Раздел I. Пояснительная записка
Рабочая
программа по русскому языку для 5 класса основной общеобразовательной школы
создана на основе Федерального государственного стандарта основного общего
образования, Примерной программы по русскому языку для образовательных
учреждений с русским языком обучения и обеспечена УМК под редакцией
С.И.Львовой для 5-9 классов.
Компоненты УМК:
·
Программа
·
Учебник: С.И.Львова,
В.В.Львов. Русский язык. Учебник в 3-х частях М.: Мнемозина, 2011 г.
Рабочая тетрадь: С.И.Львова, В.В.Львов.
«Учимся читать, писать, говорить» М.: Мнемозина, 2011 г
Часть 1, 2, 3 (первые две части -
непосредственно учебник, в третьей - содержатся справочные материалы: различные
словари, образцы всех видов разборов, цветные репродукции).
·
Пособия для учащихся и учителей
Главным компонентом УМК по русскому языку является учебник, который
предусматривает:
·
интенсивное развитие речемыслительных
способностей учащихся;
·
развитие всех видов речевой деятельности в
их зависимости и взаимосвязи;
·
формирование системных представлений о языке,
его строении и функционировании;
·
развитие навыков правильного, уместного и
выразительного использования языковых средств в речи;
·
реализацию дифференцированного подхода и
межпредметных связей в обучении.
Характеристика класса
Цель обучения русскому языку в 5 классе - развитие личности ученика средствами
предмета, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного
языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной
форме.
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
1) развить у учащихся патриотическое чувство по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознание его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
2) осознать себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой;
3) сформировать у учащихся чувства языка;
4) воспитать потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
5) сообщить необходимые знания и сформировать учебно-языковые, речевые умения и навыки, необходимые для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.
II раздел
Общая
характеристика учебного предмета
В
основе содержания
обучения русскому
языку лежит
овладение учащимися
следующими видами
компетенций:
коммуникативной,
языковой,
культуроведческой
и лингвистической.
В соответствии
с этими
видами компетенций
нами выделены
основные
содержательно-целевые
направления
(линии) развития
учащихся
средствами
предмета
Русский
язык.
Языковая
компетенция
(т.е.
осведомленность
учащихся в
системе родного
языка) реализуется
в процессе
осуществления
следующих направлений
(линии развития учащихся средствами предмета).
– Формирование
у учащихся
чувства языка.
– Приобретение
и систематизация
знаний о
родном языке
с целью
обеспечить ориентировку
в системе
языка, необходимую
для формирования
речевых умений
и навыков,
для обеспечения
произвольности,
намеренности
и осознанности
речевой деятельности
на родном
языке.
Коммуникативная
компетенция
(т.е.
осведомленность
учащихся в
особенностях
функционирования
родного языка
в устной
и письменной
формах) реализуется
в процессе
осуществления
следующих направлений
(линий развития).
– Овладение
функциональной
грамотностью.
Под функциональной
грамотностью
мы понимаем
способность учащегося
свободно использовать
навыки чтения
и письма
для целей
получения информации
из текста,
т.е.
для его
понимания и
преобразования,
и для
целей передачи
такой информации
в реальном
общении.
Функциональная
грамотность – это
и умение
пользоваться
различными видами
чтения: изучающим,
просмотровым,
ознакомительным;
умение переходить
от одной
системы приемов
чтения и
понимания текста
к другой,
аде-кватной данной
цели чтения
и понимания
данного вида
текстов (гибкость
чтения), и
умение понимать
и анализировать
художественный
текст.
– Дальнейшее
овладение родным
языком (расширение
активного и
пассивного словарного
запаса учащихся,
более полное
овладение грамматическим
строем родного
языка, овладение
системой стилистических
разновидностей
речи, овладение
нормами языка).
– Овладение
навыками и
умениями понимания
и анализа
текстов разных
видов, среди
которых наиболее
актуально умение
адекватного восприятия
художественного
текста.
– Овладение
продуктивными
навыками и
умениями различных
видов устной
и письменной
речи.
