1.
Пояснительная
записка
- Нормативные акты и учебно-методические
документы, на основании которых разработана рабочая программа.
Программа
по технологии составлена на основе: авторской
программы «Программы по технологии» (авторы: Т.М.
Рогозина, И.Б. Мылова) , сб. Программы по учебным предметам. Примерный
учебный план [Текст]: 1-4 кл.: в 2 ч./ Сост. Р.Г.Чуракова - М.: Академкнига/
Учебник, 2012.- Ч. 2: 240 с. , соответствует требованиям федерального
компонента государственного образовательного стандарта начального образования.
- Общие цели образования с учётом
специфики учебного предмета.
«Курс
технологии» реализует решение следующих задач:
- стимулирование и
развитие любознательности, интереса к технике, миру профессий, потребности
познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
- формирование
картины материальной и духовной культуры как продукта творческой
предметно-преобразующей деятельности человека;
- формирование
мотивации успеха и достижений, творческой самореализации, интереса к
предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;
- формирование первоначальных конструкторско-технологических
знаний и умений;
- развитие
знаково-символического и пространственного мышления, творческого и
репродуктивного воображения, творческого мышления;
- формирование
внутреннего плана деятельности на основе поэтапной обработки предметно-преобразовательных
действий, включающих целеполагание, планирование (умение составлять план
действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование
(предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения
действия), контроль, коррекции и оценку;
- овладение
первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации,
использования компьютера; поиска (проверки) необходимой информации в словарях,
каталоге библиотеки.
-
Роль учебного, предмета в достижении обучающимися планируемых результатов
освоения основной образовательной программы школы.
Обучающийся
научится
• рассказывать о
практическом применении картона и текстильных материалов в жизни;
• рассказывать о
мастерах своего региона и их профессиях, связанных с обработкой текстильных
материалов;
• рассказывать о
современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей), связанных с
сельскохозяйственной техникой, и описывать их особенности;
• анализировать
задания, планировать трудовой процесс и осуществлять поэтапный контроль за
ходом работы;
• осуществлять
сотрудничество при выполнении коллективной работы;
• выполнять
доступные действия по самообслуживанию (подбор материалов, инструментов и
приспособлений для работы по перечню в учебнике, декоративное оформление
культурно-бытовой среды);
• отбирать картон
с учетом его свойств;
• применять приемы
рациональной и безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка,
угольник), колющими (шило);
• экономно
размечать материалы по линейке и по угольнику;
• работать с
простейшей технической документацией: распознавать эскизы, читать их и
выполнять разметку с опорой на них;
• отбирать и
выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов (картон, текстильные
материалы, металлы, утилизированные материалы) оптимальные и доступные
технологические приемы их ручной обработки;
• изготавливать
плоскостные изделия по эскизам;
• решать
простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа
соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции;
• выполнять
действия по моделированию и преобразованию модели;
• создавать
несложные конструкции изделий по технико-технологическим условиям.
По разделу
«Практика работы на компьютере» обучающиеся научатся:
• рассказывать об основных
источниках информации;
• рассказывать о
правилах организации труда при работе за компьютером;
• называть
основные функциональные устройства компьютера (системный блок, монитор,
клавиатура, мышь, наушники, микрофон);
• называть
дополнительные компьютерные устройства (принтер, сканер, модем, цифровой
фотоаппарат, цифровая видеокамера, видеопроектор, звуковые колонки);
• рассказывать о
назначении основных функциональных устройств компьютера, периферийных
компьютерных устройств; устройств внешней памяти;
• соблюдать
безопасные приемы труда при работе на компьютере;
• включать и
выключать компьютер;
• использовать
приемы работы с дисководом и электронным иском;
• использовать
приемы работы с мышью;
• работать с
прикладной программой, используя мышь, осуществлять навигацию по программе,
используя элементы управления (кнопки);
• работать с
текстом и изображением, представленными в компьютере;
• соблюдать
санитарно-гигиенические правила при работе с компьютерной клавиатурой.
Обучающиеся
получат возможность научиться:
• ценить традиции
трудовых династий (своего региона, страны);
• осуществлять
проектную деятельность;
• создавать образ
конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи, воплощать этот
образ в материале;
• использовать
приемы работы с графическими объектами с помощью компьютерной программы
(графический редактор), с программными продуктами, записанными на электронных
дисках.
2.Общая
характеристика учебного предмета.
Программа
предполагает обязательное сочетание индивидуальной работы над заданием с
работой в малых группах и с коллективной работой, что особенно актуально для
малокомплектных классов сельской школы.
