Главная / Физика / пояснительная записка к рабочей программе по физике в 9 классе

пояснительная записка к рабочей программе по физике в 9 классе

- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к рабочей программе по физике. 9 класс.

Рейтинг публикации: популярно (0), полезно (0)

Автор: СадовниковНиколай Петрович

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к рабочей программе по физике.

9 класс.

Место учебного предмета в решении общих целей и задач на конкретной ступени общего образования.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит суще¬ственный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном разви¬тии общества, способствует формированию современного на¬учного мировоззрения. Для решения задач формирования ос¬нов научного мировоззрения, развития интеллектуальных спо¬собностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не переда¬че суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами науч¬ного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики.

Гуманитарное значение физики как составной части обще¬го образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объектив¬ные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механи¬ческие явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Цели и задачи преподавания физики в 9 классе.

Изучение физики в общеобразовательных школах направлено на достижение следующих целей:

формирование системы физических знаний и умений в соответствии с Обязательным минимумом содержания основного общего образования и на этой основе представлений о физической картине мира;

развитие мышления и творческих способностей учащихся, стремления к самостоятельному приобретению новых знаний в соответствии с жизненными потребностями и интересами;

развитие научного мировоззрения учащихся на основе усвоения метода физической науки и понимания роли физики в современном естествознании, а также овладение умениями проводить наблюдения и опыты, обобщать их результаты;

развитие познавательных интересов учащихся и помощь в осознании профессиональных намерений;

знакомство с основными законами физики и применением этих законов в технике и в повседневной жизни.

В задачи обучения физике входят:

развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, ме¬тодах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения фи¬зических законов в технике и технологии;

усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, по¬нимание роли практики в познании физических явле¬ний и законов;

формирование познавательного интереса к фи¬зике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолже¬нию образования и сознательному выбору профессии.

Формирование ключевых компетенций.

Ключевые компетенции – многофункциональный пакет знаний, способностей и отношений, которые требуются каждому человеку для полноценной личной жизни и работы, активной гражданской позиции и эффективного включения в жизнь общества:

Рефлексивная компетентность: способность и готовность организовывать свою деятельность в соответствии с позициями: что я делаю (делал, буду делать?), зачем я это делаю (делал, буду делать?), как я это делаю (делал, буду делать?), что я получу (получил в результате?).

Технологическая компетентность: способность и готовность к пониманию инструкции, технологии, алгоритма деятельности, к четкому их соблюдению.

Проектная компетентность: способность и готовность анализировать ситуацию; выделять проблемы, выдвигать идеи, способствующие их решению; ставить цели и соотносить их с устремлениями других людей; программировать и планировать свою деятельность; оценивать результаты своей деятельности.

Коммуникативная компетентность: способность и готовность получать необходимую информацию; представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т. п.) других людей.

Информационная компетентность: способность и готовность осуществлять информационный поиск и извлекать информацию из различных источников на любых носителях; делать аргументированные выводы на ее основе; использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности.

Социальная компетентность: способность соотносить свои устремления с интересами других людей и групп; продуктивно взаимодействовать с членами команды, решающей общую задачу; реализовывать собственные права и выполнять обязанности гражданина.

Задачи Умения, навыки Формируемые компетенции

Приобретение учащимися общеучебных умений Работать с учебником, составлять таблицы, оформлять наблюдения, формулировать мысли во внутренней и внешней речи, осуществлять самоконтроль, проводить самоанализ и т.д. Общение, саморазвитие, информационные компетенции

Приобретение учащимися специальных умений Усвоение фактического материала по предмету Предметные компетенции

Приобретение учащимися интеллектуальных умений Анализировать, сравнивать, обобщать, и т.д. Решение проблем, саморазвитие

Приобретение учащимися исследовательских знаний и умений Выделять проблемы, формулировать гипотезы, планировать эксперимент в соответствии с гипотезой, интегрировать данные, делать выводы Решение проблем, саморазвитие, сотрудничество

Преподавание курса физики в 9 классе ведется по традиционной программе для общеобразовательных классов А.В. Перышкин « Физика 7-9 кл.» «Дрофа», М-2008г., по учебнику А.В. Перышкин « Физика 9 класс », «Дрофа», М-2008 г., рекомендовано Министерством образования РФ, 2 часа в неделю, всего 70ч.

Внеурочная деятельность.

1. Индивидуальная работа с учащимися во внеурочное время: подготовка учащихся к выступлению на районных олимпиадах по физике (задачи олимпиад прошлых лет, задачи из книги Лукашика «Физическая олимпиада», задачи повышенной сложности из других задачников); подготовка учащихся к выступлению на школьной конференции (1 час в неделю).