– Овладение
орфографией и
пунктуацией, формирование
относительной
орфографической
и пунктуационной
грамотности на
основе отобранного
школьного минимума
орфограмм и
пунктуационных
правил; развитие
умения видеть
орфографическую
или пунктуационную
задачу и
решать её
посред-ством
знания правил
или обращения
к учебнику,
справочнику, словарю.
Лингвистическая
компетенция
формируется через
знания о
русском языке
как науке,
о методах
этой науки,
об этапах
развития, о
выдающихся учёных-лингвистах.
Культуроведческая
компетенция
формируется через
систему дидактического
материала учебников,
тексты которых
содержат в
себе культурологический
и воспитательный
потенциал русского
языка, показывают
его тесную
связь с
историей, духовной
культурой, менталитетом
русского народа,
сообщают знания
об истории
языка и
его месте
среди других
языков мира.
Таким
образом, обучение русскому языку в 5-м классе должно обеспечить такой уровень
знаний, способный дальнейшему усвоению учебного материала.
III раздел
Место
учебного предмета в учебном плане школы
В
соответствии
с требованиями
Федерального
государственного
образовательного
стандарта основного
общего образования
предмет «Русский
язык» изучается
с 5-го
по 9-й
класс.
Общее
количество уроков
в неделю
с 5-го
по 9-й
класс составляет
21 час (5-й
класс – 5; 6-й
класс – 6; 7-й
класс – 4; 8-й
и 9-й
классы – по
3 часа в
неделю).
Согласно
Федеральному государственному образовательному стандарту предусмотрено на
изучение русского языка в 5-м классе — 175 ч.
IV раздел
Результаты
изучения предмета «Русский (родной) язык»
5–9-й классы
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
– интерес к изучению языка;
– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– учитывать
разные мнения
и стремиться
к координации
различных позиций
в сотрудничестве;
– уметь
формулировать
собственное мнение
и позицию,
аргументировать
её и
координировать
её с
позициями партнёров
в сотрудничестве
при выработке
общего решения
в совместной
деятельности;
– уметь
устанавливать
и сравнивать
разные точки
зрения прежде,
чем принимать
решения и
делать выборы;
– уметь
договариваться
и приходить
к общему
решению в
совместной деятельности,
в том
числе в
ситуации столкновения
интересов;
– уметь
задавать вопросы
необходимые для
организации собственной
деятельности
и сотрудничества
с партнёром;
– уметь
осуществлять
взаимный контроль
и оказывать
в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
– осознавать
важность коммуникативных
умений в
жизни человека;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
5-й класс
– по
фонетике
и графике:
производить фонетический
разбор
слова; соотносить
звуковой облик
слова с
его графическим
изображением;
свободно пользоваться
алфавитом при
работе со
словарем; не
смешивать буквы
и звуки;
– по
орфоэпии:
правильно произносить
употребительные
слова изученных
частей речи;
пользоваться
орфоэпическим
словарем;
– по
лексике:
пользоваться
толковым словарем,
словарем синонимов,
антонимов; толковать
лексическое значение
слова с
помощью толкового
словаря, через
антонимы и
синонимы; давать
элементарный
анализ лексического
значения слова;
– по
морфемике
и словообразованию:
выделять морфемы
на основе
словообразовательного
анализа слова;
выделять основу
слова; образовывать
новые слова
с помощью
типичных для
изученных частей
речи суффиксов,
с помощью
приставок, приставок
и суффиксов;
сложения основ;
производить морфемный
разбор; производить
словообразовательный
разбор;
– по
морфологии:
различать части
речи по
наличию у
слова определённых
морфологических
признаков; указывать
морфологические
признаки и
функцию в
предложении изученных
частей речи;
уметь образовывать
формы изученных
частей речи;
производить морфологический
разбор изученных
частей речи;
– по
синтаксису:
выделять словосочетание
в предложении;
определять главное
и зависимое
слово; образовывать
словосочетания
с именем
суще-ствительным,
глаголом в
качестве главного
и зависимого
слова; определять
вид предложения
по цели
высказывания,
интонации; определять
грамматическую
основу предложения;
определять вид
предложения по
количеству грамматических
основ; определять
вид предложения
по наличию/отсутствию
второстепенных
членов предложения;
определять однородные
члены; определять
вводные слова
и обращения
(данное умение
не является
обязательным,
т.к.