Готовые изделия
используются на других уроках, при организации школьных выставок, конкурсов,
ярмарок, при оформлении школьных и домашних помещений, для подарков родителям,
детским садам, ученикам младших классов.
Программа
позволяет осуществлять пропедевтическую профориентационную работу, цель которой
– формирование у младших школьников интереса к трудовой и профессиональной
деятельности. Для решения этой задачи рекомендуется проводить экскурсии на
природу (с целью наблюдения и заготовки природных материалов), посещать местные
музеи декоративно-прикладного творчества, выставки.
3.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
В
соответствии с учебным планом и авторской программой предмет «технология»
изучается в 3 классе 1 час в неделю. Общий объем учебного времени составляет 34
часа.
-
Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа
в соответствии с учебным планом.
1
класс – 33 часа, 33 недели по 1 часу в неделю.
2
класс – 34 часа, 34 недели по 1 часу в неделю.
3
класс – 34 часа, 34 недели по 1 часу в неделю.
4
класс – 34 часа, 34 недели по 1 часу в неделю.
Всего:
135 часов
4. Описание ценностных
ориентиров содержания учебного предмета
—
развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и
самовоспитанию, а именно: развитие широких познавательных интересов, инициативы
и любознательности, мотивов познания
и
творчества; формирование умения учиться и способности к организации своей
деятельности (планированию, контролю, оценке);
—
развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как
условия её самоактуализации: развитие готовности
к
самостоятельным действиям, ответственности за их результаты; формирование
целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению
трудностей; уважения как результат труда других людей;
—
развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе
общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: формирование
эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной и
отечественной материальной культурой;
—
формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе
доброжелательности, готовности
к
сотрудничеству, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; уважения к окружающим
— умения слушать и слышать партнера,
признавать
право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех
участников.
5.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного
учебного предмета, курса
Личностные: умение
реализовать потребность школьника в социально значимой и социально оцениваемой
деятельности, направленность на достижение творческой самореализации, в том
числе с помощью компьютерных технологий, действия, характеризующие уважительное
отношение к труду людей и к продукту, производимому людьми разных профессий.
Метапредметные:
планирование последовательности практических действий для реализации замысла,
поставленной задачи; отбор наиболее эффективных способов решения
конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости
от конкретных условий, самоконтроль и корректировка хода практической работы,
самоконтроль результата практической деятельности путем сравнения его с
эталоном (рисунком, схемой, чертежом), оценка результата практической
деятельности путем проверки изделия в действии.
Предметные:
осуществление поиска необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках,
в том числе на электронных носителях; сохранение информации на бумажных и
электронных носителях в виде упорядоченной структуры; чтение графических
изображений (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы);моделирование
несложных изделий с разными конструктивными особенностями; конструирование
объектов с учетом технических и декоративно-художественных условий: определение
особенностей конструкции, подбор соответствующих материалов и инструментов; с
равнение конструктивных и декоративных особенностей предметов быта и
установление их связи с выполняемыми утилитарными функциями; проектирование
изделий: создание образа в соответствии с замыслом, реализация замысла; поиск
необходимой информации в Интернете.
6.Содержание учебного
предмета.
-
Наименование разделов учебной программы и характеристика основных
содержательных линий.
1.
Общекультурные
и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Распространенные
виды профессий, связанных с транспортом для перевозки грузов и
сельскохозяйственной техникой (с учетом региональных особенностей).
Организация
рабочего места для работы с глиной, металлами, деталями конструктора. Анализ
задания, планирование трудового процесса, поэтапный контроль за ходом работы,
навыки сотрудничества.
Групповые проекты.
Сбор информации о создаваемом изделии, выбор лучшего варианта. Результата
проектной деятельности – «Парк машин для перевозки грузов», «Модели
сельскохозяйственной техники».
Самообслуживание:
подбор материалов, инструментов и приспособлений для работы по перечню в
учебнике, выполнение
ремонта книг, декоративное
оформление культурно-бытовой среды.
2. Технология
ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.(24ч.)
Искусственные
материалы.
Бумага и картон(9ч.)
Практическое
применение картона в жизни. Виды картона, используемые на уроках: цветной,
коробочный, гофрированный. Свойства картона: цветной и белый, гибкий, толстый и
тонкий, гладкий и шероховатый, однослойный и многослойный, блестящий и матовый.
Виды бумаги, используемые на уроках и их свойства: чертежная (белая, толстая,
матовая, плотная, гладкая, прочная). Сравнение свойств разных видов картона
между собой и с бумагой. Выбор картона для изготовления изделия с учетом
свойств по внешним признакам. Экономное расходование картона.
