Главная / Начальные классы / Пояснительная записка к рабочей программе по технологии УМК ПНШ 3 класс

Пояснительная записка к рабочей программе по технологии УМК ПНШ 3 класс

  1. Пояснительная записка

- Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа.

Программа по технологии составлена на основе: авторской программы «Программы по технологии» (авторы: Т.М. Рогозина, И.Б. Мылова) , сб. Программы по учебным предметам. Примерный учебный план [Текст]: 1-4 кл.: в 2 ч./ Сост. Р.Г.Чуракова - М.: Академкнига/ Учебник, 2012.- Ч. 2: 240 с. , соответствует требованиям федерального компонента государственного образовательного стандарта начального образования.

- Общие цели образования с учётом специфики учебного предмета.

«Курс технологии» реализует решение следующих задач:

- стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, миру профессий, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;

- формирование картины материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;

- формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации, интереса к предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;

- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;

- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;

- формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной обработки предметно-преобразовательных действий, включающих целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекции и оценку;

- овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиска (проверки) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.

- Роль учебного, предмета в достижении обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы школы.

Обучающийся научится

рассказывать о практическом применении картона и текстильных материалов в жизни;

рассказывать о мастерах своего региона и их профессиях, связанных с обработкой текстильных материалов;

рассказывать о современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей), связанных с сельскохозяйственной техникой, и описывать их особенности;

анализировать задания, планировать трудовой процесс и осуществлять поэтапный контроль за ходом работы;

осуществлять сотрудничество при выполнении коллективной работы;

выполнять доступные действия по самообслуживанию (подбор материалов, инструментов и приспособлений для работы по перечню в учебнике, декоративное оформление культурно-бытовой среды);

отбирать картон с учетом его свойств;

применять приемы рациональной и безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник), колющими (шило);

экономно размечать материалы по линейке и по угольнику;

работать с простейшей технической документацией: распознавать эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;

отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов (картон, текстильные материалы, металлы, утилизированные материалы) оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки;

изготавливать плоскостные изделия по эскизам;

решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции;

выполнять действия по моделированию и преобразованию модели;

создавать несложные конструкции изделий по технико-технологическим условиям.

По разделу «Практика работы на компьютере» обучающиеся научатся:

рассказывать об основных источниках информации;

рассказывать о правилах организации труда при работе за компьютером;

называть основные функциональные устройства компьютера (системный блок, монитор, клавиатура, мышь, наушники, микрофон);

называть дополнительные компьютерные устройства (принтер, сканер, модем, цифровой фотоаппарат, цифровая видеокамера, видеопроектор, звуковые колонки);

рассказывать о назначении основных функциональных устройств компьютера, периферийных компьютерных устройств; устройств внешней памяти;

соблюдать безопасные приемы труда при работе на компьютере;

включать и выключать компьютер;

использовать приемы работы с дисководом и электронным иском;

использовать приемы работы с мышью;

работать с прикладной программой, используя мышь, осуществлять навигацию по программе, используя элементы управления (кнопки);

работать с текстом и изображением, представленными в компьютере;

соблюдать санитарно-гигиенические правила при работе с компьютерной клавиатурой.

Обучающиеся получат возможность научиться:

ценить традиции трудовых династий (своего региона, страны);

осуществлять проектную деятельность;

создавать образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи, воплощать этот образ в материале;

использовать приемы работы с графическими объектами с помощью компьютерной программы (графический редактор), с программными продуктами, записанными на электронных дисках.

2.Общая характеристика учебного предмета.

Программа предполагает обязательное сочетание индивидуальной работы над заданием с работой в малых группах и с коллективной работой, что особенно актуально для малокомплектных классов сельской школы.

Готовые изделия используются на других уроках, при организации школьных выставок, конкурсов, ярмарок, при оформлении школьных и домашних помещений, для подарков родителям, детским садам, ученикам младших классов.

Программа позволяет осуществлять пропедевтическую профориентационную работу, цель которой – формирование у младших школьников интереса к трудовой и профессиональной деятельности. Для решения этой задачи рекомендуется проводить экскурсии на природу (с целью наблюдения и заготовки природных материалов), посещать местные музеи декоративно-прикладного творчества, выставки.