материал вводился
ознакомительно);
различать простое
и сложное
предложение; производить
синтаксический
разбор предложения;
– по
орфографии:
находить изученные
орфограммы в
словах и
между словами,
правильно писать
слова с
изученными орфограммами;
обосновывать выбор
написания; находить
и исправлять
орфографические
ошибки; правильно
писать изученные
в 5-м
классе слова
с непроверяемыми
написаниями;
– по
пунктуации:
находить изученные
типы смысловых
отрезков в
предложениях
и тексте,
правильно оформлять
предложения изученных
типов и
текст в
соответствии
с изученными
пунктуационными
правилами; обосновывать
место и
выбор знака
препинания; находить
и исправлять
пунктуационные
ошибки на
изученные правила;
– по
связной речи,
чтению и
работе с
информацией:
читать учебно-научный
текст изучающим
чтением; владеть
отдельными приёмами
ознакомительного
чтения учебно-научного
текста; выделять
в учебно-научном
тексте ключевые
слова, составлять
план; определять
тему, основную
мысль (авторский
замысел) в
тексте из
художественного
произведения,
пересказывать
текст подробно
и сжато;
понимать основные
отличия текстов-описаний,
повествований,
рассуждений, писать
тексты этих
типов; определять
стиль текста;
письменно подробно
излагать художественный
и учебно-научный
текст; пытаться
использовать
в собственной
письменной речи
изученные особенности
частей речи
(синонимию, многозначность,
антонимию), синтаксических
конструкций; последовательно
развивать мысль
в сочинении
в соответствии
с темой
и замыслом,
делать абзацные
отступы; озаглавливать
текст, пользуясь
разными типами
заголовков.
V раздел
Содержание
учебного предмета
Направленность
курса русского языка в 5-м классе на формирование коммуникативной, языковой и
лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла
отражение в структуре: выделяются три сквозные содержательные линии,
обеспечивающие формирование указанных компетенций:
• содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции: : «Речь
и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные
разновидности языка». Цель: формирование навыков речевого общения.
• содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической
(языковедческой) компетенций: «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия»,
«Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология»,
«Морфология», «Синтаксис», «Культура речи», «Правописание: орфография и
пунктуация».
Цель:
овладение знаниями об устройстве языка и особенностях функционирования языковых
единиц
• содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции: «Язык
и культура». Цель: помочь раскрыть связь языка с историей и культурой народа.
В учебном процессе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и
интегрированы. При изучении каждого раздела курса учащиеся не только получают
соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и
совершенствуют виды речевой деятельности, развивают различные коммуникативные
умения, а также углубляют представление о родном языке как
национально-культурном феномене. При таком подходе процесс осознания языковой
системы и личный опыт использования языка в определенных ситуациях общения оказываются
неразрывно связанными.
Основная особенность курса русского языка по данной
программе – его ориентация на интенсивное
речемыслительное развитие ребёнка.Это проявляется прежде всего в
целенаправленном формировании всех видов речевой деятельности: умение
осмысленно воспринимать устную и письменную речь (слушать и читать),
умение правильно, точно, логично и выразительно передавать свои мысли и чувства
в письменной и устной форме (говорить и слушать), а также в развитии
врождённого языкового чутья и речемыслительных способностей школьников. Курс
отличается ярко выраженной семантической направленностью в изучении
грамматико-орфографического материала, усиленным вниманием к особенностям
употребления в речи языковых единиц, к эстетической функции изучаемых явлений
языка. При этом максимально учитываются закономерности и этапы речевого
развития учащихся. Большое внимание уделяется формированию навыков
использования справочной литературы, работы с различными видами лингвистических
словарей.
Программа реализует идею межпредметных
связей при обучении русскому языку, что способствует развитию умения
устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями,
которые изучаются в школе на уроках по разным предметам. Большое внимание
уделено формированию навыков работы с различными видами лингвистических
словарей. УМК С.И.Львовой реализует системно- деятельностный подход
в обучении русскому языку, что предполагает синтез процесса
совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы
лингвистических знаний и ведущих умений и навыков, на основе чего происходит
развитие врожденного языкового чутья и речемыслительных способностей
школьников.