Виды условных
графических изображений: эскиз, развертка (их узнавание). Разметка деталей с
опорой на эскиз.
Инструменты и
приспособления для обработки картона: карандаши простой (твердость ТМ),
ножницы, канцелярский макетный нож, шило, линейка, угольник, линейка с бортиком
(для работы с ножом), кисточка для клея, дощечка для выполнения работ с
макетным ножом и шилом. Приемы безопасного использования канцелярского
макетного ножа, шила.
Приемы работы с
картоном: разметка циркулем, разрезание и вырезание ножницами, надрезание
канцелярским макетным ножом, прокалывание шилом, разметка по линейке и
угольнику, сшивание деталей нитками и скобами, сборка скотчем и проволокой,
оклеивание кантом, оформление аппликацией, сушка.
Практические
работы: изготовление меры для измерения углов, подставок для письменных
принадлежностей, коробок со съемной крышкой, упаковок для подарков, новогодних
игрушек, открыток, ремонт книг с заменой обложки, декоративных панно, фигурок
для театра с подвижными элементами по рисунку, простейшему чертежу, схеме,
эскизу.
Текстильные
материалы(5ч.)
. Общее понятие о
текстильных материалах, их практическое применение в жизни. Виды тканей
животного происхождения, используемые на уроках, их сопоставление по цвету,
толщине, мягкости, прочности. Экономное расходование ткани при раскрое парных
деталей. Выбор ткани и ниток для изготовления изделия в зависимости от их
свойств.
Приемы работы с
текстильными материалами: закрепление конца нитки петелькой, сшивание деталей
из ткани петельным швом, вышивание стебельчатым и тамбурным швами.
Практические
работы: изготовление кукол для пальчикового театра, коллажей, аппликаций из
ниток, декоративное оформление изделий (открыток, обложек записных книг,
подвесок для новогодней елки).
Металлы(1ч.)
Виды
проволоки, используемой на уроках: цветная в пластиковой изоляции, тонкая
медная. Экономное расходование материалов при разметке.
Приемы работы с
проволокой:
разметка на глаз, разрезание ножницами, плетение.
Практические
работы: изготовление брелка, креплений для подвижного соединения деталей
картонных фигурок.
Утилизированные
материалы (3ч.)
Пластмассы,
используемые в виде вторичного сырья: разъемные упаковки-капсулы. Наблюдения
и опыты за технологическими свойствами пластмасс.
Инструменты и
приспособления для обработки упаковок-капсул: ножницы, шило, фломастер, дощечка
для выполнения работ с шилом.
Приемы работы с
упаковками-капсулами: прокалывание шилом, надрезание, соединение деталей
гвоздиком, оформление самоклеящейся бумаги.
Практические
работы: изготовление игрушек-сувениров.
Конструирование и моделирование(6ч.)
Виды и способы
соединения деталей. Общее представление о конструкции прибора для определения
движения теплового воздуха, часов, грузового транспорта и сельскохозяйственной
техники (трактора). Конструирование и моделирование из металлических
стандартных деталей технических моделей по технико-технологическим условиям.
Практические
работы: создание устройства из полос бумаги, устройства, демонстрирующего циркуляцию
воздуха, змейки для определения движения теплого воздуха, палетки, моделей
часов для уроков математики, тележки-платформы.
Примечание
Трудовая
деятельность в жизни человека, общее представление о технологическом процессе,
самообслуживание в Разделе « Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы
культуры труда, самообслуживания».
Практика работы на
компьютере(10ч.)
Компьютер и
дополнительные устройства, подключаемые к компьютеру (2ч.)
Компьютер как
техническое устройство для работы с информацией. Основные устройства
компьютера. Назначение основных устройств компьютера.
Дополнительные
устройства, подключаемые к компьютеру, их назначение. Носители информации.
Электронный диск. Дисковод как техническое устройство для работы с электронными
дисками. Приемы работы с электронным диском, обеспечивающие его сохранность.
Основы работы за
компьютером (5ч.)
Организация работы
на компьютере. Подготовка компьютера к работе (включение компьютера).
Правильное завершение работы на компьютере. Организация работы на компьютере с
соблюдением санитарно-гигиенических норм.
Мышь. Устройство
мыши. Приемы работы с мышью. Компьютерные программы. Понятие о тренажере как
программном средстве учебного назначения. Первоначальное понятие об управлении
работой компьютерной программы. Управление работой компьютерной программы с
помощью мыши.
Клавиатура как
устройство для ввода информации в компьютер. Работа на клавиатуре с соблюдением
санитарно-гигиенических норм.