2. Массовая форма организации внеурочной работы по физике: проведение недели физики (неделя проводится в апреле месяце и посвящена Дню Космонавтики);

экскурсии.

3. Групповая форма организации внеурочной работы по физике: подготовка учащихся к итоговой аттестации (1 час в неделю).

Формы текущего и итогового контроля.

Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса. При работе по данной программе предусмотрены такие формы текущего контроля: физический диктант (в течение года на уроках повторения), проверочный тест (15), контрольная работа (5).

Формы итогового контроля: итоговый тест за 9 класс.

При составлении программы были использованы:

планирование Е.М. Гутник и др. Физика. 9 класс. Тематическое поурочное планирование. - М.: Дрофа, 2008

федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.

Т.к. планирование авторов учебника составлено из расчёта 3 часа в неделю (102 ч в год), а в соответствии с базисным учебным планом в 9 классе даётся только 2 часа в неделю (68 ч в год), и, кроме того, некоторые темы, обязательные для изучения в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования (Правило Ленца, явление самоиндукции, колебательный контур, испускание и поглощение света атомами и ряд других), не включены в планирование авторов учебника - все это потребовало совмещения отдельных тем для высвобождения учебного времени, а также изменения количества часов на изучение предусмотренных разделов.

Практическая часть программы незначительно изменена (уменьшено количество обязательных лабораторных работ на одну).

УМК для учителя.

1. Сборник нормативных документов. Физика / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.

2. Программы для общеобразовательных учреждений. / А.В. Перышкин « Физика 7-9 кл.» «Дрофа», М-2008г.

3. Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2008 г.

4. .Гутник Е.М. и др. Физика. 9 класс. Тематическое поурочное планирование. - М.: Дрофа, 2008.

5. Сборник задач по физике для 7-9 классов / А. В. Пёрышкин, - М.: Издательство «Экзамен», 2009.

6. Дидактические материалы «Физика 9 класс» / А. Е. Марон, Е. А. Марон, - М.: Просвещение 2008.

7. УМК «Тесты по физике» 9 класс к учебнику А. В. Пёрышкина, Гутник Е. М. «Физика. 9 класс» / А. В.Чеботарёва, - М.: Издательство «Экзамен»,2009.

УМК для учащихся.

1. Учебник «Физика 9». / А. В. Пёрышкин, Е. М. Гутник - М.: Дрофа, 2008.

2. Сборник задач по физике для 7-9 классов / А. В. Пёрышкин, - М.: Экзамен, 2009.

3. Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2007.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения физики в 9 классе, из расчета 2 учебных часа в неделю. Количество часов по программе 70, согласно школьному учебному плану - 2 часа в неделю.

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения физики ученик 9 класса должен

знать/понимать:

смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, материальная точка, относительность механического движения, звук, резонанс, магнитное поле, магнитный поток, свет, атом, элементарные частицы;

смысл величин: путь, скорость, ускорение, импульс, масса, сила, вес, импульс, энергия, амплитуда, период, частота, длина волны, кинетическая энергия, потенциальная энергия;

смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии;

уметь:

описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, действие магнитного поля на проводник с током, электромагнитную индукцию;

использовать физические приборы для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени;

представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, периода колебаний от длины нити маятника;

выражать результаты измерений и расчетов в системе СИ;

приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых представлений;

решать задачи на применение изученных законов;

использовать знаниями умения в практической и повседневной жизни.

практическое применение: движение ИС под действием силы тяжести, реактивное движение, устройство ракеты, КПД машин, использование звуковых волн в технике, использование атомной энергии;

пользоваться секундомером;

измерять и вычислять физические величины;

читать и строить графики;

изображать и работать с векторами;

определять направление тока.

Учебно-тематический план.

1. Законы взаимодействия и движения тел (25 часов).

Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равно¬мерного движения.

Прямолинейное равноускоренное движение: мгно¬венная скорость, ускорение, перемещение. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движе¬нии.

Относительность механического движения. Инерциальные системы отсчета.

Первый, второй и третий законы Ньютона.

Свободное падение. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли.

Импульс. Закон сохранения импульса. Ракеты.

Фронтальная лабораторная работа:

1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости».

2. Механические колебания и волны. Звук (8 часов).

Колебательное движение. Колебания груза на пру¬жине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний.

Превращения энергии при колебательном движе¬нии. Затухающие колебания. Вынужденные колеба¬ния. Распространение колебаний в упругих средах. По¬перечные и продольные волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой).