Системно- деятельностный подход в обучении,
направленность на трехсторонний анализ языкового явления (с точки зрения
значения, формы, функции) пронизывают весь курс обучения русскому языку в 5
классе (и в конечном результате). УМК ориентирован на целенаправленную
подготовку с 5-го класса к итоговой аттестации: систематически предъявляются в
учебнике упражнения, с помощью которых отрабатываются умения писать изложения
разных видов, небольшие по объему сочинения-рассуждения, включаются в рабочую
тетрадь «Учимся читать, писать, говорить» задания, с помощью которых ученик
может самостоятельно развивать и совершенствовать умения писать
сочинения-миниатюры, сжатые и выборочные изложения. УМК С.И.Львовой реализует
идею дифференцированного подхода к обучению. Выражается это в выделении
дополнительного материала, который является необязательным для усвоения всеми
учащимися, и в делении упражнений по уровням (красным цветом отмечаются
упражнения повышенной сложности). Разнообразие учебных заданий, интересные
тексты, деление упражнений по уровням позволяет не только дифференцировать
обучение, но и применять групповые формы работ, что способствует формированию
коммуникативной компетентности школьников: рубрика «Основные знания»,
предназначена для обязательного изучения, анализа и усвоения теоретического
материала, дополнительная рубрика «Обратите внимание», обеспечивающая
проподевтическую работу с сильными учащимися и рубрика «Любознательным»
(необязательная), развивающая познавательный интерес учащихся к предмету,
обеспечивающая углубленное изучение темы.
Учебный материал даётся
преимущественно в системно-блоковом виде, часто предлагаются «опорные схемы»,
оформленные в виде таблиц, чертежей. Подобные схемы помогают довести
представление по изученной теме до формирования понятий, устойчивых навыков. От
традиционной наглядности они отличаются тем, что являются опорами мысли и
действия.
Содержание
школьного курса русского языка в 5-м классе.
В 5 классе
изучаются фонетика и графика, орфоэпия и орфография, лексика и морфемика.
Начинается изучение морфологии (существительное, прилагательное, глагол).
Вводятся первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса, пунктуации,
что позволяет формировать устную и письменную речь.
Лингвистика (2 часа).
Фонетика (4+1)
§ 2. Гласные и согласные
звуки
Фонетическая транскрипция
Сочинение по картине М. А. Врубеля
«Царевна- Лебедь»
Фонетический разбор. Звукопись в
художественном тексте
§ 3. Слог. Ударение
Орфоэпия (4 ч. )
§ 4 Произношение гласных звуков
§ 5. Произношение
согласных звуков
Повторение и
обобщение материала разделов «Фонетика» и «Орфоэпия»
Графика (8 ч.)
6. Алфавит и его использование)
§ 7. Звуки и буквы
§ 8. Обозначение звуков с помощью букв
е, ё, ю, я
Контрольная работа № 1 (диктант с
языковым анализом)
Морфемика (6 ч.)
§ 9. Морфема — значимая
часть слова
Словообразующие морфемы.
Выразительные возможности словообразующих морфем
Морфемная модель слова
Корень слова
§ 10. Чередование гласных и согласных
в морфемах
Лексикология (5+1)
§11. Способы объяснения лексического
значения слова
§ 12. Тематические группы слов
Подготовка к сочинению по картине А.
А. Рылова «Полевая рябинка»
Орфография (10 часов)
§13. Разделы русской орфографии.
Орфография как раздел лингвистики
Правописание морфем
Правописание и, у,
а после шипящих. Правописание сочетаний чн, чк, нч, нщ, рщ, щн
§14. Правописание
корней
§15. Правописание
окончаний
§ 16. Правописание
слов с ь и ъ
§ 17. Слитные,
дефисные и раздельные написания
Повторение и обобщение сведений по
разделу « Орфография »
Контрольная работа № 2 (контрольный
диктант с языковым анализом текста по разделу «Орфография»)
Морфология ( 2 часа)
§18. Части речи в русском языке.