3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

В соответствии с учебным планом и авторской программой предмет «технология» изучается в 3 классе 1 час в неделю. Общий объем учебного времени составляет 34 часа.

- Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа в соответствии с учебным планом.

1 класс – 33 часа, 33 недели по 1 часу в неделю.

2 класс – 34 часа, 34 недели по 1 часу в неделю.

3 класс – 34 часа, 34 недели по 1 часу в неделю.

4 класс – 34 часа, 34 недели по 1 часу в неделю.

Всего: 135 часов

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания

и творчества; формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации: развитие готовности

к самостоятельным действиям, ответственности за их результаты; формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей; уважения как результат труда других людей;

развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: формирование эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной и отечественной материальной культурой;

формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе доброжелательности, готовности

к сотрудничеству, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнера,

признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

Личностные: умение реализовать потребность школьника в социально значимой и социально оцениваемой деятельности, направленность на достижение творческой самореализации, в том числе с помощью компьютерных технологий, действия, характеризующие уважительное отношение к труду людей и к продукту, производимому людьми разных профессий.

Метапредметные: планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; отбор наиболее эффективных способов решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий, самоконтроль и корректировка хода практической работы, самоконтроль результата практической деятельности путем сравнения его с эталоном (рисунком, схемой, чертежом), оценка результата практической деятельности путем проверки изделия в действии.

Предметные: осуществление поиска необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носителях; сохранение информации на бумажных и электронных носителях в виде упорядоченной структуры; чтение графических изображений (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы);моделирование несложных изделий с разными конструктивными особенностями; конструирование объектов с учетом технических и декоративно-художественных условий: определение особенностей конструкции, подбор соответствующих материалов и инструментов; с равнение конструктивных и декоративных особенностей предметов быта и установление их связи с выполняемыми утилитарными функциями; проектирование изделий: создание образа в соответствии с замыслом, реализация замысла; поиск необходимой информации в Интернете.

6.Содержание учебного предмета.

- Наименование разделов учебной программы и характеристика основных содержательных линий.

      1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание

Распространенные виды профессий, связанных с транспортом для перевозки грузов и сельскохозяйственной техникой (с учетом региональных особенностей).

Организация рабочего места для работы с глиной, металлами, деталями конструктора. Анализ задания, планирование трудового процесса, поэтапный контроль за ходом работы, навыки сотрудничества.

Групповые проекты. Сбор информации о создаваемом изделии, выбор лучшего варианта. Результата проектной деятельности – «Парк машин для перевозки грузов», «Модели сельскохозяйственной техники».

Самообслуживание: подбор материалов, инструментов и приспособлений для работы по перечню в учебнике, выполнение ремонта книг, декоративное оформление культурно-бытовой среды.

  1. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.(24ч.)

Искусственные материалы.

Бумага и картон(9ч.)

Практическое применение картона в жизни. Виды картона, используемые на уроках: цветной, коробочный, гофрированный. Свойства картона: цветной и белый, гибкий, толстый и тонкий, гладкий и шероховатый, однослойный и многослойный, блестящий и матовый. Виды бумаги, используемые на уроках и их свойства: чертежная (белая, толстая, матовая, плотная, гладкая, прочная). Сравнение свойств разных видов картона между собой и с бумагой. Выбор картона для изготовления изделия с учетом свойств по внешним признакам. Экономное расходование картона.

Виды условных графических изображений: эскиз, развертка (их узнавание). Разметка деталей с опорой на эскиз.

Инструменты и приспособления для обработки картона: карандаши простой (твердость ТМ), ножницы, канцелярский макетный нож, шило, линейка, угольник, линейка с бортиком (для работы с ножом), кисточка для клея, дощечка для выполнения работ с макетным ножом и шилом. Приемы безопасного использования канцелярского макетного ножа, шила.

Приемы работы с картоном: разметка циркулем, разрезание и вырезание ножницами, надрезание канцелярским макетным ножом, прокалывание шилом, разметка по линейке и угольнику, сшивание деталей нитками и скобами, сборка скотчем и проволокой, оклеивание кантом, оформление аппликацией, сушка.