Звуковые волны. Скорость звука. Высота и гром¬кость звука. Эхо.

Фронтальная лабораторная работа:

2 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от его длины».

3. Электромагнитное поле. Электромагнитные колебания и волны (16 часов)

Однородное и неоднородное магнитное поле.

Направление тока и направление линий его маг¬нитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой ру¬ки. Индукция магнитного поля.

Магнитный поток. Электромагнитная индукция.

Генератор переменного тока. Преобразования энер¬гии в электрогенераторах.

Экологические проблемы, связанные с тепловыми и гидроэлектростанциями. Электромагнитное поле.

Электромагнитные вол¬ны. Скорость распространения электромагнитных волн. Электромагнитная природа света.

Фронтальная лабораторная работа:

3 «Изучение явления электромагнитной индукции».

4. Строение атома и атомного ядра (17 часов).

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Опыты Резерфорда.

Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Протонно-нейтронная модель ядра. Зарядовое и массовое числа.

Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Сохране¬ние зарядового и массового чисел при ядерных реак¬циях.

Фронтальные лабораторные работы:

4 . «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям».

5. «Изучение деления ядра урана по фотографии треков».

Повторение (2 ч).

Резерв (2 ч).

Название разделов и тем Количество часов

всего теоретические практические

1. Законы взаимодействия и движения тел 25 24 1

2. Механические колебания и волны. Звук. 8 7 1

3. Электромагнитное поле. Электромагнитные колебания и волны.

16 15 1

4. Строение атома и атомного ядра.

17 15 2

Повторение. 2

Резерв.

2

итого 70 61 5

Рабочая программа по физике разработана на основе Федерального Закона «Об образовании» (в ред. от 10.07.92 №3266-1); распоряжения правительства РФ «О концепции целевой программы развития образования на 2006-2010 гг.» от 3 сентября 2005г №1340-р; приказа Министерства образования России от 09.03.04 №1312 об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования; федерального компонента государственного стандарта общего образования Часть 1. Основное общее образование/Министерство образования Российской Федерации-М.2004; примерной программы по физике (М.: Дрофа, 2002г), рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации, Федерального компонента государственного стандарта общего образования (Обязательный минимум содержания образователь¬ных программ по физике подготовлен на основе варианта стандарта по физике, раз¬работанному группой ученых (авторов действую¬щих учебников) под руководством А. В. Пёрышкина; «Закона об образовании» Республики Бурятия от 2.06.1993 г. №338-12 (в ред. от 16.03.2009 № 738-4).

Программа составлена на базе Образовательного минимума содержания физического образования и с учетом содержания учебника А. В. Перышкина, Е. М. Гутник для 9 класса (с сеткой 2 часа в неделю).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

УМК для учителя.

1. Сборник нормативных документов. Физика / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.

2. Программы для общеобразовательных учреждений. / А.В. Перышкин « Физика 7-9 кл.» «Дрофа», М-2008г.

3. Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2008 г.

4. .Гутник Е.М. и др. Физика. 9 класс. Тематическое поурочное планирование. - М.: Дрофа, 2008.

5. Сборник задач по физике для 7-9 классов / А. В. Пёрышкин, - М.: Издательство «Экзамен», 2009.

6. Дидактические материалы «Физика 9 класс» / А. Е. Марон, Е. А. Марон, - М.: Просвещение 2008.

7. УМК «Тесты по физике» 9 класс к учебнику А. В. Пёрышкина, Гутник Е. М. «Физика. 9 класс» / А. В.Чеботарёва, - М.: Издательство «Экзамен»,2009.

УМК для учащихся.

1. Учебник «Физика 9». / А. В. Пёрышкин, Е. М. Гутник - М.: Дрофа, 2008.

2. Сборник задач по физике для 7-9 классов / А. В. Пёрышкин, - М.: Экзамен, 2009.

3. Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2007.

Оцените публикацию: [+] [-] [полезно
Ваша оценка: 


+комментировать


пояснительная записка к рабочей программе по физике в 9 классе
  • Физика
Описание:

В данной работе рассматривается вопрос о значении предмета физика в 9 классе,его роли во всём курсе физики в основной школе.Рассматриваются основные виды компетенций,которые должны будут сформированы при изучении курса физики  9 классе.Показаны цели и задачи обучения физики,подчеркнута роль физики для других предметов,её гуманитарная роль в формировании мировозрения обучающихся.Значение физики показано в контексте изучения других предметов.Рассматриваются основные рвзделы физики 9 класса:классическая механика,законы импульса,строение атома,квантовая физика,примение знаний физики в технике и природе.

Автор садовников николай петрович
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 751
Номер материала 32129
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