Морфология как раздел лингвистики
§19. Образование форм слова с помощью
окончания
Культура речи (3 часа)
§ 20. Соблюдение норм современного
русского литературного языка
§21. Употребление в речи этикетных
слов. Понятие о речевой ситуации
Синтаксис и пунктуация (26 часов +1 час)
§22. Словосочетание как единица
синтаксиса. Синтаксис как раздел лингвистики
Подготовка к сочинению по картине И. И.
Фирсова «Юный живописец»
§ 23. Предложение как единица
синтаксиса. Интонация
предложения
§ 24. Главные члены
предложения
Второстепенные члены предложения
Сжатое изложение-миниатюра (упр. 351)
§25. Виды предложений по цели
высказывания
§ 26. Виды предложений по эмоциональной окраске
§27. Виды предложений по наличию
второстепенных членов
§ 28. Виды предложений по количеству грамматических основ
§ 29. Простое осложнённое
предложение
• Предложения с однородными членами
• Предложения с обращениями
• Предложения с вводными словами
• Предложения со сравнительными
оборотами
§ 30. Предложения с прямой речью
Диктант «Проверяю себя»- резерв
Повторение и обобщение по разделу
«Синтаксис»-резерв
Контрольная работа (зачёт по разделу
«Синтаксис»)- резерв
§31. Зачем нужны знаки препинания.
Понятие о пунктуации
32. Основные разделы пунктуации. Знаки препинания в конце предложения
• Знаки препинания внутри простого предложения
•
Знаки препинания между частями сложного предложения
•
Знаки
препинания в предложениях с прямой речью
Контрольная работа № 3 (диктант с языковым
анализом
по разделам «Синтаксис» и «Пунктуация»)
Текстоведение (10 ч+3)
§33. Понятие о тексте. Основные
признаки текста
Обобщение по теме- резерв
54. Типы речи
•
Повествование
•
Описание
Подготовка к сочинению по картине В. Д. Поленова
«Московский дворик»
• Рассуждение
Обобщение по теме
35. План текста
Изложение текста с использованием
разных типов речи
§ 36. Основные нормы построения текста
Обобщение по разделу «Текстоведение». Подведение итогов работы в первом
полугодии
Словообразование (12 часов)
§ 37. Основные способы образования слов в русском языке
Словообразовательная пара и
словообразовательная цепочка
§ 38. Правописание букв а — о
в корнях с чередованием
§ 39. Буквы о — ё
после шипящих в корнях слов
Подготовка к сочинению по картине И.
И. Левитана «Золотая осень»
§ 40. Словообразование имён существительных
§41. Словообразование имён
прилагательных
§ 42. Словообразование глаголов.
Изложение
§ 43. Правописание приставок
§ 44. Образование слова и его
морфемное строение
Контрольная работа (диктант с языковым
анализом по разделу «Словообразование»)
Подготовка к сочинению по картине Н.
М. Ромадина «Вербы в половодье»
Лексикология (13
часов)
45. Слова однозначные и многозначные.
Лексикология как раздел лингвистики. Деление лексики русского языка на
группы
Переносное значение слова
Роль тропов в художественном тексте.
Лексический разбор
§ 46. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Деление лексики на группы в
зависимости от смысловых связей
Подготовка к сочинению по картине А.