Практические работы: изготовление меры для измерения углов, подставок для письменных принадлежностей, коробок со съемной крышкой, упаковок для подарков, новогодних игрушек, открыток, ремонт книг с заменой обложки, декоративных панно, фигурок для театра с подвижными элементами по рисунку, простейшему чертежу, схеме, эскизу.

Текстильные материалы(5ч.)

. Общее понятие о текстильных материалах, их практическое применение в жизни. Виды тканей животного происхождения, используемые на уроках, их сопоставление по цвету, толщине, мягкости, прочности. Экономное расходование ткани при раскрое парных деталей. Выбор ткани и ниток для изготовления изделия в зависимости от их свойств.

Приемы работы с текстильными материалами: закрепление конца нитки петелькой, сшивание деталей из ткани петельным швом, вышивание стебельчатым и тамбурным швами.

Практические работы: изготовление кукол для пальчикового театра, коллажей, аппликаций из ниток, декоративное оформление изделий (открыток, обложек записных книг, подвесок для новогодней елки).

Металлы(1ч.)

Виды проволоки, используемой на уроках: цветная в пластиковой изоляции, тонкая медная. Экономное расходование материалов при разметке.

Приемы работы с проволокой: разметка на глаз, разрезание ножницами, плетение.

Практические работы: изготовление брелка, креплений для подвижного соединения деталей картонных фигурок.

Утилизированные материалы (3ч.)

Пластмассы, используемые в виде вторичного сырья: разъемные упаковки-капсулы. Наблюдения и опыты за технологическими свойствами пластмасс.

Инструменты и приспособления для обработки упаковок-капсул: ножницы, шило, фломастер, дощечка для выполнения работ с шилом.

Приемы работы с упаковками-капсулами: прокалывание шилом, надрезание, соединение деталей гвоздиком, оформление самоклеящейся бумаги.

Практические работы: изготовление игрушек-сувениров.

Конструирование и моделирование(6ч.)

Виды и способы соединения деталей. Общее представление о конструкции прибора для определения движения теплового воздуха, часов, грузового транспорта и сельскохозяйственной техники (трактора). Конструирование и моделирование из металлических стандартных деталей технических моделей по технико-технологическим условиям.

Практические работы: создание устройства из полос бумаги, устройства, демонстрирующего циркуляцию воздуха, змейки для определения движения теплого воздуха, палетки, моделей часов для уроков математики, тележки-платформы.

Примечание

Трудовая деятельность в жизни человека, общее представление о технологическом процессе, самообслуживание в Разделе « Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания».

Практика работы на компьютере(10ч.)

Компьютер и дополнительные устройства, подключаемые к компьютеру (2ч.)

Компьютер как техническое устройство для работы с информацией. Основные устройства компьютера. Назначение основных устройств компьютера.

Дополнительные устройства, подключаемые к компьютеру, их назначение. Носители информации. Электронный диск. Дисковод как техническое устройство для работы с электронными дисками. Приемы работы с электронным диском, обеспечивающие его сохранность.

Основы работы за компьютером (5ч.)

Организация работы на компьютере. Подготовка компьютера к работе (включение компьютера). Правильное завершение работы на компьютере. Организация работы на компьютере с соблюдением санитарно-гигиенических норм.

Мышь. Устройство мыши. Приемы работы с мышью. Компьютерные программы. Понятие о тренажере как программном средстве учебного назначения. Первоначальное понятие об управлении работой компьютерной программы. Управление работой компьютерной программы с помощью мыши.

Клавиатура как устройство для ввода информации в компьютер. Работа на клавиатуре с соблюдением санитарно-гигиенических норм.

Технология работы с инструментальными программами (3ч.)

Графические редакторы, их назначение и возможности использования. Работа с простыми информационными объектами (графическое изображение): создание, редактирование. Вывод изображения на принтер. Использование графического редактора для реализации творческого замысла.

-Перечень лабораторных и практических работ, экскурсий

Практическая работа: изготовление декоративных композиций.

- Направления проектной деятельности обучающихся.

