсебяносителемязыка, языковойличностью, котораянаходитсявпостоянномдиалоге (черезязыкисозданныенанёмтексты) смиромиссамимсобой;

 3) сформироватьуучащихсячувстваязыка;

4)воспитатьпотребностипользоватьсявсемязыковымбогатством (азначит, ипознаватьего), совершенствоватьсвоюустнуюиписьменнуюречь, делатьеёправильной, точной, богатой;

5)сообщитьнеобходимыезнанияи сформироватьучебно-языковые, речевые  уменияинавыки, необходимыедлятого, чтобыправильно, точноивыразительноговорить, читатьиписатьнародномязыке.

 

Автор Пришутова Валентина Николаевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 2041
Номер материала 31778
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