И. Куинджи «Берёзовая роща
§ 47. Исконно русские
и заимствованные слова. Деление лексики на группы в зависимости от
происхождения слов
48. Написание букв ы — и после
ц
§ 49. Лексика ограниченного
употребления
§ 50. Устаревшие слова
§51. Фразеология
Повторение и обобщение по разделу
«Лексикология и фразеология»
Контрольная работа № 4 (зачёт по разделу «Лексикология и фразеология»)
Морфология ( 2+
52 часа)
§ 52. Слово как часть речи. Морфология
как раздел лингвистики
Имя существительное (14 часов)
§ 53. Общее значение имён
существительных и их употребление в речи
§ 54. Правописание
суффиксов -чик-, -щик-
§ 55. Правописание суффиксов -ек-,
-ик- (-чик-)
§ 56. Постоянные морфологические
признаки имён существительных. Собственные и нарицательные имена
существительные
Одушевлённые и
неодушевлённые имена существительные
Род имён существительных
Склонение имён
существительных
§ 57. Слитное и
раздельное написание не с именами существительными
§ 58. Непостоянные морфологические
признаки имён существительных
§ 59. Безударные
окончания -е и –и в именах существительных
§ 60. Имя
существительное как член предложения. Синтаксическая роль имён существительных
§ 61. Культура речи. Правильное
употребление имён существительных в речи
Повторение и обобщение по теме «Имя существительное»
Контрольная работа № 5 (диктант по теме «Имя существительное»)
Имя прилагательное (12 часов + 1 час (подготовка к сочинению)
§ 62. Общее значение имён прилагательных и их
употребление в речи
Роль прилагательных в научном и художественном описании
Подготовка к сочинению по картине В. М. Васнецова «Алёнушка»
§ 63. Качественные, относительные и
притяжательные имена прилагательные
§ 64. Непостоянные морфологические признаки имён
прилагательных. Степени сравнения имён прилагательных
Полные и краткие имена прилагательные
Склонение имён прилагательных
§ 65. Правописание безударных окончаний имён
прилагательных
§ 66. Имя прилагательное как член предложения
§67. Культура речи. Правильное употребление имён
прилагательных в речи
Контрольная работа № 6 (зачёт по теме «Имя
прилагательное»)
Анализ контрольных работ. Подведение итогов III четверти
Глагол (22 часа+ 1)
§ 68. Общее значение глаголов и их
употребление в речи
§ 69. Инфинитив
§ 70. Постоянные морфологические
признаки глагола
§ 71. Правописание
корней с чередующимися
гласными е — и
§ 72. Изменение глаголов по наклонениям
§ 73. Условное наклонение
§ 74. Повелительное наклонение
§75. Изъявительное наклонение
Повторение и обобщение по теме
«Непостоянные морфологические признаки глагола»
Контрольная работа №
7 (зачёт по теме «Постоянные и непостоянные морфологические признаки
глагола»)
§ 76. Безличные
глаголы
Изложение текста-повествования
§ 77. Глагол как член предложения
§ 78. Культура речи. Правильное
употребление глаголов в речи
Повторение по теме «Глагол»
Контрольная работа № 8
(диктант с языковым анализом текста по теме «Глагол»)
Повторение по итогам года-10 часов
Предмет изучения
лингвистики
Разделы лингвистики
Повторение. Слово — дело великое (Л.
Н. Толстой)
Правописание морфем
Орфограммы глагола
Простое осложнённое предложение.
Сложные предложения. Прямая речь Пунктуационный анализ
текста
Языковой анализ
текста
Основные признаки
текста
Контрольная работа №9
Анализ контрольных
работ
VII раздел
Описание учебно-методического и
материально-технического обеспечения
образовательного процесса по
предмету «Русский язык»
1. С.И.
Львова. Программа по русскому языку для 5-11 классов.
2. С.И.
Львова. Родной язык – основа образования, развития и воспитания личности:
концепция курса русского языка.
3. И.П.Васильевых.
Методические рекомендации к учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова
4.
Учебник: С.И.Львова,
В.В.Львов. Русский язык. Учебник в 3-х частях М.: Мнемозина, 2011 г.
5.
Рабочая тетрадь:
С.И.Львова, В.В.Львов. «Учимся читать, писать, говорить» М.: Мнемозина, 2011 г.
Технические
средства обучения,
которые будут
использоваться
на уроках
русского языка
- DVD-плеер,
телевизор, компьютер,
диапроектор, доска
и др.
VIII
Планируемые результаты изучения учебного
предмета
По окончании 5 класса учащиеся должны приобрести следующие основные
умения и навыки.
Речевая деятельность.
Аудирование. Понимать основное содержание
небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого
на слух; выделять основную мысль, структурные части исходного текста.