Проект коллективного создания моделей грузовых машин; Проект коллективного создания моделей сельскохозяйственной техники

- Использование резерва учебного времени (не имеется).

7.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

Разделы программы


Содержание

(тема урока)

Кол-во час

Основные виды учебной деятельности

(УУД)





Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (24ч)





Бумага и картон (9ч)

Лепка птиц из глины.

1

Регулятивные: самостоятельно формулировать цель урока после предварите-льного обсуждения; уметь с по-мощью учителя анализировать предложенное задание, отде-лять известное и неизвестное;

Познавательные: Знать по-нятия «разметка», «эскиз», чи-тать чертеж; работать с плот-ной бумагой.

Знать свойства картона. Уметь работать с картоном; выполнять разметку шаблона изделия по эскизу; использовать вырезанный шаб-лон для разметки нужного ко-личества деталей;

Личностные: умение реализовать потребность школьника в социально значимой и социально оцениваемой деятельности, направленность на достижение творческой самореализации, в том числе с помощью компьютерных технологий, действия, характеризующие уважительное отношение к труду людей и к продукту, производимому людьми разных профессий.

Коммуникативные: донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Мера для измерения углов. Устройство из полос бумаги. Техника безопасности

1

Змейка для определения движения теплого воздуха Т.Б.

1

Подвеска на елку.

1

Разметка с помощью линейки по месту Т.Б.

1

Практическая работа: изготовление декоративных композиций.

1

Поздравительные открытки из гофрированного картона. Разметка деталей Т.Б.

1

Подставка для письменных принадлежностей. Т.Б.

1

Изготовление изделий по рисунку. Т.Б.

1





Текстильные материалы (5 ч)






























Текстильные материалы. Куклы для пальчикового театра. Т.Б.

1

Регулятивные: под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражне-ния) для выявления оптималь-ного решения проблемы (зада-чи)

Познавательные: анализировать свойства текс-тильных материалов; анализировать информацию, данную на рисунке; рассказывать, кто, где и как использует текстильные мате-риалы.

Личностные: умение реализовать потребность школьника в социально значимой и социально оцениваемой деятельности, направленность на достижение творческой самореализации, в том числе с помощью компьютерных технологий, действия, характеризующие уважительное отношение к труду людей и к продукту, производимому людьми разных профессий.



Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Куклы для пальчикового театра. Работа с образцами Т.Б.

1

Коллаж «Семейные портреты» Т.Б.

1

Аппликация из ниток Т.Б.

1

Нитяная графика на картонной основе. Работа по плану Т. Б.

1

Металлы

(1 ч)

Украшение из фольги. Свойства фольги Т.Б.

1

Регулятивные: в диалоге с учителем учиться вырабаты-вать критерии оценки и опре-делять степень успешности вы-полнения своей работы и рабо-ты всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные: Знать пра-вила работы с фольгой; для че-го применяется фольга; Уметь выполнять украшение из фоль-ги для подарка.

Личностные: умение реализовать потребность школьника в социально значимой и социально оцениваемой деятельности, направленность на достижение творческой самореализации, в том числе с помощью компьютерных технологий, действия, характеризующие уважительное отношение к труду людей и к продукту, производимому людьми разных профессий.

Коммуникативные: уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе.



Утилизированные материалы (3ч)

Самодельный компас Т.Б.

1

Регулятивные: осуществлять текущий и точности выполне-ния технологических операций итоговый контроль общего ка-чества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходи-мые конструктивные доработ-ки;

Познавательные: уметь вы-полнять сувениры из малень-ких упаковок-капсул; анализи-ровать приемы работы по ри-сунку; рассказывать о свойст-вах материалов, необходимых для работы

Личностные: умение реализовать потребность школьника в социально значимой и социально оцениваемой деятельности, направленность на достижение творческой самореализации, в том числе с помощью компьютерных технологий, действия, характеризующие уважительное отношение к труду людей и к продукту, производимому людьми разных профессий.

Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Весы для определения веса воздуха. Т.Б.

1

Игрушки-сувениры из пластмассовых упаковок капсул Т.Б.

1



Конструирование и моделирование (6 ч)

Конструкция изделия. Виды конструкции. Т.Б.