Технология работы
с инструментальными программами (3ч.)
Графические
редакторы, их назначение и возможности использования. Работа с простыми
информационными объектами (графическое изображение): создание, редактирование.
Вывод изображения на принтер. Использование графического редактора для
реализации творческого замысла.
-Перечень лабораторных и практических
работ, экскурсий
Практическая
работа: изготовление декоративных композиций.
- Направления проектной деятельности
обучающихся.
Проект коллективного создания моделей
грузовых машин; Проект коллективного создания моделей сельскохозяйственной
техники
- Использование резерва учебного времени
(не имеется).
7.Тематическое
планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
Разделы программы
|
Содержание
(тема урока)
|
Кол-во час
|
Основные виды учебной деятельности
(УУД)
|
Технология
ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (24ч)
Бумага и
картон (9ч)
|
Лепка
птиц из глины.
|
1
|
Регулятивные:
самостоятельно
формулировать цель урока после предварите-льного обсуждения; уметь с по-мощью
учителя анализировать предложенное задание, отде-лять известное и
неизвестное;
Познавательные: Знать
по-нятия «разметка», «эскиз», чи-тать чертеж; работать с плот-ной бумагой.
Знать свойства картона. Уметь работать с картоном; выполнять
разметку шаблона изделия по эскизу; использовать вырезанный шаб-лон для
разметки нужного ко-личества деталей;
Личностные: умение
реализовать потребность школьника в социально значимой и социально
оцениваемой деятельности, направленность на достижение творческой
самореализации, в том числе с помощью компьютерных технологий, действия,
характеризующие уважительное отношение к труду людей и к продукту,
производимому людьми разных профессий.
Коммуникативные: донести
свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с
учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
|
Мера для
измерения углов. Устройство из полос бумаги. Техника безопасности
|
1
|
Змейка
для определения движения теплого воздуха Т.Б.
|
1
|
Подвеска
на елку.
|
1
|
Разметка
с помощью линейки по месту Т.Б.
|
1
|
Практическая
работа: изготовление декоративных композиций.
|
1
|
Поздравительные
открытки из гофрированного картона. Разметка деталей Т.Б.
|
1
|
Подставка
для письменных принадлежностей. Т.Б.
|
1
|
Изготовление
изделий по рисунку. Т.Б.
|
1
|
Текстильные
материалы (5 ч)
|
Текстильные
материалы. Куклы для пальчикового театра. Т.Б.
|
1
|
Регулятивные: под контролем учителя выполнять пробные
поисковые действия (упражне-ния) для выявления оптималь-ного решения проблемы
(зада-чи)
Познавательные: анализировать
свойства текс-тильных материалов; анализировать информацию, данную на
рисунке; рассказывать, кто, где и как использует текстильные мате-риалы.
Личностные: умение
реализовать потребность школьника в социально значимой и социально
оцениваемой деятельности, направленность на достижение творческой
самореализации, в том числе с помощью компьютерных технологий, действия,
характеризующие уважительное отношение к труду людей и к продукту,
производимому людьми разных профессий.
Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку
зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
|
Куклы для пальчикового театра. Работа с
образцами Т.Б.
|
1
|
Коллаж
«Семейные портреты» Т.Б.
|
1
|
Аппликация
из ниток Т.Б.
|
1
|
Нитяная
графика на картонной основе. Работа по плану Т. Б.
|
1
|
Металлы
(1 ч)
|
Украшение
из фольги. Свойства фольги Т.Б.
|
1
|
Регулятивные: в
диалоге с учителем учиться вырабаты-вать критерии оценки и опре-делять
степень успешности вы-полнения своей работы и рабо-ты всех, исходя из
имеющихся критериев.
Познавательные: Знать пра-вила работы с фольгой; для че-го
применяется фольга; Уметь выполнять
украшение из фоль-ги для подарка.
Личностные: умение
реализовать потребность школьника в социально значимой и социально
оцениваемой деятельности, направленность на достижение творческой
самореализации, в том числе с помощью компьютерных технологий, действия,
характеризующие уважительное отношение к труду людей и к продукту,
производимому людьми разных профессий.
Коммуникативные: уметь
сотрудничать, выполняя различные роли в группе.
|
Утилизированные
материалы (3ч)
|
Самодельный
компас Т.Б.
|
1
|
Регулятивные: осуществлять текущий и точности выполне-ния
технологических операций итоговый контроль общего ка-чества выполненного
изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходи-мые
конструктивные доработ-ки;
Познавательные: уметь
вы-полнять сувениры из малень-ких упаковок-капсул; анализи-ровать приемы
работы по ри-сунку; рассказывать о свойст-вах материалов, необходимых для
работы
Личностные: умение
реализовать потребность школьника в социально значимой и социально
оцениваемой деятельности, направленность на достижение творческой
самореализации, в том числе с помощью компьютерных технологий, действия,
характеризующие уважительное отношение к труду людей и к продукту,
производимому людьми разных профессий.
Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку
зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
|
Весы для
определения веса воздуха. Т.Б.
|
1
|
Игрушки-сувениры
из пластмассовых упаковок капсул Т.Б.
|
1
|
Конструирование
и моделирование (6 ч)
|
Конструкция
изделия. Виды конструкции. Т.Б.
|
1
|
Регулятивные: в
диалоге с учителем учиться вырабаты-вать критерии оценки и опреде-лять
степень успешности вы-полнения своей работы и рабо-ты всех, исходя из
имеющихся критериев
Познавательные: знать пра-вила работы с конструктором;
приемы работы с деталями ме-таллического конструктора; названия деталей
конструкто-ра. Уметь собирать
модели из конструктора; знать
понятие «проект»; этапы проектирова-ния; современную сельскохо-зяйственную
технику.
Личностные: умение
реализовать потребность школьника в социально значимой и социально
оцениваемой деятельности, направленность на достижение творческой
самореализации, в том числе с помощью компьютерных технологий, действия,
характеризующие уважительное отношение к труду людей и к продукту,
производимому людьми разных профессий.
Коммуникативные: донести
свою позицию до других:офор-млять свои мысли в устной и письменной речи с
учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций
|
Работа с
конструктором Т.Б.
|
1
|
Сборка
модели по образцу Т.Б.
|
1
|
Демонтаж изделия Т.Б.
|
1
|
Проект коллективного создания моделей
грузовых машин Т.Б.
|
1
|
Проект
коллективного создания моделей сельскохозяйственной техники.
|
1
|
Практика
работы на компьютере (10 ч)
Компьютер
и дополнительные устройства, подключаемые к компьютеру (2 ч)
Основы
работы за компьютером (5 ч)
Технология
работы с инструментальными программами (3 ч)
|
Компьютер
как техническое свойство для работы с информацией.
|
1
|
Регулятивные: уметь
совмест-но с учителем выявлять и фор-мулировать учебную проблему; под контролем учителя выпол-нять пробные
поисковые дейс-твия.
Познавательные: знать по-нятие «информация»; как мож-но
получить, сохранить инфор-мацию, выполнить вычисления (преобразовать)
числовую ин-формацию; знать, что
компь-ютер – техническое устройство для получения, передачи, хра-нения и
преобразования инфор-мации; понятия «системный блок», «монитор»
Личностные: умение
реализовать потребность школьника в социально значимой и социально
оцениваемой деятельности, направленность на достижение творческой
самореализации, в том числе с помощью компьютерных технологий, действия,
характеризующие уважительное отношение к труду людей и к продукту,
производимому людьми разных профессий.
Коммуникативные: слушать
других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою
точку зрения.
|
Организация
работы на компьютере.
|
1
|
Мышь. Устройство мыши.
|
1
|
Приёмы работы с мышью.
|
1
|
Компьютерные
программы. Клавиатура.
|
1
|
Клавиатура
как устройство для ввода информации.
|
1
|
Работа
на клавиатуре.
|
1
|
Графические
редакторы, их назначение и возможности использования.
|
1
|
Вывод
изображения на принтер.
|
1
|
Использование графического редактора для реализации
творческого
замысла.
|
1
|
8.Описание
материально-
технического обеспечения образовательного процесса.
- Печатные пособия
«Программа по
технологии» (авторы: Т.М. Рогозина, И.Б. Мылова)
, сб. Программы по учебным предметам. Примерный учебный план [Текст]: 1-4 кл.:
в 2 ч./ Сост. Р.Г.Чуракова - М.: Академкнига/ Учебник, 2012.- Ч. 2: 240 с.
Рагозина Т.М.,
Гринева А.А., Мылова И.Б. Технология. 3 класс: Учебник. – М.:
Академкнига/Учебник.2013 год
-
Экранно-звуковые пособия:
мультимедийные
презентации, соответствующие содержанию обучения
-
Технические средства обучения (средства ИКТ):
Ноутбук,
компьютер,
интерактивная
доска, мультимедийный проектор, клавиатура, мышь принтер.
-Цифровые
и электронные образовательные ресурсы
-Учебно-практическое
и учебно-лабораторное оборудование
Конструктор
металлический, весы демонстрационные, компас.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.