Чтение. Владеть техникой чтения; выделять в тексте
главную и второстепенную информацию; разбивать текст на смысловые части и составлять
простой план; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; используя
просмотровое чтение, определять, какая информация текста учебника является
новой; использовать ознакомительное и изучающее виды чтения в соответствии с
поставленной коммуникативной задачей; прогнозировать содержание текста по
заголовку, названию параграфа учебника; пользоваться справочным аппаратом
учебника, ориентироваться в структуре параграфа; извлекать информацию из
лингвистических словарей разных видов; правильно расставлять логические
ударения, паузы, выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух.
Говорение. Доказательно отвечать на вопросы
учителя; подробно и сжато пересказывать прочитанный научно-учебный текст,
сохраняя его строение, тип речи; создавать устные высказывания, раскрывая тему
и развивая основную мысль; выражать свое отношение к предмету речи с помощью
разнообразных языковых средств и интонации.
Письмо. Подробно и сжато пересказывать тексты разных типов
речи; создавать письменные высказывания разных типов речи; составлять план
сочинения и соблюдать его в процессе письма; раскрывать тему и основную мысль
высказывания; делить текст на абзацы; писать небольшие по объему тексты
(сочинения-миниатюры) разных стилей, в том числе и научного (например, отвечая
на вопрос Для чего нужно знать алфавит?); пользоваться разными видами
словарей в процессе написания текста; выражать свое отношение к предмету речи.
Текстоведение. Определять тему, основную мысль
текста, принадлежность его к функционально-смысловому типу речи; находить в
тексте типовые фрагменты – описание, повествование, рассуждение; подбирать
заголовок, отражающий тему или основную мысль текста; делить текст на абзацы;
использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении
абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимения,
избыточная информация, нарушение логики изложения и др.); исправлять недочеты в
содержании высказывания и его построении.
Фонетика и орфоэпия. Выделять в слове звуки речи, давать
им фонетическую характеристику; различать ударные и безударные слоги; не
смешивать звуки и буквы; использовать элементы упрощенной транскрипции для
обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова; находить в
художественном тексте явление звукозаписи; правильно произносить гласные,
согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова
и формы изученных частей речи; работать с орфоэпическим словарем.
Графика. Правильно произносить названия букв
русского алфавита; свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;
проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова.
Морфемика и словообразование. Выделять морфемы на
основе смыслового и словообразовательного анализа слова (в словах несложной
структуры); подбирать однокоренные слова с учетом значения слов, учитывать
различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;
пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов;
объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в
художественных текстах.
Лексикология и фразеология. Объяснять лексическое
значение слов разными способами (описание, краткое толкование значения слова,
подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов); пользоваться толковым
словарем для определения и уточнения лексического значения слова; распределять
слова на тематические группы; употреблять слова в соответствии с их лексическим
значением; различать прямое и переносное значение слов; находить в тексте выразительные
приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении; владеть
наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета; толковать
значения употребительных фразеологизмов, отличать их от словосочетаний.
Морфология. Различать части речи (простые
случаи); правильно указывать морфологические признаки имен существительных,
прилагательных и глаголов; знать, как изменяются эти части речи, уметь
склонять, спрягать, образовывать формы наклонения и т.п.; правильно, уместно и
выразительно употреблять слова изученных частей речи.
Орфография. Находить орфограммы в морфемах,
группировать слова по видам орфограмм; владеть правильным способом подбора
однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;
устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные
графические обозначения; самостоятельно подбирать слова на изученные правила.
Синтаксис и пунктуация. Выделять словосочетания в
предложении, определять главное и зависимое слово; составлять схемы словосочетаний
изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме; выделять
основу предложения с двумя главными членами; конструировать предложения по
заданным типам грамматических основ; характеризовать предложения по цели
высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству
грамматических основ; составлять простые и сложные предложения изученных видов;
соблюдать верную интонацию конца предложений; опознавать предложения,
осложненные однородными членами, обращением, вводными словами; находить
предложения с прямой речью. Владеть правильным способом действия при применении
изученных правил пунктуации; устно объяснять постановку знаков препинания в
предложениях изученных синтаксических конструкций и использовать на письме
специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать примеры на
изученные пунктуационные правила.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.