1

Регулятивные: в диалоге с учителем учиться вырабаты-вать критерии оценки и опреде-лять степень успешности вы-полнения своей работы и рабо-ты всех, исходя из имеющихся критериев

Познавательные: знать пра-вила работы с конструктором; приемы работы с деталями ме-таллического конструктора; названия деталей конструкто-ра. Уметь собирать модели из конструктора; знать понятие «проект»; этапы проектирова-ния; современную сельскохо-зяйственную технику.

Личностные: умение реализовать потребность школьника в социально значимой и социально оцениваемой деятельности, направленность на достижение творческой самореализации, в том числе с помощью компьютерных технологий, действия, характеризующие уважительное отношение к труду людей и к продукту, производимому людьми разных профессий.

Коммуникативные: донести свою позицию до других:офор-млять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций

Работа с конструктором Т.Б.

1

Сборка модели по образцу Т.Б.

1

Демонтаж изделия Т.Б.

1

Проект коллективного создания моделей грузовых машин Т.Б.

1

Проект коллективного создания моделей сельскохозяйственной техники.

1

Практика работы на компьютере (10 ч)



Компьютер и дополнительные устройства, подключаемые к компьютеру (2 ч)



Основы работы за компьютером (5 ч)





Технология работы с инструментальными программами (3 ч)

Компьютер как техническое свойство для работы с информацией.

1

Регулятивные: уметь совмест-но с учителем выявлять и фор-мулировать учебную проблему; под контролем учителя выпол-нять пробные поисковые дейс-твия.

Познавательные: знать по-нятие «информация»; как мож-но получить, сохранить инфор-мацию, выполнить вычисления (преобразовать) числовую ин-формацию; знать, что компь-ютер – техническое устройство для получения, передачи, хра-нения и преобразования инфор-мации; понятия «системный блок», «монитор»

Личностные: умение реализовать потребность школьника в социально значимой и социально оцениваемой деятельности, направленность на достижение творческой самореализации, в том числе с помощью компьютерных технологий, действия, характеризующие уважительное отношение к труду людей и к продукту, производимому людьми разных профессий.

Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Организация работы на компьютере.

1

Мышь. Устройство мыши.

1

Приёмы работы с мышью.

1

Компьютерные программы. Клавиатура.

1

Клавиатура как устройство для ввода информации.

1

Работа на клавиатуре.

1

Графические редакторы, их назначение и возможности использования.

1

Вывод изображения на принтер.

1

Использование графического редактора для реализации

творческого замысла.

1


8.Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса.

- Печатные пособия

«Программа по технологии» (авторы: Т.М. Рогозина, И.Б. Мылова) , сб. Программы по учебным предметам. Примерный учебный план [Текст]: 1-4 кл.: в 2 ч./ Сост. Р.Г.Чуракова - М.: Академкнига/ Учебник, 2012.- Ч. 2: 240 с.

Рагозина Т.М., Гринева А.А., Мылова И.Б. Технология. 3 класс: Учебник. – М.: Академкнига/Учебник.2013 год

- Экранно-звуковые пособия:

мультимедийные презентации, соответствующие содержанию обучения

- Технические средства обучения (средства ИКТ):

Ноутбук, компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, клавиатура, мышь принтер.

-Цифровые и электронные образовательные ресурсы

-Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Конструктор металлический, весы демонстрационные, компас.

























Пояснительная записка к рабочей программе по технологии УМК ПНШ 3 класс
  • Начальные классы
Описание:

 Программа по технологии составлена на основе: авторской программы  по технологии  (авторы:  Т.М. Рогозина, И.Б. Мылова) , сб. Программы по учебным предметам. Примерный учебный план [Текст]: 1-4 кл.: в 2 ч./ Сост. Р.Г.Чуракова - М.: Академкнига/  Учебник, 2012.- Ч. 2: 240 с. , соответствует требованиям федерального компонента государственного образовательного стандарта начального образования.

Программа предполагает обязательное сочетание индивидуальной работы над заданием с работой в малых группах и с коллективной работой, что особенно актуально для малокомплектных классов сельской школы

Автор Хохлова Алевтина Григорьевна
Дата добавления 21.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 778
Номер материала 9744
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